Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Глава 2. Закон об охране здоровья: идеология, структура, содержание. 2.1. Нововведения в законодательстве об охране здоровья граждан в Российской Федерации

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Организационно-экономические и правовые аспекты модернизации здравоохранения в современных условиях / Глава 2. Закон об охране здоровья: идеология, структура, содержание. 2.1. Нововведения в законодательстве об охране здоровья граждан в Российской Федерации
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 4708; прочтений - 4435
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Глава 2. Закон об охране здоровья: идеология, структура, содержание. 2.1. Нововведения в законодательстве об охране здоровья граждан в Российской Федерации

Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья) вступил в силу с 1 января 2012 года. Он пришел на смену Закону РФ от 22.07.1993 №5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы), стратегическую линию которого определяли несколько ключевых положений, установивших принципы и структуру Основ и соблюдавшихся впоследствии в принимаемых законах и подзаконных актах. Они сводились к следующему:

  1. Здравоохранение Российской Федерации является общегосударственной системой, а система оказания медицинской помощи – ее составной частью.
  2. Правовой механизм реализации конституционного права граждан на охрану здоровья регулирует отношения в области предоставления медицинских услуг гражданам страны.
  3. Государство отвечает за реализацию прав граждан в области охраны здоровья, включая предоставление медицинской помощи.

Эта стратегическая линия была одобрена штаб-квартирой ВОЗ (г. Женева), Европарламентом (г. Страсбург), а сами Основы были признаны одним из наиболее прогрессивных документов в сфере охраны здоровья граждан. Не случайно многие положения Основ перешли в новый Закон об охране здоровья.

Вместе с тем в процессе совершенствования правового механизма реализации конституционного права граждан на охрану здоровья возникла необходимость в нововведениях, отражающих реалии современного государственного устройства России и ее социальной сферы. Они охватывают три основных направления.

Первое. Изменения касаются государственного подхода к финансированию здравоохранения и системы оказания медицинских услуг гражданам страны. В текст закона введено понятие «медицинская услуга» (п. 4 ст. 2); медицинским услугам, оказываемым на прямой платной основе, посвящена отдельная статья (ст. 84), которая корреспондируется со статьями, определяющими источники финансирования охраны здоровья. Это означает, что впервые на законодательном уровне средства граждан определены в качестве одного из источников такого финансирования (ст.ст. 82-83).

Второе. Взят курс на предоставление гражданам страны медицинской помощи в соответствии со стандартами и порядками, описывающими виды и условия ее оказания. И хотя большинство утвержденных стандартов в преамбуле содержит слово «рекомендуемые» и содержит средние величины, а порядки довольно своеобразно описывают виды и условия оказания медицинской помощи, разработчики ввели в Закон норму, согласно которой медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями любой организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности (п. 1. ст. 37).

В то же время любые декларации о правах граждан, в том числе на оказание им медицинской помощи в соответствии со стандартами, должны быть подкреплены финансовыми обязательствами плательщика по закону, а это слабое место главного Закона в здравоохранении – в пояснительной записке к проекту Закона об охране здоровья был отмечен его кодифицирующий характер (Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации URL: http://www.minzdravsoc.ru/doc/docs_ proyects/597).

Третье. Меняется баланс ответственности государства, медицинских организаций и самих граждан в сфере охраны здоровья: уменьшается ответственность государства и увеличивается ответственность организаций и самих граждан. При этом следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Полномочия по уровням власти выделены в отдельные статьи (ст.ст. 14-17) и подробно в них описаны. Важным представляется расширение круга полномочий органов государственной власти всех уровней. Так, к полномочиям федеральных органов государственной власти отнесены (ч. 1 ст. 14):

- установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;

- организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортсменов сборных команд Российской Федерации;

- мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий;

- обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация.

Представляется вполне уместным выделение полномочий Минздравсоцразвития РФ, которые перечислены в ч. 2 п. 10, 13, 15, 16 ст. 14.

