Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Предисловие
Здравоохранение является составной частью общей стратегии
социально-экономического развития государства. Современное здравоохранение
России находится в условиях стремительного изменения государственного устройства
страны от унитарной к федеративной модели [8,26]. Федеративный принцип
построения национальной системы здравоохранения призван обеспечить ее единство,
сочетает в себе преимущества централизованной власти со сбалансированной
самостоятельностью субъектов Федерации[53].
Социально-экономическая ситуация переходного периода, разрушение государственной
системы управления здравоохранением [53] и ранее действовавших жестких
вертикальных отраслевых систем централизованного ресурсного обеспечения
потребовало от территориальных органов управления здравоохранением и
лечебно-профилактических учреждений самостоятельного принятия управленческих
решений по их ресурсному обеспечению [20,26].
Однако недостаточно четкое разграничение полномочий на федеральном и
региональном уровнях, отсутствие единой системы управления здравоохранением, а
также профессионально подготовленных менеджеров здравоохранения на местах,
сохранение экстенсивных тенденций развития здравоохранения, преобладание
административных методов управления над экономическими не позволяет решать
вопросы эффективного развития здравоохранения с позиции его доступности,
стоимости, качества и эффективности[8, 27,29,66].
Нехватка ресурсов для обеспечения обязательств региона в системе
здравоохранения неизбежно привела к росту доли несанкционированной оплаты
медицинских услуг [66], формированию “теневой “ экономики в сфере
здравоохранения [61]. Подобная практика пагубно отразилась на наиболее социально
незащищенных группах населения.
В этих условиях в регионах становится актуальной проблема поиска наиболее
эффективной системы управления здравоохранением, напрямую связанная с
совершенствованием хозяйственного механизма отрасли, с вопросами экономический
самостоятельности и ответственности медицинских учреждений [4,46,50].
Решение задачи достижения предельной экономической эффективности “породило”
спрос на разработку новых методологических и методических подходов в области
экономического анализа и планирования в здравоохранении, нацеленные на
интенсивный путь развития отрасли, рациональное использование ресурсов,
формирование рынка медицинских услуг, повышение ответственности производителя
медицинских услуг и товаров перед населением [29,30, 51].
Несмотря на значительное число научных работ в области организации и
управления охраной здоровья населения Российской Федерации, до настоящего
времени не проводились исследования в области экономического анализа и
планирования здравоохранения в региональном аспекте на примере одной из отраслей
здравоохранения – противотуберкулезной службы.
Данное исследование выполнено в соответствии с Федеральной отраслевой
научно-исследовательской программой “Фтизиатрия”, Постановлением Главы
администрации Хабаровского края №367 от 25.10.99 г. “О неотложных мерах по
улучшению профилактики и оказанию социальной и медицинской помощи больным
туберкулезом в Хабаровском крае”, в части планирования ресурсной базы
противотуберкулезной службы Хабаровского края.
Директор департамента
здравоохранения В.М.Савкова