Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 7.1. Разработка стратегии охраны здоровья матери и ребенка

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Руководство по социальной педиатрии / 7.1. Разработка стратегии охраны здоровья матери и ребенка
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 4451; прочтений - 13882
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

7.1. Разработка стратегии охраны здоровья матери и ребенка

В целях реализации стратегии «Здоровье для всех в XXI -м веке» ВОЗ рекомендовано странам-участницам этой международной организации придать надлежащий приоритет, прежде всего, медико-социальным потребностям подрастающего поколения, усилить меры профилактики, роль первичной медико-санитарной помощи. Исследования последних лет свидетельствуют о декларативности целого ряда призывов в области охраны здоровья детей.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 05.05.1999 № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» были сформулированы меры по совершенствованию медицинской помощи детям и подросткам на ближайшее годы. Среди этих мер, была одна, которая вызвала неоднозначную реакцию практически врачей, это положение о том, что дети, достигшие 15 летнего возраста, не передаются в подростковые кабинеты территориальных поликлиник для взрослых, а остаются под наблюдением участкового врача-педиатра до достижения ими возраста 18 лет.

Следует отметить, что десять лет прошедшие с момента выхода этого приказа не принесли позитивных изменений, поскольку заболеваемость детей и подростков за этот период значительно выросла по многим классам болезней. Например, показатель заболеваемости на 100 тыс. подростков по ожирению увеличился в 1,8 раза. По таким классам болезней, как заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани  в 1,4 раза, органов пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, мочеполовой системы, крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм  в 1,3 раза, глаза и его придаточного аппарата  в 1,2 раза. А самое главное выросло число детей старше 12-летнего возраста с девиантным поведением.

По нашему мнению рост показателей заболеваемости детей и подростков нельзя объяснить исключительно улучшением выявления патологии, как иногда трактуется в официальных документах региональных министерств здравоохранения. Снижение уровня здоровья детей является отражением многих процессов, происходящих в российском обществе, прежде всего это снижение ответственности социальных институтов государства по отношению к семье и её членам. Следствием этого явилась деградация определенной части семей и снижение их социального статуса, декларативность обязательств государства по охране здоровья граждан, охране окружающей среды, обеспечения приемлемого уровня доступности медицинской и социальной помощи женщинам и детям.

В современных социально-экономических условиях России XXI века актуальной задачей является создание оптимальных условий для здорового материнства, обеспечения рождения и развития здорового ребенка. В то же время, экономические трудности последних десятилетий, снижение внимания со стороны государства к социальным проблемам, усложнение экологической ситуации, резкое ограничение финансирования здравоохранения и медицинской науки привели к значительному уменьшению числа здоровых детей - в разных регионах оно колеблется от 4% до 10% (Баранов А.А. с соавт., 2003).

Основные цели социально-экономического развития РФ и здоровье детей. Подпрограмма «Здоровый ребенок» федеральной программы «Дети России». Осуществление подпрограммы, как ожидается, позволит повлиять на сложившиеся в последние годы устойчивые негативные тенденции динамики состояния здоровья детей. Однако, недостаточный объём финансирования и отсутствие ряда важнейших мероприятий в разделах «Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребёнка» и «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» не позволит в полной мере решить проблемы улучшения здоровья детей, снижения детской заболеваемости, инвалидности, смертности (Чичерин Л.П. с соавт., 2000; Баранов А.А. Альбицкий В.Ю., 2005).

В этой связи, исходя из целей социально-экономического развития, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральных агентств и федеральных служб, а также координируемых государственных внебюджетных фондов направлена на достижение следующих стратегических целей (рис. 7.1).

Стратегические цели социально-экономического развития России в начале XXI века.

Рис. 7.1. Стратегические цели социально-экономического развития России в начале XXI века.

