Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 2.2. Социально-экономическое положение приграничных с территориями

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Врачебные кадры Дальнего Востока. Виток кризиса / 2.2. Социально-экономическое положение приграничных с территориями
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 6422; прочтений - 3570
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

2.2. Социально-экономическое положение приграничных с территориями ДФО государств (КНР, Япония, Корея)

Динамичное экономическое развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона и усиливающаяся регионализация их внешнеэкономических связей дают основания для прогнозирования расширения и углубления интеграционных процессов, идущих параллельно и вместе с явлениями экономической и финансовой глобализации в мире. Значение интеграционных процессов состоит в том, что они оказывали, и будут оказывать в дальнейшем существенное влияние на расстановку политических и экономических сил в регионе, формирование системы международных «сдержек» и «противовесов», а также на все сколько-нибудь значимые изменения в деятельности государств и их правительств в мировом масштабе.

Как известно, процессы регионализации и экономической интеграции в регионе идут на трех уровнях ─ общерегиональном, субрегиональном и двустороннем. На общерегиональном уровне ─ это форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС-APEC), позиционирующий себя в качестве центрального звена интеграционных процессов в регионе, зарекомендовал себя в качестве весьма представительной организации регионального экономического сотрудничества в АТР, проводящей ежегодные встречи на высшем уровне. В 2007 г. на Сиднейском саммите были определены новые горизонты международного тихоокеанского сотрудничества на период до 2030 г.

В настоящий момент полноценное включение азиатской части России и, прежде всего Дальнего Востока и Сибири в систему мирохозяйственных связей представляется основным условием социально-экономического развития дальневосточных территорий и государства в целом, что является залогом устойчивого наращивания экономического потенциала и укрепления позиций России в мировой экономике.

Очевиден потенциал сотрудничества РФ со странами АТР с точки зрения взаимодополняемости таких важнейших секторов, как энергетика и транспорт, а также исходя из взаимной заинтересованности в крупных инфраструктурных проектах. Интересы России как евразийской державы в АТР стратегически весьма существенны и разнообразны. Главный интерес России связан с возможностью и необходимостью использования экономических связей со странами региона, его огромных инвестиционных ресурсов и емкого рынка для подъема и ускорения экономического развития Сибири и Дальнего Востока и всей страны в целом.

Наиболее важным с точки зрения реализации взаимных интересов государств АТР имеет стратегия взаимоотношений приграничных государств, таких, как КНР, Япония, Россия, КНДР и Республика Корея, поскольку именно здесь многие годы назад сформировано и успешно работает партнерское поле между Дальним Востоком России и странами АТР.

Китайская Народная Республика. КНР расположена в восточной части азиатского материка, на западном берегу Тихого океана. Площадь сухопутной территории ─ 9,6 млн кв. км. По размерам сухопутной территории Китай уступает только России и Канаде, а по численности населения Китай занимает первое место в мире. В стране получили распространение не одна, а несколько религий. Главными из них являются буддизм, даосизм, ислам, католицизм и протестантство. Граждане КНР правомочны самостоятельно решать, какую религию исповедовать, и заявлять о своей приверженности той или иной вере. Всего в Китае 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных административных района (Гонконг и Макао). В прошлом году в Китае родилось более 16 млн детей, а рост рождаемости, несмотря на прогнозы некоторых аналитиков, сейчас составляет 12,4 % в год.

По нашему мнению, в Российских СМИ неоправданно мало внимания уделяется Китаю, в то время, как, например «The Guardian» приводит высказывание министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда о том, что через 20 лет КНР усилится настолько, что станет державой, равной США в мировой политике, ─ эти два государства будут принимать решения. По мнению главы британского МИДа, Европейский союз в лучшем случае сможет стать третьим, младшим партнером в мировой политике, если научится говорить самостоятельно. Сегодня стало очевидным фактом ─ вектор мирового развития смещается в сторону Юго-Восточной Азии. И речь идет не только об экономике, но и о новых моделях построения общества. Чем быстрее это поймет и оценит российский истеблишмент, тем лучше. Ведь Россия и по территории, и по менталитету не только европейская, но и азиатская страна. Пора вспомнить об этом всерьез.

Наблюдаемый в последние годы заметный рост экономической мощи и геополитического влияния Китая справедливо привлекает все более пристальное внимание специалистов и мировой общественности. Глубокие поступательные изменения, которыми вот уже скоро три десятилетия живет великий дальневосточный сосед России, порождают закономерные вопросы о природе и цене его достижений, дальнейших путях развития, перспективах российскокитайских отношений. Ответы на эти вопросы имеют не только познавательное, научное, но и прямое практическое значение для международных интересов России.

Без преувеличения можно утверждать, что успехи КНР в различных сферах экономического и социально-культурного развития за последние три десятилетия носят феноменальный характер и стали важнейшим фактором мировой политики и международных отношений21.
Структура расходов бюджетов в КНР в 2008 году показывает, что значительную часть государственного бюджета ─ 20,6 % в 2008 г. было потрачено на образование, здравоохранение, культуру, спорт и средства массовой информации (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Структура расходов бюджетов в Китае в 2008 году (%). Источник: National Bureau of Statistics of China

Рис. 2.1. Структура расходов бюджетов в Китае в 2008 году (%). Источник: National Bureau of Statistics of China

Перед юанем начинает открываться перспектива превращения в общеазиатскую валюту. Страна превратилась в «магнит притяжения» иностранных инвестиций, которые обеспечивают быстрый рост экономики и внешней торговли. Создание в Китае благоприятного инвестиционного климата обеспечивается прежде всего стабильностью политической обстановки и курсом на государственное регулирование и гарантии, а также различными преференциями по доступу к дешевым ресурсам, гибкой налоговой политикой.

