2.2. Установочно-корректирующие приемы
Краткая характеристика. В состав группы входят приемы,
стимулирующие развитие оптимистической направленности мышления благодаря
преобразованию негативной установки к возможностям преодоления стрессогенных
факторов в позитивную, психотерапевтически обоснованную установку. Она, в
отличие от социально-психологической установки, определяет не только отношение
человека к факторам внешней среды, его мнение и убеждение о них, но также и
умение преодолевать жизненные трудности, находить выход из затруднительного
положения.
Приемы установочно-коррекционной самопсихотерапии в основном
применяются тогда, когда имеется негативная установка, порождающая
психотравмирующие переживания. Чаще всего она возникает вследствие ошибочных
представлений о прогнозе и тяжести болезни, о своих возможностях преодолеть
фрустрационную (тупиковую) ситуацию и успешно разрешить сложную стрессогенную
проблему.
Классификация. В соответствии с основными показаниями для
применения психотерапевтических приемов, участвующих в корректировании
негативных установок, они разделяются на три подгруппы:
установочно-информационные, установочно-волевые, установочно-рациональные (проблеморазрешающие)
приемы.
2.2.1. Установочно-информационные приемы. Эти приемы реализуются
двумя способами.
Во-первых, с помощью использования научно-популярной
литературы, содержащей психотерапевтические советы.
№ 18. Показания - психосоматические болезни и
функциональные расстройства внутренних органов.
Пример. Больная Л-ва, 37 лет, страдающая гипертонической
болезнью I ст., неизменно (после конфликтов в быту) отмечала ухудшение состояния
- повышение кровяного давления и головные боли. По нашему совету больная
ознакомилась с брошюрой академика А.Л. Мясникова «Сто вопросов и ответов», в
которой автор приводит убедительные примеры обострения гипертонической болезни в
результате неправильной реакции на психотравмирующие факторы, в частности,
оскорбительные слова. Осознав, благодаря полученной информации, причину,
вызывающую повышения давления крови, больная изменила свое отношение к
высказываниям соседей.
При возникновении конфликтной ситуации она многократно твердила про
себя логически обоснованные фразы, составленные ею с нашей помощью: «Вы не
достойны, что бы я из-за Вас болела!», «Я не доставлю Вам радости видеть мои
слезы!», «Я умная глухая - не слышу унизительных слов, способных причинить мне
боль!».
№ 19. Показания - функциональные сексуальные
расстройства, дезинформационной этиологии.
Пример. М., 32 лет, после окончания нашей лекции на тему
«Что должен знать каждый о психотерапевтической помощи и педагогической
психотерапии» прислал нам письмо следующего содержания: «Воспитывался я в семье
с патриархальными нравами. Мои родители, будучи сектантами, придерживались
старорелигиозных взглядов: «Онанизм - грех, приводит к половому бессилию».
Однажды отец, застав меня в 15-летнем возрасте, когда я мастурбировал, сильно
избил меня. Во время порки он неоднократно произносил фразу, застрявшую у меня в
голове: «Ты будешь бобылем без жены и детей …» Несмотря на его угрозы, я не мог
преодолеть влечение к онанизму. В возрасте 20 лет у меня была неудачная попытка
полового сближения со сверстницей, что убедило меня в правомерности утверждения
отца. К сексопатологу обращаться я боялся из-за страха, что о моем визите узнают
знакомые, друзья … Случайно я прочитал в журнале «Здоровье» статью, посвященную
половым проблемам, где содержался совет, адресованный молодым о необходимости
повышения сексуальной культуры. Мне посчастливилось найти в местной библиотеке
книги, оказавшие на меня чудодейственное воздействие, так как они побудили меня
поверить в то, что я - полноценный мужчина. В настоящее время я женат, отношения
с супругой прекрасные, у нас двое детей. Решился написать Вам письмо, так как
считаю, что Вы, как и другие психотерапевты, должны больше внимания уделять в
лекциях лечебной, целительной роли книг для победы над недугами».
