Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 3.2. Варианты ИПК (примеры)

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким) / 3.2. Варианты ИПК (примеры)
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 5709; прочтений - 2130
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

3.2. Варианты индивидуального психотерапевтического комплекса

В качестве ориентировочных примеров (вариантов), иллюстрирующих принципы составления ИПК, могут служить описанные ниже работы, выполненные слушателями курсов «Самопрофилактика стресса »и «Что должен знать каждый о психотерапевтической помощи себе,детям и близким».

3.2.1.Первый вариант.

.Показание - склонность к проявлению гнева в стрессовой ситуации.

Основная причина - низкий уровень умения управлять эмоциями, владеть собой.

Проект ИПК.

Я планирую разработать ИПК, состоящий из группы приемов, которую разделю на две части.

Первую подгруппу приемов буду применять в период, когда нарастает гнев, «взрывоопасная реакция». Для преодоления вспышки ярости в состав первой части ИПК включу:

1) Аттенционный прием - для переключения внимания от стрессогенного источника к нейтральному создам «стратегическую паузу» (выпью глоток воды, протру стекла очков) и направлю взгляд к браслету, где выгравирую знак, напоминающий о необходимости проявления сдержанности;

2) Легочно-эмоциональный прием - перейду на успокаивающий тип дыхания после глубокого вдоха, кратковременной задержки дыхания (продолжительность выдоха будет почти в два раза длиннее вдоха);

3) Суггестивный или логико-активизирующий прием - мысленно произнесу слова самовнушения («Я хладнокровен, я сдержан, я спокоен») или девиза приема самоубеждения: »Выражение гнева при порицании или споре - проявление низкой культуры и безволия»;

4) Установочно-коррекционные прием - произнесу слова в виде самоприказа: «Успокойся, позорно, стоп!» (при условии, что не достигну успеха с помощью третьего приема);

5) Эмоционально-разрядочный прием - найду повод для того, чтобы покинуть служебное помещение и в быстром темпе подняться с третьего этажа на двенадцатый (при возникновении взрывоопасной ситуации у себя дома - выйду в спальню и буду колотить постель, подушки).

Вторую подгруппу приемов, входящих в ИПК, буду использовать в домашних условиях, пребывая в спокойном состоянии.

С целью формирования навыка проявлять сдержанность в стрессовой ситуации буду применять:

1) Имажинативный прием - образно представлять себя в неприглядном виде, когда проявляю гнев, озлобленность;

2) Обменно-ролевой прием - поставлю себя на место жены или руководителя отдела и приложу усилия, чтобы понять причину, вызвавшую их недовольство, упреки, порицания.

3) Позитивно-индукционный прием - проведу самодиалог, в процессе которого буду себя критиковать с учетом требований мобилизующей самокритики;

4) Прием сравнительно-ролевого аутотренинга - буду исполнять попеременно перед зеркалом роли «озлобленного, гневного человека» и «спокойного, сдержанного» и сравнивать различия в мимике, гримасах, жестах;

5) Прием оператного научения - разработаю и буду применять на практике систему поощрений и наказаний себя за поведение в стрессовой ситуации.

Дополнительные или резервные приемы.

Уделю особое внимание познавательно-информационному приему - постараюсь проявить волю, чтобы прочитать рекомендованные научно-популярные книги, в которых рассматриваются отрицательные стороны несдержанности эмоций: «Гнев, как бумеранг, возвращается обратно и подобен скорпиону, который сам себя жалит»; «озлобленность, раздражительность - одна из основных причин ухудшения деятельности организма, возникновения психосоматических нарушений и болезней»; «гнев - источник бестактной цепной реакции ухудшения семейных и служебных отношений».

При необходимости буду применять и другие приемы: мышечно-релаксационный, ароматопрофилактический, сосудисто-эмоциональный, хоббитерапевтический и мемориционный с ориентацией на приятные воспоминания о моем положительном поведении в cтpeccoвoй обстановке, ситуации (при разрешении психотравмирующих проблем, споре, критических замечаниях и т.д.).

3.2 2.Второй вариант.

Показание - депрессивный настрой стрессового происхождения.

Основная причина - увольнение с работы, породившее психотравмирующие переживания, усугубляемые заниженной самооценкой личностных качеств и склонностью к алогичной оценке фактов.

Проект ИПК. В состав индивидуального психотерапевтического комплекса, предназначенного для моей племянницы, включу следующие приемы:

1) Рациональные приемы, основанные на оптимистических сравнениях, преимущественно «вертикальных» - на сопоставлении настоящей ситуации с прошлой, завершившейся благополучным исходом (нашла лучшую работу) и той, которая могла бы возникнуть у нее, как у ее подруги (в отличие от нее, за месяц до увольнения предупредили, дали хорошую компенсацию и отличную характеристику).

2) Суггестивный прием - применять мотивированное самовнушение приблизительно такого содержания: «Я потеряла работу, но зато теперь у меня будет больше времени уделить внимание ребенку, подготовиться к сдаче экзаменов для поступления в университет (на заочное отделение), приобрести более престижную специальность...»

3) Когнитивно-позитивный прием. Для его применения помогу ей проанализировать особенности своего мышления, исходя из теории А. Белла о 12 ошибках мышления, приводящих к ухудшению эмоционального состояния (на основе их популярного описания). Кроме того, ознакомлю ее с вариантами приема самокоррекции мышления, предложенного Бернсом. Я убеждена, что моей племяннице свойственна полярная оценка фактов, склонность к персонализации и умозаключению делать общий вывод из единичного случая (как в сказке «Маленький цыпленок и лисица»).

