Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
5.6. Оценка эффективности деятельности здравоохранения края
Целью здравоохранения России в современных условиях является поиск средств и
способов развития в условиях экономического кризиса, которые обеспечили бы его
быстрейшее преодоление, улучшение основных показателей, характеризующих
медико-демографическую ситуацию и здоровье населения до значений, характерных
для развитых зарубежных стран [17]. Эта цель может быть достигнута посредством
скорейшего внедрения современных технологий организации управления
здравоохранением по критериям здоровья населения на федеральном, региональном,
муниципальном и локальном уровнях.
Важнейшим вопросом является выбор приоритетов в здравоохранении. По нашему
мнению, выбор приоритетов должен определяться путем изучения в
административно-территориальных образованиях различного уровня
социально-экономических последствий, вызванных заболеваемостью населения с
временной нетрудоспособностью, инвалидностью и преждевременной смертностью,
особенностью среди населения в трудоспособном возрасте. При этом изучаются как
затраты на здравоохранение, так и экономический ущерб, обусловленный потерей
производства валового внутреннего (регионального) продукта за счет выбытия части
населения из производственного процесса.
Такой подход составляет основу финансового макроанализа, целью которого
является сопоставление совокупных затрат на предотвращение социальных потерь
общества от заболеваемости населения и ее последствий с собственно величинами
социально-экономических потерь общества от этих болезней [17].
С этих позиций финансовый макроанализ может использоваться для оценки
экономической эффективности здравоохранения. В качестве критериев экономической
эффективности здравоохранения можно рассматривать: потери на производстве в
связи с временной утратой трудоспособности и уровнем заболеваемости, стойкой
потерей трудоспособности (инвалидность) и преждевременной смертности [78].
По нашему мнению, экономическая эффективность здравоохранения в обществе
может определяться тремя способами:
Как соотношение совокупных затрат на здравоохранную деятельность и
полученного результата в виде произведенного валового внутреннего
(регионального) продукта за счет сохраненного здоровья населения.
Как соотношение совокупных затрат на здравоохранение к потерянным годам
потенциальной жизни (ПГПЖ-65).
Как разность между затратами на здравоохранение и произведенного валового
внутреннего (регионального) продукта за счет сохраненного здоровья населения.
Совокупные экономические потери общества, связанные со здоровьем человека,
определяются как сумма прямых затрат и косвенных потерь, связанных со здоровьем
человека (рис.5.4).
Прямые затраты общества на здравоохранение включают в себя расходы на
оказание стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, а также расходы на
социальное страхование и социальную защиту населения.

Рис. 5.4. Совокупные экономические потери общества,
обусловленные утратой здоровья и трудоспособности населения
В этой части экономическая функция здравоохранения заключается в профилактике
заболеваний, смещение объемов стационарной помощи на амбулаторно-поликлинический
этап, внедрении стационар замещающих технологий лечения больных и пр.
Косвенные экономические потери общества определяются величиной
недопроизведенного внутреннего валового (регионального) продукта за счет того,
что человек выбыл из производства вследствие заболеваемости с временной
нетрудоспособностью, инвалидности и преждевременной смертности.
В этой части экономическая функция здравоохранения заключается в
предотвращенных случаях заболевания с временной нетрудоспособностью,
инвалидности и смертности, а также в увеличении средней продолжительности жизни
населения, особенно в трудоспособном возрасте.
Совокупный экономический ущерб общества, связанный со здоровьем человека,
определяется по следующей формуле:
U
=
U
+
U
,
где:
U
– совокупный экономический ущерб;
U
-прямые
экономические затраты;
U
- косвенные
экономические потери.
При первом способе расчет экономической эффективности здравоохранения в
искомом году (i) может быть представлен следующей
формулой:
KE

=
U
/
VRP
,
где:
KE

-
коэффициент экономической эффективности здравоохранения;
VRP
- объем
валового (регионального) продукта (в руб.) в искомом
году вследствие сохраненной трудоспособности населения.
Коэффициент, превышающий единицу, свидетельствует о низкой экономической
эффективности здравоохранения и наоборот.
При втором способе расчет экономической эффективности здравоохранения в
искомом году (i) может быть представлен следующей
формулой:
KE

=
U
/
ПГПЖ - 65, где:
ПГПЖ - 65 – потерянные годы потенциальной жизни (согласно
рекомендациям ВОЗ базовая продолжительность жизни составляет 65 лет).
При данном расчете наиболее низкий коэффициент соответствует наиболее высокой
эффективности здравоохранной деятельности.
Полученные при первом и втором способах коэффициенты эффективности позволяют
провести ранжирование эффективности здравоохранения между субъектами федерации,
уровнями управления, группами заболеваний, а также путем сравнения по отдельным
нозологиям.
При третьем способе экономическая эффективность здравоохранения в обществе
определяется как разность совокупных экономических потерь на здравоохранение и
произведенного валового внутреннего (регионального) продукта за счет сохраненной
трудоспособности:
E

=
VRP
-
U
,
где:
E

- экономическая эффективность здравоохранения в искомом году.
Экономические показатели эффективности здравоохранения в искомом году в
абсолютном выражении могут иметь три варианта:
- Показатели положительные – когда величина VRP
превышает величину U
.
- Показатели нулевые – когда величина VRP
соответствует величине U
.
- Показатели отрицательные - когда величина U
больше величины VRP
.
Варианты 2 и 3 свидетельствуют о недостаточной экономической эффективности
здравоохранения.
Таким образом, здравоохранение представляет собой медико-производственный
комплекс. Потребляя экономические ресурсы, здравоохранение производит
медицинские услуги, которые способствуют воспроизводству трудовых ресурсов, как
элемента производительных сил общества. В свою очередь общественное производство
является источником ресурсов для здравоохранения. Социально-экономический
мониторинг и финансовый макроанализ здравоохранения являются важнейшими
механизмами оптимизации деятельности системы здравоохранения.