3.1.Особенности и техника подготовки
ИПК-- это комплекс психотерапевтических приемов, создаваемый
самостоятельно с учетом собственных показаний к самопсихотерапии,
психологических особенностей и реальных возможностей для его выполнения.
Лица, имеющие подготовку в области самопсихотерапии, прежде всего
«домашние психотерапевты», могут разрабатывать ИПК не только для себя, но и для
родных и близких, нуждающихся в психотерапевтической помощи профилактической
направленности (подготовка лечебно-поддерживающего варианта требует согласования
с лечащим специалистом - психотерапевтом).
Основной источник, используемый для составления ИПК - информация о
психотерапевтических приемах, содержащаяся в таблицах № 1 и № 2, рекомендуемых в
соответствии с различными показаниями для самопсихотерапии (с отметкой номеров
приемов, выбранных для составления индивидуального психотерапевтического
комплекса).
Второй дополнительный информационный источник для подготовки ИПК -
таблица № 3, составленная для облегчения поиска и отбора психотерапевтических
приемов соответственно конкретным показаниям к их применению. В ней показана
классификация приемов, которые разделены на три группы и двенадцать подгрупп,
исходя из их приоритетного воздействия на коррекцию эмоционального состояния,
направленность мышления и поведение (в таблице указаны номера 138
научно обоснованных приемов,разделенных на 12 групп в соответствиии с
количеством управляемых механизмов антистрессовой системы. Ориентация на
неё создает благоприятные предпосылки и для творческого подхода к разработке ИПК..
Это определяется тем, что ее информация позволяет лучше
представить:
• систему психотерапевтической самопомощи и место в ней отобранных
приемов;
• связь их с другими приемами, выполняющими близкие функции,
задачи;
• основной путь психотерапевтического воздействия приемов,
выраженный в их названиях;
• диапазон личных возможностей для разработки (создания)
индивидуального психотерапевтического комплекса.
Техника подготовки состоит из двух этапов:
На первом этапе составляется список отобранных
приемов,имеющих приоритетное значение,затем они поочередно размещаются, исходя
из конкретных условий для их применения(при отборе приемов используется
принцип,напоминающий особенности «шведского стола»-еда с накрытого стола
берется по выбору).
На втором этапе проводится контрольная проверка
целесообразности объединения приемов с последующей его коррекцией (если в этом
возникает необходимость), направленной на подготовку «оптимального ИПК».
Разумеется, закономерен вопрос, как поступить в тех случаях, когда
для применения ИПК имеется не одно, а несколько показаний. Опыт составления ИПК
лицами, занимавшимися на курсах по самопрофилактике стресса, показывает, что
лучшие результаты достигаются, если последовательно решаются профилактические
или лечебно-поддерживающие проблемы, связанные с применением самопсихотерапии.
В числе занимавшихся на курсах были лица, имевшие намерения
овладеть знаниями по аутопсихотерапии для решения, как личных проблем, так и
проблем своих детей, родных и близких.
Всем им предлагалось к заключительному занятию-семинару подготовить
работу, отвечающую на вопрос: какой ИПК Вы планируете разработать?
Для упрощения подготовки задания и конкретизации рекомендаций,
содержащихся в ИПК, было предложено излагать материал в следующей
последовательности:
• сформулировать показание (профилактическое или
лечебно-поддерживающее);
• высказать кратко свое мнение о причине, обусловившей потребность
в применении АП;
• описать основные психотерапевтические приемы ИПК, начиная
изложение материала с фразы: «Я порекомендую (или подготовлю) ИПК..., состоящий
из следующих приемов...»;
• упомянуть название дополнительных или резервных приемов, не
имеющих первоочередного значения (на данном этапе) для решения
стрессо-травмирующих проблем и преодоления недугов путем оказания
психотерапевтической помощи себе или родному, близкому человеку.
Таблица № 3.
Психотерапевтические приемы саморегуляции мышления,
поведения и эмоционального состояния (трех сфер личности)
I. Приёмы, стимулирующие оптимистическую направленность
мышления |
1.Логико-
корректирующие |
2.Установочно-корректирующие |
3.Личностно-
реализационные |
1Приемы самоубеждения(1-2)
2. Приёмы сравнения (3-7)
3. Приёмы индукции (8-9)
4. Приёмы дедукции (10-11)
5. Приёмы самоанализа (12-17) |
1. Установочно-информационные (18-21)
2. Установочно-волевые (22-25)
3. Установочно-рациональные, проблемо-разрешающие (26-29)
|
1. Повышающие самоуважение (30-34)
2. Способствующие творческому самовыражению (35)
3. Способствующие реализации смысла жизни (36-43) |
II. Приёмы, способствующие формированию адекватного поведения |
4.Приёмы реактивного научения |
5.Приёмы оператного
научения |
6.Приёмы социально-психологического научения |
1. Десенситивные (44-49)
2. Десенсибилизирующие (50-51)
3. Парадоксально-интенционные (52-53) |
1. Приёмы позитивного подкрепления (54-57)
2. Приёмы негативного подкрепления (58-59) |
1. Обменно-ролевые (60-65)
2.Имаго-ролевые( 66-70)
3.Имитационные (71-76) |
III. Приёмы, оптимизирующие эмоциональное состояние |
7.Психоэмоциональные |
8.Мышечноэмоциональные |
9.Лёгочноэмоциональные |
10.Сенсорноэмоциональные |
11.Межэмоциональные |
12.Психо
энергорегулирующие |
1. Имажина-тивные (71-86)
2. Аттецион-ные (87-98)
3. Меморици-онные (99-102) |
Приёмы саморегуляции мышечного тонуса
1. Поперечно-полосатых мышц (103-110)
2. Гладких мышц сосудов
(111-114) |
1. Релаксац-ионные (115)
2. Тонизирую-щие (116) |
1. Ароматопрофилактический
(117)
2. Цветопрофи-лактический
(118)
3. Светопрофи-лактический
(119)
4. Звукоприфи-лактический
(120)
5. Сенсорно-комбинирован-ный (121) |
1. Эустрессо-вые (122-126)
2. Дистрессо-позитивные
(127-129) |
1. Эмоциональноразрядочные
(130-133)
2. Эмоциональноподзарядоч-ные (134-138) |