В связи с изложенным, для успешного решения задач целесообразно в ближайшее время провести корректировку подпрограммы «Здоровый ребёнок», предусмотрев в 2010─2020 гг. увеличение финансирования и расширение перечня мероприятий по ее разделам. В настоящее же время требуется безотлагательное внедрение ряда эффективных профилактических, лечебных и реабилитационных технологий, в том числе:

  • Технологии нормализации минерального статуса и коррекции алиментарно-зависимых состояний у детей;
  • Современные технологии организации питания детей в образовательных учреждениях;
  • Многоуровневая система просвещения в области здоровья (здоровое питание, школы по формированию здорового образа жизни);
  • Компьютерная диагностика и мониторинг психоневрологического статуса и когнитивной сферы у детей;
  • Эффективные технологий реабилитации недоношенных и маловесных детей;
  • Компьютерные технологии прогноза риска развития внутриутробной инфекции новорожденного;
  • Методы раннего выявления наркотической зависимости у несовершеннолетних детей.
  • Современные организационные технологии медицинской помощи детям на амбулаторно - поликлиническом уровне.
  • Система этапного наблюдения, ранней диагностики и коррекции нарушений репродуктивного здоровья подростков;
  • Эффективные модели медицинского обеспечения юношей - подростков до первоначальной постановки на воинский учет;
  • Эффективные модели профилактики распространенных болезней у школьников (нарушения обмена, болезни органов пищеварения, кариес, нарушения осанки, близорукость).
  • Кроме того, в рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» необходимо поддержать ряд научных исследований фундаментального и прикладного характера, включая:

  • Молекулярно-генетические (анализ спектра мутационных повреждений при ряде моногенных патологий, анализ молекулярных основ наследственной предрасположенности при наиболее часто встречающейся патологии в педиатрической практике, молекулярно-генетический анализ наследственной гетерогенности физиологических функций у детей и подростков, разработка методических основ диагностики метаболических заболеваний).
  • Углубленное изучение механизмов функционирования основных физиологических систем в критические периоды развития и при заболеваниях (сердечно-сосудистая, эндокринная, иммунная, центральная нервная система);
  • Изучение реакций детского организма на острый и хронический стресс;
  • Научное обоснование территориальной модели «здоровое питание в школе»;
  • Мониторинг алиментарно зависимых состояний и оценка эффективности их пре- и постнатальной профилактики;
  • Разработка методов ранней диагностики, профилактики и коррекции нарушений костной минерализации у детей;
  • Разработка формуляров ранней диагностики психоневрологической патологии у детей;
  • Научное обоснование стандартов профилактической работы и критериев оценки ее эффективности
  • Разработка принципов межведомственного подхода к профилактике распространенных болезней у школьников (болезни органов зрения, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения).
  • Следует отметить, что вышеуказанные цели и задачи общего плана характерны для России в целом, в то время как каждый из семи федеральных округов имеет особенности, как географического, так и социально-экономического плана, что определяет региональную направленность и приоритизацию основных целей и задач, как во временном, так и в структурном компоненте. Региональные особенности требуется учитывать при планировании и организации медико-социальной помощи детям и подросткам.

    Региональные особенности охраны здоровья детей. Российское государство, несмотря на распад СССР, занимает значительную территорию Евразийского материка, что предопределило региональное деление в виде формирования 7 социально-экономических зон или Федеральных округов. Вполне естественно, что в каждом округе имеются свои особенности охраны здоровья детей и подростков. Самым отделённым является Дальневосточный федеральный округ (ДФО). Он занимает уникальное экономико-географическое и геополитическое положение внутри России и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обладает огромным ресурсным потенциалом. ДФО представляет обширный макрорегион, площадь которого составляет 6,2 млн. кв. км, или 36,4% всей территории России (рис. 7.2). Расселение на территории округа неоднородно, в среднем плотность населения в субъектах федерации колеблется от 0,1 человека на кв. км в Чукотском и Корякском автономных округах до 12,99 – в Приморском крае. Численность населения ДВФО в 2009 году составляет около 6,6 млн. человек, что соответствует 4,62% от всего населения России. В составе ДВФО насчитывается 70 городов, из которых 45 – республиканского, краевого, областного и окружного подчинения.

