Часть вторая: МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОЙ
АУТОПСИХОТЕРАПИИ
Основные положения. В арсенале аутопсихотерапии имеются
лечебно-профилактические средства научно обоснованной аутопсихотерапии,
рекомендуемые:
- для поддержания результатов лечения, проводимого врачом или клиническим
психологом;
- для самопрофилактики, ориентированной на предупреждение развития патологии
психогенного происхождения (по МКБ-10 - невротические расстройства, связанные со
стрессом, реакции на тяжелый стресс, “затяжной дистресс”, посттравматические
стрессовые расстройства, соматоформные расстройства, неврастения), а также
вредных привычек, “неблагоприятных” черт характера и психоэмоциональных
перегрузок, отрицательно влияющих на деятельность центральной нервной системы.
Аутопсихотерапевтические средства разделяются на приемы, упражнения и методы.
Основной критерий для их разграничения - уровень сложности структуры,
определяющий степень трудности овладения ими. Образно говоря, приемы - это
кирпичи, используемые для изготовления блоков (упражнений) и строительства
здания (метода) по двум проектам - с помощью блоков и путем применения лишь
кирпичей. Различие между средствами аутопсихотерапии схематически можно
представить и следующим образом: приемы - электроны, упражнения - атомы, а метод
- молекула.
В литературе, посвященной проблемам аутопсихотерапии, проводится грань не только
между тремя видами средств аутопсихотерапии, но и между понятиями “метод” и
“методика”.
Термин “методика” применяется для обозначения способа обучения методам
аутопсихотерапии. Например, для овладения низшей ступенью метода аутогенной
тренировки по И. Шульцу (состоит из 6 упражнений, а каждое из них из 5
психотерапевтических приемов), предложено множество методик обучения, основанных
на разных психопедагогических принципах интенсификации процесса усвоения
учебного материала.
При описании рекомендаций по овладению приемами и упражнениями, нами, как и
другими авторами, применяются термины “техника” или “процедура”.