Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 6.2. МЕТОДЫ “ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ АУТОПСИХОТЕРАПИИ”

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) / 6.2. МЕТОДЫ “ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ АУТОПСИХОТЕРАПИИ”
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 6447; прочтений - 7805
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

6.2. МЕТОДЫ “ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ АУТОПСИХОТЕРАПИИ”

Общая особенность. Арсенал поддерживающей аутопсихотерапии включает методы, ориентированные на закрепление результатов психотерапии лечебной или превентивной направленности.

Отсюда, их основная цель - повышение эффективности как лечения, проводимого психотерапевтом, так и самопрофилактики, применяемой для предупреждения возникновения или развития психогенных болезней (расстройств), стрессового состояния, вредных привычек, чрезмерной психоэмоциональной напряженности и др.

Кроме того, в отличие от базисно-классических методов аутопсихотерапии, они не имеют собственной теоретической платформы - она совпадает с концепциями методов, на основе которых они были разработаны.

При этом, если приемы и упражнения, предназначенные для повышения эффективности гетеропсихотерапии, созданы практически всеми современными школами психотерапии, то методы аутопсихотерапии “поддерживающей психотерапии” разработаны когнитивно-рациональным, гуманистическим и телесно-ориентированным направлениями психотерапии.

6.2.1. Методы когнитивного направления аутопсихотерапии.

Основные данные. Применяются для самоулучшения эмоционального состояния, нарушенного из-за “ментальных причин” - вследствие алогичной оценки значимости психотравмирующих проблем или в связи со склонностью к необоснованному проявлению депрессивного настроя.

Для психотерапевтической самопомощи применяются варианты двух основных когнитивных методов, теоретические и практические аспекты которых разработали выдающиеся американские психотерапевты, А. Белл и А. Эллис (см. 1.2.).

6.2.1.1. Когнитивно-эмоциональный метод аутопсихотерапии.

Наиболее широкое распространение получил аутопсихотерапевтический метод Д. Бернса, подробно и всесторонне описанный им в монографии “Новая терапия настроения (хорошее самочувствие)”.

Его метод, высоко оцененный А. Беллом и ассоциацией американских психотерапевтов, преимущественно ориентирован на поддержание больными депрессией результатов лечения когнитивным методом психотерапии.

Вместе с тем, в нем есть ряд “антидепрессивных приемов - упражнений”, которые могут быть успешно применены и с профилактической целью для саморегуляции эмоционального состояния, преодоления депрессивного настроя. Применяются они поэтапно в следующей последовательности.

Первый этап - самопознавательный, направленный на выявление ошибок мышления. Для их самообнаружения применяется сравнительный анализ, основанный на сопоставлении личных особенностей стиля мышления, характеризующегося определенной склонностью к видению окружающего мира с оценочным суждением о событиях, людях и т.д., с типичными ошибками мышления, предрасполагающих к возникновению депрессивного состояния, пессимистического настроя (по данным исследований А. Белла).

Основные ошибки мышления, ухудшающие эмоциональное состояние:

- Максимализм: характеризуется склонностью к полярному мышлению - видеть мир в черно-белых тонах, оценивать ситуацию, исходя из принципа “все или ничего”, считать себя неудачником, если успех ниже, чем планировался.

- Общий вывод из единичных фактов: проявляется особенность мышления в том, что имеется тенденция к чрезмерному обобщению - делать общий вывод из единичных фактов с акцентом на негативные.

--Психологическая фильтрация событий: отличается предрасположенностью к избирательному восприятию - пропускать через мысленный фильтр, в основном, негативные детали ситуации.

- Дисквалификация положительного: выражается в склонности отвергать положительные факты, поддерживать в себе уверенность в пессимистическом развитии событий.

- Скачущие умозаключения: типичной особенностью является логически необоснованная наклонность к негативной интерпретации ситуации, основанной на убежденности в том, что плохие предчувствия обязательно сбываются.

- Преувеличение или преуменьшение: характеризуется склонностью преувеличивать значение негативных событий и недооценивать или игнорировать положительные.

- Выводы, основанные на эмоциях: проявляется в оценке ситуации, базируюшийся на убеждении, что отрицательные эмоции правильно отображают ее суть (преобладают эмоции над логикой).

- Утверждение типа “Я должен”: характеризуется склонностью к необоснованным самообвинениям, преувеличивать чувство ответственности - мотивировать происходящее с позиции “могло бы быть” или “могло бы не свершиться, если бы ...”.

- Ярлыки: проявляется в тенденции навешивать ярлыки на себя и других, зачастую ничем не обоснованные, преимущественно во время скандалов, эмоциональных всплесков.

- Персонализация: характеризуется склонностью относить происходящие негативные события целиком или частично на свой счет.

Второй этап - самокоррекционный. Для его проведения Д. Бернс рекомендует составление “двух колонок” - слева записывать автоматические (непродуманные, импульсивные) мысли, способствующие возникновению пессимистического настроя, а справа - отмечать рациональные, логически обоснованные мысли.

Для иллюстрации процесса замены ошибочных мыслей реальными взглядами путем применения “двухколонной техники” А. Бернс приводит разнообразные поучительные примеры, в частности, по дисквалификации максимализма, склонности к полярному мышлению.

Автоматические мысли

Рациональные

ответы

Сегодня был неудачный день.

День был действительно не таким, каким я ожидал, но это все же не катастрофа (не причина для проявления пессимизма).

Какой получился невкусный обед, позорящий меня.

Безусловно, еда по вкусовым ощущениям не заслуживает хорошей оценки, но ведь такое бывает не только у меня, но и у других.

Меня никто не любит.

Чепуха! У меня есть семья и немало друзей, проявляющих чувство любви ко мне, и я стараюсь заслужить их расположение.

Я слишком стар.

Правильно ли я оцениваю себя? Ведь я в семье любим и любящий, у меня много друзей, я получаю наслаждение от музыки и книг, я продолжаю заниматься творческим трудом … Вывод: я неправильно оцениваю себя, что я слишком стар.

Я невезучий.

Мои жизненные успехи действительно несколько ниже, чем я планировал, мечтал. Однако у меня есть немало и достижений, дающих основание изменить отрицательное мнение о себе.