    Под влиянием социально-экономичсеских реформ последних двадцати лет в ДФО отчетливо проявились неблагоприятные демографические тенденции, снизился прирост населения, произошло перераспределение трудовых ресурсов в города в ущерб сельской местности, возросли миграционные потоки. Одновременно повысились уровни общей смертности, хронической неинфекционной заболеваемости.

    Эти тенденции в состоянии здоровья дальневосточников проявились в результате, прежде всего, резкого ухудшения социально-экономической ситуации в стране (Онищенко Г.Г. с соавт., 2002; Щепин О.П., Тишук Е.А., 2005).

    Дальневосточный Федеральный округ 

    Рис. 7.2. Дальневосточный Федеральный округ 

    Если структура и динамика общей заболеваемости в регионе определяется, прежде всего, особенностями социально-экономического положения населения, то формирование и распространенность органной патологии связаны с климато-географическими и биогеохимическими особенностями территории, развитием промышленности, показателями загрязнения окружающей среды, социально-экономическими условиями и т.п.

    На фоне роста промышленного потенциала территорий Дальнего Востока, наблюдался дисбаланс роста социальной сферы, особенно отрасли здравоохранения. При планировании инфраструктуры здравоохранения этих территории сохранялся единый подход для всего государства в целом, что ставило отдаленные от центра субъекты федерации в весьма невыгодное положение (Пригорев В.Б. с соавт., 2003).

    С одной стороны в отдаленных, северных и приравненных к ним районах этих территорий плотность населения была значительно меньше, чем 1 человек на квадратный километр, что требовало создания особой структуры и организации медицинской помощи не предусмотренной отраслевыми нормативами и стандартами. С другой стороны суровые климатические условия, слабая транспортная инфраструктура, нерешенные экологические проблемы, неравномерность расселения в сочетании с низкой плотностью, неадекватные условия труда и быта формировали более высокий уровень заболеваемости, инвалидизации, смертности подрастающего поколения (Дьяченко В.Г., Соколов В.Н., 2000; Diatchenko V.G. et аl., 2000). Эти и многие другие особенности выше указанных территорий зачастую требовали особых подходов к планированию структурных элементов систем охраны здоровья детей, разработки и реализации иных, чем в России в целом, типов организационных технологий оказания медицинской помощи, что требовало дополнительных затрат не предусмотренных существовавшими нормативами финансирования отрасли (Diatchenko V.G ., 1999).

    Политические и экономические процессы последних лет, связанные с реформированием здравоохранения в субъектах РФ ДФО, а тем более в муниципальных органах исполнительной власти носят более динамичный характер, чем на федеральном уровне. Органы исполнительной власти на местах вынуждены принимать организационно-управленческие решения, способствующие устойчивости функционирования системы охраны здоровья матери и ребенка, зачастую не всегда опирающиеся на федеральные нормативные акты. Они создают на уровне субъекта федерации нормативно-правовую основу реформы здравоохранения именно для этого субъекта федерации, принимая законы об охране здоровья населения в целом и его отдельных групп, в частности, об охране здоровья матери и ребенка. Эти действия не следует рассматривать как местный изоляционизм, поскольку это необходимая система мер по социальной защите подрастающего поколения. Кроме того, нужно иметь в виду, что происходящие в регионах процессы в значительной мере закономерны и совпадают с тенденциями, которые складывались в российской системе здравоохранения последние годы.

    Примером этого является практика формирования регионального законодательства Республики Саха (Якутия), которая с 1990 годов формирует целую серию нормативно-правовых актов регионального уровня по семейной политике, охране здоровья детей и подростков, здоровом образе жизни и т.п. Отражением нормотворчества регионального уровня, политическая воля руководства исполнительной и законодательной власти республики, а так же целенаправленная политика по реформированию региональной системы здравоохранения дали определенные результаты в виде превышения уровня рождаемости над смертностью, положительный естественный прирост населения республики, а так же позитивные изменения показателей перинатальной и младенческой смертности.

