Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 2.2. Установочно-корректирующие приемы

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким) / 2.2. Установочно-корректирующие приемы
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 1876; прочтений - 1462
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px



2.2. Установочно-корректирующие приемы

Краткая характеристика. В состав группы входят приемы, стимулирующие развитие оптимистической направленности мышления благодаря преобразованию негативной установки к возможностям преодоления стрессогенных факторов в позитивную, психотерапевтически обоснованную установку. Она, в отличие от социально-психологической установки, определяет не только отношение человека к факторам внешней среды, его мнение и убеждение о них, но также и умение преодолевать жизненные трудности, находить выход из затруднительного положения.

Приемы установочно-коррекционной самопсихотерапии в основном применяются тогда, когда имеется негативная установка, порождающая психотравмирующие переживания. Чаще всего она возникает вследствие ошибочных представлений о прогнозе и тяжести болезни, о своих возможностях преодолеть фрустрационную (тупиковую) ситуацию и успешно разрешить сложную стрессогенную проблему.

Классификация. В соответствии с основными показаниями для применения психотерапевтических приемов, участвующих в корректировании негативных установок, они разделяются на три подгруппы: установочно-информационные, установочно-волевые, установочно-рациональные (проблеморазрешающие) приемы.

2.2.1. Установочно-информационные приемы. Эти приемы реализуются двумя способами.

Во-первых, с помощью использования научно-популярной литературы, содержащей психотерапевтические советы.

№ 18. Показания - психосоматические болезни и функциональные расстройства внутренних органов.

Пример. Больная Л-ва, 37 лет, страдающая гипертонической болезнью I ст., неизменно (после конфликтов в быту) отмечала ухудшение состояния - повышение кровяного давления и головные боли. По нашему совету больная ознакомилась с брошюрой академика А.Л. Мясникова «Сто вопросов и ответов», в которой автор приводит убедительные примеры обострения гипертонической болезни в результате неправильной реакции на психотравмирующие факторы, в частности, оскорбительные слова. Осознав, благодаря полученной информации, причину, вызывающую повышения давления крови, больная изменила свое отношение к высказываниям соседей.

При возникновении конфликтной ситуации она многократно твердила про себя логически обоснованные фразы, составленные ею с нашей помощью: «Вы не достойны, что бы я из-за Вас болела!», «Я не доставлю Вам радости видеть мои слезы!», «Я умная глухая - не слышу унизительных слов, способных причинить мне боль!».

№ 19. Показания - функциональные сексуальные расстройства, дезинформационной этиологии.

Пример. М., 32 лет, после окончания нашей лекции на тему «Что должен знать каждый о психотерапевтической помощи и педагогической психотерапии» прислал нам письмо следующего содержания: «Воспитывался я в семье с патриархальными нравами. Мои родители, будучи сектантами, придерживались старорелигиозных взглядов: «Онанизм - грех, приводит к половому бессилию». Однажды отец, застав меня в 15-летнем возрасте, когда я мастурбировал, сильно избил меня. Во время порки он неоднократно произносил фразу, застрявшую у меня в голове: «Ты будешь бобылем без жены и детей …» Несмотря на его угрозы, я не мог преодолеть влечение к онанизму. В возрасте 20 лет у меня была неудачная попытка полового сближения со сверстницей, что убедило меня в правомерности утверждения отца. К сексопатологу обращаться я боялся из-за страха, что о моем визите узнают знакомые, друзья … Случайно я прочитал в журнале «Здоровье» статью, посвященную половым проблемам, где содержался совет, адресованный молодым о необходимости повышения сексуальной культуры. Мне посчастливилось найти в местной библиотеке книги, оказавшие на меня чудодейственное воздействие, так как они побудили меня поверить в то, что я - полноценный мужчина. В настоящее время я женат, отношения с супругой прекрасные, у нас двое детей. Решился написать Вам письмо, так как считаю, что Вы, как и другие психотерапевты, должны больше внимания уделять в лекциях лечебной, целительной роли книг для победы над недугами».

