Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ. 4.1. Современные проблемы организации оказания медицинских услуг в сфере противотуберкулезной помощи населению

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Модернизация организационно-экономической модели как основа повышения эффективности здравоохранения в современных условиях / ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ. 4.1. Современные проблемы организации оказания медицинских услуг в сфере противотуберкулезной помощи населению
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1447; прочтений - 1771
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

4.1. Современные проблемы организации оказания медицинских услуг в сфере противотуберкулезной помощи населению

Организация противотуберкулезной помощи населению в России насчитывает уже более 120 лет. Достаточно подробно история вопроса отражена в научном исследовании, авторами которого являются Е.И. Скачкова, О.Б. Нечаева и В.В. Пунга, представляющие Федеральный Центр мониторинга противодействия распространению туберкулеза в Российской Федерации ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава» [97]. Авторы отмечают, что изменение политики в сфере здравоохранения, курс, взятый на модернизацию отрасли, существующая нормативная правовая база практически не изменили основ организации борьбы с туберкулезом в России, сложившихся в советское время.

Существующие формы организации выявления, лечения и профилактики туберкулеза среди населения в основном сложились в 50-60-х годов прошлого столетия. За последние десятилетия они не претерпели существенных изменений, что неизбежно снизило качество предоставления медицинских услуг в сфере противотуберкулезной помощи населению и сохраняет на высоком уровне показатели эпидемической ситуации по туберкулезу в стране [37, 97].

Достаточно отметить, что в соответствии с Постановлением Совета Министров Союза СССР от 25.10.1948 №3989 “О мероприятиях по снижению заболеваемости туберкулезом”, в стране с конца 40-х годов прошлого столетия стал активно внедряться флюорографический метод обследования населения с целью раннего выявления туберкулеза [9].

На основании Постановления Совета Министров СССР от 01.09.1960 г. №972 “О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом” был издан приказ МЗ СССР от 06.10.1960 № 426 “О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом”. В приказе была изложена программа борьбы с туберкулезом, которая устанавливала целый ряд новых правовых положений.

С целью усиления профилактики туберкулеза: а) во всех городах и сельских местностях вводилась обязательная вакцинация всех неинфицированных туберкулезом детей, подростков, учащихся техникумов, студентов высших учебных заведений и работников лечебно-профилактических учреждений в возрасте до 30 лет; б) с 1963 года повсеместно вводился внутрикожный метод вакцинации и ревакцинации БЦЖ; в) устанавливалась обязательная госпитализация больных, выделяющих микобактерии туберкулеза и первоочередное предоставление им изолированной жилой площади [123].

В целях своевременного выявления больных туберкулезом: а) вводилось обязательное рентгено-флюорографическое обследование на туберкулез не реже 1 раза в 2 года для всего населения, начиная с 12 лет (кроме тех групп, для которых уже было установлено обязательное ежегодное обследование 1 раз в год); б) устанавливалась обязательная организация подвижных рентгено-флюорографических групп при республиканских, областных (краевых) и городских противотуберкулезных диспансерах из расчета не менее одной группы на 300 тыс. населения. По приказу МЗ РСФСР от 4.10.1966 № 400 одна подвижная флюорогруппа устанавливается на 100 тыс. населения [84].

Туберкулинодиагностика как метод раннего выявления туберкулезу у детей и подростков c использованием внутрикожного метода введения туберкулина применяется в нашей стране с 1965 года.

Основные противотуберкулезные препараты разработаны и используются в практике лечения больных туберкулезом с 40-50-х годов прошлого столетия: стрептомицин – с 1944 года, ПАСК – с 1946 года, пиразинамид и препараты группы ГИНК – с 1952 года, циклосерин – с 1955 года, этионамид и протионамид – с 1956 года, этамбутол – с 1961 года, рифампицин – с 1976 года [127]. С 80-х годов прошлого столетия во фтизиатрическую практику вошли фторхинолоны.

Химиопрофилактика туберкулеза введена в практику противотуберкулезной службы с 1955 года [127].

Таким образом, существующие технологии выявления, лечения и профилактики туберкулеза были сформированы в середине прошлого века и не претерпели существенных изменений до настоящего времени. К сожалению, в начале XXI века отсутствуют весомые научные и практические результаты исследований, которые могли бы вывести противотуберкулезную службу на качественно новый технологический уровень.

Именно поэтому, важнейшими резервами повышения эффективности существующей противотуберкулезной службы являются совершенствование качества управления и организационно-экономической модели службы.

Другие основные риски организации противотуберкулезной помощи населению основаны на том, что современная противотуберкулезная служба функционирует на базе административно-командной экономической модели, обладает всеми признаками монополии на рынке медицинских услуг в сегменте противотуберкулезной помощи населению.

В условиях монополии к основным рискам для потребителя медицинских услуг следует отнести:

  • отсутствие выбора медицинской услуги как экономического блага (выбора ЛПУ, врача, альтернативных методов лечения);
  • информационная диспропорция между врачом – производителем медицинских услуг и потребителем, не позволяющая пациенту объективно оценить перечень, количество и качество услуг и, соответственно, являться равноправным участником экономических отношений, когда производитель услуг знает больше, чем потребитель о состоянии его здоровья, ресурсном и технологическом обеспечении лечебного процесса, качестве лечения и исходах лечения;
  • пренебрежение интереса потребителей (пациентов) медицинских услуг производителями услуг;
  • низкая мотивация больных к лечению и как следствие – высокая доля досрочного прекращения курса химиотерапии;
  • наличие стандартов медицинской помощи, не подкрепленных ресурсным обеспечением;
  • недостаток противотуберкулезных препаратов, особенно второго ряда для лечения больных туберкулезом с МЛУ.

