Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 1.2. Здравоохранение как отрасль экономики

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Стратегия эффективного использования ресурсов здравоохранения региона / 1.2. Здравоохранение как отрасль экономики
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 2317; прочтений - 16722
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

1.2. Здравоохранение как отрасль экономики

Экономика здравоохранения представляет собой отраслевую экономику [15,53]. Выделение экономики здравоохранения в относительно обособленную часть экономики государства обусловлено единством вида и назначения выполняемой деятельности (охрана здоровья) и применяемых медицинских технологий.

Можно выделить несколько причин, обусловивших потребность в возникновении и развитии экономики здравоохранения [28]:

Приоритет социальной сферы, отказ от “экономического детерминизма”.

Диверсификация всей социальной сферы, преобразование ее инфраструктуры, в том числе структуры современного здравоохранения в части производства, реализации и потребления услуг здравоохранительной сферы.

Существование эмпирического базиса экономики здравоохранения вследствие длительной реальной практики управления, как в нашей стране, так и за рубежом (опыт социального планирования в СССР, проекты построения социальной рыночной экономики в ряде стран Западной Европы, социальные программы правительства США, например, программы социальной помощи и медицинского обслуживания бедных “Medicaid”).

Распыленность формирующейся новой экономической дисциплины (экономика здравоохранения) между различными смежными науками.

Реальным содержанием экономики здравоохранения как научной дисциплины является изучение связей, отношений и закономерностей функционирования сферы здравоохранения с точки зрения эффективности производства услуг здравоохранения, обеспечивающих расширенное воспроизводство человека и поступательное движение общества.

Предметом экономики здравоохранения являются отношения по поводу производства и потребления услуг здравоохранения, т.е. хозяйственный механизм отрасли.

Объектом исследования экономики здравоохранения является непосредственно здоровье человека или общества, а также сама система здравоохранения, обеспечивающая систему жизнедеятельности и саморазвития индивида и социальных общностей.

Основными направлениями развития экономики здравоохранения могут явиться: проблемы целей и социальной обусловленности экономического развития сферы здравоохранения; экономические факторы сферы здравоохранения; диалектика экономической и медицинской эффективности; оценка медико-экономической эффективности; экономические основы функционирования инфраструктуры сферы здравоохранения [28].

Система здравоохранения представляет собой единство функции и структуры. Функция системы здравоохранения определяет основное назначение отрасли и заключается в удовлетворении потребностей общества в услугах здравоохранения. Сама функция оценивается конечной результативностью системы здравоохранения. При этом, чем выше совпадение структуры потребностей обществ услугах здравоохранения и структуры полученных результатов в общественном здоровье, тем, следовательно, эффективней функционирует и сама система здравоохранения.

Под структурой в системе здравоохранения понимается распределение ресурсов, их связи, взаимоотношения, а также управленческие решения, нацеленные на эффективное использование ресурсов отрасли. В современных социально-экономических условиях основным фактором, определяющим эффективное функционирование системы здравоохранения, является целенаправленное преобразование ее структуры

Вместе с тем четко определить границы экономики здравоохранения, отделяющие ее от экономики других отраслей, не представляется возможным. Известно, что здоровье человека на 85-90% зависит от социальных факторов (условия жилья, питания, труда и пр.), наследственности и экологии и только на 10-15% зависит от медицины. Соответственно в широком смысле слова к экономике здравоохранения правомерно относить всю обширную систему экономических ресурсов и видов экономической деятельности, направленных на обеспечение здорового образа жизни людей, условий физиологического функционирования организма человека, на продление жизни [15]. В этом смысле предмет экономики здравоохранения носит выраженный межотраслевой характер, что, в свою очередь, позволяет изучать дисциплину в ее взаимоотношении с общеэкономическими явлениями.

В большей степени принято здравоохранение относить к административной отрасли, как находящейся в ведении министерства здравоохранения, региональных и муниципальных органов управления здравоохранением.

Экономику здравоохранения можно определить как отраслевую систему использования ограниченных ресурсов для производства экономических благ (медицинских услуг) с целью удовлетворения потребностей индивида и общества в сохранении и воспроизводстве своего здоровья.

Исходя из данного определения, можно выделить ряд признаков здравоохранения как отрасли экономики:

К отрасли здравоохранения относятся организации, учреждения всех форм собственности, занятые медицинской деятельностью.

Основным продуктом деятельности здравоохранения являются медицинские услуги.

Управление отраслью осуществляется государственными и муниципальными органами управления здравоохранения.

