Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 4.1. Профессиональная ориентация: история, опыт, проблемы

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Врачебные кадры Дальнего Востока. Виток кризиса / 4.1. Профессиональная ориентация: история, опыт, проблемы
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 6542; прочтений - 4875
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

4.1. Профессиональная ориентация: история, опыт, проблемы

Профессиональная подготовка врача является сложной поэтапной системой управления профессиональным развитием личности. Главная ее сущность заложена в Концепции непрерывного медицинского образования, включающей довузовский, дипломный и послевузовский образовательные уровни. В указанной цепи довузовский этап достаточно значим, так как именно здесь осуществляется профессиональная ориентация будущего врача.
Профессиональная ориентация ─ это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности.

Давно известно, что любые виды деятельности требуют от человека различных свойств, качеств, которыми не все обладают в равной степени. История появления некоторых элементов оценки профессиональной пригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Еще великий врач древности Гиппократ пытался классифицировать людей по конституционально ─ морфологическим признакам, чтобы определить их предрасположенность к какой-либо деятельности. Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей и поэтому придавал значение диагностике в первую очередь именно этих способностей.

Платон в своих трудах обращал внимание на различие природы человеческих способностей. «Люди, ─ писал Платон, ─ рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также... Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам» (Платон. Полн. собр. соч. ─ Т. 3, 1971). Данных, подобных этим, известно достаточно и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профессиональной диагностикой и профессиональным отбором.

История профессиональной ориентации. Исторически профессиональная ориентация возникла как первая попытка научного решения проблем «человек ─ производство ─ общество». В начале XX столетия необходимость в проведении профориентационной работы была обусловлена бурным ростом промышленного производства в ряде стран. Первый кабинет по профориентации появился в 1903 г. в Страсбурге (Франция). В 1908 г. в Бостоне (США) социологом Ф. Парсоном было создано первое бюро, в задачи которого входила консультация подростков по вопросам возможности выбора профессии. Работа первых служб основывалась на «трехфакторной модели», в основе которой лежали: индивидуальные способности и особенности, возможности, умения, интересы человека; особенности профессии, требования, которые она предъявляет к человеку; правильное сочетание между собой первого и второго факторов.

В дальнейшем развитие этого направления принадлежит психологам Г. Мюнстербергу (теория профессиональной пригодности и профессионального отбора, 1910) и Ф.У. Тейлору (профессиональный отбор в процессе самой деятельности, 1928). Как показывает история, интерес к проблеме оценки профессиональной пригодности, ее прогнозированию, а также масштабы исследований и практического применения психодиагностики способностей переживали периодические подъемы и спады. Они определялись складывающейся конъюнктурой: состоянием социально-экономического и политического развития, характеристикой людских ресурсов, наличием контингентов для выбора, потребностью общества в тех или иных специальностях и профессиях и т.д.

После Первой мировой войны в условиях избытка рабочей силы, связанного с демобилизацией больших масс людей, застоем и перестройкой в экономике, психологическое тестирование стало актуальным направлением в профориентации. Практически во всех странах Европы ─ Австрии, Бельгии, Венгрии, Италии, Польше и Франции ─ в 20-е гг. ХХ в. создавались психотехнические центры в университетах, лаборатории в крупных промышленных фирмах, в системе профессиональных учебных заведений. С учетом накопленного опыта, в 40-х гг. начинают разрабатываться комплексные батареи тестов для определения различных способностей. В 1947 г. была создана специальная служба тестирования в образовании, в задачи которой входила разработка программ тестирования для колледжей и университетов. В них включались тесты на оценку интеллекта, личностных особенностей, профессиональных интересов. Широкое распространение получили психологические опросники (MMPI,
16-PF, Айзенка, Спилбергера и др.), предназначенные для определения психологического типа испытуемых, выявления лиц с психиатрической патологией, изучения интересов и наклонностей (Бодров В.А., 2001).

