Глава 7. Управление эффективностью
7.1.
Сущность и содержание эффективности
В системе противотуберкулезной помощи населению оценка медицинской
и экономической эффективности организаций является обязательным условием ее
успешного функционирования и развития.
Существующая практика планирования деятельности организации
опирается главным образом на такие показатели, как численность населения, штаты
и мощность учреждений.
По форме выражения результата деятельности организации выделяют
натуральные, стоимостные и трудовые показатели [15].
В настоящее время в здравоохранении наиболее широкое
распространение получили натуральные количественные показатели, которые являются
основой взаиморасчетов органов управления и лечебных учреждений. К ним
относятся, например, число посещений в поликлиниках и количество пролеченных
больных в стационарах. Главным недостатком натуральных количественных
показателей является несопоставимость результатов труда персонала в учреждениях
амбулаторно-поликлинического звена и стационарах. Кроме того, указанные
показатели не отражают качество медицинских услуг, медицинскую и экономическую
эффективность деятельности всего здравоохранения, его отраслей, а также
субъектов хозяйствования.
Стоимостные показатели характеризуют объем выполненных работ и
оказанных услуг через их денежное выражение. К стоимостным показателям
относятся, например, стоимость оказанных услуг, а также прибыль, полученная в
расчете на одного работника или единицу времени. Однако и стоимостные показатели
не лишены недостатков. Так, в настоящее время в условиях ограниченного
финансирования тарифы на медицинские услуги включают в себя главным образом
условно-переменные статьи бюджетной классификации. В то же время в себестоимость
единицы медицинской услуги не включаются материальные ресурсы и основные
производственные фонды, не учитывается амортизация и не анализируется жизненный
цикл медицинской услуги. К существенным недостаткам стоимостных показателей
относится и их зависимость от инфляции и уровня цен. Все вышеотмеченное
затрудняет использование стоимостных показателей для оценки эффективности
деятельности учреждений здравоохранения и особенно бюджетных организаций, в том
числе противотуберкулезных учреждений, которые, как правило, не занимаются
оказанием платных услуг.
Трудовые показатели характеризуют трудоемкость производственного
процесса через затраты труда для выполнения единицы работы и получения
результата. К ним относятся: время для выполнения одной процедуры, исследования,
прием больного и т.д. Поэтому на практике данные показатели используются как
плановые - в качестве нормативов, а не для оценки деятельности учреждений.
Таким образом, в настоящее время возникла неотложная потребность в
использовании на производстве в медицинских учреждениях системы показателей,
которые бы характеризовали эффективность их деятельности, а также явились
основой для разработки стимулирующих форм оплаты труда по качественным конечным
показателям, отражающим результаты труда.
Применительно к системе здравоохранения приоритеты должны
отдаваться показателям, которые учитывают не только количественную сторону
деятельности (количество посещений и госпитализаций), характеризующим факт
оказания медицинской помощи, а не результат, но и качественную сторону. К ним
следует отнести, например, такое понятие как законченный случай.
Под законченным случаем в системе противотуберкулезной помощи
населению следует понимать эффективный стандартный
результат: в стационаре - ликвидация бактериовыделения,
рассасывание инфильтрации и уплотнение очагов туберкулеза, заживление или
стойкое уменьшение каверн в течение запланированного среднего срока лечения всех
больных или среднего планового срока лечения больных в соответствии с КСГ (МЭС);
в поликлинике - количество больных, переведенных из
– лат.) и означает действенное, результативное, производительное [41]. По
выражению Ф.Н.Кадырова (1999), эффективность- это соотношение результатов
с затраченными на их достижение средствами.
В здравоохранении выделяют три вида эффективности:
- Медицинская.
- Социальная.
- Экономическая.
Кроме того, следует выделять следующие уровни эффективности:
- Народно-хозяйственная эффективность всего здравоохранения.
- Народно-хозяйственная эффективность отраслей здравоохранения.
- Эффективность субъектов хозяйствования здравоохранения.
- Эффективность отдельных мероприятий, проводимых в здравоохранении.
Можно также разграничить эффективность здравоохранения в
зависимости от уровня управления:
- Федеральный.
- Субъекта Федерации.
- Краевой (областной).
- Муниципальный.