К началу 2009 г. было использовано около 1 трлн долл. внешних инвестиций, в том числе 852,6 млрд долларов прямых капиталовложений и 147,2 млрд долларов внешних займов. Товарная структура экспорта Китая в последние годы стала весьма эффективной, стимулируя положительный инвестиционный климат (рис. 2.2). По абсолютным показателям производства многих важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай вышел на передовые позиции в мире. Он стал всемирной фабрикой воспроизводства ширпотреба по западным брэндам, мировым сборочным цехом.

Рис. 2.2. Товарная структура экспорта Китая в 2007 году (%).

Рис. 2.2. Товарная структура экспорта Китая в 2007 году (%).

Источник: National Bureau of Statistics of China

За десятилетия реформ китайское общество претерпело резкую социальную стратификацию, появился влиятельный класс собственников, многомиллионная армия менеджеров. Постепенно складывается средний класс. Представители этой новой волны начинают претендовать на активное участие в политическом процессе, представлять свои интересы во власти. Судя по идущей подспудно дискуссии по этому вопросу, концепция «трех представительств» не вполне удовлетворяет новых хозяев жизни. С другой стороны, партийная номенклатура, сторонники идей Мао Цзэдуна и так называемые «новые левые» (неомарксисты) рассматривают вхождение капиталистов и представителей среднего класса в КПК как отступление от социалистического пути, как уступку либерализму.

По мнению одного из известнейших китайских экономистов и стратегов, лидера «Новых левых», главного редактора влиятельного журнала «Китайское обозрение», профессора экономики Ван Шаогуана, КНР в своем развитии придется сделать еще несколько шагов для сближения позиций двух разно полюсных шагов китайского общества. Причем за последние годы часть из них была сделана. Так, коэффициент Gini в сегодняшнем Китае 0,45, и планируется его снижение до 0,35 в ближайшие годы.

В мировой экономике принято считать, что в настоящее время имеются два больших преимущества Китая перед другими экономически развитыми странами ─ демографическая ситуация, а именно большое количество молодого работоспособного населения, и высокий уровень сбережений у населения. В то же время в самом Китае экономисты полагаю, что у большинства граждан поднебесной слишком высокий процент сбережений. Даже бедные семьи сберегают 12–13 % своего годового дохода. В США, например, люди, наоборот, тратят больше, чем зарабатывают. В КНР разработана система мер, направленных на то, чтобы люди больше тратили на покупку товаров и меньше откладывали. Так, например, бытовая техника ─ телевизоры, мобильники, стиральные машины по специальной программе продаются людям в сельских районах со скидкой в 17 %. Скидка достигается за счет того, что снимаются все налоги. Цель программы ─ увеличение потребления товаров внутри Китая.

К середине 2010 г. Китай явно обходит Японию по размеру ВВП и перемещается по этому показателю на второе место в мире после США, считают ведущие аналитические службы Великобритании, которые определяли расстановку экономических сил в мире после завершения нынешнего кризиса. Согласно их оценкам, экономический рост составит в Китае 12 % в 2010 г. Именно в этом году Китай вновь вышел на второе место в мире по размерам своего фондового рынка, оттеснив Японию. Это произошло после того, как совокупная стоимость акций, котирующихся на фондовом рынке КНР, достигла суммы в 3,21 трлн долларов с 3,2 трлн у Японии.

Если вернуться на несколько десятков лет назад, то благоприятные условия, которые были предоставлены китайскому и международному бизнесу активной государственной политикой, определили бурный рост экономики КНР с начала 70-х гг. прошлого века. Мировой бизнес здесь нашел то, чего нет в других регионах мира: емкий рынок, дешевую рабочую силу, высокое качество исполнения труда, стабильность политической системы, благоприятное отношение к иностранному бизнесу. При этом в 2005–2007 гг. руководством КНР были предприняты беспрецедентные меры по интенсификации развития своего Северо-Востока (Дунбэя) в рамках программы возрождения Северо-Востока Китая и развития так называемых «районов старой промышленной базы Северо-Востока Китая» (провинции Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, а также города Хулуньбэйер, Тунляо и Чифэн, Хинганский аймак и аймак Илиньголэ Автономного района Внутренняя Монголия).

Еще в начале 1990-х гг. КНР принадлежала к числу стран, последовательно повышающих эффективность системы охраны здоровья населения. Однако доля расходов на здравоохранение в ВНП была ниже соответствующего показателя во многих экономически развитых странах25. Многоукладность экономики страны предопределила формирование четырех основных программ оказания медицинской помощи:

I. Программа государственной бесплатной медицинской помощи, охватывающей работников государственных учреждений и организаций, различных обществ, вузов, инвалидов второй категории и иностранных специалистов ─ всего 45 млн человек.
II. Программа трудостраховой медицины, охватывающая служащих государственных предприятий и пенсионеров (иждивенцы за 50 % стоимости) ─ всего около 137 млн.
III. Программа коллективной медицины на принципах взаимопомощи и взаимной выгоды для сельских производителей и потребителей медицинских услуг (до 1978 г. охватывала 90 % деревень) стала распадаться в связи с экономической реформой сельского хозяйства.
IV. Программа платной медицины ─ самая старая форма оказания медицинской помощи, охватывающая городских жителей, занятых в частном секторе и около 80 % сельского населения.

Государственные учреждения финансировались правительством, контроль за ценами осуществлялся органами ценообразования. При этом хозяйственный доход учреждений здравоохранения не облагался налогом, и ЛПУ наделены правами независимого хозяйствования. Эти учреждения коллективного хозяйствования получают определенную хозяйственную поддержку со стороны государства. В настоящее время существуют 3 типа ЛПУ коллективной собственности:

1) ЛПУ, созданные за счет государственных капитальных вложений и управляемые трудовыми коллективами.
2) ЛПУ, созданные на коллективные средства и управляемые трудовыми коллективами.
3) ЛПУ, созданные на индивидуальные средства медицинского персонала и управляемые им.

