Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 2.7. Психоэмоциональные приемы

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким) / 2.7. Психоэмоциональные приемы
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 7563; прочтений - 2932
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

2.7. Психоэмоциональные приемы.

Особенности. В подгруппу объединены приемы, оптимизирующие эмоциональное состо-яние в результате того, что они включают аттенционный, мнемонический и имажинативный механизмы аутопсихотерапии. В состав приемов аутопсихотерапии, улучшающих эмоцио-нальное состояние путем изменения направленности психических процессов (внимания, памяти и воображения), не входят приемы, основанные на «коррекции мышления». Это обусловлено тем, что при их применении включаются в процесс улучшения эмоционального состояния не врожденные, а приобретенные механизмы, оказывающие косвенное, непрямое воздействие на эмоциональную сферу (в результате формирования оптимистической направ-ленности мышления, создания позитивных установок к возможностям разрешения психо-травмирующих проблем и повышения самооценки).

Психоэмоциональные приемы подразделяются на три подгруппы в зависимости от того, какой психический процесс является доминирующим при их реализации с целью улучшения эмоционального состояния.

2.7.1. Имажинативные приемы (от англ. Imagination - воображение).

Краткая характеристика. Психотерапевтическое воздействие определяется тем, что при их применении формируется воображение желаемого психофизиологического состояния или поведения, вызывающее положительные эмоции.

В основе воображения - психического процесса, с помощью которого моделируются обра-зы, основанные на самооценке человека и его представлении об окружающем мире - лежит самовнушение, вербальное и невербальное (преимущественно визуальное, зрительное).

Воображение обладает огромной силой психологического воздействия, оно может стать источником положительных и отрицательных эмоций, причиной нарушения деятельности организма и возникновения патологических расстройств, или, наоборот, чудо-спасительным лечебным средством. Выдающийся немецкий врач К. Гуфеланд (1762-1836) писал: »Никто не сомневается, что можно заболеть от представления от болезни. Почему же нельзя предста-вить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не попытаться управлять своими представ-лениями?!»

Куэ и Бодуэн, основоположники метода «активного самовнушения», рассматривают психотерапевтически обоснованное воображение как наиболее эффективный путь воздействия на подсознание для мобилизации резервных возможностей человека.

Многочисленные исследования терапевтического действия лекарств с помощью «плацебо» (индифферентных средств) показали, что эффективность многих медикаментов на 30-50 % зависит от веры больного в их целебное влияние.

Воображение способно вызвать не только выраженные субъективные, но и объективные изменения, особенно у людей, обладающих высоким уровнем мысленного моделирования ситуации. Так, биографы Г. Флобера сообщают, что, описывая сцену отравления Эммы Бовари, писатель сам заболел, «отравленный» своим воображением - некоторое время ощущал вкус мышьяка и признаки расстройства желудка. М.Ф. Андреева, близкий друг А.М. Горького, рассказывала, что однажды она услышала в кабинете, где Алексей Максимович работал над повестью «Городок окурков», звук от падения чего-то тяжелого. Войдя в кабинет, она увидела писателя лежащим в глубоком обмороке. Придя в себя М. Горький поведал, что описывая эпизод встречи Марфы с ревнивым мужем, нанесшим ей удар ножом, он сам почувствовал боль и, не выдержав испытываемого ощущения, потерял сознание. Сила воображения писателя была настолько велика, что на теле, в области живота, куда пришелся воображаемый удар, несколько дней держалась красная полоса.

Классификация. Имажинативные приемы разделяются на две подгруппы, исходя из основных путей их психотерапевтического самовоздействия.

2.7.а. Имаго-вербальные приемы (приемы самовнушения).

В отличие от приемов самоубеждения (см. 2.1.1.) в них отсутствует «логико-обоснованная фраза, усиливаемая девизом» и меньше словесных, часто повторяемых формул. Кроме того, высказываемые самопожелания в процессе сеанса самовнушения ориентированы, как правило, на будущее (а при составлении формул самоубеждения делается акцент на возникновение положительных изменений в течение болезни, формирование адаптивного поведения, преодоление влечения к алкоголю и т. д.).

При самовнушении, как и при самоубеждении, интонация проговариваемых словесных формул соответствует их содержанию - спокойная, мягкая, утвердительная, властная и т.п.

Приемы самовнушения имеют две разновидности.

Первая - классический вариант, основанный на немотивированном самовнушении (по Куэ-Бодуэну).

№ 77. Принцип применения. Произносятся словесные формулы без волевых усилий, автоматически. Повторяются они до 20-25 раз в полусонном состоянии - утром при пробуждении и вечером при засыпании.

В настоящее время метод Куэ в «чистом» виде практически не применяется. Для самовнушения произносятся словесные формулы и в бодрствующем состоянии 2-3 раза в день. Нередко они сочетаются с другими приемами психотерапевтического самовоздействия.

№ 77-1. Показание - пессимистический настрой:

«Я бодр, я жизнерадостен

Я оптимистически смотрю в будущее

Я с каждым днем чувствую себя все лучше и лучше».

№ 77-2. Показание - тревожное состояние:

«Я спокоен, я уравновешен.

Я оптимистически настроен

Я с каждым днем все лучше и лучше».

№ 77-3. Показание - склонность к аффективным реакциям (вспыльчивость, ярость и др.):

«Я сдержан и невозмутим

Я совершенно спокоен

Я хладнокровен и хорошо владею собой».

№ 77-4. Показание - нарушение сна:

«Мне приятно, хорошо

Я чувствую безмятежный покой

Я медленно и постепенно погружаюсь в сонное состояние».

№ 77-5. Показание - склонность к перееданию:

«Я безразличен к еде

Я управляю своим аппетитом

Воздержание мне доставляет удовольствие

С каждым днем я добиваюсь все большего и большего успеха».

№ 77-6. Показание - психосоматические расстройства:

«Мое сердце (желудок, печень и т.д.) функционируют нормально

Мои неприятные ощущения в области сердца (желудка, печени и т.д.) исчезли

Мой организм работает в оптимальном режиме

С каждым днем мне становится все лучше и лучше».

Вторая разновидность - приемы «мотивированного самовнушения».

Впервые были предложены В.М. Бехтеревым в 1911 году. Значительный вклад в их популяризацию и разработку вариантов приемов мотивированного самовнушения внес его ученик и последователь - Н.В. Иванов, крупный российский психотерапевт.

Принцип техники. Применяются аутосуггестивные формулы, содержащие «мотива-ционную фразу», ориентированную на повышение уровня мотивации к преодолению болез-ни, вредных привычек, стресса и т.д. Кроме того, в отличие от немотивированного самовнушения, формулы произносятся с волевым акцентом и преимущественно в бодрствующем состоянии.

Применяются они в основном для закрепления результатов лечения, проводимого психотерапевтом.

№ 78. Прием изменения отношения к болезни.

Например, В.М. Бехтерев рекомендовал пациентке, проходившей курс психотерапии по поводу кардиофобии, произносить: «Отныне меня не должны беспокоить боли и никакие неприятные мысли. Если они будут приходить, буду относиться к ним равнодушно».

Н.В.Иванов описывал варианты формул психотерапевтического самовоздействия, которые были самостоятельно составлены его пациентами с учетом условий подготовки к «мотивированному самовнушению». К примеру,:

«Возьми себя в руки, тебя поддержать некому, ты не имеешь права болеть». «Я всю жизнь нервная, но нужно, несмотря на это, продолжать работать».

№ 78-1. Прием повышения уровня противодействия болезни, пагубной привычке.

Тем, кто лечился по поводу алкоголизма, М.Е. Бурно рекомендует применять следующие формулы «мотивированного самовнушения»:

«Я избавился от ужаса пьянства и не разрушу достигнутого. Никто не сможет меня заставить выпить. Я в любой момент смогу отказаться от спиртного».

В.Т. Кондрашенко и Д.И. Донской — «Мое решение победить тягу к спиртному (наркотикам) окончательное. Какой бы предлог не выставляли друзья и как бы меня не уговаривали, в любом случае я смогу не поддаться уговорам, не изменю своего решения».

