Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 ЗИКР, МОЛИТВЫ ИСИХАСТОВ ИЛИ ЦЕЛЕВАЯ КРЕАТИВНАЯ МЕДИТАЦИЯ

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Основы психологического и социального консультирования в охране и развитии здоровья населения / ЗИКР, МОЛИТВЫ ИСИХАСТОВ ИЛИ ЦЕЛЕВАЯ КРЕАТИВНАЯ МЕДИТАЦИЯ
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1925; прочтений - 2429
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

ЗИКР, МОЛИТВЫ ИСИХАСТОВ (ИИСУСОВА МОЛИТВА) ИЛИ ЦЕЛЕВАЯ КРЕАТИВНАЯ МЕДИТАЦИЯ

Зикр (араб, ذکر‎‎ «поминание») – исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения Зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т.е. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.

Виды Зикра

Зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины [меджлис аз-зикр]. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т.д.) подчёркивали преимущества уединенного Зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного Зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» похожи на своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических айатов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.

Аналоги в других религиях

Практика повторения священных формул существует во многих религиях. Например, у православных монахов Синая (Египет) и Афона (Греция) есть так называемая «Иисусова молитва», у индийцев – джапа-йога, у китайских и японских буддистов – няньфо/нэмбуцу. Нет никаких исторических сведений, указывающих на то, что они происходят из одного источника.

Теологические основания

Слово зикр взято из Корана, где оно встречается, в частности, в следующих стихах: «Вспомни [узкур] твоего Господа, когда ты забудешь» (18:24) и «О те, которые уверовали! Упоминайте [узкуру] Аллаха частым упоминанием» [зикран касиран] (33:41).

Описывая «ночное восхождение» Мухаммеда к Божиему Престолу (мирадж), Халладж говорит, что путь к Богу, который лежит через «сад Зикра», в сущности, равнозначен «пути размышлений» о своей участи и о Боге (фикр). Большинство суфиев последующих поколений не разделяло это мнение, отдавая предпочтение путешествию через «сад зикра».

Суфийские авторы по-разному определяли роль и место Зикра в рамках суфийской духовной дисциплины. Так, аль -Халладж и аль-Калабази считали, что зикр – это способ заставить подвижника постоянно помнить о Боге и, тем самым, помочь ему оказаться в Божественном присутствии. Аль-Газали полагал, что зикр – это путь, который готовит мюрида к восприятию излияний Божьей милости и высшего знания о Боге и мире. Ибн'Ата Аллах аль-Искандари считал его не просто подготовительной стадией мистического пути, но и своего рода постоянные «пропуском» в сферу Божественных тайн (лахут).

Исламская практика. Подготовка к зикру

Помимо вводной части – произнесения формул хизба и вирда – участники зикра, по словам аль-Газали, должны отрешиться от мира, принять аскетический образ жизни и иметь «искреннее намерение» (ният) следовать по пути. Рекомендовалось также умащать себя благовонными маслами и облачаться в ритуально чистую одежду.

Роль шейха

Важную роль в совершении коллективного зикра играет духовный наставник и руководитель суфийской общины. Он наблюдает за исполнением зикра во время совместных радений с тем, чтобы его последователи не позволяли себе симулировать экстатическое поведение или «работать на публику». Что касается индивидуального зикра, то его исполнитель должен полностью забыть обо всём окружающем и постоянно удерживать пред мысленным взором образ своего шейха.

Позы Зикра

Кружащиеся дервиши в Стамбуле.

В суфийских руководствах оговаривается поза суфия во время индивидуального поминания (ему надлежит сидеть на молитвенном коврике, скрестив ноги) и положение его рук.

Во время коллективного зикра приняты кружения дервишей.

Формулы зикра

Как правило, зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада), а именно: «Нет божества, кроме Бога» (ла илаха илла-Алаху). Согласно шазилийскому методу, произнесение этой формулы должно начинаться во «вместилище сердечного светила и месте средоточия духовного света», то есть в левой части груди, затем её нужно плавно «двигать» из нижней части груди наверх и вправо, пока она не вернётся в своё исходное место. Таким образом, она совершает полный круг в груди отправляющего зикр (закир).

