Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 2.4. Приемы условно - рефлекторного (реактивного) научения

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким) / 2.4. Приемы условно - рефлекторного (реактивного) научения
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 1715; прочтений - 1961
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px



2.4. Психотерапевтические приемы условно-рефлекторного (реактивного) научения.

Краткая характеристика. Основополагающий вклад в создание теории реактивного научения внес И.П. Павлов. Его учение об условных рефлексах явилось фундаментом для разработки психотерапевтических упражнений и приемов, корректирующих неадекватные поведенческие реакции. Их саногенное воздействие направлено на погашение патогенных,вредоносных рефлексов, вызывающих страх, фобию, тревогу или влечение к курению, алкоголю.

Приемы, используемые для условно-рефлекторной аутопсихотерапии, имеют три разновидности.

2.4.1. Десенситивные приемы (приемы «функциональной тренировки»).

Принцип применения. Осуществляется постепенное привыкание (приучение) к пугающему объекту путем поэтапного увеличения стрессовых нагрузок - ступенчатое приближение к источнику страха.

А. В детской практике.

№ 44. Показание - боязнь домашней собаки.

Особенность приема:

1 этап - родители приучают ребенка гладить игрушечную собаку;

2 - создают условия, чтобы ребенок мог погладить щенка;

3 - приводят ребенка к детям, которые не боятся собаки, радуются встрече с ней.

Кроме того, дезактуализации переживаний, обусловленных страхом перед собакой, способствует чтение ребенку рассказов, где описывается она как лучший друг человека.

№ 45. Показание - ночной страх (из-за пребывания в помещении без родителей).

Особенность приема:

1 этап - мать (отец) ложится в постель ребенка, спит вместе с ним;

2 - возле его кровати ставится кушетка, где спит мать (отец), и постепенно она отодвигается от постели ребенка;

3 - (при отсутствии эффекта) - постель придвигается к двери, открытой в другую комнату.

После достижения желаемого эффекта кровать постепенно отодвигается на прежнее место, и прикрывается дверь. Для ускорения преодоления страха возможно приклеить на потолок комнаты, где ребенок спит, россыпь звездочек, светящихся в темноте.

№ 46. Показание – боязнь « маски страха».

Особенность приема описал Жан Жак Руссо в своем произведении педагогической направленности «Эмиль, или о воспитании масками»: «все дети боятся… масок. Я начну с того, что покажу Эмилю маску с приятными чертами лица, затем кто-нибудь у него на глазах наденет ее на лицо: я начну хохотать, засмеются и все - и ребенок вместе с другими. Мало-помалу я приучу его к маскам с менее приятными чертами и, наконец, к фигурам отвратительным. Если я хорошо выдержал градацию, то он не только не испугается последней маски, но будет смеяться над ней, как над первой».

Б. Приемы функциональной тренировки для взрослых и подростков.

№ 47. Показание - страх нахождения в закрытом пространстве (например, в лифте).

Техника применения:

1 этап - в течение дня несколько раз постоять вблизи от лифта и постепенно приближаться к нему;

2 - быстро войти в лифт и тотчас выйти из него (воспользоваться моментом, когда нет желающих пользоваться им);

3 - постепенно увеличивать время пребывания в кабине лифта;

4 - осуществляется поэтапный подъем на лифте: сначала до 2 этажа, а в последующем до 3-го и выше.

Следует указать, что прием «ступенчатого привыкания» при фобии (навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни действий и поступков) применяется лишь с целью поддержания результатов лечения, проводимого врачом или клиническим психологом.

№48. Показание - выраженное чувство застенчивости, стыдливости, робости.

ТПИП. А. Эллис, один из основоположников когнитивно-поведенческой психотерапии, в своих трудах неоднократно упоминает, что до 19 лет был очень робким, панически боялся знакомиться с женщинами из-за страха, что они не придут к нему на свидание. Для его преодоления он разработал модификацию «приема функциональной тренировки» на основе принятого им решения: «В течение месяца посидеть на одной и той же скамейке с сотней женщин, с каждой из них поговорить в течение 1 минуты и назначить им свидание, не обращая внимания на дискомфортное состояние. Результаты: почти все женщины пришли на свидание, и у меня полностью исчезло чувство выраженной застенчивости, стыдливости». Разумеется, практический интерес представляет лишь принцип функциональной тренировки, описанный А. Эллисом.

№ 49. Показание - неадекватная психосоматическая реакция, возникающая в определенной ситуации (тошнота, рвота, частое мочеиспускание и др.).

ТПИП. У девушки, поступившей по призванию в медицинский институт, каждый раз во время занятий по анатомии возникала тошнота и рвота. Она тщетно пыталась преодолеть эту слабость. Окружающие стали убеждать ее оставить медицинский институт и поступить в другой. Тогда студентка в свободное от занятий время начала ходить «для тренировки» в секционный зал, где находились трупы, постепенно удлиняя время пребывания в нем. Тренируясь, таким образом, несколько месяцев, она заставила себя привыкнуть к необычной обстановке, преодолеть тошноту и рвоту (из клинического опыта М.И. Телешевской).

