Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
3.2. Перспективы развития ресурсной базы здравоохранения
Хабаровского края
В системе здравоохранения можно выделить два основных вида резервов:
1. Рациональное использование ресурсов при существующей системе производства
медицинских услуг.
2. Интенсификация и повышение эффективности производства медицинских услуг.
Классификацию резервов преимущественно интенсивного развития здравоохранения
можно представить следующим образом [81]:
1. Совершенствование системы управления производством медицинских услуг:
• совершенствование планирования;
• совершенствование организации;
• совершенствование мотивирования персонала;
• совершенствование координации;
• совершенствование анализа;
• совершенствование контроля.
2. Совершенствование производства медицинских услуг:
• совершенствование использования материальных ресурсов;
• совершенствование использования трудовых ресурсов;
• совершенствование использования финансовых ресурсов.
Реализация предложенных мероприятий возможна на основе учета следующих
положений:
• система медицинской помощи населению представляет собой единый технологический
процесс, ранжированный по уровням оказания медицинской помощи (первичная
медико-санитарная, специализированная, высокотехнологичная), обеспечивающий
гражданам государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи;
• сочетание технологического цикла с экономической целесообразностью позволяет
эффективно использовать ресурсы системы здравоохранения;
• создание эффективной системы управления здравоохранением позволяет сохранить
необходимый объем медицинской помощи населению, ее качество и эффективность,
привлечь дополнительные внебюджетные средства.
К основным резервам повышения эффективности использования финансовых ресурсов
следует отнести [53]:
1. Конкретизацию и законодательное закрепление государственных гарантий в
отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской
помощи.
2. Модернизацию системы обязательного медицинского страхования, переход на
преимущественно или одноканальное финансирование, совершенствование тарифной
политики за счет разработки системы финансовых нормативов, рассчитанных на
основе медико-экономических стандартов, позволяющих в полном объеме возместить
расходы учреждений здравоохранения.
3. Переход на программно-целевое бюджетирование в здравоохранении.
4. Создание условий для привлечения дополнительных инвестиций в систему
здравоохранения края (ДМС, платные медицинские услуги), в том числе за счет
негосударственного сектора здравоохранения и пр.
5. Расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений на основе
преобразования бюджетных учреждений в организационно-правовую форму автономных
учреждений.
6. Развитие государственно-частного партнерства.
К основным резервам повышения эффективности использования материальных
ресурсов следует отнести [53]:
1. Выстраивание многоуровневой системы оказания медицинской помощи населению
с выделением уровней, видов и этапов медицинской помощи.
2. Приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи.
3. Инвентаризацию основных фондов учреждений здравоохранения, в том числе их
активной части; разработку табелей оснащения учреждений здравоохранения
медицинским оборудованием; определение норм фондовооруженности и
фондооснащенности специалистов учреждений здравоохранения.
4. Разработку целевых программ по воспроизводству активной части основных фондов
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
5. Введение в эксплуатацию автоматизированной программы по мониторингу
медицинских изделий (АИС ММИ) и пр.
К основным направлениям эффективного использования кадрового потенциала
здравоохранения следует отнести [53]:
1. Упорядочение номенклатуры учреждений здравоохранения.
2. Упорядочение номенклатуры должностей работников здравоохранения.
3. Модернизация рабочих мест, приведение их в соответствие со стандартами
оснащения, положениями о структурных подразделениях.
4. Преобразование структуры врачебных кадров на основе формирования “института
врача общей практики”.
5. Повышение значимости среднего медицинского персонала в оказании медицинской и
медико-социальной помощи.
6. Введение системы управленческой подготовки руководителей органов управления
здравоохранением и учреждений здравоохранения.
7. Совершенствование аттестации медицинских работников.
Квалификационные требования к специалистам должны включать конкретные
требования, разработанные в соответствии с номенклатурой учреждения
здравоохранения, его структурными подразделениями, регламентами их деятельности,
регламентами деятельности специалиста, табелями оснащения медицинским
оборудованием, используемыми технологиями, планируемыми результатами медицинской
и экономической деятельности.
Назначение руководителей учреждений здравоохранения должно быть исключительно
на конкурсной основе с последующей их аттестацией как организаторов
здравоохранения, в том числе, в случае невыполнения условий контракта и др., с
проведением досрочной аттестации.
Следует изменить систему подготовки руководителей с их обязательной базовой
подготовкой на условиях второго высшего образования по таким дисциплинам, как
менеджмент, финансы, экономика, право и др. в здравоохранении. Соответственно
необходимо изменение и системы постдипломной подготовки руководителей учреждений
здравоохранения в части сроков ее проведения, форм и содержания обучения, а
также оценки эффективности обучения.
Методическую основу совершенствования системы непрерывного образования на
всех уровнях управления в условиях модернизации отрасли должны составить
отраслевые квалификационные требования (стандарты) к специалистам и
руководителям органов управления и учреждений здравоохранения.
Ставятся задачи по совершенствованию подготовки специалистов со средним
профессиональным образованием, развитию новых организационных форм и технологий
сестринской помощи населению, правовому регулирование сестринской деятельности.
Необходимо формирование массовой категории дипломированных медицинских сестер, в
том числе с высшим сестринским образованием, чья деятельность снижает нагрузку
на врачей и обеспечивает повышение доступности многих видов медицинской помощи.
Соотношение врачей и сестринского персонала должно быть приведено к соотношению
1:3.
Таким образом, здравоохранение представляет собой медико-производственный
комплекс. Потребляя экономические ресурсы, здравоохранение производит услуги,
которые способствуют воспроизводству трудовых ресурсов как элемента
производительных сил общества. В свою очередь общественное производство является
источником ресурсов для здравоохранения. В условиях дефицита ресурсов
здравоохранения в современных условиях ставится задача перехода отрасли на
интенсивное развитие с использованием инновационных технологий управления
здравоохранением.