Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 ГЛАВА 2. МОДЕЛИ И КОНЦЕПЦИИ. КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Основы психологического и социального консультирования в охране и развитии здоровья населения / ГЛАВА 2. МОДЕЛИ И КОНЦЕПЦИИ. КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 3741; прочтений - 5702
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

ГЛАВА 2. МОДЕЛИ И КОНЦЕПЦИИ. КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Наши исследования в области психологии здоровья показывают, что кризис в сфере глобального уровня здоровья планеты можно избежать или минимизировать, если создавать более адекватные биопсихосоциальные модели состояния человеческого здоровья, болезни, заболеваемости и выздоровления. Для этого необходимо не только обеспечить подготовку специалистов в области психологии здоровья, но и обучить их новым системам мышления, восприятия и переработки информации, основанной на мультимодальных подходах. Все больше ученых считают, что психологии и физиологии здоровья нужны принципиально новые подходы. Результаты психологии, вообще, и психологии здоровья, в частности, вызывают глубокое разочарование. Как можно охарактеризовать достижения психосоциальных наук, ввиду их неспособности предотвращать экспоненциальный рост нарушений здоровья, вспышку сердечнососудистых и онкологических заболеваний, тотальную хронизацию населения. Почему люди не хотят менять поведение в угоду интересам здоровья? В свое время Исаак Ньютон сказал о том, что моделировать безумное поведение людей – задача гораздо более сложная, чем предсказывать движения планет. Тем не менее, мы утверждаем, что в описании нездорового поведения человеческого населения и отдельных личностей должны существовать некие статистические закономерности, подобные законам идеального газа, возникающие из хаотического движения отдельно взятых молекул. Главное различие между моделированием физических и психологических процессов заключается в разном подходе этих двух наук к использованию научных концепций, уравнений и эмпирических данных, на которых это моделирование базируется. Все дело в том, что классическая психология построена более на описательных научных терминах, которые стали некритичными аксиомами: деструктивное поведение, аутоагрессия, стремление к саморазрушению, нонконформизм молодежной среды, «проблема отцов и детей», сопротивление «Эго», потребительская сущность личности в современных условиях. Физики же подходят к различным аксиомам с известной дотлей скепсиса. Если эксперимент или прогноз не согласуется с предложенной моделью, она отбрасывается или исправляется, какой бы красивой она не была, или какие бы авторитеты за ней не стояли.

Подобный подход, где все модели утвердились в качестве непререкаемых истин, вообще не используется в психологии здоровья. И это несмотря на то, что в настоящее время количество прикладных психологов в различных странах и солидных финансовых институтах неизменно увеличивается. Причину такой инертности в отношении прогресса мы видим в системе подготовки психологов: студентов учат лишь слепо использовать полученные знания, не задумываясь о смысле того, что они делают. Считается, что проблемы в развитии психологии начались в 50-х годах, когда психология, и психология здоровья, в частности, рассматривалась не как научный объект, нуждающийся в тщательном изучении и разработке, а как пропагандистская машина в борьбе различных политических систем, и классов внутри одной страны.

Наивно предполагать, что все компетенции психологии здоровья могут самостоятельно, без внешних воздействий, превратиться в самоупорядоченную логическую структуру – влияние извне необходимо, так как невмешательство чаще всего приводит к печальным последствиям. Излишняя самоуверенность в отношении многих психологических теорий, защищаемых авторитетами, может иметь далеко идущие печальные последствия. Ярким примером служат гуманистические обучающие программы, которые предполагают, что если наладить процесс научения молодежи хорошему, люди будут становиться все лучше и лучше в отношении собственного здоровья, а различный поведенческий негативизм будет иметь пренебрежительно малую вероятность. Бездумное использование роликов профилактике СПИДа и наркомании, согласно данным социологов, ничуть не снизили реальный рост этих заболеваний в деликвентной молодежной среде. Конечно, идея использования статистических подходов к изучению поведения людей не нова. Время от времени, осуществляются попытки понимания человеческого поведения через физико-математические модели (1). Установлено, что все психологические кризисы фрактальны, т.е. имеют принципы самоподобия, как течение в турбулентной среде. Физико-математические подходы к описанию флуктуаций личности позволяют воспользоваться теориями, описывающими систему, для которой маленькое возмущение (флуктуация) может привести к изменению всей системы. Такие системы в физике называются системами с самоорганизованной критичностью, они естественным образом эволюционируют к критическому состоянию, при этом маленькое возмущение (флуктуация) может изменить всю систему. Классический пример системы с таким свойством – куча песка. Если средний наклон поверхности кучи не очень большой – песок неподвижен. Если же наклон превышает некоторое критическое значение – то наблюдается спонтанный сход песка по поверхности кучи. В общем, здесь ничего необычного и неожиданного нет. Особенности личности человека, которые мы сейчас наблюдаем, и есть система с самоорганизующейся критичностью. Но одного только привлечения новых идей в психологию недостаточно. Тип мышления современных психологов должен стать естественнонаучным. Психология здоровья должна отказаться от дискредитировавших себя психологических догм и политических давлений.