    Проблемы региональной политики охраны здоровья детей. В то же время процесс выработки региональной политики в сфере охраны здоровья семьи и её членов сталкивается с двумя существенными проблемами (рис. 7.3).

    Проблемы региональной политики охраны здоровья детей 

    Рис. 7.3. Проблемы региональной политики охраны здоровья детей 

    Существенным обстоятельством является и то, что реформу здравоохранения Дальнего Востока сегодня приходится осуществлять в условиях, когда при значительном дефиците финансовых ресурсов требуется планировать сокращение объемов медицинской помощи в дорогостоящем стационарном секторе, ломая привычный для определенной части населения стереотип. Но параллельно этим сокращениям необходимо решать проблемы социального плана на фоне значительного роста категорий населения, объективно нуждающихся в медико-социальной поддержке. В частности, к ним относится т.н. «неработающее население», это, в первую очередь, дети, подростки и пенсионеры. В реальной ситуации последнего десятилетия отечественные медицинские учреждения, в том числе и учреждения службы ОЗМиР недополучают финансовых ресурсов в объеме 30-40 % от минимального расчетного уровня, на что указал Президент РФ В.В. Путин в одном из своих посланий Федеральному Собранию РФ.

    Реалии сегодняшнего дня требуют от органов власти научно обоснованной региональной политики в социальной сфере, в том числе и в организации медико-социальной помощи детям и подросткам, адекватной характеру проводимых в России политических, социальных и экономических реформ, внедрения экономических принципов управления, направленных на достижение максимально возможных результатов деятельности при минимизации затрат.

    Сегодня дети и подростки дальневосточников находятся в роли «пациента», которому врач правильно и во время поставил диагноз, назначил лечение на уровне современных стандартов, предупредил о возможности возникновения осложнений от лечения, но не поинтересовался у него, имеются ли у него средства для приобретения назначенных лекарств.

    В настоящее время, на фоне перехода России от унитарной к федеративной модели государственного устройства, очень важным является «распределение ролей», т.е. предметов ведения в социальной сфере между всеми уровнями власти, установления зоны самостоятельных и ответственных действий подкрепленных правами и обязательно, а самое главное - соответствующими ресурсами в соответствии с принятым 6 октября 2003 года федеральным Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Без реального ресурсного обеспечения безусловного выполнения количественных и качественных параметров социальных обязательств (минимальных социальных стандартов) добиться хороших результатов в медицине очень трудно, особенно на муниципальном уровне. В рамках программы исполнения этого законодательного акта существует достаточно неясностей терминологического и понятийного плана, что постоянно вызывает формирование предложений по пролонгации сроков исполнения на 3-5 лет, некоторых его статей, в частности ст. 16 и 54.

    О финансировании и информации. Сегодня существует колоссальный разрыв между огромными потребностями ДФО в качестве ресурсов здоровья населения и неспособностью социальных институтов трансформировать и привлекать полученные доходы в виде эффективных инвестиций в здоровье подрастающего поколения дальневосточников – будущие интеллектуальные и трудовые ресурсы региона.

    В решении этой по-новому поставленной проблемы можно выделить четыре направления капитализации ресурсов здоровья:

    Государственные инвестиции, увеличение которых ведет за собой повышение налоговой нагрузки.

    Корпоративные инвестиции крупных компаний, получающих сверхдоходы от экспорта сырья региона.

    Частные инвестиции юридических лиц, мобилизуемые и распределяемые через банковский сектор.

    Самоинвестиции населения в виде времени на физическую культуру и средств, затрачиваемых на лечебно-профилактические услуги, адекватное питание, экологию жилища, информацию о качестве ресурсов здоровья и др.