№ 78-2. Прием коррекции необоснованных установок к возможностям решения психотравмирующих проблем.

К примеру, артистка эстрады успешно преодолела боязнь потерпеть неудачу, произнося перед началом выступления: «Петь в зале не страшно, а приятно» (Н.В. Иванов).

№ 79. Приемы, повышающие самоценку.

Психотерапевты зачастую рекомендуют лицам, склонным к заниженной самооценке своих реальных возможностей (чаще всего из-за дефензивных черт характера), включать в формулы самовнушения слова, стимулирующие проявление активности, уверенности - «несмотря», «вопреки», «наперекор», «зато» и др.

К примеру,нами рекомендуется пациентам применять мотивационные формулы, повышающие самооценку, следующего содержания:

«Вопреки пессимистическим прогнозам из-за ожидаемых трудностей, я достигну цели»,

«Наперекор желаниям бывших друзей побудить меня к нарушению режима трезвости, я буду проявлять стойкость - негативное отношение к спиртному», «Несмотря на психотравмирующую ситуацию, я сумею мобилизовать свои резервные возможности»,

«У меня намного хуже материальное положение, чем у С., но зато моя жена значительно лучше его супруги»,

«Я потерял работу, но зато (однако) я могу наконец-то немного отдохнуть, использовать свободное время для усовершенствования знаний, необходимых для реализации моей мечты - сдать экзамены на желаемую должность (поменять специальность, поступить в университет и т.д.)».

При целевой подготовке формул мотивированного самовнушения следует учитывать: в отличие от формул самоубеждения в их состав не включаются слова, требующие логического обоснования, аргументации - «поэтому», «так как», «по причине», «вследствие» и т.д. Но в ситуациях, когда возникает особая потребность в преодолении тяжелого стресса, вредных привычек и коррекции, чрезмерно выраженных неблагополучных черт характера возможно применять и комбинированный вариант вербального психотерапевтического самовоздействия-использовать формулы самоубеждения и мотивированного самовнушения.

2.7.б. Имаго - зрительные приемы (визуально-психотерапевтические приемы).

Особенности. Эти приемы применяются как самостоятельно, так и в составе многих методов гетеропсихотерапии.

Психотерапевтическая самопомощь, основанная на визуализации желаемого образа, проводится чаще всего с целью поддержания результатов лечения, проводимого врачом, применяющего психотерапию в комплексе лечения.

Общий принцип их применения заключается в формировании психотерапевтической обоснованной мысленной картины в состоянии, чаще всего, релаксации, содержание которой зависит, прежде всего, от задачи, реализуемой с помощью образного воображения.

Применяются имаго - зрительные приемы для повышения эффективности проводимого лечения в трех направлениях:

Во-первых, мысленно пациенты представляют картину активизации защитно-адаптационных механизмов, участвующих в преодолении болезни и в процессе выздоровления.

Крупные американские ученые К. Саймонтон (онколог) и С. Саймонтон (клинический психолог) - авторы книги «Возвращение к здоровью», изданной на многих языках мира, - разработали эффективную методику обучения онкологических больных визуализации лечебного образа на основе своего многолетнего опыта успешной терапии пациентов, болеющих раком.

В составе предлагаемых ими упражнений доминирующее место занимают приемы самопомощи, основанные на воображении картины: опухоль атакуют защитные силы организма в виде лейкоцитов (белых шариков), которые уничтожают раковые клетки и выводят их из организма.

Во-вторых, визуализируется механизм целебного воздействия применяемых лечебных средств.

№ 80-1. Саймонтоны К. и С. рекомендуют онкологическим больным зрительно представлять процесс разрушения раковых клеток, осуществляемый радиоактивными лучами и химиотерапевтическими препаратами.

№ 80-2. При приеме медикаментов представлять механизм их целебного воздействия (как правило, он кратко описан в аннотации к лекарствам).

Так, при приеме гормональных препаратов воображать, как они оптимизируют функцию эндокринной железы, вырабатывающей недостаточное или избыточное количество гормонов; при приеме антибиотиков - процесс уничтожения микроорганизмов и т.д.

Многие известные физиотерапевты и специалисты по лечебной физкультуре бывшего СССР (В.Н. Мошков, А.Н. Обросов, А.А. Унанов, А.Е. Штеренгерц, П.С. Цирфис и др.) в своих руководствах описывают разнообразные имаго-суггестивные приемы психотерапевтического воздействия, которые повышают эффективность физиотерапевтических процедур, массажа и лечебно-профилактического комплекса физических упражнений.

№ 80-3. Психотерапевты весьма часто рекомендуют пациентам, проявляющим неадекватную реакцию на стресс-факторы, образно представлять процесс их нейтрализации при применении психотерапевтических средств. Согласно нашему опыту, лучшие результаты достигаются, если для активизации мысленного образа используется модель, отражающая процесс преодоления стресса с помощью антистрессовых механизмов(см. главу 3.1,табл.4).

В-третьих, мысленно визуализируется техника применения приемов:

1)для повышения стрессоустойчивости, усиления сопротивляемости воздействию стрессорам.

№81. Прием «создания мысленного убежища» (по Мольцу).

Принцип применения. Образно представляется отдых в тихой обители, где созданы идеальные условия для защиты от стрессовых воздействий.

Пример. Гарри Трумэн, президент США в 1945-53 гг., отвечая на вопрос корреспондента «Каким образом ему удается сохранить душевное равновесие при чрезмерных психоэмоциональных нагрузках?» - рассказал о том, что он создал в голове «антистрессовое убежище», куда он периодически мысленно удаляется для отдыха и восстановления душевных сил.

№ 82. Прием, основанный на использовании «чудо-зонтика».

Принцип применения. Образно представляется, как раскрывается «магический зонтик», преграждающий путь стрессорам, их вредоносному влиянию на головной мозг.

№ 83. Прием применения «волшебного зеркала».

Принцип применения. Образно представляется картина, как включается «волшебное зеркало», отражающее атаки стрессоров во время возникновения психотравмирующей ситуации.

2) для нейтрализации отрицательных последствий стресса.

№ 84. Имаго - легочный прием.

Принцип применения. Воображается картина: с каждым выдохом организм освобождается от вредных веществ, образовавшихся во время сражения защитников организма с психологическими стрессорами

№ 85. Имаго - визульный прием « обуздания эмоций»

Принцип применения. «Представьте, находясь в расслабленном состоянии, что вы сидите в кресле перед телевизором. На экране крупным планом показана ваша негативная эмоция в виде разъяренного животного или черного облака. Теперь представьте, что вы встаете с кресла и отходите в дальний угол комнаты, смотрите на экран с большого расстояния, и с трудом можете разглядеть изображение на экране. А теперь выключаете телевизор». - по С.Ключникову.

Примечание.С целью повышения эффективности описанных визуальных приемов, используемых для преодоления стресса и нейтрализации психотравмирующих переживаний, рекомендуется их сочетать с вербально-суггестивными приемами.

№ 86. Визуально-нейролингвистический прием.

Принцип применения. Мысленно представляется картина, отображающая личную стрессовую ситуацию. В процессе «просмотра» изменяются ее параметры: постепенно уменьшается величина, интенсивность и яркость образа, вплоть до его исчезновения. При видении картины стрессовой ситуации в цветном изображении рекомендуется заменять цвета, вызывающие возбуждение, успокаивающими, к которым относятся голубой, зеленый и их оттенки.

2.7.2. Аттенционные приемы (от англ. «attention» - внимание).

Краткая характеристика. При их применении улучшается-эмоциональное состояние в результате целевой коррекции «внимания» - психического процесса, стимулирующего избирательную направленность психической деятельности на восприятие определенных объектов и явлений.

С психофизиологической точки зрения в основе внимания лежит процесс формирования доминанты, господствующего очага возбуждения в головном мозге.