В настоящее время пришло понимание того, что здравоохранение является участником экономического обмена, представляет собой важное звено в едином народнохозяйственном комплексе страны. Планирование и управление экономикой здравоохранения стало постепенно осуществляться с позиции сбалансированности спроса и предложений на услуги здравоохранной сферы с возмещением ее затрат на расширенное воспроизводство [4,13,14,72].

Общее представление о структуре обмена системы здравоохранения с другими субъектами рынка можно представить рисунком 1.2.[38].

Из рисунка следует, что структура производительных сил здравоохранения соответствует структуре производительных сил на производстве. Поэтому экономическая модель здравоохранения включает себя элементы и связи, характерные для любой экономической системы:

Рис.1.2. Схема обмена системы здравоохранения с производством

Рис.1.2. Схема обмена системы здравоохранения с производством

  1. Организационные формы хозяйственной деятельности.
  2. Хозяйственный механизм.
  3. Хозяйственные связи.
  4. Социально-экономические отношения.

Общество формирует спрос на медицинские услуги, под которыми понимаются целенаправленное и непосредственное взаимодействие медицинского персонала с потребителями (пациентами), результатом которого является нематериальный продукт, удовлетворяющий потребности человека в диагностической, лечебно-профилактической, консультативной помощи или облегчение его психофизиологического состояния, имеющий самостоятельное законченное значение и определенную стоимость [19].

Система здравоохранения, являясь субъектом рынка, формирует предложение в виде медицинских товаров и услуг. Производимые медицинские товары и услуги способствуют снижению заболеваемости населения с временной нетрудоспособностью, его инвалидизации и смертности от болезней и травм, что увеличивает продолжительность жизни. В конечном итоге система здравоохранения в обществе, сохраняя здоровье человека, способствует формированию его трудового потенциала, а также воспроизводству трудовых ресурсов. В свою очередь трудовые ресурсы являются важнейшим элементом производительных сил общества. Таким образом, важнейшей экономической функцией здравоохранения в обществе является его участие в воспроизводстве трудовых ресурсов [38].

В широком смысле здравоохранение может быть таким же ограничителем экономического роста и фактором глобальной опасности, как и экология. Медико-экономическая составляющая должна являться неотъемлемым компонентом любого политического или экономического решения [28].

В то же время для того, чтобы здравоохранение эффективно функционировало, ему необходимы факторы производства, включающие средства производства, трудовые ресурсы, предпринимательскую деятельность, информацию.

Основными источниками финансирования здравоохранения в настоящее время являются:

  • бюджет (государственное гарантированное медицинское обслуживание населения);
  • средства обязательного медицинского страхования (программа ОМС);
  • средства предприятий и организаций, личные средства граждан через систему добровольного медицинского страхования (программа ДМС);
  • средства предприятий и организаций, личные средства граждан, средства бюджета по договорам в рамках отраслевого заказа (частная медицинская практика).

Ведущее значение сохраняет государственное финансирование здравоохранения в рамках программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

При бюджетном финансировании медицинских учреждений государство в лице органов управления здравоохранением определяют совокупный, как бы “бесплатный”, спрос населения на медицинские услуги. Однако регламентированный уровень финансирования учреждений здравоохранения тем самым формирует и предложение на производимые медицинские услуги. Таким образом, при бюджетном финансировании лечебно-профилактических учреждений государство, с одной стороны, определяет спрос, а с другой - формирует и предложение на медицинские услуги, зависящие от уровня централизованного финансирования, а также проводит ценовую политику. Другими словами покупателем и продавцом на рынке медицинских услуг в системе бюджетного финансирования является само государство. Это не стимулирует развитие учреждений здравоохранения и превращает их деятельность в вариант бюджетного “паразитирования”.

В условиях бюджетного дефицита увеличение спроса населения на медицинские услуги наталкивается на ограниченность предложения со стороны лечебно-профилактических учреждений. Поэтому расширение предложения может идти только за счет снижения себестоимости медицинских услуг. Однако и эта мера имеет предельный характер и в итоге может привести к снижению качества медицинских услуг. При таком механизме финансирования здравоохранения лечебно-профилактическим учреждениям становится “удобно” работать по формуле – “чем меньше спрос, тем меньше предложение”. Финансирование идет не на удовлетворения потребности населения в медицинской помощи, а на обслуживание (содержание) лечебно-профилактических учреждений. Более того, при государственной системе финансирования производитель не заинтересован в снижении издержек производства, обновлении производства, научно-технических разработках, качестве продукции [35].

