Интервенция направлена на долговременное
совладение с повседневными стрессами и изменение поведения в интересах
здоровья. Для этого клиенты обучаются следующим навыкам: Активно
определяют и формулируют проблемы. Сюда относится сбор релевантной
информации, всестороннее понимание проблемы и постановка реалистических
целей
Выработка как можно большего количества альтернативных решений
определенных проблем. Чтобы удостовериться, что найдено лучшее решение,
должно рассмотреть как можно больше вариантов
В соответствии с пригодностью и согласованностью с собственной
системой ценностей, принимается решение о выборе одного из рассмотренных
вариантов. Это требует оценки последствий решения и осмысления собственных
позиций
Реализация шаг за шагом выбранного решения, постоянная проверка
собственных действий на предмет того, согласуются ли последствия принятого
решения с собственными целями |
Клиенты работают вместе с психологом по
здоровью (GRP) в небольших группах по 8-12 человек.
Групповые дискуссии проходят в форме познавательного диалога. В качестве
непосредственных методик используются следующие: инструктаж,
непосредственная помощь (prompts), примеры или демонстрация
(моделирование) решения проблем, тренинг решения проблем в группе,
домашние задания, использование обратной связи, отработка в группе
способов позитивного подкрепления и реализации на практике попыток
решения, а также, а также использование стратегий моделирования поведения
(shaping). Все это вместе взятое позволяет реализовать «решение проблемы
под руководством», при котором психотерапевт поэтапно руководит решением
конкретных повседневных проблем своих клиентов. В качестве материалов
первым делом выдаются вопросники, листы самонаблюдений, протоколы, а также
письменные разработки (в форме руководств). Сам тренинг включает восемь
циклов, до трех сеансов в каждом. Общая продолжительность тренинга
колеблется от 10 до 17 сеансов. |
1. Введение: задается цель, способ действий и
структура тренинга, предоставляется трансактная модель стресса и
провозглашаются общие цели поддержания здоровья и стиля жизни. 2.
Ориентация на проблему: психолог учит, как познать проблему с помощью
своих чувств и неудавшихся попыток ее решения обсуждается модель
позитивной и негативной ориентации на разрешение собственных проблем
здоровья.
3. Контроль эмоций при решении проблем: обсуждается значение эмоций для
поведения во время преодоления проблем, клиенты обучаются приемам
самоинструктирования, которыми они могут руководствоваться при поиске
решения, технике релаксации и возможности когнитивного
переструктурирования
4. Определение и переформирование проблемы: клиенты обучаются собирать
необходимую информацию, и избегать поспешных выводов на основе
недостаточной информации. Должен возникнуть углубленный взгляд на
проблему. Необходимо учитывать внутренние и внешние требования ситуации, а
также возможные препятствия, которые могут возникнуть при решении
проблемы. Необходимо избегать нереалистических постановок цели.
5. Формирование как можно большего числа альтернативных путей решения,
с помощью процесс, аналогичного мозговому штурму.
6. Выбор одного из вариантов решения, лучшим: лучшим решением считается
то, с помощью которого вернее всего можно достичь намеченной цели,
максимизировать положительный и минимизировать отрицательный эффект.
7. Реализация решения в жизни: сюда относится реализация выбранного
решения, контроль над собственным поведением, в процессе решения, а также
оценка результатов решения и самоподкрепления. Инструктирование и
планирование этих шагов осуществляется в группе, однако реализация
производится каждым клиентом самостоятельно.
8. Поддержание и генерализация поведения, наблюдаемого в ходе решения
проблемы: полученные навыки и умения в решении проблем должны
использоваться и при решении будущих проблем ; для этого шаги удачного
решения проблемы подкрепляются и клиенту указывают на будущие проблемы,
которые можно решить с помощью тех же средств. Формируются позитивные
стратегии, предназначенные для решения будущих проблем. |