Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Врачебные кадры Дальнего Востока. Виток кризиса / ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1315; прочтений - 1507
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Доказательство истинности любого призвания ─любовь к тяжелой работе, которой оно требует.
Логан Пирсал Смит

Эффективное функционирование любой национальной системы здравоохранения обеспечивается ее кадровыми ресурсами. Это определяет кадровую политику как один из приоритетов в развитии здравоохранения. Труд медицинских работников относится к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует большого объема оперативной и долговременной памяти, наличия определенного уровня здоровья, физической силы и выносливости, содержит элементы творчества и связан с ответственностью за здоровье и жизнь других людей. Выраженность этих качеств обеспечивает высокую профессиональную эффективность труда, но в то же время сопряжена с высокой физиологической стоимостью нервных процессов для организма самих медицинских работников.

Особенность психологии труда медицинских работников заключается, прежде всего, в том, что объектом его является больной (страдающий) человек, психика которого изменена в связи с имеющимися заболеваниями. Работа в условиях постоянного контакта с больными людьми, склонными к разнообразным, не всегда адекватным психологическим реакциям, предъявляет к медицинским работникам не только профессиональные, но и высокие психологические требования. Поэтому для успешной деятельности в области большинства медицинских специальностей помимо квалификации требуется наличие определенных личностных качеств и черт характера, таких как терпение, решительность, воля, тактичность, отзывчивость, доброта, сердечность, общительность и многие другие. Поэтому специфика деятельности врача предъявляет особые требования к уровню психологической и физической подготовки молодежи к предстоящей деятельности, тщательности отбора будущих врачей, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить медицинскую профессию и без ущерба для своего здоровья работать в отрасли на протяжении длительного времени.

При направлении абитуриентов на обучение в медицинский вуз по целевому набору руководители муниципальных образований и главные врачи провинциальных ЛПУ, как правило, не учитывают проблему несоответствия между объективной потребностью отрасли здравоохранения в притоке молодых специалистов и профессиональной направленностью молодежи, стремящейся получить высшее медицинское образование. Несмотря на экстенсивный характер целевой подготовки врачей и провизоров в медицинских ВУЗах Дальнего Востока России (до 80 % от общего количества), доля «целевых» студентов, окончивших вуз и вернувшихся на «малую родину» составляет лишь 15–20 %.

В настоящее время общеобразовательные учреждения, как и вузы, переживают период становления и адаптации к новым социально-экономическим условиям, базовый уровень образования выпускников школ не обеспечивает их достаточным «багажом» знаний для поступления в вуз, сдерживаются мероприятия по подготовке школьников к выбору профессии и т.п..

Сформировавшееся в последнее время пространство профессионального самоопределения молодежи усложняет задачу для медицинских вузов по обеспечению качества отбора абитуриентов. Оно характеризуются снижением престижа профессии врача в обществе, изменением социальных ориентаций на выбор профессии, расширением свободы выбора учебных заведений (результаты ЕГЭ абитуриенты направляют в несколько вузов различной направленности), конкуренцией государственных и негосударственных профессиональных образовательных учреждений за обеспечение конкурса и др.

На наш взгляд, стабилизировать и улучшить ситуацию с обеспечением врачебными кадрами Российской провинции, особенно отдаленных северных районов и сельской местности, невозможно без совершенствования системы профессиональной ориентации, привлечения молодежи наиболее подготовленной к медицинской деятельности. Целевая подготовка специалистов должна включать долговременную целенаправленную работу по профориентации молодежи на местах со стороны руководителей ЛПУ и органов управления здравоохранением.

Одной из важнейших задач высшей школы является повышение эффективности использования средств, затрачиваемых на высшее медицинское образование. Несоответствие профессии склонностям и способностям студента отрицательно влияет на его успеваемость, затягивает срок обучения, и во многих случаях приводит к его отчислению, а, следовательно, к экономическим потерям.

К сожалению, кризис отечественного здравоохранения конца ХХ начала XXI вв. затронул систему подготовки кадров не только для высокотехнологичных ЛПУ, но, что немаловажно, и для медицинских учреждений в далекой провинции. Основным стержнем в решении проблемы кадрового обеспечения провинциальной медицины является создание целенаправленной системы профессиональной ориентации молодежи на медицинские специальности с учетом социально-экономических особенностей развития региона, потребности медицинских учреждений в кадрах, рыночных отношений в системе образования, а эффективность ее будет зависеть от того, насколько эта система целостна, устойчива и динамична.
Путь к профессии врача тернист и долог. Его подготовка коренным образом отличается от подготовки специалистов любого другого направления. Выпускник любого вуза после получения диплома инженера, экономиста, бухгалтера, юриста и др., может приступать к исполнению профессиональных обязанностей. В медицине же полученный диплом врача такой возможности молодому специалисту не предоставляет, хотя молодой специалист может работать «стажером» под руководством опытного врача. Для допуска к самостоятельной работе врач обязан пройти обучение на «постдипломном уровне», как минимум в течение одного года, сдать специальный сертификационный экзамен и лишь после получения сертификата, приступить к самостоятельной работе по избранной специальности.