4) Приемы, способствующие повышению самоуважения. Из большого количества приемов, рекомендуемых психотерапевтами для повышения чувства собственного достоинства, посоветую ей в первую очередь:

• прием фокусирования на положительных качествах (составить список своих привлекательных черт характера и внешнего вида, достижений интеллектуальных и духовных преимуществ и регулярно их перечитывать);

• прием улучшения самоимиджа (откорректировать осанку, походку и мимику лица с целью придания себе облика уверенного человека, отрепетировать рациональную технику разговора по телефону с работодателями и поведения во время интервью и межличностного общения);

• прием позитивно-оценочного самоубеждения. Порекомендую ей для подготовки собственного варианта ориентироваться на следующие словесные формулы: «Я в праве улучшить представления о себе, так как для этого у меня есть все необходимые предпосылки, положительные качества», «Я горжусь своими жизненными успехами».

Мои девизы: «Повышение собственного достоинства - основа для достижения успехов», «Долой пессимизм, да здравствует оптимистический настрой», «Кто ищет, тот находит».

Дополнительные или резервные приемы ИПК:

• мобилизующие приемы, имеющие арттерапевтическую или библиотерапевтическую основу;

• приемы, способствующие творческому самовыражению;

• мышечно-эмоциональные и ароматопрофилактические, оказывающие тонизирующее воздействие;

• мемориционные, активизирующие радостные воспоминания;

• хоббитерапевтические и имитационные.

Третий вариант.

Показание – склонность к чрезмерной реакции в стрессовых ситуациях (повышенная эмоциональная напряженность, «нервы на пределе»).

Основная предполагаемая причина - ответственная и опасная для жизни работа, характеризующаяся повышенными психоэмоциональными нагрузками на нервную систему; дополнительная причина - напряженные семейные отношения (частые конфликты, споры, ссоры).

Проект ИПК.

В состав индивидуального психотерапевтического комплекса, предназначенного для моего близкого друга, включу следующие приемы:

1. Аттенционный прием - концентрирование внимания на сильном источнике положительных эмоций. Например, использовать прием, к которому прибегает майор милиции В., бесстрашная волевая женщина, сыгравшая главную роль в задержании особо опасных преступников - садистов (в Москве - бандита, получившего кличку «Джек-Потрошитель», а в Смоленской области - Стороженко, убившего 28 женщин). На вопрос корреспондента о ее способе самоуспокоения после рискованных операций последовал ответ: «Лучшее антистрессовое лекарство для меня - фотокарточка дочки, с которой я никогда не расстаюсь, а когда нервы взвинчены, я преодолеваю стресс, разговаривая с ней».

2. Суггестивный прием - произносить многократно словесные формулы: «Я спокоен и уравновешен. С каждым выдохом со струей воздуха покидают меня вредные вещества, вызвавшие развитие стресса», «Моя нервная система успокоилась», «Нарушенное душевное равновесие восстановилось», «Мне хорошо и легко»...

3. Мышечно-релаксационные приемы:

• смайлотерапевтический прием - порекомендую прием В. Биренкибим, суть которого заключается в том, чтобы искусственная улыбка перерастала в естественную;

• прием наложения «маски релаксации», предназначенной для того, чтобы снижалась напряженность лицевых мышц;

• позарелаксационный прием - для снижения тонуса скелетной мускулатуры, лучше всего пребывать после стресса в «позе кучера» или «полулежа в кресле»;

• сосудисто-релаксационный прием - принять теплый душ или ванну, желательно с ароматическими веществами, вызывающими «эффект самоуспокоения».

4. Музыкотерапевтический прием - слушать любимые музыкальные произведения, записанные мною на «антистрессовую кассету» (входит в состав средств аутопсихотерапии, применяемых в экстремальных ситуациях или для неотложной самопомощи при возникновении стрессового состояния);

5. Эмоционально-разрядочные приемы:

• рассказать о своих душевных переживаниях родному или близкому человеку, а если обстоятельства не позволяют, записать их в дневник или на кассету;

• просмотреть комического содержания видеофильм или прочитать юмористическое произведение, вызывающее смех.

Резервные или дополнительные приемы ИПК:

Имаго-ролевой, ароматотерапевтический, хоббитерапевтический, духовно-эмоциональный (общение с природой, любимым животным), психофизический, основанный на применении мышечно-релаксационных упражнений.

Четвертый вариант.

Показание: низкий уровень саногенной активности - стремления помогать врачам в достижении успешных результатов лечения, быть соучастником терапевтического процесса.

Основная причина - ошибочное дезинформационное представление о прогнозе болезни и роли пациента в повышении эффективности лечения.

Проект ИПК.

Включу в состав индивидуального психотерапевтического комплекса, предназначенного для жены брата (перенесла радикальную операцию по поводу рака молочной железы III стадии), следующие приемы:

1. Установочно-коррекционные приемы, необходимые для формирования у нее обоснованного представления, что «рак - это диагноз, а не приговор». Планирую с помощью брата:

а) побудить ее прочесть книги, обладающие психотерапевтическим (библиотерапевтическим) воздействием на онкологических больных. В первую очередь - «Путь к выздоровлению» (Карл и Стефани Саймонтон), «Анатомия болезни с точки зрения пациента» (Н. Казинс), «Учитесь управлять собой» (М.Э. Телешевская), «Раковый корпус» (А.И. Солженицын) и другие;

б) познакомить с оптимистически настроенными людьми с аналогичным диагнозом, которые входят в группу взаимопомощи и взаимоподдержки, организованной на базе онкологического диспансера или являются членами «клуба бывших больных»;

2. Визуально-терапевтический прием - 2-3 раза в день образно представлять картину повышения иммунно-защитных сил организма, целебное воздействие химиотерапевтических препаратов (повышение активности лейкоцитов и увеличение количества антител - защитников организма; процесс нейтрализации свободных радикалов, подавление лекарствами возможных «очагов сопротивления» благодаря успешной противораковой терапии).

3. Логико-активизирющий прием - проводить утром и вечером сеансы самоубеждения, произнося слова: «Я верю в окончательную победу над болезнью, так как операция прошла успешно, химиотерапия оказалась эффективной, и я активно помогаю врачам в их борьбе за мое здоровье... », «Я вправе настраиваться на оптимистическую волну», «Моя уверенность в победе над недугом имеет реальную основу...»

