Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Организационные мероприятия по реализации стратегии
эффективного использования ресурсов здравоохранения Хабаровского края
Целевое и рациональное использование средств системы здравоохранения региона
основывается на совокупности управленческих и производственных резервов
эффективного использования ресурсов отрасли [38,83].
Управленческие резервы (факторы производства) эффективного использования
ресурсов основываются на функциях управления.
К мероприятиям в части планирования видов и объемов медицинской помощи
следует отнести:
1. Разработку экономических моделей системы здравоохранения и отдельных
субъектов хозяйствования, отражающих спрос и предложение на услуги
здравоохранения, нормативы ресурсного обеспечения, результаты и эффективность
деятельности.
2. Разработку нормативов, характеризующих уровень госпитализации в стационары,
посещаемости поликлиник и вызовов скорой медицинской помощи, в зависимости от
уровня госпитализации, специализации и интенсивности оказания медицинской помощи
с учетом региональных особенностей здоровья населения.
3. Создание механизма государственного (муниципального) заказа на услуги
здравоохранения, отражающего уровни, виды и объемы медицинской помощи, а также
источники, объемы финансирования, показатели медицинской и экономической
эффективности.
4. Создание условия для привлечения внебюджетных источников финансирования,
прежде всего за счет добровольного медицинского страхования и платных
медицинских услуг.
5. Формирование заказа на подготовку специалистов в области управления и
экономики здравоохранения.
Решение данных вопросов должно находиться в ведении новых структур – Центров
стратегического планирования, создаваемых на уровне региона, в ведении которых
входило бы ближнесрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование деятельности
системы здравоохранения.
К мероприятиям в части организовывания следует отнести:
1. Структурную перестройку отрасли – формирование сети и штатов учреждений
здравоохранения, отвечающих реальному спросу населения (видам и объемам
медицинских услуг) на услуги здравоохранения.
2. Перераспределение объемов стационарной медицинской помощи на
амбулаторно-поликлинический этап. Развитие дневных стационаров, амбулаторной
хирургии, хирургии одного дня, а также консультативно-диагностических центров и
службы врача общей практики. Рационирование направлений к врачам-специалистам.
3. Разделение стационарной помощи на этапы интенсивного лечения, долечивания и
восстановительного лечения. Выделение сети стационаров для лечения больных с
хроническими заболеваниями, а также нуждающихся в медико-социальной помощи
(больницы (дома) сестринского ухода, хосписы).
4. Разработка стандартов и порядка госпитализации пациентов в учреждения
здравоохранения стационарного типа.
5. Ликвидация или перепрофилирование неэффективно функционирующих учреждений
здравоохранения без ущерба для оказания медицинской помощи населению.
Перемещение высвобождающихся ресурсов для оснащения других учреждений
здравоохранения.
К мероприятиям в части мотивирования следует отнести:
1. Изменение системы оплаты труда работников здравоохранения. Уровень
заработной платы должен быть связан с качеством оказываемых услуг. Система
оплаты труда руководителей учреждений здравоохранения и медицинского персонала
должна стимулировать их на эффективное использование ресурсов здравоохранения.
2. Использование дополнительных качественных критериев оценки деятельности
специалистов здравоохранения в лечебно-профилактических учреждениях, таких как
результативность, производительность, интенсивность, трудоемкость, качество и
эффективность.
К мероприятиям в части контроля и анализа следует отнести:
1. Создание информационно-аналитических центров в структуре органов
управления здравоохранением.
2. Мониторинг за результатами медицинской и экономической деятельности
учреждений здравоохранения, их ресурсным и технологическим обеспечением.
Не менее важное значение имеет и эффективное использование производственных
резервов (факторов) производства.
Здесь к мероприятиям в области эффективного использования материальных
ресурсов следует отнести:
1. Совершенствование системы воспроизводства основных фондов учреждений
здравоохранения:
1.1. Анализ состояния основных производственных фондов, в первую очередь их
активной части.
1.2. Оценка эффективности использования основных производственных фондов, их
активной и пассивной частей.
1.3. Разработка программ обновления основных производственных фондов учреждений
здравоохранения.