На органы исполнительной власти субъекта РФ Закон об охране здоровья возлагает полномочия по развитию сети региональных медицинских организаций, а также по организации оказания гражданам региона бесплатной медицинской помощи. При этом отдельной статьей устанавливается передача осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов РФ (ст. 15).

Органы местного самоуправления Закон об охране здоровья наделяет полномочиями по созданию условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Законом субъекта РФ в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 1 ст. 17).

Подчеркнем, полномочиями по обеспечению организации оказания медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения органы местного самоуправления наделяются только в случае делегирования им соответствующих полномочий органами государственной власти региона РФ.

Таким образом, Законом об охране здоровья основной объем полномочий, связанных с реализацией прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, переносится на уровень субъекта Российской Федерации.

Модифицируются также обязанности медицинских организаций (вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности) и индивидуальных предпринимателей, а также медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими деятельности в сфере охраны здоровья граждан. Так, впервые на законодательном уровне вводятся денежные и имущественные ограничения, налагаемые на медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Бесспорно, можно и должно исключить конфликт интересов в сфере оказания медицинских услуг тогда, когда он действительно есть. Однако посыл о меркантильности мотивов врача относительно выбора лечения вопреки действительным интересам пациента не безупречен, поскольку может привести как к формированию заведомого недоверия пациента к любым действиям врача, так и к деформации врачебной этики по принципу «лучше быть, чем слыть».

Речь идет о том, что медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе (ст. 74 Закона об охране здоровья) принимать подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также в связи с осуществлением медицинским работником педагогической и/или научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий и организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций, их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени данных организаций.

Они также не вправе получать от компании и ее представителей образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам, а при назначении курса лечения предоставлять пациенту недостоверную информацию об используемых лекарственных препаратах, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов и медицинских изделий. Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинские изделия, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязывается информировать пациента о возможности их получения без взымания платы (ст. 70).

Указанные нововведения призваны усилить требования к медицинским работникам в целях обеспечения законных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в случаях, предусмотренных законодательством РФ. А поскольку даже хорошо отлаженная система предоставления медицинских услуг имеет ограниченное воздействие на процесс здоровьесбережения, впервые на законодательном уровне на граждан возложена обязанность заботиться о сохранении своего здоровья (рис. 1).

Рис. 1. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Рис. 1. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Такой подход к правоотношениям по поводу оказания медицинских услуг более предпочтителен – ведь оба субъекта правоотношений (медицинский работник – пациент) будут заинтересованы в улучшении состояния здоровья пациента. К сожалению, исполняться такие нормы могут только по усмотрению самого гражданина, так как Закон не содержит норм заставляющего воздействия.

Претерпевает изменения и сама структура Закона об охране здоровья: разделы замены на главы с расширением правовых установлений, регулирующих отношения сторон; изменены названия глав; включены новые главы и новые правовые предписания, соответствующие процессам, связанным с реформированием отечественного здравоохранения. А поскольку целью реформирования является повышение эффективности функционирования системы оказания медицинских услуг гражданам страны, к нововведениям в структуре Закона об охране здоровья можно отнестись с одобрением. Так, впервые в Законе об охране здоровья раскрываются основные понятия, важные в практическом преломлении и для медицинских организаций, и для получателей медицинских услуг. Введение в Закон дифинитивного аппарата (ст.ст.2, 32, 36-38, 40, 44, 46, 48, 49 и др.) позволяет уяснить, какой смысл вкладывает законодатель в термины и таким образом исключить неоднозначность их использования или двойное толкование в правоприменительной практике[18].

Другой пример. В Законе об охране здоровья главы 2, 8, 10, 11 появляются в связи с расширением содержания ряда положений, которые в Основах были представлены недостаточно полно либо не представлены совсем. Так, если в ст. 2 раздела 1 Основ было названо пять принципов охраны здоровья, то в Законе об охране здоровья их число увеличено до 9. Принципам посвящена целая глава 2, состоящая из 10 статей: в ст. 4 поименованы все 9 принципов, а каждый отдельно взятый принцип далее разъясняется в отдельной статье (рис. 2).

