Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА ПРИБЛИЖЕНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
Процесс принятия действия (HAPA) развит Schwarzer (1992) (31) и отражен в
литературных обзорах, где обоснована необходимость внесения новых элементов в
понимание представлений и поведения). Кроме того важность самоэффективности
определена поведенческими намерениями и самоконтролем поведения. HAPA включает
несколько элементов со всех предшествующих теорий и обуславливает поведение, как
взаимодействие поведенческих намерений и реального поведения.
Таблица №11. Процесс установления здорового поведения
КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ПРИБЛИЖЕНИЯ К ЗДОРОВЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Основные компоненты процесса приближения – это принятие решения,
мотивационная стадия и собственно действие. В соответствии с этой теорией
мотивационная стадия состоит из следующих компонентов:
• Самоэффективность (я уверен, что смогу бросить курить)
• Ожидания (прекращение курения улучшит мое здоровье)
• Лечебная оценка, состоящая из представлений о болезни и восприятия
индивидуальной уязвимости.
Действие подготавливается предшествующими стадиями когнитивной, аффективной,
абилитивной и конативной фаз. Когнитивная фаза – это познание, представления и
составление плана действий. Аффективная фаза – это включение эмоций,
обеспечивающих тот или иной модулирующий процесс. Абилятивная фаза – это наличие
достаточных навыков для осуществления действий. Конативная фаза – это собственно
действие вместе с самоконтролем и устойчивостью в исполнения (Соколовский С.Р.)
(32) Ситуационные факторы обеспечивают социальную поддержку и преодоление
барьеров.
ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССА ПРИБЛИЖЕНИЯ ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Индивидуальные компоненты подтверждаются некоторыми исследованиями. Schwarzer
(1992) (33) объясняет самоэффективность как основной компонент поведенческих
намерений, включающий использование одноразовых игл, самообследование груди,
эффективное использование контрацепции, так как намерения формируют
приверженность определенным лечебным действиям.
КРИТИКА ТЕОРИИ ПРИБЛИЖЕНИЯ
В связи с другими воззрениями эта теория недостаточно учитывает особенности
личности, ее акцентуацию, окружающие и социальные факторы. Кроме того,
индивидуальные когниции могут настолько различаться, что формируют
взаимоисключающие ответы. Это делает психологические прогнозы невозможными и
сильно «бьет» по научным целям.
ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛЕЙ
Ни одна из моделей не является совершенной, и каждая из них накопила
определенные данные, противоречащие самой модели. Чем более совершенна модель и
доказуема, тем более она сложна, а сложные модели трудно подходят для
практической работы и дают слишком много альтернативных решений. Задача науки –
делать прогнозы и устанавливать закономерности, страдает от сложности таких
построений и не дает очевидных выходов и решений.
Безусловно, как особенности личности, когниций, способности к научению
навыкам, мотиваций, интеркоммуникации, социальной и окружающей среды, так и
множество других факторов влияют на определенное формирование конкретного
поведения. При этом оно выступает ответом личности на сумму реакций и
инициируется окружающей средой. Каждый из факторов может усилить, ослабить
предполагаемый ответ, свести его на нет или развить совершенно неадекватное
«смещенное или парадоксальное поведение».