Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Часть третья: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АУТОПСИХОТЕРАПИИ. Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ)

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) / Часть третья: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АУТОПСИХОТЕРАПИИ. Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ)
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 1597; прочтений - 2251
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Часть третья: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АУТОПСИХОТЕРАПИИ. Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ)

Педагогическая психотерапия (близкие,нетождественные синонимы: воспитательно-учебная психотерапия, педагого-психологическая психотерапия, педагого-ориентированная психотерапия, , психопедия) на современном этапе развития представляет собой интердисциплинарную область науки и практики, формирующаяся на стыке психотерапии, психологии и педагогики с целью совместного решения общих проблем по совершенствовнию системы воспитания и обучения.

К основным задачам педагогической психотерапии (ПДП) относятся:

- улучшение системы воспитания (самовоспитания) гармоничной личности, способной успешно преодолевать физические и умственные нагрузки, эффективно решать психотравмирующие проблемы и предупреждать возникновение необосно-ванных дистрессовых ситуаций;
- усовершенствование методик обучения и самообучения, применяемых в педагогической и психотерапевтической практике - на основе достижений наук, изучающих пути повышения результативности обучения с учетом психо-физиологических возможностей людей разного возраста (педагогическая психология; психогигиена умственного труда, воспитания и обучения; возрастная психофизиология);
- повышение эффективности психотерапии, благодаря применению педагого-психотерапевтических средств, исходя из представления, что «психотерапия является столько же методом лечения, сколько и перевоспитания личности» (В.Н. Мясищев).
- усовершенствование учебного процесса на основе широко известных и общепризнанных данных специальных исследований, доказавших, что результатив-ность обучения (самообучения) в значительной степени зависит от правильности соблюдения психогигиенических и психопрофилактических требований к организа-ции умственной деятельности, режиму труда и отдыха;
- повышение эффективности системы подготовки медиаторов (от латинского mediator - посредник) - “домашних психотерапевтов” и “домашних педагогов-воспитателей”.

Исторический путь формирования педагогической психотерапии как составной части аутопсихотерапии начался в глубокой древности. Этапы ее развития тесно переплелись с вехами формирования учения о психотерапевтической само- и взаимопо-мощи, что нашло отражение в описании “Истории аутопсихотерапии” (см. гл. 1).

Постоянные стрессовые ситуации, испытываемые первобытным человеком из-за непрекращающихся войн, стихийных бедствий, опасных ситуаций во время охоты, требовали от него овладения умением не только оказывать психотерапевтическую помощь себе и близким, но и повышать антистрессовые резервы организма и способность нейтрализовать последствия тяжелых психотравм - проводить “психическую закалку” и “самотренировку нервов”.
На всех этапах развития человеческого общества проходил процесс пополнения арсенала средств воспитания и обучения, имеющих педагогопсихотерапевтическую направленность.

Особенно большое влияние на развитие педагогической психотерапии оказали выдающиеся педагоги, разработавшие учебно-воспитательные принципы формирования всесторонне развитой личности “сильной телом, умом и духом” - Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, С.И. Полоцкий, Г.С. Сковорода, К.Д. Ушинский и многие другие.

Их фундаментальные труды создали благодатную почву для возникновения научно обоснованной педагогической психотерапии, состоящей из трех направлений, каждое из которых имеет свои особенности истории возникновения и развития.

Первое направление - психагогическое (область педагогической психотерапии, разрабатывающая педагого-психотерапевтические пути совершенствования системы воспитания).

Впервые в истории психотерапии 3. Фрейд (1856-1939) применил лечебно-педагогический метод, имеющий научно-теоретическую базу.
Фрейд на основе разработанной им психоаналитической концепции проводил заочное лечение пятилетнего мальчика, страдавшего фобией, через его отца, выполнявшего функции “домашнего психотерапевта”.

Он регулярно писал 3. Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций переживаний сына, а в ответ получал советы педагого-психотера-певтического содержания, направленные на достижение у сына инсайта — осознания первоисточника психотравмирующих переживаний с лечебной целью.

Педагого-психотерапевтический процесс исцеления Ганса 3. Фрейд подробно описал в своей знаменитой работе “Анализ фобии пятилетнего мальчика”, послуживший основой для разработки его последователями психоаналитически-ориентированной педагогики (Мелания Кляйн, Карен Хорни, Анна Фрейд, Михаэль Балинт) и организации курсов по подготовке консультантов по проблемам психоаналитического воспитания.