Процесс саморегуляции эмоционального состояния при применении аттенционных приемов достигается благодаря переключению внимания от психотравмирующих стресс-факторов (проблем, событий, ситуаций) на нейтральные или вызывающие положительные эмоции. При этом лучший психотерапевтический эффект возникает, если объект концентрации внимания вызывает интерес, зависящий в значительной степени от особенностей воспитания, кругозора, традиций и увлечений.

Классификация. Приемы разделяются в зависимости от источника, используемого для переключения внимания на две подгруппы.

1. Аттенционно - психогенные приемы.

Особенность - при их применении не требуется физических действий для переключения внимания с психотерапевтической целью.

№ 87. Показания - тревожное состояние, пессимистический настрой.

Варианты ТПИП

№ 87-1. Выдающийся русский поэт В.Брюсов образно описал аттенционное влияние моря на эмоциональное состояние:

Когда душе встречалось горе,

Иль беспредельная печаль,

Все успокаивало море,

И моря ласковая даль.

№ 87-2. Поль Гоген, знаменитый французский художник, живя длительное время на островах Океании, рассказал о приеме самоуспокоения, к которому прибегали местные жители. «Я понимаю, - писал он в письме другу, - почему туземцы могут часами созерцать небо. Я чувствую, как это успокаивает и меня - в минуту трудных испытаний вызывает необыкновенный покой».

№ 88. Показание - эмоциональный стресс.

№ 88-1. Анатолий Карпов в филиппинском городе Багио в 1978 году в матче за звание чемпиона мира по шахматам встретился с гроссмейстером Виктором Корчным. Особое напряжение в спортивной борьбе наступило при беспрецедентной ситуации - счете 5:5. Первый же следующий выигрыш приносил одному из претендентов титул чемпиона. Шахматисты оказались в состоянии предельного эмоционального напряжения.

Необходима была психологическая разрядка. Это хорошо понимал присутствовавший на матче председатель Всесоюзной федерации шахматистов летчик-космонавт СССР Б.И. Севастьянов. Зная, что Анатолий Карпов страстный болельщик баскетбола, он предложил ему съездить перед решающей встречей за шахматной доской в Манилу, где в то время одновременно с шахматным чемпионатом происходили международные состязания по баскетболу. Поездка дала ожидаемый результат: переключение внимания на баскетбольную игру сняло эмоциональную напряженность шахматиста. Творческая активность чемпиона была восстановлена, и это принесло ему победу.

№ 88-2. Венгерский спортсмен Андриаш Бальцо, трехкратный олимпийский чемпион по современному пятиборью, преодолевал предстартовый стресс, используя «аттенционное лекарство для успокоения» - чтение перед состязанием любимых юмористических рассказов.

№ 89. Противоболевой прием основан на переключении внимания. С этой целью используется аттенционный прием с аутосуггестивным для повышения эффективности анальгезирующих лекарств и снижения риска привыкания к ним, главным образом, при болях функционального происхождения (возможно, их применение по рекомендации врача или по согласованию с ним).

В основном достигается изменение направленности внимания с помощью занятий, вызывающих повышенный интерес:

• общеизвестны факты о возможности уменьшения интенсивности болей путем чтения увлекательной книги, слушания любимой музыки (в частности, ее противоболевое воздействие нередко используется в зубоврачебных кабинетах), игры в шахматы, бильярд и т.д.;

• в книгах, посвященных биографиям выдающихся личностей, содержатся описания их приемов по преодолению болей благодаря ТТС.

Так, Генрих Гейне забывал о преследующей его мучительной боли, когда сочинял стихи. Философ Иммануил Кант и физик Блез Паскаль успешно справлялись с сильными болями, углубляясь в решение научных проблем.

Известный кинорежиссер и актер Евгений Матвеев во время одной из съемок упал с лошади и получил тяжелую травму позвоночника, два года он был прикован к постели. «Врачи предсказывали мне полную неподвижность, - вспоминает он, - но я с этим смириться не мог и не хотел. Тем не менее, делать ничего не мог, не мог даже читать и писать, постоянно испытывая сильные боли. Смотрел в белый потолок, и он сделался моим экраном - я ставил на нем свои будущие картины. Вопреки прогнозам, я стал выздоравливать».

Приемы, ускоряющие процесс засыпания.

Общие показания - нарушения сна.

№ 90. Аттенционно - образный прием.

Принцип применения. Мысленно представить себя медленно идущим по слабо освещенной дорожке или коридору. Постепенно образ становится все более и более расплывчатым. Его исчезновение, как правило, совпадает с погружением в сонное состояние.

№ 91. Аттенционно - мнемонический прием.

Принцип применения. В памяти воссоздаются приятные события из далекого прошлого. При этом желательно их образно представлять в определенной последовательности, что способствует выработке условно-рефлекторного процесса погружения в дремотно-сонное состояние.

Возможно, ускорить процесс засыпания, согласно данным ряда авторов, путем прослушивания фонограмм с речью на иностранном языке или записи однообразных звуков, возникающих при моросящем дожде.

2. Аттенционно - физиогенные приемы.

Особенность - изменение направленности внимания достигается в результате применения определенных физических усилий.

Приемы, помогающие преодолеть вспыльчивость

Показания - склонность к несдержанности (вследствие особенностей темперамента, характера, дефектов воспитания или невротических нарушений).

№ 92. Прием «стратегической паузы».

И.П. Павлов, лауреат Нобелевской премии, будучи холериком, предотвращал взрывы ярости в период накала страстей, применяя элементарный прием: снимал очки и протирал стекла.

Возможно для достижения «стратегической паузы» с целью предупреждения вспышки гнева или отрицательных последствий сильного стресса выпить глоток воды или сделать глубокий вдох.

№93.Тактильно-аттенционный прием.

Тококуро Намаши, основоположник метода «Шиацу», рекомендует применять народно-психотерапевтический прием, следуя примеру поведения японских купцов, которые «понимая, что вспыльчивость всегда вредна, чтобы ее предупредить, потирают руки, особенно при обслуживании докучливых покупателей».

№ 94. Аттенционно-мышечный прием.

Рекомендуется для нейтрализации вспышки ярости, гнева сжимать и разжимать в ладони кистевой эспандер или другой предмет, когда появляются первые признаки неадекватной реакции.

№ 95. Аттенционно - сенсорный прием.

Многие жители стран, где распространена католическая и мусульманская религия, для самоуспокоения перебирают четки (отполированные бусы, нанизанные на нитку), а китайцы - перекатывают грецкие орехи на ладони.

№ 96. Аттенционно - дыхательный прием.

Принцип применения. Для самоуспокоения, например, при возникновении предстартовой лихорадки, многие спортсмены добиваются положительных результатов, применяя аттенционный прием: сосредотачивают внимание на кончике носа, на струе выдыхаемого воздуха.

№ 97. Аттенционно - суггестивный прием.

ТПИП. Скарлет,, героиня экранизированного американского романа «Унесенные ветром» (М. Митчелл), для самоуспокоения применяла прием отключения внимания от психотравмирующей ситуации путем самовнушения: «Я не буду волноваться сегодня. Я буду думать об этом завтра. Завтра будет новый день».

Разумеется, прием, формирующий «отсроченную затяжную реакцию», возможно применять лишь тогда, когда обстоятельства позволяют отреагировать спустя сутки.

№ 98. Аттенционно - терапевтические приемы.

ТПИП. Знаменитый психотерапевт с мировым именем Мильтон Эриксон, , описал в качестве примера,подтверждающего их, эффективность , случай, как он помог пассажиру самолета, сидевшему рядом с ним, избавиться от аэрофобии. Он порекомендовал ему применить «простое, но прекрасное целебное средство- - сильно сдавливать мизинец руки до ощущения боли, когда появляется чувство страха». Аттенционный прием, согласно совету М. Эриксона, с большим успехом пименяли и многие его пациенты, страдавшие бородавками, дискомфортными ощущениями функционального происхождения в области живота («урчание», «вздутие живота» и т.п.) и в других областях организма. Top of Form

Bottom of Form

Принцип применения. Отключение от источника фобической реакции или дискомфортных явлений достигается в результате того, что используется »целебно-отвлекающий прием».