Помимо двух этапов, связанных с применением когнитивных приемов, направленных на изменение стиля мышления, предрасполагающего к депрессивному настрою, наш опыт, как, очевидно, и других коллег, показывает, что целесообразно метод Бернса дополнить приемом “когнитивного самоубеждения” (для поддержания достигнутых положительных результатов).

При составлении формул следует опираться на выводы, сделанные из самоанализа ошибок мышления, приводящих к ухудшению эмоционального состояния.

Примерные варианты.

1. Показание - депрессивный настрой, обусловленный склонностью к максимализму.

- Я осознал необоснованность моей низкой самооценки: “Я неудачник”.

- Причина негативного представления о себе - в склонности к максимализму.

- Я, как и все меня окружающие, в чем-то преуспеваю, в чем-то - нет.

- Мой девиз: “Мудрость – искусство всесторонне оценивать про-блему”,”Надежда - мой компас земной. Удача - награда за смелость (уверенность)”.

2. Показание - депрессивное состояние, обусловленное склонностью делать выводы из единичных фактов.

- Я осознал алогичную (ошибочную) основу моих суждений ...

- Причина плохого настроения кроется в неправильной тенденции к чрезмерному обобщению фактов.

- Я могу преодолеть склонность к ошибочному умозаключению (судить о проблеме, ситуации не по единичным фактам).

- Мой девиз: “Всему свой черед” или “Все хорошо в меру”.

6.2.1.2. Когнитивно-ориентированная аутобиблиотерапия (рационально-познавательная).

Общие данные. Библиотерапия (книготерапия, либротерапия, БТ), как и другие методы психотерапии, имеет два аспекта: основной - гетеропсихотерапевтический и вспомогательный - аутопсихотерапевтический. Для психотерапевтической самопомощи применяется, как правило, библиотерапия, способствующая повышению эффективности когнитивной (рационально-поведенческой) или гуманистической психотерапии. Каждая из них в своем фонде имеет книготерапевтическую литературу, стимулирующую “специфические и неспецифические психотерапевтические процессы” (по А.Е. Алексейчику), и оказывающая психотерапевтическое воздействие, присущее “педагогической, психологической или клинической библиотерапии“ (по М.Е. Бурно).

В отличие от гетеропсихотерапевтических форм библиотерапии - классической, применяемой специалистом по библиотерапии в виде курсов лечения и “направленного чтения”- аутобиблиопсихотерапия имеет следующие особенности:

- выбор книг для аутобиблиотерапии проводится самостоятельно на основе рекомендаций, имеющихся в научно-популярных книгах психотерапевтической направленности и в аннотациях о “библиотерапевтических книгах” (каталоги многих крупных библиотек имеют раздел “книготерапия”, “БТ”);

- преобладают в аутобиблиотерапии книги, способствующие самопознанию аутопсихотерапевтических путей профилактики болезней психогенного происхождения, негативных последствий стресса, вредных привычек, психоэмоциональных перегрузок и других “факторов риска”;

- большую роль играет “домашний психотерапевт” (медиатор) в целенаправленном подборе публикаций по аутобиблиотерапии и в повышении уровня мотивации к их чтению у членов семьи, нуждающихся в психотерапевтической помощи (см. 7.3.);

- в состав библиотерапевтической литературы входят, помимо книг, также психотерапевтически обоснованные статьи из научно-популярных журналов — медицинских, психологических, педагогических (в подборе публикаций, характеризующих особенности аутопсихотерапевтического направления БТ, большую помощь оказали И.Н. Вайнберг и О.С. Торбан, за что автор выражает им благодарность)

Особенность когнитивной АБТ. В ее фонд входят научно-популярные произведения, оказывающие психотерапевтическое воздействие благодаря тому, что содержат информацию стимулирующую оптимистическую направленность мышления.

Рационально-познавательная АБТ благотворно влияет на психоэмоциональное состояние и саногенную активность в связи с тем, что:

- повышает уверенность в свои возможности преодолеть недуг или успешно разрешить психотравмирующие проблемы;

- побуждает оптимистически оценивать перспективы выздоровления. К примеру, осознать, что при неврозе возникают функциональные нарушения, не представляющие угрозу для душевного и физического здоровья, но для их восстановления требуется активное сотрудничество с лечащим специалистом;

- создает благоприятные предпосылки для эмоциональной разрядки психотрав-мирующих переживаний или их “отреагирования” тогда, когда их источник находится вне сферы сознания, является причиной невроза (по З. Фрейду);

- убеждает в доступности и несложности овладения средствами аутопсихотерапии, применяемых с профилактической целью (для предупреждения вредных последствий стресса, самокоррекции неблагоприятных черт характера, преодоления вредных привычек, снижения эмоциональной перенапряженности, повышения активности) и лечебно-поддерживающей целью (для закрепления результатов терапии, проводимой лечащим специалистом).

Научно-популярные публикации “когнитивной АБТ” имеют психотерапевтическое значение и вследствие того, что во многих книгах рационально-познавательной направленности:

- описаны клинические проявления болезней, имеющие показания для психотера-пии, что побуждает к своевременному обращению за медицинской помощью;

- рассматриваются причины психогенных болезней, познания которых повышает эффективность лечения и усиливает мотивацию пациента к партнерству в терапевтическом процессе с лечащим специалистом (во многих случаях и их родных);

- содержатся рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья, по психогигиене и психопрофилактике.

В настоящее время общепризнано ассоциацией психотерапевтов, что повышение психотерапевтической грамотности населения, прежде всего тех, кто нуждается в лечебной психотерапии - одна из важнейших задач современной психотерапии. Не вызывает сомнения, что недооценка значимости научно-популярных книг библиотерапевтического содержания, снижает уровень психотерапевтической помощи.

Отрицательное влияние на эффективность психотерапии может оказать и, наоборот, чрезмерно высокая оценка их роли, опубликованная в литературе, адресованной массовому читателю. У многих людей она может сформировать ошибочное представление о возможности успешного самолечения психогенных болезней, не прибегая к помощи врача или клиническогого психолога.

