Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Глава 8. Управленческие решения
8.1. Общие понятия об управленческих решениях
Принятие управленческих решений представляет основу управленческой
деятельности. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса
управления.
В деловом и научном обиходе термин «принятие решений» означает
единовременный акт окончательного выбора, утверждения одного из возможных
вариантов действий.
Существуют различные определения понятия “управленческое
решение”.
Короткое определение дали Мескон М. и соавт.(1994): решение –
это выбор альтернативы.
По мнению Максимцова М.М. и соавт.(1998), управленческое решение
– это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных
полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Фатхутдинов Р.А. (1998) сделал следующее определение:
управленческое решение - результат анализа, прогнозирования, оптимизации,
экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов
достижения конкретной цели системы менеджмента.
Поршнев А.Г. и соавт.(1999) считают, что управленческое решение
– это концентрированное выражение процесса управления на его заключительном
этапе.
Необходимость разработки управленческого решения возникает в случае
появления проблемной ситуации, под которой понимается несоответствие
фактических или прогнозируемых значений параметров управляемой системы целям
организации [41].
К возникновению проблемной ситуации могут привести три причины:
отклонение фактических параметров от плановых (целевых); изменение целей
управления; возможность такого отклонения в будущем в случае неприятия
каких-либо превентивных мер.
Управленческие решения характеризуются качеством, под
которым понимается совокупность параметров решения, удовлетворяющих
потребности конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации
[49].
Отсюда возникают требования к решениям. К ним относятся :
обоснованность, четкость формулировок, реальность осуществления,
своевременность, экономичность (определяется размером затрат), эффективность
(как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов)
[48].
Схему системного подхода к принятию управленческого решения можно
представить в виде рис.8.1.
Рис.8.1. Компоненты системного подхода принятия
управленческого решения
Вход системы характеризуется параметрами проблемы, которые
необходимо решить, например, низкая эффективность лечебной работы в стационаре.
Выход системы отражает целенаправленную деятельность
организации или решение, которое выражено количественно или качественно,
например, достижение состояния “улучшение” на момент выписка из стационара у 90%
впервые выявленных больных туберкулезом легких.
Внешняя среда характеризуется состоянием макросреды и
непосредственного окружения, влияющим на деятельность противотуберкулезной
службы или отдельного учреждения.
Обратная связь отражает информацию, поступающую от
потребителя продукции (услуг) к лицу, принимающему решение, характеризует
степень достижения результата.
Отношение Рt/Зt
отражает эффективность достигнутого результата.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности
управленческого решения относятся:
- обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией;
- применение методов функционально-стоимостного анализа,
математико-экономического моделирования и прогнозирования для обоснования
каждого решения;
- структуризация проблемы и построение дерева целей;
- обеспечение сопоставимости вариантов решения;
- обеспечение многовариантности решения;
- правовая обоснованность принимаемого решения;
- автоматизация процесса разработки и реализации решения;
- наличие механизма реализации решения.
Важным условием положительного воздействия решения на организацию
является его согласованность с ранее принятыми решениями как по вертикали, так и
по горизонтали управления.
Выделяют два подхода к управлению проблемной ситуацией: по
отклонению и по возмущению.
При управлении по отклонению управляющая система (субъект
управления) реагирует на возникшее рассогласование между параметрами
функционирования управляемой системы (объект управления) и целями управления
(результатами). При управлении по возмущению управляющая система
реагирует на возможность такого отклонения, связанного с воздействием каких-либо
внешних причин.
Варианты действий, сопоставляя которые делает свой выбор лицо,
принимающее решение (ЛПР), принято называть альтернативами. Задача
принятия решения – это осознание лицом, принимающим решение, проблемной
ситуации, в которой возможны различные варианты действия и необходимо выбрать
один из них. Под лицом, принимающим решение (ЛПР), понимается человек или группа
людей, на которых возложена функция окончательного выбора одного из возможных
вариантов решения [41].
Принято выделять три стадии процесса разработки решения:
разведывательная, проектная и стадия выбора.
На разведывательной стадии происходит выявление проблемной
ситуации. Стадия завершается постановкой задачи принятия решения, в которой
должны быть сформулированы ответы на следующие вопросы:
- Какую управленческую проблему необходимо решить?
- Какое время отведено на решение задачи?
- Какими силами и средствами будет решаться задача?
Форма предоставления результата на этой стадии – словесное описание
задачи и условий ее решения.
На проектной стадии разрабатывается информационная модель
проблемной ситуации, в которой альтернативы представлены как совокупности
характеристик, выраженные в числовой или вербальной форме.
На стадии выбора из множества альтернатив отбирается одно решение.