Пример. Мильтон Эриксон , знаменитый психотерапевт с мировым именем , описал в качества примера,подтверждающего эффективность аттенционных приемов,, случай » как я помог пассажиру самолета, сидевшему рядом со мной , избавиться от аэрофобии”. Он порекомендовал ему применить “простое, но очень хорошее целебное средство” - сильно сдавливать мизинец руки до ощущения боли, когда появляется чувство страха Аттенционно-терапевтический прием с большим успехом применяли многие его пациенты, страдавшие бородавками, неприятными ощущениями функционального происхождения в области живота (“урчание”, “вздутие живота” и т.п.) и в других частях организма.

Д.В.Ковпак, известный Российский психотерапевт.разработал оригинальный прием «резиновой ленты», основанный на принципе аттенционной самопси-хотерапии. Его суть: рекомендуется больным ,страдающим паническими приступами, носить вокруг запястья резиновую ленту,чтобы своевременно её применить при появлении симптомов надвигающегося приступа- оттянуть и резко ее отпустить ( развитие болезненных ощущениий,согласно данным автора приёма, зачастую предупреждает возникновение приступа паники )..

Нельзя не отметить, что в народной медицине нередко применяют аттенционно- терапевтические приемы .Например, при болях в области левого плечевого сустава рекомендуется носить браслет (часы) на правом запястье, либо вызвать чувство жжения крапивой в области правого плечевого сустава, а при мигренозных болях – прикрепить клипсы на мочку уха противоположной стороны, где локализована головная боль. Имеются основания полагать, что один из основных факторов, обуславливающий уменьшение болей при рефлексотерапии – переключение внимания от болезненной зоны к месту, куда вводятся иглы, о чем, в частности, свидетельствует история зарождения иглотерапии в Китае (для снятия приступа головной боли ударяли в область стопы ног без учета расположения биологически активных точек) .

2.7.3.. Мемориционные приемы (от англ. «memory» - память).

Краткая характеристика. Отличительная особенность третьей подгруппы психоэмоциональных приемов - улучшение эмоционального состояния путем целенаправленной активизации памяти, преимущественно «эмоциональной».

С помощью мемориционных приемов мобилизуются резервы эмоциональной памяти, оказывающие психотерапевтическое воздействие. При их применении воспроизводятся в памяти события и ситуации, воспоминания о которых вызывают положительные эмоции, оптимистический настрой.

Человеку свойственно запоминать не только увиденное и услышанное, свои мысли и движения, но и эмоционально насыщенные жизненные события, свои душевные страдания и радостные переживания.

Сущность эмоциональной памяти очень хорошо описал К.С. Станиславский, выдающийся режиссер нашей эпохи, создатель творческой системы совершенствования актерского искусства, элементы которой применяются и в «игровой психотерапии».

В его рекомендациях, адресованных молодым артистам, содержится характеристика сути эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, - у вас есть память на чувствование, или эмоциональная память».

К.Н.Батюшков, известный русский поэт восемнадцатого столетия, охарактеризовал особенность эмоциональной памяти:

О, память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной.

Эмоциональная память тесно связана с другими видами долговременной памяти - зрительной, слуховой, двигательной, сенсорной и словесно-логической.

Классификация. Мемориционные приемы подразделяются на три подгруппы, исходя из разных путей активизации эмоциональной памяти с психотерапевтической целью.

1)Приемы, активизирующие эмоциональную память «визуальным путем».

№ 99. Показание - потребность в улучшении настроения или поднятия жизненного тонуса.

Варианты ТПИП

• Летчик - космонавт В. Лебедев в своем дневнике пишет, что нередко в трудных условиях космического полета, глядя на фотографию сына, вспоминал радостные часы общения с ним, тем самым, приобретая заряд бодрости и энергии.

• Улучшению психоэмоционального состояния служат и фотографии родных мест, различные рисунки, связанные с приятными воспоминаниями. К примеру, в одном из рассказов писатель В. Каверин описал, как знакомый ему тяжело больной художник черпал духовные силы для преодоления болезни в созерцании живописного пейзажа природы, где прошло его безмятежно радостное детство.

• В последние годы ряд фирм выпускают часы, предназначенные для улучшения эмоционального состояния. На их циферблатах воспроизведен объемный портрет женщины или мужчины. Глядя на забавно меняющееся выражение лица, человек в ответ невольно улыбается, что приводит к улучшению настроения. Лучше воздействует, как показывает опыт психотерапевтов, не абстрактный, а конкретный образ. Под стеклом на браслете для часов можно поместить маленькую фотокарточку близкого человека, вызывающего положительные эмоции, радостные воспоминания.

№100. Показание - склонность к несдержанности, проявление вспыльчивости.

ТПИП. М., 38 лет, слушатель курсов «самопрофилактики стресса», в своей итоговой работе рассказал о приеме, используемом им для предотвращения «взрывов гнева», проявления несдержанности:

«Под влиянием рекомендованной литературы по психотерапевтической самопомощи, где был описан прием царя Соломона (в трудную минуту жизни он восстанавливал нарушенное душевное равновесие с помощью кольца со словами «Все проходит, все изменяется»), я создал свой вариант для своевременного погашения вспышек ярости. На свадебном кольце я выгравировал две буквы «М.С.» («Миша - спокойно») - напоминание мне о необходимости проявлять сдержанность. В период, когда я чувствую, что нарастает волна гнева, я автоматически переключаю внимание на магические слова, побуждающие меня вспомнить о моем обещании жене и детям».

Сходный прием успешно применяла Н., 27 лет, получившая от сотрудников прозвище «возмутитель спокойствия». По рекомендации психотерапевта, она на своем письменном столе поместила зашифрованную записку-памятку -Н.Б.С. («Нина, будь сдержанной»).

№ 101. Показание - хронический стресс, тяжелые психотравмирующие условия жизни.

ТПИП. Писательница Р.Зернова, находясь, как политическая заключенная в ГУЛаге, описала применяемый ею прием для предупреждения отрицательных последствий тяжелого стресса: «В те годы у меня сложилась привычка: перед сном вспоминать, что сегодня было хорошего. Оказывается каждый день что-нибудь хорошее да происходило - письмо пришло, или кто-то сказал доброе слово, или на работу не выгнали...».

2)Приемы, активизирующие эмоциональную память «сенсорным путем» (эмоционально-сенсорные приемы).

№ 102. Показание - падение активности, жизнедеятельности.

ТПИП. И.П. Павлов в преклонном возрасте, когда он был тяжелобольным, с целью мобилизации защитных сил организма опускал руки в ледяную воду. Ощущение холода воскрешало в его эмоциональной памяти чувство бодрости и душевного подъема, испытываемые им в пору далекой юности, когда он увлекался зимним купанием в проруби.

В случаях, когда применение холода вызывает негативную реакцию, можно применить визуально-суггестивное самовоздействие, т.е. представить себя под холодным душем и произнести словесные формулы, подтверждающие его целебное влияние на деятельность организма, иммунные и антистрессовые резервы организма.

№ 102-1. Показание - эмоциональная напряженность, обусловленная стрессом.

Для достижения релаксационного состояния применяется прием «сенсорной репродукции» - вспоминаются ощущения, связанные с глубоким расслаблением мышц во время отдыха на лоне природы, или при принятии теплой ванны. Мнемосенсорный прием применяется и в составе аутогенной тренировки, предложенной группой ленинградских психотерапевтов (А.Т. Беляев, В.С. Лобзин и др.).

3)Приемы, активизирующие эмоциональную память арттерапевтическим путем.

№102-2. Показание - пессимистический настрой, подавленное настроение.

Для активизации эмоционально-моторной памяти рекомендуются жизнеутверждающие, задорные танцы, вызывающие радостные воспоминания (с учетом состояния здоровья), а для стимулирования эмоционально-слуховой памяти - пение или прослушивание записей любимых мелодий, песен оптимистического содержания (см. приложение№2).

2.7. Психоэмоциональные приемы.

