Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
5.7. Комплексный подход к проблеме воспроизводства
здоровья населения на уровне региона
Постоянной целью обновленной политики Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ) в Европейском регионе, обозначенной как “Здоровье – 21” (21 задача на 21-е
столетие), является достижение полной реализации всеми людьми их “потенциала
здоровья” [5].
Для решения данной задачи необходимо обеспечить:
- укрепление и охрану здоровья на протяжении всей жизни;
- снижение распространенности и уменьшение страданий, вызываемых основными
болезнями, травмами и увечьями.
ВОЗ определены три основополагающие ценности как этическая основа предстоящей
работы:
- здоровье – одно из важнейших прав человека;
- справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность
стран, групп и коллективов людей внутри стран;
- участие в здравоохранной деятельности и ответственность, подотчетность
отдельных людей, групп населения и учреждений, организаций и секторов.
Комплексное решение проблемы воспроизводства здоровья населения на уровне
региона или муниципального образования можно представить в виде рисунка 5.5.
Рис.5.5. Модель комплексного решения проблемы охраны
здоровья населения на уровне региона или муниципального образования
На уровне субъекта Федерации выделяют два уровня управления – региональный и
муниципальный. Статьи 6-8 “Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан” определяют компетенцию субъектов управления (республики в
составе Российской Федерации, автономные области, автономные округа, края,
области, органы местного самоуправления) в вопросах охраны здоровья граждан.
Решение проблемы охраны здоровья населения в сфере здравоохранения включает в
себя выделение субъектов и объектов управления, выбор приоритетов, формирование
стратегий и программ охраны здоровья, их ресурсное и технологическое
обеспечение, достижение показателей результативности и эффективности.
Для таких субъектов управления, как органы управления
административно-территориальных образований, органы управления социальной защиты
и социального страхования, страховые компаний, Госсанэпиднадзора, органы
управления в правоохранительной сфере, органы управления в области охраны
окружающей среды стратегии здравоохранной деятельности должны формироваться
преимущественно в области профилактики заболеваний – “охрана здоровья здоровых”,
которые приводят к ограничению спроса населения на медицинские услуги. В
компетенции указанных субъектов находится контроль за такими факторами, как:
качество питания и питьевой воды, чистота воздуха, обеспечение благоустроенным
жильем, возможность заниматься спортом, занятость население, своевременное
получение заработной платы и прочие факторы, составляющие понятие качество
жизни.
В этой части необходим консолидированный комплексный межведомственный подход
по охране здоровья населения и повышению качества жизни в области профилактики
заболеваний. Здесь решение части проблем берет на себя государство, например,
страхование здоровья, пропаганду здорового образа жизни, профилактику курения,
избыточного веса, здоровое питание и водопотребление, экологическую
безопасность, вакционопрофилактику, борьбу с наркоманией, алкоголизмом,
преступностью и пр
Для координации этой деятельности формируются межведомственные комиссии
(координационные Советы) по охране здоровья граждан и здравоохранению на всех
уровнях управления. Задачи комиссии (Совета) – это выбор приоритетов, разработка
стратегии и программ по охране здоровья населения, их правовое, ресурсное,
технологическое и информационное обеспечение, а также анализ и контроль за
исполнением принятых решений.
При разработке мероприятий программ межведомственной комиссии следует особое
внимание уделять разработке принципов и подходов по созданию условий для
развития технологий культуры здоровья, здорового образа жизни, имея в виду при
этом:
определение форм, методов участия и меры ответственности граждан и
работодателей в сохранении и укреплении общественного здоровья, в формировании
здорового образа жизни и проведении оздоровительных мероприятий;
разработку перспективной политики участия населения в охране здоровья;
активизацию идеала здоровья как важнейшей составляющей качества жизни и
общественного престижа нации (материалы Коллегии министерства здравоохранения
Российской Федерации, март 2002 г.).
Решение части вопросов берет на себя сообщество или индивид: привитие и
закрепление навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную
организацию труда и отдыха, досуга, питания, физическая активность, личная
гигиену, формирование здоровой семьи, профилактика вредных привычек,
экологическое мышление, т.е. снижение и нивелирование факторов риска (из
материалов решения Коллегии министерства здравоохранения РФ от 20.03.2002 г.;
протокол №6).
Все эти мероприятия должны приводить к сдерживанию спроса населения на
медицинскую помощь и уменьшать нагрузку на систему здравоохранения.
Сфера производства медицинских услуг или собственно медицина занимается
лечением больных, но здоровья в широком смысле не дает, т.к. она не способна в
полном объеме влиять на образ жизни, а в конечном итоге на качество жизни
[10,54].
В современных условиях реформирование сферы производства медицинских услуг
направлено на эффективное использование существующей ресурсной базы при
сохранении и повышении качества и эффективности медицинской помощи населению.
Однако опыт показывает, что низкий уровень жизни значительной части
населения, социальное иждивенчество, низкая санитарная грамотность населения,
отсутствия у части населения мотивации к сохранению и воспроизводству своего
здоровья не позволят в ближайшее время добиться существенного успеха в
профилактике заболеваний. Это означает, что “нагрузка” на здравоохранение будет
возрастать.
Следовательно, основные резервы эффективного использования ресурсов
здравоохранения будут концентрироваться непосредственно в самой системе
здравоохранения, в том числе непосредственно в сфере производства медицинских
услуг.