Мои девизы: «Я справлюсь, я достигну победы», «Я испытываю благоговение перед жизнью» (А. Швейцер).

4. Суггестивный прием - в течение дня произносить 5-8 раз формулы самовнушения, состоящие из следующих фраз: «C каждым днем состояние моего здоровья улучшается», «Я отмечаю с каждым днем увеличение положительных результатов лечения», «Я верю в свое выздоровление».

5. Духовно-когнитивные приемы - применять приемы, способствующие творческому самовыражению. Например, порекомендую: написать автобиографические рассказы, следуя мудрому совету английской писательницы Джейн Остин: «Моя философия - думай о прошлом только тогда, когда воспоминания тебе приятны»; заниматься художественным вышиванием, фотографированием и т.д.

6. Логико-терапевтический прием - прием «дистанционирования от страданий» (В. Франкл). Образно представлять себя выступающей перед онкологическими больными, испытывающими необоснованный стресс из-за переоценки прогноза болезни, с докладом «Как я помогла врачам победить канцер».

Резервные или дополнительные приемы:

Прием «дедукционного диалога», предложенный Д. Карнеги; имитационный прием, основанный на подражании поведению тех, кто достоин быть положительным примером; антифобические приемы (десенситивный прием «дозированного преодоления тревоги» и др.).

Пятый вариант.

Показание - плохая стрессоустойчивость, обуславливающая у моей подруги частые нарушения деятельности организма и психогенные болезни на «нервной почве».

Психологическая причина - низкий уровень мотивации к укреплению нервно-психического здоровья и повышению антистрессовых резервов организма путем овладения средствами аутопсихотерапии.

Проект ИПК.

Планирую ознакомить подругу с информацией, подтверждающей целесообразность и обоснованность применения входящих в состав ИПК психотерапевтических приемов, соответствующих индивидуальным психологическим особенностям. При этом учту, что она негативно относится к медицинским рекомендациям, публикуемым в популярных изданиях, если их описание не содержит данные об экспериментальных исследованиях, подтверждающих их эффективность и обоснованность применения. Аня не признает общеизвестное положение, что в публикациях, адресованных широкому кругу читателей, не обязательно должны приводиться результаты исследований и теоретическое обоснование медицинских рекомендаций, в частности по аутопсихотерапии (думаю, что ее скептицизм обусловлен тем, что у нее чрезмерно выражено критико-аналитическое мышление; влияет и особенность ее работы - научный сотрудник, физик-математик).

Помочь соседке по дому, моей сверстнице попросил наш общий участковый врач, когда узнал о том, что я занимаюсь на курсах для «домашних психотерапевтов». Доктор, будучи уверенным в зависимости болезней ее внутренних органов и кожи от психогенных причин и неумения адекватно реагировать на стрессогенные воздействия, направил ее к психотерапевту. Но она категорически отказалась его посетить, ориентируясь на ошибочное обывательское мнение - «психотерапевты-психиатры лечат лишь больных с психическими заболеваниями».

Мое общение с ней убедило меня в том, что она является носительницей большой группы «факторов риска», предрасполагающих к психосоматическим болезням и расстройствам: видит окружающий мир через «темные очки», болезненно реагирует на критические замечания, очень редко улыбается и практически не смеется, не имеет близких друзей, замкнутая, ведет малоподвижный образ жизни.

Полагаю, что для реализации моего плана по изменению ее отношения к психотерапии, проводимой врачом и самостоятельно, у меня есть благоприятные предпосылки. На протяжении последних пяти лет я активно собираю научно-популярные книги и статьи, публикуемые в журналах и газетах для создания в домашней библиотеке раздела психотерапевтического содержания.

Стимулирующую роль в комплектовании психотерапевтической литературы сыграла исключительно ценная книга академика

П.В. Симонова «Болезнь неведения», в которой приводятся убедительные аргументы и множество фактов в пользу огромной целительной силы «литературотерапии».

Соответственно многим показаниям считаю, что для подруги надо будет создать несколько ИПК.

В первую очередь предложу индивидуальный психотерапевтический комплекс (и информацию, подтверждающую его обоснованность), в состав которого включу следующие приемы:

1. Логико-коррекционные приемы, способствующие формированию оптимистической направленности мышления и адекватно-позитивной оценки проблем, вызывающих стрессовое состояние. Для стимулирования желания овладеть психотерапевтическими приемами, участвующими в саморегуляции когнитивной сферы (мышления), ознакомлю ее со следующими фактами, исследованиями:

• в клинике Мейо (США, штат Миннесота) на протяжении 30 лет велись наблюдения за кардиологическими больными (со сходным диагнозом и тяжестью заболевания), которых разделили на 3 группы: оптимистов, пессимистов и смешанную группу. К концу срока наблюдения смертность среди пессимистов была на 20 % выше, чем у оптимистически настроенных пациентов;

• доказана большая роль стресса в возникновении не только психосоматических заболеваний, но и болезней инфекционного происхождения. Иммунологи в содружестве с микробиологами пяти американских университетов, проводившие исследования под руководством Д. Коухена, пришли к выводу: стресс отрицательно влияет на синтез в организме цитокинов - белков, управляющих иммунной системой;

• исследования, проведенные в Калифорнийском университете под руководством С. Сегерстрома, показали, что у оптимистов во время стрессовых ситуаций происходят намного лучшие изменения иммунной системы, чем у пессимистов (показателем служили данные о количестве клеток-киллеров, разновидности Т-лимфоцитов, у обеих групп под воздействием стрессов приблизительно одинаковой силы).