№ 20. Показание - последствия дистресса из-за
психотравмирующих переживаний (депрессия, психосоматические расстройства,
неадекватные поведенческие реакции и др.).
Пример. Среди отзывов на брошюру «Самопомощь при стрессах»
(Воробейчик Я.Н. и Поклитар Е.А.) было письмо следующего содержания: «Я - мать
десятилетнего сына. Живу в деревне, работаю уборщицей в школе. В браке состою 11
лет. Мой муж добрый, душевно-щедрый человек, всегда проявлял ко мне внимание и
заботу, вел трезвый образ жизни, помогал мне вести домашнее хозяйство. Так было
до осени прошлого года, когда муж (он слесарь автопарка) под влиянием товарищей
по работе пристрастился к алкоголю, домой стал приходить поздно, на мои упреки
реагировал бранью. Такое поведение мужа стало для меня труднопереносимым. У меня
появились признаки расстройства нервной системы - я стала раздражительной,
пропал сон, появились головные боли, сердцебиение. Обращаться за помощью к
врачам не стала, понимая, что никакой врач не устранит причину моего недуга.
Поделилась своей бедой с библиотекарем, моей знакомой. Она порекомендовала мне
познакомиться с книгой «Самопомощь при стрессах». Я читала эту книгу
внимательно, с карандашом в руках. Выписывала из нее все, что имело ко мне
отношение. Затем эту книгу прочитал мой муж. Советы, которые мы нашли в книге,
добросовестно выполняли - ведь оба хотели сохранить семью. Ваша книга помогла
мужу найти силы для отказа от алкоголя, изменить свой образ жизни, а мне
справиться со своим недугом...»
Во-вторых, применяются познавательно-информационные приемы,
формирующие, на основе результатов психологического тестирования,
«психотерапевтические установки».
№ 21. Показание - постстрессовая реакция (из-за переоценки
последствий стресса).
ТПИП. П., 38 лет, кассир. Обратилась к участковому врачу
поликлиники по поводу «депрессии, возникшей после ссоры с начальницей». Терапевт
после всестороннего обследования пришел к выводу, что для восстановления ее
эмоционального состояния достаточно ограничиться психотерапевтической помощью и
приемом «малых» транквилизаторов. Однако пациентка с мнением врача не
согласилась, мотивируя тем, что она твердо убеждена: «У меня тяжелая депрессия,
мне может помочь лишь сильное антидепрессивное лекарство, назначенное Вами моей
подруге». Для разубеждения П., изменения ее установки к лечению и оценки тяжести
эмоциональных нарушений, врач предложил ей определить степень депрессии с
помощью теста, предложенного ВОЗ, где содержатся и рекомендации о случаях, когда
необходимо обращаться к психиатру (см. 1.2.).
Проведенный тест не только изменил ее точку зрения на тяжесть
«депрессии», но и оказал на нее благотворное воздействие: снизил ее
психотравмирующую напряженность и значительно улучшил эмоциональное состояние.
2.2.3. Установочно-волевые приемы.
С помощью этой подгруппы установочно-коррекционных приемов
формируется психотерапевтически обоснованная установка к источнику сильного
стресса путем мобилизации психофизиологических резервов, активизации механизмов
антистрессовой системы.
№ 22. Показание - острая психотравма, вызвавшая
тяжелое стрессовое состояние.
ТПИП. В сельскую больницу был доставлен мужчина 32-х лет.
Его сопровождали родственники, рассказавшие, что застали больного на чердаке
дома за изготовлением собственного надгробья. На встревоженные расспросы он
поведал, что дни его жизни сочтены и надо готовиться к смерти. Но почему?