В заключительной главе своего труда по ПДП 3.Фрейд подчеркнул, что его “педагогический эксперимент” доказал недопустимость в процессе воспитания “подавле-ния влечений”, так как это способствует возникновению невроза (из-за неотреагирован-ных психотравмирующих переживаний).
В создании фундамента “педагогической психотерапии” велика роль и Альфреда Адлера (1870-1937), выдающегося австрийского психиатра-психотерапевта. После разры-ва научно-творческого союза с 3. Фрейдом (в основном из-за его недооценки уникальнос-ти судьбы человека и неповторимости жизненного пути) А. Адлер разработал собствен-ную концепцию “индивидуальной психологии” и метод “индивидуально-психологической психотерапии”, представляющие огромный теоретический и практический интерес по сей день.

Основным источником для их создания послужили результаты его психологических исследований механизма невроза у детей, приведшие А. Адлера к выводу: одна из главных причин развития невроза - неправильный, полярный стиль воспитания ребенка. Его формированию способствует как гиперпротекция (чрезмерная постоянная опека, мелочный контроль за каждым шагом ребенка, необоснованные запреты), так и гипопротекция, характеризующаяся тем, что родители проявляют безразличие к интересам и увлечениям ребенка, растет он без должного присмотра и внимания с их стороны.

Ошибочные формы воспитания, согласно концепции А. Адлера, способствуют формированию “комплекса неполноценности”, который зачастую отрицательно влияет на развитие личности (на умение преодолевать жизненные трудности и противостоять воздействию психотравмирующих факторов). Особенно часто он развивается у детей, воспитываемых по типу “Кумира семьи”, чересчур опекаемых.

А. Адлер, наряду с огромной научно-практической деятельностью на ниве психо-терапии, уделял большое внимание и проблеме профилактики нервно-психических расстройств, прежде всего ее педагого-психотерапевтическому аспекту.

В 1919 году он основал в Вене психо-педиатрический центр и стал читать в педагогическом институте цикл лекций, посвященный психотерапевтическому аспекту воспитания — для учителей, а в последующем и для родителей с целью их подготовки к выполнению функций “домашних психотерапевтов-педагогов”.

По инициативе А. Адлера начали организовываться первые консультативные центры в школах. Например, в одной только Вене в 1927 году функционировали 22 консультации, где родители всегда могли получить советы по воспитанию детей от школьных психологов.
После переезда А. Адлера в США (1932 год) резко возрос интерес американских психологов-психотерапевтов к его учению и практическим рекомендациям по профилактике психоневротических расстройств. Во многих школах были созданы консультативные центры, активизировалась подготовка “школьных педагогов” и “педагогических психологов”.

В последние десятилетия в Америке, как и в ряде других стран, издано большое количество публикаций, посвященных проблемам воспитания детей. В них делается акцент на формирование личности с высоким уровнем самоуважения, повышенной ответственности за свое поведение и состояние здоровья, проявляющей оптимистическую установку к своим возможностям.

Среди авторов книг по вопросам воспитания и самовоспитания много единомышленников А. Адлера, известные американские специалисты по “семейной педагогике” и “педагогической психотерапии» - Р. Дрейкер, Г. Мосак, Р. Корсани, Ж. Пейтер, В. Солтц, Б. Шульман и другие.
Их труды изданы во многих странах, на русский язык переведена книга “Позитивное воспитание” (1996), написанная Карен Джосли на основе своего многолетнего опыта занятий с родителями детей, нуждающихся в психологической помощи, и работы в Международном центре семейного образования, созданного в США (в штате Гавайи).

В 1927 году известный немецкий психиатр-психотерапевт А. Кронфельд предложил называть “психотерапевтическое учение о воспитании”, основу которого заложили 3. Фрейд и А. Адлер, - психагогикой. В своей статье, опубликованной в сборнике “Психические методы лечения”, он оценивал психагогику как метод лечебно-педагогического воздействия. При этом он придавал ей чрезмерно большое значение, полагая, что психагогика может заменить глубинно-психологические и суггестивные методы психотерапии.

Вместе с тем, обоснованное мнение А. Кронфельда о важности включения психагогики в систему психотерапии для повышения ее эффективности нашло поддержку со стороны многих крупных российских психиатров. Так, П.Б. Ганнушкин в своем знаменитом труде “Клиника психопатии” (1933 год) писал: “Сходство требующихся у врачей приемов с педагогическими послужило основанием к выделению особого отдела психотерапии, названного А. Кронфельдом психагогикой”.

С.И. Консторум, основоположник клинической психотерапии в бывшем Советском Союзе, весьма положительно оценил значение психагогики для повышения результатив-ности лечения, проводимого психотерапевтом, благодаря тому, что она способствует “перевоспитанию личности”.
В.М. Мясищев, выдающийся российский психолог-психотерапевт, расширил представление о психагогике, включив в ее состав ауто-психотерапевтический компонент. В разработанном им методе патогенетической психотерапии, имеющем личностно-ориентированную направленность, важное значение придается не только лечебно-педагогическому воспитанию пациента, но и “самоперевоспитанию в ходе преодоления болезни”.

