Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 2.7. Психоэмоциональные приемы

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким) / 2.7. Психоэмоциональные приемы
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 7563; прочтений - 3040
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

2.7. Психоэмоциональные приемы.

Особенности. В подгруппу объединены приемы, оптимизирующие эмоциональное состо-яние в результате того, что они включают аттенционный, мнемонический и имажинативный механизмы аутопсихотерапии. В состав приемов аутопсихотерапии, улучшающих эмоцио-нальное состояние путем изменения направленности психических процессов (внимания, памяти и воображения), не входят приемы, основанные на «коррекции мышления». Это обусловлено тем, что при их применении включаются в процесс улучшения эмоционального состояния не врожденные, а приобретенные механизмы, оказывающие косвенное, непрямое воздействие на эмоциональную сферу (в результате формирования оптимистической направ-ленности мышления, создания позитивных установок к возможностям разрешения психо-травмирующих проблем и повышения самооценки).

Психоэмоциональные приемы подразделяются на три подгруппы в зависимости от того, какой психический процесс является доминирующим при их реализации с целью улучшения эмоционального состояния.

2.7.1. Имажинативные приемы (от англ. Imagination - воображение).

Краткая характеристика. Психотерапевтическое воздействие определяется тем, что при их применении формируется воображение желаемого психофизиологического состояния или поведения, вызывающее положительные эмоции.

В основе воображения - психического процесса, с помощью которого моделируются обра-зы, основанные на самооценке человека и его представлении об окружающем мире - лежит самовнушение, вербальное и невербальное (преимущественно визуальное, зрительное).

Воображение обладает огромной силой психологического воздействия, оно может стать источником положительных и отрицательных эмоций, причиной нарушения деятельности организма и возникновения патологических расстройств, или, наоборот, чудо-спасительным лечебным средством. Выдающийся немецкий врач К. Гуфеланд (1762-1836) писал: »Никто не сомневается, что можно заболеть от представления от болезни. Почему же нельзя предста-вить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не попытаться управлять своими представ-лениями?!»

Куэ и Бодуэн, основоположники метода «активного самовнушения», рассматривают психотерапевтически обоснованное воображение как наиболее эффективный путь воздействия на подсознание для мобилизации резервных возможностей человека.

Многочисленные исследования терапевтического действия лекарств с помощью «плацебо» (индифферентных средств) показали, что эффективность многих медикаментов на 30-50 % зависит от веры больного в их целебное влияние.

Воображение способно вызвать не только выраженные субъективные, но и объективные изменения, особенно у людей, обладающих высоким уровнем мысленного моделирования ситуации. Так, биографы Г. Флобера сообщают, что, описывая сцену отравления Эммы Бовари, писатель сам заболел, «отравленный» своим воображением - некоторое время ощущал вкус мышьяка и признаки расстройства желудка. М.Ф. Андреева, близкий друг А.М. Горького, рассказывала, что однажды она услышала в кабинете, где Алексей Максимович работал над повестью «Городок окурков», звук от падения чего-то тяжелого. Войдя в кабинет, она увидела писателя лежащим в глубоком обмороке. Придя в себя М. Горький поведал, что описывая эпизод встречи Марфы с ревнивым мужем, нанесшим ей удар ножом, он сам почувствовал боль и, не выдержав испытываемого ощущения, потерял сознание. Сила воображения писателя была настолько велика, что на теле, в области живота, куда пришелся воображаемый удар, несколько дней держалась красная полоса.

Классификация. Имажинативные приемы разделяются на две подгруппы, исходя из основных путей их психотерапевтического самовоздействия.

2.7.а. Имаго-вербальные приемы (приемы самовнушения).

В отличие от приемов самоубеждения (см. 2.1.1.) в них отсутствует «логико-обоснованная фраза, усиливаемая девизом» и меньше словесных, часто повторяемых формул. Кроме того, высказываемые самопожелания в процессе сеанса самовнушения ориентированы, как правило, на будущее (а при составлении формул самоубеждения делается акцент на возникновение положительных изменений в течение болезни, формирование адаптивного поведения, преодоление влечения к алкоголю и т. д.).

При самовнушении, как и при самоубеждении, интонация проговариваемых словесных формул соответствует их содержанию - спокойная, мягкая, утвердительная, властная и т.п.

Приемы самовнушения имеют две разновидности.

Первая - классический вариант, основанный на немотивированном самовнушении (по Куэ-Бодуэну).

№ 77. Принцип применения. Произносятся словесные формулы без волевых усилий, автоматически. Повторяются они до 20-25 раз в полусонном состоянии - утром при пробуждении и вечером при засыпании.

В настоящее время метод Куэ в «чистом» виде практически не применяется. Для самовнушения произносятся словесные формулы и в бодрствующем состоянии 2-3 раза в день. Нередко они сочетаются с другими приемами психотерапевтического самовоздействия.

№ 77-1. Показание - пессимистический настрой:

«Я бодр, я жизнерадостен

Я оптимистически смотрю в будущее

Я с каждым днем чувствую себя все лучше и лучше».

№ 77-2. Показание - тревожное состояние:

«Я спокоен, я уравновешен.

Я оптимистически настроен

Я с каждым днем все лучше и лучше».

№ 77-3. Показание - склонность к аффективным реакциям (вспыльчивость, ярость и др.):

«Я сдержан и невозмутим

Я совершенно спокоен

Я хладнокровен и хорошо владею собой».

№ 77-4. Показание - нарушение сна:

«Мне приятно, хорошо

Я чувствую безмятежный покой

Я медленно и постепенно погружаюсь в сонное состояние».

№ 77-5. Показание - склонность к перееданию:

«Я безразличен к еде

Я управляю своим аппетитом

Воздержание мне доставляет удовольствие

С каждым днем я добиваюсь все большего и большего успеха».

№ 77-6. Показание - психосоматические расстройства:

«Мое сердце (желудок, печень и т.д.) функционируют нормально

Мои неприятные ощущения в области сердца (желудка, печени и т.д.) исчезли

Мой организм работает в оптимальном режиме

С каждым днем мне становится все лучше и лучше».

Вторая разновидность - приемы «мотивированного самовнушения».

Впервые были предложены В.М. Бехтеревым в 1911 году. Значительный вклад в их популяризацию и разработку вариантов приемов мотивированного самовнушения внес его ученик и последователь - Н.В. Иванов, крупный российский психотерапевт.

Принцип техники. Применяются аутосуггестивные формулы, содержащие «мотива-ционную фразу», ориентированную на повышение уровня мотивации к преодолению болез-ни, вредных привычек, стресса и т.д. Кроме того, в отличие от немотивированного самовнушения, формулы произносятся с волевым акцентом и преимущественно в бодрствующем состоянии.

Применяются они в основном для закрепления результатов лечения, проводимого психотерапевтом.

№ 78. Прием изменения отношения к болезни.

Например, В.М. Бехтерев рекомендовал пациентке, проходившей курс психотерапии по поводу кардиофобии, произносить: «Отныне меня не должны беспокоить боли и никакие неприятные мысли. Если они будут приходить, буду относиться к ним равнодушно».

Н.В.Иванов описывал варианты формул психотерапевтического самовоздействия, которые были самостоятельно составлены его пациентами с учетом условий подготовки к «мотивированному самовнушению». К примеру,:

«Возьми себя в руки, тебя поддержать некому, ты не имеешь права болеть». «Я всю жизнь нервная, но нужно, несмотря на это, продолжать работать».

№ 78-1. Прием повышения уровня противодействия болезни, пагубной привычке.

Тем, кто лечился по поводу алкоголизма, М.Е. Бурно рекомендует применять следующие формулы «мотивированного самовнушения»:

«Я избавился от ужаса пьянства и не разрушу достигнутого. Никто не сможет меня заставить выпить. Я в любой момент смогу отказаться от спиртного».

В.Т. Кондрашенко и Д.И. Донской — «Мое решение победить тягу к спиртному (наркотикам) окончательное. Какой бы предлог не выставляли друзья и как бы меня не уговаривали, в любом случае я смогу не поддаться уговорам, не изменю своего решения».