Основные фонды ЛПУ коллективной собственности являются коллективной собственностью трудовых коллективов. Эти учреждения осуществляют самостоятельный хозрасчет, работают на самофинансировании и самоокупаемости. Индивидуальная деятельность в здравоохранении Китая управляется и контролируется государством.

Экстенсивный этап развития здравоохранения в КНР, ориентированный на рост сетевых, кадровых и объемных показателей уже подходит к своему завершению. Поэтому в современных условиях реформу в здравоохранении Китая предстоит осуществлять, сочетая как экстенсивный, так и интенсивный пути развития. В августе 2006 г. правительство Китая создало координационную группу по реформированию здравоохранения, в которую вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. Большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривает предоставление ряда практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах. Программа ставит целью создать общедоступную систему базового здравоохранения. На первый план выдвигаются укрепление ведущей роли правительства, повышение его ответственности, реформа управления государственными медицинскими учреждениями, снижение расходов населения на здравоохранение. Также провозглашается параллельное развитие систем здравоохранения в Китае и странах Западной Европы. Особое значение придается развитию медицины в провинциальных районах и на коммунальном уровне в городах, а также созданию негосударственных лечебных учреждений.

Китайское правительство уделяет большое внимание повсеместному созданию медицинских и здравоохранительных учреждений и подготовке медицинских кадров. Больницы разного уровня и медицинские организации имеются по всей стране, сформирована целостная лечебно-профилактическая сеть в городах и сельских районах. Здравоохранение в КНР стало важнейшим государственным делом. Ныне в Китае работают многочисленные медицинские кадры, сформирована целостная система учебных заведений медицинских наук, которая отдала стране целую плеяду выдающихся специалистов по медицине и фармакологии. Уровень медицинской науки быстро повышается, непрерывно усиливается контроль над медикаментами и санитарный надзор.

Создана система медицинского страхования для рабочих и служащих в городах и поселках на основе общественного планирования и взносов частных лиц, причем сфера действия этой системы постепенно расширяется. Традиционная китайская медицина и фармакология, а также сочетание методов китайской и западной медицины развиваются совместно. Заметно снизился уровень заболеваемости многими инфекционными болезнями, эпидемии локализованы, усиливается работа медицины и здравоохранения в сельских районах, благодаря чему значительно улучшилось здоровье населения. По средней продолжительности жизни населения, снижению смертности младенцев и рожениц Китай находится в первых рядах среди развивающихся стран, по некоторым показателям он достиг уровня развитых западных стран.

Поскольку около 75 % населения КНР проживает в сельских районах, то медицина и здравоохранение на селе постоянно находятся в центре внимания государства. Органы здравоохранения страны поставили себе целью дальнейшее развитие санитарно-гигиенической работы в сельской местности и обеспечение доступной медицинской помощью крестьян, рассматривания это как один из ключевых моментов строительства новой социалистической деревни с китайской спецификой. В настоящее время в сельских районах в основном сформировалась трехступенчатая (уездная, волостная и деревенская) лечебнопрофилактическая система обслуживания для всех.

91,5 % общего количества жителей сельской местности Китая приняли участие в новой сельской кооперативной медицинской программе к концу
2008 г., опережая на два года плановый график. Правительство КНР сообщило, что эта программа в настоящее время покрыла почти все округи Китая, города и районы с сельским населением. С 2003 г. сельские жители получили субсидии на получение медицинской помощи, которые суммарно составили 125,3 млрд китайских юаней. В частности, 110 млн жителей получили больничные субсидии, 119 млн ─ амбулаторные субсидии и 2 млн прошли обследование.

Только на реформу здравоохранения Правительство Китая выделяет из государственного бюджета с 2009 по 2011 г. 850 млрд юаней (124 млрд долларов). Согласно утвержденному плану, как сообщало агентство «Синьхуа», эти средства будут расходоваться на «создание всеобщего доступа к базовому медицинскому страхованию, введение системы «основных» лекарственных средств, совершенствование условий оказания первичной медико-санитарной помощи, а также обеспечение равноправного доступа к базовым услугам здравоохранения и экспериментальных реформ государственных медицинских учреждений». В числе конкретных шагов реформы предусмотрено строительство около двух тыс. больниц уездного уровня, которые бы отвечали «общенациональным стандартам здравоохранения». Таким образом, власти намерены обеспечить каждый уезд страны как минимум одним лечебным учреждением. В предстоящие два года в селах Китая будет построено порядка 30 тыс. поликлиник, в рамках реформы также будет увеличено количество «центров здоровья» в городах по всей стране.

Параллельно реформам системы оказания медицинской помощи населению власти Китая сформировали весьма жесткое отношение к лицам, посягнувшим на здоровье граждан. В частности, в северном китайском городе Шинзячуан в 2009 г. были казнены два предпринимателя, «обогативших» дешевую молочную смесь для младенцев меламином. Меламин, богатый протеином, используется в химической промышленности в качестве связующего ингредиента. В больших дозах он опасен для жизни. Суд приговорил к смерти Джана Юджуна за продажу более 600 тонн подобного «обогащенного молока». Другой предприниматель, Жен Джинпин продал более 900 кг подобной смеси. В результате употребления молочной смеси с меламином 6 младенцев умерли, а 300 тыс. серьезно заболели. Суд отклонил апелляции обоих предпринимателей о помиловании. Всего по делу об отравленной смеси был осужден 21 человек. Во время следствия выяснилось, что уловку с меламином использовали минимум на 12 крупных китайских молокозаводах.

Значительное ускорение и невероятный уровень инвестиций в последние годы получила китайская фармацевтическая промышленность, в частности германский фармпроизводитель ─ компания “Merck” сообщила, что планирует вложить 150 млн евро (225 млн долларов) во всемирный центр R&D Фармации и биотехнологии в Пекине. Merck, расположенная в Дармштадте, сообщила, что в пекинском центре будет создано около 200 рабочих мест в ближайшие 4 года. Компания также заявила, что будет нанимать на работу китайских специалистов, а создаваемая организация станет ключевым центром R&D для Merck Serono. Центр также будет работать в тесном контакте с аналогичными подразделениями компании в Германии, Швейцарии и США. Пекинская команда будет возглавлять развитие лекарств для Китая и других стран Азии, вести местные клинические испытания и управлять ими, участвовать в мировых клинических испытаниях. Новый центр должен управлять и координировать сотрудничество с китайскими исследовательскими институтами, в том числе, академическими, развивать партнерство с местными компаниями. Аналогичными сообщениями переполнена информационная база международной фарминдустрии.

