Среди условий, определяющих результативность психотерапии, важную
роль играет психотерапевтически обоснованное поведение больного.
Известный американский психотерапевт Д. Рейнуортер, как и многие
другие представители школ современной психотерапии, считает, что умение пациента
применять приемы и упражнения АП является обязательным, а не только желательным
условием, для эффективной психотерапии. В предисловии своей книги “Это в ваших
руках (как стать собственным психотерапевтом)”, многократно изданной в США и
других странах, содержится обоснованный совет тем, кто лечится у психотерапевта:
“Я, разумеется, не против того, чтобы люди посещали психотерапевтов (иначе
чем бы я зарабатывал себе на жизнь), однако я считаю, что психотерапия может
быть успешной только при условии, если пациент обучится само-психотерапии.
Посудите сами: из 100 часов бодрствования в неделю пациент может провести с
психотерапевтом лишь несколько часов. И если он хочет добиться каких-либо
результатов, то после коротких встреч с психотерапевтом должен помогать
сам себе” (1992 г., стр.15).
Не менее важное значение не только для пациентов, но и практически
здоровых лиц имеет овладение средствами АП, предназначенными для решения
профилактических задач по сохранению и укреплению психического здоровья,
предупреждению дистрессовых состояний и психогенных болезней,по повышению
умственной работоспо-собности, творческой активности и др.
В последние десятилетия, в виду сильно возросшей потребности
населения в повышении психотерапевтической грамотности (по причинам, подробно
изложенными в гл. 2 и предисловии), резко увеличилось издание научно-популярных
книг по АП в странах цивилизовнного мира.
Однако в них, как и в трудах, сугубо научного содержания, не
рассматривается аутопсихотерапия как направление психотерапии, имеющее атрибуты,
присущие самостоятельным областям психотерапии, что, разумеется, отрицательно
влияет на решение ее теоретических проблем и практических задач. В связи с этим
мы попытались дать ответ на вопрос: нет ли оснований для оценки аутопсихотерапии
как научно обоснованной отдельной области современной психотерапии?
С этой целью нами были изучены многочисленные публикации по
аутопсихоте-рапии, характеризующие ее как альтернативу гетеропсихотерапии, и
проанализированы результаты нашего многолетнего опыта работы: психотерапевтом
(в сельской больнице в Белоруссии, где сочетал функции главврача с лечебной
работой и научными исследованиями, завершившимися защитой диссертации “К
проблеме роли слова в патогенезе и терапии гипертонической болезни”, АМН, 1963
г.; зав. кабинетом психотерапии санатория и и.о. главного психотерапевта
Одесского терсовета; психотерапевтом Московского центра горздравотдела по
антиалкогольному воспитанию и лечению); психофизиологом-психогигиенистом
(НИИ труда Причерноморского отделения, ведущим старшим научным сотрудником;
научным руководителем Центра психогигиены, г. Москва); преподавателем
(предметов “Основы психологии и физиологии”, Одесский институт народного
хозяйства, и “Профилактическая аутопсихотерапия.”, учебно-практические курсы г.
Одессы, г. Москвы).
Анализ материалов, характеризующих особенности аутопсихотерапии и
последующая их систематизация показали, что имеются весомые доказательства в
пользу точки зрения, рассматривающей АП как научно обоснованное, самостоятельное
направление современной психотерапии.
I. АП ИМЕЕТ СОБСТВЕННУЮ ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ.
По-разному влияли на формирование АП и ГП два основных направления
“эмпирической психотерапии”, зародившейся в незапамятные времена.
Основное стимулирующее воздействие на становление ГП оказала
“народно-медицинская психотерапия”, проводимая психоцелителями - знахарями
(шептунами), шаманами, колдунами и хилерами.
В развитии современной АП главная роль принадлежит второй ветви
эмпирической психотерапии - “народной психотерапии”.
Многие из средств народной психотерапии выдержали многовековое
испытание временем и обоснованно (с точки зрения научной психотерапии)
применяются и сейчас для психотерапевтической помощи себе и близким, а также для
антистрессового воспитания и самовоспитания. Ряд из них составил основу
современных психофизиологических методов АП (релаксационного,
телесно-эмоционального, психогимнастического).
О неодинаковом историческом процессе формирования АП и ГП
свидетельствует и то, что у них разные основоположники научно обоснованных
направлений. Общепризнанно, что первооснователь АП - Э. Куэ, а научную основу
современной ГП заложили Ф. Месмер и Д. Брэд, но главный вклад в ее становление
принадлежит 3. Фрейду. Значительный след в истории развития научной АП оставили
И. Шульц и Э. Джейкобсон, разработавшие методы саморегуляции психоэмоционального
состояния путем достижения мышечной релаксации.
Исключительно большое значение в становлении современной АП имели
труды психотерапевтических школ, возникших в 50-70 гг. ХХ века - бихевиоральной,
когнитивной, гуманистической и др. Ими были предложены эффективные методы,
упражнения и приемы, вошедшие в арсенал научной психотерапии, как ГП, так и АП.