№ 78-2. Прием коррекции необоснованных установок к возможностям решения психотравмирующих проблем.

К примеру, артистка эстрады успешно преодолела боязнь потерпеть неудачу, произнося перед началом выступления: «Петь в зале не страшно, а приятно» (Н.В. Иванов).

№ 79. Приемы, повышающие самоценку.

Психотерапевты зачастую рекомендуют лицам, склонным к заниженной самооценке своих реальных возможностей (чаще всего из-за дефензивных черт характера), включать в формулы самовнушения слова, стимулирующие проявление активности, уверенности - «несмотря», «вопреки», «наперекор», «зато» и др.

К примеру,нами рекомендуется пациентам применять мотивационные формулы, повышающие самооценку, следующего содержания:

«Вопреки пессимистическим прогнозам из-за ожидаемых трудностей, я достигну цели»,

«Наперекор желаниям бывших друзей побудить меня к нарушению режима трезвости, я буду проявлять стойкость - негативное отношение к спиртному», «Несмотря на психотравмирующую ситуацию, я сумею мобилизовать свои резервные возможности»,

«У меня намного хуже материальное положение, чем у С., но зато моя жена значительно лучше его супруги»,

«Я потерял работу, но зато (однако) я могу наконец-то немного отдохнуть, использовать свободное время для усовершенствования знаний, необходимых для реализации моей мечты - сдать экзамены на желаемую должность (поменять специальность, поступить в университет и т.д.)».

При целевой подготовке формул мотивированного самовнушения следует учитывать: в отличие от формул самоубеждения в их состав не включаются слова, требующие логического обоснования, аргументации - «поэтому», «так как», «по причине», «вследствие» и т.д. Но в ситуациях, когда возникает особая потребность в преодолении тяжелого стресса, вредных привычек и коррекции, чрезмерно выраженных неблагополучных черт характера возможно применять и комбинированный вариант вербального психотерапевтического самовоздействия-использовать формулы самоубеждения и мотивированного самовнушения.

2.7.б. Имаго - зрительные приемы (визуально-психотерапевтические приемы).

Особенности. Эти приемы применяются как самостоятельно, так и в составе многих методов гетеропсихотерапии.

Психотерапевтическая самопомощь, основанная на визуализации желаемого образа, проводится чаще всего с целью поддержания результатов лечения, проводимого врачом, применяющего психотерапию в комплексе лечения.

Общий принцип их применения заключается в формировании психотерапевтической обоснованной мысленной картины в состоянии, чаще всего, релаксации, содержание которой зависит, прежде всего, от задачи, реализуемой с помощью образного воображения.

Применяются имаго - зрительные приемы для повышения эффективности проводимого лечения в трех направлениях:

Во-первых, мысленно пациенты представляют картину активизации защитно-адаптационных механизмов, участвующих в преодолении болезни и в процессе выздоровления.

Крупные американские ученые К. Саймонтон (онколог) и С. Саймонтон (клинический психолог) - авторы книги «Возвращение к здоровью», изданной на многих языках мира, - разработали эффективную методику обучения онкологических больных визуализации лечебного образа на основе своего многолетнего опыта успешной терапии пациентов, болеющих раком.

В составе предлагаемых ими упражнений доминирующее место занимают приемы самопомощи, основанные на воображении картины: опухоль атакуют защитные силы организма в виде лейкоцитов (белых шариков), которые уничтожают раковые клетки и выводят их из организма.

Во-вторых, визуализируется механизм целебного воздействия применяемых лечебных средств.

№ 80-1. Саймонтоны К. и С. рекомендуют онкологическим больным зрительно представлять процесс разрушения раковых клеток, осуществляемый радиоактивными лучами и химиотерапевтическими препаратами.

№ 80-2. При приеме медикаментов представлять механизм их целебного воздействия (как правило, он кратко описан в аннотации к лекарствам).

Так, при приеме гормональных препаратов воображать, как они оптимизируют функцию эндокринной железы, вырабатывающей недостаточное или избыточное количество гормонов; при приеме антибиотиков - процесс уничтожения микроорганизмов и т.д.

Многие известные физиотерапевты и специалисты по лечебной физкультуре бывшего СССР (В.Н. Мошков, А.Н. Обросов, А.А. Унанов, А.Е. Штеренгерц, П.С. Цирфис и др.) в своих руководствах описывают разнообразные имаго-суггестивные приемы психотерапевтического воздействия, которые повышают эффективность физиотерапевтических процедур, массажа и лечебно-профилактического комплекса физических упражнений.

№ 80-3. Психотерапевты весьма часто рекомендуют пациентам, проявляющим неадекватную реакцию на стресс-факторы, образно представлять процесс их нейтрализации при применении психотерапевтических средств. Согласно нашему опыту, лучшие результаты достигаются, если для активизации мысленного образа используется модель, отражающая процесс преодоления стресса с помощью антистрессовых механизмов(см. главу 3.1,табл.4).

В-третьих, мысленно визуализируется техника применения приемов:

1)для повышения стрессоустойчивости, усиления сопротивляемости воздействию стрессорам.

№81. Прием «создания мысленного убежища» (по Мольцу).

Принцип применения. Образно представляется отдых в тихой обители, где созданы идеальные условия для защиты от стрессовых воздействий.

Пример. Гарри Трумэн, президент США в 1945-53 гг., отвечая на вопрос корреспондента «Каким образом ему удается сохранить душевное равновесие при чрезмерных психоэмоциональных нагрузках?» - рассказал о том, что он создал в голове «антистрессовое убежище», куда он периодически мысленно удаляется для отдыха и восстановления душевных сил.

№ 82. Прием, основанный на использовании «чудо-зонтика».

Принцип применения. Образно представляется, как раскрывается «магический зонтик», преграждающий путь стрессорам, их вредоносному влиянию на головной мозг.

№ 83. Прием применения «волшебного зеркала».

Принцип применения. Образно представляется картина, как включается «волшебное зеркало», отражающее атаки стрессоров во время возникновения психотравмирующей ситуации.

2) для нейтрализации отрицательных последствий стресса.

№ 84. Имаго - легочный прием.

Принцип применения. Воображается картина: с каждым выдохом организм освобождается от вредных веществ, образовавшихся во время сражения защитников организма с психологическими стрессорами

№ 85. Имаго - визульный прием « обуздания эмоций»

Принцип применения. «Представьте, находясь в расслабленном состоянии, что вы сидите в кресле перед телевизором. На экране крупным планом показана ваша негативная эмоция в виде разъяренного животного или черного облака. Теперь представьте, что вы встаете с кресла и отходите в дальний угол комнаты, смотрите на экран с большого расстояния, и с трудом можете разглядеть изображение на экране. А теперь выключаете телевизор». - по С.Ключникову.

Примечание.С целью повышения эффективности описанных визуальных приемов, используемых для преодоления стресса и нейтрализации психотравмирующих переживаний, рекомендуется их сочетать с вербально-суггестивными приемами.

№ 86. Визуально-нейролингвистический прием.

Принцип применения. Мысленно представляется картина, отображающая личную стрессовую ситуацию. В процессе «просмотра» изменяются ее параметры: постепенно уменьшается величина, интенсивность и яркость образа, вплоть до его исчезновения. При видении картины стрессовой ситуации в цветном изображении рекомендуется заменять цвета, вызывающие возбуждение, успокаивающими, к которым относятся голубой, зеленый и их оттенки.

2.7.2. Аттенционные приемы (от англ. «attention» - внимание).

Краткая характеристика. При их применении улучшается-эмоциональное состояние в результате целевой коррекции «внимания» - психического процесса, стимулирующего избирательную направленность психической деятельности на восприятие определенных объектов и явлений.

С психофизиологической точки зрения в основе внимания лежит процесс формирования доминанты, господствующего очага возбуждения в головном мозге.

