Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 5.2. Категории управленческих работников

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Основы современного менеджмента во фтизиатрии / 5.2. Категории управленческих работников
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 2266; прочтений - 11679
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

5.2. Категории управленческих работников

Категории управленческих работников

Процесс управления осуществляется на основе разделения и кооперации управленческого труда, который представляет собой объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников [52].

Выделяют следующее разделение управленческого труда:

  1. Функциональное – выделение функций, выполнение которых закрепляется производством за определенными работниками или подразделениями аппарата управления.
  2. Иерархическое – распределение работ по уровням управления.
  3. Технологическое – дифференциация процессов управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации.
  4. Профессиональное – дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой.
  5. Квалификационное - распределение работ в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями.
  6. Должностное - распределение управленческих работников в соответствии с их компетенцией.

Управленческие работники по их месту в процессе управления подразделяют на руководителей, специалистов и служащих (технических исполнителей).

Руководитель (менеджер) - это возглавляющий организацию или отдельное подразделение работник (главный врач, его заместители и заведующие отделениями), наделенный полномочиями для принятия решений и несущий всю полноту ответственности за результаты труда. Руководители организуют подготовку и принимают управленческие решения, а также осуществляют контроль за их исполнением.

Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления, например, экономисты, юристы, бухгалтера и пр. Они анализируют информацию, готовят варианты решений для руководителей в соответствии с приказами, регламентом, нормативами, квалификационными требованиями.

Служащие – работники, обслуживающие деятельность руководителей и специалистов, например, секретари, операторы. Они выполняют информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от рутинной и трудоемкой работы.

Ключевой фигурой в управлении организацией является руководитель (менеджер).

В любой организации имеются два типа менеджеров – линейные и функциональные.

К линейным менеджерам относятся руководители, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений (клинические и параклинические отделения) – это главный врач, его заместители и заведующие отделениями.

К функциональным менеджерам относятся работники, ответственные за определенную подсистему управления, например, начальник отдела кадров, главный бухгалтер.

По месту в системе управления организацией менеджеры занимают три уровня: высший, средний и низовой (рис.5.3).

Рис.5.3. Уровни руководства в организации.

Рис.5.3. Уровни руководства в организации.

Менеджеры высшего уровня определяют стратегию развития отрасли или организацию. Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью, тесными связями с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным темпом работы. Руководитель организации контактирует с исполнительной и законодательной властью, отраслевыми органами управления, поставщиками ресурсов, научно-исследовательскими институтами, вузами, ассоциациями, общественными организациями и пр.

Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низового звена, решая при этом преимущественно тактические задачи. Данные руководители значительную часть своего времени тратят на общение с аналогичными руководителями среднего уровня (горизонтальная координация работ).

Менеджеры низового уровня составляют самую многочисленную управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий, решая преимущественно тактические и оперативные задачи путем непосредственного взаимодействия с производственным персоналом.

Основная задача менеджеров различного уровня состоит «в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами» [20].

Содержанием деятельности менеджеров различного уровня является процесс реализации функций управления: планирование, организовывание, координация, мотивация и контроль (рис.5.4).

В процессе планирования определяются цели организации, формируются планы для их достижения, увязываются воедино задачи и ресурсы.

Функция организовывания предполагает проектирование структуры организации, определение конкретных заданий для подразделений и исполнителей, а также распределение всех ресурсов для достижения целей организации. Реализуя функцию координации, менеджеры согласовывают действия подразделений. Мотивирование представляет собой процесс воздействия на работников с целью побуждения их к определенным действиям. Для успешного мотивирования менеджерам необходимо знать потребности работников организации и создавать для них условия, которые способствовали бы, с одной стороны, эффективной деятельности организации, а с другой, - удовлетворению их потребностей. Контроль – это сопоставление фактических результатов работы с запланированными, оценка и корректировка деятельности работников в соответствии с поставленными целями [52].

Рис.5.4. Функции и процесс работы менеджеров различного уровня в организации

Рис.5.4. Функции и процесс работы менеджеров различного уровня в организации

Следует отметить, что значимость различных функций управления в деятельности менеджеров различного уровня неодинакова. Так, менеджеры высшего уровня больше времени затрачивают на реализацию функции планирования, на низшем уровне управления наиболее важна функция мотивации. В то же время менеджеры всех уровней тратят преимущественно время на реализацию функции планирования.