2. АП ИМЕЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
Основные теоретические положения предложенной гипотезы следующие:
- антистрессовая система (АСС) представляет собой
защитно-адаптационную систему, состоящую из трех взаимосвязанных подсистем
(бессознательной, подсознательной и сознательной), механизмы которых
противодействуют возникновению психологического стресса, являющийся источником
развития психогенных болезней и нарушений деятельности организма;
- психологические стрессы, вызывающие психотравмирующие
переживания, приводят к возникновению дистрессового состояния, если их
патогенное воздействие на деятельность организма превышает антистрессовые
возможности человека (основные причины - ожидаемые или происшедшие, значимые для
человека стрессогенные события, конфликты, межличностные и внутренние,
трудноразрешимые проблемы);
- сознательно-регулируемая подсистема имеет комплекс
психофизиологических и психологических механизмов, участвующих в саморегуляции
эмоционального состояния, мыслительной деятельности и поведения. Активизация и
включение управляемых механизмов в антистрессовый процесс осуществляется с
помощью психотерапевтических приемов, применяемых самостоятельно или в составе
упражнений и методов АП.
3.СРЕДСТВА АП И МЕТОДИКИ ОВЛАДЕНИЯ ИМИ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ
ГЕТЕРОПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ.
*В системе ГП главное место занимают лечебно-ориентированные
методы, входящих в состав четырех основных направлений психотерапии:
бихевиоральзной ,динамической, гуманистической и когнитивной. При
аутопсихотерапии чаще всего применяются не методы, а психотерапевтические приемы
(профилактические и лечебно-поддерживающие), условно разделяемые на три группы –
на приемы, способствующие формированию логико–оптимистического мышления,
развитию навыков адекватного поведения и оптимизации эмоционального состояния.
*Занятия по технике применения профилактических средств АП могут
проводить и педагоги (школьные учителя и воспитатели), имеющие
дополнительную подготовку по психотерапевто-педагогическим вопросам воспитания,
обучения и просвещения - по сохранению и укреплению психического здоровья
подрастающего поколения.
* Овладение знаниями по АП возможно и самостоятельно (при
отсутствии условий для познания аутопсихотерапевтических средств под
руководством психотерапевтов или педагогов) с помощью научно–популярных учебных
пособий, являющихся по своему содержанию самоучителями по применению приемов,
упражнений и методов аутопсихотерапии.
4. АП ИМЕЕТ СВОЙ КРУГ ПОКАЗАНИЙ, КОТОРЫЙ НАМНОГО ШИРЕ, ЧЕМ ДЛЯ ГП.
Это определяется тем, что средства аутопсихотерапии используются не
только для лечебных целей - поддержания и закрепления результатов психотерапии.
АП применяется и при показаниях, имеющих профилактическую направленность. В
овладении АП нуждаются практически все люди для успешного преодоления
психотравмирующих ситуаций, неизбежных на жизненном пути, и для укрепления
психического здоровья. Но, в первую очередь, имеется потребность овладеть АП у
лиц, входящих в группу повышенного риска вследствие их предрасположенности к
психогенным нарушениям и болезням (из-за психотравмирующих условий труда и быта,
хронической неудовлетворенности жизнью, неблагоприятных черт характера, вредных
привычек, отрицательно влияющих на ЦНС).
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
1. АП правомерно отнести к научно обоснованному направлению
психотерапии в связи с тем, что она имеет четыре отличительных качества
(атрибута), присущих самостоятельным областям психотерапии - собственную историю
и теоретическую базу, свои показания и средства психотерапевтического
воздействия.
2. Психотерапевтические средства АП, имеющие терапевтическую
направленность, можно применять лишь как “лечебно-поддерживающие” по
рекомендации врача или клинического психолога (в отличие от мнения специалистов
по альтернативной психотерапии, рекомендующих в своих книгах использовать
“магические слова”, “экстрасенсорные манипуляции”, “самоисцеляющий настрой” и
др. способы самолечения многих болезней, в том числе органической природы).
3. Признание, что на современном этапе развития психотерапии
имеется основание для выделения АП в самостоятельную область научной
психотерапии, создает благоприятные предпосылки для повышения интересов
психотерапевтов (врачей, психологов, социологов, педагогов) к изучению
аутопсихотерапевтических проблем и для включения тематик, посвященных АП, в
программу обучения студентов и учащихся - основам психологии, валеологии и
доврачебной самопомощи.
Кроме того, расширяются возможности для успешного решения ряда
актуальных задач психотерапии, в первую очередь:
- улучшение системы обучения пациентов и медиаторов по применению
лечебно-поддерживающих средств АП, исходя из установки: “цель лечения не в
предоставлении пациенту механических или психических “протезов”, а в обеспечении
его к моменту окончания психотерапии средствами для самостоятельной борьбы с
трудностями, реализации своих жизненных целей” (Психотерапевтическая
энциклопедия, под ред. Б.Д. Карвасарского, 1998.- С. 706);
- повышение психотерапевтической грамотности населения, знаний о
современной психотерапии и ее рекомендациях, об эффективных научно обоснованных
средствах АП (в том числе, и о народно-психотерапевтических приемах, в целебном
воздействии которых суггестивный фактор, самовнушение, имеет второстепенное
значение);
- совершенствование арсенала средств аутопсихотерапии (приемов,
упражнений, методов), применяемых, помимо психотерапевтической помощи себе и
близким, также - для улучшения партнерских отношений пациента, а нередко и его
родных, с лечащим специалистом с целью повышения эффективности терапии, при
необходимости и реабилитационного процесса.
Тенденция к значительному повышению роли аутопсихотерапии в системе
психотерапевтической помощи – одна из характерных особенностей современной
психотерапии, подтверждающих обоснованность представления “Каждому
времени необходима своя психотерапия” В.Франкл.