Особенности. В подгруппу объединены приемы, оптимизирующие эмоциональное состо-яние в результате того, что они включают аттенционный, мнемонический и имажинативный механизмы аутопсихотерапии. В состав приемов аутопсихотерапии, улучшающих эмоцио-нальное состояние путем изменения направленности психических процессов (внимания, памяти и воображения), не входят приемы, основанные на «коррекции мышления». Это обусловлено тем, что при их применении включаются в процесс улучшения эмоционального состояния не врожденные, а приобретенные механизмы, оказывающие косвенное, непрямое воздействие на эмоциональную сферу (в результате формирования оптимистической направ-ленности мышления, создания позитивных установок к возможностям разрешения психо-травмирующих проблем и повышения самооценки).

Психоэмоциональные приемы подразделяются на три подгруппы в зависимости от того, какой психический процесс является доминирующим при их реализации с целью улучшения эмоционального состояния.

2.7.1. Имажинативные приемы (от англ. Imagination - воображение).

Краткая характеристика. Психотерапевтическое воздействие определяется тем, что при их применении формируется воображение желаемого психофизиологического состояния или поведения, вызывающее положительные эмоции.

В основе воображения - психического процесса, с помощью которого моделируются обра-зы, основанные на самооценке человека и его представлении об окружающем мире - лежит самовнушение, вербальное и невербальное (преимущественно визуальное, зрительное).

Воображение обладает огромной силой психологического воздействия, оно может стать источником положительных и отрицательных эмоций, причиной нарушения деятельности организма и возникновения патологических расстройств, или, наоборот, чудо-спасительным лечебным средством. Выдающийся немецкий врач К. Гуфеланд (1762-1836) писал: »Никто не сомневается, что можно заболеть от представления от болезни. Почему же нельзя предста-вить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не попытаться управлять своими представ-лениями?!»

Куэ и Бодуэн, основоположники метода «активного самовнушения», рассматривают психотерапевтически обоснованное воображение как наиболее эффективный путь воздействия на подсознание для мобилизации резервных возможностей человека.

Многочисленные исследования терапевтического действия лекарств с помощью «плацебо» (индифферентных средств) показали, что эффективность многих медикаментов на 30-50 % зависит от веры больного в их целебное влияние.

Воображение способно вызвать не только выраженные субъективные, но и объективные изменения, особенно у людей, обладающих высоким уровнем мысленного моделирования ситуации. Так, биографы Г. Флобера сообщают, что, описывая сцену отравления Эммы Бовари, писатель сам заболел, «отравленный» своим воображением - некоторое время ощущал вкус мышьяка и признаки расстройства желудка. М.Ф. Андреева, близкий друг А.М. Горького, рассказывала, что однажды она услышала в кабинете, где Алексей Максимович работал над повестью «Городок окурков», звук от падения чего-то тяжелого. Войдя в кабинет, она увидела писателя лежащим в глубоком обмороке. Придя в себя М. Горький поведал, что описывая эпизод встречи Марфы с ревнивым мужем, нанесшим ей удар ножом, он сам почувствовал боль и, не выдержав испытываемого ощущения, потерял сознание. Сила воображения писателя была настолько велика, что на теле, в области живота, куда пришелся воображаемый удар, несколько дней держалась красная полоса.

Классификация. Имажинативные приемы разделяются на две подгруппы, исходя из основных путей их психотерапевтического самовоздействия.

2.7.а. Имаго-вербальные приемы (приемы самовнушения).

В отличие от приемов самоубеждения (см. 2.1.1.) в них отсутствует «логико-обоснованная фраза, усиливаемая девизом» и меньше словесных, часто повторяемых формул. Кроме того, высказываемые самопожелания в процессе сеанса самовнушения ориентированы, как правило, на будущее (а при составлении формул самоубеждения делается акцент на возникновение положительных изменений в течение болезни, формирование адаптивного поведения, преодоление влечения к алкоголю и т. д.).

При самовнушении, как и при самоубеждении, интонация проговариваемых словесных формул соответствует их содержанию - спокойная, мягкая, утвердительная, властная и т.п.

Приемы самовнушения имеют две разновидности.

Первая - классический вариант, основанный на немотивированном самовнушении (по Куэ-Бодуэну).

№ 77. Принцип применения. Произносятся словесные формулы без волевых усилий, автоматически. Повторяются они до 20-25 раз в полусонном состоянии - утром при пробуждении и вечером при засыпании.

В настоящее время метод Куэ в «чистом» виде практически не применяется. Для самовнушения произносятся словесные формулы и в бодрствующем состоянии 2-3 раза в день. Нередко они сочетаются с другими приемами психотерапевтического самовоздействия.

№ 77-1. Показание - пессимистический настрой:

«Я бодр, я жизнерадостен

Я оптимистически смотрю в будущее

Я с каждым днем чувствую себя все лучше и лучше».

№ 77-2. Показание - тревожное состояние:

«Я спокоен, я уравновешен.

Я оптимистически настроен

Я с каждым днем все лучше и лучше».

№ 77-3. Показание - склонность к аффективным реакциям (вспыльчивость, ярость и др.):

«Я сдержан и невозмутим

Я совершенно спокоен

Я хладнокровен и хорошо владею собой».

№ 77-4. Показание - нарушение сна:

«Мне приятно, хорошо

Я чувствую безмятежный покой

Я медленно и постепенно погружаюсь в сонное состояние».

№ 77-5. Показание - склонность к перееданию:

«Я безразличен к еде

Я управляю своим аппетитом

Воздержание мне доставляет удовольствие

С каждым днем я добиваюсь все большего и большего успеха».

№ 77-6. Показание - психосоматические расстройства:

«Мое сердце (желудок, печень и т.д.) функционируют нормально

Мои неприятные ощущения в области сердца (желудка, печени и т.д.) исчезли

Мой организм работает в оптимальном режиме

С каждым днем мне становится все лучше и лучше».

Вторая разновидность - приемы «мотивированного самовнушения».

Впервые были предложены В.М. Бехтеревым в 1911 году. Значительный вклад в их популяризацию и разработку вариантов приемов мотивированного самовнушения внес его ученик и последователь - Н.В. Иванов, крупный российский психотерапевт.

Принцип техники. Применяются аутосуггестивные формулы, содержащие «мотива-ционную фразу», ориентированную на повышение уровня мотивации к преодолению болез-ни, вредных привычек, стресса и т.д. Кроме того, в отличие от немотивированного самовнушения, формулы произносятся с волевым акцентом и преимущественно в бодрствующем состоянии.

Применяются они в основном для закрепления результатов лечения, проводимого психотерапевтом.

№ 78. Прием изменения отношения к болезни.

Например, В.М. Бехтерев рекомендовал пациентке, проходившей курс психотерапии по поводу кардиофобии, произносить: «Отныне меня не должны беспокоить боли и никакие неприятные мысли. Если они будут приходить, буду относиться к ним равнодушно».

Н.В.Иванов описывал варианты формул психотерапевтического самовоздействия, которые были самостоятельно составлены его пациентами с учетом условий подготовки к «мотивированному самовнушению». К примеру,:

«Возьми себя в руки, тебя поддержать некому, ты не имеешь права болеть». «Я всю жизнь нервная, но нужно, несмотря на это, продолжать работать».

№ 78-1. Прием повышения уровня противодействия болезни, пагубной привычке.

Тем, кто лечился по поводу алкоголизма, М.Е. Бурно рекомендует применять следующие формулы «мотивированного самовнушения»:

«Я избавился от ужаса пьянства и не разрушу достигнутого. Никто не сможет меня заставить выпить. Я в любой момент смогу отказаться от спиртного».

В.Т. Кондрашенко и Д.И. Донской — «Мое решение победить тягу к спиртному (наркотикам) окончательное. Какой бы предлог не выставляли друзья и как бы меня не уговаривали, в любом случае я смогу не поддаться уговорам, не изменю своего решения».

№ 78-2. Прием коррекции необоснованных установок к возможностям решения психотравмирующих проблем.

