Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
3.2. Анализ материально-технических ресурсов здравоохранения края за
2001-2002 гг.
В настоящее время в Хабаровском крае сформирована и развивается сеть
лечебно-профилактических учреждений, представляющих населению профилактическую,
консультативную и лечебно-диагностическую помощь. Ежегодно около 300 тыс.
человек получают лечение в 123 стационарах, а 236 амбулаторно-поликлинических
учреждения края осуществляют прием свыше 16 млн. посетителей.
Оценка состояния основных производственных фондов (ОПФ) включала в себя
структуру ОПФ, показатели движения ОПФ в целом, а также их пассивной и активной
частей (табл. 3.2. и 3.3.).
Из таблицы следует, что на 01.01.2002 года стоимость ОПФ в целом по краю
составила 2152,7 млн. руб. В течение года прирост ОПФ составил 14,8% (2001 год –
7,4%) и на 01.01.2003 года стоимость ОПФ по краю составила 2472,2 млн. руб.
В государственных учреждениях здравоохранения на 01.01.2002 года стоимость
ОПФ составила 727,8 млн. руб. В течение года прирост ОПФ составил 29,9% (2001
год – 12,4%) и на 01.01.2003 года стоимость ОПФ в государственных учреждениях
здравоохранения составила 945,3 млн. руб.
Таблица 3.2 Движение основных производственных фондов в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на 01.01.2003 г.
(млн. руб.)
Учреждения |
Состоит на 01.01.2002 г. |
Поступило |
Выбыло |
Состоит на 01.01.2003 г. |
Прирост (в %) |
Государственные |
727,8 |
230,2 |
12,7 |
945,3 |
29,9 |
Муниципальные |
1424,9 |
131,3 |
29,3 |
1526,9 |
7,2 |
Всего |
2152,7 |
361,5 |
42,0 |
2472,2 |
14,8 |
Движение пассивной части ОПФ |
Государственные |
394,3 |
61,3 |
2,3 |
453,3 |
14,9 |
Муниципальные |
1058,6 |
35,5 |
14,8 |
1079,3 |
1,9 |
Всего |
1452,9 |
96,8 |
17,1 |
1532,6 |
5,5 |
Движение активной части ОПФ |
Государственные |
333,5 |
168,9 |
10,4 |
492,0 |
47,7 |
Муниципальные |
366,3 |
95,8 |
14,5 |
447,6 |
22,3 |
Всего |
699,8 |
264,7 |
24,9 |
939,6 |
34,3 |
В муниципальных учреждениях здравоохранения на 01.01.2002 года стоимость ОПФ
составила 1424,9 млн. руб. В течение года прирост ОПФ составил 7,2% (2001 год –
4,8%), что почти в 4 раза меньше, чем в государственных учреждениях
здравоохранения и на 01.01.2003 года стоимость ОПФ в муниципальных учреждениях
здравоохранения составила 1526,9 млн. руб.
Стоимость пассивной части ОПФ в целом по краю на 01.01.2002 года составила
1452,9 млн. руб. В течение года прирост ОПФ составил 5,5% (2001 год - 10,3%) и
на 01.01.2003 года стоимость пассивной части ОПФ по краю составила 1532,6 млн.
руб.
В государственных учреждениях здравоохранения на 01.01.2002 года стоимость
пассивной части ОПФ составила 394,3 млн. руб. В течение года прирост пассивной
части ОПФ составил 14,9% (2002 год – 14,5%) и на 01.01.2003 года стоимость
пассивной части ОПФ в государственных учреждениях здравоохранения составила
453,3 млн. руб.
В муниципальных учреждениях здравоохранения на 01.01.2002 года стоимость
пассивной части ОПФ составила 1058,6 млн. руб. В течение года отмечен прирост
пассивной части ОПФ на 1,9% (2001 год отрицательный прирост – 0,7%) и на
01.01.2003 года стоимость пассивной части ОПФ в муниципальных учреждениях
здравоохранения составила 1079,3 млн. руб.
Стоимость активной части ОПФ в целом по краю на 01.01.2002 года составила
699,8 млн. руб. В течение года прирост активной части ОПФ составил 34,3% (2001
год – 17%) и на 01.01.2003 года стоимость активной части ОПФ по краю составила
939,6 млн. руб.
В государственных учреждениях здравоохранения на 01.01.2002 года
стоимость активной части ОПФ составила 333,5 млн. руб. В течение года прирост
активной части ОПФ составил 47,7% (2001 год – 10,1%) и на 01.01.2003 года
стоимость активной части ОПФ в государственных учреждениях здравоохранения
составила в пределах 492,0 млн. руб.
В муниципальных учреждениях здравоохранения на 01.01.2002 года
стоимость активной части ОПФ составила 366,3 млн. руб. В течение года прирост
ОПФ составил 22,3% (2001 год - 24%) и на 01.01.2003 года стоимость активной
части ОПФ в муниципальных учреждениях здравоохранения составила 447,6 млн. руб.