2. Мышечно-релаксационные приемы, снижающие эмоциональную напряженность в результате уменьшения тонуса мышц лица и туловища. Предоставлю подруге информацию со следующими экспериментальными данными:

• доктор Ли Берк (США) демонстрировал большой группе пациентов видеокассеты юмористического содержания, в результате чего почти у 70 % людей, смотревших фильмы, увеличились показатели гамма-интерферона - белковых антител, уничтожающих вирусы и бактерии;

• психотерапевт-нейрофизиолог Джейкобсон убедительно доказал зависимость уровня эмоциональной напряженности от степени тонуса мышц тела. Он выявил нервно-мышечную закономерность на основе электромиографических исследований, т.е. опытным путем;

• группа психотерапевтов из Санкт-Петербурга, сочетающих практическую работу с научной деятельностью (А.Г. Беляев, Г.С. Лобзин и другие), установили с помощью энцефалографических исследований, что релаксация мышц сопровождается снижением эмоциональной напряженности, а у больных с психоневротическими расстройствами - улучшением психического здоровья.

3. Эустрессовые приемы, способствующие удовлетворению духовно-социальных потребностей человека в межличностных контактах. С целью формирования мотивации к общению приведу примеры, имеющие экспериментальную основу:

• в Швеции проводили исследования большой группы мужчин 50-летнего возраста, лишенных близких друзей или семьи. Уровень заболеваемости у них оказался в среднем в 3 раза выше, чем в контрольной группе, состоящей из лиц, имеющих социально-психологическую поддержку, не испытывающих чувства одиночества;

• в США на протяжении 10 лет систематически обследовалась большая группа больных, перенесших тяжелый инфаркт миокарда. Проведенные исследования показали, что одинокие люди в 3 раза чаще умирают от инфаркта, по сравнению с больными, состоящими в браке или имеющими близких друзей.

• английские специалисты по социальной психологии считают, что «социально-психологическая поддержка - решающий фактор в преодолении стресса» (Рейс, Розенфельд и др.).

4. Установочно-коррекционные приемы аутопсихотерапии - приемы, используемые для изменения ошибочных представлений, отрицательно влияющих на состояние здоровья, в частности, из-за неправильной оценки тяжести своей болезни, ее происхождения и способов лечения.

Для коррекции необоснованной реакции на рекомендацию участкового терапевта пройти курс лечения у психотерапевта, я познакомлю ее с литературными источниками, имеющимися в моей домашней библиотеке (разумеется, при условии, что их положительно оценит наш врач).

Беседы с подругой убедили меня в том, что у нее искаженное представление о функциях психотерапевта и возможных причинах развития заболеваний внутренних органов.

Прежде всего, дам ей почитать книгу выдающегося американского психиатра-психотерапевта Эрика Берна «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных», адресованную широкому кругу читателей. Посоветую ей особое внимание обратить на суждение автора о том, что обратиться к психиатру - значит обратиться к врачу, специализирующемуся в изучении человеческих эмоций, так как «психиатр может помочь человеку стать счастливее, лучше работать и лучше справляться с самим собой, окружающими людьми и обстоятельствами». При этом подчеркну, что не обязательно психотерапевт должен быть психиатром. Среди них есть много клинических психологов, терапевтов и других врачей, имеющих подготовку в области специальной и общей психотерапии.

Для подтверждения воззрения, что психиатр лечит не только психически больных, но и лиц, страдающих заболеваниями внутренних органов «на нервной почве», покажу ей научно-популярный учебник по психиатрии, автором которого является известный английский психиатр М.Т. Хэзлем

Познакомлю ее и с данными ВОЗ - от 30 до 40 % пациентов, обращающихся к врачам-интернистам, нуждаются и в психотерапевтической помощи (осущестляемой специалистом или самостотоятельно при показаниях для АП).

Сошлюсь и на книгу известного российского психиатра А.И. Белкина «Психологические этюды», в которой он рассказывает об отсутствии боязни у американцев обращаться к психиатру и наличии у многих богатых людей »семейного психотерапевта» И, наконец, соседке, опекаемой мною, дам целебную книгу М.М. Зощенко «Повесть о разуме».

5. Эмоционально-разрядочные приемы, рекомендуемые для отреагирования психотравмирующих переживаний.

С целью доказательства важности избавления от тягостных мыслей и дум, познакомлю подругу с литературой, свидетельствующей об огромном значении эмоционально-разрядочных приемов. В ней будут не только народно-психотерапевтические советы в виде изречений (например, «Сердце стонет, если человек молчит»), но и клинические наблюдения за людьми, преодолевающими «стресс одиночества» благодаря ведению дневника, записи своих переживаний на аудиокассету или написанию писем. Расскажу ей об оригинальных экспериментальных исследованиях, доказавших особую важность применения приемов эмоциональной разрядки лицами, страдающими психосоматическими болезнями и предрасположенных к их развитию. Источником информации будет конспект лекции, посвященной положительному влиянию процесса отреагирования психотравмирующих переживаний на деятельность организма, в частности на артериальное давление и почечный кровоток.

Резервные психотерапевтические приемы.

Учитывая широкий круг показаний у А. по применению указанных приемов, включу в разрабатываемые варианты ИПК: приемы, способствующие творческому самовыражению, хоббитерапевтическому воздействию, позитивной имитации поведения, оптимистической оценке стрессовых ситуаций в процессе дедуктивного и индуктивного диалогов, повышению жизненного тонуса (психоэнергетического потенциала) и уровня самоуважения.

Шестой вариант.

Показания – психоэмоциональный стресс.

Причина для составления ИПК – большая потребность в его подготовке для моего брата, 58 лет, водителя такси, страдающего гипертонической болезнью с периодическими кризами.

За прошлый год у него были четыре серьезных дорожных происшествия, вызвавшие острый стресс. Последнее привело к затяжному стрессу - из-за страха, что будет привлечен к судебной ответственности (автоинспекция считает его виновным в аварии, приведшей к тяжелой травме пассажира, инвалидности). Побудительным мотивом для разработки ИПК явились и результаты исследования стрессового состояния, свидетельствующие о высокой степени его развития, опасности для здоровья -280 баллов (по методике Холмса с учетом уровня стрессоустойчивости).

Планирую составить два ИПК в связи с тем, что брату необходимо овладеть знаниями самопомощи при двух видах стресса.

ИПК № 6-1. Для преодоления затяжного стресса.