В рамках реформирования охраны здоровья населения в Китае опережающими темпами идет развитие медицинской науки, в частности в ближайшие годы будет построена крупнейшая в Азии научная база для разработки технологий использования стволовых клеток. Как пишет «Компьюлента», научный городок расположится в городе Тайчжоу (провинция Цзянсу), где находится множество медицинских и фармакологических предприятий и частных исследовательских центров.

Конечно, китайское общество далеко от идеала и уровень здоровья населения КНР еще не достиг критериев экономически развитых стран, однако уровень политической воли, решимость, целенаправленность и настойчивость ЦК КПК и правительства в проведении реформ социально-экономического развития поднебесной не может не вызывать уважения и даже, в определенной мере, зависти у жителей Дальнего Востока России.
Япония. Государство Япония ─ это конституционная монархия, формальным главой страны является император, реальным ─ председатель правительства (премьер-министр). Конституция современной Японии была принята в 1947 г., во время оккупации Японии войсками США под командованием генерала Мак-Артура после Второй мировой войны. Государство расположено на островах ─ четырех больших (Кюсю, Хонсю, Сикоку и Хоккайдо) и множестве (около 6,8 тыс.) мелких. Столица и крупнейший город ─ Токио в котором проживает 11,5 млн чел..

Население Японии составляет более 127 млн чел., причем около 99,4% — японцы, кроме того, на островах проживают корейцы, айны (аборигены Хоккайдо) и некоторые другие этнические группы. Государственный язык ─ японский. Однако в последние годы все большее распространение получает знание английского и китайского языков. Основные религии ─ северный буддизм (махаяна ) и синтоизм. Обычно они исповедуются одновременно.
Денежная единица ─ йена. В экономике государства преобладают три экспортных отрасли ─ станкостроение, автомобилестроение, бытовая электроника. Управляется экономика министерством промышленности и торговли. Внутренний рынок достаточно эффективно закрыт для иностранных товаров (конкурирующих с местными), ограничены валютные операции. Промышленность, большей частью, существует за счет импорта сырья, в том числе и из Российского Дальнего Востока. Собственные сырьевые ресурсы весьма и весьма ограниченны.

В 1945 г. японская экономика находилась в упадке и разорении. К 80-м гг. по уровню производства Япония прочно заняла второе место в мире и продолжала сохранять довольно высокие темпы экономического развития до последних лет, бросая по многим показателям вызов США. Японская промышленность постоянно наращивает производство ключевых видов продукции. Многие эксперты до сих пор не могут найти ответа на вопрос: «Как могло получиться, что какое-то островное государство, по площади равное одному лишь штату Калифорния, за какие-нибудь три десятка лет смогло в сфере производства пройти путь от кустарной мастерской до современного автоматизированного предприятия?». В реальной же ситуации Япония развила свою экономику в значительной степени благодаря уникальной системе управления. Эта уникальность обусловлена специфичной этнопсихологической основой.

В целом же эта стратегия развития Японии базируется на четырех основаниях:

1) сбережение и консервирование энергетических ресурсов;
2) поддержание высокого уровня конкурентоспособности страны;
3) развитие у людей высокой приспособляемости к требованиям научнотехнического прогресса;
4) интенсификация научных исследований и разработок.

На протяжении последних десятилетий абсолютно все премьер-министры Японии заявляли о своем стремлении уменьшить зависимость страны от импорта нефти. Начиная с 2000 г. эта тема обрела новое звучание ─ к ней добавилась необходимость борьбы с глобальным потеплением. Для островного государства очень важным является сделать ставку на развитие альтернативной энергетики, то есть, основанной на энергии, получаемой из возобновляемых источников и наносящей минимальный ущерб окружающей среде. Предполагается, что эта стратегия позволит уменьшить объемы импорта нефти, выправить торговый баланс Японии, улучшить экологическую ситуацию и создать новые рабочие места. Эти планы, в частности, предусматривают: ужесточение стандартов экономичности автомобилей (эти нормы пересматриваются крайне редко, что приводит к тому, что автопроизводители неохотно задействуют уже имеющие топливосберегающие технологии; предоставление налоговых льгот покупателям современных автомобилей (использующих в качестве горючего электроэнергию, биотопливо и пр.); выделение значительных средств на создание электростанций, использующих энергию солнца, ветра и пр. и ужесточение стандартов экономичности жилых, производственных и офисных помещений.
Хотя Япония ─ это небольшое по территории и не имеющее значительных природных ресурсов государство, но уровень его экономического развития вызывает восхищение. Ведь эта страна быстро восстановила свою промышленность после войн середины ХХ в. и теперь, вместе с Китаем, лидирует по многим экономическим показателям в АТР. По уровню валового внутреннего продукта с учетом паритета покупательной способности на душу населения, Япония значительно обгоняет Россию (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Валовой внутренний продукт с учетом паритета покупательной способности, приходящийся на душу населения, долл./чел.

Рис. 2.3. Валовой внутренний продукт с учетом паритета покупательной способности, приходящийся на душу населения, долл./чел. Источник: IMF,
World Economic Outlook Database, 2008

Несмотря на то, что она является единственной страной в мире, пострадавшей от разрушительного воздействия ядерного оружия в военное время,

Япония поддержала использование ядерной технологии в мирных целях, чтобы обеспечить существенную часть необходимого электричества. Как упоминалось выше, на сегодняшний день при помощи «мирного атома» обеспечивается около 30 % от общего производства электроэнергии страны. В планах имеется увеличение объема к 2017 г. ─ до 41 %. При этом в 2006 г. Япония в общей сложности произвела 1073 млрд кВт/ч: 28 % из угля, 23 % ─ из газа и 9 % ─ от ГЭС. Потребление на душу населения составляет около 7700 кВт/ч в год.

