|
| |
Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" |
|
|
|
ГЛАВА 6. КОНЦЕПЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ |
|
Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Модернизация организационно-экономической модели как основа повышения эффективности здравоохранения в современных условиях / ГЛАВА 6. КОНЦЕПЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Cлов в этом тексте - 1750; прочтений - 2910 Размер шрифта:
12px |
16px |
20px
ГЛАВА 6.
КОНЦЕПЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Концепция модернизации противотуберкулезной помощи населению
Хабаровского края (далее – Концепция) направлена на повышение доступности и
качества оказываемых медицинских услуг, определяет предпосылки, приоритеты,
цели, задачи и основные направления развития данного вида помощи в региональном
аспекте.
Предпосылками модернизации противотуберкулезной помощи населению
являются:
- Высокий уровень заболеваемости и смертности от туберкулеза в Хабаровском
крае (см. раздел 2.1).
- Низкое качество и эффективность противотуберкулезной помощи населению (см.
раздел 2.4).
- Вступление здравоохранения России в новый этап реформирования отрасли под
знаком “модернизации” на период 2011-2012 годы.
Основными приоритетами модернизации противотуберкулезной помощи
населению на уровне субъекта федерации являются:
- Формирование интегрированной организационной инфраструктуры
противотуберкулезной помощи населению с учетом ее уровней (краевой,
муниципальный), субъектов и объектов управления (ОЛС, ПТС, органы надзора),
полномочий в части выявления, лечения и профилактики туберкулеза (см. рис.
44).
- Разработка и внедрение стандартов ресурсного и технологического
обеспечения для организационной инфраструктуры противотуберкулезной помощи
населению с учетом ее уровней, субъектов и объектов управления и установленных
полномочий в соответствии с табелями оснащения медицинским оборудованием,
медико-экономическими стандартами и квалификационными требования к персоналу.
- Разработка и внедрение порядков (регламентов) организации
противотуберкулезной помощи населению с учетом ее уровней, субъектов и
объектов управления и установленных полномочий в соответствии с приказом
Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2010 г. № 1224н “Об утверждении
Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской
Федерации”.
- Разработка показателей оценки эффективности противотуберкулезной помощи
населению с учетом ее уровней, субъектов и объектов управления и установленных
полномочий, а также внедрение аудита эффективности.
- Подготовка управленческих кадров в системе противотуберкулезной помощи
населению.
Генеральной целью (миссией) предлагаемой Концепции является
достижение стабилизации и снижение заболеваемости туберкулезом путем
максимального удовлетворения потребностей населения в противотуберкулезной
помощи через достижение предельной медицинской, экономической и социальной
эффективности в границах организационной инфраструктуры при эффективном
использовании ресурсов здравоохранения.
Цели Концепции и ожидаемые результаты:
В части выявления туберкулеза:
- добиться выявления туберкулеза при профилактических осмотрах не менее, чем
в 90% случаев.
В части лечения туберкулеза:
- добиться снижения смертности от туберкулеза до 16,5 случаев на 100 тыс.
населения;
- добиться прекращения бактериовыделения не менее, чем у 85% впервые
выявленных больных туберкулезом.
В части профилактики туберкулеза:
- добиться снижения заболеваемости туберкулезом в очагах туберкулеза до
уровня 700 случаев на 100 тыс. контактных.
Основная ответственность в реализации Концепции принадлежит
противотуберкулезной службе региона (далее – Служба), под которой мы понимаем
организационно-функциональную подсистему здравоохранения, которая охватывает
государственный и муниципальный уровни здравоохранения, нацеленная на достижение
запланированных целевых показателей путем использования стандартизованных
организационных и медицинских технологий, а также ресурсов здравоохранения
[41].
Задачами Службы являются:
- Создание эффективной организационной инфраструктуры Службы с выделением
уровней (краевой, городской, районный) медицинской помощи, включая общую
лечебную сеть, органы надзора (Роспотребнадзор, Расздравнадзор) и другие
организации.
- Ресурсное обеспечение Службы, включающее финансовое,
материально-техническое и технологическое оснащение противотуберкулезных
учреждений в соответствии с уровнями и этапами медицинской помощи.
- Разработка структурно-организационных стандартов Службы (медицинские
паспорта районов, паспорта учреждений здравоохранения, табеля оснащения
учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, квалификационные
требования к специалистам и пр.).
