Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Глава 2. Введение в менеджмент. 2.1. Развитие теории и практики менеджмента

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Основы современного менеджмента во фтизиатрии / Глава 2. Введение в менеджмент. 2.1. Развитие теории и практики менеджмента
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1076; прочтений - 8078
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Глава 2. Введение в менеджмент

2.1. Развитие теории и практики менеджмента

История возникновения и развития менеджмента насчитывает семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально менявших роль и значение управления в жизни общества [44]. Развитие управленческой мысли всегда вращалось вокруг трех явлений – задачи, человек и управленческая деятельность.

Первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая». По времени она соответствует зарождению письменности в древнем Шумере за три тысячелетия до нашей эры. Полагают, что возникновение письменности объяснялось главным образом управленческими потребностями жрецов вести учет и контроль над сбором налогов и накоплений огромного количества имущества. Это привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, ведущих деловую переписку и коммерческие расчеты в торговых операциях.

Вторая управленческая революция вошла в историю как «светско-административная» и связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов, которые устанавливали правила отношений личной собственности, семьи, труда, торговли, контрактов, долговых расписок. Кодекс Хаммурапи установил юридические нормы определения минимальной заработной платы и вознаграждения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за выполнение работ.

Третья управленческая революция известна как «производственно-строительная», по времени соответствует правлению Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.), который соединил государственные методы управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Навуходоносор достиг больших успехов в военных и хозяйственных делах. С текстильных фабрик того времени к нам пришли примеры цветного кодирования при контроле продукции и выплаты прогрессивной заработной платы.

Четвертая управленческая революция XVII-XVIII вв. соответствовала по времени зарождению капитализма и началу индустриального прогресса европейской цивилизации. Ее результатом стало отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.

Пятая управленческая революция (конец XIX – начало XX вв.) известна под названием «бюрократическая». Ее основные результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджера.

Попытки научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управления относятся к началу ХХ в.

Основателем школы научного менеджмента выступил американский промышленный инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), известный как создатель научного направления – «тейлоризма». Главный труд Ф.Тейлора «Принципы и методы научного менеджмента» был опубликован в 1911 году и принес автору широкую известность. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Исходным для рационализации труда у Ф.Тейлора было изучение задачи, которое должно было давать информацию для построения рационального набора операций по решению данной задачи. Основные принципы научного управления состоят в следующем: научный подход к выполнению каждого элемента работы; аналогичный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение ответственности за результаты труда между менеджерами и рабочими; абсолютное следование стандартам; использование функциональных менеджеров. Разработанная Ф.Тейлором система организации труда включала в себя: отделение управления от исполнения и введение до максимума специализации и упрощения трудовых операций. По мнению Ф.Тейлора, принципы научного менеджмента применимы ко всем видам человеческой деятельности и при правильном использовании дают удивительные результаты.

Роль человеческого фактора в управлении связывается с именем американского социолога Элтона Майо (1880-1949)[26]. Его исследования показали, что:

  • социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны в качестве стимулов, как и деньги;
  • социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе так же важно, как и организация выполняемой работы;
  • нельзя игнорировать человеческий фактор при любом правильном планировании управления.

Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека породило развитие бихевиористских теорий менеджмента, авторами которых являлись В.Скотт (1869-1955), М.Фоллет (1863-1933), А.Маслоу (1908-1970).

В настоящее время исследование человеческого фактора представляется одной из основных причин успеха или неудачи результатов управления.

Основателем классической административной школы управления считается французский горный инженер Анри Файоль (1841-1925). Его наиболее важный труд «Общее и промышленное управление» был впервые опубликован в 1916 году. В ней А.Файоль выделил управление как особый вид деятельности и сформулировал принципы управления и функции, которые должен выполнять менеджер: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль. А.Файоль полагал, что более умелое управление зависит от лучшей подготовки управляющего. Он основал школу, которая собиралась раз в неделю для изучения административных проблем практических руководителей.

В нашей стране идеи научного управления развивали А.А.Богданов, И.А.Витке, А.К.Гастев, О.А.Ерманский, П.М.Керженцев, Е.Ф.Розмирович и др.

В основе развития современного менеджмента лежат достижения практически всех школ и направлений [44].

Научный менеджмент и классическая административная школа (20-е гг.) привнесли в современную систему взглядов на менеджмент научный подход и принципы управления, анализ способов выполнения работ, оплату труда как важнейшего элемента мотивации работающих.

Школа человеческих отношений и поведенческие науки (50-е гг.) исследовали использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства, поведение людей в организации, отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.

Теория принятия решений и количественный подход (50-60-е гг.) для современного менеджмента стал источником использования количественных измерений при принятии решений, а также применения информационных систем управления и компьютерной техники.

Системный подход (50-е гг.) ставит в центр внимания управленцев систему как целостное образование, ее цели, внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на ее функционирование.

Ситуационный подход (60-е гг.) исходит из того, что решение управленческих проблем должно опираться на изучение и учет конкретного набора условий и факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на работу организации, а также принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов.

Теории Стратегии (70-е гг.), Инновации и Лидерства (80-90-е гг.) во главу управления организацией ставят разработку стратегии, инновационный подход, а также радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством.

Ключевыми моментами современной парадигмы управления являются следующие положения:

  1. Организация – это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических), составляющих среду менеджмента организации.
  2. Ситуационный подход к управлению, признание гибкости и адаптируемости управления к изменениям внешней среды, согласно которому структура и деятельность организации есть ответ на различные по своей природе внешние воздействия.
  3. Ориентация на качество продукции, на удовлетворение потребностей отдельного человека и общества.
  1. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и отдельными людьми, работающими в организации. Предприятие – это прежде всего социальная система, эффективность которой зависит от ее главного ресурса – человека. Задача менеджера состоит в том, чтобы организовать эффективную совместную работу, в процессе которой человек способен в максимальной степени раскрыть свой трудовой потенциал. Поэтому современный менеджмент уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерство, стиль руководства, квалификация, мотивация, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.
  2. Система управления ориентирована на повышение роли организационной культуры и инновацию, на мотивацию и стиль руководства.

Таким образом, менеджмент является древнейшим видом деятельности человека. Современный менеджмент учитывает достижения всех школ и направлений и интегрирует их в процессе управления. Новая управленческая парадигма признает возросшую роль человеческого фактора, его образования, профессионализма, квалификации, а также таких факторов, как лидерство, культура, мотивация и т.д.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Доверяете ли вы вакцинам от COVID-19?

Да, доверяю всем вакцинам
Да, доверяю, но только отечественным вакцинам
Да, доверяю, но только зарубежным вакцинам
Не доверяю всем вакцинам
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.