№ 20. Показание - последствия дистресса из-за психотравмирующих переживаний (депрессия, психосоматические расстройства, неадекватные поведенческие реакции и др.).

Пример. Среди отзывов на брошюру «Самопомощь при стрессах» (Воробейчик Я.Н. и Поклитар Е.А.) было письмо следующего содержания: «Я - мать десятилетнего сына. Живу в деревне, работаю уборщицей в школе. В браке состою 11 лет. Мой муж добрый, душевно-щедрый человек, всегда проявлял ко мне внимание и заботу, вел трезвый образ жизни, помогал мне вести домашнее хозяйство. Так было до осени прошлого года, когда муж (он слесарь автопарка) под влиянием товарищей по работе пристрастился к алкоголю, домой стал приходить поздно, на мои упреки реагировал бранью. Такое поведение мужа стало для меня труднопереносимым. У меня появились признаки расстройства нервной системы - я стала раздражительной, пропал сон, появились головные боли, сердцебиение. Обращаться за помощью к врачам не стала, понимая, что никакой врач не устранит причину моего недуга. Поделилась своей бедой с библиотекарем, моей знакомой. Она порекомендовала мне познакомиться с книгой «Самопомощь при стрессах». Я читала эту книгу внимательно, с карандашом в руках. Выписывала из нее все, что имело ко мне отношение. Затем эту книгу прочитал мой муж. Советы, которые мы нашли в книге, добросовестно выполняли - ведь оба хотели сохранить семью. Ваша книга помогла мужу найти силы для отказа от алкоголя, изменить свой образ жизни, а мне справиться со своим недугом...»

Во-вторых, применяются познавательно-информационные приемы, формирующие, на основе результатов психологического тестирования, «психотерапевтические установки».

№ 21. Показание - постстрессовая реакция (из-за переоценки последствий стресса).

ТПИП. П., 38 лет, кассир. Обратилась к участковому врачу поликлиники по поводу «депрессии, возникшей после ссоры с начальницей». Терапевт после всестороннего обследования пришел к выводу, что для восстановления ее эмоционального состояния достаточно ограничиться психотерапевтической помощью и приемом «малых» транквилизаторов. Однако пациентка с мнением врача не согласилась, мотивируя тем, что она твердо убеждена: «У меня тяжелая депрессия, мне может помочь лишь сильное антидепрессивное лекарство, назначенное Вами моей подруге». Для разубеждения П., изменения ее установки к лечению и оценки тяжести эмоциональных нарушений, врач предложил ей определить степень депрессии с помощью теста, предложенного ВОЗ, где содержатся и рекомендации о случаях, когда необходимо обращаться к психиатру (см. 1.2.).

Проведенный тест не только изменил ее точку зрения на тяжесть «депрессии», но и оказал на нее благотворное воздействие: снизил ее психотравмирующую напряженность и значительно улучшил эмоциональное состояние.

2.2.3. Установочно-волевые приемы.

С помощью этой подгруппы установочно-коррекционных приемов формируется психотерапевтически обоснованная установка к источнику сильного стресса путем мобилизации психофизиологических резервов, активизации механизмов антистрессовой системы.

№ 22. Показание - острая психотравма, вызвавшая тяжелое стрессовое состояние.