Поскольку сама Япония имеет ограниченный объем природных ресурсов, то 80 % ее первичных потребностей в электроэнергии зависят от импорта. Первоначально это была зависимость от импорта ископаемого топлива, причем не столько из России, сколько из стран Ближнего Востока, однако сырьевая уязвимость в условиях череды экономических кризисов не устраивала государство, поэтому в настоящее время в Японии ширится атомная отрасль и имеется уже 53 действующих реактора. Оценка внутренней энергетической политики, проведенной экспертами в начале XXI в., привела к диверсификации производства электроэнергии в виде реализации программы строительства современных крупных АЭС. Особое внимание было уделено снижению зависимости экономики страны от импорта нефти, что в конечном итоге определяет экономическую независимость государства в будущем.

Что же относительно динамики цен на потребительских рынках, то и здесь Япония весьма значительно отличалась от России в последние десятилетия, что формировало уровень относительной стабильности в обществе (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Среднегодовое изменение потребительских цен. Источник: IMF, World Economic Outlook Database, 2008

Рис. 2.4. Среднегодовое изменение потребительских цен. Источник: IMF, World Economic Outlook Database, 2008

Япония ─ одна из самых удивительных и неординарных стран на Земле. Так, при населении около 127 млн человек, из которых 16 % благополучно доживают до 100 лет, уровень инвестиций в охрану окружающей среды ─ невероятен. В этой связи неудивительно, что по продолжительности жизни Япония занимает первое место в мире, и совершенно выбивается из общей тенденции уровень числа самоубийств среди молодежи. Решающим фактором долголетия японцев считается не только здоровое питание и общеизвестная дружелюбность японцев, но и эргономика их жилищ, а высокий уровень самоубийств среди молодежи обусловлен нарастающим темпом жизни.

Японское общество можно назвать обществом футурологов. Индивиды считают себя удовлетворенными только после того, как будет удовлетворена группа, к которой они себя причисляют. Фирмы обычно не хотят довольствоваться временными всплесками доходов, а смотрят на то, как бы посолиднее укрепиться на рынках сбыта. Ориентация на будущее тесно связана с психологией накопительства, издавна присущей японскому обществу. Каждый рабочий или служащий в Японии старается увеличить свои сбережения. По данным статистики, средняя японская семья ежемесячно откладывает в банке примерно 20 % своего бюджета, т.е. в три раза больше, чем американская. По отзывам экономистов, индивидуальные сбережения японцев представляют собой мощный рычаг экономического развития страны. Японская администрация широко использует эти средства для реализации своей долгосрочной экономической стратегии.

Вместе с экономическим своеобразием, Япония обладает весьма эффективной и экономной системой здравоохранения, которая, в частности, требует в два раза меньше расходов и достигает лучших медицинских результатов, чем системы здравоохранения таких экономически развитых стран, как США, Великобритания и Германия. Требуемый паритет затрат и результатов в системе охраны здоровья своих граждан Япония формирует путем внедрения нескольких инструментов, в частности, запрета на прибыль страховых компаний, ограничений доходов производителей медицинских услуг и широкого спектра профилактических мер. Среднестатистический японец посещает врача 14 раз в год, намного чаще, чем россияне, американцы и немцы. Они могут выбирать лечащего врача или узкого специалиста, причем длительных задержек в приеме, как правило, не происходит. Японское здравоохранение помогает делать жизнь людей долгой и качественной.

Система оказания медицинской помощи в Японии ─ гибридная система, финансируемая за счет страховых взносов, связанных с работой, и налогов ─ является всеобщим и обязательным и потребляет около 8 % ВВП страны. В Японии нет случаев банкротства из-за болезни членов семьи, поскольку никому из ее граждан не было отказано в страховом покрытии из-за каких-либо существовавших ранее условий. В то же время здравоохранение «Страны восходящего солнца» далеко от идеала, в связи с чем многие эксперты утверждают, что, по всей видимости, она потребует существенных изменений.

Тем не менее, правительство оплачивает четверть от общей стоимости медицинской помощи, а работники и работодатели посредством обязательного страхования оплачивают оставшуюся часть. «Больше трети взносов работающих используется на передачу финансовых ресурсов от молодых, здоровых и богатых к старым, больным и бедным». Трудовые ресурсы крупных корпораций, платят около 4 % своей зарплаты в страховой фонд. Эти выплаты ограничены суммой 6 тыс. долларов в год, Средняя сумма ежегодных выплат на одного работника составляет 1,931 тыс. долларов. По данным американской национальной ассоциации здравоохранения, типичный американский служащий в год выплачивает 3,354 тыс. долларов. Что же относительно самозанятого японца и безработного, то в Японии они обязаны выплатить для страхового покрытия около 1,6 тыс. долларов. Кроме того, пациенты трудоспособного возраста должны вносить 30 % доплату за лечение и лекарства ─ это самая высокая подобная выплата в мире.