Процесс саморегуляции эмоционального состояния при применении аттенционных приемов достигается благодаря переключению внимания от психотравмирующих стресс-факторов (проблем, событий, ситуаций) на нейтральные или вызывающие положительные эмоции. При этом лучший психотерапевтический эффект возникает, если объект концентрации внимания вызывает интерес, зависящий в значительной степени от особенностей воспитания, кругозора, традиций и увлечений.

Классификация. Приемы разделяются в зависимости от источника, используемого для переключения внимания на две подгруппы.

1. Аттенционно - психогенные приемы.

Особенность - при их применении не требуется физических действий для переключения внимания с психотерапевтической целью.

№ 87. Показания - тревожное состояние, пессимистический настрой.

Варианты ТПИП

№ 87-1. Выдающийся русский поэт В.Брюсов образно описал аттенционное влияние моря на эмоциональное состояние:

Когда душе встречалось горе,

Иль беспредельная печаль,

Все успокаивало море,

И моря ласковая даль.

№ 87-2. Поль Гоген, знаменитый французский художник, живя длительное время на островах Океании, рассказал о приеме самоуспокоения, к которому прибегали местные жители. «Я понимаю, - писал он в письме другу, - почему туземцы могут часами созерцать небо. Я чувствую, как это успокаивает и меня - в минуту трудных испытаний вызывает необыкновенный покой».

№ 88. Показание - эмоциональный стресс.

№ 88-1. Анатолий Карпов в филиппинском городе Багио в 1978 году в матче за звание чемпиона мира по шахматам встретился с гроссмейстером Виктором Корчным. Особое напряжение в спортивной борьбе наступило при беспрецедентной ситуации - счете 5:5. Первый же следующий выигрыш приносил одному из претендентов титул чемпиона. Шахматисты оказались в состоянии предельного эмоционального напряжения.

Необходима была психологическая разрядка. Это хорошо понимал присутствовавший на матче председатель Всесоюзной федерации шахматистов летчик-космонавт СССР Б.И. Севастьянов. Зная, что Анатолий Карпов страстный болельщик баскетбола, он предложил ему съездить перед решающей встречей за шахматной доской в Манилу, где в то время одновременно с шахматным чемпионатом происходили международные состязания по баскетболу. Поездка дала ожидаемый результат: переключение внимания на баскетбольную игру сняло эмоциональную напряженность шахматиста. Творческая активность чемпиона была восстановлена, и это принесло ему победу.

№ 88-2. Венгерский спортсмен Андриаш Бальцо, трехкратный олимпийский чемпион по современному пятиборью, преодолевал предстартовый стресс, используя «аттенционное лекарство для успокоения» - чтение перед состязанием любимых юмористических рассказов.

№ 89. Противоболевой прием основан на переключении внимания. С этой целью используется аттенционный прием с аутосуггестивным для повышения эффективности анальгезирующих лекарств и снижения риска привыкания к ним, главным образом, при болях функционального происхождения (возможно, их применение по рекомендации врача или по согласованию с ним).

В основном достигается изменение направленности внимания с помощью занятий, вызывающих повышенный интерес:

• общеизвестны факты о возможности уменьшения интенсивности болей путем чтения увлекательной книги, слушания любимой музыки (в частности, ее противоболевое воздействие нередко используется в зубоврачебных кабинетах), игры в шахматы, бильярд и т.д.;

• в книгах, посвященных биографиям выдающихся личностей, содержатся описания их приемов по преодолению болей благодаря ТТС.

Так, Генрих Гейне забывал о преследующей его мучительной боли, когда сочинял стихи. Философ Иммануил Кант и физик Блез Паскаль успешно справлялись с сильными болями, углубляясь в решение научных проблем.

Известный кинорежиссер и актер Евгений Матвеев во время одной из съемок упал с лошади и получил тяжелую травму позвоночника, два года он был прикован к постели. «Врачи предсказывали мне полную неподвижность, - вспоминает он, - но я с этим смириться не мог и не хотел. Тем не менее, делать ничего не мог, не мог даже читать и писать, постоянно испытывая сильные боли. Смотрел в белый потолок, и он сделался моим экраном - я ставил на нем свои будущие картины. Вопреки прогнозам, я стал выздоравливать».

Приемы, ускоряющие процесс засыпания.

Общие показания - нарушения сна.

№ 90. Аттенционно - образный прием.

Принцип применения. Мысленно представить себя медленно идущим по слабо освещенной дорожке или коридору. Постепенно образ становится все более и более расплывчатым. Его исчезновение, как правило, совпадает с погружением в сонное состояние.

№ 91. Аттенционно - мнемонический прием.

Принцип применения. В памяти воссоздаются приятные события из далекого прошлого. При этом желательно их образно представлять в определенной последовательности, что способствует выработке условно-рефлекторного процесса погружения в дремотно-сонное состояние.

Возможно, ускорить процесс засыпания, согласно данным ряда авторов, путем прослушивания фонограмм с речью на иностранном языке или записи однообразных звуков, возникающих при моросящем дожде.

2. Аттенционно - физиогенные приемы.

Особенность - изменение направленности внимания достигается в результате применения определенных физических усилий.

Приемы, помогающие преодолеть вспыльчивость

Показания - склонность к несдержанности (вследствие особенностей темперамента, характера, дефектов воспитания или невротических нарушений).

№ 92. Прием «стратегической паузы».

И.П. Павлов, лауреат Нобелевской премии, будучи холериком, предотвращал взрывы ярости в период накала страстей, применяя элементарный прием: снимал очки и протирал стекла.

Возможно для достижения «стратегической паузы» с целью предупреждения вспышки гнева или отрицательных последствий сильного стресса выпить глоток воды или сделать глубокий вдох.

№93.Тактильно-аттенционный прием.

Тококуро Намаши, основоположник метода «Шиацу», рекомендует применять народно-психотерапевтический прием, следуя примеру поведения японских купцов, которые «понимая, что вспыльчивость всегда вредна, чтобы ее предупредить, потирают руки, особенно при обслуживании докучливых покупателей».

№ 94. Аттенционно-мышечный прием.

Рекомендуется для нейтрализации вспышки ярости, гнева сжимать и разжимать в ладони кистевой эспандер или другой предмет, когда появляются первые признаки неадекватной реакции.

№ 95. Аттенционно - сенсорный прием.

Многие жители стран, где распространена католическая и мусульманская религия, для самоуспокоения перебирают четки (отполированные бусы, нанизанные на нитку), а китайцы - перекатывают грецкие орехи на ладони.

№ 96. Аттенционно - дыхательный прием.

Принцип применения. Для самоуспокоения, например, при возникновении предстартовой лихорадки, многие спортсмены добиваются положительных результатов, применяя аттенционный прием: сосредотачивают внимание на кончике носа, на струе выдыхаемого воздуха.

№ 97. Аттенционно - суггестивный прием.

ТПИП. Скарлет,, героиня экранизированного американского романа «Унесенные ветром» (М. Митчелл), для самоуспокоения применяла прием отключения внимания от психотравмирующей ситуации путем самовнушения: «Я не буду волноваться сегодня. Я буду думать об этом завтра. Завтра будет новый день».

Разумеется, прием, формирующий «отсроченную затяжную реакцию», возможно применять лишь тогда, когда обстоятельства позволяют отреагировать спустя сутки.

№ 98. Аттенционно - терапевтические приемы.

ТПИП. Знаменитый психотерапевт с мировым именем Мильтон Эриксон, , описал в качестве примера,подтверждающего их, эффективность , случай, как он помог пассажиру самолета, сидевшему рядом с ним, избавиться от аэрофобии. Он порекомендовал ему применить «простое, но прекрасное целебное средство- - сильно сдавливать мизинец руки до ощущения боли, когда появляется чувство страха». Аттенционный прием, согласно совету М. Эриксона, с большим успехом пименяли и многие его пациенты, страдавшие бородавками, дискомфортными ощущениями функционального происхождения в области живота («урчание», «вздутие живота» и т.п.) и в других областях организма. Top of Form

Bottom of Form

Принцип применения. Отключение от источника фобической реакции или дискомфортных явлений достигается в результате того, что используется »целебно-отвлекающий прием».