Если психолог здоровья хочет предсказать, что будут делать люди, он должен выяснить их фундаментальные желания и те способы, которыми они будут их удовлетворять. Для этого профессором психологии Стивеном Рейсом (Stiven Reiss) из университета Огайо создано 16 базовых мотивационных характеристик, включающих весь спектр личности:

1.Власть – это желание оказывать влияние.2 Независимость – это желание полагаться на себя самого.3.Любопытство – это желание знания. 4.Приятие – это желание одобрения. 5.Порядок – это желание все упорядочить. 6.Сбережения – это желание собирать, запасать и хранить. 7. Честь – это желание соблюдать традиции и нормы морали. 8. Идеализм- это желание социальной справедливости. 9.Социальные контакты – это желание взаимодействия с другими людьми. 10. Семья – это желание растить детей.11. Общественное положение – это желание престижа.12.Соревновательность – это желание расплатиться за обиду. 13. Романтические отношения – это желание секса.14. Насыщение – это желание потреблять пищу. 15. Физическая активность – это желание мускульной активности. 16. Покой – это желание эмоционального спокойствия.

Хотя все 16 базовых желаний присутствуют в каждом из нас, мы присваиваем им различные авторитеты. Наиболее базовыми желаниями в человеке являются те, которые наиболее сильно присутствуют в данном человеке. Те же, которые не выходят за рамки среднего, обычно не оказываются важными для объяснения поведения данного человека. Изучая график своей мотивационной чувствительности с детальными прояснениями, человек может перевести себя на другой уровень глубины и эффективности (1).

Другой объемной характеристикой поведения человека являются его скрытая или явная акцентуация, являющаяся ядром личности и формирующая поведение и скрытые цели человека. Акцентуация характера – это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (2). Акцентуации характера сами по себе не являются клиническим диагнозом. По сути, акцентуация при отсутствии других психических отклонений является нормой психического здоровья. Акцентуация – лишь почва для развития преморбидного периода (период, предшествующий наступлению расстройства), определяющего поведение человека или его развитие.

Так, эпилептоид – тяготеет к власти, истероид – к публичной деятельности, психастеник – к науке, шизоид – к творчеству, сенситивный тип – к семье.

Явные акцентуации заметны сразу, скрытые – даже при продолжительном наблюдении за человеком могут не проявляться совсем или сознательно им маскироваться. Акцентуации редко приводят к социальной дезадаптации, хотя в отношениях с людьми шизоид может быть непредсказуем, эпилептоид – мстителен, циклоид – переменчив, конформный – уступчив, дистимический – вспыльчив и неуравновешен. Предложено две классификации акцентуаций: первая предложена K.Leongard (2), вторая – разработана А.Е Личко (3).

