Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Глава 2. Введение в менеджмент
2.1. Развитие теории и практики менеджмента
История возникновения и развития менеджмента насчитывает семь
тысячелетий и пять управленческих революций, радикально менявших роль и значение
управления в жизни общества [44]. Развитие управленческой мысли всегда вращалось
вокруг трех явлений – задачи, человек и управленческая деятельность.
Первая управленческая революция характеризуется как
«религиозно-коммерческая». По времени она соответствует зарождению письменности
в древнем Шумере за три тысячелетия до нашей эры. Полагают, что возникновение
письменности объяснялось главным образом управленческими потребностями
жрецов вести учет и контроль над сбором налогов и накоплений огромного
количества имущества. Это привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов,
ведущих деловую переписку и коммерческие расчеты в торговых операциях.
Вторая управленческая революция вошла в историю как «светско-административная»
и связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до
н.э.), издавшего свод законов, которые устанавливали правила отношений личной
собственности, семьи, труда, торговли, контрактов, долговых расписок. Кодекс
Хаммурапи установил юридические нормы определения минимальной заработной платы и
вознаграждения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался
контроль и ответственность за выполнение работ.
Третья управленческая революция известна как
«производственно-строительная», по времени соответствует правлению
Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.), который соединил государственные методы
управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.
Навуходоносор достиг больших успехов в военных и хозяйственных делах. С
текстильных фабрик того времени к нам пришли примеры цветного кодирования при
контроле продукции и выплаты прогрессивной заработной платы.
Четвертая управленческая революция
XVII-XVIII
вв. соответствовала по времени зарождению капитализма и началу индустриального
прогресса европейской цивилизации. Ее результатом стало отделение менеджмента от
собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.
Пятая управленческая революция (конец
XIX – начало
XX вв.) известна под названием
«бюрократическая». Ее основные результаты: формирование крупных иерархических
структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов,
установление должностных обязанностей и ответственности менеджера.
Попытки научного обобщения накопленного опыта и формирования основ
науки управления относятся к началу ХХ в.
Основателем школы научного менеджмента выступил американский
промышленный инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), известный как
создатель научного направления – «тейлоризма». Главный труд Ф.Тейлора «Принципы
и методы научного менеджмента» был опубликован в 1911 году и принес автору
широкую известность. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании
человека, его места в организации и сущности его деятельности. Исходным для
рационализации труда у Ф.Тейлора было изучение задачи, которое должно
было давать информацию для построения рационального набора операций по решению
данной задачи. Основные принципы научного управления состоят в следующем:
научный подход к выполнению каждого элемента работы; аналогичный подход к
подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение
ответственности за результаты труда между менеджерами и рабочими; абсолютное
следование стандартам; использование функциональных менеджеров. Разработанная
Ф.Тейлором система организации труда включала в себя: отделение управления от
исполнения и введение до максимума специализации и упрощения трудовых операций.
По мнению Ф.Тейлора, принципы научного менеджмента применимы ко всем видам
человеческой деятельности и при правильном использовании дают удивительные
результаты.
Роль человеческого фактора в управлении связывается с именем
американского социолога Элтона Майо (1880-1949)[26]. Его исследования показали,
что:
- социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны
в качестве стимулов, как и деньги;
- социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе так же важно,
как и организация выполняемой работы;
- нельзя игнорировать человеческий фактор при любом правильном планировании
управления.
Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека породило
развитие бихевиористских теорий менеджмента, авторами которых являлись В.Скотт
(1869-1955), М.Фоллет (1863-1933), А.Маслоу (1908-1970).
В настоящее время исследование человеческого фактора представляется
одной из основных причин успеха или неудачи результатов управления.
Основателем классической административной школы управления
считается французский горный инженер Анри Файоль (1841-1925). Его наиболее
важный труд «Общее и промышленное управление» был впервые опубликован в 1916
году. В ней А.Файоль выделил управление как особый вид деятельности и
сформулировал принципы управления и функции, которые должен выполнять менеджер:
планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль. А.Файоль
полагал, что более умелое управление зависит от лучшей подготовки управляющего.
Он основал школу, которая собиралась раз в неделю для изучения административных
проблем практических руководителей.
В нашей стране идеи научного управления развивали А.А.Богданов,
И.А.Витке, А.К.Гастев, О.А.Ерманский, П.М.Керженцев, Е.Ф.Розмирович и др.
В основе развития современного менеджмента лежат достижения
практически всех школ и направлений [44].
Научный менеджмент и классическая административная школа (20-е
гг.) привнесли в современную систему взглядов на менеджмент научный подход и
принципы управления, анализ способов выполнения работ, оплату труда как
важнейшего элемента мотивации работающих.
Школа человеческих отношений и поведенческие науки (50-е гг.)
исследовали использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой
динамики, мотивации и лидерства, поведение людей в организации, отношение к
членам организации как к активным человеческим ресурсам.
Теория принятия решений и количественный подход (50-60-е гг.)
для современного менеджмента стал источником использования количественных
измерений при принятии решений, а также применения информационных систем
управления и компьютерной техники.
Системный подход (50-е гг.) ставит в центр внимания управленцев
систему как целостное образование, ее цели, внутренние и внешние факторы,
оказывающие влияние на ее функционирование.
Ситуационный подход (60-е гг.) исходит из того, что решение
управленческих проблем должно опираться на изучение и учет конкретного набора
условий и факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на работу
организации, а также принятие управленческих решений на основе изучения всей
совокупности ситуационных факторов.
Теории Стратегии (70-е гг.), Инновации и Лидерства
(80-90-е гг.) во главу управления организацией ставят разработку стратегии,
инновационный подход, а также радикальное изменение взаимоотношений между
персоналом и руководством.
Ключевыми моментами современной парадигмы управления являются
следующие положения:
- Организация – это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов
внутренней и внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в
связи с усложнением всей системы общественных отношений (социальных,
экономических, политических), составляющих среду менеджмента организации.
- Ситуационный подход к управлению, признание гибкости и адаптируемости
управления к изменениям внешней среды, согласно которому структура и
деятельность организации есть ответ на различные по своей природе внешние
воздействия.
- Ориентация на качество продукции, на удовлетворение потребностей
отдельного человека и общества.
- Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в
целом, так и отдельными людьми, работающими в организации. Предприятие – это
прежде всего социальная система, эффективность которой зависит от ее главного
ресурса – человека. Задача менеджера состоит в том, чтобы организовать
эффективную совместную работу, в процессе которой человек способен в
максимальной степени раскрыть свой трудовой потенциал. Поэтому современный
менеджмент уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерство, стиль
руководства, квалификация, мотивация, взаимоотношения в коллективе и реакция
людей на изменения.
- Система управления ориентирована на повышение роли организационной
культуры и инновацию, на мотивацию и стиль руководства.
Таким образом, менеджмент является древнейшим видом деятельности
человека. Современный менеджмент учитывает достижения всех школ и направлений и
интегрирует их в процессе управления. Новая управленческая парадигма признает
возросшую роль человеческого фактора, его образования, профессионализма,
квалификации, а также таких факторов, как лидерство, культура, мотивация и т.д.