Пример. Мильтон Эриксон , знаменитый психотерапевт с мировым именем , описал в качества примера,подтверждающего эффективность аттенционных приемов,, случай » как я помог пассажиру самолета, сидевшему рядом со мной , избавиться от аэрофобии”. Он порекомендовал ему применить “простое, но очень хорошее целебное средство” - сильно сдавливать мизинец руки до ощущения боли, когда появляется чувство страха Аттенционно-терапевтический прием с большим успехом применяли многие его пациенты, страдавшие бородавками, неприятными ощущениями функционального происхождения в области живота (“урчание”, “вздутие живота” и т.п.) и в других частях организма.

Д.В.Ковпак, известный Российский психотерапевт.разработал оригинальный прием «резиновой ленты», основанный на принципе аттенционной самопси-хотерапии. Его суть: рекомендуется больным ,страдающим паническими приступами, носить вокруг запястья резиновую ленту,чтобы своевременно её применить при появлении симптомов надвигающегося приступа- оттянуть и резко ее отпустить ( развитие болезненных ощущениий,согласно данным автора приёма, зачастую предупреждает возникновение приступа паники )..

Нельзя не отметить, что в народной медицине нередко применяют аттенционно- терапевтические приемы .Например, при болях в области левого плечевого сустава рекомендуется носить браслет (часы) на правом запястье, либо вызвать чувство жжения крапивой в области правого плечевого сустава, а при мигренозных болях – прикрепить клипсы на мочку уха противоположной стороны, где локализована головная боль. Имеются основания полагать, что один из основных факторов, обуславливающий уменьшение болей при рефлексотерапии – переключение внимания от болезненной зоны к месту, куда вводятся иглы, о чем, в частности, свидетельствует история зарождения иглотерапии в Китае (для снятия приступа головной боли ударяли в область стопы ног без учета расположения биологически активных точек) .

2.7.3.. Мемориционные приемы (от англ. «memory» - память).

Краткая характеристика. Отличительная особенность третьей подгруппы психоэмоциональных приемов - улучшение эмоционального состояния путем целенаправленной активизации памяти, преимущественно «эмоциональной».

С помощью мемориционных приемов мобилизуются резервы эмоциональной памяти, оказывающие психотерапевтическое воздействие. При их применении воспроизводятся в памяти события и ситуации, воспоминания о которых вызывают положительные эмоции, оптимистический настрой.

Человеку свойственно запоминать не только увиденное и услышанное, свои мысли и движения, но и эмоционально насыщенные жизненные события, свои душевные страдания и радостные переживания.

Сущность эмоциональной памяти очень хорошо описал К.С. Станиславский, выдающийся режиссер нашей эпохи, создатель творческой системы совершенствования актерского искусства, элементы которой применяются и в «игровой психотерапии».

В его рекомендациях, адресованных молодым артистам, содержится характеристика сути эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, - у вас есть память на чувствование, или эмоциональная память».

К.Н.Батюшков, известный русский поэт восемнадцатого столетия, охарактеризовал особенность эмоциональной памяти:

О, память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной.

Эмоциональная память тесно связана с другими видами долговременной памяти - зрительной, слуховой, двигательной, сенсорной и словесно-логической.

Классификация. Мемориционные приемы подразделяются на три подгруппы, исходя из разных путей активизации эмоциональной памяти с психотерапевтической целью.

1)Приемы, активизирующие эмоциональную память «визуальным путем».

№ 99. Показание - потребность в улучшении настроения или поднятия жизненного тонуса.

Варианты ТПИП

• Летчик - космонавт В. Лебедев в своем дневнике пишет, что нередко в трудных условиях космического полета, глядя на фотографию сына, вспоминал радостные часы общения с ним, тем самым, приобретая заряд бодрости и энергии.

• Улучшению психоэмоционального состояния служат и фотографии родных мест, различные рисунки, связанные с приятными воспоминаниями. К примеру, в одном из рассказов писатель В. Каверин описал, как знакомый ему тяжело больной художник черпал духовные силы для преодоления болезни в созерцании живописного пейзажа природы, где прошло его безмятежно радостное детство.

• В последние годы ряд фирм выпускают часы, предназначенные для улучшения эмоционального состояния. На их циферблатах воспроизведен объемный портрет женщины или мужчины. Глядя на забавно меняющееся выражение лица, человек в ответ невольно улыбается, что приводит к улучшению настроения. Лучше воздействует, как показывает опыт психотерапевтов, не абстрактный, а конкретный образ. Под стеклом на браслете для часов можно поместить маленькую фотокарточку близкого человека, вызывающего положительные эмоции, радостные воспоминания.

№100. Показание - склонность к несдержанности, проявление вспыльчивости.

ТПИП. М., 38 лет, слушатель курсов «самопрофилактики стресса», в своей итоговой работе рассказал о приеме, используемом им для предотвращения «взрывов гнева», проявления несдержанности:

«Под влиянием рекомендованной литературы по психотерапевтической самопомощи, где был описан прием царя Соломона (в трудную минуту жизни он восстанавливал нарушенное душевное равновесие с помощью кольца со словами «Все проходит, все изменяется»), я создал свой вариант для своевременного погашения вспышек ярости. На свадебном кольце я выгравировал две буквы «М.С.» («Миша - спокойно») - напоминание мне о необходимости проявлять сдержанность. В период, когда я чувствую, что нарастает волна гнева, я автоматически переключаю внимание на магические слова, побуждающие меня вспомнить о моем обещании жене и детям».

Сходный прием успешно применяла Н., 27 лет, получившая от сотрудников прозвище «возмутитель спокойствия». По рекомендации психотерапевта, она на своем письменном столе поместила зашифрованную записку-памятку -Н.Б.С. («Нина, будь сдержанной»).

№ 101. Показание - хронический стресс, тяжелые психотравмирующие условия жизни.

ТПИП. Писательница Р.Зернова, находясь, как политическая заключенная в ГУЛаге, описала применяемый ею прием для предупреждения отрицательных последствий тяжелого стресса: «В те годы у меня сложилась привычка: перед сном вспоминать, что сегодня было хорошего. Оказывается каждый день что-нибудь хорошее да происходило - письмо пришло, или кто-то сказал доброе слово, или на работу не выгнали...».

2)Приемы, активизирующие эмоциональную память «сенсорным путем» (эмоционально-сенсорные приемы).

№ 102. Показание - падение активности, жизнедеятельности.

ТПИП. И.П. Павлов в преклонном возрасте, когда он был тяжелобольным, с целью мобилизации защитных сил организма опускал руки в ледяную воду. Ощущение холода воскрешало в его эмоциональной памяти чувство бодрости и душевного подъема, испытываемые им в пору далекой юности, когда он увлекался зимним купанием в проруби.

В случаях, когда применение холода вызывает негативную реакцию, можно применить визуально-суггестивное самовоздействие, т.е. представить себя под холодным душем и произнести словесные формулы, подтверждающие его целебное влияние на деятельность организма, иммунные и антистрессовые резервы организма.

№ 102-1. Показание - эмоциональная напряженность, обусловленная стрессом.

Для достижения релаксационного состояния применяется прием «сенсорной репродукции» - вспоминаются ощущения, связанные с глубоким расслаблением мышц во время отдыха на лоне природы, или при принятии теплой ванны. Мнемосенсорный прием применяется и в составе аутогенной тренировки, предложенной группой ленинградских психотерапевтов (А.Т. Беляев, В.С. Лобзин и др.).

3)Приемы, активизирующие эмоциональную память арттерапевтическим путем.

№102-2. Показание - пессимистический настрой, подавленное настроение.

Для активизации эмоционально-моторной памяти рекомендуются жизнеутверждающие, задорные танцы, вызывающие радостные воспоминания (с учетом состояния здоровья), а для стимулирования эмоционально-слуховой памяти - пение или прослушивание записей любимых мелодий, песен оптимистического содержания (см. приложение№2).