Менеджер, выполняя перечисленные функции, организует сбор информации и разработку вариантов решения, выбирает наилучший вариант и принимает окончательное управленческое решение, направленное на достижение цели организации.

Главное условие согласованной работы менеджеров – это четкое распределение целей, задач, функций, полномочий, обязанностей и ответственности.

Специфика управленческого труда обуславливает и требования, предъявляемые к менеджерам.

Так, по мнению Ф.У.Тейлора, руководитель обязан обладать такими качествами, как ум, образование, специальные или технические знания, физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл (Тейлор Ф.У. Научная организация труда / Научная организация труда и управление. Под общей ред. А.Н.Щербаня.-М., 1966.-С. 244).

А.Файоль выделяет следующие черты, характерные для руководителя: здоровье и физическая выносливость, ум и умственная работоспособность, нравственные качества, значительный круг общих познаний, административные способности (дар предвидения, организаторские качества, распорядительность и пр.), общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям, возможно более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия процессии (Файоль А. Общее и промышленное управление. - М., 1923. – С.83-84).

Во второй половине XX в. в связи с развитием ситуационного подхода в управлении главным в оценке деятельности менеджера стало признаваться умение адаптироваться к динамически изменяющимся условиям. Английские специалисты в области управления М.Вудкок и Д.Френсис (1991) выделяют следующий перечень требований к менеджеру: способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навык решать проблемы, изобретательность и способность к новациям, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных и пр.

Сегодня к числу важнейших требований к менеджерам любого уровня относятся: профессиональная компетентность, наличие общей подготовки в области менеджмента; знание техники и технологии производства в отрасли, к которой принадлежит организация; знание экономики и права, психологии и педагогики; владение навыками администрирования; умение самостоятельно и своевременно принимать решения и настойчиво добиваться их исполнения путем воздействия на подчиненных; чувство нового, способность предвидеть тенденции развития организации. Важное место имеют организаторские качества менеджера: целеустремленность, умение подбирать и эффективно использовать работников, определять их задачи и функции.

Особое место среди требований к менеджеру занимает умение работать с людьми. Руководитель должен обладать способностью налаживать хорошие взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимном уважении и доверии, создавать благоприятный социально-психологический климат в организации[52].

Можно выделить следующие качества современного менеджера:

  • менеджер – это глобальный стратег, способный планировать деятельность организации;
  • менеджер должен обладать высокой адаптируемостью к изменениям во внешней и внутренней среде, творческой деятельностью, быть инноватором, иметь развитое мышление в критических ситуациях;
  • менеджер должен использовать современные методы и технологии в процессе управления организацией, в первую очередь информационные, компьютерные технологии;
  • менеджер должен уметь эффективно работать в команде и как лидер, и как член команды. «И по сей день многие руководители считают, что управленческая команда – это какой-то круг непосредственных подчиненных руководителя, которые точно транслируют исходящие от него руководящие импульсы на всю организацию. Дееспособность такой команды, конечно, мала. Настоящая команда обязательно должна состоять из профессионалов, знакомых с теорией и практикой управленческого консультирования» (Бабаева Л., Чирикова А. / Человек и труд.-1995.-№3.-С.106). Целесообразность работы в команде обусловлена: 1. Многообразием и сложностью стоящих перед организацией задач. 2. Нарастающими объемами новой информации в различных областях медицины, экономики, права, что делает невозможным единоличное принятие управленческих решений руководителем организации. 3. Взаимосвязанностью деятельности различных подразделений организации. 4. Коллективное управление повышает инновационный потенциал менеджеров, формирует у них чувство причастности к целям организации, улучшает межличностные отношения, укрепляет их сплоченность и согласие, помогает решить проблему преемственности в руководстве организации;
  • менеджер-лидер: лидерство рассматривается как способность активизировать деятельность работников, умение показывать пример для подражания, а также оказывать влияние на людей для достижения целей организации, увеличение их творческого потенциала. Менеджер-лидер является ключевой фигурой в управлении организацией. Эффективный менеджер-лидер мотивирует деятельность работников на достижение целей. Осуществив разделение труда и обеспечив сотрудников необходимыми ресурсами, он представляет им самостоятельность в работе, контролируя результаты;
  • менеджер обязан постоянно стремиться к самообучению и саморазвитию для того, чтобы добиться успеха в изменяющихся условиях функционирования организации.