Так, в 2001 году издана книга “Сам себе психотерапевт” (Ш. Дэйноу, пер.с англ.), заслуживающая высокой оценки как практическое пособие по применению упражнений, предложенными видными психотерапевтами современных направлений. Автор ее, известный психотерапевт, в предисловии к книге обращает внимание читателей, что “Проведенные в 1992 году научные исследования доказали, что люди, занимавшиеся по книгам самостоятельно, добились результатов ничуть не меньших, а зачастую и гораздо более значительных, чем те, кто посещал специалистов”.

Ш. Дэйноу не ссылается на работы авторов, приведших к вышеописанному выводу (нет их в подлиннике, в английском тексте книги), но, судя по его содержанию и библиографии, приводимых в книге, источником служила научная статья Macaskill, Norman D. and Ann Macasill. Опубликована она в американском журнале, издаваемом ассоциацией психотерапевтов, специализировавшихся в области когнитивно-бихевиоральной терапии. Несомненно, работа авторов, основанная на собственных исследованиях и выборочном анализе публикаций по психотерапевтической самопомощи при депрессии, представляет большой научно-практический интерес.

Однако, их вывод может быть признан лишь как “предварительный” из-за малого количества исследований (для статистической достоверности результатов) и недостаточного числа работ других авторов, подтверждающих его обоснованность, а главное - возможность информирования об этом широкого круга читателей.

Краткие сведения. Основополагающую роль в создании рациональной АБТ сыграли научно-популярные труды В.М. Бехтерева, П. Дюбуа, У. Джеймса, А. Мооль.

Главный источник для рационально-познавательной аутобиблиотерапии - научно-популярные книги (по психогигиене, психопрофилактике, валеологии и психологии - медицинской, педагогической и социальной), авторами которых являются психотерапевты, психиатры, нейрофизиологи и другие специалисты по проблемам психического здоровья, профилактики его нарушений и восстановления.

Психотерапевты повседневно убеждаются в необходимости вооружения людей научно обоснованными данными о причинах возникновения, развития, предупреждения и лечения функциональных заболеваний нервной системы, психогенных и психосоматических расстройств.

Не случайно П.В. Симонов назвал свою научно-популярную книгу, посвященную проблемам невроза, “Болезнь неведения”. На основании углубленных нейрофизиологических исследований и клинических наблюдений он пришел к выводу: понять невроз - сделать первый шаг к выздоровлению.

Известный психотерапевт А.Л. Гройсман обосновано высоко оценил ее библиотерапевтическое значение: “Книга П.В. Симонова на наших глазах излечивала многих больных, ибо она обесценивала кажущуюся значимость их болезни, отвлекала от болезненных переживаний”.

Отчетливое психотерапевтическое воздействие оказывают на читателей и многие другие научно-популярные книги. На ряд из них мы ссылались при описании примеров, иллюстрирующих принципы применения логико-коррекционных, позитивно-установочных и других приемов, а также при описании особенностей составления “индивидуального психотерапевтического комплекса”.

В составе рекомендованного перечня научно-популярной литературы библиотера-певтического характера имеется и несколько книг, написанных врачами, которые по роду своей деятельности не относятся к специалистам по проблемам “психического здоровья”. Тем не менее, их публикации соответствуют высоким требованиям, предъявляемым к книгам, рекомендуемым для рационально-познавательной аутопсихобиблиотерапии.

К ним, прежде всего, относятся книги выдающегося кардиохирурга, ученого с мировым именем Н.М. Амосова. Особенно велика сила психотерапевтического воздействия его книги “Преодоление старости” (2001 год), побуждающая читателей поверить в свои возможности победить недуги и улучшить физическое и психическое здоровье, мобилизуя естественные защитные резервы организма на основе “законов разума физиологии”.

Не менее значима в психотерапевтическом плане научно-популярная книга “Психо-кибернетика”, написанная известным американским хирургом по челюстно-лицевым пластическим операциям М. Мольцем. Его монография, переведенная на многие языки мира, в том числе и на русский, служит настольным пособием для людей, нуждающихся в психокоррекции из-за негативной направленности мышления. Предложенные им психотерапевтические приемы, стимулирующие формирование оптимистического наст-роя, и релаксационные упражнения, сочетаемые с позитивной визуализацией образа, признаны официальной психотерапией, описаны в учебных пособиях.

Высокой оценки с позиции аутопсихотерапии заслуживает научно-популярная книга “Стресс без дистресса”, принадлежащая перу Ганса Селье, основоположника учения о стрессе. В ней, наряду с описанием механизма развития стресса, излагается “Кодекс поведения”, в котором рассматриваются разнообразные психотерапевтические приемы, рекомендуемые автором для профилактики вредоносных последствий стресса (подробно в главе 7.1.1.).

К библиотерапевтической литературе рационально-познавательного содержания по праву относится научно-популярная книга “Стресс и болезни”, написанная физиологом, видным ученым Ф.И. Фурдуем (Кишинев).

В 2000 году проходил Общероссийский конкурс “Медицинский континент XXI века”, организованный Минздравом и редакцией “Врачебной газеты”. Победителем его стал Б.А. Нисензон (Сан-Франциско), заведовавший около 30 лет терапевтическим отделением одной из одесских больниц, автор трехтомника “Чтобы не болели тело и душа”, состоящего из опубликованных им научно-популярных статей.

В перечень библиотерапевтических книг, оказывающих психотерапевтическое воз-дей-ствие на читателей, прежде всего в результате того, что они помогают людям познать причины возникновения психогенных болезней и пути их преодоления, входят и два художественных произведения, созданные выдающимися писателями - Стефаном Цвейгом и Михаилом Зощенко.

Наши клинические наблюдения над пациентами, читавшими эти книги, позволяют полностью согласиться с оценками их В.Е. Рожновым, который считает, что “… в мировой литературе есть некоторые книги, написанные не врачами, но посвященные психотерапии с таким знанием дела и мастерством изложения, что это ставит их в один ряд с психотерапевтической классикой. К ним в первую очередь, я бы отнес трилогию “Врачевание и психика” Стефана Цвейга и “Повесть о разуме” Михаила Зощенко. Из этих книг и больной, и врач-психотерапевт почерпнут для себя очень много полезного” (Руководство по психотерапии, 1985.- С. 45).