Распространённой формулой зикра является так называемое «Имя величия», то есть Аллах. Её артикуляция должна сопровождаться двумя следующими движениями: произнося первый слог, состоящий из хамзы и краткого звука «а», подвижник ударяет себя подбородком в грудь, а затем, выдыхая слог «ллах», он запрокидывает голову назад. Ещё одна известная формула зикра связана с аль-Халладжем и его последователями. В ней в слове Аллах опускается начальный слог ал, поэтому она звучит как лаху, лахи, лаха. Ас-Сануси предупреждал, что эту формулу надлежит использовать с осторожностью и только тем, кто «осознаёт её возможные последствия». Другие формулы зикра обычно представляют собой одно из «прекрасных имён» Бога, а именно: Хува, [аль -]Хакк, [аль -]Хайй, [аль -]Каййум, [аль -]Каххар и т. д. Согласно аль-Газали, чтобы начать отправление «тихого» зикра, суфий должен уединиться в своей келье (завийа), где ему следовало постоянно произносить слово «Бог» (Аллах), пока это слово не проникнет в каждую клетку его тела.

Продолжительность зикра

Продолжительность зикра регулируется либо шейхом братства, который руководит коллективным радением, либо, во время уединённого зикра, самим подвижником с помощью чёток (субха, мисбаха). Количество «воззваний к Богу» может быть разным, например, 300, 3 000, 6 000, 12 000, 70 000. В конце концов, подвижник теряет счёт количеству повторений, и тогда его зикр становится беспрерывным и непроизвольным.

Стадии зикра

Согласно, Ибн 'Ата' Аллаху, большинство из них различали три стадии поминания. Первая — это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной. На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце». Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.

После того, как первый этап пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа [поминаемых им] слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия. Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца. Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его голосовых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире. Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания». Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея.

Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения [Божьей воле] (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма. Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющим зикр».

В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана 'aн аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.

Видения, сопровождающие зикр

Во время зикра суфии могут впадать в состояние экзальтации джазба. В некоторых суфийских руководствах описываются звуковые и визуальные явления, которые соответствуют различным формам и стадиям зикра. В одном из таких описаний «зикp сердца» уподобляется «жужжанию пчёл», которое сопровождается особыми зрительными и цветовыми ощущениями. Аль-Газали, к примеру, говорил о видении «огней», которые «иногда проносятся как молнии, а иногда задерживаются, иногда надолго, иногда нет; иногда они следуют один за другим,… а иногда сливаются в единое целое». Аль-Газали называет их «проблесками истины», которые Бог щедро ниспосылает Своим «избранникам».

Некоторые суфии утверждали, что такого рода «световые явления» наиболее ярки на стадии «зикра сердечной тайны», и потому могут считаться его отличительной чертой. На этой стадии, согласно Ибн 'Ата Аллаху аль-Искандари, «пламя зикра не угасает, его огни не иссякают,… ты видишь, как одни огни поднимаются вверх, а другие опускаются вниз; тебя окружает пламя, из которого исходит обжигающий жар». Считается, что «поднимающиеся и опускающиеся огни» суть не что иное, как «Божественное озарение», вызванное правильно исполненным зикром.

Критика зикра

В качестве примера этого явления можно привести экстатические танцы братства маулавийа, пронзительные выкрики «воющих дервишей» братства рифаия, а также использование некоторыми суфийскими группами стимулирующих средств и наркотиков. В массовом сознании эти явления стали постепенно отождествляться с суфийским образом жизни в целом.

Отчасти по этой причине в конце XIX — начале XX вв. суфизм и его ритуалы подверглись резкой критике со стороны таких мусульманских реформаторов-модернистов, как Мухаммад 'Абду ('Абдо) и Мухаммад Рашид Рида.