2.7. Психоэмоциональные приемы.

Особенности. В подгруппу объединены приемы, оптимизирующие эмоциональное состо-яние в результате того, что они включают аттенционный, мнемонический и имажинативный механизмы аутопсихотерапии. В состав приемов аутопсихотерапии, улучшающих эмоцио-нальное состояние путем изменения направленности психических процессов (внимания, памяти и воображения), не входят приемы, основанные на «коррекции мышления». Это обусловлено тем, что при их применении включаются в процесс улучшения эмоционального состояния не врожденные, а приобретенные механизмы, оказывающие косвенное, непрямое воздействие на эмоциональную сферу (в результате формирования оптимистической направ-ленности мышления, создания позитивных установок к возможностям разрешения психо-травмирующих проблем и повышения самооценки).

Психоэмоциональные приемы подразделяются на три подгруппы в зависимости от того, какой психический процесс является доминирующим при их реализации с целью улучшения эмоционального состояния.

2.7.1. Имажинативные приемы (от англ. Imagination - воображение).

Краткая характеристика. Психотерапевтическое воздействие определяется тем, что при их применении формируется воображение желаемого психофизиологического состояния или поведения, вызывающее положительные эмоции.

В основе воображения - психического процесса, с помощью которого моделируются обра-зы, основанные на самооценке человека и его представлении об окружающем мире - лежит самовнушение, вербальное и невербальное (преимущественно визуальное, зрительное).

Воображение обладает огромной силой психологического воздействия, оно может стать источником положительных и отрицательных эмоций, причиной нарушения деятельности организма и возникновения патологических расстройств, или, наоборот, чудо-спасительным лечебным средством. Выдающийся немецкий врач К. Гуфеланд (1762-1836) писал: »Никто не сомневается, что можно заболеть от представления от болезни. Почему же нельзя предста-вить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не попытаться управлять своими представ-лениями?!»

Куэ и Бодуэн, основоположники метода «активного самовнушения», рассматривают психотерапевтически обоснованное воображение как наиболее эффективный путь воздействия на подсознание для мобилизации резервных возможностей человека.

Многочисленные исследования терапевтического действия лекарств с помощью «плацебо» (индифферентных средств) показали, что эффективность многих медикаментов на 30-50 % зависит от веры больного в их целебное влияние.

Воображение способно вызвать не только выраженные субъективные, но и объективные изменения, особенно у людей, обладающих высоким уровнем мысленного моделирования ситуации. Так, биографы Г. Флобера сообщают, что, описывая сцену отравления Эммы Бовари, писатель сам заболел, «отравленный» своим воображением - некоторое время ощущал вкус мышьяка и признаки расстройства желудка. М.Ф. Андреева, близкий друг А.М. Горького, рассказывала, что однажды она услышала в кабинете, где Алексей Максимович работал над повестью «Городок окурков», звук от падения чего-то тяжелого. Войдя в кабинет, она увидела писателя лежащим в глубоком обмороке. Придя в себя М. Горький поведал, что описывая эпизод встречи Марфы с ревнивым мужем, нанесшим ей удар ножом, он сам почувствовал боль и, не выдержав испытываемого ощущения, потерял сознание. Сила воображения писателя была настолько велика, что на теле, в области живота, куда пришелся воображаемый удар, несколько дней держалась красная полоса.

Классификация. Имажинативные приемы разделяются на две подгруппы, исходя из основных путей их психотерапевтического самовоздействия.

2.7.а. Имаго-вербальные приемы (приемы самовнушения).

В отличие от приемов самоубеждения (см. 2.1.1.) в них отсутствует «логико-обоснованная фраза, усиливаемая девизом» и меньше словесных, часто повторяемых формул. Кроме того, высказываемые самопожелания в процессе сеанса самовнушения ориентированы, как правило, на будущее (а при составлении формул самоубеждения делается акцент на возникновение положительных изменений в течение болезни, формирование адаптивного поведения, преодоление влечения к алкоголю и т. д.).

При самовнушении, как и при самоубеждении, интонация проговариваемых словесных формул соответствует их содержанию - спокойная, мягкая, утвердительная, властная и т.п.

Приемы самовнушения имеют две разновидности.

Первая - классический вариант, основанный на немотивированном самовнушении (по Куэ-Бодуэну).

№ 77. Принцип применения. Произносятся словесные формулы без волевых усилий, автоматически. Повторяются они до 20-25 раз в полусонном состоянии - утром при пробуждении и вечером при засыпании.

В настоящее время метод Куэ в «чистом» виде практически не применяется. Для самовнушения произносятся словесные формулы и в бодрствующем состоянии 2-3 раза в день. Нередко они сочетаются с другими приемами психотерапевтического самовоздействия.

№ 77-1. Показание - пессимистический настрой:

«Я бодр, я жизнерадостен

Я оптимистически смотрю в будущее

Я с каждым днем чувствую себя все лучше и лучше».

№ 77-2. Показание - тревожное состояние:

«Я спокоен, я уравновешен.

Я оптимистически настроен

Я с каждым днем все лучше и лучше».

№ 77-3. Показание - склонность к аффективным реакциям (вспыльчивость, ярость и др.):

«Я сдержан и невозмутим

Я совершенно спокоен

Я хладнокровен и хорошо владею собой».

№ 77-4. Показание - нарушение сна:

«Мне приятно, хорошо

Я чувствую безмятежный покой

Я медленно и постепенно погружаюсь в сонное состояние».

№ 77-5. Показание - склонность к перееданию:

«Я безразличен к еде

Я управляю своим аппетитом

Воздержание мне доставляет удовольствие

С каждым днем я добиваюсь все большего и большего успеха».

№ 77-6. Показание - психосоматические расстройства:

«Мое сердце (желудок, печень и т.д.) функционируют нормально

Мои неприятные ощущения в области сердца (желудка, печени и т.д.) исчезли

Мой организм работает в оптимальном режиме

С каждым днем мне становится все лучше и лучше».

Вторая разновидность - приемы «мотивированного самовнушения».

Впервые были предложены В.М. Бехтеревым в 1911 году. Значительный вклад в их популяризацию и разработку вариантов приемов мотивированного самовнушения внес его ученик и последователь - Н.В. Иванов, крупный российский психотерапевт.

Принцип техники. Применяются аутосуггестивные формулы, содержащие «мотива-ционную фразу», ориентированную на повышение уровня мотивации к преодолению болез-ни, вредных привычек, стресса и т.д. Кроме того, в отличие от немотивированного самовнушения, формулы произносятся с волевым акцентом и преимущественно в бодрствующем состоянии.

Применяются они в основном для закрепления результатов лечения, проводимого психотерапевтом.

№ 78. Прием изменения отношения к болезни.

Например, В.М. Бехтерев рекомендовал пациентке, проходившей курс психотерапии по поводу кардиофобии, произносить: «Отныне меня не должны беспокоить боли и никакие неприятные мысли. Если они будут приходить, буду относиться к ним равнодушно».

Н.В.Иванов описывал варианты формул психотерапевтического самовоздействия, которые были самостоятельно составлены его пациентами с учетом условий подготовки к «мотивированному самовнушению». К примеру,:

«Возьми себя в руки, тебя поддержать некому, ты не имеешь права болеть». «Я всю жизнь нервная, но нужно, несмотря на это, продолжать работать».

№ 78-1. Прием повышения уровня противодействия болезни, пагубной привычке.

Тем, кто лечился по поводу алкоголизма, М.Е. Бурно рекомендует применять следующие формулы «мотивированного самовнушения»:

«Я избавился от ужаса пьянства и не разрушу достигнутого. Никто не сможет меня заставить выпить. Я в любой момент смогу отказаться от спиртного».

В.Т. Кондрашенко и Д.И. Донской — «Мое решение победить тягу к спиртному (наркотикам) окончательное. Какой бы предлог не выставляли друзья и как бы меня не уговаривали, в любом случае я смогу не поддаться уговорам, не изменю своего решения».

