ПРЕДИСЛОВИЕ
Каждый период истории человечества имеет свои особенности, накладывающие
отпечаток на образ жизни людей, их психологию и защитно-адаптационные резервы
организма. Человек современной эпохи значительно отличается от своих
предшественников ментальностью, интересами, потребностями и нервно-психическим
здоровьем.
Вторая половина ХХ столетия, а по прогнозам футурологов и ХХI век войдут в
историю цивилизации как период чрезмерно бурных темпов научно-технического
прогресса, приведшего не только к величайшим достижениям в области науки и
техники, но и к колоссальному росту психогенных болезней и функциональных
нервно-психических нарушений на стрессогенной основе. Это потребовало
значительного увеличения контингента специалистов, оказывающих
психотерапевтическую помощь – врачей, психологов и социологов, имеющих
специальную подготовку по проведению лечебной или профилактически
-ориентированной психотерапии.
Однако, темпы их подготовки значительно отстают от все возрастающей
потребности населения в психотерапии, особенно в странах, где люди испытывают
повышенные психоэмоциональные нагрузки из-за стрессовых условий жизни.
Разрешение этой весьма сложной проблемы во многом зависит, как показывают
специальные исследования, от осведомленности населения в вопросах
аутопсихотерапии, применяемой в целях профилактики нервно-психических
расстройств и поддержания результатов психотерапевтического лечения.
Повышение уровня знаний людей по психотерапевтической помощи себе и близким,
по самовоспитанию и воспитанию с учетом требований педагогической психотерапии
осуществляется двумя путями: посредством изучения научно-популярной литературы,
посвященной проблемам аутопсихотерапии, и в процессе обучения на
специализированных курсах, проводимых квалифицированными психотерапевтами.
По аутопсихотерапии существует огромное количество публикаций . Вместе с тем,
среди них отсутствуют учебно-справочные пособия, соответствующие требованиям,
предъявляемым к печатным трудам типа “Руководство”, в которых излагаемый
материал должен быть систематизирован и классифицирован, содержать всестороннюю
научно обоснованную информацию о рассматриваемом предмете и иметь учебную
направленность.
Основным побудительным мотивом для нашей попытки осуществить подготовку
»Руководство по аутопсихотерпии» являлась острая потребность в преодолении
больших трудностей, испытываемых нами при проведении занятий со слушателями
курсов - “Самопрофилактика стресса и психогенных болезней», «Домашний
психотерапевт: задачи и функции» - вследствие отсутствия систематизированного
труда по аутопсихотерапии.
Для обобщения материала по самопсихотерапии, анализа его научной
обоснованности и изложения возникла первоочередная необходимость разработать
классификацию психотерапевтических приемов, которые занимают доминирующее место
в аутопсихотерапии и являются первой, базисной ступенью в овладении умением
оказывать психотерапевтическую помощь себе и родным (вторая – включает
упражнения, а третья - методы). Существенной преградой явилось и отсутствие в
литературе гипотезы (концепции) о теоретической основе аутопсихотерапии,
описания истории ее развития и крайняя недостаточность информации по аспектам
педагогической психотерапии.
Аутопсихотерапия – это область психотерапии, состоящая из научно обоснованных
приемов, упражнений и методов, применяемых для самокоррекции поведения,
эмоционального состояния и мышления с целью повышения эффективности
гетеропсихотерапии и самопрофилактики психогенных болезней, развития
дезадаптивного поведения и негативных последствий стресса.
Аутопсихотерапия, как и гетеропсихотерапия, имеет медико-педагогическую
направленность, что нашло отражение во многих вариантах классификации
психотерапии, созданных, исходя из ее задач (например, по Л. Волбергу
психотерапевтические методы разделяются на поддерживающие, переучивающие и
реконструктивные) и воззрения на ее суть, сформулированного М.М. Кабановым,
учеником и последователем В.Н. Мясищева, следующим образом: “Психотерапия
является пограничной зоной, в которой сочетаются лечение и, в известном смысле,
воспитание человека”.
Соответственно описанным взглядам на аутопсихотерапию в книге рассматривается ее
два аспекта – медицинский и педагогический (педагого-психотерапевтический).
При этом аутопсихотерапия охарактеризована нами как отдельная ветвь
психотерапии, имеющая четыре отличительные особенности, свойственные
самостоятельным областям психотерапии – наличие собственной истории и
теоретической базы, своих средств психотерапевтического воздействия и показаний
для их применения.