Классификация А.Личко:

Гипертимный

Циклоидный

Лабильный

Астеноневротический

Сенситивный

Психастенический

Шизоидный

Эпилептоидный

Истероидный

Неустойчивый

Конформный

Конформно-гипертимный

вариант конформного

Классификация К.Leongard (1976):

Гипертимический

Аффективно-лабильный

Аффективно-экзальтированный

Эмотивный

Тревожный (боязливый)

Педантичный

Интравертированный

Возбудимый

Демонстративный

Экстравертированный

Застревающий (паранойяльный)

Дистимический

Поскольку акцентуация составляет ядро личности, которое в течение жизни не меняется, а может только затушевываться или маскироваться, именно она определяет поведение и способы действия личности в конкретной ситуации. Зная акцентуацию, можно прогнозировать поведение личности, или пытаться воздействовать на нее. При этом приемы воздействия только тогда дадут результат, когда будут эквиваленты акцентуации личности.

Так, психастеника легче подчинить приказом, сенситивного – ласковым уговором, циклоида - созвучностью эмоционального общения с его внутренней аффективной фазой, эпилептоида - честолюбием и жаждой власти и т.п.

Краткое описание акцентуаций как инструмента терапевтических интервенций и эффективные психосоциальные интервенции в зависимости от пациент-центрированного подхода и акцентуации личности:

Гипертимный тип. Шумливый, общительный, чрезмерно самостоятельный. Недостает чувства дистанции в отношениях. Особенность – всегда хорошее даже несколько приподнятое настроение. Плохо переносят дисциплину и регламентированный режим. В тяжелых ситуациях находчивы, изворотливы, умеют ловчить. К правилам и законам относятся легкомысленно, не всегда соблюдают грань между допускаемым и запретным. Тянутся к компании, тяготятся одиночеством. Стремятся к лидерству в компаниях. Могут оказаться неразборчивыми в выборе знакомств. Свои способности и возможности обычно переоценивают. Слабой стороной гипертимного типа является непереносимость однообразной обстановки, а также монотонного труда, требующего скрупулезности, резкого ограничения контактов, изоляция от сверстников. При взрослении черты акцентуации смягчаются, и она переходит в скрытую фазу. Плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Не злопамятны. Легко мирятся с теми, с кем поссорились. Разговорчивы. Тщательный сбор анамнеза позволяет выработать эффективные методы интервенции. Говорят быстро с живой мимикой и жестами. Высокий биологический тонус проявляется всегда хорошим аппетитом, здоровым крепким сном. Сексуальное влечение пробуждается рано и отличается силой. Быстро увлекаются, но и охладевают к сексуальным партнерам так же быстро. Самооценка неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле. Плохо совместимы с акцентуациями эпилептоидного типа. От представителей шизоидного, сенситивного и психастенического типа стараются дистанцироваться. Первые проявления гипертимности проявляются с детства: неугомонность, шумливость, стремление командовать сверстниками, чрезмерная самостоятельность. Влияние психотерапевта основано на стремлении гипертимного типа личности к лидерству, новизне, жажде деятельности. Если такому типу личности предложить лидирующую роль, не требующую терпеливых усилий в деле продвижения здоровья, гипертимная личность охотно будет выполнять эту функцию. Вмешательство ПК основано на том, что личность имеет ядерную основу – акцентуацию, ее поменять почти невозможно, единственный способ влиять позитивно на гипертимную личность – потворствовать ей, создавая новые позитивные цели. Это как Дао воды: «Мягкое одолевает твердое» (4).

Циклоидный тип. Субдепрессивные фазы чередуются с гипертимностью или относительно ровным настроением. Длительность фаз: 1-2 недели. Они перемежаются длительными ремиссиями. В субдепрессивную фазу особо чувствительны к укорам, упрекам и обвинениям, падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, пациенты становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и мелкие неурядицы тяжело переживают. Серьезные нарекания, особенно задевающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности, подтолкнуть к суицидальному поведению. Смена гипертимического и дистимического (9 типа) типов поведения и переживания, т.е. чередование фаз хорошего и плохого настроения происходят с различным периодом. Иногда бывает выражена сезонность, депрессии попадают на зиму или весну, гипертимные периоды – на осень. В интермиссиях между субдепрессивными и гипертимными фазами никаких особенностей не обнаруживается. В субдепрессивной фазе все дела забрасываются, избегают компаний, в период подъема интерес к делам и силы возвращаются. Во время гипертимной фазы могут алкоголизироваться. ПК (консультирующий психолог) должен научиться ставить диагноз циклоидам, учить их самих разбираться в собственных фазах, в фазе гипертимности – потворствовать подъему настроения и энергии постановкой новых целей, в фазе субдепрессии – развивать компенсационные вмешательства в депрессивной тональности, сочувственные когнитивно–поведенческие интервенции.