Основным рискам для производителя медицинских услуг (руководитель, врач-специалист) следует считать сохранение в противотуберкулезной службе административно-командной экономической модели хозяйствования, которая за лечебное учреждения отвечает на вопросы: что производит? Как производит? Для кого производить?

Современная фтизиатрия, как и все здравоохранение, функционирует на основе искусственно созданной экономики и системы экономических отношений между потребителями и производителями медицинских услуг, которые резко ограничивают эффективность отрасли.

К проявлениям административно-командной экономической модели хозяйствования во фтизиатрии следует отнести:

  • монополизация рынка медицинских услуг, сохранение традиционной институциональной структуры;
  • наличие государственной собственности на основные факторы производства (материально-технические, финансовые, информационные);
  • директивное централизованное экономическое планирование объема медицинской помощи и объема финансирования (спроса, предложения и цены услуги) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, отсутствие хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения;
  • противоречие между субъектом (орган управления) и объектом управления (учреждение здравоохранения). Бюджетное финансирование в силу существующих ограничений не способно в полном объеме обеспечить воспроизводство ни системы здравоохранения в целом, ни деятельности отдельных учреждений здравоохранения;
  • производство ограниченного спектра уникальных однородных специализированных медицинских услуг;
  • отсутствие конкуренции (в условиях отсутствия конкуренции руководитель и специалист в первую очередь удовлетворяют свои потребности, не считаясь с интересами больного);
  • финансирование по смете доходов и расходов в расчете на сетевые показатели (койки, штаты) без учета результатов деятельности;
  • отсутствие экономических методов управления, как следствие – отсутствие планирования деятельности противотуберкулезной службы, отдельных учреждений и их подразделений на основе целевых показателей и индикаторов деятельности;
  • отсутствие целеполагания в деятельности руководителя и специалистов всех уровней, как следствие – отсутствие мотивации к развитию и эффективному труду у руководителей и специалистов учреждений, низкая эффективность (низкое качество) оказываемых медицинских услуг;
  • отсутствие связи между квалификацией персонала и результатами труда, уравнительное распределение заработной платы вне связи с качеством и эффективностью труда;
  • отсутствие связи между величиной и структурой издержек на оказываемые медицинские услуги и результатами труда, высокий уровень издержек на единицу услуги;
  • отсутствие социальной, профессиональной, материальной и административной ответственности руководителей и специалистов за низкие результаты труда;
  • противоречие между инвестициями в здравоохранение, накоплением ресурсной и технологической базы и крайне низкой культурой управления;
  • противоречие между новой культурой управления и изжившей себя системой социально-экономических отношений;
  • отсутствие аудита и системы мониторинга деятельности противотуберкулезной службы, отдельных учреждений, их подразделений и специалистов;
  • отсутствие управленческой подготовки у руководителей всех уровней и пр.

В Хабаровском крае к дополнительным рискам оказания медицинских услуг в сфере противотуберкулезной помощи населению следует отнести:

  • отсутствие единого управления в рамках существующей организационной структуры противотуберкулезных учреждений края. Большинство учреждений находятся в муниципальной собственности, имеют собственные материальные, финансовые и кадровые ресурсы, действуют независимо от головного учреждения – государственного учреждения здравоохранения “Противотуберкулезный диспансер” министерства здравоохранения края;
  • отсутствие целевого планирования на всех уровнях управления (краевой, муниципальный);
  • отсутствие достаточной материально-технической и технологической базы противотуберкулезных учреждений края, приведенных к единым табелям оснащения и медико-экономическим стандартам;
  • отсутствие регламентов исполнения функций противотуберкулезных учреждений, установленных приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2010 г. № 1224н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации”;
  • слабая организация труда (отсутствие целевых показателей оценки эффективности деятельности противотуберкулезных учреждений, их подразделений, отдельных специалистов; отсутствие текущего мониторинга результатов их деятельности, формальная аттестация руководителей при полном отсутствии критериев и оценки эффективности их труда и пр.);
  • низкое качество управления, как следствие – отсутствие системы контроля качества оказываемых медицинских услуг в системе противотуберкулезной помощи населению и пр.

Указанные риски организации противотуберкулезной помощи населению воспроизводятся в условиях отсутствия достоверных данных по эпидемиологической ситуации в крае, в т.ч. по лекарственной устойчивости МБТ и сочетанию туберкулеза и ВИЧ-инфекции. Следует отметить и ограниченные возможности выхода на рынок платных медицинских услуг противотуберкулезных учреждений из-за их инфекционного статуса.

Таким образом, назрела необходимость формирования новой парадигмы борьбы с туберкулезом, основой которой является менеджмент – как инструмент повышения эффективности управления, а также совершенствование организационно-экономической модели противотуберкулезной службы.
 




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
В каких медицинских учреждениях (поликлиниках, больницах) Вы получали платную медицинскую помощь за последние 12 месяцев?

Государственные, муниципальные
Ведомственные, корпоративные
Частные, негосударственные
Хозрасчетные отделения в государственных медицинских учреждениях
Другие медицинские учреждения



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.