Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 2.2. Установочно-корректирующие приемы

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким) / 2.2. Установочно-корректирующие приемы
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 1876; прочтений - 1411
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

2.2. Установочно-корректирующие приемы

Краткая характеристика. В состав группы входят приемы, стимулирующие развитие оптимистической направленности мышления благодаря преобразованию негативной установки к возможностям преодоления стрессогенных факторов в позитивную, психотерапевтически обоснованную установку. Она, в отличие от социально-психологической установки, определяет не только отношение человека к факторам внешней среды, его мнение и убеждение о них, но также и умение преодолевать жизненные трудности, находить выход из затруднительного положения.

Приемы установочно-коррекционной самопсихотерапии в основном применяются тогда, когда имеется негативная установка, порождающая психотравмирующие переживания. Чаще всего она возникает вследствие ошибочных представлений о прогнозе и тяжести болезни, о своих возможностях преодолеть фрустрационную (тупиковую) ситуацию и успешно разрешить сложную стрессогенную проблему.

Классификация. В соответствии с основными показаниями для применения психотерапевтических приемов, участвующих в корректировании негативных установок, они разделяются на три подгруппы: установочно-информационные, установочно-волевые, установочно-рациональные (проблеморазрешающие) приемы.

2.2.1. Установочно-информационные приемы. Эти приемы реализуются двумя способами.

Во-первых, с помощью использования научно-популярной литературы, содержащей психотерапевтические советы.

№ 18. Показания - психосоматические болезни и функциональные расстройства внутренних органов.

Пример. Больная Л-ва, 37 лет, страдающая гипертонической болезнью I ст., неизменно (после конфликтов в быту) отмечала ухудшение состояния - повышение кровяного давления и головные боли. По нашему совету больная ознакомилась с брошюрой академика А.Л. Мясникова «Сто вопросов и ответов», в которой автор приводит убедительные примеры обострения гипертонической болезни в результате неправильной реакции на психотравмирующие факторы, в частности, оскорбительные слова. Осознав, благодаря полученной информации, причину, вызывающую повышения давления крови, больная изменила свое отношение к высказываниям соседей.

При возникновении конфликтной ситуации она многократно твердила про себя логически обоснованные фразы, составленные ею с нашей помощью: «Вы не достойны, что бы я из-за Вас болела!», «Я не доставлю Вам радости видеть мои слезы!», «Я умная глухая - не слышу унизительных слов, способных причинить мне боль!».

№ 19. Показания - функциональные сексуальные расстройства, дезинформационной этиологии.

Пример. М., 32 лет, после окончания нашей лекции на тему «Что должен знать каждый о психотерапевтической помощи и педагогической психотерапии» прислал нам письмо следующего содержания: «Воспитывался я в семье с патриархальными нравами. Мои родители, будучи сектантами, придерживались старорелигиозных взглядов: «Онанизм - грех, приводит к половому бессилию». Однажды отец, застав меня в 15-летнем возрасте, когда я мастурбировал, сильно избил меня. Во время порки он неоднократно произносил фразу, застрявшую у меня в голове: «Ты будешь бобылем без жены и детей …» Несмотря на его угрозы, я не мог преодолеть влечение к онанизму. В возрасте 20 лет у меня была неудачная попытка полового сближения со сверстницей, что убедило меня в правомерности утверждения отца. К сексопатологу обращаться я боялся из-за страха, что о моем визите узнают знакомые, друзья … Случайно я прочитал в журнале «Здоровье» статью, посвященную половым проблемам, где содержался совет, адресованный молодым о необходимости повышения сексуальной культуры. Мне посчастливилось найти в местной библиотеке книги, оказавшие на меня чудодейственное воздействие, так как они побудили меня поверить в то, что я - полноценный мужчина. В настоящее время я женат, отношения с супругой прекрасные, у нас двое детей. Решился написать Вам письмо, так как считаю, что Вы, как и другие психотерапевты, должны больше внимания уделять в лекциях лечебной, целительной роли книг для победы над недугами».

