Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 8-СТУПЕНЧАТЫЙ ПУТЬ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Основы психологического и социального консультирования в охране и развитии здоровья населения / 8-СТУПЕНЧАТЫЙ ПУТЬ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1738; прочтений - 2741
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

8-СТУПЕНЧАТЫЙ ПУТЬ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД КОНСУЛЬТИРУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА
 

Резюме

Изменения в психике и физическом состоянии не приходят сами по себе. Либо они диктуются внешними обстоятельствами, либо специальными приемами инициируются субъектами. Изменения внешних обстоятельств приводят к регрессу одних организмов и обеспечивают условия для успешного роста и развития других. В этом смысле социальный дарвинизм уничтожает и репрессирует одних существ в ущерб другим. Внутренний путь эволюции – сознательное использование законов психофизиологии и нейрофизиологии для изменения поведения и психики в интересах собственного здоровья, избавления от болезней; повышения качества жизни может происходить как инсайт, но чаще нуждается в ступенчатом, поэтапном изменении обстоятельств, подлежащих полному и косвенному регулированию, и в разных авторских изложениях включает от 8 до 5 этапов, прохождение которых обязательно. Освоение этих приемов ключ к собственным изменениям, эволюции, самовыздоровлению, и радостному ощущению жизни.

Введение

Кто из нас не мечтал с утра начать регулярно выполнять гимнастику, бросить курить с понедельника, с вечера – учить иностранный язык, днем – пойти на курсы по открытию собственного дела? Кто из нас не мечтал бросить все и уехать, чтобы начать жить сначала? А кто не раздумывал о новом витке своей карьеры? Все эти мысли объединяет три момента: они редко выполняются, часто бросаются после первых неудач, и очень редко анализируются ошибки, что приводит нас к постоянному наступанию на одни и те же грабли. «Люди хотят простых решений», – говорил руководитель страны в 1989 году Михаил Сергеевич Горбачев. Таковы особенности нашего мозга: искать простые и понятные решения. Однако наши просчёты связаны с тем, что окружающий нас мир целен, в нем переплетаются множество противоречивых и взаимоисключающих тенденций, где правило «А вызывает Б» чаще не работает. Это особенно касается человеческого поведения и человеческой психики, являющихся результирующей миллиардов биохимических и физиологических реакций в организме. Еще организм взаимодействует со средой, которая в корне может поменять наши рефлексы. Так, я голодный протягиваю руку, чтоб съесть кусочек торта на столе, и кто-то говорит, что он испорчен, человека уже увезли в больницу. Моя голодная реакция меняется на страх и отвращение к данной пище. Некоторые мои знакомые жалуются, что им трудно бросить курить. Однако если у них находят серьезное заболевание легких, и врач предупреждает, что это ведет к скорой смерти, почему-то они бросают курить очень легко. Значит, все-таки можно…

В конечном счете, все человеческие проблемы упираются в вопрос человеческого поведения... Если бы состоятельные люди не жадничали и больше тратили денег на помощь малоимущим/неимущим, если бы бедные старались больше работать, если бы преступники ещё раз хорошо подумали перед тем, как решиться на преступление, если бы чиновники стали честнее и добросовестнее – общественная жизнь стала бы более справедливой и гармоничной. Но, к сожалению, все попытки реформировать безумное человеческое поведение оканчивалось неудачей, так как количество войн, злоупотребление наркотиками/лекарствами, спиртными напитками, нищета в мире не уменьшаются. Поневоле вспоминается высказывание древнего гуру, что сумма добра и зла в мире остается постоянной (от перемены добра и зла сумма не меняется). Силовое решение вопросов только усугубляет общественную ситуацию: продажа наркотиков, проституция, убийства – у нас запрещены и строго наказуемы, но, тем не менее, встречаются на каждом шагу. С течением времени ситуация только ухудшается. Еще большее усиление репрессивных мер, как при сталинизме, приводит к тому, что убийцей, террористом и преступником становится само государство, в размерах намного превышающее индивидуальную преступность. Может быть, к изменению человеческого поведения приведет научно обоснованное воспитание? Но тогда, где новые прекрасные люди – продукты гениальных систем воспитания Макаренко и Сухомлинского? Их перевоспитательные общины так и не произвели на свет здорового, нового, прогрессивного поколения. Их выпускники так и не стали знаменитыми общественными деятелями, учеными, реформаторами, положительными образцами для молодежи. Бесчеловечные эксперименты нацистов по изменению человеческого поведения через операции лоботомии, применение наркотических средств вызывали грубую человеческую деградацию и десоциализацию, а не стабильное устойчивое поведение, необходимое для каких- то целей. Когда великого физика Исаака Ньютона спросили, почему он в своих исследованиях ограничился физикой и законами движения механических тел, он сказал, что рассчитать движение механических движущихся тел намного проще, чем безумного человеческого поведения.