В Японии проживает самое старое население в мире. К 2050 г. 40 % ее граждан окажутся за порогом 65-летия. Структура заболеваний и патологических синдромов пожилых людей становятся все более дороги для лечения, поскольку уровни заболеваний раком, инсультом, болезнью Альцгеймера неуклонно возрастают. В связи с этим формируются структурные диспропорции в отрасли, когда виды и объемы медицинской помощи пожилым японцам тормозят доступность медицинских услуг трудоспособному населению из-за значительных очередей. Государству пока не удается сократить продолжительность пребывания в больницах, причем это происходит на фоне того, что в отрасли здравоохранения Японии сформировалась нехватка акушеров, анестезиологов и специалистов скорой помощи, что связано с относительно низкой оплатой труда, долгими часами работы и высокой нагрузкой во многих госпиталях. В отделениях экстренной помощи многих больниц недостает коек, и затруднена ранняя диагностика заболеваний.
В настоящее время широкую огласку получали случаи отказа в госпитализации больным и беременным женщинам в экстренной хирургической и акушерской помощи из-за недостаточной укомплектованности врачами экстренных служб больниц. Квалифицированные врачи, как правило, покидают привычные всем японские больницы, переходя на более высокую заработную плату и более предсказуемые часы работы в частные клиники. Там они становятся врачами первого контакта и восполняют низкую плату за лечение, высоким объемом работ, рассматривая пациентов как некий материал на конвейере по производству медицинских услуг.

Большие надежды в Японии возлагались и возлагаются на внедрение института семейных врачей. Это наглядный пример японских подходов к реформированию системы здравоохранения в целом ─ постепенность, поэтапность, тщательная проверка возможных отрицательных последствий.
Еще в апреле 1993 г. Министерство здравоохранения страны начало выполнять специальную программу для выработки концепции системы семейных врачей. Целью ставилось улучшение качества медицинского обслуживания с опорой на общественность микрорайонов городов.

Было выбрано 10 районов по всей стране для пилотных проверок. Все эти районы имели базовые больницы и поликлиники с необходимым оборудованием. За прошедшие годы в стране сформировались три общественные организации семейных врачей. Это Японская академия семейной медицины (Japanese Academy of Family Medicine) ─ около 2,1 тыс. членов, Японское общество общей медицины (Japanese Society of General Medicine) ─ 4,6 тыс. членов и Японское медицинское общество первичной помощи (Japanese Medical Society of Primary Care) ─ тысяча членов. Некоторое время назад руководители этих организаций объявили о предстоящем слиянии в единую структуру ─ Федерацию обществ первичной помощи (Federation of Primary-Care Societies). Считается, что объединение облегчит формирование правовой базы для деятельности семейных врачей и явится важным шагом в реформировании нынешней системы здравоохранения в стране.

В то же время японская система здравоохранения не заслуживает тех лавров за сравнительно крепкое здоровье японцев, которые ей иногда приписывают. Все-таки основной вклад в здоровье японцев осуществляют культурные и национальные традиции, в частности рацион питания и образ жизни. Здесь совершается меньше тяжких преступлений, происходит меньше ДТП и далеко не так остро стоит проблема ожирения. По данным ОЭСР, лишь около 3 % японцев страдают от ожирения по сравнению с 20 % россиян, 25 % европейцев и 30 % американцев.

Тем не менее, «западная» пища проникла в рацион японцев, и в стране стало появляться все больше граждан с избыточным весом, ведущих к тому же сидячий образ жизни. Противодействие связанным с ожирением проблемам со здоровьем ─ известным здесь как метаболический синдром ─ ведется в Японии мерами, которые, вероятно, нас удивят. Например, 70 % населения должны проходить обязательный скрининг и если обнаружится, что их талия почти исчезла, они обязаны проконсультироваться с лечащим врачом по поводу физических упражнений и диеты. Причем эти новшества введены на уровне закона. Он был принят несколько лет назад, так что еще рано говорить о его эффективности, однако эксперты в области охраны здоровья соглашаются с тем, что правительству почти каждого японца удалось заставить беспокоиться о чрезмерной массе тела и думать о том, что они едят, и как часто и в каком объеме они делают физические упражнения.

Республика Корея, или как чаще принято говорить, Южная Корея ─ государство в Азии занимает южную часть корейского полуострова. Название Корея произошло от древнего государства «Коре», существовавшего на территории корейского полуострова в X–IV вв. Республика Корея ─ Тэхан Мингук на востоке омывается Японским морем, на юге и юго-востоке ─ Корейским проливом, на западе ─ Желтым морем. На севере граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой. Площадь ─ 98,5 тыс. кв. км. Административно-территориальное деление: 9 провинций и 5 городов центрального подчинения. С 1948 г. Корейский полуостров разделен на две части: Республика Корея на юге и Корейская Народно-Демократическая Республика на севере.

Республика Корея имеет демократическую форму правления, основанную на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти при их взаимозависимости и взаимоограничении. Глава государства ─ президент. Законодательный орган ─ однопалатное Национальное собрание. Глава правительства ─ премьер-министр.

Южная Корея ─ индустриально-аграрная страна с активно развивающейся экономикой. Опережающими темпами развиваются экспортные отрасли и тяжелая промышленность. Добыча угля, вольфрама (одно из ведущих мест в мире), железной, марганцевой, свинцово-цинковой, медных руд, золота, серебра и другие. Металлургия, машиностроение; нефтеперерабатывающая, цементная и химическая промышленность. Текстильная и пищевая промышленность. Главная отрасль сельского хозяйства ─ растениеводство. Обрабатывается свыше 22 % территории. Возделывают зерновые, технические культуры ─ хлопчатник, табак, соевые бобы и другие. Плодоводство, овощеводство. Плантации женьшеня. Животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, птица). Шелководство. Лесозаготовки. Рыболовство, добыча морепродуктов.

Население Южной Кореи ─ 45,7 млн человек, основная часть его сосредоточена в крупных городах: Сеул (10,6 млн человек), Пусан (3,8 млн человек), Тэгу (2,4 млн человек), Инчхон (2 млн человек), Кванджоу (1,2 млн человек), Тэджон (1,1 млн человек). Плотность населения в стране до 432 человек на один кв. км.

Корейцы потомки нескольких монгольских племен, поэтому в стране практически нет национальных меньшинств, за исключением примерно 30 тыс. китайцев, большинство из которых живут в столице и ее окрестностях. Религия ─ около 54 % корейцев придерживаются определенных религиозных убеждений. Доля буддистов среди верующих ─ 51 %, протестантов ─ 34 %, католиков ─ 11 %, конфуцианцев ─ 2 %.