Можно выделить следующие роли менеджера в организации:

  1. Межличностные роли:
    • Главный руководитель
    • Лидер
    • Связующее звено
  1. Информационные роли:
    • Приемник информации
    • Распределитель информации
    • Представитель
  1. Решенческие роли:
    • Предприниматель
    • Устраняющий нарушения
    • Распределитель ресурсов
    • Ведущий переговоры

Реализация общих функций и ролей менеджера определяет успех управленческой деятельности и в конечном итоге ведет к достижению запланированных результатов организации (см. рис. 5.4).

Выделяют следующие критерии оценки эффективности менеджера в организации:

  1. Социально-психологические:
  • удовлетворенность трудом, когда сотрудники удовлетворены условиями труда, характером и содержанием выполняемой работы, степенью самостоятельности, заработной платой, отношениями с руководителем и коллегами и т.д.;
  • мотивация членов коллектива, когда сотрудники хотят быть членами коллектива, имеют возможности для саморазвития, повышения творческого потенциала, знают перспективы деловой карьеры;
  • авторитет руководителя в организации. Следует оценить, каким авторитетом пользуется руководитель в коллективе: формальным, т.е. обусловленным набором властных полномочий; моральным, т.е. приобретенным за счет нравственных качеств личности; функциональным, основанным на профессиональной компетентности;
  • самооценка коллектива, которая представляет собой общий итог успешности функционирования коллектива.
  1. Экономические:
  • качество услуг;
  • эффективность услуг;
  • производительность;
  • инновация;
  • прибыльность;
  • стабильность существования организации.

Таким образом, от профессионализма менеджеров зависит проводимая в Российской Федерации реформа здравоохранения. Поэтому подготовка и переподготовка высококвалифицированных менеджеров и приобретение ими навыков эффективной управленческой работы имеет необычайно большое значение.

Краткое заключение

Управленческий труд – это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда.

Содержание управленческого труда заключается в определении целей организации и создании условий (экономических, организационных, технических, социальных, и пр.) для их решения.

Объектом управленческого труда в организации выступает трудовая деятельность людей. Предметом управленческого труда является процесс сбора, обработки и передачи информации в организации. Движение информации в организации осуществляется через средства труда.

Достижение цели организации осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих решений, которые и представляют собой специфический продукт управленческого труда. В этой связи управленческий труд имеет информационную природу.

Процесс управления осуществляется на основе разделения и кооперации управленческого труда, который представляет собой объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников.

Выделяют следующие виды обособления управленческого труда: функциональное, иерархическое, технологическое, профессиональное, квалификационное, должностное.

Управленческие работники по их месту в процессе управления подразделяют на руководителей, специалистов и служащих.

Ключевой фигурой в управлении организацией является руководитель (менеджер). Выделяют менеджеров линейных и функциональных, которые по месту в системе управления организацией занимают три уровня: высший, средний и низовой.

Содержанием деятельности менеджеров различного уровня является процесс реализации функций управления: планирование, организовывание, координация, мотивация и контроль.

В процессе управления сегодня происходят изменения, которые, прежде всего, связаны с тем, что работники рассматриваются как основной ресурс организации. При этом в процесс принятия управленческих решений вовлекаются не только менеджеры, но и весь персонал. В этих условиях менеджеру необходимо работать в управленческой команде и в качестве лидера, и в качестве участника команды. В свою очередь это резко повышает требования к его деловым и личностным качествам.

Образование и самообразование менеджеров сегодня являются основой реформ в России, в том числе в системе здравоохранения.

Основные понятия и термины

Менеджер линейный Предмет УТ

Менеджер функциональный Продукт УТ

Менеджер высшего уровня Руководитель

Менеджер среднего уровня Служащий

Менеджер низового уровня Специалист

Субъект УТ Управленческий труд




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
В каких медицинских учреждениях (поликлиниках, больницах) Вы получали платную медицинскую помощь за последние 12 месяцев?

Государственные, муниципальные
Ведомственные, корпоративные
Частные, негосударственные
Хозрасчетные отделения в государственных медицинских учреждениях
Другие медицинские учреждения



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.