    Денежная оценка ресурсов здоровья — это произведение натуральной оценки (kvit), прожиточного минимума/уровня (руб./$) и дисконтирующего коэффициента, учитывающего удорожание ресурсов здоровья и удешевление денежной единицы. Тестирование (оценка) потенциала здоровья — процесс определения полезности результатов деятельности по поддержанию и развитию здоровья. Апробация этого инструментария была выполнена в 2003 году к.э.н. В.И. Кашиным на примере Хабаровского края.

    При сохранении в регионе сформировавшейся продолжительности жизни (мужчины — 59 лет, женщины — 72 года) и «нездоровой» ориентации экономики была выполнена прогнозная оценка потерь ресурсов здоровья Хабаровского края к 2010 году. Если по прогнозу население региона к 2010 году уменьшится на 7,7%, то ресурсы здоровья снизятся более чем на треть (36,1%). Такое существенное уменьшение ресурсов здоровья обусловлено низким качеством здоровья трудоспособного населения (снижение на 33%) и, особенно детского населения (снижение на 44%). Ещё более пессимистично выглядят прогнозы на 2010  2020 гг., поскольку продолжительность жизни, как мужчин, так и женщин за последнее десятилетие продолжает уменьшаться, продолжает сокращаться число детей и молодежи в структуре населения региона.

    Казалось бы, что при таких пессимистичных прогнозах, система охраны здоровья женщин и детей должна работать все более эффективно, устраняя структурные диспропорции, накопленные в предыдущие годы, считая каждый рубль. Однако сегодняшняя действительность демонстрирует иное. Это, прежде всего, структурные диспропорции отрасли, сформированные в прошедшие десятилетия в виде развертывания значительного коечного фонда, не обоснованные длительные сроки стационарного лечения, чрезмерная специализация медицинской помощи населению даже там, где требуется только врач общей практики и т.п. В качестве примера можно привести огромный уровень инвестиций (несколько десятков миллионов долларов США) в строительство, оснащение современным технологическим оборудованием, подготовку кадров в передовых зарубежных и отечественных клиниках в течение последних 10 лет в Хабаровский краевой перинатальный центр. На текущее его содержание ежегодно расходуется около 15% ресурсов всей службы ОЗМиР региона. Однако на показателях состоянии здоровья женщин и детей региона это не отразилось, так по итогам 2008 года уровень материнской смертности в Хабаровском крае в два с лишним раза превышает среднероссийские показатели, тенденции роста уровня заболеваемости новорожденных и детей раннего возраста сохраняются, продолжается рост инвалидизации детей. Следует отметить, что и перинатальная патология, как причина формирования патологических состояний приводящих к инвалидности детей, занимает далеко не последнее место.

    О приоритетах управления. Сегодня в рамках реализации национального проекта «ЗДОРОВЬЕ» в здравоохранении ДФО по обеспечению доступности для широких слоев детского населения медицинских услуг сделано много, но предстоит сделать еще больше. Прежде всего, необходимо перейти от разговоров, теоретических споров, проведения многочисленных совещаний и научных конференций по вопросу организации первичной медико-санитарной помощи детям, особенно в отдаленных северных и сельских районах к реальной организации сети учреждений, где главным действующим лицом будет врач общей (семейной) практики, к реальным шагам. К сожалению, в регионе продолжаются процессы формирования «кадрового голода» ЛПУ отдаленных северных и сельских районов, складывается впечатление, что процессом управления подготовки кадров для службы ОЗМиР никто не занимается. На «кадровый голод» ЛПУ накладывается тяжелое, иногда бедственное положение молодой семьи, воспитывающей детей, что сопровождается значительным снижением качества жизни в этих семьях, высоким показателем абортов и патологически протекающей беременности.