Законом № 323-ФЗ по-прежнему названы 4 принципа, содержавшиеся в Основах:

  • соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

К ним Федеральный закон № 323-ФЗ добавил:

  • приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • приоритет охраны здоровья детей;
  • доступность и качество медицинской помощи;
  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • соблюдение врачебной тайны.

Рис. 2. Основные принципы охраны здоровья населения

Рис. 2. Основные принципы охраны здоровья населения

Значимость установленных в Законе принципов не вызывает сомнения. Их совокупность соответствует международным стандартам обеспечения и реализации прав гражданина и человека в сфере охраны здоровья. Не случайно, соблюдение всех вышеперечисленных принципов обязательно для всех лиц, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам страны.

Главы 1, 3, 4, 7, 9 и 13 Закона об охране здоровья носят прежние или несколько измененные названия, перенесенные из Основ после редакционной правки и соответствующих уточнений. Так, глава 13 «Ответственность в сфере охраны здоровья» является единственной главой Закона об охране здоровья, которая состоит из одной статьи (ст. 98), объединяющей в себе три прежние статьи Основ. К сожалению, ст. 98 носит декларативный характер и содержит отсылку к российскому законодательству без какой-либо конкретизации.

Особого внимания заслуживает глава 5, самая объемная в Законе об охране здоровья, состоящая из 22 статей (ст.ст. 29-50). Их совокупность дает представление о структуре организации охраны здоровья граждан на уровне получения ими товаров, работ и услуг медицинского назначения. Важно, что именно в главу, посвященную организации охраны здоровья, помещены статьи, представляющие законодательные новеллы.

Не менее важно соблюдение преемственности норм права и их развитие. Например, несмотря на то, что в главу 5 вошли 7 статей из Основ, в них довольно много новых законодательных элементов, которые будут приведены ниже. Отметим, в главе 5 помещена ст. 30 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни». В сочетании со ст. 12 «Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья» и ст. 46 «Медицинские осмотры, диспансеризация» они дают представление о том, как будет реализовываться приоритет профилактики, названный законодателем одним из основных принципов охраны здоровья (п. 8 ст. 4). На профилактику заболеваний, восстановление и компенсацию функций организма направлена конкретизация медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения (ст. 40).

Целям совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, лечения и реабилитации, а также осуществления оценки качества лечебно-диагностических мероприятий служит ст. 48 Закона об охране здоровья, определяющая деятельность врачебной комиссии и врачебных консилиумов.

Важным нововведением является норма о медицинской эвакуации граждан, определяемой в Законе об охране здоровья как комплекс мероприятий по транспортировке с применением лечебных мероприятий (п. 4, 5 ст. 35) в целях спасения жизни и сохранения здоровья, в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, а также лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Отдельно в главе 5 Закона об охране здоровья регламентируется первая помощь, которую граждане вправе получить (до оказания медицинской помощи) от лиц, обязанных ее оказать при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих их жизни и здоровью (п. 1 ст. 31). В Законе указано, что она оказывается лицами, обязанными ее оказывать в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющим соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел РФ; сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Водители же транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Иными словами, есть соответствующая подготовка, водитель транспортного средства обязан оказывать первую помощь, если нет подготовки – не вправе оказывать первую помощь.

Очевидно, что в реальной действительно оказание первой помощи будет выглядеть иначе. Законом об охране здоровья установлено, что Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, а также перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти. Им же разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном законодательством РФ, примерные программы учебного курса, предмет и дисциплины по оказанию первой помощи. Напомним, что существующий регламентированный Перечень мероприятий по оказанию первой помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 №477н “Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи”.

Важным для осуществления управления медицинской деятельностью является законодательное закрепление классификации медицинской помощи по видам, условиям и форме оказания (ст. 32) К видам медицинской помощи законодателем отнесены: первичная медико-санитарная помощь (ПМСП); специализированная, в том числе высокотехнологичная; скорая, в том числе специализированная; и впервые – паллиативная.