Практика в вере бахаи

В отличие от ислама, в вере бахаи практика зикра была определена самим основателем веры, Бахауллой. В своей Книге Законов, Китаб-и-Агдас (абз. 18), он дал такое указание:

Предписано, дабы всякий верующий в Бога, Господа Суда, ежедневно, омыв руки, а затем лицо, садился и, обращаясь к Богу, повторял девяносто пять раз «Алла-у-Абха». Так повелел Творец Небес, когда Он с величием и могуществом утвердился на престолах Имён Своих.

«Алла-у-Абха» — одна из форм Величайшего Имени Бога. «Алла-у-Абха» — выражение, которое по-арабски означает «Бог Преславен». Согласно исламскому преданию, среди множества имён Бога есть одно величайшее; однако это Величайшее Имя оставалось до времени сокрытым. Бахаулла возвестил, что Бахб и есть то самое Величайшее Имя.

Таким образом, зикр бахаи связан с повторением самого святого для бахаи Имени Бога, которое также ассоциируется с основателем их веры. По сравнению с суфийскими практиками зикр бахаи является очень простым, что следует приписать общей нелюбви Бахауллы ко «всему, что выходит за границы умеренности». Шоги Эффенди, Хранитель Веры, не советовал бахаи увлекаться такими практиками, как многократное повторение отрывков из Писаний или многочасовые молитвенные бдения. Бахаулла строго осудил тех, «что удалялись от мира в землях Индии, отказывали себе в том, что узаконил Бог, подвергали себя лишениям и умерщвлению плоти», и заявил, что они «не были помянуты Богом, Явителем Стихов».

Таким образом, практики зикра являются воплощением психосоматических связей с включением особого дыхания, движения, концентрации, стремления.

Молитва – это все через одного Бога

Зикр, медитация – это одно через все.

Молитва – это все через одного Бога.

Зикр, медитация – это одно через все.

Зикр, это:

- цель,

- желание,

- вера через:

- разумное,

- радостное,

- ритмичное,

- эмоциональное,

- словесное,

- дыхательное,

- двигательное,

- рефлекторное,

- желательное,

- сексуальное,

- восхитительное

памятование.

Использование техник зикра в силу их многофункциональности позволяет влиять на глубинные физиологические рефлексы и очень успешно использовать их в прикладной психологии, добиваясь создания нового, желательного стиля поведения.

При использовании лечебного Зикра следует правильно поставить себе цель, уточнить, зачем это нужно и соотнести цель с реальностью наших знаний. Если цель не противоречит закономерностям природы, необходимо воссоздать в сознании максимально детализированный образ результата. Достижение этого образа возможно через чередование грамотного напряжения и расслабления. Зикр включает всю гамму осмысленных и неосмысленных действий и намерений человека в лечебный процесс.

Создание красочной палитры, детализированного образа результата.

Осуществление мультифасетных действий Зикра (движения, поминания, дыхания и т.п.), направленных на результат.

Работа с усталостью. Например, при проявлении усталости не лечить её едой, а избирать альтернативные пути.

Формирование привычки.

Достижение конечного результата через стремление к концентрированному образу.

Развитие внутренней и внешней мотивации в формировании образа здоровья и успеха.

Раннее распознавание ненужных сигналов и конверсия их в альтернативные стратегии.

Использование крайне необычных образов, например, Сиари-Шариф, Божественного Света, (Фаворского Света).

Использование сочетанных рефлексов движения глаз, тела, дыхания, сердцебиений, речи и головы («Алла у Абха»)

Зикр, включающий множество разномодальностных техник, позволяет эффективно тормозить установившиеся непродуктивные рефлекторные пути поведения и креативно устанавливать новые, тормозя нежелательные вегетативные рефлексы, через конкурирующие очаги произнесения Священных слов и рефлексов. Это предопределяет его большую клиническую перспективу.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Доверяете ли вы вакцинам от COVID-19?

Да, доверяю всем вакцинам
Да, доверяю, но только отечественным вакцинам
Да, доверяю, но только зарубежным вакцинам
Не доверяю всем вакцинам
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |




MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.