№ 78-2. Прием коррекции необоснованных установок к возможностям решения психотравмирующих проблем.

К примеру, артистка эстрады успешно преодолела боязнь потерпеть неудачу, произнося перед началом выступления: «Петь в зале не страшно, а приятно» (Н.В. Иванов).

№ 79. Приемы, повышающие самоценку.

Психотерапевты зачастую рекомендуют лицам, склонным к заниженной самооценке своих реальных возможностей (чаще всего из-за дефензивных черт характера), включать в формулы самовнушения слова, стимулирующие проявление активности, уверенности - «несмотря», «вопреки», «наперекор», «зато» и др.

К примеру,нами рекомендуется пациентам применять мотивационные формулы, повышающие самооценку, следующего содержания:

«Вопреки пессимистическим прогнозам из-за ожидаемых трудностей, я достигну цели»,

«Наперекор желаниям бывших друзей побудить меня к нарушению режима трезвости, я буду проявлять стойкость - негативное отношение к спиртному», «Несмотря на психотравмирующую ситуацию, я сумею мобилизовать свои резервные возможности»,

«У меня намного хуже материальное положение, чем у С., но зато моя жена значительно лучше его супруги»,

«Я потерял работу, но зато (однако) я могу наконец-то немного отдохнуть, использовать свободное время для усовершенствования знаний, необходимых для реализации моей мечты - сдать экзамены на желаемую должность (поменять специальность, поступить в университет и т.д.)».

При целевой подготовке формул мотивированного самовнушения следует учитывать: в отличие от формул самоубеждения в их состав не включаются слова, требующие логического обоснования, аргументации - «поэтому», «так как», «по причине», «вследствие» и т.д. Но в ситуациях, когда возникает особая потребность в преодолении тяжелого стресса, вредных привычек и коррекции, чрезмерно выраженных неблагополучных черт характера возможно применять и комбинированный вариант вербального психотерапевтического самовоздействия-использовать формулы самоубеждения и мотивированного самовнушения.

2.7.б. Имаго - зрительные приемы (визуально-психотерапевтические приемы).

Особенности. Эти приемы применяются как самостоятельно, так и в составе многих методов гетеропсихотерапии.

Психотерапевтическая самопомощь, основанная на визуализации желаемого образа, проводится чаще всего с целью поддержания результатов лечения, проводимого врачом, применяющего психотерапию в комплексе лечения.

Общий принцип их применения заключается в формировании психотерапевтической обоснованной мысленной картины в состоянии, чаще всего, релаксации, содержание которой зависит, прежде всего, от задачи, реализуемой с помощью образного воображения.

Применяются имаго - зрительные приемы для повышения эффективности проводимого лечения в трех направлениях:

Во-первых, мысленно пациенты представляют картину активизации защитно-адаптационных механизмов, участвующих в преодолении болезни и в процессе выздоровления.

Крупные американские ученые К. Саймонтон (онколог) и С. Саймонтон (клинический психолог) - авторы книги «Возвращение к здоровью», изданной на многих языках мира, - разработали эффективную методику обучения онкологических больных визуализации лечебного образа на основе своего многолетнего опыта успешной терапии пациентов, болеющих раком.

В составе предлагаемых ими упражнений доминирующее место занимают приемы самопомощи, основанные на воображении картины: опухоль атакуют защитные силы организма в виде лейкоцитов (белых шариков), которые уничтожают раковые клетки и выводят их из организма.

Во-вторых, визуализируется механизм целебного воздействия применяемых лечебных средств.

№ 80-1. Саймонтоны К. и С. рекомендуют онкологическим больным зрительно представлять процесс разрушения раковых клеток, осуществляемый радиоактивными лучами и химиотерапевтическими препаратами.

№ 80-2. При приеме медикаментов представлять механизм их целебного воздействия (как правило, он кратко описан в аннотации к лекарствам).

Так, при приеме гормональных препаратов воображать, как они оптимизируют функцию эндокринной железы, вырабатывающей недостаточное или избыточное количество гормонов; при приеме антибиотиков - процесс уничтожения микроорганизмов и т.д.

Многие известные физиотерапевты и специалисты по лечебной физкультуре бывшего СССР (В.Н. Мошков, А.Н. Обросов, А.А. Унанов, А.Е. Штеренгерц, П.С. Цирфис и др.) в своих руководствах описывают разнообразные имаго-суггестивные приемы психотерапевтического воздействия, которые повышают эффективность физиотерапевтических процедур, массажа и лечебно-профилактического комплекса физических упражнений.

№ 80-3. Психотерапевты весьма часто рекомендуют пациентам, проявляющим неадекватную реакцию на стресс-факторы, образно представлять процесс их нейтрализации при применении психотерапевтических средств. Согласно нашему опыту, лучшие результаты достигаются, если для активизации мысленного образа используется модель, отражающая процесс преодоления стресса с помощью антистрессовых механизмов(см. главу 3.1,табл.4).

В-третьих, мысленно визуализируется техника применения приемов:

1)для повышения стрессоустойчивости, усиления сопротивляемости воздействию стрессорам.

№81. Прием «создания мысленного убежища» (по Мольцу).

Принцип применения. Образно представляется отдых в тихой обители, где созданы идеальные условия для защиты от стрессовых воздействий.

Пример. Гарри Трумэн, президент США в 1945-53 гг., отвечая на вопрос корреспондента «Каким образом ему удается сохранить душевное равновесие при чрезмерных психоэмоциональных нагрузках?» - рассказал о том, что он создал в голове «антистрессовое убежище», куда он периодически мысленно удаляется для отдыха и восстановления душевных сил.

№ 82. Прием, основанный на использовании «чудо-зонтика».

Принцип применения. Образно представляется, как раскрывается «магический зонтик», преграждающий путь стрессорам, их вредоносному влиянию на головной мозг.

№ 83. Прием применения «волшебного зеркала».

Принцип применения. Образно представляется картина, как включается «волшебное зеркало», отражающее атаки стрессоров во время возникновения психотравмирующей ситуации.

2) для нейтрализации отрицательных последствий стресса.

№ 84. Имаго - легочный прием.

Принцип применения. Воображается картина: с каждым выдохом организм освобождается от вредных веществ, образовавшихся во время сражения защитников организма с психологическими стрессорами

№ 85. Имаго - визульный прием « обуздания эмоций»

Принцип применения. «Представьте, находясь в расслабленном состоянии, что вы сидите в кресле перед телевизором. На экране крупным планом показана ваша негативная эмоция в виде разъяренного животного или черного облака. Теперь представьте, что вы встаете с кресла и отходите в дальний угол комнаты, смотрите на экран с большого расстояния, и с трудом можете разглядеть изображение на экране. А теперь выключаете телевизор». - по С.Ключникову.

Примечание.С целью повышения эффективности описанных визуальных приемов, используемых для преодоления стресса и нейтрализации психотравмирующих переживаний, рекомендуется их сочетать с вербально-суггестивными приемами.

№ 86. Визуально-нейролингвистический прием.

Принцип применения. Мысленно представляется картина, отображающая личную стрессовую ситуацию. В процессе «просмотра» изменяются ее параметры: постепенно уменьшается величина, интенсивность и яркость образа, вплоть до его исчезновения. При видении картины стрессовой ситуации в цветном изображении рекомендуется заменять цвета, вызывающие возбуждение, успокаивающими, к которым относятся голубой, зеленый и их оттенки.

2.7.2. Аттенционные приемы (от англ. «attention» - внимание).

Краткая характеристика. При их применении улучшается-эмоциональное состояние в результате целевой коррекции «внимания» - психического процесса, стимулирующего избирательную направленность психической деятельности на восприятие определенных объектов и явлений.

С психофизиологической точки зрения в основе внимания лежит процесс формирования доминанты, господствующего очага возбуждения в головном мозге.

