Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Глава 7. Управление эффективностью. 7.1. Сущность и содержание эффективности

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Основы современного менеджмента во фтизиатрии / Глава 7. Управление эффективностью. 7.1. Сущность и содержание эффективности
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1107; прочтений - 4989
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Глава 7. Управление эффективностью

7.1. Сущность и содержание эффективности

В системе противотуберкулезной помощи населению оценка медицинской и экономической эффективности организаций является обязательным условием ее успешного функционирования и развития.

Существующая практика планирования деятельности организации опирается главным образом на такие показатели, как численность населения, штаты и мощность учреждений.

По форме выражения результата деятельности организации выделяют натуральные, стоимостные и трудовые показатели [15].

В настоящее время в здравоохранении наиболее широкое распространение получили натуральные количественные показатели, которые являются основой взаиморасчетов органов управления и лечебных учреждений. К ним относятся, например, число посещений в поликлиниках и количество пролеченных больных в стационарах. Главным недостатком натуральных количественных показателей является несопоставимость результатов труда персонала в учреждениях амбулаторно-поликлинического звена и стационарах. Кроме того, указанные показатели не отражают качество медицинских услуг, медицинскую и экономическую эффективность деятельности всего здравоохранения, его отраслей, а также субъектов хозяйствования.

Стоимостные показатели характеризуют объем выполненных работ и оказанных услуг через их денежное выражение. К стоимостным показателям относятся, например, стоимость оказанных услуг, а также прибыль, полученная в расчете на одного работника или единицу времени. Однако и стоимостные показатели не лишены недостатков. Так, в настоящее время в условиях ограниченного финансирования тарифы на медицинские услуги включают в себя главным образом условно-переменные статьи бюджетной классификации. В то же время в себестоимость единицы медицинской услуги не включаются материальные ресурсы и основные производственные фонды, не учитывается амортизация и не анализируется жизненный цикл медицинской услуги. К существенным недостаткам стоимостных показателей относится и их зависимость от инфляции и уровня цен. Все вышеотмеченное затрудняет использование стоимостных показателей для оценки эффективности деятельности учреждений здравоохранения и особенно бюджетных организаций, в том числе противотуберкулезных учреждений, которые, как правило, не занимаются оказанием платных услуг.

Трудовые показатели характеризуют трудоемкость производственного процесса через затраты труда для выполнения единицы работы и получения результата. К ним относятся: время для выполнения одной процедуры, исследования, прием больного и т.д. Поэтому на практике данные показатели используются как плановые - в качестве нормативов, а не для оценки деятельности учреждений.

Таким образом, в настоящее время возникла неотложная потребность в использовании на производстве в медицинских учреждениях системы показателей, которые бы характеризовали эффективность их деятельности, а также явились основой для разработки стимулирующих форм оплаты труда по качественным конечным показателям, отражающим результаты труда.

Применительно к системе здравоохранения приоритеты должны отдаваться показателям, которые учитывают не только количественную сторону деятельности (количество посещений и госпитализаций), характеризующим факт оказания медицинской помощи, а не результат, но и качественную сторону. К ним следует отнести, например, такое понятие как законченный случай.

Под законченным случаем в системе противотуберкулезной помощи населению следует понимать эффективный стандартный результат: в стационаре - ликвидация бактериовыделения, рассасывание инфильтрации и уплотнение очагов туберкулеза, заживление или стойкое уменьшение каверн в течение запланированного среднего срока лечения всех больных или среднего планового срока лечения больных в соответствии с КСГ (МЭС); в поликлинике - количество больных, переведенных из I и II групп ДУ в III группу ДУ с клиническим излечением, т.е. излеченных от туберкулеза. Аналогично и по больным с внелегочными формами туберкулеза.

«Эффективное» происходит от слова «эффект» (effectus – лат.) и означает действенное, результативное, производительное [41]. По выражению Ф.Н.Кадырова (1999), эффективность- это соотношение результатов с затраченными на их достижение средствами.

В здравоохранении выделяют три вида эффективности:

  1. Медицинская.
  2. Социальная.
  3. Экономическая.

Кроме того, следует выделять следующие уровни эффективности:

  1. Народно-хозяйственная эффективность всего здравоохранения.
  2. Народно-хозяйственная эффективность отраслей здравоохранения.
  3. Эффективность субъектов хозяйствования здравоохранения.
  4. Эффективность отдельных мероприятий, проводимых в здравоохранении.

Можно также разграничить эффективность здравоохранения в зависимости от уровня управления:

  1. Федеральный.
  2. Субъекта Федерации.
  3. Краевой (областной).
  4. Муниципальный.