2.4.2. Десенсибилизирующие приемы.

Принцип техники. Проводится поэтапное ослабление воздействия источника психотравмирующих переживаний путем мысленного представления его в состоянии релаксации, т.е. нервно-мышечного расслабления. Саногенный(лечебный) эффект достига-ется в результате преодоления патогенных условных рефлексов на основе физиологического закона «реципрокного торможения». Его суть: мышечная релаксация тормозит действие психотравмирующих раздражителей, вызывающих страх или фобию.

Теоретические и практические аспекты метода психотерапии, основанного на достижении десенсибилизирующего эффекта, разработал известный психотерапевт Дж. Вольпе.

№ 50. Лечебно-тренировочный прием-упражнение закрепления результатов антифо-бической психотерапии по методу «систематической десенсибилизации» (по Вольпе).

ТПИП. П., 19 лет, слесарь, обратился к нам за психотерапевтической помощью по поводу тревожного состояния, возникшего в связи с боязнью поездки по железной дороге из Москвы в Рим, планируемой через месяц (по причине эмиграции в Америку).

При опросе выяснилось, что фобические явления возникли три года назад после получения письма с трагической вестью о гибели родственника в железнодорожной катастрофе. С этого времени П. никуда не ездил, за медицинской помощью не обращался.

Проблему лечения усложняла напряженная ситуация, обусловленная необходимостью подготовки к отъезду в течение короткого срока.

На первом этапе пациент, находясь в состоянии релаксации, образно представлял сцену поведения своего друга в поезде (служившего для него примером для подражания), который адекватно реагировал в ситуациях, когда «внезапно останавливался поезд», «делал резкие повороты» и др. Для усиления эффекта воображаемой поездки включался магнитофон с записью звуков движущегося поезда.

На втором этапе (через неделю) П. представлял себя адекватно реагирующим в экстремальных ситуациях, возникаемых при движении поезда.

В силу сложившихся обстоятельств, обусловленных проблемой эмиграции, П. в последующем проводил занятия самостоятельно, согласно нашим рекомендациям. Во время их проведения в состоянии релаксации он мысленно произносил формулы самоубеждения: «Я спокоен, уверен в успехе, т.к. я полностью владею собой, управляю эмоциями, умею нейтрализовать чувство страха».

Третий этап - пребывание в реальных условиях.

Во время поездки (согласно полученному нами благодарственному письму из Нью-Йорка) пациент периодически проводил десенсибилизирующие сеансы «поведенческой аутопсихотерапии».

Достижению положительных результатов способствовало и то, что он широко использовал приемы «отвлечения внимания» - слушал магнитофонную запись любимых музыкальных произведений, читал детективные романы, рисовал.

№ 51. Десенсибилизирующий прием «повышения антистрессового иммунитета» (по Д. Мейхенбауму).

Принцип применения базируется на научно обоснованном представлении, что между двумя ведущими защитно-адаптационными системами - иммунной (антиинфекционной) и антистрессовой - имеются симбиотические отношения, определяемые их общей задачей: преодолевать воздействие вредоносных факторов и восстанавливать нарушенный ими гомеостаз,постоянство функций организма.

Д.Мейхенбаум, опираясь на данные о сходной направленности функционирования защитных механизмов двух адаптационных систем, разработал технику применения «прививки против стресса».

Ее суть - использование малых, постепенно увеличивающихся доз стрессового воздействия, которые повышают уровень антистрессового иммунитета (по похожему принципу, применяемому для усиления сопротивляемости организма к воздействию патогенных микробов с помощью прививок, вакцинации, а также для профилактики анафилактического шока - путем применения «малых доз» по Безредка).

С этой целью пациентам рекомендуется в состоянии релаксации представлять психотравмирующие ситуации в соответствии с основными условиями десенсибилизации - постепенно усиливать их стрессогеное воздействие ,по продолжительности, силе и частоте, а при появлении дискомфорта- отдавать самоприказ «стоп».

В течение сеанса можно несколько раз мысленно воссоздавать картину ситуации, вызывающую стресс, и произносить мобилизующие формулы («Я справлюсь!», «Я достигну цели!»), а в период отдыха - вспоминать события, порождающие положительные эмоции.

Описанный прием повышения антистрессового иммунитета входит в состав метода «прививка против стресса», и, как правило, применяется лишь для поддержания результатов лечения, проводимого психотерапевтом. Самостоятельно использовать его можно при стрессах «легкой степени» по рекомендации лечащего специалиста.

2.4.3. Парадоксально-интенционные приемы.