1.4. Технологическое перевооружение учреждений здравоохранения в зависимости от
уровня и видов оказания медицинской помощи.
1.5. Разработка перечня оборудования, допущенного к использованию в медицинской
деятельности.
1.6. Разработка паспорта оснащения оборудованием учреждений здравоохранения, а
также нормативов фондооснащенности специалистов здравоохранения в зависимости от
уровня и видов оказания медицинской помощи населению.
2. Совершенствование системы лекарственного обеспечения:
2.1. Разработка и внедрение в практику здравоохранения формулярных систем.
2.2. Разработка порядка формирования и обновления перечня жизненно необходимых и
важнейших лекарственных средств.
2.3. Разработка формуляра лекарственных средств на основе данных
фармакоэкономического анализа.
2.4. Определение объемов потребления лекарственных средств в рамках программы
государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.
2.5. Определение подушевых нормативов потребления лекарственных средств и
подушевых нормативов финансирования лекарственной помощи.
2.6. Разработка стандартов подушевого потребления и подушевого финансирования
лекарственной помощи в рамках программы государственных гарантий оказания
населению бесплатной медицинской помощи.
2.7. Использование системы персонифицированного учета отпуска лекарственных
средств льготным категориям населения.
2.8. Организация бесплатного или льготного лечения пациентов с хроническими
заболеваниями на амбулаторном этапе для предотвращения необоснованных
госпитализаций.
К мероприятиям в области эффективного использования финансовых ресурсов следует
отнести:
1. Переход на подушевое финансирование.
2. Развитие добровольного медицинского страхования.
3. Оплата объемов медицинской помощи, определяемых на основе государственного
(муниципального) заказа-задания.
4. Использование единых тарифов на оказываемые услуги.
5. Мониторинг и оценка выполнения государственного (муниципального) заказа
финансирующей стороной.
6. Заключение договоров с учреждениями здравоохранения, позволяющими обеспечить
высокое качество медицинской помощи населению.
7. Применение финансовых санкций за неэффективное или нецелевое использование
финансовых средств учреждениями здравоохранения.
8. Использование единых требований к содержанию договора на оказание платных
медицинских услуг
Для реализации указанных мер необходимо разработать следующие программные,
методические, нормативные и правовые документы:
1. Программы развития стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой
медицинской помощи.
2. Правовые и организационные механизмы по формированию государственного или
муниципального заказов на оказание медицинской помощи населению.
3. Нормативы, характеризующие уровень госпитализации в стационары, посещаемости
поликлиник и вызовов скорой медицинской помощи.
4. Экономические модели системы здравоохранения и субъектов хозяйствования.
5. Методику оценки состояния и эффективности использования основных
производственных фондов для планирования затрат на их воспроизводство в
учреждениях здравоохранения.
6. Методику экономического анализа, направленную на оценку эффективности
использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов в учреждениях
здравоохранения.
7. Методику рейтинговой оценки эффективности деятельности
лечебно-профилактических учреждений.
8. Методическую и нормативную базу для внедрения порядка оплаты труда
медицинских работников в зависимости от интенсивности, сложности, качества и
эффективности медицинской деятельности.
9. Методику мониторирования за ресурсами здравоохранения, в том числе трудовыми,
а также результатами медицинской и экономической деятельности учреждений
здравоохранения.
10. Правовые и организационные механизмы по развитию системы добровольного
медицинского страхования.
11. Порядок формирования и обновления перечня жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств.
12. Формуляры лекарственных средств на основе данных фармакоэкономического
анализа.
13. Определить объемы потребления лекарственных средств, подушевые нормативы
потребления и нормативы финансирования лекарственной помощи в рамках программы
государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.
14. Систему персонифицированного учета отпуска лекарственных средств льготным
категориям населения.
Таким образом, в современных условиях перед органами управления региональным
здравоохранением стоит широкий спектр задач, решение которых будет
способствовать формированию системы управления здравоохранением, нацеленной на
эффективное использование имеющихся ограниченных материальных, финансовых и
трудовых ресурсов.