Современное государственное здравоохранение столкнулось с противоречиями все возрастающей потребности населения на медицинские услуги и нарастающей ограниченностью предложения, обусловленное дефицитом финансирования, неэффективным менеджментом в части экономического анализа и планирования, а также рационального использования экономических ресурсов. Это с одной стороны. А с другой стороны существует объективная реальность ежегодного увеличения расходов на оказание медицинской помощи вследствие постарения населения, ухудшения состояния его здоровья, появления новых заболеваний, увеличения потребности в медицинской и социальной помощи [78,98]. В этих условиях резко возросли личные расходы населения на медицинские нужды (3,45% от ВВП в 1998 г.), которые значительно превысили расходы государства на здравоохранение [94]. Расходы населения на медицинские нужды составляют значительную часть семейного бюджета. Личные средства граждан, не являясь прямым источником финансирования системы здравоохранения, в значительной степени превратились в источник финансирования ‘теневого рынка” медицинских услуг [102].

По доли личных расходов населения в совокупном объеме затрат на здравоохранение Россия находится на уровне развивающихся стран с низким подушевым доходом, а по уровню государственных обязательств в сфере здравоохранения – впереди многих стран с развитой рыночной экономикой [94,99].

Чрезмерные государственные обязательства сдерживают построение рациональной системы экономических отношений в здравоохранении. Несбалансированность государственных обязательств и их финансового обеспечения сдерживает формирование полноценных договоров между финансирующей стороной и субъектами хозяйствования, ослабляет контроль за качеством и эффективностью медицинской помощи [94], приводит к деградации системы здравоохранения. В то же время теневой рынок деформирует систему оплаты медицинской помощи.

В этих условиях наиболее вероятными направлениями развития здравоохранения при сохранении государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью могут явиться [38]:

Увеличение государственных расходов на здравоохранение. Данный путь экстенсивный, затратный и потому маловероятный для органов управления здравоохранением, которые являются распорядителями ресурсов. Кроме того, увеличение расходов на здравоохранение не всегда приводит к их рациональному использованию.

Эффективное использование уже имеющихся производительных сил в здравоохранении через:

  • изучение реального спроса населения на медицинские услуги;
  • изменение структуры управления и производства медицинских услуг;
  • научное обоснование и утверждение минимальных социальных нормативов на медицинское обслуживание населения;
  • внедрение стандартных безопасных ресурсосберегающих технологий медицинского обслуживания населения в части его обследования, лечения и профилактики заболеваний;
  • управление качеством и эффективностью медицинской помощи населению;
  • внедрение стимулирующих форм оплаты труда для руководителей лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников.

Развитие негосударственного сектора здравоохранения за счет добровольного медицинского страхования, рынка платных медицинских услуг. Многообразие форм собственности в здравоохранении повышает его эффективность и позволяет наиболее полно удовлетворить потребность населения в медицинской помощи [33,44]. Однако такой подход возможен только через рост уровня реальных доходов населения.

Легализация теневого рынка медицинских услуг. Альтернативой “теневому” рынку медицинских услуг является добровольное медицинское страхование.

К числу перспективных проблем, решение которых повысит эффективность использования ресурсов здравоохранения, следует отнести [20,77]:

  • Модернизация системы государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью за счет общественных источников.
  • Структурные преобразования в системе здравоохранения.
  • Интеграция различных источников финансирования за оказанную медицинскую помощь.
  • Разработка механизма финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий в зависимости от состояния здоровья населения, уровня социально-экономического развития регионов и ресурсной обеспеченности здравоохранения.
  • Разработка эффективной системы контроля и мониторинга социально-экономических индикаторов.
  • Внедрение реальной экономической ответственности руководителей органов управления и учреждений здравоохранения за объемы, качество и эффективность производимых медицинских услуг.
  • Подготовка специалистов в области медицинского менеджмента и экономики здравоохранения.
  • Привлечение населения к процессу воспроизводства своего здоровья.

Приоритет следует отдавать эффективному использованию уже имеющихся экономических ресурсов. В этих условиях возрастает значение государственного регулирования здравоохранной деятельности через систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых органами управления здравоохранения разного уровня, прочими субъектами внутри-и вневедомственного контроля, а также общественными организациями, например, ассоциациями медицинских работников.

Государство в ближайшие годы будет по прежнему продолжать прямое регулирование хозяйственной деятельности лечебно-профилактических учреждений через органы управления здравоохранением, определяя ресурсную базу, ценовую политику, осуществляя контроль за качеством и объемом услуг. Для этого будут использоваться административные и экономические методы воздействия. Система охраны здоровья в силу своих особенностей подвержена государственному регулированию в значительно большей степени, чем другие отрасли экономики.