    С этой точки зрения в 2010-2020 гг. придется формировать стабильный уровень роста инвестиций в социальную поддержку молодой семьи и подрастающее поколение, если руководители государства планируют экономическое развитие региона на основе использования отечественных трудовых ресурсов и связывают будущее Дальнего Востока с Россией. В противном случае, остается только надеяться на ввоз трудовых ресурсов из-за рубежа, что ставит под сомнение развитие производств на основе высоких технологий, поскольку ввозимые трудовые ресурсы (Китай, Корея, Вьетнам и др.) реально можно использовать в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, лесоразработках, рыбодобывающей и рыбообрабатывающей отраслях и т.п. Что же относительно будущего региона, как составляющей части России, то перспективы этого будущего весьма туманны…

    Таким образом, неоспоримым приоритетом в деятельности, как медицинских работников, так и российского общества в целом, сегодня должны стать скорейшие и радикальные улучшения физического, психического и социального здоровья молодежи, детей и подростков.

    Более качественная и более доступная информация для общества о результатах медицинского обслуживания детей, наряду с последовательным и разумным поведением потребителей услуг являются неотъемлемыми элементами эффективного рынка, но только этого недостаточно для существенного повышения доступности, качества и безопасности медицинской помощи. Для повышения эффективности и действенности рынка при производстве медицинских услуг детям и подросткам необходимо также иметь стремление структурных элементов отрасли к повышению этих показателей.

    Конечно, если рынок производства медицинских услуг детям уже заполнен и ответственные производители работают в оптимальной системе, информация и последовательная политика потребителей (семья, родители) могут дать многое. Если же производитель не способен к движению вперед, тогда имеющаяся информация о доступности и качестве медицинских услуг для потребителей может стимулировать только рост маркетинга, но не улучшение показателей здоровья. В реальной ситуации дальневосточники концентрирует свое внимание только на информации о доступности и качестве услуг, отвергая необходимость реформирования ЛПУ.

    Именно этот случай имел место в США, когда Финансовое управление здравоохранения США (федеральное агентство США, оплачивающее медицинские услуги пожилым людям) опубликовало данные о смертности во всех больницах США, после чего, вместо усилий на сокращение смертности, ЛПУ начали критиковать данные управления здравоохранением и методы анализа. Не видя простых способов снижения этого показателя, ЛПУ тратили свою энергию на обсуждение точности информации и защищали приемлемость своих показателей.

    Сегодня в России имеется реальная возможность на нынешнем этапе проведения реформ отрасли избежать тех стратегических ошибок, которые ввергли систему здравоохранения США в дорогостоящий процесс всемерного проверок, надзора за доступностью, качеством и безопасностью медицинских услуг, борьбы между производителями и потребителями и, в конечном итоге, сформировали тенденцию застоя. По уровню информации населения об отечественном здравоохранении, критике, а иногда прямым обвинениям в адрес медицинских работников Россия начинает догонять США.

    Многие специалисты по управлению здравоохранением в России считают, что акцент на высокий уровень информирования населения о недостатках системы оказания медицинской помощи, экспертные оценки и рациональное потребление ресурсов в ЛПУ, несмотря на существенный сдвиг в сторону формировании стратегии повышения качества и эффективности, не дает ожидаемого эффекта. Поскольку в дополнение к этому пути необходимо реализация энергичной программы по управлению качеством и эффективности производства услуг в ЛПУ отрасли. Для реализации процесса управления отраслью необходимы кадры специалистов менеджеров с подготовкой разностороннего плана, как в вопросах медицины, так и в вопросах экономики, менеджмента, права, маркетинга и др., а таких специалистов, особенно в службе охраны здоровья детей просто нет.

    ЛПУ, в которых оказывается медицинская помощь детям, должны возглавить профессионалы. Такой руководитель должен ясно представлять, что современные медицинские технологии представляет собой сложную систему, предполагающую взаимодействие врачей, медсестер и другого медицинского персонала, а также сложных приборов, оборудования и правил проведения процедур. Правильно организовать взаимодействие этих элементов и процессов наиболее трудная, но вместе с тем и главная задача в системе организации медицинской помощи детям. Стремление производителей к обеспечению высокого качества медицинских услуг детям в современной России можно ожидать только в условиях, когда методы стимулирования производства услуг высокого уровня качества будут сосуществовать с оптимальными механизмами регулирования тарифов и обеспечения достаточного уровня доступности медицинской помощи.