По формам собственности следует выделять эффективность медицинских
учреждений:
- Государственных.
- Муниципальных.
- Частных.
Эффективный законченный случай в клинической практике соответствует
такому понятию как «улучшение».
Достижение «улучшения» у больного туберкулезом соответствует
высокому качеству и эффективности медицинской услуги, а также рациональному
использованию ресурсов.
Состояния «без перемен», «прогрессирование» и
«летальность» соответствуют низкому качеству и эффективности медицинской
услуги.
Включение в стандарт конечных результатов деятельности стационаров
только показателей “прогрессирование” и “летальность» свидетельствует о том, что
деятельность учреждений не нацелена на эффективный конечный результат, имеет
неуправляемый характер и носит затратный характер.
В то же время совершенно очевидно, что в клинике невозможно у всех
больных достичь эффективного результата. Поэтому с позиции медицинской
эффективности количество больных с законченным случаем всегда будет меньше
общего количества пролеченных больных, а с позиции экономической эффективности
возникает необходимость планировать ресурсы, которые пойдут на оказание помощи
данной категории больных.
Приоритетным в оценке эффективности деятельности стационара следует
считать показатель «улучшение», т.к. именно на этот результат и нацелена
деятельность учреждения.
Эффективность характерна лишь для целенаправленного действия.
Поэтому данная категория носит управленческий характер и отражает, прежде всего,
степень достижения поставленных целей.
Проблема повышения эффективности в системе противотуберкулезной
помощи населению включает в себя следующие составляющие:
- маркетинг, позволяющий определить потребность населения в видах и объемах
противотуберкулезной помощи;
- управление производством в части внедрения новых ресурсосберегающих
технологий;
- управление ресурсами, в том числе трудовыми;
- контроль за качеством деятельности организации.
Следовательно, эффективность является интегрированным показателем,
в котором соединены квалификация персонала, обеспеченность ресурсами, уровень
технологий, качество продукции, качество управления. Необходимо помнить, что на
эффективность влияют и факторы внешней среды: социально-экономическая политика
государства, экология, уровень технологического развития, состояние источников
ресурсов, состояние потребителей и пр.[11].
Выделяют следующие этапы управления эффективностью:
- Планирование эффективности (медицинской, социальной и экономической).
- Оценка текущих (фактических) показателей эффективности.
- Сопоставление плановых и фактических показателей эффективности.
- Анализ величины и причин отклонения плановых и фактических показателей
эффективности.
- Разработка, принятие и контроль управленческих решений по ликвидации
отклонений и достижению плановых показателей эффективности.
Общая структурно-логическая схема процесса управления
эффективностью в системе противотуберкулезной помощи населению представлена на
рисунке 7.1.
Рис.7.1. Структурно-логическая схема процесса
управления эффективностью в организации
Из рисунка следует, что субъект управления в соответствии с
целеполаганием планирует показатели эффективности производственной деятельности
в организации (медицинские, социальные, экономические), которые принимают
нормативный характер. Через систему контроля полученные фактические показатели
сравниваются с плановыми, определяется величина и причины отклонений. На этой
основе по принципу обратной связи принимаются управленческие решения,
направленные на решение целевых задач и достижение эффективных плановых
результатов.
Обратная связь является важнейшим механизмом управления
эффективностью. С ее помощью происходит адаптация организации к меняющимся
условиям. Отсутствие системы обратной связи свидетельствует об отсутствии
механизма контроля между органами управления и организацией, а внутри
организации между субъектом и объектом управления. Все это приводит к увеличению
затрат при снижении результатов деятельности. Следовательно, эффективность
организации определяется прежде всего состоянием менеджмента [18].
Таким образом, в настоящее время возникла необходимость создания
новой управленческой парадигмы в части планирования медицинской и экономической
эффективности деятельности организации. Современная методология планирования
должна опираться не на численность населения, штаты учреждений и их мощности, а
на потребность населения в видах и объемах противотуберкулезной помощи.
Именно потребность должна явиться основой для планирования структуры учреждения
и его ресурсов, а также внедрения инновационных технологий. Планируемые
ресурсы должны идти не на содержание учреждений, а на удовлетворение
потребностей населения в противотуберкулезной помощи (см. рис.7.1).