Михаил Зощенко в своем автобиографическом произведении рассказывает о том, как он победил “неизлечимую болезнь”, познав подсознательный механизм ее возникновения. Заболел он в 23-летнем возрасте, лекарства ему не помогали, а от водных процедур становилось хуже. Наступил кризис - он перестал есть, едва не погиб от истощения. Именно тогда писатель понял, что только он сам способен себе помочь. Долгие раздумья над причиной болезни подсказали ему, что в его жизни когда-то произошло нечто угнетающее психику и вызывающее болезнь. Знакомый с методом З. Фрейда, он начал вспоминать и анализировать ранее пережитое и, благодаря этому, вскоре нашел то, что было первоисточником его недуга. Осознав причину болезни, он выздоровел. “Я впервые почувствовал вкус еды. Я впервые понял, что такое сон, спокойствие, отдых ... Я много лет не знаю, что такое хандра, меланхолия, тоска”.

Удивительно сильное психотерапевтическое воздействие оказывает на читателей и книга Стефана Цвейга “Врачевание и психика”. В ней, как и в книге М. Зощенко, в блестящем литературном стиле описано влияние подсознательного механизма на деятельность организма и огромная сила внушения и самовнушения. С. Цвейг в предисловии обращает внимание читателей на то, что он “выбрал трех человек, которые, идя самостоятельно и даже противоположными путями, воплотили в жизнь на сотнях тысяч людей идею лечения духом: Месмер - внушением, укрепляя волю к здоровью, Мэри Бекер - Эдди - хлороформируя экстатикой мощной веры, Фрейд - призывая к самопознанию и к устранению собственными силами психических конфликтов, гнетущих сферу подсознания”.

6.2.2. Методы аутопсихотерапии гуманистической направленности.

Общие данные. В их арсенал входят методы аутопсихотерапии, применяемые как для повышения эффективности “гуманистической психотерапии”, так и для предупрежде-ния возникновения болезней и патологических влечений, развивающихся на почве хронического стресса из-за трудностей реализации духовных потребностей (см. 3.1.).

Чаще всего в аутопсихотерапевтической практике применяются “гуманистическая аутобиблиотерапия” и “вокало-музыкальная аутопсихотерапия”.

6.2.2.1. Гуманистически - ориентированная аутобиблиотерапия (ГБТ).

Особенность. В ее составе - литература, оказывающая целебно-гуманистическое воздействие, направленное на повышение уровня самоуважения, собственного достоинства и самоактуализации личностного потенциала, на поиск смысла жизни и формирование позитивно-оптимистического взгляда на окружающий мир.

Библиотерапия, основанная на принципах гуманистической психологии и психотерапии, отличается от “рациональной АБТ”, помимо главного критерия (по содержанию и направленности литературы), также по ряду других признаков:

1). Первоочередное значение для психотерапевтически обоснованного выбора книг имеет соблюдение принципа “по плечу”. Проблемы героя произведения, выбранного в качестве примера для подражания, должны максимально соответствовать психотравмирующей ситуации читателя, а его характер и переживания - вызывать “эмоциональное созвучие”.

При выборе же книг по рационально-познавательной библиотерапии приоритетное значение имеет их содержание, помогающее читателю преодолеть стрессо-эмоциональные переживания, обусловленные “фактором неизвестности” или дезинформационными представлениями о болезни, проблеме.

2). В ГБТ большое место занимают поэтические произведения психотерапевти-ческого содержания. В Америке пользуется заслуженной популярностью книга “Poetry Therapy”, являющаяся по своей структуре сборником стихотворений, обладающих психотерапевтическим воздействием. Ее автором и составителем является известный американский психиатр J.Leedy. В сборник вошли стихи многих знаменитых англоязычных поэтов (У.Купер,Г.Лонгфелло, Р.Форст и другие). Они разделены на ряд групп по нозологическому принципу - отдельно рекомендованные для лиц, страдающих депрессией, тревожностью, бессонницей и т.д.

Широкое распространение художественной литературы по ГБТ, по-видимому, определило оценку библиотерапии, данную ей В.Е. Рожновым, А.В. Свешниковым и О.Н. Кузнецовым как “метода эстетотерапии”.

3). Рекомендации людям, нуждающимся в превентивной психотерапевтической помощи путем чтения литературы по ГБТ, дают и библиотекари, которые получили образование в учебном заведении, где читаются лекции по библиотерапии. А советовать книги по когнитивной АБТ с лечебной целью вправе, помимо врачей и клинических психологов, специалисты по библиотерапии, владеющие познаниями в областях книговедения, психотерапии и медицинской психологии.

Психотерапевтам хорошо известно, что книги, входящие в состав “гуманистически-ориентированной библиотерапии” (художественные, мемуарные, философские и др.), нередко содержат не только ценную информацию, с точки зрения аутопсихотерапии, но и сведения способные вызвать негативные последствия,отрицательно повлиять на психоэмоциональное состояние.

Вследствие этого, вполне закономерно их желание, чтобы издавались сборники, составленные библиотерапевтами по типу хрестоматийных изданий или научно-популярные книги, написанные специалистами по проблемам психического здоровья, обладающие литературным даром, к примеру: “Записки психиатра (Л. А. Богданович) , «Познй и преодолей себя»(А.А.Александровский),»Сила слабых»(М.Е.Бурно),»Беседы по детской психиатрии» (М.И.Буянов), »Психотерапия для всех и каждого»(В.Е. Каган), « Умейте властвовать собой..»(В.Я. Семке).

В 1992году создано Российское общество медиков-литераторов по инициативе психотерапевтов-психиатров М.Е. Бурно,М.И.Буяннова и Б.А. Воскресенского. Под их научной редакцией систематически издаются научно-популярные сборники, содержащие психотерапевтические рассказы, очерки, стихи и пьесы. В них, преимущественно, публикуются художественные произведения, написанные психотерапевтами и психиатрами - Д. Бершадским, Е. Добролюбовой, Т. Гоголевич, В. Ивановым, М. Король, С. Некрасовой, Е. Неспокойным и др.