Процесс саморегуляции эмоционального состояния при применении аттенционных приемов достигается благодаря переключению внимания от психотравмирующих стресс-факторов (проблем, событий, ситуаций) на нейтральные или вызывающие положительные эмоции. При этом лучший психотерапевтический эффект возникает, если объект концентрации внимания вызывает интерес, зависящий в значительной степени от особенностей воспитания, кругозора, традиций и увлечений.

Классификация. Приемы разделяются в зависимости от источника, используемого для переключения внимания на две подгруппы.

1. Аттенционно - психогенные приемы.

Особенность - при их применении не требуется физических действий для переключения внимания с психотерапевтической целью.

№ 87. Показания - тревожное состояние, пессимистический настрой.

Варианты ТПИП

№ 87-1. Выдающийся русский поэт В.Брюсов образно описал аттенционное влияние моря на эмоциональное состояние:

Когда душе встречалось горе,

Иль беспредельная печаль,

Все успокаивало море,

И моря ласковая даль.

№ 87-2. Поль Гоген, знаменитый французский художник, живя длительное время на островах Океании, рассказал о приеме самоуспокоения, к которому прибегали местные жители. «Я понимаю, - писал он в письме другу, - почему туземцы могут часами созерцать небо. Я чувствую, как это успокаивает и меня - в минуту трудных испытаний вызывает необыкновенный покой».

№ 88. Показание - эмоциональный стресс.

№ 88-1. Анатолий Карпов в филиппинском городе Багио в 1978 году в матче за звание чемпиона мира по шахматам встретился с гроссмейстером Виктором Корчным. Особое напряжение в спортивной борьбе наступило при беспрецедентной ситуации - счете 5:5. Первый же следующий выигрыш приносил одному из претендентов титул чемпиона. Шахматисты оказались в состоянии предельного эмоционального напряжения.

Необходима была психологическая разрядка. Это хорошо понимал присутствовавший на матче председатель Всесоюзной федерации шахматистов летчик-космонавт СССР Б.И. Севастьянов. Зная, что Анатолий Карпов страстный болельщик баскетбола, он предложил ему съездить перед решающей встречей за шахматной доской в Манилу, где в то время одновременно с шахматным чемпионатом происходили международные состязания по баскетболу. Поездка дала ожидаемый результат: переключение внимания на баскетбольную игру сняло эмоциональную напряженность шахматиста. Творческая активность чемпиона была восстановлена, и это принесло ему победу.

№ 88-2. Венгерский спортсмен Андриаш Бальцо, трехкратный олимпийский чемпион по современному пятиборью, преодолевал предстартовый стресс, используя «аттенционное лекарство для успокоения» - чтение перед состязанием любимых юмористических рассказов.

№ 89. Противоболевой прием основан на переключении внимания. С этой целью используется аттенционный прием с аутосуггестивным для повышения эффективности анальгезирующих лекарств и снижения риска привыкания к ним, главным образом, при болях функционального происхождения (возможно, их применение по рекомендации врача или по согласованию с ним).

В основном достигается изменение направленности внимания с помощью занятий, вызывающих повышенный интерес:

• общеизвестны факты о возможности уменьшения интенсивности болей путем чтения увлекательной книги, слушания любимой музыки (в частности, ее противоболевое воздействие нередко используется в зубоврачебных кабинетах), игры в шахматы, бильярд и т.д.;

• в книгах, посвященных биографиям выдающихся личностей, содержатся описания их приемов по преодолению болей благодаря ТТС.

Так, Генрих Гейне забывал о преследующей его мучительной боли, когда сочинял стихи. Философ Иммануил Кант и физик Блез Паскаль успешно справлялись с сильными болями, углубляясь в решение научных проблем.

Известный кинорежиссер и актер Евгений Матвеев во время одной из съемок упал с лошади и получил тяжелую травму позвоночника, два года он был прикован к постели. «Врачи предсказывали мне полную неподвижность, - вспоминает он, - но я с этим смириться не мог и не хотел. Тем не менее, делать ничего не мог, не мог даже читать и писать, постоянно испытывая сильные боли. Смотрел в белый потолок, и он сделался моим экраном - я ставил на нем свои будущие картины. Вопреки прогнозам, я стал выздоравливать».

Приемы, ускоряющие процесс засыпания.

Общие показания - нарушения сна.

№ 90. Аттенционно - образный прием.

Принцип применения. Мысленно представить себя медленно идущим по слабо освещенной дорожке или коридору. Постепенно образ становится все более и более расплывчатым. Его исчезновение, как правило, совпадает с погружением в сонное состояние.

№ 91. Аттенционно - мнемонический прием.

Принцип применения. В памяти воссоздаются приятные события из далекого прошлого. При этом желательно их образно представлять в определенной последовательности, что способствует выработке условно-рефлекторного процесса погружения в дремотно-сонное состояние.

Возможно, ускорить процесс засыпания, согласно данным ряда авторов, путем прослушивания фонограмм с речью на иностранном языке или записи однообразных звуков, возникающих при моросящем дожде.

2. Аттенционно - физиогенные приемы.

Особенность - изменение направленности внимания достигается в результате применения определенных физических усилий.

Приемы, помогающие преодолеть вспыльчивость

Показания - склонность к несдержанности (вследствие особенностей темперамента, характера, дефектов воспитания или невротических нарушений).

№ 92. Прием «стратегической паузы».

И.П. Павлов, лауреат Нобелевской премии, будучи холериком, предотвращал взрывы ярости в период накала страстей, применяя элементарный прием: снимал очки и протирал стекла.

Возможно для достижения «стратегической паузы» с целью предупреждения вспышки гнева или отрицательных последствий сильного стресса выпить глоток воды или сделать глубокий вдох.

№93.Тактильно-аттенционный прием.

Тококуро Намаши, основоположник метода «Шиацу», рекомендует применять народно-психотерапевтический прием, следуя примеру поведения японских купцов, которые «понимая, что вспыльчивость всегда вредна, чтобы ее предупредить, потирают руки, особенно при обслуживании докучливых покупателей».

№ 94. Аттенционно-мышечный прием.

Рекомендуется для нейтрализации вспышки ярости, гнева сжимать и разжимать в ладони кистевой эспандер или другой предмет, когда появляются первые признаки неадекватной реакции.

№ 95. Аттенционно - сенсорный прием.

Многие жители стран, где распространена католическая и мусульманская религия, для самоуспокоения перебирают четки (отполированные бусы, нанизанные на нитку), а китайцы - перекатывают грецкие орехи на ладони.

№ 96. Аттенционно - дыхательный прием.

Принцип применения. Для самоуспокоения, например, при возникновении предстартовой лихорадки, многие спортсмены добиваются положительных результатов, применяя аттенционный прием: сосредотачивают внимание на кончике носа, на струе выдыхаемого воздуха.

№ 97. Аттенционно - суггестивный прием.

ТПИП. Скарлет,, героиня экранизированного американского романа «Унесенные ветром» (М. Митчелл), для самоуспокоения применяла прием отключения внимания от психотравмирующей ситуации путем самовнушения: «Я не буду волноваться сегодня. Я буду думать об этом завтра. Завтра будет новый день».

Разумеется, прием, формирующий «отсроченную затяжную реакцию», возможно применять лишь тогда, когда обстоятельства позволяют отреагировать спустя сутки.

№ 98. Аттенционно - терапевтические приемы.

ТПИП. Знаменитый психотерапевт с мировым именем Мильтон Эриксон, , описал в качестве примера,подтверждающего их, эффективность , случай, как он помог пассажиру самолета, сидевшему рядом с ним, избавиться от аэрофобии. Он порекомендовал ему применить «простое, но прекрасное целебное средство- - сильно сдавливать мизинец руки до ощущения боли, когда появляется чувство страха». Аттенционный прием, согласно совету М. Эриксона, с большим успехом пименяли и многие его пациенты, страдавшие бородавками, дискомфортными ощущениями функционального происхождения в области живота («урчание», «вздутие живота» и т.п.) и в других областях организма. Top of Form

Bottom of Form

Принцип применения. Отключение от источника фобической реакции или дискомфортных явлений достигается в результате того, что используется »целебно-отвлекающий прием».