Проект - включу в его состав с учетом личностных особенностей брата следующие приемы:

А. Приемы, формирующие оптимистическую направленность мышления (основаны на принципе «Веря в победу - готовься к обороне») .

1.Прием дедукции №11.Суть - построить рассуждения, исходя из представления о наихудшем развитии оценки ситуации и статистических данных: 99% страхов являются ложными (по Карнеги). .

2.Прием самоубеждения №1-2.Суть - периодически повторять обоснованные словесные формулы, к примеру:

* Я верю в свои возможности доказать несправедливость обвинения о причине, приведшей к дорожной катастрофе.

• Я осознаю, что человек свершает больше ошибок, когда встревожен, нервничает.

• Мои волнения необоснованы - у страха глаза велики.

• Мой девиз – я справлюсь! .

3.Прием №28 –отделение второстепенных проблем от главных, по Б.Франклину (суть - оцениваются аргументы «за и против» по пятибалльной системе с целью выделения приоритетных.)

4. Прием сравнения № 4, суть - сопоставляется настоящая ситуация с ситуацией, которая могла бы возникнуть с более опасными последствиями, что побуждает к выводу – «хорошо что так, а не хуже».

5. Мемориционные приемы:

1) мнемо-оценочный - №36. Суть - вспоминать события, повышающие чувство собственного достоинства.

2) мнемо-юмористический № 132.Суть – вспоминать смешные истории, вызывающие положительные эмоции (Ю. Нагибин).

6.Прием ТТС №35,основанный на проявлении творческих возможностей (суть – посоветую брату подготовить книжонку для близких «Забавные выражения внука», основываясь на записи их с 2 до 5 лет).

Б. Приемы, улучшающие эмоциональное состояние, настроение .

7.Ролевой прием №67 Суть - играть роль уверенного человека, верящего в успешное решение психотравмирующей проблемы.

8.Подзарядочный прием №138. Суть - для повышения антистрессовой возможности использовать отрывки из литературных произведений психотерапевтического содержания. Порекомендую брату произносить строчки из стихотворения Е.Евтушенко: «Звенел в моих висках девиз, как будто святцы. Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

В. Приемы, способствующие формированию адекватного поведения.

9. Комбинированный поведенческий прием (функциональной тренировки №46 и имаго-ролевой №67). Суть: проводить самотренировочные занятия, образно представляя себя уверенным и сдержанным во время судебного разбирательства.

10. Прием поощрительного одобрения №58(суть - высказывать лестное мнение о себе при достижении даже незначительных успехов по нейтрализации стрессо-эмоциональных переживаний.).

ИПК №6-2. Для преодоления отрицательных последствий острого стресса (кратковременного и сильного). Исходя из особенностей острого стресса, возникающего у водителей при дорожных происшествиях и психологических свойств характера брата, в ИПК, по моему мнению, должны входить следующие приемы:

1.Легочно-релаксационный №115-1. Суть - для самоуспокоения переходить на релаксационный тип дыхания: выдох в 2 раза длительнее вдоха.

Оптимальный вариант: вдох -3 секунды, выдох-6 секунд, пауза -2 секунды. При ходьбе акты дыхания желательно сочетать со словами, вызывающими положительные эмоции, произносить «Мне (на вдохе 3 буквы) - хорошо (на выдохе 6 букв) - уже (в период паузы 3 буквы)».

2.Мышечно-релаксационные приемы – поза «кучера», « маска релаксации» и самомассаж челюстных мышц - суть их описана при изложении техники применения в №106-1 и №106-2.

3.Прием мотивированного самовнушения №77. Суть - произносить словесные формулы -* я уравновешен,* я владею собой, *я все-таки одержу победу над стрессом..

4.Мемориционный прием №95. Суть - вспоминать радостные события, лучше, если они сочетаются с образным представлением (для их активизации посоветую брату – любоваться фотографиями внука, общение с которым вызывает сильные положительные эмоции).

5.Эмоционально-разрядочный прием №130. Суть – стараться общаться с близкими и друзьями, чтобы не только отвлекаться от грустных дум, но и создать предпосылки для разрядки эмоциональной напряженности, помня - « разделенное горе – половина горя», » выскажешься – станет легче на душе» (возможно применять и письменно-разрядочный прием №131.).

6.Музыко-терапевтический прием, прил.№2. Суть - слушать музыкальные произведения, вызывающие положительные эмоции, лучше в сопровождении песен с психотерапевтическим содержанием (совет брату: с помощью внучки 16 лет, имеющей музыкальное образование, создать антистрессовую кассету, включив в ее состав, к примеру, песни «Надежда - мой компас земной», «В нашей жизни всякое бывает»...).

Б. Приемы, стимулирующие оптимистическое мышление.

7.Индукционный прием- прием Робинзона Крузо №8.

Суть – анализировать психотравмирующую проблему (события) с акцентом на ее положительные моменты, оптимистические факторы.

8.Прием сравнения №3.Суть – сравнивать настоящую психотравму, вызвавшую острый стресс, со сходной, которая произошла в прошлом и завершилась благополучным исходом.

В.Приемы, формирующие антистрессовое поведение.

9.Обменно-ролевой прием №60. Суть. Представлять себя на месте другого человека, одержавшего победу над острым стрессом – хорошо известного по работе знакомого (водителя) или героя документального произведения .

10.Прием поощрительного одобрения №60. Суть - положительно оценивать даже незначительные успехи, достигнутые на пути преодоления отрицательных последствий острого стресса.

11. Имаго-ролевой прием № 67. Суть - вживаться в образ спокойного человека, настроенного на оптимистическую волну.

12. Установочно-волевой прием № 23. Суть - отдать самоприказ, если появится чрезмерный страх: »Стоп! Прекратить панику!»

Резервные приемы- №№ 14,20,24,41,59, 69,74,99,117,120,135,136..

Седьмой вариант.

Показание – вредная привычка (склонность к перееданию).

Основная причина- неумение управлять своим аппетитом и малоподвижный образ жизни, приведшие к избыточному весу.

