Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современной России продолжаются перманентные реформы в политической и
экономической системе, которые затрагивают различные стороны жизни граждан.
Переход в начале 1990-х гг. от одной идеологической платформы к другой, от
планового хозяйства к свободному рынку и западной демократии сопровождался
ухудшением показателей здоровья населения. Более двадцати лет прошедшие с
момента мало понятных тогда и совершенно непонятных большинству россиян сегодня
принципов «перестройки» по Горбачеву и ее последствий в виде разрушения некогда
дружного сообщества народов СССР, последующего демографического кризиса и
обнищания людей требуют от властных структур энергичных усилий по реформированию
экономики, политического устройства и национальной безопасности Российской
Федерации. Особую важность с точки зрения обеспечения национальной безопасности
приобретает парадигма системы охраны здоровья россиян.
За этот период делалось несколько попыток реформирования отрасли
здравоохранения в виде введения обязательного медицинского страхования,
реализации концепции реформирования здравоохранения и медицинской науки РФ и
приоритетного национального проекта «Здоровье». Однако, как показала суровая
российская действительность, переломить ситуацию пока не удалось, поскольку
реформирование отрасли превратилось в процесс «Шаг вперед ─ два шага назад». С
2009 г. разворачивается очередная стратегическая компания реформирования
отечественного здравоохранения уже до 2020 г. Между тем система здравоохранения,
за исключением некоторых нововведений в области финансирования и правового
статуса ЛПУ, не претерпела особых изменений ни в инфраструктуре, ни в плане
подготовки кадров.
В этой связи хотелось бы отметить, что во многих республиках бывшего СССР
сохранились проблемы, характерные для социалистической системы, но уже в
условиях «капиталистического» способа производства товаров и услуг. В
отечественной медицине реальная ситуация довольно странная, с одной стороны
существует 41 статья Конституции Российской Федерации, а с другой стороны
здравоохранение страны все больше и больше переходит на коммерческие рельсы.
Принятие 6 октября 2003 г. Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» и некоторых других1 добавило
неразберихи во взаимоотношения между ЛПУ различных уровней, а сама отрасль, как
единый механизм охраны здоровья граждан РФ стал подобен кораблю, управляемому
инопланетянами. На этом фоне продолжает существовать громоздкая и неэффективная
инфраструктура медицинской помощи, ориентированная на лечение в круглосуточном
стационаре, что в условиях хронического дефицита финансирования отрасли приводит
к прямо противоположным результатам. Снизились доступность, качество и
безопасность производимых медицинских услуг в рамках программы государственных
гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, а на этом фоне наблюдается рост
заболеваемости и инвалидности большей части населения России.
В условиях любого системного кризиса, где бы он ни происходил, основная
надежда на молодые, квалифицированные кадры, которые, несмотря на объективные
трудности способны преодолеть проблемы и выйти из сложного положения. В отрасли
здравоохранения ─ это врачи. К сожалению, кадровая ситуация в отрасли не
вызывает оптимизма, поскольку отмена системы обязательного распределения
выпускников медицинских вузов привела к нарушению хрупкого баланса, который
поддерживался в здравоохранении бывшего СССР. Баланс заключался в том, что 80 %
выпускников были заняты в системе оказания терапевтической медицинской помощи (в
их число не входили педиатры и стоматологи), 10 % в хирургии и 10 % в акушерстве
и гинекологии. В конце 1980-х гг. он изменился в пользу занятости большего числа
выпускников медицинских вузов в узкопрофильных специальностях.
В настоящее время, несмотря на частичное введение платного обучения для
будущих врачей, большая и лучшая часть абитуриентов успешно сдает вступительные
экзамены и обучается за счет бюджетного финансирования, впоследствии, однако,
становясь специалистами узкого профиля, что усугубляет кадровую ситуацию в ЛПУ
первичной медико-санитарной помощи, а это преимущественно муниципальные
медицинские учреждения. Часть молодых врачей находят работу в частном секторе,
причем государство по сути дела «спонсирует» подготовку врачей для коммерческой
медицины, поскольку не выработало действенных механизмов восполнения затрат
налогоплательщиков, направляемых на их подготовку.
Врач – это особая профессия, которая требует призвания и мотивации. Введение
ЕГЭ, как единственного механизма для получения доступа к профессии, не позволяет
медицинским вузам отобрать именно тех, кто стремится стать врачом. Для этих
вузов полный переход на ЕГЭ ─ особенно болезненный процесс, так как при этом
теряются мотивированные абитуриенты ─ выходцы из «плохих» школ на Крайнем Севере
или в сельских муниципальных поселениях, нацеленных на получение профессии ─
врача.
Данная публикация призвана заполнить часть информационного вакуума по
вопросам планирования и управления кадровыми ресурсами в отрасли
здравоохранения. Рассмотрение проблем обеспечения ЛПУ врачебными кадрами на
примере Дальнего Востока отражает как особенности, так и сходные тенденции,
имеющиеся во многих территориях Российской Федерации. Замалчивание этих проблем
сегодня, не позволит реализовать амбициозные планы реформирования отечественного
здравоохранения в будущем.