Многие из сборников рекомендуются кафедрой психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования в качестве учебно-методических пособий для психотерапевтов.

Возможно предположить, что печатные труды авторов сборников заложат основу для развития “научно-художественной книготерапии”.

6.2.2.2. Гуманистически-ориентированная музыкально-вокальная аутопсихоте-рапия (М.Я. Минкович, Н.М. Колесников).

Общая характеристика. В системе самопрофилактики нервно-психических расстройств и предупреждения развития отрицательных последствий стресса важное место занимает арттерапия. Музыка, пение, живопись, как и другие виды искусства, благотворно влияют на психическое здоровье не только потому, что они доставляют человеку радость, вызывают положительные эмоции и улучшают деятельность систем организма.

Общение с искусством обогащает и гармонизирует внутренний мир человека, делает его духовно богаче, содействует удовлетворению его естественных духовных потребностей, а, следовательно, и реализации главной задачи гуманистической психологии - способствовать актуализации личностного потенциала.

“Лечебная музыка” в сопровождении пения - один из древнейших способов терапии различных психоэмоциональных нарушений. Она испокон веков применялась для целебного воздействия. Пифагор многие недуги лечил специально сочиненными им музыкальными произведениями.

Авиценна в своем фундаментальном труде “Канон врачебной науки” рекомендовал страдающим меланхолией (депрессией) развлекаться музыкой и выслушиванием пения птиц.

М. Маймонид широко применял в лечении больных музыку для повышения жизненной энергии (“живительной силы”).

Вместе с тем, только в конце XIX века житейские и клинические наблюдения о целебных возможностях музыки были подтверждены многими психофизиологическими исследованиями.

Полученные данные побудили В.М. Бехтерева создать еще в 1914 году “Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и ее гигиены”… Во второй половине ХХ века было доказано, что музыка способна благотворно влиять и на биохимические процессы - снижать выработку кортизола (гормона стресса, вырабатываемого надпочечниками), повышать иммунные возможности (выработку Т-лимфоцитов) и усиливать продуцирование эндорфина.

В 40-е годы прошлого века музыкотерапия получила официальное признание как лечебный метод психотерапии, применяемый “для достижения терапевтических целей, а именно восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью” (М. Лангерберг в книге “Базисное руководство по психотерапии”. Пер. с нем.- Санкт-Петербург, 2001.- С. 542).

При этом было подчеркнуто, что в отличие от других методов гетеро-психотерапии, применять музыкотерапию могут лица, имеющие и музыкальное, и врачебное образование со специализацией по психотерапии.

Следует отметить, что определенный вклад в ее совершенствование внесли и музыкотерапевты России, Украины и др. (см.1.2.).

“Психопрофилактическая музыка”, как и лечебная музыка, применялась с незапамятных времен для предупреждения опасных последствий психотравмирующих переживаний, вызванных чрезмерным стрессом, для повышения стрессоустойчивости и эмоционального тонуса, для самоулучшения настроения и восстановления нарушенного душевного равновесия.

Праздники и знаменательные события неизменно сопровождались музыкой, пением, танцами. Использовалась музыка и для поднятия боевого духа воинов перед сражением, а также для повышения результативности физического труда. Недаром народная мудрость гласит: “Беседа дорогу коротает, а песня - работу”.

В последнее десятилетие ХХ века “профилактическая музыка” получила большое распространение. Это обусловлено, прежде всего, резко возросшей потребностью людей в предупреждении вредоносных последствий стресса, связанных с негативной стороной чрезмерно быстрого темпа научно-технического прогресса.

Не менее важное значение в широком применении музыки как профилактического средства аутопсихотерапии имели огромные успехи в области аудиотехники. Для большинства людей стало возможным приобретение магнитофонов, позволивших составлять индивидуализированные программы музыки и производить их запись с последующим многократным прослушиванием.

Многие эмпирически и интуитивно стали комплектовать собственные программы из музыкальных произведений. Но, вполне понятно, что проявление неквалифицированного отбора музыки может привести к ее отрицательному воздействию на психофизическое состояние и дискредитации музыкотерапии.

Необходимо отметить, что специалисты в области музыкотерапии разрабатывают, как правило, программы из произведений классической музыки.

Процедура (техника подготовки).

Для повышения эффективности “профилактической музыки” необходимо учитывать как индивидуальные особенности восприятия музыки, так и общие, свойственные всем людям. К последним относятся физиологическое воздействие музыки на психоэмоцио-нальную сферу. Все музыкальные произведения по вызываемому эффекту условно подразделяются на две подгруппы: релаксационные (успокаивающие, расслабляющие) и тонизирующие (мобилизующие, активизирующие).

Основной критерий для их применения - уровень эмоциональной напряженности, вызванной стрессовыми проблемами, ситуациями и событиями.

Необходимым условием для обоснованного подбора музыкального произведения является правильный учет индивидуальных особенностей восприятия музыки, зависящий от уровня музыкальной культуры, воспитания, слуха, традиций, возраста, ментальности, состояния здоровья, образования, образа жизни и т.д.

С целью оказания содействия пациентам и слушателям курсов по самопрофилактике стресса в обоснованном подборе музыкальных произведений, психотерапевтам желательно иметь список музыкальных произведений, оказывающих оптимизирующее влияние на психоэмоциональное состояние, деятельность нервной системы. В его составе должны быть произведения, относящиеся как к классической музыке (симфонии, оперы и шедевры искусства Моцарта, Штрауса, Чайковского, Мусоргского и других классиков), так и популярной (эстрадной, народной и т.д.), с вокальным сопровождением психотерапевтического содержания.

В перечне рекомендуемой лечебно-профилактической музыки должны преобладать классические произведения, вследствие их преимущества в плане целебного воздействия на деятельность организма (классическая музыка характеризуется высоким уровнем гармонии, мелодичности, ритма).

В качестве примера считаем целесообразным привести ориентировочный репертуар музыкальных произведений, который может служить основой для создания индивидуализированного, усовершенствованного списка, учитывающего дополнительные факторы, влияющие на восприятие музыки.