    Направления стратегии. Решения в области социальных проблем охраны здоровья детей должны приниматься с участием широкой общественности. Деятельность, направленная на улучшение состояния здоровья молодежи, должна, по определению, предусматривать изменение служб и учреждений здравоохранения, а также физической и культурной среды в широком смысле. Дети и подростки являются гражданами в силу собственного права и должны принимать активное участие в планировании и мониторинге любой национальной или региональной стратегии, целью которой является улучшение их здоровья. Молодые люди являются экспертами в отношении своих сверстников. Их участие поможет добиться того, чтобы образовательные инициативы и меры, направленные на развитие соответствующих служб, учитывали их потребности и проблемы.

    Таким образом, стратегия охраны здоровья детей по нашему мнению должна строиться на нескольких основных направлениях. В частности, это охрана здоровья матери и новорожденного, обеспечение сбалансированного полноценного питания, эффективная борьба с инфекционными болезнями, травмами и насилием, снижение отрицательного влияния факторов окружающей среды, формирование сбалансированной политики охраны здоровья подростков, а так же сохранение и приумножение параметров физического, психосоциального и психического развития подрастающего поколения (рис. 7.4).

    Основные направления стратегии охраны здоровья детей и подростков

    Рис. 7.4. Основные направления стратегии охраны здоровья детей и подростков

    Межсекторальная координация стратегии. Проблема здоровья детей носит многосторонний характер и нередко определяется факторами, выходящими за рамки отрасли здравоохранения. Хотя сектор здравоохранения играет главную роль, как в непосредственном предоставлении помощи, так и в координации межсекторальной деятельности, успех не может быть достигнут только усилиями медицинских работников. К сожалению, привести примеры действий других секторов, которые могут и должны оказывать благоприятное воздействие на здоровье и развитие детей и подростков в условиях экономического кризиса в России задача весьма сложная.

    В то же время имеется достаточно много сообщений в средствах массовой информации и различных официальных отчетах «о проделанной работе», однако результаты в виде атрибутов здоровья детей и подростков печальны  показатели здоровья продолжают ухудшаться. Конечно, сегодня все понимают, что при восстановлении межсекторальной координации эффективность деятельности по охране здоровья будет значительно выше. В чем же заключается межсекторальная координация? В реальной жизни имеется четко очерченные секторы, которые в силу своего статуса и положения, действуя от имени государства или общества обязаны осуществлять свой вклад в здоровье подрастающего поколения (табл. 7.1).

    Как правило, потребность в сотрудничестве и взаимодействии выходит за рамки структурированных секторов. Например, за последнее десятилетие произошло стремительное развитие сектора телекоммуникации и информатики. Молодые люди в настоящее время не только подвергаются воздействию большого объема информации и зрительных образов, но и нередко являются объектом целенаправленного воздействия. Средства массовой информации могут действовать как во благо, так и во вред; к сожалению, нередко имеет место последнее. В реальной ситуации практически по всем, за редким исключением (культура) отечественным телевизионным каналам в течение длительного времени насаждается идеология насилия, обмана, свободы сексуальных отношений, неизбежности войн, неверие в позитивное развитие России и т.п. Честный труд на благо общества, семейные ценности, культура, национальная идея, уважение к истории российского государства, почтение к старшему поколению  эти и подобные темы почти исчезли с экранов отечественных телеканалов, в том числе и с государственных.

    А ведь средства массовой коммуникации оказывают значительное отрицательное воздействие на ценности, установки и убеждения подрастающего поколения, в частности на стремление к здоровому образу жизни. В реальной ситуации отечественные средства массовой информации редко отражают общественное мнение, а также общественный настрой, побуждающий к позитивным изменениям. Несмотря на это, медицинские работники и сектор здравоохранения в целом обязаны активно противодействовать отрицательному влиянию средств массовой информации на детей и подростков. К сожалению, медицинские работники и отечественная медицина многие годы вынуждены тратить огромные усилия на восстановление межсекторального сотрудничества и позитивного взаимодействия с другими секторами, доказывая очевидные вещи  без здоровых детей нет будущего у Российского государства.