Для усиления мотивации к соблюдению условий, способствующих нормализации веса - рациональное питание и регулярные физические нагрузки - составлю для себя ИПК из следующих приемов.

ИПК №7- 1 - во время еды

1.Прием самоубеждения- №2. Перед началом приема пищи буду произносить словесные формулы, содержащие аргументы в пользу необходимости рационального питания:

• Злоупотребление едой - опасно для здоровья.

• Я управляю своим аппетитом, памятуя: надо есть медленно, не спеша и малыми порциями, т.к. пищевой центр мозга посылает сигнал «Стоп, наступило состояние насыщения (нет причин для голода)!», когда произошло всасывание питательных веществ в кровь - через15- 20 минут после приема пищи.

Я – волевой, а не враг своему здоровью

• Склонность к перееданию – проявление низкого уровня знаний рационального питания.

• Умеренное потребление пищи и воздержание от недозволенной еды – источник гордости и самоуважения.

• Я верю в возможность нормализации своего веса (благодаря правильному питанию и физкультуре).* Я волевой ,а не враг своему здоровью

Мои девизы: «Если хочешь продлить свою жизнь, то сократи трапезу» (Б.Франклин), « Кто при еде спешит, тот себе вредит», «Мой успех зависит только от меня самого»

Дополнительная информация:* А.Алехин, экс-чемпион мира по шахматам, в ранний период эмиграции во Францию, находясь в тяжелом материальном положении, выработал у себя своеобразную привычку (для правильной оценки чувства голода). Заходя в кафе, брал на завтрак небольшую порцию еды, после чего делал перерыв, читал газеты. Через 15-20 минут у него, как правило, наступало чувство насыщения - исчезала необходимость заказать допол-нительную порцию еды, как он делал в период материального благополучия-*Людям,страдающим избыточным весом рекомендуется при ощущении голода выпить стакан воды и подождать 15минут,т. к. нередко возникновение его связано не с потреб-ностью в приеме пищи,а в преодолении жажды , восстановлении водного баланса.

2. Имаго-зрительный прием №79. Суть – образно представлять вредоносное влияние на организм излишней или нерекомендованной еды (жиры и легкоусваеваемые углеводы).

3.Установочно-волевой прием №24. Суть - дается самоприказ «Стоп» при появлении признаков нарушения пищевого режима, прежде всего при приеме недозволенных продуктов, газированных напитков и специй, повышающих аппетит.

4.Прием сравнения №4. Суть--сопоставление фотографий, наглядно показывающий негативное влияние тучности на мой внешний вид (для повышения его эффективности буду сочетать с обменно-ролевым приемом №60 –образно представлять свой облик критическим взглядом со стороны).

5.Прием позитивного и негативного стимулирования поведения №57 и №59. Суть - для активизации стремления к соблюдению условий, предупреждающих переедание, буду применять стимулы наказания и поощрения в соответствии с заключенным с собой договором, контрактом.

ИПК № 7-2 - в периоды между приемами пищи (составлен студенткой медуниверситета И.Иващук для лиц, страдающих сахарным диабетом со склонностью к перееданию.

В состав ИПК считаю необходимым включить группу приемов, основанных на использовании целебной силы Слова как психотерапевтического фактора (с учетом различных механизмов психологического воздействия).

1. Индукционный прием №8. Цель применения - предупредить повторное нарушение пищевого режима:* Я проявил безволие и глубоко осуждаю себя... *Однако горжусь прежними успехами, когда преодолевал инстинктивное влечение к недозволенной пище...*Моя воля крепка и укрепляется все больше и больше... *Я верю, что преодолею вредное для меня влечение...

2. Дедукционный прием №11. Цель - поднять уровень способности и уверенности преодоления чувства голода и повышенного аппетита: *Я хочу всегда чувствовать себя здоровым, бодрым и сильным... *Я человек, способный преодолеть любое искушение ... *Я убежден, что смогу соблюдать назначенный мне пищевой режим...*Но, если случайно его нарушу, отнесусь к этому спокойно, потому что знаю – « из неудачи смогу извлечь корень удачи»...

3.Приемы самоубеждения №2-1 -сформировать рациональное отношение к выбору и приему пищи. 3.1 *-Злоупотребление пищей вредно, опасно для моего здоровья ... *Я осознаю, что переедание, употребление сладости приведут к обострению болезни...*Человек живет не для того чтобы есть, а ест для того, чтобы жить.. *Знаю, что соблюдение назначенного мне режима питания - залог моего здоровья.. 3.2.*Переедание и употребление сладостей - причина моей болезни... *Употребление недозволенной еды – проявление безволия... *Я хочу и могу преодолеть вредную привычку- переедание и употребление сладостей...

4. Прием самовнушения № 78. Цель - поддержать результаты приема самоубеждения. *Я безразличен к недозволенной еде, я умею управлять своим аппетитом... *Я могу воздержаться от запрещенной пищи... *С каждым днем добиваюсь все большего успеха ... *С каждым днем мне становится все лучше и лучше...

5. Установочно-волевой прием №23.,применяемый для того,чтобы активизировать резервные возможности организма с целью повышения волевых усилий:

5.1. *Я беспощадно подавляю ненавистную мне потребность в обильной пище и потреблении сладостей...*У меня сильная воля и твердый характер... *У меня нет никаких сомнений, что смогу подавлять чувство голода и потребность в сладостях...

5.2. *Не сомневаться, преодолеть! *Закрепиться на достигнутых успехах! *Ни шагу назад!

6. Установочно-рациональный прием №26. Цель - создать оптимистическую установку к возможностям достижения успеха: *С каждым днем обретаю способность подавлять голод, отказываться от употребления сладостей...*У меня есть основания проявлять оптимизм... *Я уверен в успехе...*Мой девиз: «Радуйся каждому шагу, приближающему к поставленной цели».