Музыка, рекомендуемая для снижения эмоциональной

напряжённости (релаксации, успокоения, снятия стресса)

Классическая музыка

Популярная музыка

Моцарт, “Эльвира Мадиган”

Бетховен, “Романс для скрипки”

Бах, “Прелюдия 1”

Шопен, “Фантазия-экспромт”

Скрябин, “Прелюдия”

Вивальди “Времена года ”

Григ, “Мелодия”, ”Весна”

Мендельсон, Концерт для скрипки, 2-я ч.

Чайковский, 2 концерт для фортепиано, 2 ч.

Штраус, “ Голубой Дунай”.

У природы нет плохой погоды.

Мои года - мое богатство.

Колокольчики мои.

Не опускай паруса.

Не надо печалиться, вся жизнь впереди.

Нам песня строить и жить помогает.

Главное, ребята, сердцем не стареть.

Музыка, рекомендуемая для повышения

эмоционального тонуса (мобилизации, активизации)

Классическая музыка

Популярная музыка

Россини, “Севильский цирюльник”

Паганини, “Соната для скрипки”

Рахманинов, “Шестая прелюдия”

Брамс, “Вальс”

Лист, “Грезы любви”

Шопен, “Ноктюрн”

Григ, “Норвежский танец”

Шуберт, “ Аве, Мария!”

Дворжак, “Славянский танец”

Надежда - мой компас земной.

В нашей жизни всякое бывает.

Все хорошо, прекрасная маркиза.

Капитан, капитан, улыбнитесь.

Ты одессит, Мишка!

Закаляйся, если хочешь быть здоров.

Я люблю тебя, жизнь.

Кто хочет, тот добьётся.

(Основной источник наших рекомендаций по классической музыке - методические разработки В.Н. Элькина, автора книги “Целительная магия музыки”, СПб, 2000 г.)

При составлении индивидуальной программы необходимо принимать во внимание влияние дополнительных факторов, связанных с особенностями трудовой деятельности. Лицам, испытывающим чрезмерное воздействие стресса, желательно слушать “антистрессовую музыку” не только после работы, но и во время регламентированных перерывов (в соответствии с их продолжительностью).

Зачастую нуждаются в прослушивании профилактической музыки в период перерывов и те, кто отмечает отрицательное влияние на нервную систему умственных перегрузок, монотонного характера труда, вынужденных ожиданий из-за скопления машин на дорогах, а также в случае необходимости повысить творческую активность.

В домашних условиях, после рабочего дня, психотерапевты (в частности Ю.А. Мерзляков) рекомендуют при прослушивании музыки как психотерапевтического средства руководствоваться следующими правилами:

- расслабиться (лечь или принять позу полулежа в кресле), закрыть глаза и вслушаться в мелодию музыки;

- вспоминать приятные события жизни, всплывающие в памяти по ассоциации с мелодией;

- продолжительность программы должна быть в пределах 20-30 минут;

- после окончания сеанса профилактической музыкотерапии реко-мендуется выполнить комплекс мобилизующих психофизических упражнений.

В последние годы музыка применяется и для коррекции поведения лиц, склонных к неадекватным реакциям и злоупотреблению алкоголем, наркотиками.

Примеры. В Англии, на одной из станций метро в городе Ньюкасл, молодежь постоянно совершала хулиганские поступки, приносившие большой материальный урон. В 2001 году их вандализм обошелся городскому метро в сумму около 750 тысяч фунтов стерлингов. Изучение причин их буйного поведения показало, что провоцирующую роль играла современная музыка, передаваемая через мощные динамики. Смена музыкального репертуара, замена оглушающей рок-музыки мелодиями Бетховена и Россини кардинально изменили поведение молодежи, бессмысленно жестокие разрушения прекратились.

Сотрудники бельгийского Центра изучения, обучения и применения музыкальной терапии утверждают, что ежедневное прослушивание классической музыки является одним из лучших профилактических лекарств от увлечения алкоголем, наркотиками.

Выводы о возможностях использования музыкальных произведений для коррекции дезадаптивного поведения, на наш взгляд, может иметь практическое значение для определенной категории “домашних психотерапевтов” (см. 7.3.).

Во многих странах мира проявляется возрастающий интерес к применению музыки для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья. Так, почти в ста американских ВУЗах преподается курс музыкотерапии, отдающий предпочтение классической музыке с вокальным сопровождением.

Следует признать, что на большинство людей целебнее воздействуют музыкотерапевтические произведения при вокальном их исполнении. Обоснованность мнения “ Болящий дух врачует песнопение” (Е.А. Баратынский, русский поэт XIX века) подтверждают многочисленные клинические и житейские наблюдения. Описаны случаи исцеляющего влияния музыкально-поэтических произведений (песен, романсов, арий) психотерапевтической направленности и в книгах мемуарного содержания.

Так, Г.П. Вишневская в своей автобиографической повести “Галина” вспоминает о периоде лечения в санатории по поводу туберкулеза, протекавшего в тяжелой форме: “Я уходила в лес и пела. Я чувствовала, как с каждым днем наливаюсь жизнью, и мне хотелось кричать об этом на весь мир; мне хотелось петь, любить - ведь мне было только 23 года! Я разжигала костер и пела над ним Марфу из “Хованщины”: “Силы потайные! Силы великие! Души, отбывшие в мир неведомый! К вам взываю!” В эти минуты я чувствовала себя владычицей мира. То, что со мной произошло, врачи считали чудом: исчезли палочки Коха, затянулась каверна”.

Вокалотерапия, как активный метод музыкотерапии, способствует не только улучшению психоэмоционального состояния и мобилизации резервов, помогающих преодолеть болезни. Пение является также прекрасным средством тренировки сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата.

В специальной литературе описаны экспериментальные исследования многих ученых, свидетельствующие о возможности использования музыки для стимулирующего влияния на растения. Определенный практический интерес могут представить и наши наблюдения (Н.М. Колесников) о разном влиянии классической, мелодичной музыки и рок-музыки на цветы.