К примеру, артистка эстрады успешно преодолела боязнь потерпеть неудачу, произнося перед началом выступления: «Петь в зале не страшно, а приятно» (Н.В. Иванов).

№ 79. Приемы, повышающие самоценку.

Психотерапевты зачастую рекомендуют лицам, склонным к заниженной самооценке своих реальных возможностей (чаще всего из-за дефензивных черт характера), включать в формулы самовнушения слова, стимулирующие проявление активности, уверенности - «несмотря», «вопреки», «наперекор», «зато» и др.

К примеру,нами рекомендуется пациентам применять мотивационные формулы, повышающие самооценку, следующего содержания:

«Вопреки пессимистическим прогнозам из-за ожидаемых трудностей, я достигну цели»,

«Наперекор желаниям бывших друзей побудить меня к нарушению режима трезвости, я буду проявлять стойкость - негативное отношение к спиртному», «Несмотря на психотравмирующую ситуацию, я сумею мобилизовать свои резервные возможности»,

«У меня намного хуже материальное положение, чем у С., но зато моя жена значительно лучше его супруги»,

«Я потерял работу, но зато (однако) я могу наконец-то немного отдохнуть, использовать свободное время для усовершенствования знаний, необходимых для реализации моей мечты - сдать экзамены на желаемую должность (поменять специальность, поступить в университет и т.д.)».

При целевой подготовке формул мотивированного самовнушения следует учитывать: в отличие от формул самоубеждения в их состав не включаются слова, требующие логического обоснования, аргументации - «поэтому», «так как», «по причине», «вследствие» и т.д. Но в ситуациях, когда возникает особая потребность в преодолении тяжелого стресса, вредных привычек и коррекции, чрезмерно выраженных неблагополучных черт характера возможно применять и комбинированный вариант вербального психотерапевтического самовоздействия-использовать формулы самоубеждения и мотивированного самовнушения.

2.7.б. Имаго - зрительные приемы (визуально-психотерапевтические приемы).

Особенности. Эти приемы применяются как самостоятельно, так и в составе многих методов гетеропсихотерапии.

Психотерапевтическая самопомощь, основанная на визуализации желаемого образа, проводится чаще всего с целью поддержания результатов лечения, проводимого врачом, применяющего психотерапию в комплексе лечения.

Общий принцип их применения заключается в формировании психотерапевтической обоснованной мысленной картины в состоянии, чаще всего, релаксации, содержание которой зависит, прежде всего, от задачи, реализуемой с помощью образного воображения.

Применяются имаго - зрительные приемы для повышения эффективности проводимого лечения в трех направлениях:

Во-первых, мысленно пациенты представляют картину активизации защитно-адаптационных механизмов, участвующих в преодолении болезни и в процессе выздоровления.

Крупные американские ученые К. Саймонтон (онколог) и С. Саймонтон (клинический психолог) - авторы книги «Возвращение к здоровью», изданной на многих языках мира, - разработали эффективную методику обучения онкологических больных визуализации лечебного образа на основе своего многолетнего опыта успешной терапии пациентов, болеющих раком.

В составе предлагаемых ими упражнений доминирующее место занимают приемы самопомощи, основанные на воображении картины: опухоль атакуют защитные силы организма в виде лейкоцитов (белых шариков), которые уничтожают раковые клетки и выводят их из организма.

Во-вторых, визуализируется механизм целебного воздействия применяемых лечебных средств.

№ 80-1. Саймонтоны К. и С. рекомендуют онкологическим больным зрительно представлять процесс разрушения раковых клеток, осуществляемый радиоактивными лучами и химиотерапевтическими препаратами.

№ 80-2. При приеме медикаментов представлять механизм их целебного воздействия (как правило, он кратко описан в аннотации к лекарствам).

Так, при приеме гормональных препаратов воображать, как они оптимизируют функцию эндокринной железы, вырабатывающей недостаточное или избыточное количество гормонов; при приеме антибиотиков - процесс уничтожения микроорганизмов и т.д.

Многие известные физиотерапевты и специалисты по лечебной физкультуре бывшего СССР (В.Н. Мошков, А.Н. Обросов, А.А. Унанов, А.Е. Штеренгерц, П.С. Цирфис и др.) в своих руководствах описывают разнообразные имаго-суггестивные приемы психотерапевтического воздействия, которые повышают эффективность физиотерапевтических процедур, массажа и лечебно-профилактического комплекса физических упражнений.

№ 80-3. Психотерапевты весьма часто рекомендуют пациентам, проявляющим неадекватную реакцию на стресс-факторы, образно представлять процесс их нейтрализации при применении психотерапевтических средств. Согласно нашему опыту, лучшие результаты достигаются, если для активизации мысленного образа используется модель, отражающая процесс преодоления стресса с помощью антистрессовых механизмов(см. главу 3.1,табл.4).

В-третьих, мысленно визуализируется техника применения приемов:

1)для повышения стрессоустойчивости, усиления сопротивляемости воздействию стрессорам.

№81. Прием «создания мысленного убежища» (по Мольцу).

Принцип применения. Образно представляется отдых в тихой обители, где созданы идеальные условия для защиты от стрессовых воздействий.

Пример. Гарри Трумэн, президент США в 1945-53 гг., отвечая на вопрос корреспондента «Каким образом ему удается сохранить душевное равновесие при чрезмерных психоэмоциональных нагрузках?» - рассказал о том, что он создал в голове «антистрессовое убежище», куда он периодически мысленно удаляется для отдыха и восстановления душевных сил.

№ 82. Прием, основанный на использовании «чудо-зонтика».

Принцип применения. Образно представляется, как раскрывается «магический зонтик», преграждающий путь стрессорам, их вредоносному влиянию на головной мозг.

№ 83. Прием применения «волшебного зеркала».

Принцип применения. Образно представляется картина, как включается «волшебное зеркало», отражающее атаки стрессоров во время возникновения психотравмирующей ситуации.

2) для нейтрализации отрицательных последствий стресса.

№ 84. Имаго - легочный прием.

Принцип применения. Воображается картина: с каждым выдохом организм освобождается от вредных веществ, образовавшихся во время сражения защитников организма с психологическими стрессорами

№ 85. Имаго - визульный прием « обуздания эмоций»

Принцип применения. «Представьте, находясь в расслабленном состоянии, что вы сидите в кресле перед телевизором. На экране крупным планом показана ваша негативная эмоция в виде разъяренного животного или черного облака. Теперь представьте, что вы встаете с кресла и отходите в дальний угол комнаты, смотрите на экран с большого расстояния, и с трудом можете разглядеть изображение на экране. А теперь выключаете телевизор». - по С.Ключникову.

Примечание.С целью повышения эффективности описанных визуальных приемов, используемых для преодоления стресса и нейтрализации психотравмирующих переживаний, рекомендуется их сочетать с вербально-суггестивными приемами.

№ 86. Визуально-нейролингвистический прием.

Принцип применения. Мысленно представляется картина, отображающая личную стрессовую ситуацию. В процессе «просмотра» изменяются ее параметры: постепенно уменьшается величина, интенсивность и яркость образа, вплоть до его исчезновения. При видении картины стрессовой ситуации в цветном изображении рекомендуется заменять цвета, вызывающие возбуждение, успокаивающими, к которым относятся голубой, зеленый и их оттенки.

2.7.2. Аттенционные приемы (от англ. «attention» - внимание).

Краткая характеристика. При их применении улучшается-эмоциональное состояние в результате целевой коррекции «внимания» - психического процесса, стимулирующего избирательную направленность психической деятельности на восприятие определенных объектов и явлений.

С психофизиологической точки зрения в основе внимания лежит процесс формирования доминанты, господствующего очага возбуждения в головном мозге.

Процесс саморегуляции эмоционального состояния при применении аттенционных приемов достигается благодаря переключению внимания от психотравмирующих стресс-факторов (проблем, событий, ситуаций) на нейтральные или вызывающие положительные эмоции. При этом лучший психотерапевтический эффект возникает, если объект концентрации внимания вызывает интерес, зависящий в значительной степени от особенностей воспитания, кругозора, традиций и увлечений.