7. Прием поощрительного самоодобрения №60. Цель - стимулировать стремление преодолеть чувство повышенного голода и потребность в сладостях: *Я горжусь проявленной волей, своими успехами в подавлении голода и увлечения сладостями...* Я заслуживаю высокой самооценки, одобрения и уважения...*Я достоин похвалы»...

Дополнительный прием - иммитационный прием №71. Цель - усилить мотивацию к достижению желаемых результатов путем ориентации на личности, которые могут служить вдохновляющим примером для подражания - благодаря тому, что они добились нормализации веса, успешно использовав для этого три взаимосвязанных фактора: физический (упражнения, спорт), пищевой (рациональное питание, диета) и психологический (приемы психотерапевтической самопомощи).

Резервные приемы-№№35, 41,57,62,67,70,136,138

Примечания. Подобный набор приемов возможно включить в состав ИПК для избавления от других вредных привычек ,а также для поддержания результатов лечения лиц ,страдающих патологической зависимостью. К примеру, прошедшим курс лечения по поводу алкоголизма, нами (В.Я.) зачастую рекомендуется, чтобы в состав ИПК входил прием самоубеждения с элементами приема самопоощрения следующего содержания: *«Я Человек, божественное создание Природы, а не раб бутылки-оружия сатаны. *Я - волевой мужчина, а не безвольное существо. *Пусть накажет меня судьба, если я нарушу клятву (вариант-расписку прекратить употреблять алкоголь....). *Я горжусь проявленной волей исцелиться от влечения к алкоголю...*Я вновь достоин уважения и любви... *Я – молодец, я управляю собой...

Мои девизы: *Я - не враг своему здоровью и счастью...* Никто не собьет меня с пути трезвости... *Я чувствую превосходство над теми, кто продолжает пить...*У меня произошло духовное пробуждение...

Восьмой вариант.

Показание - потребность в купировании или уменьшении болей, в возникновении которых важную роль играет психоэмоциональный фактор (по заключению лечащего специалиста у неё мигренеподобные боли психогенного происхождения, обусловленные неврозом с преобладанием синдрома вегетативных расстройств).

Причина для подготовки ИПК - приступы мигренозных болей у дочери 18 лет, которые в последнее время участились и усилились. Предполагаю, что это обусловило прочтение информации по Интернету об исследованиях эффективности иглотерапии, оказывавшая ранее на нее положительное воздействие (в одной из клиник Германии изучался механизм влияния иглотерапии на 312 больных мигренью). С этой целью проводилась акупунктура в двух группах - путем воздействия на традиционные точки и выбранные произвольно. Результаты оказались... идентичными». 2005г., июль).

Примечание: выводы немецких врачей, по нашему представлению, не являются окончательными - требуют дополнительных исследований.

Планирую разработать ИПК для купирования головных болей или уменьшения их интенсивности, включив в его состав следующие приемы:

1.Имажинативный прием, ориентированный на повышение эффективности принимаемых препаратов, №77. Суть - образно представлять целебное воздействие лекарства, исходя из описания механизма его действия в прилагаемой к медикаменту инструкции.

2. Аттенционный прием №85. Суть - психотерапевтический эффект достигается в результате изменения направленности внимания от источника боли в нейтральную область.

• Физиогенный прием №98. Совет - переключить внимание с места локализации головной боли, правой половины, использовав народно-психотерапевтический прием - прикрепить клипс к мочке левого уха.

• Психогенный прием №84.Совет - для переключения внимания порекомендую дочери заняться любимым увлечением - художественным вышиванием, являющимся для нее источником положительных эмоций.

3.Мимико-релаксационный прием №104. Совет - придать лицу выражение, способствующее расслаблению лицевых мышц – представить, что на лицо наложены «маска релаксации».

4.Сосудисто-релаксационный прием №111. Совет - холодный компресс, наложенный на область лба и принимаемые теплые ножные ванны, сочетать при приступе головной боли с самовнушением – произносить следующие слова:* »Я ощущаю благотворное влияние принимаемой процедуры... * Головные боли беспокоят все меньше и меньше. *...Тонус сосудов головного мозга нормализуется, что приводит к улучшению состояния..., купированию болей..»...

5.Имаго-зрительный прием №86 (дополнительный). Суть - представить боль в виде полушария темного цвета, которое постепенно уменьшается в размере и светлеет (желательно сопровождать суггестиями соответствующего содержания).

6. Аромато-профилактический прием №117.Совет - вдыхать запахи лаванды (или валерианы, ромашки), образно представляя их положительное влияние...

Резервные приемы.-№№35,79,89,113,118.

Девятый вариант.

Показания – высокотревожный характер с тенденцией к преувеличению своей вины.

Причина составления ИПК - желание помочь подруге, которая, как правило, необоснованно считает себя виноватой за события, свершившиеся в прошлом, будучи склонной все близко воспринимать к сердцу (в отличие от многих других она не стремится вызвать у окружающих сострадание к ней, рассказывая о переживаниях своей вины).

В состав ИПК, предназначенной для моей близкой подруги 65 лет, включу:

1.Приемы, основанные на самоанализе поведения, №17.

Для самопознания причин переживаний, связанных с неправильным представление о своей виновности, посоветую:

• Ознакомиться с научно-популярной литературой, рекомендованной для лиц, страдающих от переживаний своей вины. Из книг, прочитанных мной с целью помочь подруге (согласно рекомендации психотерапевта) посоветую ей внимательно изучить содержание трех книг, представляющих, с моей точки зрения, большую ценность для этой группы людей: «Жить, чтобы жить» У.Дайер, «Новая терапия настроений» Д.Бернс и «Сила слабых» М.Бурно.

Кроме того, учитывая её легкую ранимость, сочетающуюся со склонностью к чрезмерной обидчивости и предрасположенностью к затяжному избавлению от пережитой психотравмы (обиды), познакомлю со статьей, где рассказывается об исследованиях, проведенных американскими психологами.

