Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Глава 7. Управление эффективностью. 7.1. Сущность и содержание эффективности

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Основы современного менеджмента во фтизиатрии / Глава 7. Управление эффективностью. 7.1. Сущность и содержание эффективности
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1107; прочтений - 2870
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Глава 7. Управление эффективностью

7.1. Сущность и содержание эффективности

В системе противотуберкулезной помощи населению оценка медицинской и экономической эффективности организаций является обязательным условием ее успешного функционирования и развития.

Существующая практика планирования деятельности организации опирается главным образом на такие показатели, как численность населения, штаты и мощность учреждений.

По форме выражения результата деятельности организации выделяют натуральные, стоимостные и трудовые показатели [15].

В настоящее время в здравоохранении наиболее широкое распространение получили натуральные количественные показатели, которые являются основой взаиморасчетов органов управления и лечебных учреждений. К ним относятся, например, число посещений в поликлиниках и количество пролеченных больных в стационарах. Главным недостатком натуральных количественных показателей является несопоставимость результатов труда персонала в учреждениях амбулаторно-поликлинического звена и стационарах. Кроме того, указанные показатели не отражают качество медицинских услуг, медицинскую и экономическую эффективность деятельности всего здравоохранения, его отраслей, а также субъектов хозяйствования.

Стоимостные показатели характеризуют объем выполненных работ и оказанных услуг через их денежное выражение. К стоимостным показателям относятся, например, стоимость оказанных услуг, а также прибыль, полученная в расчете на одного работника или единицу времени. Однако и стоимостные показатели не лишены недостатков. Так, в настоящее время в условиях ограниченного финансирования тарифы на медицинские услуги включают в себя главным образом условно-переменные статьи бюджетной классификации. В то же время в себестоимость единицы медицинской услуги не включаются материальные ресурсы и основные производственные фонды, не учитывается амортизация и не анализируется жизненный цикл медицинской услуги. К существенным недостаткам стоимостных показателей относится и их зависимость от инфляции и уровня цен. Все вышеотмеченное затрудняет использование стоимостных показателей для оценки эффективности деятельности учреждений здравоохранения и особенно бюджетных организаций, в том числе противотуберкулезных учреждений, которые, как правило, не занимаются оказанием платных услуг.

Трудовые показатели характеризуют трудоемкость производственного процесса через затраты труда для выполнения единицы работы и получения результата. К ним относятся: время для выполнения одной процедуры, исследования, прием больного и т.д. Поэтому на практике данные показатели используются как плановые - в качестве нормативов, а не для оценки деятельности учреждений.

Таким образом, в настоящее время возникла неотложная потребность в использовании на производстве в медицинских учреждениях системы показателей, которые бы характеризовали эффективность их деятельности, а также явились основой для разработки стимулирующих форм оплаты труда по качественным конечным показателям, отражающим результаты труда.

Применительно к системе здравоохранения приоритеты должны отдаваться показателям, которые учитывают не только количественную сторону деятельности (количество посещений и госпитализаций), характеризующим факт оказания медицинской помощи, а не результат, но и качественную сторону. К ним следует отнести, например, такое понятие как законченный случай.

Под законченным случаем в системе противотуберкулезной помощи населению следует понимать эффективный стандартный результат: в стационаре - ликвидация бактериовыделения, рассасывание инфильтрации и уплотнение очагов туберкулеза, заживление или стойкое уменьшение каверн в течение запланированного среднего срока лечения всех больных или среднего планового срока лечения больных в соответствии с КСГ (МЭС); в поликлинике - количество больных, переведенных из I и II групп ДУ в III группу ДУ с клиническим излечением, т.е. излеченных от туберкулеза. Аналогично и по больным с внелегочными формами туберкулеза.

«Эффективное» происходит от слова «эффект» (effectus – лат.) и означает действенное, результативное, производительное [41]. По выражению Ф.Н.Кадырова (1999), эффективность- это соотношение результатов с затраченными на их достижение средствами.

В здравоохранении выделяют три вида эффективности:

  1. Медицинская.
  2. Социальная.
  3. Экономическая.

Кроме того, следует выделять следующие уровни эффективности:

  1. Народно-хозяйственная эффективность всего здравоохранения.
  2. Народно-хозяйственная эффективность отраслей здравоохранения.
  3. Эффективность субъектов хозяйствования здравоохранения.
  4. Эффективность отдельных мероприятий, проводимых в здравоохранении.