Застревающий (ригидный) тип. Чрезмерная стойкость душевного волнения, страсти, в сочетании со склонностью к формированию сверхценных идей. Характерна повышенная подозрительность, обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию над другими, неприятие другого мнения, и, как следствие, конфликтность. Люди такого типа аккуратны, целеустремленны, самолюбивы, прилагают значительные волевые усилия к достижению поставленных целей, стремятся к власти и лидерству. Психологические интервенции для таких людей только тогда эффективны, когда проводятся «по шерстке», потенцируют и усиливают уже существующие черты акцентуации, а не препятствуют ей.

Эмотивный (лабильный) тип. Присутствует чувствительность и впечатлительность, глубокие переживания, богатство чувств и эмоций, высокая духовность. Характерная черта таких людей – это сентиментальность, появляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ними событиями. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое меняется от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Чувства и привязанность искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют к ним любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессы избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Чрезмерная эмоциональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью, легко краснеют и бледнеют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих, изменчивы в настроении, способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Лгать и скрывать свои чувства не умеют, настроение всегда написано на лице. Подростки почти всегда страдают эмоциональной лабильностью. Эффективные ПК вмешательства для эмотивного типа – эмпативное и созвучное потворствование эмоциональному миру лабильного типа.

Педантичный тип – инертность психических процессов, негибкость мышления и поведения. Такие люди предъявляют высокие требования к себе и окружающим, к качеству работы, способны держать слово, часто страдают под бременем ответственности, всегда сомневаются, мнительны, подозрительны, озабочены собственным здоровьем. Они обычно неразговорчивы, тихи, легко смущаются, долго переживают неудачи, уважают логику, рационализм, систематизацию в ущерб интуиции. Их отличает склонность анализировать свои мысли, чувства и поступки, что порой приводит к неадекватному восприятию реальности. Эффективные ПК интервенции базируются на использовании логотерапаии, стремлении к перфекционизму и логической последовательности таких личностей.

Тревожно-боязливый тип – склонность к отрицательным эмоциям, страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. Для людей такого типа характерна повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, нерешительность, склонность к самобичеванию, постоянным сомнениям и длительным рассуждениям. Эффективные ПК для таких личностей основаны на предварительном создании ощущения безопасности у таких личностей и повышении самооценки перед предстоящими действиями, что позитивно сказывается на таких личностях.

Демонстративный тип – выраженная тенденция к вытеснению из сознания неприятных фактов и событий, собственных ошибок и недостатков, что проявляется в лживости, фантазировании, притворстве. Для таких личностей характерны авантюристичность, тщеславие. Они крайне эгоистичны, жаждут внимания к себе, часто выдают желаемое за действительное, хитры, приспособляемы, артистичны, одарены богатой фантазией, склонны к истерии. Эффективные ПК для таких пациентов – это создание поддерживающей атмосферы внимания и окружающего общественного «восхищения» при выполнении заданий ПК.

Неуравновешенный (возбудимый) тип – повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Эти люди раздражительны, постоянно избегают трудностей, часто впадают в гнев и ярость, угрюмы на вид, в разговоре обсуждают только то, что лежит на поверхности, отвечают скупо. Работа с неуравновешенным, лабильным типом – это постоянное балансирование на позитивных эмоциях клиента, со спокойным терпеливым тайм-аутом и реактивной эмоциональной нейтральностью при дистимических вспышках.

Дистимический тип – пониженное настроение, фиксация внимания на мрачных сторонах жизни, заторможенность, склонность к депрессии. Работа с дистимическим типом личности – это пунктирные усилия при позитивном эмоциональном настрое, эмоционально-нейтральное игнорирование скачков дистимии (затяжная депрессия), а также попытки использовать саму дистимию, как дополнительный мотивирующий фактор для достижения позитивных психотерапевтических целей и преодоления собственных эмоциональных расстройств.