№ 20. Показание - последствия дистресса из-за психотравмирующих переживаний (депрессия, психосоматические расстройства, неадекватные поведенческие реакции и др.).

Пример. Среди отзывов на брошюру «Самопомощь при стрессах» (Воробейчик Я.Н. и Поклитар Е.А.) было письмо следующего содержания: «Я - мать десятилетнего сына. Живу в деревне, работаю уборщицей в школе. В браке состою 11 лет. Мой муж добрый, душевно-щедрый человек, всегда проявлял ко мне внимание и заботу, вел трезвый образ жизни, помогал мне вести домашнее хозяйство. Так было до осени прошлого года, когда муж (он слесарь автопарка) под влиянием товарищей по работе пристрастился к алкоголю, домой стал приходить поздно, на мои упреки реагировал бранью. Такое поведение мужа стало для меня труднопереносимым. У меня появились признаки расстройства нервной системы - я стала раздражительной, пропал сон, появились головные боли, сердцебиение. Обращаться за помощью к врачам не стала, понимая, что никакой врач не устранит причину моего недуга. Поделилась своей бедой с библиотекарем, моей знакомой. Она порекомендовала мне познакомиться с книгой «Самопомощь при стрессах». Я читала эту книгу внимательно, с карандашом в руках. Выписывала из нее все, что имело ко мне отношение. Затем эту книгу прочитал мой муж. Советы, которые мы нашли в книге, добросовестно выполняли - ведь оба хотели сохранить семью. Ваша книга помогла мужу найти силы для отказа от алкоголя, изменить свой образ жизни, а мне справиться со своим недугом...»

Во-вторых, применяются познавательно-информационные приемы, формирующие, на основе результатов психологического тестирования, «психотерапевтические установки».

№ 21. Показание - постстрессовая реакция (из-за переоценки последствий стресса).

ТПИП. П., 38 лет, кассир. Обратилась к участковому врачу поликлиники по поводу «депрессии, возникшей после ссоры с начальницей». Терапевт после всестороннего обследования пришел к выводу, что для восстановления ее эмоционального состояния достаточно ограничиться психотерапевтической помощью и приемом «малых» транквилизаторов. Однако пациентка с мнением врача не согласилась, мотивируя тем, что она твердо убеждена: «У меня тяжелая депрессия, мне может помочь лишь сильное антидепрессивное лекарство, назначенное Вами моей подруге». Для разубеждения П., изменения ее установки к лечению и оценки тяжести эмоциональных нарушений, врач предложил ей определить степень депрессии с помощью теста, предложенного ВОЗ, где содержатся и рекомендации о случаях, когда необходимо обращаться к психиатру (см. 1.2.).

Проведенный тест не только изменил ее точку зрения на тяжесть «депрессии», но и оказал на нее благотворное воздействие: снизил ее психотравмирующую напряженность и значительно улучшил эмоциональное состояние.

2.2.3. Установочно-волевые приемы.

С помощью этой подгруппы установочно-коррекционных приемов формируется психотерапевтически обоснованная установка к источнику сильного стресса путем мобилизации психофизиологических резервов, активизации механизмов антистрессовой системы.

№ 22. Показание - острая психотравма, вызвавшая тяжелое стрессовое состояние.