Пример. Мильтон Эриксон , знаменитый психотерапевт с мировым именем , описал в качества примера,подтверждающего эффективность аттенционных приемов,, случай » как я помог пассажиру самолета, сидевшему рядом со мной , избавиться от аэрофобии”. Он порекомендовал ему применить “простое, но очень хорошее целебное средство” - сильно сдавливать мизинец руки до ощущения боли, когда появляется чувство страха Аттенционно-терапевтический прием с большим успехом применяли многие его пациенты, страдавшие бородавками, неприятными ощущениями функционального происхождения в области живота (“урчание”, “вздутие живота” и т.п.) и в других частях организма.

Д.В.Ковпак, известный Российский психотерапевт.разработал оригинальный прием «резиновой ленты», основанный на принципе аттенционной самопси-хотерапии. Его суть: рекомендуется больным ,страдающим паническими приступами, носить вокруг запястья резиновую ленту,чтобы своевременно её применить при появлении симптомов надвигающегося приступа- оттянуть и резко ее отпустить ( развитие болезненных ощущениий,согласно данным автора приёма, зачастую предупреждает возникновение приступа паники )..

Нельзя не отметить, что в народной медицине нередко применяют аттенционно- терапевтические приемы .Например, при болях в области левого плечевого сустава рекомендуется носить браслет (часы) на правом запястье, либо вызвать чувство жжения крапивой в области правого плечевого сустава, а при мигренозных болях – прикрепить клипсы на мочку уха противоположной стороны, где локализована головная боль. Имеются основания полагать, что один из основных факторов, обуславливающий уменьшение болей при рефлексотерапии – переключение внимания от болезненной зоны к месту, куда вводятся иглы, о чем, в частности, свидетельствует история зарождения иглотерапии в Китае (для снятия приступа головной боли ударяли в область стопы ног без учета расположения биологически активных точек) .

2.7.3.. Мемориционные приемы (от англ. «memory» - память).

Краткая характеристика. Отличительная особенность третьей подгруппы психоэмоциональных приемов - улучшение эмоционального состояния путем целенаправленной активизации памяти, преимущественно «эмоциональной».

С помощью мемориционных приемов мобилизуются резервы эмоциональной памяти, оказывающие психотерапевтическое воздействие. При их применении воспроизводятся в памяти события и ситуации, воспоминания о которых вызывают положительные эмоции, оптимистический настрой.

Человеку свойственно запоминать не только увиденное и услышанное, свои мысли и движения, но и эмоционально насыщенные жизненные события, свои душевные страдания и радостные переживания.

Сущность эмоциональной памяти очень хорошо описал К.С. Станиславский, выдающийся режиссер нашей эпохи, создатель творческой системы совершенствования актерского искусства, элементы которой применяются и в «игровой психотерапии».

В его рекомендациях, адресованных молодым артистам, содержится характеристика сути эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, - у вас есть память на чувствование, или эмоциональная память».

К.Н.Батюшков, известный русский поэт восемнадцатого столетия, охарактеризовал особенность эмоциональной памяти:

О, память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной.

Эмоциональная память тесно связана с другими видами долговременной памяти - зрительной, слуховой, двигательной, сенсорной и словесно-логической.

Классификация. Мемориционные приемы подразделяются на три подгруппы, исходя из разных путей активизации эмоциональной памяти с психотерапевтической целью.

1)Приемы, активизирующие эмоциональную память «визуальным путем».

№ 99. Показание - потребность в улучшении настроения или поднятия жизненного тонуса.

Варианты ТПИП

• Летчик - космонавт В. Лебедев в своем дневнике пишет, что нередко в трудных условиях космического полета, глядя на фотографию сына, вспоминал радостные часы общения с ним, тем самым, приобретая заряд бодрости и энергии.

• Улучшению психоэмоционального состояния служат и фотографии родных мест, различные рисунки, связанные с приятными воспоминаниями. К примеру, в одном из рассказов писатель В. Каверин описал, как знакомый ему тяжело больной художник черпал духовные силы для преодоления болезни в созерцании живописного пейзажа природы, где прошло его безмятежно радостное детство.

• В последние годы ряд фирм выпускают часы, предназначенные для улучшения эмоционального состояния. На их циферблатах воспроизведен объемный портрет женщины или мужчины. Глядя на забавно меняющееся выражение лица, человек в ответ невольно улыбается, что приводит к улучшению настроения. Лучше воздействует, как показывает опыт психотерапевтов, не абстрактный, а конкретный образ. Под стеклом на браслете для часов можно поместить маленькую фотокарточку близкого человека, вызывающего положительные эмоции, радостные воспоминания.

№100. Показание - склонность к несдержанности, проявление вспыльчивости.

ТПИП. М., 38 лет, слушатель курсов «самопрофилактики стресса», в своей итоговой работе рассказал о приеме, используемом им для предотвращения «взрывов гнева», проявления несдержанности:

«Под влиянием рекомендованной литературы по психотерапевтической самопомощи, где был описан прием царя Соломона (в трудную минуту жизни он восстанавливал нарушенное душевное равновесие с помощью кольца со словами «Все проходит, все изменяется»), я создал свой вариант для своевременного погашения вспышек ярости. На свадебном кольце я выгравировал две буквы «М.С.» («Миша - спокойно») - напоминание мне о необходимости проявлять сдержанность. В период, когда я чувствую, что нарастает волна гнева, я автоматически переключаю внимание на магические слова, побуждающие меня вспомнить о моем обещании жене и детям».

Сходный прием успешно применяла Н., 27 лет, получившая от сотрудников прозвище «возмутитель спокойствия». По рекомендации психотерапевта, она на своем письменном столе поместила зашифрованную записку-памятку -Н.Б.С. («Нина, будь сдержанной»).

№ 101. Показание - хронический стресс, тяжелые психотравмирующие условия жизни.

ТПИП. Писательница Р.Зернова, находясь, как политическая заключенная в ГУЛаге, описала применяемый ею прием для предупреждения отрицательных последствий тяжелого стресса: «В те годы у меня сложилась привычка: перед сном вспоминать, что сегодня было хорошего. Оказывается каждый день что-нибудь хорошее да происходило - письмо пришло, или кто-то сказал доброе слово, или на работу не выгнали...».

2)Приемы, активизирующие эмоциональную память «сенсорным путем» (эмоционально-сенсорные приемы).

№ 102. Показание - падение активности, жизнедеятельности.

ТПИП. И.П. Павлов в преклонном возрасте, когда он был тяжелобольным, с целью мобилизации защитных сил организма опускал руки в ледяную воду. Ощущение холода воскрешало в его эмоциональной памяти чувство бодрости и душевного подъема, испытываемые им в пору далекой юности, когда он увлекался зимним купанием в проруби.

В случаях, когда применение холода вызывает негативную реакцию, можно применить визуально-суггестивное самовоздействие, т.е. представить себя под холодным душем и произнести словесные формулы, подтверждающие его целебное влияние на деятельность организма, иммунные и антистрессовые резервы организма.

№ 102-1. Показание - эмоциональная напряженность, обусловленная стрессом.

Для достижения релаксационного состояния применяется прием «сенсорной репродукции» - вспоминаются ощущения, связанные с глубоким расслаблением мышц во время отдыха на лоне природы, или при принятии теплой ванны. Мнемосенсорный прием применяется и в составе аутогенной тренировки, предложенной группой ленинградских психотерапевтов (А.Т. Беляев, В.С. Лобзин и др.).

3)Приемы, активизирующие эмоциональную память арттерапевтическим путем.

№102-2. Показание - пессимистический настрой, подавленное настроение.

Для активизации эмоционально-моторной памяти рекомендуются жизнеутверждающие, задорные танцы, вызывающие радостные воспоминания (с учетом состояния здоровья), а для стимулирования эмоционально-слуховой памяти - пение или прослушивание записей любимых мелодий, песен оптимистического содержания (см. приложение№2).




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
Более 21000 рублей (более 300 USD)
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2017. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.