    Таблица 7.1 Межсекторальное взаимодействие в рамках охраны здоровья подрастающего поколения

    СЕКТОР ВОЗМОЖНЫЙ ВКЛАД
    Экономика и финансы Финансовая политика – налогообложение и субсидии

    Перераспределение государственных ресурсов

    Образование (школы) Разработка учебных программ

    Школьная среда

    Предоставление услуг вне школьной программы,

    ориентированных на детей и подростков

    Предоставление питания в школе

    Добровольные

    организации

    Физическая активность

    Спорт

    Проведение досуга целенаправленного характера

    Средства массовой

    информации

    Повышение уровня информированности

    Участие общественности в анализе информации

    Рекомендации и информация

    Подотчетность лиц, принимающих решения

    Социальное обеспечение Психосоциальная поддержка

    Адресные пособия

    Жилищные нормы

    Бытовая безопасность

    Закон и правосудие Защита ребенка

    Обеспечение безопасной среды обитания

    Поддержка семьи

    Окружающая среда Нормы и стандарты в отношении антропогенной среды

    Городское планирование

    Нормы водоснабжения и санитарии

    Экологический мониторинг

    Сельское хозяйство и

    Пищевая промышленность

    Первичное производство

    Пищевые стандарты и состав продуктов питания

    промышленность

    Обогащение пищевых продуктов и добавки

    Маркетинг

    Политика ценообразования

    Обучение потребителей

    Транспорт Дорожное строительство

    Характеристики транспортных средств

    Нормы безопасности

    Многие страны имеют специального представителя (омбудсмена), обязанностью которого является обеспечение социального благополучия детей. Такое лицо располагает идеальными возможностями для мониторинга уровня межсекторального сотрудничества и разработки рекомендаций по его улучшению.

    Основой деятельности по охране здоровья и развитию детей является укрепление семей и местных сообществ, в которых они проживают. Семьи действуют в контексте местных сообществ и более широкого окружения. Доступ каждой семьи к продуктам и службам, связанным со здравоохранением, определяется целым рядом факторов, таких как время, финансы, транспорт, знания и умения, наличие доступа к продуктам и службам и другие.

    Возможности действий со стороны семьи ограничены имеющимися ресурсами. Решающее значение для способности каждой семьи поддерживать и улучшать состояние здоровья является уровень бедности, образования, безработицы и материальных условий жизни. Наименее обеспеченные семьи нуждаются в наибольшей поддержке. Любые инвестиции в улучшение жилищных условий, создание больших возможностей для образования или улучшение питания будут способствовать расширению жизненных возможностей детей из бедных семей.

    Большим потенциалом обладает также сектор добровольных и общественных организаций. Такие организации обеспечивают сеть поддержки для молодых людей от дошкольного до старшего подросткового возраста и их родителей. Молодежные группы и организации, а также спортивные клубы представляют собой ресурсы, обеспечивающие здоровье и развитие молодых людей. Государственные стратегии, предназначенные для усиления организаций на базе местных сообществ и поддержки семей, могут способствовать улучшению состояния здоровья детей и подростков.




    [ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

     Поиск по медицинской библиотеке

    Поиск
      

    Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


    Реклама

    Мнение МедРунета
    Доверяете ли вы вакцинам от COVID-19?

    Да, доверяю всем вакцинам
    Да, доверяю, но только отечественным вакцинам
    Да, доверяю, но только зарубежным вакцинам
    Не доверяю всем вакцинам
    Затрудняюсь ответить



    Результаты | Все опросы

    Рассылки Medlinks.ru

    Новости сервера
    Мнение МедРунета


    Социальные сети


    Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

    .

    .


    MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
    При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.