- Разработка и внедрение единых порядков (регламентов) и
медико-экономических стандартов организации оказания медицинской помощи при
туберкулезе в соответствии с уровнями и этапами медицинской помощи.
- Разработка и внедрение стандартов контроля качества организации оказания
медицинской помощи при туберкулезе.
- Разработка системы показателей и индикаторов для оценки качества и
эффективности деятельности противотуберкулезной Службы.
- Совершенствование системы финансово-экономических отношений между
субъектами Службы на основе методов и правил финансирования и регулирования
деятельности противотуберкулезных учреждений (отход от финансирования на
сетевые показатели, бюджетирование, финансовые нормативы, нормативы объемов
оказания медицинской помощи населению в рамках территориальной программы
государственных гарантий).
- Разработка полных тарифов, рассчитанных на основе медико-экономических
стандартов оказания медицинской помощи при туберкулезе в соответствии с
уровнями и этапами медицинской помощи, позволяющие в полном объеме возместить
затраты противотуберкулезных учреждений.
- Подготовка достаточного числа подготовленных фтизиатров, способных
обеспечить доступную и качественную помощь больным туберкулезом в соответствии
с уровнями и этапами медицинской помощи, а также ресурсным обеспечением
Службы.
- Внедрение аудита эффективности деятельности Службы по целевым
показателям с определением результативности медицинской деятельности и
рейтинга противотуберкулезных учреждений.
В целях совершенствования организации противотуберкулезной
службы, повышения доступности и качества предоставления медицинских услуг
больным туберкулезом, по нашему мнению, необходимо обеспечить:
- Повышение эффективности организации раннего выявления больных
туберкулезом при профилактических осмотрах (флюорография,
туберкулинодиагностика, выявление микобактерий туберкулеза из отделяемого
бронхов, по обращению) путем стандартизации указанных технологий и внедрения
стандартов контроля качества (разделы 5.2-5.5).
- Максимально быструю госпитализацию пациентов в противотуберкулезное
учреждение, оснащенное лечебно-диагностическим оборудованием в
соответствии с табелями оснащения, укомплектованное подготовленными
медицинскими кадрами соответствующей квалификации, обеспеченное
необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского
назначения в соответствии с медико-экономическими стандартами на
основе разработанных регламентов (порядков) оказания медицинской помощи на
всех уровнях управления (краевой, районный), в том числе на уровне отдельного
учреждения.
- Поэтапное продолжение лечения (амбулаторное, санаторно-курортное) до
достижения наилучшего результата (улучшение, выздоровление).
- Разработку регламентов (порядков) деятельности Службы и ее специалистов в
соответствии с утвержденной организационной структурой и видов деятельности
(выявление, лечение, профилактика).
- Оснащение медицинским оборудованием Службы в соответствии с поуровневыми
табелями оснащения.
- Переход на программно-целевое бюджетирование – как процесс регулярного
планирования, учета, контроля и анализа финансово-экономического состояния
Службы, нацеленный на достижение результата.
- Разработку медико-экономических стандартов на основе федеральных
стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи больным
туберкулезом в соответствии с уровнями и этапами медицинской помощи.
- Подготовку фтизиатров, участвующих в оказании медицинской помощи больным
туберкулезом в соответствии с поуровневыми квалификационными характеристиками.
- Подготовку медицинских работников общей лечебной сети по вопросам
организации раннего выявления туберкулеза, его лечения и профилактики.
- Развитие телемедицинских технологий для проведения дистанционной
консультативно-диагностической деятельности между стационарами субъектового и
муниципального подчинения.
- Тотальный контроль качества предоставляемых медицинских услуг на основе
регламентов (порядков) и стандартов их оказания (выявление, лечение,
профилактика), внедрения целевых показателей, в том числе осуществление аудита
эффективности представления медицинских услуг больным туберкулезом с
привлечением специалистов Росздравнадзора и Роспотребнадзора.
- Внедрение стимулирующих форм оплаты труда в противотуберкулезные
учреждения края, основанные на учете объема и качества труда специалистов.
- Подготовку руководителей Службы и противотуберкулезных учреждений (главные
врача, заместители главного врача) по вопросам управления и экономики
здравоохранения и противотуберкулезной службы и пр.