Наше представление об исключительно актуальном значении популяризации знаний
по аутопсихотерапии полностью совпадает с мнением, которого придерживаются
видные психотерапевты, авторы научно-популярных книг: А. Адлер, Э. Берн, Д.
Бернс, Н. Пезешкиан, Ф. Перлз, А. Эллис, Э. Фромм, Э. Шострам, М. Эриксон, М.
Япко; В.А. Абабков, М.Е. Бурно, М.И. Буянов, В.Д. Вид, В.И. Гарбузов, А.И.
Захаров, В.Завьялов, С.А.Игумнов, В.Е.Каган, В.Т. Кондрашенко, В.Л. Леви, В.В.
Макаров, М.М.Решетников, М.Э. Телешевская и др. (многие из них адресованы и
психотерапевтам).
При подготовке “Руководства” автор опирался на данные литературы, посвященной
проблемам аутопсихотерапии, и собственного опыта многолетней работы
психотерапевтом, психофизиологом и преподавателем на курсах психогигиенического
профиля.
Среди рекомендованных средств аутопсихотерапии есть и предложенные автором
вариант метода самогипноза, основанный на принципах аутотренинга, и
модифицированная техника психогимнастики лица, ряд упражнений и приемов,
применяемых для психотерапевтического самовоздействия и медиаторной помощи.
В книге подробно описана методика подготовки «индивидуального
психотерапевтического комплекса” (ИПК), разработанная автором на основе
принципов интегративной психотерапии и представления сторонников ведущих
направлений научной психотерапии о необходимости обучения пациентов умению быть
активным участником лечебно –реабилитационного процесса и стать “психотерапевтом
для самого себя». Методика ИПК, как показывает наша практика, позволяет лицам,
имеющим показания для психотерапии, самостоятельно проводить
индивидуализированный подбор психотерапевтических приемов с учетом личностных
качеств(исходя из общепризнанного положения-каждый человек уникален вследствие
разных у людей генотипов, особенностей нервной системы, методов воспитания и
опыта жизни),что способствует повышению эффективности психотерапии.
Глава “Профилактическая учебно-воспитательная психагогика” написана школьным
учителем истории И.Б. Пономаревой, глава “Гуманистически-ориентированная
музыко-вокальная аутопсихотерапия” - преподавателем по классу вокала Н.М.
Колесниковым и врачом М.Я. Минкович. При участии И.Б. Пономаревой подготовлена
подглава, где освещаются вопросы истории народно-житейской психотерапии, а врача
Г.Я. Воробейчик, сочетающей практическую деятельность по неврологии с научной
работой, глава “Медиаторная помощь при органических заболеваниях центральной
нервной системы”.
Материал книги,имеющей научную основу, изложен в доступной форме и с учетом
особенностей реализации её ведущей задачи: помочь психотерапевтам- врачам и
психологам- в подготовке учебного курса, ориентированного на обучение больных и
медиаторов средствам лечебно-поддерживающей аутопсихотерапии,а практически
здоровых лиц –профилактической(для самоукрепления психического здоровья,
предупреждения развития дистресса и психогенных эаболеваний; повышения
творческого потенциала, трудовой и учебной активности).
Автор надеется, что “Руководство по аутопсихотерапии” будет способствовать и
выполннению задачи по поднятию уровня психотерапевтической грамотности
населения, включенной в состав приоритетных участниками 3-го Всемирного
конгресса по психотерапии (Вена, 2002 год).
Нами осознается, что книга может потребовать доработки и, прежде всего потому,
что “Руководство по аутопсихотерапии” –это первая попытка в мировой практике
систематизированного описания аутопсихотерапии и рассмотрения ее как
самостоятельной области-направления научной психотерапии( по даннным
авторитетных библиографических источников и Medlinks GB,RU,US).
Считаю своим приятным долгом искренне поблагодарить всех, кто содействовал
подготовке монографии к изданию - авторов двух глав книги (врачей Минкович М.Я.
и Воробейчик Г.Я; педагогов- ПономаревуИ.Б.и Колесникова Н.М.), главного
редактора Маргариту Алексеевну Раскину, доцента, к.п.н. Татьяну Михайловну
Козину и моего коллегу доцента Евгения Антоновича Поклитара, соавтора ряда общих
работ по психотерапии.
Автор будет признателен всем за отзывы и пожелания, направленные на
совершенствование структуры и содержания книги.