ТПИП. В сельскую больницу был доставлен мужчина 32-х лет. Его сопровождали родственники, рассказавшие, что застали больного на чердаке дома за изготовлением собственного надгробья. На встревоженные расспросы он поведал, что дни его жизни сочтены и надо готовиться к смерти. Но почему? Оказалось, что недавно у него возникли перебои в деятельности сердца. По этому поводу он обратился на прием к врачу, поставившему диагноз функционального расстройства сердечной деятельности. Однако пациент отнесся к заключению специалиста скептически. Назначенные лекарства не принимал. Решил, по совету приятеля, обратиться к знахарке. Он утверждал, что она вылечила его друга от такой же болезни. Вместе поехали к нему, чтобы узнать адрес «целительницы». Но, по дороге узнали, что неделю назад больной, лечившийся у бабки, внезапно скончался. Эта весть настолько повлияла на нашего клиента, что он решил - болезнь смертельна. После углубленного обследования первоначальный диагноз был подтвержден. Больному было назначено лечение, в котором ведущее место занимала психотерапия (направленная на формирование правильного отношения к своему заболеванию и его прогнозу). На заключительном этапе психотерапии врач рекомендовал пациенту применять прием самопомощи - при возникновении сердечного приступа произносить словесную формулу: «Спокойно, спокойно, все будет хорошо», а при необходимости - дополнять ее словами с учетом направленности психотерапии. Вскоре он нашел эти слова, придавшие приему самоуспокоения активный, наступательный характер с волевым акцентом: «Волнения напрасны... приступы не опасны... болезнь отступает... Георгий (имя больного) наступает». Через короткий период времени у больного исчез страх, снизился уровень психоэмоционального напряжения и, как следствие этого, улучшился ритм сердца.

№22-1. Показание-стресс, обусловленный неудержимым страхом.

Принцип применения - отдается самоприказ, к примеру: «Стоп! Без паники! Прекратить проявлять трусость,- не паниковать!»

№ 23. Показание - вредные привычки, болезненные пристрастия.

Принцип применения. Известный нарколог В. А. Рязанцев (г. Николаев) предписывает лицам, страдающим влечением к алкоголизму, с негодованием многократно повторять формулу: «Я беспощадно подавляю, уничтожаю, ненавистную мне сейчас прошлую потребность в алкоголизме. У меня сильная воля и твердый характер, у меня никаких нет сомнений, что я полностью преодолею тягу к спиртному».

Близкую по содержанию формулу рекомендует психотерапевт П. Цай (г. Харьков) лицам, проявляющим слабость воли - желание вновь закурить после антиникотиновой терапии: «Беспощадно подавить, уничтожить потребность закурить! Не сомневаться, преодолеть! Закрепиться! Ни шагу назад!»

№ 24. Показание - потребность преодолеть желания, несовместимые с моральными принципами человека.

Следует учитывать, что этот установочно-коррекционный прием возможно применять в форме самоприказа лишь в тех редких случаях, когда другие приемы (самоубеждения, самоанализа, дедукции) не оказывают должного воздействия и имеется у человека твердая убежденность в обоснованности принятого решения.

Применяются они в виде словесных формул, составленных самостоятельно или в виде стихотворного варианта.

Пример. Вадим Шефнер, известный российский поэт, в стихотворении «Умей» образно описал суть установочно-коррекционного приема самоубеждения, используемого в форме самоприказа для преодоления желаний, противоречащих представлениям о морально-этических нормах.

Умей, умей себе приказывать,

Муштруй себя, а не вынянчивай.

Умей, умей себе отказывать

В успехах верных, но обманчивых...

Умей отказываться начисто,

Не убоясь и одиночества,

От неподсудного ловкачества,

От сахарина легких почестей..

№ 25. Прием усиления «поисковой» активности».

Показание - тяжелая фрустрационная (тупиковая) ситуация, чреватая опасными последствиями для жизни.

ТПИП. В известном рассказе Джека Лондона «Воля к жизни» с большой достоверностью показаны неисчерпаемые резервы человека, проявляющего в экстремальных условиях поисковую активность и целеустремленность.

Изнемогая от усталости и голода в снежной холодной пустыне, человек перед лицом, казалось бы, неминуемой гибели не пал духом. Чтобы выжить, он постоянно ставил перед собой определенные задачи: убить перепелку, добраться до очередного холма, проползти несколько метров.

Выполняя эти частые задачи, он обретал уверенность в своих силах и, в конце концов, выиграл в борьбе за жизнь. Волевые усилия, направленные на повышение поисковой активности, способствовали преодолению смертельной опасности- выходу, казалось бы, из безысходного положения.