Аффективно-экзальтированный тип – широкий диапазон переживаемых эмоциональных состояний. Для людей такого типа характерен восторг от радостных событий и полное отчаяние от печальных. Они любят удовольствия и развлечения, жизненные наслаждения, но чувство долга и высшие ценности у них вырабатываются с трудом. В социальном окружении и психотерапии они нуждаются в твердом, но нежестком контроле, который необходим в течение всей жизни.

Психастенический тип. Главными чертами является нерешительность, склонность к рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее, свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно проявляются в начальных классах школы при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и, особенно, за других – бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых несчастий и неприятностей служат выдуманные предметы и ритуалы. Нерешительность усиливается, когда надо сделать самостоятельный выбор и когда решение касается маловажных повседневных проблем. Наоборот, вопросы серьезные, существенно отражающиеся на будущем, могут решаться со скоропалительной опрометчивостью. Алкоголизация и деликвентность не присущи. Но при взрослении можно обнаружить, что алкоголь может вызывать тревогу, неуверенность и внутреннее напряжение, тогда возможно возникновение зависимости. В самооценке способны найти у себя признаки различных типов. Страдают педантизмом, мелочной принципиальностью, нередко плохо совмещаются с представителями других акцентуаций кроме шизоидов. Считается, что мелочный педантизм служит для них психологической защитой.

Шизоидный тип. Главными чертами является замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудные установления неформальных, эмоциональных контактов нередко тяжело переживаются. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще более глубокому уходу в самого себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазией, последние предназначены только для услаждения самого себя или носят причудливый эротический характер. Алкоголизация и деликвентность встречаются, но не очень часто. Замкнутость и сдержанность в проявлении чувств иногда позволяет неплохо совмещаться с окружающими, ограничиваясь формальными контактами. Склонны искать нешаблонные решения, предпочитают непринятые формы поведения, способны на неожиданные эскапады. У близких могут вызывать недовольство своей молчаливостью и сдержанностью, но когда дело заходит о хобби, многоречивы. В своих симпатиях тяготеют к эмоционально-лабильным.

Эпилептоидный тип. Склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения, с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно выместить зло. Аффективно-взрывчатый. Аффекты часто не только сильны, но и продолжительны. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольное опьянение проходит с гневом и агрессией. Лидерство проявляется в стремлении властвовать над другими. Неплохо адаптируются к строгому дисциплинарному режиму. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Говорят медленно, веско, не суетятся. Любят культивировать в себе физическую силу. В аффекте от медлительности не остается и следа: легко теряют контроль над собой, действуют импульсивно, в неподходящей ситуации могут нанести побои. Властолюбие сочетается со стремлением наводить свои порядки, нетерпимостью к инакомыслию. Злопамятны в отношении нанесенных им обид и причиненного ущерба даже незначительного, очень мстительны, изобретательны в способах мести. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил даже в ущерб делу; допекающий окружающих педантизм рассматривается как компенсация собственной инертности. Предпочитают порядок во всем. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь пустых мечтаний и приверженность к реальной жизни, представляют себя более конформными, чем они есть на самом деле.

Истерический тип. Главными чертами является беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе: восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Лживость и фантазирование служат целям приукрашения своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживается в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Товарищи быстро распознают их ненадежность, поэтому они часто меняют компании. В самооценке обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.

Неустойчивый тип. Главная черта – нежелание трудиться, ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество в целом. С желанием поразвлечься связана ранняя алкоголизация, делинквентность, употребление наркотиков, им в подчиненном других дурманящих средств. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждения. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное воздействие. Самооценка обычно неверная: легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.

Конформный тип. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу «думать как все», «поступать как все», стараться, чтобы у них «было как у всех» – от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения, в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде – спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью; истиной считают то, что поступает через привычный канал информации; склонны к неприятию всего, что исходит от людей не своего круга. К этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться. Трудно осваиваются в непривычной обстановке. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы.

Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.