В период жизни в Москве (жена преподавала английский язык в пединституте, а я был преподавателем вокального искусства в Институте Гнесиных), наш дом постоянно посещало много друзей и учеников, любителей музыки и пения. И почти каждый приходивший задавал вопрос, почему у нас такие роскошные цветы, как “красные девицы”, а у них, хотя поливают регулярно и удобряют, - словно “морщинистые старички”?

Однажды, заглянувший к нам приятель спросил, как удается мне так ухаживать за цветами?

- А есть ли у тебя дома цветы?

- Да, есть, но они быстро вянут.

- Принеси мне пару горшочков, я посмотрю, в чем секрет.

Он принес, а через некоторое время я показал его возрожденные цветы.

- Ты что, выбросил мои и купил новые цветы?

- Да нет, как можно выбросить живое создание.

И я подробно рассказал о том “небольшом секрете”.

- У нас в доме - сказал я ему - много музыки, пения.

- Но у меня тоже много музыки.

- Но какой? Какая музыка звучит у тебя дома?

Он помялся и глухим голосом промолвил, что соседи подали жалобу на него, что он нарушает покой громкой музыкой и барабанной трескотней.

- Ну вот, мой дорогой, в этом и кроется причина того, что твои цветы вянут. Они ж мучаются от твоего грохота, как и твои соседи.

Отсюда, мой совет - внимательно отнеситесь к выбору музыки, влияющей разрушающе), если хотите сохранить свое здоровье, а не разрушить его, как мой приятель подрывал здоровье цветов, да и самого себя и окружающих положительно или отрицательно (успокаивающе, мобилизующие или.

В последние годы расширился диапазон применения музыки с психопрофилактической целью для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом большая заслуга М.И. Чистяковой, автора “Психогимнастики” (1990 г.). Работая преподавателем музыки в детском саду, она, на основании своего 30-летнего опыта, разработала музыкальные программы, направленные на совершенствование у детей психических процессов (внимания, воображения, памяти) и развития у них способностей адекватно оценивать индивидуально-психологические особенности у себя и других.

Ею были предложены оригинальные музыкальные программы, помогающие выявлять нежелательные черты характера у детей (затрудняющие межличностные отношения и способствующие возникновению психогенных расстройств), а в последующем - активно участвовать в процессе их коррекции. В их состав она включила музыкальные произведения, сопровождающиеся играми: П.И. Чайковского (“Новая кукла”), С. Прокофьева (из симфонической сказки “Петя и волк”), Д. Кабалевского (“Злюка”,“Плакса”, “Ревушка” - музыкальные пьесы), Р. Шумана (“Смелый наездник”) и др.

6.2.3. Методы телесно-ориентированной аутопсихотерапии.

Основные данные. В настоящее время у психотерапевтов не существует общего взгляда на методы, входящие в группу “телесно-ориентированных”.

Американские психотерапевты, в том числе и ряд психотерапевтов постсоветских стран (Б.Д. Карвасарский, В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, Т.Ю. Колошина, М.Е. Сандомирский, Г.В. Тимошенко и другие), относят к ним “биоэнерготерапевтические методы”, предложенные Райхом, Лоуэном, Александером и др.

Немецкие психотерапевты (Р. Телле, У. Рюгер и др.) включают в состав» «телесно-ориентированнвх методов» -вутогенную тренировку по Шульцу, методы прогрессирующей мышечной релаксации по Джекобсону и ряд других, вызывающих снижение эмоциональной напряженности посредством нервно-мышечной релаксации.

Для повышения их результатов применяются, как правило, “производно-вспомогательные, методы” поддерживающей психотерапии, нацеленные на повышение эффективности аутогенной тренировки и других мышечно-релаксационных методов. Один из его вариантов предложен нами - “психогимнастика лица”. Следует признать, что он относится к методам условно. Соответствует требованиям, предъявляемым к понятию “метод”, лишь по структуре - состоит из составленного на синергической основе комплекса упражнений и приемов (в его разработке и апробации принимала активное участие медсестра кабинета психотерапии Одесского санатория им. Горького- З.С. Шалуева). Надо полагать, что сходные “методы” созданы и другими практикующими психотерапевтами, но в печати они не опубликованы в силу того, что эти специалисты занимаются сугубо практической деятельностью.

Вспомогательно-производный метод поддерживающей психотерапии назван “психогимнастика лица” вследствие того, что в нем ведущее место занимают упражнения по гимнастике лицевых мышц, разработанные НИИ косметологии.(Москва).

Овладеть методом психогимнастики лица можно самостоятельно, но лучше под руководством медсестры кабинета психотерапии.

Курс занятий условно разделен на четыре основных урока в соответствии с четырьмя периодами погружения в аутогенное состояние. Кроме того, по рекомендациям врача, при необходимости, проводятся несколько дополнительных уроков для отработки индивидуального варианта психогимнастики лица с учетом патогенеза болезни (мигрень, невралгия тройничного нерва, шейный остеохондроз и т.д.). Психогимнастика лица или ее элементы используются в составе двух видов “синтетической психотерапии”: комплексной и комбинированной.

Общие положения. В основном применяется для повышения эффективности аутогенной тренировки и предупреждения возникновения и развития стресса путем снижения эмоциональной напряженности.

Психогимнастика лица проводится при соблюдении определенных условий: приступая к технике ее проведения необходимо тщательно вымыть руки, лицо и шею, далее, расстегнув воротник, занять удобное положение на стуле с выпрямленной спиной и приподнятым выше плеч подбородком. При самомассаже с использованием приема поглаживания желательно произносить успокаивающие словесные формулы: “мне - легко, мне - хорошо, мне - приятно …”, а приема поколачивания - мобилизующие формулы: “отдохнула - я, взбодрилась - я, помолодела - я и др.”.

Массаж необходимо производить бережно и нежно. При приеме поглаживания следует его постепенно усиливать, не причиняя себе при этом неприятных ощущений, а при использовании “приема поколачивания” - проводить самомассаж подушечками пальцев обеих рук, в основном средними пальцами.

Техника “психогимнастики лица”.

Первое занятие. Овладение приемами гимнастики, самомассажа лица (в области лба) и элементами АТ, применяемыми на подготовительном этапе АТ.