Оказалось, что недавно у него возникли перебои в деятельности сердца. По этому
поводу он обратился на прием к врачу, поставившему диагноз функционального
расстройства сердечной деятельности. Однако пациент отнесся к заключению
специалиста скептически. Назначенные лекарства не принимал. Решил, по совету
приятеля, обратиться к знахарке. Он утверждал, что она вылечила его друга от
такой же болезни. Вместе поехали к нему, чтобы узнать адрес «целительницы». Но,
по дороге узнали, что неделю назад больной, лечившийся у бабки, внезапно
скончался. Эта весть настолько повлияла на нашего клиента, что он решил -
болезнь смертельна. После углубленного обследования первоначальный диагноз был
подтвержден. Больному было назначено лечение, в котором ведущее место занимала
психотерапия (направленная на формирование правильного отношения к своему
заболеванию и его прогнозу). На заключительном этапе психотерапии врач
рекомендовал пациенту применять прием самопомощи - при возникновении сердечного
приступа произносить словесную формулу: «Спокойно, спокойно, все будет хорошо»,
а при необходимости - дополнять ее словами с учетом направленности психотерапии.
Вскоре он нашел эти слова, придавшие приему самоуспокоения активный,
наступательный характер с волевым акцентом: «Волнения напрасны... приступы не
опасны... болезнь отступает... Георгий (имя больного) наступает». Через короткий
период времени у больного исчез страх, снизился уровень психоэмоционального
напряжения и, как следствие этого, улучшился ритм сердца.
№22-1. Показание-стресс, обусловленный
неудержимым страхом.
Принцип применения - отдается самоприказ, к примеру: «Стоп!
Без паники! Прекратить проявлять трусость,- не паниковать!»
№ 23. Показание - вредные привычки, болезненные
пристрастия.
Принцип применения. Известный нарколог В. А. Рязанцев
(г. Николаев) предписывает лицам, страдающим влечением к алкоголизму, с
негодованием многократно повторять формулу: «Я беспощадно подавляю, уничтожаю,
ненавистную мне сейчас прошлую потребность в алкоголизме. У меня сильная воля и
твердый характер, у меня никаких нет сомнений, что я полностью преодолею тягу к
спиртному».
Близкую по содержанию формулу рекомендует психотерапевт П. Цай (г.
Харьков) лицам, проявляющим слабость воли - желание вновь закурить после
антиникотиновой терапии: «Беспощадно подавить, уничтожить потребность
закурить! Не сомневаться, преодолеть! Закрепиться! Ни шагу назад!»
№ 24. Показание - потребность преодолеть желания,
несовместимые с моральными принципами человека.
Следует учитывать, что этот установочно-коррекционный прием
возможно применять в форме самоприказа лишь в тех редких случаях, когда другие
приемы (самоубеждения, самоанализа, дедукции) не оказывают должного воздействия
и имеется у человека твердая убежденность в обоснованности принятого решения.
Применяются они в виде словесных формул, составленных
самостоятельно или в виде стихотворного варианта.
Пример. Вадим Шефнер, известный российский поэт, в
стихотворении «Умей» образно описал суть установочно-коррекционного приема
самоубеждения, используемого в форме самоприказа для преодоления желаний,
противоречащих представлениям о морально-этических нормах.
Умей, умей себе приказывать,
Муштруй себя, а не вынянчивай.
Умей, умей себе отказывать
В успехах верных, но обманчивых...
Умей отказываться начисто,
Не убоясь и одиночества,
От неподсудного ловкачества,
От сахарина легких почестей..
№ 25. Прием усиления «поисковой» активности».
Показание - тяжелая фрустрационная (тупиковая) ситуация,
чреватая опасными последствиями для жизни.
ТПИП. В известном рассказе Джека Лондона «Воля к жизни» с
большой достоверностью показаны неисчерпаемые резервы человека, проявляющего в
экстремальных условиях поисковую активность и целеустремленность.
Изнемогая от усталости и голода в снежной холодной пустыне, человек
перед лицом, казалось бы, неминуемой гибели не пал духом. Чтобы выжить, он
постоянно ставил перед собой определенные задачи: убить перепелку, добраться до
очередного холма, проползти несколько метров.
Выполняя эти частые задачи, он обретал уверенность в своих силах и,
в конце концов, выиграл в борьбе за жизнь. Волевые усилия, направленные на
повышение поисковой активности, способствовали преодолению смертельной
опасности- выходу, казалось бы, из безысходного положения.