Классификация. Приемы разделяются в зависимости от источника, используемого для переключения внимания на две подгруппы.

1. Аттенционно - психогенные приемы.

Особенность - при их применении не требуется физических действий для переключения внимания с психотерапевтической целью.

№ 87. Показания - тревожное состояние, пессимистический настрой.

Варианты ТПИП

№ 87-1. Выдающийся русский поэт В.Брюсов образно описал аттенционное влияние моря на эмоциональное состояние:

Когда душе встречалось горе,

Иль беспредельная печаль,

Все успокаивало море,

И моря ласковая даль.

№ 87-2. Поль Гоген, знаменитый французский художник, живя длительное время на островах Океании, рассказал о приеме самоуспокоения, к которому прибегали местные жители. «Я понимаю, - писал он в письме другу, - почему туземцы могут часами созерцать небо. Я чувствую, как это успокаивает и меня - в минуту трудных испытаний вызывает необыкновенный покой».

№ 88. Показание - эмоциональный стресс.

№ 88-1. Анатолий Карпов в филиппинском городе Багио в 1978 году в матче за звание чемпиона мира по шахматам встретился с гроссмейстером Виктором Корчным. Особое напряжение в спортивной борьбе наступило при беспрецедентной ситуации - счете 5:5. Первый же следующий выигрыш приносил одному из претендентов титул чемпиона. Шахматисты оказались в состоянии предельного эмоционального напряжения.

Необходима была психологическая разрядка. Это хорошо понимал присутствовавший на матче председатель Всесоюзной федерации шахматистов летчик-космонавт СССР Б.И. Севастьянов. Зная, что Анатолий Карпов страстный болельщик баскетбола, он предложил ему съездить перед решающей встречей за шахматной доской в Манилу, где в то время одновременно с шахматным чемпионатом происходили международные состязания по баскетболу. Поездка дала ожидаемый результат: переключение внимания на баскетбольную игру сняло эмоциональную напряженность шахматиста. Творческая активность чемпиона была восстановлена, и это принесло ему победу.

№ 88-2. Венгерский спортсмен Андриаш Бальцо, трехкратный олимпийский чемпион по современному пятиборью, преодолевал предстартовый стресс, используя «аттенционное лекарство для успокоения» - чтение перед состязанием любимых юмористических рассказов.

№ 89. Противоболевой прием основан на переключении внимания. С этой целью используется аттенционный прием с аутосуггестивным для повышения эффективности анальгезирующих лекарств и снижения риска привыкания к ним, главным образом, при болях функционального происхождения (возможно, их применение по рекомендации врача или по согласованию с ним).

В основном достигается изменение направленности внимания с помощью занятий, вызывающих повышенный интерес:

• общеизвестны факты о возможности уменьшения интенсивности болей путем чтения увлекательной книги, слушания любимой музыки (в частности, ее противоболевое воздействие нередко используется в зубоврачебных кабинетах), игры в шахматы, бильярд и т.д.;

• в книгах, посвященных биографиям выдающихся личностей, содержатся описания их приемов по преодолению болей благодаря ТТС.

Так, Генрих Гейне забывал о преследующей его мучительной боли, когда сочинял стихи. Философ Иммануил Кант и физик Блез Паскаль успешно справлялись с сильными болями, углубляясь в решение научных проблем.

Известный кинорежиссер и актер Евгений Матвеев во время одной из съемок упал с лошади и получил тяжелую травму позвоночника, два года он был прикован к постели. «Врачи предсказывали мне полную неподвижность, - вспоминает он, - но я с этим смириться не мог и не хотел. Тем не менее, делать ничего не мог, не мог даже читать и писать, постоянно испытывая сильные боли. Смотрел в белый потолок, и он сделался моим экраном - я ставил на нем свои будущие картины. Вопреки прогнозам, я стал выздоравливать».

Приемы, ускоряющие процесс засыпания.

Общие показания - нарушения сна.

№ 90. Аттенционно - образный прием.

Принцип применения. Мысленно представить себя медленно идущим по слабо освещенной дорожке или коридору. Постепенно образ становится все более и более расплывчатым. Его исчезновение, как правило, совпадает с погружением в сонное состояние.

№ 91. Аттенционно - мнемонический прием.

Принцип применения. В памяти воссоздаются приятные события из далекого прошлого. При этом желательно их образно представлять в определенной последовательности, что способствует выработке условно-рефлекторного процесса погружения в дремотно-сонное состояние.

Возможно, ускорить процесс засыпания, согласно данным ряда авторов, путем прослушивания фонограмм с речью на иностранном языке или записи однообразных звуков, возникающих при моросящем дожде.

2. Аттенционно - физиогенные приемы.

Особенность - изменение направленности внимания достигается в результате применения определенных физических усилий.

Приемы, помогающие преодолеть вспыльчивость

Показания - склонность к несдержанности (вследствие особенностей темперамента, характера, дефектов воспитания или невротических нарушений).

№ 92. Прием «стратегической паузы».

И.П. Павлов, лауреат Нобелевской премии, будучи холериком, предотвращал взрывы ярости в период накала страстей, применяя элементарный прием: снимал очки и протирал стекла.

Возможно для достижения «стратегической паузы» с целью предупреждения вспышки гнева или отрицательных последствий сильного стресса выпить глоток воды или сделать глубокий вдох.

№93.Тактильно-аттенционный прием.

Тококуро Намаши, основоположник метода «Шиацу», рекомендует применять народно-психотерапевтический прием, следуя примеру поведения японских купцов, которые «понимая, что вспыльчивость всегда вредна, чтобы ее предупредить, потирают руки, особенно при обслуживании докучливых покупателей».

№ 94. Аттенционно-мышечный прием.

Рекомендуется для нейтрализации вспышки ярости, гнева сжимать и разжимать в ладони кистевой эспандер или другой предмет, когда появляются первые признаки неадекватной реакции.

№ 95. Аттенционно - сенсорный прием.

Многие жители стран, где распространена католическая и мусульманская религия, для самоуспокоения перебирают четки (отполированные бусы, нанизанные на нитку), а китайцы - перекатывают грецкие орехи на ладони.

№ 96. Аттенционно - дыхательный прием.

Принцип применения. Для самоуспокоения, например, при возникновении предстартовой лихорадки, многие спортсмены добиваются положительных результатов, применяя аттенционный прием: сосредотачивают внимание на кончике носа, на струе выдыхаемого воздуха.

№ 97. Аттенционно - суггестивный прием.

ТПИП. Скарлет,, героиня экранизированного американского романа «Унесенные ветром» (М. Митчелл), для самоуспокоения применяла прием отключения внимания от психотравмирующей ситуации путем самовнушения: «Я не буду волноваться сегодня. Я буду думать об этом завтра. Завтра будет новый день».

Разумеется, прием, формирующий «отсроченную затяжную реакцию», возможно применять лишь тогда, когда обстоятельства позволяют отреагировать спустя сутки.

№ 98. Аттенционно - терапевтические приемы.

ТПИП. Знаменитый психотерапевт с мировым именем Мильтон Эриксон, , описал в качестве примера,подтверждающего их, эффективность , случай, как он помог пассажиру самолета, сидевшему рядом с ним, избавиться от аэрофобии. Он порекомендовал ему применить «простое, но прекрасное целебное средство- - сильно сдавливать мизинец руки до ощущения боли, когда появляется чувство страха». Аттенционный прием, согласно совету М. Эриксона, с большим успехом пименяли и многие его пациенты, страдавшие бородавками, дискомфортными ощущениями функционального происхождения в области живота («урчание», «вздутие живота» и т.п.) и в других областях организма. Top of Form

Bottom of Form

Принцип применения. Отключение от источника фобической реакции или дискомфортных явлений достигается в результате того, что используется »целебно-отвлекающий прием».

