Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 2.10. Сенсорно-эмоциональные приемы

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким) / 2.10. Сенсорно-эмоциональные приемы
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 1017; прочтений - 1964
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

2.10. Сенсорно-эмоциональные приемы

Краткая характеристика. В состав группы входят приемы, улучшающие эмоциональное состояние в результате использования целебной силы звуков, аромата, цвета и света через «сенсорно-эмоциональный механизм».

В аутопсихотерапевтической практике они играют, как правило, вспомогательную роль - способствуют повышению эффективности психотерапевтического воздействия психоэмоциональных, мышечно-эмоциональных, легочно-эмоциональных и психоэнергети-ческих приемов.

Научно-теоретическая база «сенсорно-эмоциональной терапии» слабо разработана, несмо-тря на многовековое применение ее средств для улучшения психоэмоционального состояния.

Основным источником рекомендаций по их использованию являются житейские и кли-нические наблюдения, свидетельствующие об их положительном воздействии на психо-эмоциональную сферу. Имеются основания полагать, что они улучшают эмоциональное состояние в результате непосредственного воздействия на анализаторы и в связи с тем, что они стимулируют возникновение приятных воспоминаний и позитивных образов, что способствует повышению уровня личностной самооценки и улучшению психологичес-ких установок к стрессовым проблемам.

Для повышения их эффективности рекомендуется при применении сенсорных приемов образно представлять картину их целебного воздействия. При этом желательно и мысленно проговаривать словесные формулы аутосуггестивного содержания.

Классификация. В зависимости от того, через какие органы чувств оказывается сенсорно-эмоциональное воздействие, они разделяются на четыре профилактически-ориентированных приема.

2.10.1. Аромопрофилактический прием.

№ 117. Особенность. Воздействует на эмоциональную сферу путем возбуждения рецепторов, расположенных в области носовых ходов (основой многих запахов являются феромоны, структура молекул которых близка к половым гормонам).

Пахучие вещества, улучшающие эмоциональное состояние, оказывают «аромато-терапевтический эффект» в результате применения:

• духов, одеколонов, косметического мыла, пудры;

• эссенций, добавляемых в ванны;

• специальных жидкостей, предназначенных для ароматизации воздуха, белья и других предметов.

При выборе ароматических веществ, помимо показаний к самопсихотерапии, учиты-ваются индивидуальные особенности, зависящие от традиций, привыкания к определенным запахам и реакции организма при их вдыхании.

Показания. При потребности в снижении эмоциональной напряженности (для самоуспо-коения, уменьшения тревоги и улучшения настроения), согласно рекомендациям специа-листов по ароматерапии, следует вдыхать запах лаванды, ромашки, валерианы, жасмина, дягиля, герани, корицы или апельсина.

Для повышения трудовой активности и умственной работоспособности, рекомендуется вдыхание запахов ландыша, мяты, гвоздики, лаврового листа, мускатного ореха, шалфея, розового масла или рябины.

2.10.2. Цветопрофилактический прием.

№ 118. Особенность. Характер влияния цвета на эмоциональное состояние зависит от комплекса факторов. Из физических параметров наиболее важное значение имеет длина волны. Красный цвет, обладающий наиболее длинной волной, действует на человека возбуждающе; оранжевый - бодряще, желтый стимулирует активность; зеленый, находящий-ся в средней части спектра, - тонизирует. Голубой оказывает успокаивающее действие, а си-ний - несколько подавляет; фиолетовый, находящийся в зоне коротких световых волн, дей-ствует угнетающе.

Большое влияние на восприятие цвета оказывают и его ассоциативные свойства. Красный цвет инстинктивно напоминает об огне и крови. Голубой и синий ассоциируются с воздухом, небом, морем. Зеленый цвет создает приподнятое весеннее настроение - это цвет молодой травы, первых листиков на деревьях.

Немаловажное значение при выборе цветовой композиции имеют и модные сочетания цветов, отношение к которым основано на внушении.

Показания. Цвет, как аутопсихотерапевтический фактор, рекомендуется лишь с профи-лактической целью (в средние века цвет широко использовали для лечения различных заболеваний в, так называемых, «цветовых банях»):

• людям, страдающим гипертонической болезнью или относящимся к типу «А», а также агрессивно конфликтным, желательно, чтобы в интерьере, создаваемом в «уголке отдыха» их квартиры, дома, преобладали холодные цвета - голубой, светло-синий и т.д.;

• при гипотонической болезни и астено-депрессивном состоянии рекомендуется преобладание в интерьере теплых цветов: коричневый, желтый, оранжевый и т.д.;

• для тех, кто выполняет напряженную умственную работу, предпочтителен интерьер, в котором доминирующее место занимают оттенки голубого цвета, а при монотонном труде - интерьер с цветами, стимулирующими активность, работоспособность (зеленый, коричневый и их оттенки).