Можно также разграничить эффективность здравоохранения в зависимости от уровня управления:

  1. Федеральный.
  2. Субъекта Федерации.
  3. Краевой (областной).
  4. Муниципальный.

По формам собственности следует выделять эффективность медицинских учреждений:

  1. Государственных.
  2. Муниципальных.
  3. Частных.

Эффективный законченный случай в клинической практике соответствует такому понятию как «улучшение».

Достижение «улучшения» у больного туберкулезом соответствует высокому качеству и эффективности медицинской услуги, а также рациональному использованию ресурсов.

Состояния «без перемен», «прогрессирование» и «летальность» соответствуют низкому качеству и эффективности медицинской услуги.

Включение в стандарт конечных результатов деятельности стационаров только показателей “прогрессирование” и “летальность» свидетельствует о том, что деятельность учреждений не нацелена на эффективный конечный результат, имеет неуправляемый характер и носит затратный характер.

В то же время совершенно очевидно, что в клинике невозможно у всех больных достичь эффективного результата. Поэтому с позиции медицинской эффективности количество больных с законченным случаем всегда будет меньше общего количества пролеченных больных, а с позиции экономической эффективности возникает необходимость планировать ресурсы, которые пойдут на оказание помощи данной категории больных.

Приоритетным в оценке эффективности деятельности стационара следует считать показатель «улучшение», т.к. именно на этот результат и нацелена деятельность учреждения.

Эффективность характерна лишь для целенаправленного действия. Поэтому данная категория носит управленческий характер и отражает, прежде всего, степень достижения поставленных целей.

Проблема повышения эффективности в системе противотуберкулезной помощи населению включает в себя следующие составляющие:

  • маркетинг, позволяющий определить потребность населения в видах и объемах противотуберкулезной помощи;
  • управление производством в части внедрения новых ресурсосберегающих технологий;
  • управление ресурсами, в том числе трудовыми;
  • контроль за качеством деятельности организации.

Следовательно, эффективность является интегрированным показателем, в котором соединены квалификация персонала, обеспеченность ресурсами, уровень технологий, качество продукции, качество управления. Необходимо помнить, что на эффективность влияют и факторы внешней среды: социально-экономическая политика государства, экология, уровень технологического развития, состояние источников ресурсов, состояние потребителей и пр.[11].

Выделяют следующие этапы управления эффективностью:

  1. Планирование эффективности (медицинской, социальной и экономической).
  2. Оценка текущих (фактических) показателей эффективности.
  3. Сопоставление плановых и фактических показателей эффективности.
  4. Анализ величины и причин отклонения плановых и фактических показателей эффективности.
  5. Разработка, принятие и контроль управленческих решений по ликвидации отклонений и достижению плановых показателей эффективности.

Общая структурно-логическая схема процесса управления эффективностью в системе противотуберкулезной помощи населению представлена на рисунке 7.1.

Рис.7.1. Структурно-логическая схема процесса управления

Рис.7.1. Структурно-логическая схема процесса управления эффективностью в организации

Из рисунка следует, что субъект управления в соответствии с целеполаганием планирует показатели эффективности производственной деятельности в организации (медицинские, социальные, экономические), которые принимают нормативный характер. Через систему контроля полученные фактические показатели сравниваются с плановыми, определяется величина и причины отклонений. На этой основе по принципу обратной связи принимаются управленческие решения, направленные на решение целевых задач и достижение эффективных плановых результатов.

Обратная связь является важнейшим механизмом управления эффективностью. С ее помощью происходит адаптация организации к меняющимся условиям. Отсутствие системы обратной связи свидетельствует об отсутствии механизма контроля между органами управления и организацией, а внутри организации между субъектом и объектом управления. Все это приводит к увеличению затрат при снижении результатов деятельности. Следовательно, эффективность организации определяется прежде всего состоянием менеджмента [18].

Таким образом, в настоящее время возникла необходимость создания новой управленческой парадигмы в части планирования медицинской и экономической эффективности деятельности организации. Современная методология планирования должна опираться не на численность населения, штаты учреждений и их мощности, а на потребность населения в видах и объемах противотуберкулезной помощи. Именно потребность должна явиться основой для планирования структуры учреждения и его ресурсов, а также внедрения инновационных технологий. Планируемые ресурсы должны идти не на содержание учреждений, а на удовлетворение потребностей населения в противотуберкулезной помощи (см. рис.7.1).




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
Более 21000 рублей (более 300 USD)
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.