По формам оказания медицинская помощь разделена (на федеральном уровне это сделано впервые) на экстренную, неотложную, плановую и каждой форме законодателем дано правовое определение.

Законодателем также определены условия получения пациентом медицинской помощи: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи), а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре и в стационаре с круглосуточным наблюдением. При этом подчеркнуто, что Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается федеральным органом исполнительной власти. Изложенный подход к классификации и определению видов медицинской помощи, оказываемой гражданам страны, отражает одну из новелл Закона об охране здоровья.

Важным для определения уровня финансового обеспечения и оптимизации расходов на оказание помощи больным является определение критериев высокотехнологичной медицинской помощи (ст. 34), а также введение в Закон об охране здоровья норм о паллиативной медицинской помощи; медицинской помощи гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (ст. 43); медицинской помощи гражданам, страдающим орфанными (редкими) заболеваниями (ст. 44). Также важным является выделение в отдельные статьи норм об организации и оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях (ст. 41) и особенностях организации оказания медицинской помощи населению отдельных территорий и работниками отдельных организаций (ст. 42). Повторим, впервые Закон об охране здоровья содержит норму, определяющую стандарты медицинской помощи и указывающую на порядок ее оказания (ст. 37).

Таким образом, структура главы 5 позволяет уяснить (в отличии от Основ), на чем базируется и каким путем осуществляется охрана здоровья граждан, что представляет собой государственная, муниципальная, частная системы здравоохранения (ст. 29); какие виды медицинской помощи оказываются гражданам страны (ст.ст. 31-36); что будут включать в себя порядки и стандарты медицинской помощи, чтобы обеспечить необходимую логистику и гарантировать гражданам необходимый уровень бесплатной медицинской помощи во всех регионах страны (ст. 37).

Глава 8 Закона об охране здоровья (ст.ст. 66-68) охватывает вопросы правового регулирования медицинских мероприятий, осуществляемых в связи со смертью человека. В Основах этим мероприятиям был посвящен раздел 8 «Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам» (ст.ст. 45-48). Однако именно с принятием новой главы 8 законодательное регулирование медицины терминальных состояний пополнилось ожидавшимися в обществе новыми правовыми предписаниями.

Так, ст. 66 Закона об охране здоровья устанавливается порядок определения смерти человека, в соответствии с которым констатация биологической смерти человека осуществляется врачом или фельдшером (п. 5), а диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находился пациент (п. 3).

При этом в составе консилиума должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог со стажем работы в отделении интенсивной терапии не менее пяти лет и не должны участвовать специалисты, принимающие участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей. Установлено также, что реанимационные мероприятия прекращаются только в случае признания их абсолютно бесперспективными или при констатации биологической смерти.

Важно, что порядок определения момента смерти человека, в том числе критерии и процедура установления смерти человека, порядок прекращения реанимационных мероприятий и форма протокола установления смерти человека определяются Правительством Российской Федерации.

Нормы главы 8 существенно расширяют основания, при которых проводится патологоанатомическое вскрытие (ст. 67) Помимо случая подозрения на насильственную смерть оно обязательно будет проводиться при:

  1. Невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти и (или) непосредственной причины смерти.
  2. Оказании умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток.
  3. Подозрении на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов.
  4. Необходимости судебно-медицинского исследования смерти.
  5. Смерти:

а) связанной с проведением профилактических, диагностических, реанимационных, лечебных мероприятий; во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов;

б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него;

в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;

г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы;

д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до 28 дней жизни включительно.

  1. Рождении мертвого ребенка.

При этом законодателем подчеркнуто, что патологоанатомическое вскрытие проводится с соблюдением достойного отношения к телу умершего человека и сохранением максимально его анатомической формы.

Подчеркнем, впервые на законодательном уровне (ст. 68 Закона №323-ФЗ) предусмотрена возможность использования тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, научных и учебных целях (рис. 3).