Современная Южная Корея это высокоразвитое государство, один из так называемых «азиатских тигров». По размерам ВВП находится на 14-м месте в мире32. Валовой национальный продукт на душу населения вырос со 100 долларов в 1963 г. до 20 тыс. долларов в 2005 г. Огромный шаг сделан в развитии высоких технологий производства электроэнергии, особенно на атомных электростанциях (рис. 2.5).

В Южной Корее экзотика и старина самым естественным образом сочетаются с самыми последними достижениями мировой цивилизации. Это страна древней и самобытной культуры, романтических морских и горных пейзажей, горячих источников, золотых пляжей, причудливых островов и скал, водопадов и пещер, буйной растительности, необычной кухни. И одновременно это страна прекрасных отелей, хороших шоссейных и железных дорог, высококачественного современного сервиса.

Рис. 2.5. Объем производства электроэнергии на атомных электростанциях, млрд квт-час. Источники: Росстат, Energy Information Administration,

Рис. 2.5. Объем производства электроэнергии на атомных электростанциях, млрд квт-час. Источники: Росстат, Energy Information Administration, EIA

Крайне уважительное отношение к образованию было характерно для Кореи, как и для других стран Дальнего Востока, с давних времен. Отношение это не было, разумеется, результатом некоей особой врожденной любознательности корейцев, китайцев или вьетнамцев. Сформировалось оно на вполне материальной основе. На протяжении веков в странах АТР самый прямой и самый почетный путь к продвижению по чиновничьей лестнице, то есть к богатству и привилегиям, пролегал через систему государственных экзаменов. Такая система функционировала в течение почти двух тысячелетий, и за это время в массовом сознании закрепилась четкая ассоциация между образованием, с одной стороны, материальным успехом и общественным положением ─ с другой. Хотя корейское общество и претерпело за последнее столетие огромные изменения, отношение к образованию в целом осталось прежним.

В современном исчислении образование в Южной Корее находится на очень высоком уровне и в плане качества и в плане охвата населения, и по многим параметрам опережает ведущие европейские страны. Инвестиции в образование народа были одними из причин корейского прорыва в экономике. Высшее образование Южной Кореи представлено следующими типами высших учебных заведений: университеты, колледжи, педагогические институты, открытые и заочные университеты. Корейские вузы также подразделяются на государственные и частные. В университетах есть факультеты естественных наук, медицинский, юридический, инженерно-технический, историко-филологический, иностранных языков, музыкальный, изобразительных искусств, факультет домоводства, предназначенный для подготовки особо квалифицированных (дипломированных) домохозяек. Для иностранных студентов имеются бакалаврские и магистерские программы в области информатики со специализацией по информационным системам, мультимедиа, программированию.

Для того чтобы поступить в вуз корейцам необходимо успешно сдать выпускные экзамены в средней школе высшей ступени и написать единый общенациональный тест. Более того некоторые колледжи и университеты проводят дополнительный вступительный экзамен в форме сочинения. Иностранным абитуриентам для поступления требуется представить аттестат о среднем образовании и международный сертификат на знание английского языка IELTS (5,5 баллов) или TOEFL (500 баллов).

Система высшего образования Южной Кореи имеет следующую структуру:
- степень бакалавра ─ после 4-х лет обучения, для медицинских факультетов ─ 6 лет;
- степень магистра ─ 2 года учебы в магистратуре;
- докторская степень ─ 4 года обучения и проведения исследовательских работ;
- после сдачи выпускных экзаменов и защиты диссертации присуждается степень доктора наук.

Стоимость обучения в корейских вузах варьирует от 2 до 8 тыс. долларов США в год, в зависимости от выбранного факультета и вуза. Причем обучение в частных вузах дороже, чем в государственных, хотя последние являются более престижными. Расходы на проживание и питание составят около 400 долларов ежемесячно.

За истекшие пять десятилетий Южная Корея прошла несколько этапов в своем развитии, что сопровождалось индустриализацией страны и беспрецедентно высокими темпами экономического роста в конце ХХ в. Параллельно шли демократические преобразования общества, что не могло не затронуть систему охраны здоровья и медицинского страхования населения. Все нача лось с того, что в декабре 1963 г. был инициирован Закон о медицинском страховании, когда реальный ВВП на душу населения в Республике Корея составлял 1,6 тыс. долларов. Тем не менее, только с 1976 г. была начата программа обязательного медицинского страхования для всех, причем начинали с предприятий с числом более чем 500 сотрудников, затем обязательное страхование было введено для лиц с низким уровнем доходов, государственных служащих и учителей, жителей сельской местности и др. И только к г. было введено “медицинское страхование для всех корейцев36. В последующие годы система охраны здоровья населения и медицинского страхования совершенствовалась под влиянием общества и экономического роста государства.

Валовой внутренний продукт с учетом паритета покупательной способности, приходящийся на душу населения в Южной Корее к 2005 г. достиг 25 тыс. долларов, что значительно расширило возможности финансирования проектов модернизации охраны здоровья населения. Параллельно с совершенствованием системы медицинского страхования шла модернизация медицинской помощи. Эти факторы оказали существенное влияние на положительные изменения в состоянии здоровья корейцев. В частности, снизился коэффициент младенческой смертности, и увеличилась продолжительность жизни. Конечно же, у корейцев изменился стиль жизни, улучшилось питание, паритет распределение доходов между богатыми и бедными, наблюдаются положительные сдвиги в решении проблем экологии, что так же оказало влияние на показатели здоровья граждан Южной Кореи.

В корейской системе здравоохранения и медицинского страхования положительным моментом стало то, что поток ресурсов между правительством, потребителями медицинских услуг, корпорациями и производителями медицинских услуг стал «прозрачным» и контролируемым. В большинстве случаев пациент имеет возможность выбора госпитального или амбулаторного учреждения, причем, выбор распространяется, как на частные, так и на государственные клиники.