Таблица 3.3 Структура основных производственных фондов
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения на 01.01.2003 года
Всего ОПФ |
Пассивная часть |
Активная часть |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
Государственные |
945,3 |
100 |
453,3 |
47,9 |
492,0 |
52,1 |
Муниципальные |
1526,9 |
100 |
1079,3 |
70,7 |
447,6 |
29,3 |
Всего |
2472,2 |
100 |
1532,6 |
61,9 |
939,6 |
38,1 |
В структуре ОПФ доля государственных учреждений здравоохранения по состоянию
на 01.01.2003 года составила 38,2%, а учреждений здравоохранения муниципальных
образований – 61,8% (2001 год - соответственно 33,9 и 66,1%). Обращает на себя
внимание, что, если в государственных учреждениях здравоохранения соотношение
пассивной и активной части ОПФ не имеет существенного различия – соответственно
47,9 и 52,1% (2001 год - 49,6 и 50,4%), то в муниципальных учреждениях
здравоохранения очевидно преобладание пассивной части ОПФ – соответственно 70,7
и 29,3% (2001 год – соответственно 73,3 и 26,7%).
Представляет интерес анализ эксплуатации зданий и сооружений в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (табл. 3.4.).
Из таблицы следует, что в 2002 году в крае на балансе учреждений
здравоохранения было 983 объекта (здания, сооружения), средний износ которых
составил 41,5%. При этом 183 объекта (18,6%) имели 100% износ. На балансе
государственных учреждений было 243 объекта, из них 58 (23,9%) имели 100% износ.
На балансе муниципальных учреждений было 740 объектов, из них 125 (16,9%) имели
100% износ. Обращает на себя внимание, что в 2002 году в муниципальных
учреждениях здравоохранения было не полностью занятых 20 объектов, а простаивало
14 объектов.
Кроме того, состояние ОПФ учреждений здравоохранения оценивалось нами с
помощью системы относительных показателей (табл. 3.5.).
Таблица 3.5. Характеристика ОПФ учреждений здравоохранения,
оцениваемых по системе относительных показателей, за 2002 год
Учреждения |
Коэффициент обновления |
Коэффициент выбытия |
Коэффициент накопления |
Коэффициент износа |
Коэффициент годности |
Основные производственные фонды учреждений
здравоохранения |
государственные |
0,243 |
0,018 |
0,229 |
0,32 |
0,68 |
муниципальные |
0,086 |
0,021 |
0,072 |
0,44 |
0,56 |
Пассивная часть ОПФ |
государственные |
0,135 |
0,006 |
0,149 |
0,35 |
0,65 |
муниципальные |
0,033 |
0,014 |
0,020 |
0,40 |
0,60 |
Активная часть ОПФ |
государственные |
0,343 |
0,031 |
0,475 |
0,40 |
0,60 |
муниципальные |
0,214 |
0,040 |
0,222 |
0,65 |
0,35 |
Из таблицы следует, что в 2002 году в государственных учреждениях
здравоохранения коэффициент накопления составил 0,229. Это свидетельствует о
том, что в течение года государственные учреждения здравоохранения обновили ОПФ
на 23% от их балансовой стоимости (2001 год – 12%), что в свою очередь
свидетельствует о достаточных темпах обновления ОПФ и в первую очередь по их
активной части – 48% (2001 год – 10%). В то же время в муниципальных учреждениях
здравоохранения обновление ОПФ составило только 7% (2001 год – 4%) главным
образом за счет их активной части – 22% (2001 год – 22%).
Отмеченные тенденции позволяют отметить, что в здравоохранении Хабаровского
края в течение 2001-2002 гг. наметилась положительная тенденция воспроизводства
ОПФ. При этом в государственных учреждениях здравоохранения обновление ОПФ
происходит более динамично, чем в муниципальных учреждениях, особенно в их
активной части.
Обращает на себя внимание, что, если в государственных учреждениях
здравоохранения в 2002 году показатель износа активной части ОПФ составил 40%, а
показатель годности – 60%, то в муниципальных учреждениях здравоохранения
показатель износа активной части ОПФ составил 65%, а годности – 35%. Это
означает, что при 10% годового износа активной части ОПФ и ее простом
воспроизводстве уже через 4 года в муниципальных учреждениях здравоохранения
медицинская помощь будет оказываться на полностью изношенном медицинском
оборудовании.
Важным является оценка состояния активной части ОПФ по основным видам
оборудования. Нами выделены следующие виды оборудования: рентгенологическое,
эндоскопическое, для ультразвуковой, лабораторной и функциональной диагностики,
а также стерилизационное, наркозно-дыхательное, физиотерапевтическое и
стоматологическое оборудование.
В целом в крае в 2002 году в учреждениях здравоохранения было
зарегистрировано более 11000 единиц оборудования ранее указанных наименований, в
том числе в государственных учреждениях здравоохранения более 3000 единиц
(27,7%), в муниципальных учреждениях – около 8000 единиц (72,3%). Обращает
внимание тот факт, что более 5000 единиц оборудования или 45% имеют 100% износ,
а простаивает около 5% единиц оборудования.