Особенность. Применяются для погашения патогенных условно-рефлекторных механизмов, обуславливающих тревожно-фобические состояния(см.1.2). Рекомендуется сознательно многократно повторять действия (навязчивые движения, фобии, страхи), от которых человек хочет избавиться. При необходимости мысленно провоцировать их возникновение путем негативного самовнушения.

№ 52. Антифобический прием «парадоксальной интенции» (от лат. intentio – намерение). Разработан В. Франклом и входит в состав «неспецифической логотерапии», применяется как для поддержания результатов лечения, так и самостоятельно. Необходимым условием успешного его применения является понимание смысла использования психологического механизма его психотерапевтического воздействия:

• фобия возникает не только тогда, когда имеется реальная или воображаемая опасность, но и в связи с боязнью возникновения страха (преимущественно из-за опасения отрицательной оценки неадекватного поведения окружающих, как проявление слабой воли, неумения владеть собой, трусливости или в связи с боязнью ожидания неприятных событий);

• человек, страдающий фобией, должен делать то, чего он боится, искать те ситуации, в которых он обычно испытывает страх.

ТПИП. В. Франкл в пользу обоснованности своей точки зрения на возможность применения приема «парадоксальной интенции» самостоятельно приводит множество примеров его успешного использования при различных психогенных болезнях, в клинической картине которых преобладает фобия.

В своем фундаментальном труде «Человек в поисках смысла» (М., 1990 г., пер. с немецкого) он подчеркивает: «Удивительно, как часто и успешно применяют парадоксальную интенцию к самим себе обыкновенные люди. Перед нами лежит письмо женщины, 14 лет страдавшей тяжелой агрофобией и безуспешно лечившаяся разными методами психотерапии. Больная писала, что все эти годы каждый день был для нее адом... После прочтения моей книги она сказала себе: «Покажу-ка я теперь всем людям на улице как замечательно у меня получается впадать в панику и лишаться сил». И вдруг она ощутила спокойствие. Она продолжила свой путь к магазину, но когда подошла к кассе - ее начала бить дрожь. Тогда она сказала себе: «Ну, сейчас я покажу кассиру, как я могу потеть». Только на обратном пути она заметила, как она спокойна. Через несколько недель она настолько овладела способностью преодолевать агрофобию с помощью парадоксальной интенции, что подчас даже не могла поверить, что когда-то была больна».

Опыт многих психотерапевтов, в том числе и наш, свидетельствует о целесообразности применения приема «парадоксальной интенции» с аутопсихотерапевтической целью при нарушении сна, кошмарных сновидениях, сексуальных расстройствах и тревожно-фобических явлениях психогенного происхождения.

ТПИП. Известный курортный психотерапевт Д. Бершадский описал принцип применения парадоксально-интенционного приема (лечебно-поддерживающего) в стихотворной форме, в виде совета пациентам, страдающим агорафобией и другими разновидностями навязчивого страха.

...Как поступить, чтоб страх свой победить?

К нему ты отношенье должен изменить:

Иди умышленно опасности навстречу,

Не размышляй о том, как будешь ты идти,

А думай, как быстрее в страх войти.

Старайся вызвать сам сердцебиенье,

Потливость, дрожь, головокруженье.

Стремись все это ощутить в ходьбе

И вскоре ты не сможешь вызвать страх в себе.

Так поступай с боязнью темноты и высоты.

Со всем, чего навязчиво боишься ты...

№53 . Прием «отрицательного самовнушения».( предложил М.Д. Танцюра-принцип его применения близок к приему «парадоксальной интенции»).

Согласно рекомендации автора приема:

• при бессоннице - стараться не засыпать, внушая себе: «Я не хочу спать. Я буду активным и бодрым. Я специально не буду спать»;

• при страхе глотания в связи с эзофагоспазмом (первичным, функциональным) держать пищу во рту, стараясь ее не глотать, и внушать себе, что она остановится в пищеводе;

• при навязчивых движениях - 3-4 раза в день по несколько минут сознательно повторять движения, соответствующие болезненному симптому, вызывая мысленные представления о нем.

В англоязычной литературе по самопсихотерапии встречаются рекомендации пациентам, испытывающим выраженное чувство тревоги, сильное беспокойство, самостоятельно проводить сеансы «интенсификации тревожного состояния» (ежедневно по 20-30 минут в течение месяца).

На наш взгляд, максимальная активизация тревог, волнений возможна лишь при условии контроля, осуществляемого психотерапевтом, лечащим специалистом, учитывая возможность отрицательных последствий от сильных стрессо-эмоциональных переживаний.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Ваше отношение к совмещению работы с учебой студентами медицинского ВУЗа дневного отделения

Совмещение неприемлемо, работа мешает учебе
Совмещение возможно, если работа связана с медициной
Совмещение возможно, если требуют материальные обстоятельства
Совмещение желательно, т.к. работа способствует профессиональному становлению



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2017. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.