Финансирование медицинского страхования осуществляется путем сбора взносов. Страховой пакет одинаков для всего населения. Врачи больниц получают зарплату, а иногда им выплачиваются бонусы по достигнутым реальным результатам в улучшении здоровья пациентов. Уникальной особенностью корейской системы здравоохранения является то, что оказание медицинской помощи населению страны осуществляется главным образом в частном секторе здравоохранения. Частный сектор, который доминировал и ранее, до введения системы страхования продолжал расти вместе с ростом доходов на душу населения и расширением охвата медицинским страхованием различных социальных групп корейцев.

Экономически развитые страны Азии, в частности Республика Корея, на фоне значительного экономического роста за счет реализации конкурентной модели развития, снижения уровня влияния государства на управление промышленными предприятиями, признают определенные ограничения в доступности медицинских и фармацевтических услуг для беднейших групп населения. Тем не менее, эксперты считают, что фармацевтический ландшафт Южной Кореи останется динамичным, особенно в сфере потребления лекарственных средств, связанных с «медицинским туризмом», поэтому правительство в меньшей мере регулирует цены на лекарства, чем соседние государства. В этой связи следует отметить, что, по мнению значительного, числа специалистов, именно высокий уровень государственного регулирования тормозит развитие здравоохранения Китая.

Медицинская помощь представляет собой одну из разновидностей социальной услуги, ее предоставление в современных социально-экономических условиях постепенно создает и формирует соответствующие рыночной экономике новые технологии удовлетворения потребностей граждан в товарах и услугах; возможно применение методологических, методических и технических приемов маркетинга39. Следует отметить, что тенденция роста фармацевтического рынка в странах АТР с высокой степенью вероятности будет сохраняться в динамике не только за счет роста цен, но и за счет роста употребляемых населением региона медикаментов. Подъем экономики многих азиатских стран, большая скорость прироста населения, все большая доступность медицинской помощи являются характерными признаками развития здравоохранения стран АТР. Лидерами среди десяти анализируемых стран являются Китай, Индия и Южная Корея (рис. 2.6).

По подсчетам аналитиков Business Monitor International (BMI), фармацевтический рынок Южной Кореи, оценивающийся в 2008 г. примерно в
10,698 млрд вон (9,93 млрд долларов), будет расти до 2014 г. со среднегодовым темпом роста в 7,70 % ─ в местной валюте. Расширенная и обновленная модель BMI по расходам на лекарства показывает, что в ближайшие 10 лет рынок должен расти со среднегодовым темпом роста в 6,56 % в местной валюте, превысив сумму в 22,523 млрд вон (22,52 млрд долларов) в 2019 г. При этом, действия правительства по сдерживанию расходов здравоохранения все время будут противодействовать растущему спросу на лекарства, поскольку население Южной Кореи стареет.

Рис. 2.6. Структура объема продаж на фармацевтическом рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона (1995–2005 гг.), % (IMS Health, 2006)

Рис. 2.6. Структура объема продаж на фармацевтическом рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона (1995–2005 гг.), % (IMS Health, 2006)

Швейцарская фирма “Novartis” недавно инвестировала 100 млн долларов в местные фармацевтические производственные линии, без промедления сделав этот шаг после инвестиции 85 млн долларов японской “Otsuka Pharmaceutical” в похожую сделку. Гиганты ─ англо-шведская “AstraZeneca” и американская “Pfizer”, разумеется, также финансируют биомедицинские исследования в Южной Корее ─ направление, которое имеет широкую поддержу и у Министерства здравоохранения, благосостояния и дел семьи страны.

В свете прогнозов стабильного роста рынка, повышающегося спроса на лекарства от хронических и длительных заболеваний и улучшения операционной среды, которая должна стимулироваться соглашением о свободной торговле между США и Южной Кореей, BMI поместила эту страну на 3 место в рейтинге деловой среды за I квартал 2010 г. ─ среди 15 важнейших азиатских рынков.

Однако, несмотря на значительные перспективы Южной Кореи, снижение цен на лекарства, рыночные барьеры, ограничивающие доступ к инновационным препаратам и дженериковое замещение ─ вот факторы замедления роста рынка в ближайшее время. Это особенно актуально в плане постоянного финансового давления на Национальную корпорацию по страхованию здравоохранения (National Health Insurance Corporation, NHIC) о сдерживании расходов в медицинском страховании. Корпорация проводит все более жесткую линию по контролю за фарминдустрией, введя, в частности, экономическую оценку эффективности новых лекарственных средств и их версий. Недавно NHIC также подала в суд на более чем 100 фармацевтических компаний, обвинив их в продаже почти 300 нелицензионных продуктов.

Высокие цены на медицинские услуги в ряде стран АТР породили новый вид туризма ─ медицинский. Отправляясь в отпуск, люди все чаще совмещают отдых с лечением. Одной из ведущих стран в этой сфере услуг является Южная Корея. Традиционная корейская медицина в комплексе с превосходным оборудование и сервисом получили признательность во всем мире.

Здравоохранение Южной Кореи соответствует высочайшим мировым стандартам и представлено наряду с традиционной корейской медициной следующими направлениями: общая диагностика, кардиохирургия, косметическая и пластическая хирургия, стоматология, офтальмология, гинекология, отоларингология, трансплантация органов, лечение злокачественных новообразований и др. Различные пакеты услуг по оценке состояния здоровья могут включать все от элементарных анализов до глубоких исследований на всех уровнях (от электрокардиограммы до ранней диагностики опухолей). Сегодня уже сотни граждан России, большинство из которых жители субъектов РФ ДФО получают высокотехнологичную медицинскую помощь в корейских клиниках, таких как «Госпиталь Святой Марии», «Медицинский центр “Самсунг”» (SMC), «Медицинский центр “Асан”», Клиника восточной медицины “Jaseng”, «Конмаыль» и др.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
Более 21000 рублей (более 300 USD)
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.