2.10.3. Светопрофилактический прием.

№ 119.Показания. Применяется с профилактической целью:

• для предупреждения возникновения депрессии, обусловленной дефицитом светового воздействия. При склонности к развитию «сезонной депрессии», наблюдаемой преимущественно у людей, живущих в северных регионах мира, в осенне-зимний период рекомендуется сочетать терапию, проводимую с помощью приборов, генерирующих яркий свет, с имажинативным приемом - образно представлять благотворное воздействие света на деятельность центральной нервной системы.

• для поддержания высокой работоспособности и предупреждения развития преждевременного утомления. Свето-эмоциональные занимают важное место в комплексе приемов, рекомендуемых для профилактики отрицательных последствий умственного переутомления и «информационного стресса» (возникают из-за превышения уровня информационных нагрузок возможностей человека с ними справляться).

Психофизиологическими исследованиями доказано, что за счет оптимизации величины освещенности повышается эффективность умственного труда на 15-18 %, а, следовательно, снижается риск развития «информационного стресса».

Большую роль в улучшении воздействия света на психоэмоциональное состояние и умственную активность играет также рациональная организация рабочего места с учетом закономерностей психических процессов. В последнее десятилетие проблема рационального использования света, как фактора повышения производительности труда, улучшения эмоционального состояния и предупреждения «информационного стресса», приобрела весьма актуальное значение не только на предприятиях и в учреждениях. Огромные достижения в области коммуникации привели к значительному увеличению контингента людей, выполняющих трудовые функции в домашних условиях, благодаря персональным компьютерам и Интернету.

2.10.4. Звукопрофилактический прием.

№ 120. Показания. Рекомендуется для самоулучшения эмоционального состояния прослушивание магнитофонной записи звуков природы - леса, моря, степи, щебетания птиц и др., рождающих положительные эмоции.

Согласно исследованиям сотрудников Института проблем эволюции и экологии (г. Москва), звуки леса оказывают эффективное целебное воздействие на больных гипертонической болезнью.

В системе йогов широко применяются с психотерапевтической целью мантры – многократно повторяемые звукокомплексы, вызывающие разный физиологический эффект («ОМ-МА-МЭ-НИ» и др.).

Видный американский психотерапевт H. Benson предложил звукопрофилактический (терапевтический) прием, лишенный мистического подхода к выбору звуков для произношения.

Техника применения: с закрытыми глазами глубоко дышать через нос и на каждом вдохе произносить английское слово один (уан –one) сначала громко, а затем все тише и тише. При этом рекомендуется образно представлять благотворное воздействие произносимых звуков на психоэмоциональную сферу. Продолжительность сеанса-20 мин. Результаты, по данным H.Benson и его последователей, сходные с теми, которые наблюдаются у занимающихся по методу «трансцендентальная медитация»

120-1. Сенсорно-комбинированный прием.

Особенность. Благодаря тому, что при его применении используется комплекс сенсорно-эмоциональных приемов, оказывающих положительное воздействие на психоэмоциональное состояние, значительно ускоряется процесс восстановления работоспособности, снятия эмоционального напряжения и улучшения настроения.

Возможно их комплексное применение в индивидуальных и коллективных уголках отдыха, в кабинетах психогигиенического и психотерапевтического профиля. При даче рекомендаций по их созданию психотерапевту следует ориентироваться на информацию об организации «комнаты (кабинета) психологической разгрузки», где комплексно применяются взаимопотенцирующие сенсорно-эмоциональные приемы, исходя из психофизиологических закономерностей деятельности ЦНС.

Подробное ее описание содержится в «Психотерапевтической энциклопедии» (2002 г.- общая редакция Б.Д. Карвасарского) и в книге «Основы психогигиены» Я.Н. Воробейчик, Е.А. Поклитар,1989г. В них всесторонне рассматривается проект комнаты психологической разгрузки, впервые созданной в стране на Одесском заводе «Стройгидравлика» на основе наших методических рекомендаций, составленных с участием Э.М. Псядло (при их подготовке учитывались результаты анкетного опроса рабочих, проведенного с целью выявления их эстетических потребностей и мотивов отдыха, научно обоснованные данные о благотворном влиянии цвета, света, музыки и других психофизиологических факторов, а также опыт психотерапевтов по оформлению кабинетов и проведению коллективных сеансов АТ).




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Ваше отношение к совмещению работы с учебой студентами медицинского ВУЗа дневного отделения

Совмещение неприемлемо, работа мешает учебе
Совмещение возможно, если работа связана с медициной
Совмещение возможно, если требуют материальные обстоятельства
Совмещение желательно, т.к. работа способствует профессиональному становлению



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2017. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.