Рис. 3. Правовое регулирование использования тела, органов и тканей умершего человека

Рис. 3. Правовое регулирование использования тела, органов и тканей умершего человека

Порядок передачи и использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях устанавливается Правительством Российской Федерации. Им же устанавливается максимальный срок их использования, после истечения которого невостребованное тело, органы и ткани умершего человека подлежат погребению в соответствии с законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле.

Таким образом, новыми правовыми нормами, установленными в главе 8 Закона об охране здоровья, гарантируется соблюдение права человека на достойное отношение к его телу после смерти, а также последующее обязательное погребение тела, органов и тканей, используемых в медицинских, научных и лечебных целях.

Следует также отметить более четкую регламентацию донорства органов и тканей человека их трансплантации (пересадки). И, хотя нормы Закона об охране здоровья (ст. 47) отчасти дублируют нормы давно существующих двух специализированных законов (Закона РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»), ими впервые подробно регламентируется порядок донорства и пересадки органов и тканей человека, волеизъявления на этот счет граждан и их родственников, запрет на принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации и ряд других необходимых условий, определяющих порядок проведения такого рода операций.

Глава 10 «Программа государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи» (ст.ст. 80-81) выросла из ст. 20.1 раздела IV Основ «Права граждан в области охраны здоровья». В ней конкретизированы основные требования к ПГГ, а также полномочия органов государственной власти в указанной сфере деятельности (рис. 4).

Законом установлено, что при выполнении финансовых нормативов, установленных программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи территориальные программы госгарантий могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Рис. 4. Новые элементы законодательного обеспечения ПГГ 

Рис. 4. Новые элементы законодательного обеспечения ПГГ

В рамках территориальной программы госгарантий органы государственной власти субъектов РФ устанавливают (ст. 81):

  1. Целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой госгарантий.
  2. Перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ и средств бюджета территориального фонда ОМС.
  3. Порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке.
  4. Порядок реализации установленного законодательством РФ права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта РФ.
  5. Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой.
  6. Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы госгарантий.
  7. Объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы госгарантий и в соответствии с законодательство РФ об ОМС.
  8. Объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования.
  9. Перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы госгарантий.

Отметим – приведенные нормы главы 10 Закона об охране здоровья полностью корреспондируются с нормами главы 11 «Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья» (ст.ст. 82-84). В ранее действовавших Основах о финансовом обеспечении системы охраны здоровья говорилось лишь в ст. 10 раздела 3 «Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но и она утратила свою силу с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Именно для регулирования вопросов, связанных с законодательным определением источников финансового обеспечения сферы предоставления гарантированной медицинской помощи, в Законе об охране здоровья вводятся необходимые статьи:

  • ст. 82 «Источники финансового обеспечения сферы охраны здоровья»;
  • ст. 83 «Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения»;
  • ст. 84 «Оплата медицинских услуг».

Подчеркнем еще раз, среди источников финансового обеспечения в сфере охраны здоровья впервые на законодательном уровне названы средства граждан. Это тем более важно, что действующее Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» до сих пор вызывает множество споров на предмет соответствия Конституции РФ.

Включение в Закон об охране здоровья статьи «Оплата медицинских услуг» по существу направлено на разграничение порядка предоставления бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. В ней определены условия оказания платных медицинских услуг гражданам страны, а также установлен перечень медицинских услуг, которые не могут предоставляться гражданам на прямой платной основе.

Обратим внимание, в Закон об охране здоровья в качестве отдельных глав не вошли разделы Основ:

  • раздел 5 «Права отдельных групп населения в области охраны здоровья»;
  • раздел 7 «Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека»;
  • раздел 11 «Международное сотрудничество».

Однако соответствующие законодательные установления, регулирующие права семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних граждан, а также применение репродуктивных технологий, искусственное прерывание беременности и медицинскую стерилизацию в полной мере представлены в главе 6 «Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья».

В общем виде с отсылкой к другим Законам Российской Федерации (без их указания) урегулированы вопросы финансового обеспечения оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, а также лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или административного ареста (п. 7, 8 ст. 83).

