Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Заключение
Туберкулез в России на рубеже третьего тысячелетия остается актуальной
медицинской, социальной и экономической проблемой.
Системный кризис, поразивший общество, вызвал снижение уровня жизни
населения, волну миграции, рост преступности, ослабление противоэпидемических
мероприятий, отбросил противотуберкулезную службу по основным показателям ее
деятельности на 30-40 лет назад. Уже не первый год продолжается рост
заболеваемости и смертности от туберкулеза. Отмечается рост контингентов больных
туберкулезом. В отечественной фтизиатрии обозначились новые проблемы – это
проблема туберкулеза у больных с ВИЧСПИД-инфекцией, а также лекарственная
устойчивость микобактерий туберкулеза. Прогноз развития эпидемической ситуации
по туберкулезу остается неблагоприятный. Государству наносится огромный
экономический ущерб за счет прямых затрат на оказание стационарной и
амбулаторно-поликлинической помощи больным туберкулезом, расходов по социальному
страхованию и социальной защите, а также за счет косвенных потерь вследствие
временной или стойкой нетрудоспособности и преждевременной смертности от
туберкулеза. И это несмотря на то, что служба остается достаточно
организованной, имеет разветвленную коечную сеть стационаров, диспансерных
учреждений и обеспечена врачебным персоналом.
Сегодня очевидно, что традиционные подходы к решению проблемы туберкулеза в
России, основанные на экстенсивном пути развития фтизиатрии, в значительной мере
себя исчерпали.
Противотуберкулезная служба не может оставаться в стороне от процессов,
происходящих в обществе и в целом в здравоохранении.
Важнейшей задачей современной фтизиатрии является ее адаптация к новым
социально-экономическим условиям. Основу механизма адаптации составляет новая
управленческая парадигма в системе противотуберкулезной помощи населению,
позволяющая перевести отрасль на интенсивный путь развития, активизирующая
человеческий фактор, базирующаяся на экономических методах управления,
направленных на повышение качества и эффективности медицинских услуг, а также
достижение цели (целей) управления.
Миссия противотуберкулезной службы нацелена на достижение стабилизации и
снижение заболеваемости туберкулезом путем максимального удовлетворения
потребностей населения в противотуберкулезной помощи через достижение предельной
медицинской, экономической и социальной эффективности при оптимальном
использовании всех видов ресурсов.
Создание эффективного механизма управления и экономическая организация
противотуберкулезной службы - вот основные направления совершенствования
деятельности отрасли.
На этом пути необходимо произвести анализ внутренней и внешней среды самой
противотуберкулезной службы, а также системы здравоохранения и общества, которые
оказывают внешнее системообразующее воздействие, осуществить прогноз развития
эпидемической ситуации по туберкулезу в системе государственного мониторинга,
выбрать приоритетные направления развития службы. Ключевое значение имеет
выработка стратегии развития службы, в том числе в области политики,
менеджмента, экономики, финансирования и ее правового обеспечения.
Реализация стратегии, направленной на достижение медицинских, экономических и
социальных целей, в настоящее время возможна только при условии принципиально
новых механизмов анализа и планирования деятельности противотуберкулезной
службы. Сегодня жизненно необходимы четкое определение реальной потребности
населения в видах и объемах противотуберкулезной помощи на стационарном и
амбулаторно-поликлинических этапах, построение адекватной организационной
макроструктуры противотуберкулезной службы, рациональное планирование
ограниченных ресурсов, внедрение стандартных безопасных ресурсосберегающих
технологий. Не менее важное значение имеет система тотального контроля за
качеством и эффективностью противотуберкулезной помощи населению. При этом
эффективность следует оценивать с позиции рационального использования ресурсов
внутри самой службы, а также с позиции влияния противотуберкулезной службы в
системе здравоохранения на воспроизводство населения и трудовых ресурсов
общества.
В конечном итоге речь идет о построении региональной модели
противотуберкулезной службы, которая является элементом социально-экономической
инфраструктуры региона, ориентируется на свою общественную значимость по
удовлетворению потребностей населения в противотуберкулезной помощи. Модель
формируется как саморегулирующая структура, определяющая баланс между спросом и
предложением, ресурсным и технологическим обеспечением, качеством и
эффективностью медицинской помощи.
Совершенно очевидно, что реализация современных задач в области управления и
экономики противотуберкулезной службы невозможна без подготовки профессиональных
менеджеров здравоохранения. Хочется верить в то, что в ближайшее десятилетие
здравоохранение и противотуберкулезная служба подготовят “критическую” массу
специалистов в области управления, которые сделают реформу здравоохранения и ее
отраслей необратимой.