Безусловно, не все врачебные специальности являются востребованными в должной мере современным российским обществом. Сегодня в дефиците на рынке труда рабочие места врачей‚ работа которых не престижна и малооплачиваема. Для чиновников представляет немалую проблему укомплектовать эти должности‚ прежде всего‚ в ЛПУ первичного звена, куда обращается более 80 % пациентов‚ то есть‚ в сельских амбулаториях, территориальных поликлиниках‚ службах скорой и неотложной медицинской помощи и т.д. А ведь именно там каждодневно совершаются настоящие подвиги и чудеса во имя человека‚ но одновременно именно на этом уровне чаще, чем на уровне специализированной и высокотехнологичной помощи наблюдается низкий уровень качества производимых медицинских услуг‚ допускаются отклонения от стандартов и др. Поэтому‚ первичное звено ─ участковые терапевты и педиатры‚ врачи общей практики ─ были и остаются для управляющих структур тем дефицитным блоком‚ который требует особого внимания с точки зрения современного управления кадровыми ресурсами отрасли в рыночных условиях.

И, тем не менее, самые уважаемые профессии в России ─ это врачи и учителя, их называют по 29–32 % опрошенных молодых людей. На третьем месте в этом рейтинге рабочие профессии ─ 12 %. По 5–7 % опрошенных наибольшее уважение испытывают к военным; юристам; научным, инженернотехническим, сельским работникам, строителям. По 2–4 % респондентов указывают на водителей, шахтеров, нефтяников; летчиков, космонавтов; спасателей МЧС, пожарных, работников правоохранительных органов, финансистов, бизнесменов, программистов, работников сферы культуры. Представителей других профессий называют не более 1 % опрошенных.

С другой стороны, молодежь выказывает меньше уважения, чем старшее поколение, к профессиям медицинских работников (27 % в группе 18–24-летних и 36 % в группе старше 60 лет). В то же время молодое поколение относится с большим пиететом, чем люди старшего возраста, к юристам (9 % и 4 %), финансистам (6 % и 2 %), бизнесменам (6 % и менее 1 %).

Что можно сделать в ситуации, когда значительное число выпускников школ по мере освоения основ выбранной специальности, т.е. на втором-третьем году обучения в медицинском ВУЗе испытывают разочарование и начинают понимать, что вуз или факультет выбран неправильно. И здесь рассчитывать на помощь специалистов по профориентации, как правило, не приходится, поскольку время уже упущено. Защитить умных и талантливых детей от серьезных ошибок при выборе профессии врача, помочь им избежать серьезных психологических травм, ломающих судьбу необходимо еще во время обучения в средней школе. Ведь, среди наших соотечественников лишь 14 % опрошенных ответили, что они «вполне удовлетворены» или «удовлетворены» своей работой. Мы полагаем, что причин такого положения вещей, конечно же, множество. Но следует выделить два основных фактора, от которых зависит удовлетворенность практикующего врача своей работой.

Зарплата. Даже при наличии любимой работы не обойтись без вознаграждения за произведенный труд. Уровень зарплаты врачей в России находится на 50–60 местах среди стран, которые предоставляют статистические данные в ВОЗ. А вот по стоимости жизни Россия входит в тридцатку самых дорогих стран мира. Но даже эти, сравнительно небольшие деньги, врачи часто получают посредством «серых» или «черных» схем. Тем не менее, удовлетворенность работой зависит не только от количества денег.

Собственно работа. Уровень оплаты труда врача лишь необходимый фактор, но для удовлетворения работой вовсе не достаточный. Для того, чтобы работа практикующего врача приносила радость она должна давать многое ─ это и интерес к ее содержанию, и круг общения, и чувство уважения и самоуважения, ощущение смысла и значимости своей деятельности. А ведь для того, чтобы врачи получали все перечисленные позитивные чувства от работы, им требуются совершенно разные условия. У них разные характеры, темпераменты, в конце концов, разные интересы и разные способности.
Для того чтобы сделать правильный выбор, молодой человек должен глубоко знать себя и иметь хорошее представление о специфике выбираемой специальности. Вот только к тому моменту, когда остро встает проблема выбора, т.е. в 15–17 лет, молодые люди имеют очень смутные представления о себе, они еще мало в чем успели себя попробовать. Так же мало, как о себе, подростки знают и о различных специальностях, чаще всего их представления очень поверхностны. И не удивительно, ведь в этом возрасте бурлящих гормонов их больше занимают вопросы взаимоотношений со сверстниками, а не будущая работа, которая кажется пока мифически далекой.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
В каких медицинских учреждениях (поликлиниках, больницах) Вы получали платную медицинскую помощь за последние 12 месяцев?

Государственные, муниципальные
Ведомственные, корпоративные
Частные, негосударственные
Хозрасчетные отделения в государственных медицинских учреждениях
Другие медицинские учреждения



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.