2.2.3. Установочно-рациональные (проблеморазрешающие) приемы.

Назначение этих приемов - формировать оптимистическую установку к возможностям разрешения психотравмирующей проблемы. В самопсихотерапевтической практике применяются приемы дезактуализации проблемы в основном с профилактической целью.

Условно они подразделяются на две разновидности с учетом основных их задач:

1. Приемы, способствующие дезактуализации психотравмирующих переживаний, обусловленных необоснованными переживаниями из-за неправильной оценки тяжести болезни, результатов ее лечения и ее прогноза, т.е. трудностью разрешения «медицинских проблем».

№ 26. Приемы игнорирования негативных компонентов стрессовой проблемы.

Показание - необоснованные психотравмирующие переживания (из-за неправильной оценки тяжести болезни, прогнозов ее, результатов лечения и др.);

а) прием, основанный на ведении «Дневника выздоровления». Производится запись в дневник или на кассету происходящих положительных изменений, даже незначительных сдвигов в течении болезни. Кроме того, включаются в дневниковую запись ответы на три вопроса:

«Какие причины позитивных сдвигов?»

«Что способствовало этому?»

«Какие проблемы надо решить для достижения положительных результатов и их закрепления?».

б) прием «позитивно-фокусированного самоубеждения».

Осуществляется путем использования таких формул как:

«С каждым днем улучшается состояние моего здоровья»,

«Я отмечаю положительные изменения»,

«У меня есть основания проявлять оптимизм»,

«Я уверен в успехе (выздоровление, повышение трудоспособности, в стойком улучшение настроения и др.»).

Мой девиз «Радуйся каждому шагу (успеху) на пути к цели».

№ 27. Прием,основанный на представлении психотравмирующей проблемы в юмористическом свете.

Показание - необоснованные страхи (к примеру, боязнь скоропостижно умереть, попасть под движущийся транспорт и др.)

Принцип применения - представить ситуацию, вызывающую страх, в комическом виде.

Желательно, для усиления юмористической оценки своего поведения схематически нарисовать картину, вызывающую шутливое восприятие неадекватной реакции с долей самокритики, например, «Юмористическое представление моего поведения со стороны …»

Целесообразно также для повышения психотерапевтического воздействия придумать смешной текст, лучше в стихотворной форме, и периодически его произносить, образно представляя нарисованную картину комического содержания.

2. Приемы, способствующие дезактуализации переживаний, обусловленных «социально-психологическими проблемами».

№ 28. Прием «отделения второстепенных компонентов проблемы от главных» предложен выдающимся американским ученым и государственным деятелем Б. Франклином (прием назван его именем).

Суть приема в том, что аргументы «за» и «против» принятия решения разделяются на две части. В течение 3-4 дней список дополняется новыми доводами, размещаемыми в двух колонках. В дальнейшем вычеркиваются одинаковые по значимости аргументы. К примеру: «Если два с одной стороны равняются трем с другой, то вычеркиваются 5 пунктов. В результате остаются аргументы, являющиеся главными для принятия решения».

№ 29. Прием «упрощение задач проблемы».

Рекомендуется бизнесменам и тем, кто хочет по-деловому решать сложные проблемы, используя умение сужать круг задач, «прессовать проблему».

Например, Д. Карнеги считал возможным при решении трудной проблемы ограничиться поиском ответа на три вопроса: в чем заключается проблема, чем она вызвана, и каковы возможности ее решения?

Упрощается сложность решения проблемы, если разделить ее на составляющие, разбить крупные дела на части или использовать при ее решении дедуктивный прием умозаключения, применяемый при «мобилизующей критике и самокритике»

Весьма часто для преодоления стрессовой проблемы также применяются приемы проигрывания проблемы в воображении (2.7.1), «оценки проблемы со стороны» (.2.6.1), «мобилизации психоэнергетических резервов» (2.8.2.) и др.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
Более 21000 рублей (более 300 USD)
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.