Многие люди понимают это, и хотят меняться, но часто не знают как.… В Коране, источнике мудрости, Суре 12 «Гром» сказано, что «Бог не переменяет того, что есть в людях, покуда сами они не переменят того, что есть в них». Новый Завет также требует «Отложить прежний образ жизни ветхого человека… обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам; 4:22-24).

Как же развить механизмы самоизменения, научиться эволюционировать в нужном направлении, меняться к благому? И насколько это необходимо?

Давайте рассуждать логически. Раз Бог возложил эту задачу на человека, значит, сам человек должен разработать оптимальный механизм собственного изменения поведения… Некоторые пути к этому подсказывает бахаизм, видящий в воспитании, обучении, образовании и просвещении основные предпосылки развития и стабильности человеческой личности, путь к осознанной эволюции.

История вопроса. В индийской Йоге, медитация «Випассана» – первая методика, обучающая менять свое поведение через анализ чувств – требовала терпения, большого труда, времени, и наставника (гуру). В Христианстве предлагались методики исихазма, позволяющие через сочетания дыхания, слова и двигательного повторения создавать основу для изменения поведения. В исламе такой силой обладал Зикр, в синтоизме – Нэмбуцу. Нет никаких данных, что эти методы заимствованы друг у друга. В отечественной психологии более всего к решению этого вопроса приблизилась теория условных рефлексов Павлова и когнитивно-поведенческая терапия как синтез разносторонних приемов, способствующих развитию и стабилизации нового поведения.

Особый интерес в этом плане вызывают взгляды психологов-эволюционистов на эпигенетическую эволюцию и эффект Джеймса Болдуина. Доказано существование эпигенетической эволюции, где наше измененное поведение закрепляется с помощью рефлексов и фиксируется впоследствии в генотипе.

Биологи все более склоняются к мысли, что негенетическое изменение организма, приобретенное при жизни, может передаваться потомству. Это явление назвали «эпигенетическое наследование». Оно происходит на клеточном уровне. Разнообразие клеток нашего тела тому пример. Клетки кожи и мозга обладают различными формами и функциями, несмотря на то, что имеют одинаковую ДНК. Статья, которая будет опубликована в июльском номере Quarterly Review of Biology, перечисляет около сотни зарегистрированных случаев эпигенетического наследования и рассматривает версию, что такой тип наследования встречается гораздо чаще, чем ранее думали ученые. «Анализ новых данных показывает, что эпигенетическое наследование встречается повсеместно», пишут Ева Яблонка (Eva Jablonka) и Галь Рац (Gal Raz), сотрудники Тель-авивского университета (Tel-Aviv University). Они и ранее публиковали результаты своих исследований, которые доказывают, что эпигенетические изменения встречаются у бактерий, простейших, грибов, растений и животных.

Например, плодовые мушки, обработанные определенными химикатами, дали, по крайней мере, 13 поколений потомков, снабженных щетинистыми разрастаниями на глазах. В другом исследовании описана ситуация, когда подвергшаяся воздействию химиката беременная крыса дала ветвь больного потомства. Один статистический анализ выявил более высокую частоту сердечнососудистых заболеваний и диабета у детей и внуков людей, которые плохо питались в юности. Во всех вышеописанных случаях согласно комментариям авторов источником изменений в последующих поколениях была вовсе не ДНК. Скорее новые черты появились в результате эпигенетического наследования.

На сегодняшний день установлено четыре механизма эпигенетического наследования. Согласно Яблонке и Рацу самым понятным из них является «ДНК-метилирование». Метилы, крошечные химические группы в клетках, образуют замок с определенными участками нити ДНК. Они служат своего рода переключателями, которые делают гены активными или заставляют их бездействовать. Включая и выключая гены, метилы способны оказывать главенствующее влияние на форму и функцию клеток и организмов, не изменяя ДНК. У изучения эпигенетического наследования есть большие возможности для исследования развития как эволюционного процесса. «Включение фактора эпигенетического наследования в эволюционную теорию расширяет мышление и приводит к новым понятиям наследственности, изменения и эволюции», пишут биологи.