В целом необходимо отметить, что состояние медицинского оборудования в
учреждениях здравоохранения края требует принятия комплекса мер, связанных с
техническим обслуживанием, ремонтом, закупкой нового оборудования, повышением
эффективности его использования.
Для эффективной деятельности учреждений здравоохранения большое значение
имеет состояние автопарка (табл. 3.6).
Из таблицы следует, что в крае в 2002 году на балансе учреждений
здравоохранения находилось 790 единиц автомобильного транспорта (средний износ
68,9%), из них 528 единиц имеют 100% износ (68%). В 2002 году не эксплуатируется
10% единиц автотранспорта. Причинами тому являются: полный износ автотранспорта,
отсутствие запчастей, отсутствие водителей. Потребность в автомобилях составляет
576 единиц или 73% от находящихся на учете.
Таблица 3.6. Состояния автомобильного парка в
государственных и муниципальных учреждениям здравоохранения за 2002 год
Учреждения |
Наличие
единиц
автотранспорта |
Износ (в %) |
Кол-во единиц
автотранспорта
со 100%
износом |
Неиспользованный автотранспорт в 2001 году
|
Неиспользованный автотранспорт в 2002 году |
Потребность в
автотранспорте |
Государственные |
148 |
61,8 |
75 |
12 |
12 |
81 |
Муниципальные |
642 |
76,0 |
453 |
62 |
67 |
495 |
Всего |
790 |
68,9 |
528 |
74 |
79 |
576 |
Следовательно, автопарк в учреждениях здравоохранения находится в критическом
состоянии и требует неотложных мер по приобретению новых автомобилей.
Важными показателем, характеризующим эффективность использования ОПФ,
является фондовооруженность специалистов (табл.3.7.).
Таблица 3.7. Показатели эффективности использования ОПФ в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на 01.01.2003 года
Обращает на себя внимание существенное различие государственных и
муниципальных учреждений здравоохранения по показателям фондовооруженности
специалистов. Так, показатель фондовооруженности в целом по ОПФ в расчете на
одного специалиста в государственных учреждениях здравоохранения составил 194,1
тыс. руб., в муниципальных учреждениях – 69,3 тыс. руб.; на пассивную часть ОПФ
– соответственно 93,1 и 49,0 тыс. руб.; на активную часть ОПФ – 101,0 и 20,2
тыс. руб. Эти данные свидетельствуют о том, что государственных учреждений
здравоохранения значительно лучше укомплектованы более современным и
дорогостоящим оборудованием, чем муниципальных учреждений, в которых ОПФ
представлены на 70,7% их пассивной частью, т.е. зданиями и сооружениями.
С целью повышения фондовооруженности учреждений здравоохранения
необходимо развивать новые медицинские технологии, решать вопросы
воспроизводства активной части ОПФ, повысить нагрузку на оборудование.
Нами определены предполагаемые затраты на приобретение основных видов
медицинского оборудования и автомобилей для учреждений здравоохранения края по
состоянию на 01.01.2003 года (табл. 3.8).
Таблица 3.8. Предполагаемые затраты на приобретение
основных видов медицинского оборудования и автомобилей в ЛПУ края на 01.01.2003
года (тыс. руб.)
Из таблицы следует, что по состоянию на 01.01.2003 года потребность в
финансовых ресурсах на приобретение основных видов медицинского оборудования для
учреждений здравоохранения края составляет 345860,0 тыс. руб., из них для
государственных учреждений – 92331,0 тыс. руб., для муниципальных – 253529,0
тыс. руб.
Для сравнения следует отметить, что в 2002 году затраты на приобретение
оборудования для медицинских учреждений составили 118000,0 тыс. руб., в том
числе из краевого бюджета – 79000,0 тыс. руб., из муниципального бюджета –
38000,0 тыс. руб.
Таким образом, анализ материально-техническая база учреждений здравоохранения
края позволяет сделать заключение о высокой степени износа ОПФ, особенно их
активной части. Наиболее неблагополучно данная проблема обстоит в муниципальных
учреждениях здравоохранения. Решение данного вопроса возможно при следующих
условиях:
Структурной перестройки сети учреждений здравоохранения на краевом и
муниципальном уровне с выделением уровней и этапов оказания медицинской помощи
населению.
Разработке табеля оснащения учреждений здравоохранения медицинским
оборудованием в зависимости от уровней, этапов и видов медицинской помощи.
Определение норм фондооснащенности специалистов учреждений здравоохранения в
зависимости от уровней, этапов и видов медицинской помощи.
Разработке и внедрении в деятельность учреждений здравоохранения единой
методики оценки нагрузки на медицинское оборудование.
Разработке целевой программы по воспроизводству активной части ОПФ в
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Создание в структуре подчинения министерству здравоохранения края
централизованной службы по комплексному техническому обслуживанию медицинского
оборудования.
Мониторинге за состоянием материально-технической базы государственных и
муниципальных учреждений здравоохранения.