Пример. Мильтон Эриксон , знаменитый психотерапевт с мировым именем , описал в качества примера,подтверждающего эффективность аттенционных приемов,, случай » как я помог пассажиру самолета, сидевшему рядом со мной , избавиться от аэрофобии”. Он порекомендовал ему применить “простое, но очень хорошее целебное средство” - сильно сдавливать мизинец руки до ощущения боли, когда появляется чувство страха Аттенционно-терапевтический прием с большим успехом применяли многие его пациенты, страдавшие бородавками, неприятными ощущениями функционального происхождения в области живота (“урчание”, “вздутие живота” и т.п.) и в других частях организма.

Д.В.Ковпак, известный Российский психотерапевт.разработал оригинальный прием «резиновой ленты», основанный на принципе аттенционной самопси-хотерапии. Его суть: рекомендуется больным ,страдающим паническими приступами, носить вокруг запястья резиновую ленту,чтобы своевременно её применить при появлении симптомов надвигающегося приступа- оттянуть и резко ее отпустить ( развитие болезненных ощущениий,согласно данным автора приёма, зачастую предупреждает возникновение приступа паники )..

Нельзя не отметить, что в народной медицине нередко применяют аттенционно- терапевтические приемы .Например, при болях в области левого плечевого сустава рекомендуется носить браслет (часы) на правом запястье, либо вызвать чувство жжения крапивой в области правого плечевого сустава, а при мигренозных болях – прикрепить клипсы на мочку уха противоположной стороны, где локализована головная боль. Имеются основания полагать, что один из основных факторов, обуславливающий уменьшение болей при рефлексотерапии – переключение внимания от болезненной зоны к месту, куда вводятся иглы, о чем, в частности, свидетельствует история зарождения иглотерапии в Китае (для снятия приступа головной боли ударяли в область стопы ног без учета расположения биологически активных точек) .

2.7.3.. Мемориционные приемы (от англ. «memory» - память).

Краткая характеристика. Отличительная особенность третьей подгруппы психоэмоциональных приемов - улучшение эмоционального состояния путем целенаправленной активизации памяти, преимущественно «эмоциональной».

С помощью мемориционных приемов мобилизуются резервы эмоциональной памяти, оказывающие психотерапевтическое воздействие. При их применении воспроизводятся в памяти события и ситуации, воспоминания о которых вызывают положительные эмоции, оптимистический настрой.

Человеку свойственно запоминать не только увиденное и услышанное, свои мысли и движения, но и эмоционально насыщенные жизненные события, свои душевные страдания и радостные переживания.

Сущность эмоциональной памяти очень хорошо описал К.С. Станиславский, выдающийся режиссер нашей эпохи, создатель творческой системы совершенствования актерского искусства, элементы которой применяются и в «игровой психотерапии».

В его рекомендациях, адресованных молодым артистам, содержится характеристика сути эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, - у вас есть память на чувствование, или эмоциональная память».

К.Н.Батюшков, известный русский поэт восемнадцатого столетия, охарактеризовал особенность эмоциональной памяти:

О, память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной.

Эмоциональная память тесно связана с другими видами долговременной памяти - зрительной, слуховой, двигательной, сенсорной и словесно-логической.

Классификация. Мемориционные приемы подразделяются на три подгруппы, исходя из разных путей активизации эмоциональной памяти с психотерапевтической целью.

1)Приемы, активизирующие эмоциональную память «визуальным путем».

№ 99. Показание - потребность в улучшении настроения или поднятия жизненного тонуса.

Варианты ТПИП

• Летчик - космонавт В. Лебедев в своем дневнике пишет, что нередко в трудных условиях космического полета, глядя на фотографию сына, вспоминал радостные часы общения с ним, тем самым, приобретая заряд бодрости и энергии.

• Улучшению психоэмоционального состояния служат и фотографии родных мест, различные рисунки, связанные с приятными воспоминаниями. К примеру, в одном из рассказов писатель В. Каверин описал, как знакомый ему тяжело больной художник черпал духовные силы для преодоления болезни в созерцании живописного пейзажа природы, где прошло его безмятежно радостное детство.

• В последние годы ряд фирм выпускают часы, предназначенные для улучшения эмоционального состояния. На их циферблатах воспроизведен объемный портрет женщины или мужчины. Глядя на забавно меняющееся выражение лица, человек в ответ невольно улыбается, что приводит к улучшению настроения. Лучше воздействует, как показывает опыт психотерапевтов, не абстрактный, а конкретный образ. Под стеклом на браслете для часов можно поместить маленькую фотокарточку близкого человека, вызывающего положительные эмоции, радостные воспоминания.

№100. Показание - склонность к несдержанности, проявление вспыльчивости.

ТПИП. М., 38 лет, слушатель курсов «самопрофилактики стресса», в своей итоговой работе рассказал о приеме, используемом им для предотвращения «взрывов гнева», проявления несдержанности:

«Под влиянием рекомендованной литературы по психотерапевтической самопомощи, где был описан прием царя Соломона (в трудную минуту жизни он восстанавливал нарушенное душевное равновесие с помощью кольца со словами «Все проходит, все изменяется»), я создал свой вариант для своевременного погашения вспышек ярости. На свадебном кольце я выгравировал две буквы «М.С.» («Миша - спокойно») - напоминание мне о необходимости проявлять сдержанность. В период, когда я чувствую, что нарастает волна гнева, я автоматически переключаю внимание на магические слова, побуждающие меня вспомнить о моем обещании жене и детям».

Сходный прием успешно применяла Н., 27 лет, получившая от сотрудников прозвище «возмутитель спокойствия». По рекомендации психотерапевта, она на своем письменном столе поместила зашифрованную записку-памятку -Н.Б.С. («Нина, будь сдержанной»).

№ 101. Показание - хронический стресс, тяжелые психотравмирующие условия жизни.

ТПИП. Писательница Р.Зернова, находясь, как политическая заключенная в ГУЛаге, описала применяемый ею прием для предупреждения отрицательных последствий тяжелого стресса: «В те годы у меня сложилась привычка: перед сном вспоминать, что сегодня было хорошего. Оказывается каждый день что-нибудь хорошее да происходило - письмо пришло, или кто-то сказал доброе слово, или на работу не выгнали...».

2)Приемы, активизирующие эмоциональную память «сенсорным путем» (эмоционально-сенсорные приемы).

№ 102. Показание - падение активности, жизнедеятельности.

ТПИП. И.П. Павлов в преклонном возрасте, когда он был тяжелобольным, с целью мобилизации защитных сил организма опускал руки в ледяную воду. Ощущение холода воскрешало в его эмоциональной памяти чувство бодрости и душевного подъема, испытываемые им в пору далекой юности, когда он увлекался зимним купанием в проруби.

В случаях, когда применение холода вызывает негативную реакцию, можно применить визуально-суггестивное самовоздействие, т.е. представить себя под холодным душем и произнести словесные формулы, подтверждающие его целебное влияние на деятельность организма, иммунные и антистрессовые резервы организма.

№ 102-1. Показание - эмоциональная напряженность, обусловленная стрессом.

Для достижения релаксационного состояния применяется прием «сенсорной репродукции» - вспоминаются ощущения, связанные с глубоким расслаблением мышц во время отдыха на лоне природы, или при принятии теплой ванны. Мнемосенсорный прием применяется и в составе аутогенной тренировки, предложенной группой ленинградских психотерапевтов (А.Т. Беляев, В.С. Лобзин и др.).

3)Приемы, активизирующие эмоциональную память арттерапевтическим путем.

№102-2. Показание - пессимистический настрой, подавленное настроение.

Для активизации эмоционально-моторной памяти рекомендуются жизнеутверждающие, задорные танцы, вызывающие радостные воспоминания (с учетом состояния здоровья), а для стимулирования эмоционально-слуховой памяти - пение или прослушивание записей любимых мелодий, песен оптимистического содержания (см. приложение№2).




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Чем вы руководствуетесь в выборе медицинского учреждения?

Советами родных и знакомых
Отзывами на специализированных сайтах
Собственным опытом
Информацией, представленной на сайте учреждения
Рекламой
Другими причинами



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.