Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Глава 2. Введение в менеджмент. 2.1. Развитие теории и практики менеджмента

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Основы современного менеджмента во фтизиатрии / Глава 2. Введение в менеджмент. 2.1. Развитие теории и практики менеджмента
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1076; прочтений - 4794
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px



Глава 2. Введение в менеджмент

2.1. Развитие теории и практики менеджмента

История возникновения и развития менеджмента насчитывает семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально менявших роль и значение управления в жизни общества [44]. Развитие управленческой мысли всегда вращалось вокруг трех явлений – задачи, человек и управленческая деятельность.

Первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая». По времени она соответствует зарождению письменности в древнем Шумере за три тысячелетия до нашей эры. Полагают, что возникновение письменности объяснялось главным образом управленческими потребностями жрецов вести учет и контроль над сбором налогов и накоплений огромного количества имущества. Это привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, ведущих деловую переписку и коммерческие расчеты в торговых операциях.

Вторая управленческая революция вошла в историю как «светско-административная» и связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов, которые устанавливали правила отношений личной собственности, семьи, труда, торговли, контрактов, долговых расписок. Кодекс Хаммурапи установил юридические нормы определения минимальной заработной платы и вознаграждения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за выполнение работ.

Третья управленческая революция известна как «производственно-строительная», по времени соответствует правлению Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.), который соединил государственные методы управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Навуходоносор достиг больших успехов в военных и хозяйственных делах. С текстильных фабрик того времени к нам пришли примеры цветного кодирования при контроле продукции и выплаты прогрессивной заработной платы.

Четвертая управленческая революция XVII-XVIII вв. соответствовала по времени зарождению капитализма и началу индустриального прогресса европейской цивилизации. Ее результатом стало отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.

Пятая управленческая революция (конец XIX – начало XX вв.) известна под названием «бюрократическая». Ее основные результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджера.

Попытки научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управления относятся к началу ХХ в.

Основателем школы научного менеджмента выступил американский промышленный инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), известный как создатель научного направления – «тейлоризма». Главный труд Ф.Тейлора «Принципы и методы научного менеджмента» был опубликован в 1911 году и принес автору широкую известность. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Исходным для рационализации труда у Ф.Тейлора было изучение задачи, которое должно было давать информацию для построения рационального набора операций по решению данной задачи. Основные принципы научного управления состоят в следующем: научный подход к выполнению каждого элемента работы; аналогичный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение ответственности за результаты труда между менеджерами и рабочими; абсолютное следование стандартам; использование функциональных менеджеров. Разработанная Ф.Тейлором система организации труда включала в себя: отделение управления от исполнения и введение до максимума специализации и упрощения трудовых операций. По мнению Ф.Тейлора, принципы научного менеджмента применимы ко всем видам человеческой деятельности и при правильном использовании дают удивительные результаты.

Роль человеческого фактора в управлении связывается с именем американского социолога Элтона Майо (1880-1949)[26]. Его исследования показали, что:

  • социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны в качестве стимулов, как и деньги;
  • социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе так же важно, как и организация выполняемой работы;
  • нельзя игнорировать человеческий фактор при любом правильном планировании управления.

Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека породило развитие бихевиористских теорий менеджмента, авторами которых являлись В.Скотт (1869-1955), М.Фоллет (1863-1933), А.Маслоу (1908-1970).

В настоящее время исследование человеческого фактора представляется одной из основных причин успеха или неудачи результатов управления.

Основателем классической административной школы управления считается французский горный инженер Анри Файоль (1841-1925). Его наиболее важный труд «Общее и промышленное управление» был впервые опубликован в 1916 году. В ней А.Файоль выделил управление как особый вид деятельности и сформулировал принципы управления и функции, которые должен выполнять менеджер: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль. А.Файоль полагал, что более умелое управление зависит от лучшей подготовки управляющего. Он основал школу, которая собиралась раз в неделю для изучения административных проблем практических руководителей.

В нашей стране идеи научного управления развивали А.А.Богданов, И.А.Витке, А.К.Гастев, О.А.Ерманский, П.М.Керженцев, Е.Ф.Розмирович и др.

В основе развития современного менеджмента лежат достижения практически всех школ и направлений [44].

Научный менеджмент и классическая административная школа (20-е гг.) привнесли в современную систему взглядов на менеджмент научный подход и принципы управления, анализ способов выполнения работ, оплату труда как важнейшего элемента мотивации работающих.

Школа человеческих отношений и поведенческие науки (50-е гг.) исследовали использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства, поведение людей в организации, отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.

Теория принятия решений и количественный подход (50-60-е гг.) для современного менеджмента стал источником использования количественных измерений при принятии решений, а также применения информационных систем управления и компьютерной техники.

Системный подход (50-е гг.) ставит в центр внимания управленцев систему как целостное образование, ее цели, внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на ее функционирование.

Ситуационный подход (60-е гг.) исходит из того, что решение управленческих проблем должно опираться на изучение и учет конкретного набора условий и факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на работу организации, а также принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов.

Теории Стратегии (70-е гг.), Инновации и Лидерства (80-90-е гг.) во главу управления организацией ставят разработку стратегии, инновационный подход, а также радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством.

Ключевыми моментами современной парадигмы управления являются следующие положения:

  1. Организация – это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических), составляющих среду менеджмента организации.
  2. Ситуационный подход к управлению, признание гибкости и адаптируемости управления к изменениям внешней среды, согласно которому структура и деятельность организации есть ответ на различные по своей природе внешние воздействия.
  3. Ориентация на качество продукции, на удовлетворение потребностей отдельного человека и общества.
  1. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и отдельными людьми, работающими в организации. Предприятие – это прежде всего социальная система, эффективность которой зависит от ее главного ресурса – человека. Задача менеджера состоит в том, чтобы организовать эффективную совместную работу, в процессе которой человек способен в максимальной степени раскрыть свой трудовой потенциал. Поэтому современный менеджмент уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерство, стиль руководства, квалификация, мотивация, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.
  2. Система управления ориентирована на повышение роли организационной культуры и инновацию, на мотивацию и стиль руководства.

Таким образом, менеджмент является древнейшим видом деятельности человека. Современный менеджмент учитывает достижения всех школ и направлений и интегрирует их в процессе управления. Новая управленческая парадигма признает возросшую роль человеческого фактора, его образования, профессионализма, квалификации, а также таких факторов, как лидерство, культура, мотивация и т.д.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
Более 21000 рублей (более 300 USD)
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2017. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.