Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
4.2. Современные подходы к организации
противотуберкулезной помощи населению
В настоящее время в рамках действующей нормативной правовой базы
определена компетенция федеральных и региональных органов управления в вопросах
охраны здоровья населения, в т.ч. в части борьбы с туберкулезом (см. раздел 2.2
и рис. 38).
Рис. 38. Схема разделения сфер ответственности
органов управления
административно-территориальных образований по охране здоровья населения
На рисунках 38 и 39 представлена схема разделения сфер
ответственности органов управления административно-территориальных образований
по охране здоровья населения, а также модель здравоохранной деятельности в
регионе
Рис. 39. Модель здравоохранной деятельности в
регионе
Из рисунка 39 следует, что здоровье населения (3) и в первую
очередь “здоровье здоровых” является объектом управления со стороны следующих
субъектов: органов управления административно-территориальных образований (1),
организаций и учреждений, связанных со здравоохранной (2) и производственной
деятельностью (4).
Система здравоохранения (5) нацелена на сохранение и
воспроизводство здоровья населения путем использования ресурсного потенциала
бюджета территории (6), средств обязательного медицинского страхования – ОМС
(7), добровольного медицинского страхования – ДМС (8) и платных медицинских
услуг (9). Исходя из представленного рисунка, можно сделать заключение о том,
что основными резервами сохранения и воспроизводства здоровья населения могут
явиться:
- Разработка государственной политики на всех уровнях управления
административно-территориальных образований, координация деятельности
ведомств, организаций и учреждений различных форм собственности по реализации
приоритетных стратегических направлений в области охраны здоровья (1).
Данный факт обусловлен тем, что «на социально-экономические факторы
приходится 75–80 % всей проблемы, связанной с туберкулезом, а на факторы,
связанные со здравоохранением и медициной, приходится только 20–25 %. Поэтому
для эффективного противодействия туберкулезу необходима мощная поддержка со
стороны федеральных и региональных властей, создание сети специализированных
служб, проведение исследований на туберкулез и т.д.
- Повышение качества жизни, санитарно-гигиеническое просвещение, воспитание
здорового образа жизни (2, 3).
- Экономическая заинтересованность работодателя любой формы собственности в
охране здоровья работников через налоговые льготы и пр. (4).
- Повышение эффективности функционирования здравоохранения (5).
Для реализации поставленных задач необходимо выработать четкую
стратегию охраны здоровья населения, которая должна реализовываться в несколько
этапов (см. рис. 39):
- Формирование доктрины в области охраны здоровья на региональном уровне как
основы государственной политики (1).
- Определение на научной основе миссии и “дерева” целей здравоохраннной
системы региона, включающей подцели органов управления
административно-территориальных образований, организаций и учреждений,
связанных со здравоохранной и производственной деятельностью и непосредственно
системы здравоохранения (2,3,4,5).
- Разработка программы по сохранению и воспроизводству здоровья населения
региона, включающей все субъекты управления здравоохранной деятельностью
территории (1,2,3,4,5).
- Организация системы мониторинга для сопровождения данной программы и
оценки ее эффективности (1).
Следует отметить, что правительственная программа “Основные
направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации
на долгосрочную перспективу (2000-2010 годы) – “программа Грефа” содержала
условия для увеличения средств, инвестируемых населением, работниками и
работодателями в улучшение состояния здоровья. К ним авторы отнесли:
- обеспечение высокого приоритета здоровья в системе социальных ценностей
общества;
- создание возможностей и стимулов для расширения инвестиций работников и
населения в улучшение состояния своего здоровья;
- создание стимулов для расширения инвестиций работодателей в улучшение
состояния здоровья работников.
В Хабаровском крае проблеме воспроизводства населения и его
здоровья посвящена краевая целевая программа “Демографическое развитие
Хабаровского края на 2009 - 2015 годы”, утвержденная постановлением
Правительства Хабаровского края от 26.11.2008 № 276-пр (в редакции постановления
Правительства Хабаровского края от 16.12.2009 № 378-пр).
Целью программы является улучшение демографической ситуации в
Хабаровском крае.
Задачами программы явились снижение естественной убыли населения,
увеличение продолжительности жизни и увеличение миграционного прироста
населения.
Основные мероприятия Программы включают в себя: укрепление семьи
как основы воспроизводственных процессов, улучшение состояния здоровья населения
края и снижение смертности, охрана здоровья детей и подростков в крае,
укрепление репродуктивного здоровья населения края, формирование здорового
образа жизни населения края, повышение доступности образования и качества
условий осуществления образовательного процесса, повышение культуры населения,
совершенствование охраны труда, совершенствование миграционной политики.
Определены основные целевые показатели программы: изменение
численности населения (прибыль, убыль), рождаемость населения, смертность
населения, младенческая смертность, материнская смертность, средняя
продолжительность жизни, сальдо миграции населения.
Финансирование программы осуществляется за счет краевого бюджета в
размере 999 370 тыс. руб. (в ценах 2008 года).
Все указанные мероприятия нацелены на укрепление здоровья
населения, что должно привести к снижению нагрузки на здравоохранение.
Однако очевидно, что в ближайшие годы ждать отдачи от реализации
стратегии, нацеленной на сдерживание спроса населения на медицинские услуги,
мало перспективно. Более того, рост заболеваемости населения, переход
заболеваний в хронические формы, увеличение в возрастной структуре населения
удельного веса лиц пожилого и старческого возрастов неизбежно в ближайшие годы
приведет к росту спроса на медицинские услуги.
Более перспективным является стратегия сдерживания предложения
медицинских услуг. Данная стратегия включает в себя:
- структурную перестройку здравоохранения;
- совершенствование материально-технической базы здравоохранения;
- повышение эффективности использования ресурсов отрасли;
- выбор приоритетов развития здравоохранения;
- развитие механизма стратегического планирования системы здравоохранения,
включая ее структуру, ресурсное и технологическое обеспечение, внедрение
методов экономического анализа в оценку деятельности системы здравоохранения,
ее отраслей и субъектов хозяйствования;
- установление предельных уровней расходов на здравоохранение путем
составления фиксированных бюджетов, смет и установления тарифов на медицинские
услуги;
- изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников,
как механизма формирования стимулов у лечебно-профилактических учреждений к
проведению реструктуризации и эффективному использованию ресурсов и пр.
Для координации этой деятельности следует формировать
межведомственные комиссии (координационные Советы) по охране здоровья граждан и
здравоохранению на всех уровнях управления.
Задачи комиссии (Совета) – это выбор приоритетов, разработка
стратегии и программ по охране здоровья населения, их правовое, ресурсное,
технологическое и информационное обеспечение, а также анализ и контроль за
исполнением принятых решений. При разработке мероприятий программ
межведомственной комиссии следует особое внимание уделять разработке подходов по
созданию условий для развития технологий культуры здоровья, здорового образа
жизни, имея в виду при этом:
- определение форм, методов участия и меры ответственности граждан и
работодателей в сохранении и укреплении общественного здоровья, в формировании
здорового образа жизни и проведении оздоровительных мероприятий;
- разработку перспективной политики участия населения в охране здоровья;
- активизацию идеала здоровья как важнейшей составляющей качества жизни и
общественного престижа нации.
Таким образом, проблемно-целевое планирование на основе
межведомственного взаимодействия, а также привлечения граждан является основой
формирования доктрины и программ охраны здоровья населения региона.