Данные исследования своего рода защита теории натуралиста XVIII столетия Жана Батиста Ламарка. Ламарк, учение об эволюции которого предшествовало теории, предложенной Чарльзом Дарвином, полагал, что эволюция частично происходит за счет наследования приобретенных признаков. Его классическим примером был жираф. Предки жирафа, по предположению Ламарка, вытягивали свои шеи, чтобы поедать листья с веток высоких деревьев. Это «упражнение» заставляло шеи удлиняться. Длинная шея – негенетическая черта – передавалась потомкам. Каждое следующее поколение приобретало более длинные шеи, и результат сегодня мы видим у любого жирафа. И в наши дни исследования в эпигенетике действительно показывают, что приобретенные черты могут наследоваться, и Ламарк был не так уж неправ.

Так, в условиях недостатка пищи, преимущество получали животные меньшего размера, это фиксировалось в их генотипе, и впоследствии размеры животного мира земли пошли на уменьшение. Джеймс Болдуин выявил, что новое поведение определяет эволюцию, впоследствии закрепляясь генотипически. Эффект Примака показал, что любая форма поведения, заканчивающаяся приятным эмоциональным подкреплением, устойчиво фиксируется у вида. Говоря проще, если твои родители, как и ты сам, больны сахарным диабетом, а ты ведешь здоровый, профилактический образ жизни, твои дети (или внуки) имеют шансы получить новый генотип, не поддерживающий активных патологических генов твоего сахарного диабета. Но должно пройти время и систематические взвешенные профилактические усилия, чтобы твой генотип обновился в следующих поколениях. Вопрос формулируется так: я не в состоянии убрать собственные болезни и расстройства, и причина их кроется в моих генах. Однако если я разовью профилактические меры и поменяю стиль жизни, несовместимый с прогрессированием моего диабета (рака, гипертонии, атеросклероза, инсульта и т.п.) я могу направлять эволюцию позитивно по отношению ко мне и моим собственным детям. Мои неправильные гены – лишь инструменты для коррекции в последующих поколениях. С другой стороны, причиной эволюции служит давление внешней среды, обеспечивающее нужное изменение поведения, и внутренняя способность учиться изменению этого поведения. Так, животные, спасающиеся от хищников, которые поедали их ночью, пробовали спать на деревьях, у кого-то это научение получалось лучше. Поэтому спустя некоторое время образовались новые виды, живущие на деревьях.

Цели изменений:

  • Первичное предотвращение возникновения болезни вообще (первичная профилактика)
  • Предотвращение дальнейшего прогрессирования уже существующей болезни (вторичная профилактика)
  • Предотвращение инвалидности при уже существующей болезни (третичная профилактика)
  • Повышение качества жизни при наличии заболевания (полнота, самодостаточность и качество жизни)
  • Предотвращение сопутствующих физических и ментальных расстройств
  • Сохранение и укрепление позитивного физического и психического самоощущения (well-being), полноты и качества жизни, ощущения физического, психического и социального благополучия.
  • Так, после автоаварии, потеряв обе ноги, пациент продолжает работать, воспитывает детей, в том числе, одного приемного, занимается посильным спортом, остается социально активным человеком, не имеет вредных привычек, имеет много друзей, летом путешествует всей семьей на автомобиле с ручным управлением.

    Он не обивает пороги многочисленных клиник и врачей. Нетрудно за этим увидеть, что его состояние после травмы продолжает оставаться позитивным и включает в себя: отказ от нереальных ожиданий; обеспечение достаточной физической нагрузки, сбалансированного питания; поддержание хорошего настроения, устойчивых социальных связей и контактов; создание адаптирующей среды к своему заболеванию, позитивный настрой, гигиена труда и отдыха, разумное планирование посильных мероприятий, борьба с расстройствами настроения, доступное перспективное планирование, предотвращение боли и депрессии, развитие самостоятельности и собственной социальной и семейной полезности, участие в семейном воспитании.

    Все это новый динамический стиль жизни, приспособленный под его болезнь (инвалидность). Хотя о какой оценке инвалидности в данном случае может идти речь?

    Все нововведения вписываются в расписание дня : сколько и как спишь, сколько и как ешь, что делаешь, как чувствуешь себя, как отдыхаешь… Это напоминает программу Анонимных Алкоголиков – один день во времени….




    [ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

     Поиск по медицинской библиотеке

    Поиск
      

    Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


    Реклама

    Мнение МедРунета
    Как вы относитесь к обязательной вакцинации населения от коронавируса?

    Поддерживаю для всех групп граждан
    Поддерживаю, но только граждан из групп риска
    Не поддерживаю, вакцинация должна быть добровольной
    Затрудняюсь ответить



    Результаты | Все опросы

    Рассылки Medlinks.ru

    Новости сервера
    Мнение МедРунета


    Социальные сети


    Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |




    MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
    При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.