Паранойяльный тип – проявляется впервые в 30-40 лет. В подростковом возрасте будущие представители паранойяльного типа чаще всего обнаруживают эпилептоидную или шизоидную акцентуацию, реже – истероидную или гипертимную. Однако уже в детском возрасте обнаруживается завышенная самооценка своей личности.

У них убежденность в том, что все они делают правильно, думают и говорят всегда истинно, и все, на что они претендуют, безусловно, имеются права. Любые препятствия на претворении в жизнь своих намерений пробуждают воинственную готовность отстаивать свои действительные или мнимые права. Рано пробуждается подозрительность, склонность всюду видеть злой умысел и сговор против себя.

Смешанные типы. Достаточно часто встречаются как при акцентуациях характера, так и при психопатиях. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны.

Практически не сочетаются следующие типы:

Гипертимный – с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным.

Циклоидный – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного.

Лабильный – с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным.

Сенситивный – с гипертимным, циклоидным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым.

Психастенический – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым.

Шизоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим.

Эпилептоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим.

Истероидный – с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Смешанные типы бывают двоякого рода.

Промежуточные типы. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего, генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, сочетания последних друг с другом и психастеническим. Промежуточными могут быть такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психаастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности – присоединяться сенситивность и истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестоких взаимоотношений в окружении легко наслаиваются эпилептоидные черты на конформное ядро.

Следует помнить о том, что кроме вышеперечисленных чистых акцентуированных личностей значительно чаще встречаются смешанные типы.

Акцентуация характера личности означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера, которая может быть скрытой или явной, переходить друг от друга под влиянием различных факторов: особенностей семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и учебы, психофизиологических особенностей и физического здоровья.

Характер человеческих реакций на окружающее многовариантен в сфере стремлений и склонностей, на основании таких вариаций возникают индивидуальности, которые отличаются друг от друга. Акцентуированные черты личности имеют склонность перейти в патологию и не столь многочисленны как вариантные черты. На уровне общепризнанной нормы они накладывают индивидуальный отпечаток на личность человека, но при этом сохраняют существенную особенность – возможность превращения в чрезмерно выраженные. Это не означает, что акцентуированные личности следует отнести к категории ненормальных, просто их индивидуальные особенности явственно отличаются от среднего и общепринятого норматива. Оценив характер человека со средненормативными проявлениями индивидуальных качеств, можно утверждать, что он не склонен развиваться не только в отрицательном, но и в положительном проявлении своих черт. Особенностью акцентуированной личности является готовность к особенному как социально-положительному, так и социально-отрицательному развитию. Ненормальными личностями следовало бы назвать только тех людей, которые до такой степени отклоняются от средней нормы, что даже при отсутствии внешних неблагоприятных условий испытывают трудности адаптации к обыденной жизнедеятельности.

ПК следует помнить, что никаким особым воспитанием невозможно вырастить ни гипертима, ни циклоида, ни шизоида. Видимо, эти типы акцентуации обусловлены генетическим фактором. Однако и при других типах акцентуаций среди кровных родственников нередко встречаются лица с теми же чертами характера. Особенно это касается эпилептоидов, истероидов и психастеников. Зато некоторые виды неправильного воспитания могут способствовать развитию определенных смешанных амальгамных типов. Безнадзорность, гипопротекция культивируют неустойчивые черты, резистентными к гипопротекции оказываются представители сенситивного и психастенического типа. Зато доминирующая гиперпротекция усиливает именно сенситивные и психастенические черты. Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи») накладывает истероидные черты почти на представителей всех видов, кроме сенситивного и психастенического. Пагубное воздействие воспитания в условиях жестких отношений развивает эпилептоидные черты, а в условиях повышенной моральной ответственности – психастенические черты.

Распознавание ведущих типов и черт личности служит основанием для использования их в интересах самой личности и индивидуального здоровья человека. Однако вместе с использованием ведущих черт личности ПК предусматривает в своей работе и их коррекцию, как это происходит при терапии пограничных личностных расстройств.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Чем вы руководствуетесь в выборе медицинского учреждения?

Советами родных и знакомых
Отзывами на специализированных сайтах
Собственным опытом
Информацией, представленной на сайте учреждения
Рекламой
Другими причинами



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.