Важнейшей концепцией, объясняющей необходимость государственного контроля здравоохранения, заключается в том, что свободный рынок, часто считающийся саморегулирующимся и наиболее эффективным способом достижения подъема отрасли, просто не пригоден для системы здравоохранения в связи с “ошибками рынка” [47].

К экономическим методам регулирования в системе охраны здоровья относится бюджетная политика, которая включает в себя программно-целевое планирование, установление фиксированных тарифов на медицинские услуги, формирование бюджетов, установление объемов медицинской помощи и пр. Важнейшим методом экономического регулирования в системе здравоохранения является лицензирование.

Современная экономическая система в здравоохранении характеризуется сочетанием черт административно-командной и рыночной систем управления.

Развитие здравоохранения в прошлом характеризовалось [55]:

  1. Относительно стабильными условиями развития системы здравоохранения.
  2. Текущим финансированием лечебно-профилактических учреждений на основе подушевых нормативов и плановой мощности конкретных учреждений.
  3. Централизованным финансированием развития основных фондов учреждений.
  4. Целевым внедрением новых медицинских технологий на основе их разработки и апробации в научно-медицинских центрах без реального учета рыночных факторов и альтернативных вариантов наиболее эффективного использования выделяемых ресурсов.
  5. Планированием медицинской деятельности в региональных и федеральных органах управления здравоохранением.
  6. Деятельностью руководителей, минимально сопряженной с организационными и экономическими рисками.

Основными признаками административно–командной системы являются:

  1. Государственная собственность на ресурсы в здравоохранении.
  2. Монополизация рынка медицинских услуг по ряду направлений (фтизиатрия, онкология и пр.).
  3. Централизованное экономическое планирование.
  4. В задачи планирования при административно-командной системе входило [29,30]:
  5. Достижение максимального уровня обеспеченности населения врачебными должностями, койками и пр.
  6. Равномерное их распределение по регионам.
  7. Унификация оснащенности медицинских учреждений.
  8. Жесткий постатейный контроль за использованием средств.

В условиях формирующегося рынка медицинских услуг прежняя система планирования здравоохранения уже не может существовать в неизменном виде. Это связано и с изменением организационно-правовых форм собственности учреждений здравоохранения, и с переменами в системе управления, и с формированием новой системы экономических отношений.

В настоящее время можно выделить следующие базовые условия для процесса стратегического планирования здравоохранения [55]:

  • Децентрализация системы здравоохранения с повышением самостоятельности регионов.
  • Фактическое снижение размеров финансирования ниже уровня сложившегося в предыдущем периоде при практическом прекращении централизованного финансирования программ модернизации основных фондов и внедрения новых медицинских технологий.
  • Повсеместное изменение принципов финансирования медучреждений с ориентацией на фактический объем лечебной помощи и уровня ее качества.
  • Появление альтернативных источников финансирования и пр.
  • Признаками рыночной системы в здравоохранении являются:
  • Негосударственные виды собственности на ресурсы отрасли.
  • Формирование реального рынка медицинских услуг.
  • Децентрализованное планирование медицинских услуг населению.

Хозяйственный механизм современного здравоохранения должен создать адекватную модель функционирования отрасли, которая смогла бы соединить воедино два противоречивых начала – “план” (волевую регулирующую деятельность центра) и “рынок” (совокупность автоматических регуляторов – подсистему прямых и обратных связей между производителем услуг и их потребителем).

Задачей органов управления здравоохранением в этих условиях является создание эффективного механизма управления здравоохранением в административно-территориальных образованиях при наличии различных форм собственности в отрасли, а также при сочетании административно-командных методов управления и формирующегося рынка медицинских услуг. Очевидно, что в данных условиях роль государственного регулирования здравоохранения будет сохраняться.

Таким образом, здравоохранение представляет собой медико-производственный комплекс. Потребляя экономические ресурсы, здравоохранение производит медицинские услуги, которые способствуют воспроизводству трудовых ресурсов, как элемента производительных сил общества. В свою очередь общественное производство является источником ресурсов для здравоохранения. Следует помнить, что экономика здравоохранения – это, прежде всего, экономика с небольшой отраслевой особенностью. Ситуационный анализ, планирование четких ясных целей развития здравоохранения, выбор приоритетов, разработка стратегий, системы качественных и количественных индикаторов, характеризующих результативность и эффективность, формирование ресурсной и технологической базы, внедрение более совершенных методов экономического анализа, медико-экономический мониторинг, подготовка нового поколения управленцев и экономистов для отрасли – вот основные слагаемые реформы здравоохранения в современных условиях.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
Более 21000 рублей (более 300 USD)
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.