Существенный вклад в дальнейшее развитие психагогики внесли многочисленные ученики и последователи В.М. Мясищева (С.С. Либих, С.А. Кулаков, А.А. Александров, Е.И. Чехлатый) и единомышленник С.И. Консторума - М.Е. Бурно.

Второе направление педагогической аутопсихотерапии – психо-педагогическое, ориентированное на создание и совершенствование методик обучения методам и упражнениям, применяемым в психотерапевтической практике.

Формирование его началось вместе с зарождением научно-обоснованной аутопсихотерапии в начале ХХ века.

Основоположник современной аутопсихотерапии Э. Куэ, создавший метод “сознательного самовнушения”, разработал и методику обучения технике его применения, исходя из психологических закономерностей внушения и самовнушения — процессов воображения.

У. Джекобсон при разработке прогрессирующего метода релаксации использовал психологический закон “контрастности восприятий” с целью ускорения у занимающихся формирования навыка саморелаксации путем чередования упражнений, вызывающих напряжение и расслабление мышц.
В 60-70 годах ХХ столетия произошло резкое увеличение арсенала средств психотерапии в связи с возникновением ведущих направлений современной психотерапии - когнитивного, бихевиорального и гуманистического. Одновременно со значительным увеличением научно-обоснованных методов психотерапии, в том числе и ауто-психотерапевтических, произошел и рост методик обучения, разработанных на основе успехов в области педагогики.
Большое место во многих из них заняли учебно-тренировочные упражнения и педагого-психологические приемы, ускоряющие процесс обучения овладения учебным материалом и формирования навыков, необходимых для достижения желаемых результатов.

История возникновения и развития третьего направления педагогической психотерапии - медиаторного - связано с именем А. Адлера, создавшего впервые в истории психотерапии курсы по обучению “домашних психотерапевтов” на научной платформе.

В настоящее время предложенная им методика обучения родителей основам “педагого-медиаторной психотерапии” значительно усовершенствована, главным образом, ведущими специалистами по семейной психотерапии (В. Сатир, Б. и Л. Гуэрни, Д. Джайнот, С. Минухин, С. Славсон; В.К. Мягер, Т.М. Мишина, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдимиллер, В.В. Юстицкий и другие).

Группы родительского тренинга получили широкое распространение во многих странах цивилизованного мира. Наряду с ними повсеместно организованы и курсы по подготовке медиаторов, содействующих поддержанию результатов лечения их родных и близких, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе и психогенного происхождения.

Стимулирующее воздействие на их создание сыграл успешный опыт ассоциаций анонимных алкоголиков по организации групп, состоящих из жен и других родственников больных алкоголизмом.

В последнее время заметно активизировалось участие врачей, психологов и педагогов по подготовке “домашних психотерапевтов” разного профиля. Расширились и организационные формы обучения медиаторов по оказанию превентивной и лечебно-поддерживающей помощи родному, близкому человеку.

Например, сотрудники одного из крупнейших в мире научно-практического центра по диагностике и лечению рассеянного склероза, организованного на базе кафедры неврологии университета Британской Колумбии (см. Д. Пати, Г. Воробейчик. Магнитно-резонансовая томография при рассеянном склерозе // Журнал Неврология и психиатрия, № 12, 1999 год), применяют четыре варианта подготовки медиаторов: читаются лекции, посвященные роли медиаторов в процессе лечения (2 раза в году - для родных вновь выявленных больных); даются им дополнительные советы при посещении вместе с курируемыми клиники и собраний, организуемых ассоциацией больных рассеянным склерозом; ДП обеспечиваются методическими пособиями, подготовленными сотрудни-ками кафедры.

В последние десятилетия большое внимание уделяется подготовке медиаторов, участвующих в процессе лечения больных, страдающих психогенными заболеваниями.

Д. Гарднер и его последователи (А. Грициано, Б. Аткенсон и другие) придают особое значение этой проблеме, полагая, что “медиаторная психотерапия” должна занимать важное место в системе психотерапии.

В основе разработанного им метода лежат методики обучения “домашних психотерапевтов” медиаторной помощи психотерапевту при лечении их родных по поводу психосоматических болезней, невротических расстройств, дезадаптивных проявлений поведения.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Чем вы руководствуетесь в выборе медицинского учреждения?

Советами родных и знакомых
Отзывами на специализированных сайтах
Собственным опытом
Информацией, представленной на сайте учреждения
Рекламой
Другими причинами



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.