Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Глава 3. Стратегическое управление во фтизиатрии
3.1. Общая концепция стратегического управления
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos (stratos – войско + ago –
веду) и переводится как «искусство генерала»[27]. Термин стратегический
менеджмент был введен в 60-70-х годах для того, чтобы отражать управление,
осуществляемое на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства.
Стратегический менеджмент в системе противотуберкулезной помощи населению
представляет собой комплекс решений и действий, применяемых для формулирования и
осуществления стратегии, которая обеспечивает качественное и эффективное
соответствие между организацией (системой противотуберкулезной помощи населению)
и средой (обществом) для достижения целей организации.
Главные признаки стратегического менеджмента:
1. В управлении всеми процессами основное внимание уделяется разработке и
формированию главной цели (миссии) и дерева целей противотуберкулезной службы,
имеющие конкретное отражение в программе действия.
2. Все сотрудники противотуберкулезных учреждений знают миссию и цели,
существует атмосфера целеустремленности в работе медицинского персонала.
3. Методология разработки управленческих решений имеет стратегический характер.
4. Функционирует система стратегического контроля за качеством и эффективностью
противотуберкулезной помощи населению.
5. Проводятся исследования тенденций развития, разработка прогнозов, анализ
реальной эпидемической ситуации по туберкулезу.
6. Инновационность, творчество, мотивация.
Причины, приведшие к резкому возрастанию значения стратегического менеджмента
в системе противотуберкулезной помощи населению:
1. Прогрессирующее ухудшение эпидемической ситуации по туберкулезу в России и
субъектах Российской Федерации.
2. Огромный социально-экономический ущерб от туберкулеза.
3. Низкая эффективность противотуберкулезной службы.
4. Ограниченность ресурсов.
5. Внедрение экономических методов управления отраслью.
6. Развитие информационных сетей.