2.2.3. Установочно-рациональные (проблеморазрешающие) приемы.
Назначение этих приемов - формировать оптимистическую установку к
возможностям разрешения психотравмирующей проблемы. В самопсихотерапевтической
практике применяются приемы дезактуализации проблемы в основном с
профилактической целью.
Условно они подразделяются на две разновидности с учетом основных
их задач:
1. Приемы, способствующие дезактуализации психотравмирующих
переживаний, обусловленных необоснованными переживаниями из-за неправильной
оценки тяжести болезни, результатов ее лечения и ее прогноза, т.е. трудностью
разрешения «медицинских проблем».
№ 26. Приемы игнорирования негативных компонентов стрессовой
проблемы.
Показание - необоснованные психотравмирующие переживания
(из-за неправильной оценки тяжести болезни, прогнозов ее, результатов лечения и
др.);
а) прием, основанный на ведении «Дневника выздоровления».
Производится запись в дневник или на кассету происходящих положительных
изменений, даже незначительных сдвигов в течении болезни. Кроме того, включаются
в дневниковую запись ответы на три вопроса:
«Какие причины позитивных сдвигов?»
«Что способствовало этому?»
«Какие проблемы надо решить для достижения положительных
результатов и их закрепления?».
б) прием «позитивно-фокусированного самоубеждения».
Осуществляется путем использования таких формул как:
«С каждым днем улучшается состояние моего здоровья»,
«Я отмечаю положительные изменения»,
«У меня есть основания проявлять оптимизм»,
«Я уверен в успехе (выздоровление, повышение трудоспособности, в
стойком улучшение настроения и др.»).
Мой девиз «Радуйся каждому шагу (успеху) на пути к цели».
№ 27. Прием,основанный на представлении психотравмирующей
проблемы в юмористическом свете.
Показание - необоснованные страхи (к примеру, боязнь
скоропостижно умереть, попасть под движущийся транспорт и др.)
Принцип применения - представить ситуацию, вызывающую
страх, в комическом виде.
Желательно, для усиления юмористической оценки своего поведения
схематически нарисовать картину, вызывающую шутливое восприятие неадекватной
реакции с долей самокритики, например, «Юмористическое представление моего
поведения со стороны …»
Целесообразно также для повышения психотерапевтического воздействия
придумать смешной текст, лучше в стихотворной форме, и периодически его
произносить, образно представляя нарисованную картину комического содержания.
2. Приемы, способствующие дезактуализации переживаний,
обусловленных «социально-психологическими проблемами».
№ 28. Прием «отделения второстепенных компонентов проблемы от
главных» предложен выдающимся американским ученым и государственным деятелем Б.
Франклином (прием назван его именем).
Суть приема в том, что аргументы «за» и «против» принятия решения
разделяются на две части. В течение 3-4 дней список дополняется новыми доводами,
размещаемыми в двух колонках. В дальнейшем вычеркиваются одинаковые по
значимости аргументы. К примеру: «Если два с одной стороны равняются трем с
другой, то вычеркиваются 5 пунктов. В результате остаются аргументы, являющиеся
главными для принятия решения».
№ 29. Прием «упрощение задач проблемы».
Рекомендуется бизнесменам и тем, кто хочет по-деловому решать
сложные проблемы, используя умение сужать круг задач, «прессовать проблему».
Например, Д. Карнеги считал возможным при решении трудной проблемы
ограничиться поиском ответа на три вопроса: в чем заключается проблема, чем она
вызвана, и каковы возможности ее решения?
Упрощается сложность решения проблемы, если разделить ее на
составляющие, разбить крупные дела на части или использовать при ее решении
дедуктивный прием умозаключения, применяемый при «мобилизующей критике и
самокритике»
Весьма часто для преодоления стрессовой проблемы также применяются
приемы проигрывания проблемы в воображении (2.7.1), «оценки проблемы со стороны»
(.2.6.1), «мобилизации психоэнергетических резервов» (2.8.2.) и др.