По формам собственности следует выделять эффективность медицинских учреждений:

  1. Государственных.
  2. Муниципальных.
  3. Частных.

Эффективный законченный случай в клинической практике соответствует такому понятию как «улучшение».

Достижение «улучшения» у больного туберкулезом соответствует высокому качеству и эффективности медицинской услуги, а также рациональному использованию ресурсов.

Состояния «без перемен», «прогрессирование» и «летальность» соответствуют низкому качеству и эффективности медицинской услуги.

Включение в стандарт конечных результатов деятельности стационаров только показателей “прогрессирование” и “летальность» свидетельствует о том, что деятельность учреждений не нацелена на эффективный конечный результат, имеет неуправляемый характер и носит затратный характер.

В то же время совершенно очевидно, что в клинике невозможно у всех больных достичь эффективного результата. Поэтому с позиции медицинской эффективности количество больных с законченным случаем всегда будет меньше общего количества пролеченных больных, а с позиции экономической эффективности возникает необходимость планировать ресурсы, которые пойдут на оказание помощи данной категории больных.

Приоритетным в оценке эффективности деятельности стационара следует считать показатель «улучшение», т.к. именно на этот результат и нацелена деятельность учреждения.

Эффективность характерна лишь для целенаправленного действия. Поэтому данная категория носит управленческий характер и отражает, прежде всего, степень достижения поставленных целей.

Проблема повышения эффективности в системе противотуберкулезной помощи населению включает в себя следующие составляющие:

  • маркетинг, позволяющий определить потребность населения в видах и объемах противотуберкулезной помощи;
  • управление производством в части внедрения новых ресурсосберегающих технологий;
  • управление ресурсами, в том числе трудовыми;
  • контроль за качеством деятельности организации.

Следовательно, эффективность является интегрированным показателем, в котором соединены квалификация персонала, обеспеченность ресурсами, уровень технологий, качество продукции, качество управления. Необходимо помнить, что на эффективность влияют и факторы внешней среды: социально-экономическая политика государства, экология, уровень технологического развития, состояние источников ресурсов, состояние потребителей и пр.[11].

Выделяют следующие этапы управления эффективностью:

  1. Планирование эффективности (медицинской, социальной и экономической).
  2. Оценка текущих (фактических) показателей эффективности.
  3. Сопоставление плановых и фактических показателей эффективности.
  4. Анализ величины и причин отклонения плановых и фактических показателей эффективности.
  5. Разработка, принятие и контроль управленческих решений по ликвидации отклонений и достижению плановых показателей эффективности.

Общая структурно-логическая схема процесса управления эффективностью в системе противотуберкулезной помощи населению представлена на рисунке 7.1.

Рис.7.1. Структурно-логическая схема процесса управления

Рис.7.1. Структурно-логическая схема процесса управления эффективностью в организации

Из рисунка следует, что субъект управления в соответствии с целеполаганием планирует показатели эффективности производственной деятельности в организации (медицинские, социальные, экономические), которые принимают нормативный характер. Через систему контроля полученные фактические показатели сравниваются с плановыми, определяется величина и причины отклонений. На этой основе по принципу обратной связи принимаются управленческие решения, направленные на решение целевых задач и достижение эффективных плановых результатов.

Обратная связь является важнейшим механизмом управления эффективностью. С ее помощью происходит адаптация организации к меняющимся условиям. Отсутствие системы обратной связи свидетельствует об отсутствии механизма контроля между органами управления и организацией, а внутри организации между субъектом и объектом управления. Все это приводит к увеличению затрат при снижении результатов деятельности. Следовательно, эффективность организации определяется прежде всего состоянием менеджмента [18].

Таким образом, в настоящее время возникла необходимость создания новой управленческой парадигмы в части планирования медицинской и экономической эффективности деятельности организации. Современная методология планирования должна опираться не на численность населения, штаты учреждений и их мощности, а на потребность населения в видах и объемах противотуберкулезной помощи. Именно потребность должна явиться основой для планирования структуры учреждения и его ресурсов, а также внедрения инновационных технологий. Планируемые ресурсы должны идти не на содержание учреждений, а на удовлетворение потребностей населения в противотуберкулезной помощи (см. рис.7.1).




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Доверяете ли вы вакцинам от COVID-19?

Да, доверяю всем вакцинам
Да, доверяю, но только отечественным вакцинам
Да, доверяю, но только зарубежным вакцинам
Не доверяю всем вакцинам
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.