Её суть:.Всем его участникам предлагалось вспомнить тяжкую обиду, нанесенную им друзьями, родственниками или возлюбленными. В дальнейшем одни участники эксперимента должны были снова и снова представлять, как они наказали бы обидчика, а другие - найти объяснение для поступка и простить их. Медперсонал в это время следил за ритмом сердца, артериальным давлением и другими физиологическими показателями. Результаты: кто копил обиды – показатели состояния здоровья были хуже, чем у тех, кто их прощал. Специалисты считают, что для здоровья лучше не игнорировать неприятности, а уметь делать позитивные выводы из случившегося и прощать обиды.

• Вести «дневник вины », способствующий как правильной оценке доли своей вины, так и снижению уровня эмоциональной напряженности благодаря отреагированию психотравмирующих переживаний.

• Проводить самодиалоги, направленные на выявление истинной причины, приведшей к переживанию вины и её последствий.

Лучше всего использовать методику «дедуктивного умозаключения» – начинать позитивно-логические рассуждения с представлением, что произошел наихудший вариант (прием №11).

2. Проблемо-разрешающий приём №28 (в модификации У. Дайер). Суть-совет: составить список поступков ,вызывающих ощущение вины; выставить за каждый из них оценку от единицы до десяти соответственно представляемой степени вины. Просуммировать все оценки и подумать, изменится ли хоть что-нибудь в настоящий период жизни, если в сумме получится, скажем, не тысяча, а миллион. В результате, я уверена, что и подруга придет к выводу: сегодняшняя действительность останется прежней, а, значит, все переживания – безосновательны.

3. Парадоксально-индукционный прием №52 .Суть - совершить поступок, обуславливавший ранее выраженное чувство вины. К примеру, в категорическом тоне отказаться от просьбы дальней родственницы, 25 лет, прогуливаться с ее собакой... При этом желательно свое несогласие мотивировать объективными причинами - не позволяет состояние здоровья быстро ходить, а периодически и бежать за её овчаркой.

4. Имажинативный прием № 77. Совет - образно представить картину «Я оцениваю ситуацию, приведшую к переживанию вины, находясь над ней ». Для этого, как рекомендуют психологи, вообразить себя, поднятым на высоту, над ситуацией, что дает возможность «окинуть объективным взглядом» психотравмирующее обстоятельство в большем масштабе. Правильнее оценить его и придти к соответствующему выводу о необоснованности переживаний (обусловленных у подруги неполной информированностью, завышенными требованиями к себе и страхом осуждения за допущенные, даже мелочные, пробелы).

5. Прием самоубеждения .№2-4. Совет - периодически при появлении чувства вины произносить: *Переживания о допущенных в прошлом ошибках – неразумны, т.к. их нельзя исправить...*Я сознаю абсурдность своих переживаний и по другой причине: извлекла урок из допущенных промахов... *Нет людей, которые не ошибаются...*Склонность к преувеличенным переживаниям вины и повышенная обидчивость – предрасполагает к психогенным болезням»...

*Мои девизы:«Если нельзя изменить причины, породившие переживания вины - волнения бессмысленны», У.Дайер.

«Человек, нанесший мне обиду, не достоин моих переживаний» («Я не доставлю радость тем, кто хотел меня обидеть - я не нарушу своего душевного равновесия...»).

»Господи,дай мне силы изменить то,что я могу изменить.Дай мне терпение смириться с тем,что я не могу изменить.Дай мне мудрость,чтобы отличит первое от второго».

Резервные приемы-№№12,18, 29,33,35,54,68,75

Десятый вариант.

Показание - выраженная застенчивость со склонностью к формированию «комплекса неполноценности» (ИПК подготовлен матерью школьника 8 класса - под руководством педагога И. Пономаревой).

По нашему совету, В. – мать ученика, страдающего выраженной застенчивостью с тенденцией к формированию «комплекса неполноценности»- подготовила для своего сына ИПК, в состав которого включила следующие психотерапевтические приемы:

а) по повышению уровня самоуважения и собственного достоинства:

• прием№31- фокусирование на положительных личностных качествах (суть – составить список положительных свойств, достоинств и преимуществ, перечитывать его периодически);

• прием №33- мнемо-оценочный (суть – вспоминать события, дающие основания для проявления чувства гордости за достигнутые успехи);

• прием №34-позитивного самоубеждения (суть – в течение дня 2-3 раза повторять словесные формулы, ориентированные на обоснованное повышение уровня самоуважения, в частности, словесные выражения: «Я вправе гордиться своими успехами; у меня есть основания преодолеть чрезмерную застенчивость, так как я обладаю весьма положительными качествами; я осознаю, что преодоление робости и боязни общения – необходимо мне для достижения жизненной цели. Мой девиз: «Кто уважает себя, того уважают другие»;

• прием № 32-улучшение самоимиджа (суть – путем улучшения осанки, походки и подбора одежды стимулировать уверенность в своих возможностях);

б) по самопоощрению за достигнутые успехи:

• прием№58 -«накопление жетонов» (суть – собирать жетоны за достижения, дающие право в последующем их обменять на льготы: купить билет в театр, кино, приобрести желаемую вещь и т.д.);

• прием №57- поощрительное самоодобрение (суть – высказывать комплименты в свой адрес за успехи, возможно при этом похлопать по плечу, произнося слова: «Молодец, молодчина!»);

в) прием №47- по функциональной тренировке, основанной на принципе постепенной адаптации к ситуациям (источникам, обстоятельствам), вызывающим необоснованные, психотравмирующие переживания из-за чрезмерной стыдливости.

Дополнительные приемы – приемы ТТС (по М.Бурно), ролевого аутотренинга, парадоксального психотерапевтического самовоздействия и отрицательного самовнушения. Резервные приемы - №№, 48,59,59,67,69




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
В каких медицинских учреждениях (поликлиниках, больницах) Вы получали платную медицинскую помощь за последние 12 месяцев?

Государственные, муниципальные
Ведомственные, корпоративные
Частные, негосударственные
Хозрасчетные отделения в государственных медицинских учреждениях
Другие медицинские учреждения



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.