1. Гимнастика для мышц лба. Указательными пальцами обеих рук слегка надавите на надбровные дуги. Преодолевая сопротивление, соберите горизонтальные складки на лбу, поднимите их кверху и медленно опустите. Расправьте вертикальные складки на лбу, прижав кожу между бровями ребром ладони. Медленно напрягайте и расслабляйте мышцы лба.

Положите обе ладони на лоб, касаясь кончиками пальцев линии волос. Преодолевая сопротивление рук, поднимите кожу лба, сильно напрягая и расслабляя мышцы. Многократно с силой нажмите ладонями на каждую часть лица.

2. Самомассаж. Поглаживайте лоб всей ладонью, попеременно обеими руками в направлении от бровей к волосистой части головы.

3. Словесная формула аутопсихотерапии: “Я ощущаю приятный покой, расслабление и образно представляю на своем лице маску покоя” (лицо выражает состояние приятного покоя).

4. Самомассаж поколачиванием. Пальцы перемещаются от середины лба к вискам (рис. 1, а).

Рис. 1. Самомассаж лица:

а) в области лба

б) в области рта

в) в области глаз

г) в области шеи

«маска покоя»

«маска

удовольствия»

«маска радости»

«маска

блаженства»

 

Второе занятие. Овладение гимнастикой и самомассажем лица (в области рта), элементами АТ, применяемыми при погружении в I стадию аутогенного состояния.

1. Гимнастика для мышц рта. Произносите про себя гласные “а”, “и”, “э”, “о”, “у”. Насвистывайте веселую песенку. Надувайте щеки и перегоняйте воздух из одной щеки в другую. Затем подуйте с надутыми щеками. Слегка откройте рот, приблизьте губы друг к другу, не двигая челюстями и не соединяя губ, медленно напрягите и расслабьте мышцы. Слегка откиньте голову и подуйте, как будто вы хотите удержать в воздухе перышко. После этого как следует расслабьтесь. Сожмите плотно зубы и медленно оттопырьте нижнюю губу. Расслабьте мышцы.

2. Самомассаж поглаживанием. Вторым и третьим пальцами подоприте подбородок, средним пальцем правой руки поглаживайте кожу вокруг губ, начиная от правого угла рта. После этого большими кругообразными движениями поглаживайте щеки от подбородка в направлении уха и от углов рта в направлении висков.

3. Словесная формула аутопсихотерапии: “Я чувствую приятный отдых, успокоение, и образно представляю на своем лице “маску удовольствия” (лицо выражает состояние приятного покоя, удовольствия).

4. Самомассаж “поколачиванием” в области рта (рис. 1, б).

Третье занятие. Овладение гимнастикой и самомассажем лица (в области глаз) и элементами АТ, применяемыми при погружении во II стадию аутогенного состояния.

1. Гимнастика для мышц глаз. Интенсивно вращайте глазами по кругу, сначала вправо, затем влево, фиксируя каждое положение глаз. Потом расслабьте мышцы. Приложите средний и безымянный пальцы обеих рук к внешним уголкам глаз. Зафиксируйте это положение. Медленно закройте глаза, затем медленно расслабьтесь и откройте глаза. Положите на нижние веки кончики пальцев. Преодолевая сопротивление рук, медленно поднимите нижние веки, пока не закроются глаза. Затем медленно опустите веки и расслабьтесь.

Кончики пальцев обеих рук положите на надбровные дуги. Поднимите брови как можно выше. Преодолевая сопротивление рук, медленно опустите верхние веки, пока не закроются глаза. Затем медленно расслабьтесь. Брови поднимите высоко вверх и, преодолевая сопротивление, медленно закройте глаза, опуская веки. Сохраните напряженное положение шесть секунд, затем медленно расслабьтесь.

2. Самомассаж поглаживанием. Поглаживание век начинайте от внутреннего угла глаза (III и IV пальцами). Проведите пальцами вдоль брови до наружного угла, затем по границе глазницы под глазом возвратитесь в исходную точку.

3. Словесная формула аутопсихотерапии: “Я чувствую приятное глубокое расслабление мышц лица и образно представляю на своем лице “маску радости” (или “выражение состояния радости”).

4. Самомассаж “поколачивания” вокруг глаз: под бровью от внутреннего к наружному углу глаза, а под глазом - в противоположном направлении (рис. 1, в).

Четвертое занятие. Овладение гимнастикой и самомассажем лица (в области шеи) и элементами АТ, применяемыми при погружении в III стадию аутогенного состояния.

1. Гимнастика для мышц шеи. С закрытыми глазами в расслабленном состоянии попеременно наклоните вперед, откиньте назад голову. Вращайте головой сначала вправо, а затем влево в расслабленном состоянии (голова свободно падает на грудь, глаза закрыты). Обхватите шею обеими руками (пальцы сзади) и, преодолевая сопротивление рук, медленно напрягайте и расслабляйте мышцы шеи. Сильно откиньте голову назад, нижней губой прикройте верхнюю, напрягитесь и шесть секунд сохраняйте напряженное положение, затем медленно расслабьтесь.

2. Самомассаж поглаживанием. Поглаживайте боковую поверхность шеи от углов нижней челюсти к ключицам (мягко, без нажима). Во время самомассажа дышите спокойно, не задерживая дыхания, так как неравномерное дыхание затрудняет отток венозной крови от мозга и может вызвать неприятные ощущения; не следует сильно надавливать на сосуды шеи, так как это может вызвать обморочное состояние. Заднюю поверхность шеи (в области шейных позвонков) можно массировать более интенсивно, применяя энергичное поглаживание.

3. Словесная формула аутопсихотерапии: “Я чувствую полное расслабление мышц лица и шеи, приятное тепло и образно представляю на своем лице “маску блаженства”.

4. Самомассаж поколачиванием. Похлопывайте подчелюстную область тыльной стороной пальцев левой руки справа налево, затем пальцами правой руки слева направо, повторяя движение несколько раз (рис 1,г).




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Как вы думаете: какова опасность распространения вируса оспы обезьян?

Высокая, это может привести к новой пандемии
Низкая, единичные случаи заболевания не несут глобальной угрозы
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |




MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.