ТПИП. В сельскую больницу был доставлен мужчина 32-х лет. Его сопровождали родственники, рассказавшие, что застали больного на чердаке дома за изготовлением собственного надгробья. На встревоженные расспросы он поведал, что дни его жизни сочтены и надо готовиться к смерти. Но почему? Оказалось, что недавно у него возникли перебои в деятельности сердца. По этому поводу он обратился на прием к врачу, поставившему диагноз функционального расстройства сердечной деятельности. Однако пациент отнесся к заключению специалиста скептически. Назначенные лекарства не принимал. Решил, по совету приятеля, обратиться к знахарке. Он утверждал, что она вылечила его друга от такой же болезни. Вместе поехали к нему, чтобы узнать адрес «целительницы». Но, по дороге узнали, что неделю назад больной, лечившийся у бабки, внезапно скончался. Эта весть настолько повлияла на нашего клиента, что он решил - болезнь смертельна. После углубленного обследования первоначальный диагноз был подтвержден. Больному было назначено лечение, в котором ведущее место занимала психотерапия (направленная на формирование правильного отношения к своему заболеванию и его прогнозу). На заключительном этапе психотерапии врач рекомендовал пациенту применять прием самопомощи - при возникновении сердечного приступа произносить словесную формулу: «Спокойно, спокойно, все будет хорошо», а при необходимости - дополнять ее словами с учетом направленности психотерапии. Вскоре он нашел эти слова, придавшие приему самоуспокоения активный, наступательный характер с волевым акцентом: «Волнения напрасны... приступы не опасны... болезнь отступает... Георгий (имя больного) наступает». Через короткий период времени у больного исчез страх, снизился уровень психоэмоционального напряжения и, как следствие этого, улучшился ритм сердца.

№22-1. Показание-стресс, обусловленный неудержимым страхом.

Принцип применения - отдается самоприказ, к примеру: «Стоп! Без паники! Прекратить проявлять трусость,- не паниковать!»

№ 23. Показание - вредные привычки, болезненные пристрастия.

Принцип применения. Известный нарколог В. А. Рязанцев (г. Николаев) предписывает лицам, страдающим влечением к алкоголизму, с негодованием многократно повторять формулу: «Я беспощадно подавляю, уничтожаю, ненавистную мне сейчас прошлую потребность в алкоголизме. У меня сильная воля и твердый характер, у меня никаких нет сомнений, что я полностью преодолею тягу к спиртному».

Близкую по содержанию формулу рекомендует психотерапевт П. Цай (г. Харьков) лицам, проявляющим слабость воли - желание вновь закурить после антиникотиновой терапии: «Беспощадно подавить, уничтожить потребность закурить! Не сомневаться, преодолеть! Закрепиться! Ни шагу назад!»

№ 24. Показание - потребность преодолеть желания, несовместимые с моральными принципами человека.

Следует учитывать, что этот установочно-коррекционный прием возможно применять в форме самоприказа лишь в тех редких случаях, когда другие приемы (самоубеждения, самоанализа, дедукции) не оказывают должного воздействия и имеется у человека твердая убежденность в обоснованности принятого решения.

Применяются они в виде словесных формул, составленных самостоятельно или в виде стихотворного варианта.

Пример. Вадим Шефнер, известный российский поэт, в стихотворении «Умей» образно описал суть установочно-коррекционного приема самоубеждения, используемого в форме самоприказа для преодоления желаний, противоречащих представлениям о морально-этических нормах.

Умей, умей себе приказывать,

Муштруй себя, а не вынянчивай.

Умей, умей себе отказывать

В успехах верных, но обманчивых...

Умей отказываться начисто,

Не убоясь и одиночества,

От неподсудного ловкачества,

От сахарина легких почестей..

№ 25. Прием усиления «поисковой» активности».

Показание - тяжелая фрустрационная (тупиковая) ситуация, чреватая опасными последствиями для жизни.

ТПИП. В известном рассказе Джека Лондона «Воля к жизни» с большой достоверностью показаны неисчерпаемые резервы человека, проявляющего в экстремальных условиях поисковую активность и целеустремленность.

Изнемогая от усталости и голода в снежной холодной пустыне, человек перед лицом, казалось бы, неминуемой гибели не пал духом. Чтобы выжить, он постоянно ставил перед собой определенные задачи: убить перепелку, добраться до очередного холма, проползти несколько метров.

Выполняя эти частые задачи, он обретал уверенность в своих силах и, в конце концов, выиграл в борьбе за жизнь. Волевые усилия, направленные на повышение поисковой активности, способствовали преодолению смертельной опасности- выходу, казалось бы, из безысходного положения.

2.2.3. Установочно-рациональные (проблеморазрешающие) приемы.