Этапы реализации Концепции на период 2011-2020 годы:
Основные направления развития Службы на 2011-2015 годы:
- Создание Координационного Совета при Губернаторе Хабаровского края по
охране здоровья граждан и здравоохранению, в т.ч. в части модернизации борьбы
с туберкулезом в крае (см. раздел 4.2).
- Разработка и утверждение краевой целевой программы по борьбе с
туберкулезом.
- Санитарно-гигиеническое просвещение, воспитание здорового образа жизни у
населения Хабаровского края (см. раздел 4.2).
- Создание интегрированной многоуровневой организационной инфраструктуры
противотуберкулезной службы края с выделением уровней медицинской помощи
(краевой, городской, районный), включая общую лечебную сеть, органы надзора (Роспотребнадзор,
Расздравнадзор) и другие организации (см. раздел 4.3).
- Разработка структурно-организационных стандартов противотуберкулезной
службы края (медицинские паспорта районов, паспорта учреждений
здравоохранения, табеля оснащения учреждений здравоохранения медицинским
оборудованием, квалификационные требования к специалистам и пр.).
- Передача государственных полномочий по организации противотуберкулезной
помощи населению муниципальным образованиям (муниципальным учреждениям
здравоохранения).
- Укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений
края на основе строительства межрайонных диспансеров, новых диспансеров,
открытия новых отделений и капитального ремонта действующих учреждений, а
также укомплектование оборудованием в соответствии с табелями оснащения.
- Совершенствование финансово-экономического механизма противотуберкулезной
службы на основе бюджетирования – как процесса регулярного планирования,
учета, контроля и анализа финансово-экономического состояния службы,
нацеленной на достижение результата путем обеспечения доступности и качества
оказания противотуберкулезной помощи населению и эффективного использования
ресурсов. Внедрение стимулирующих форм оплаты труда для специалистов
противотуберкулезных учреждений.
- Разработка регламентов (порядков) организации противотуберкулезной помощи
населению в соответствии с уровнями и этапами медицинской помощи на уровне
края, муниципального образования, учреждения здравоохранения.
- Разработка и внедрение регламентов (порядков), медико-экономических
стандартов, а также стандартов контроля качества на основе показателей и
индикаторов оценки качества и эффективности деятельности противотуберкулезной
Службы.
- Подготовка фтизиатров для нужд края, а также обучение специалистов общей
лечебной сети по вопросам организации раннего выявления, лечения и
профилактики туберкулеза на местах (ФАПы, амбулатории, участковые больницы,
общие врачебные практики, районные и центральные районные больницы).
- Управленческая подготовка кадров руководителей противотуберкулезных
учреждений.
- Привлечение государственных и негосударственных фондов, общественных
организаций, зарубежных партнеров для совершенствования противотуберкулезной
помощи населению края.
Основные направления развития Службы на 2016-2020 годы:
- Дальнейшее укрепление материально-технической базы противотуберкулезных
учреждений края.
- Дальнейшее совершенствование механизма бюджетирования как инструмента
повышения доступности и качества медицинских услуг в системе
противотуберкулезной помощи населению и повышения эффективности использования
ресурсов Службы.
- Дальнейшее повышение доступности и качества медицинских услуг в системе
противотуберкулезной помощи населению на основе совершенствования регламентов
(порядков), стандартов контроля качества оказываемых услуг, а также реализации
аудита эффективности, в т.ч. с использованием ресурса Росздравнадзора и
Роспотребнадзора.
- Дальнейшая подготовка кадров (обучение, переподготовка, повышение
квалификации) специалистов-фтизиатров и руководителей по вопросам управления,
экономики и права в системе организации медицинской помощи, в т.ч.
противотуберкулезной помощи населению.
- Дальнейшее совершенствование стимулирующих форм оплаты труда как
инструмента мотивирования работников к качественному и эффективному труду.
- Дальнейшее взаимодействие со специалистами общей лечебной сети по вопросам
организации раннего выявления, лечения и профилактики туберкулеза на местах (ФАПы,
амбулатории, участковые больницы, общие врачебные практики, районные и
центральные районные больницы).
- Дальнейшее санитарно-гигиеническое просвещение, воспитание здорового
образа жизни у населения Хабаровского края.
- Дальнейшее привлечение государственных и негосударственных фондов,
общественных организаций, зарубежных партнеров для совершенствования
противотуберкулезной помощи населению края.
[ Оглавление книги | Главная страница раздела ] |
|
Поиск по медицинской библиотеке |
|
|
|
| |
|
|