Международным договорам и их роли в законодательстве об охране здоровья посвящена ч. 5 ст. 3, где зафиксировано следующее требование: в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом № 323-ФЗ правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора. А о международном сотрудничестве Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе заключении международных договоров, как полномочий федеральных органов власти, говорится в п. 17 ч. 1 ст. 14 Закона об охране здоровья.

Глава 12 «Организация контроля в сфере охраны здоровья» не имеет аналога в Основах и содержит новые положения, регулирующие вводимую систему контроля за обеспечением законных прав граждан в сфере здравоохранения. Их можно объединить по нескольким направлениям.

Первое. Установлено, что контроль в сфере охраны здоровья включает в себя (ст. 85):

а) контроль качества и безопасности медицинской деятельности;

б) государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ об обращении лекарственных средств;

в) государственный контроль при обращении медицинских изделий;

г) государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Второе. Описаны полномочия органов государственного контроля, включая размещение на официальном сайте в сети «Интернет» решения и предписания, принятых в процессе осуществления государственного контроля в сфере охраны здоровья и затрагивающих интересы неопределенного круга лиц (ст. 86).

Третье. Определены формы и пути осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В общем виде они представлены на рис. 5.

Формы контроля качества и безопасности

медицинской деятельности включают

Государственный контроль

Осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями

Ведомственный контроль

Осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ

Внутренний контроль

Осуществляется органами и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения

Персонифицированный учет в сфере

оказания медицинской помощи включает

Информацию о лицах, участвующих в оказании услуг в сфере охраны здоровья

Информацию о лицах, получающих услуги в сфере охраны здоровья граждан

Рис. 5. Законодательное регулирование форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Характеристика форм и путей осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности представлена в ст.ст. 87-90. В них содержатся следующие «отсылочные» нормы:

а) порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством РФ;

б) порядок организации и проведения ведомственного контроля устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

в) порядок организации и проведения внутреннего контроля устанавливается руководителями органов и организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Целям контроля в сфере охраны здоровья несомненно служат и законодательные требования к медицинской статистике (ст. 97), к ведению персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности (ст. 92) и связанных с ним информационных систем в здравоохранении (ст. 91), а также к сведениям о лицах, участвующих в оказании медицинских услуг, и о лицах, получающих эти услуги (ст.ст. 93-94).

С указанными нормами корреспондируются другие нововведения Закона об охране здоровья: о медицинских изделиях, которые должны не только вноситься в государственный реестр (ст. 38), но и подлежать мониторингу безопасности (ст. 96); о медицинских отходах (ст. 49), разделенных на классы по степени эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания; об экспертизе качества медицинской помощи, как новом виде экспертиз (ст. 64); об обязанности медицинской организации осуществлять страхование ответственности на случай применения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи (п. 10 ч. 1 ст. 79).

В главе 9, посвященной медицинским и фармацевтическим работникам, медицинским организациям, подробно изложены особенности подготовки медицинских и фармацевтических работников и требования к претендентам на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью (рис. 6).

Как видно из рисунка 6, право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (ст. 69). Законодателем определено, что аккредитации специалиста – процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по определенной специальности в соответствии с установленным порядком оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи. Она, как и другие представленные на рисунке 6 механизмы, призвана усилить требования к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью.

Важными новыми элементами законодательства об охране здоровья является появление и закрепление в Законе об охране здоровья возможности защиты прав граждан на охрану своего здоровья и получение гарантированной государством медицинской помощи (ст. 29).

Рис. 6. Механизмы усиления требований к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

Рис. 6. Механизмы усиления требований к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

Таким образом, новый Закон об охране здоровья не только сохраняет преемственность правого регулирования, но и содержит большое число правовых норм, появление которых вызвано потребностью модернизировать область предоставления медицинских услуг гражданам страны, сохраняя при этом их законные права и интересы.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Чем вы руководствуетесь в выборе медицинского учреждения?

Советами родных и знакомых
Отзывами на специализированных сайтах
Собственным опытом
Информацией, представленной на сайте учреждения
Рекламой
Другими причинами



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.