Назначение этих приемов - формировать оптимистическую установку к возможностям разрешения психотравмирующей проблемы. В самопсихотерапевтической практике применяются приемы дезактуализации проблемы в основном с профилактической целью.

Условно они подразделяются на две разновидности с учетом основных их задач:

1. Приемы, способствующие дезактуализации психотравмирующих переживаний, обусловленных необоснованными переживаниями из-за неправильной оценки тяжести болезни, результатов ее лечения и ее прогноза, т.е. трудностью разрешения «медицинских проблем».

№ 26. Приемы игнорирования негативных компонентов стрессовой проблемы.

Показание - необоснованные психотравмирующие переживания (из-за неправильной оценки тяжести болезни, прогнозов ее, результатов лечения и др.);

а) прием, основанный на ведении «Дневника выздоровления». Производится запись в дневник или на кассету происходящих положительных изменений, даже незначительных сдвигов в течении болезни. Кроме того, включаются в дневниковую запись ответы на три вопроса:

«Какие причины позитивных сдвигов?»

«Что способствовало этому?»

«Какие проблемы надо решить для достижения положительных результатов и их закрепления?».

б) прием «позитивно-фокусированного самоубеждения».

Осуществляется путем использования таких формул как:

«С каждым днем улучшается состояние моего здоровья»,

«Я отмечаю положительные изменения»,

«У меня есть основания проявлять оптимизм»,

«Я уверен в успехе (выздоровление, повышение трудоспособности, в стойком улучшение настроения и др.»).

Мой девиз «Радуйся каждому шагу (успеху) на пути к цели».

№ 27. Прием,основанный на представлении психотравмирующей проблемы в юмористическом свете.

Показание - необоснованные страхи (к примеру, боязнь скоропостижно умереть, попасть под движущийся транспорт и др.)

Принцип применения - представить ситуацию, вызывающую страх, в комическом виде.

Желательно, для усиления юмористической оценки своего поведения схематически нарисовать картину, вызывающую шутливое восприятие неадекватной реакции с долей самокритики, например, «Юмористическое представление моего поведения со стороны …»

Целесообразно также для повышения психотерапевтического воздействия придумать смешной текст, лучше в стихотворной форме, и периодически его произносить, образно представляя нарисованную картину комического содержания.

2. Приемы, способствующие дезактуализации переживаний, обусловленных «социально-психологическими проблемами».

№ 28. Прием «отделения второстепенных компонентов проблемы от главных» предложен выдающимся американским ученым и государственным деятелем Б. Франклином (прием назван его именем).

Суть приема в том, что аргументы «за» и «против» принятия решения разделяются на две части. В течение 3-4 дней список дополняется новыми доводами, размещаемыми в двух колонках. В дальнейшем вычеркиваются одинаковые по значимости аргументы. К примеру: «Если два с одной стороны равняются трем с другой, то вычеркиваются 5 пунктов. В результате остаются аргументы, являющиеся главными для принятия решения».

№ 29. Прием «упрощение задач проблемы».

Рекомендуется бизнесменам и тем, кто хочет по-деловому решать сложные проблемы, используя умение сужать круг задач, «прессовать проблему».

Например, Д. Карнеги считал возможным при решении трудной проблемы ограничиться поиском ответа на три вопроса: в чем заключается проблема, чем она вызвана, и каковы возможности ее решения?

Упрощается сложность решения проблемы, если разделить ее на составляющие, разбить крупные дела на части или использовать при ее решении дедуктивный прием умозаключения, применяемый при «мобилизующей критике и самокритике»

Весьма часто для преодоления стрессовой проблемы также применяются приемы проигрывания проблемы в воображении (2.7.1), «оценки проблемы со стороны» (.2.6.1), «мобилизации психоэнергетических резервов» (2.8.2.) и др.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Ваше отношение к совмещению работы с учебой студентами медицинского ВУЗа дневного отделения

Совмещение неприемлемо, работа мешает учебе
Совмещение возможно, если работа связана с медициной
Совмещение возможно, если требуют материальные обстоятельства
Совмещение желательно, т.к. работа способствует профессиональному становлению



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2017. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.