Наиболее интенсивное развитие получила система профессиональной ориентации и отбора школьников в США (Duker M., Lienert D.A., 1965). При Министерстве труда функционировали 1 200 государственных центров профконсультации и профотбора. Ежегодно через них проходило около 1 млн подростков. В американских школах консультанты помогали будущим абитуриентам разобраться в группах профессий, изучали мотивацию, личностные характеристики, увлечения, оценивали интеллектуальную зрелость (Teaching as a Career, 1982).

Тестирование способностей получило широкое развитие в системе образования и трудоустройства молодежи в США и в других странах, особенно при определении профессиональной пригодности (Brown S.D., & Lent R.W., 1992; Drummond R.J., 1996; Gelso C.J., & Fretz B.R., 1992), оценке готовности к трудовой деятельности (Super D.E. et al., 1957; Super D.E., & Overstreet P.L., 1960; Crites J.O., 1969; Gribbons W.D., & Lohnes P.R., 1982; Super D.E., 1980, 1985).

В экономически развитых государствах профориентационной работе придают большое значение. Вопросы профориентации решаются с помощью государственных структур, которые по функциональным обязанностям имеют психологическое, профориентационное, медицинское, информационное и другие направления. Так, в Великобритании эту работу проводит центр профессиональной информации, в Шотландии действует справочная служба для молодежи, в Дании ─ Совет по учебной и профессиональной ориентации, в Германии ─ Федеральный институт занятости. В западноевропейских странах эту работу осуществляют как частные агентства профориентации молодежи, так и специальные центры профориентации при колледжах и университетах (Семенков Н.Н., 1995).

В СССР первое профконсультативное бюро было открыто в 1927 году при психоневрологической академии (Карцев И.Д. с соавт., 1977). На начальном этапе развития произошло становление системы, поиск форм и методов профориентационной работы, накопление экспериментального и практического материала. По постановлению Совнаркома РСФСР (1929) при Наркомтруде был организован Межведомственный совет, в 1930 году в Москве открыта Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору. С начала 40-х до конца 50-х гг. наблюдался застой в развитии этого направления, обусловленный войной, восстановлением разрушенного хозяйства (Исмагилова Ф.С., 2003).

Затем деятельность по профориентации возобновилась. В 60-е гг. была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве, организован НИИ трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР (Пряжников Н.С. с соавт., 2003). С 1984 г. создается государственная служба профориентации, во всех школах страны организуются учебно-методические кабинеты, ведущие пропаганду профессий и осуществляющие индивидуальные консультации учащихся и их родителей.

В 90-е гг. профессиональная ориентация получила широкое признание во всем мире и стала важным элементом государственной политики развитых стран. Была создана Всемирная ассоциация учебной и профессиональной ориентации и другие международные центры.

Однако в России, в эпоху «демократических преобразований» школьная профориентация была почти разрушена (резко сократилось финансирование школы, данное направление было фактически переведено в службы занятости), что усугублялось неясностью ее подчинения: Минобразование РФ от профориентации отказалось, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения работа с молодежью обозначалась как «дополнительная услуга» (Шереги Ф.Э., 1997).

Среди основных компонентов системы традиционно выделяют следующие: профпросвещение, профдиагностика (выявление интересов и способностей личности к выбранной профессии), профконсультация (оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов), профотбор (определение степени и возможности психофизиологической и социальнопсихологической пригодности претендентов к обучению и последующей трудовой деятельности), профадаптация (Пряжников Н.С. с соавт., 2003).

В современных социально-экономических условиях проблема профессиональной ориентации молодежи становится особенно актуальной. Нестабильность общества породила состояние неопределенности, растерянности и пассивности молодежи (Кислов М.В., 1998; Резер Т., 2001).
Недостаточная информированность подростков о предстоящей профессиональной деятельности (Балабанов С.С. с соавт., 2000), ее ценностных установках привела к смещению ориентиров на выбор предпочитаемого, желаемого профессионального учебного заведения, профессиональной среды либо образа жизни. Профессия и место учебы стали «средством» достижения материальных благ (Митина Л.М., 2003). По мнению ряда авторов, у современной молодежи преобладает отношение к образованию как к инструменту, способу достижения своих прагматических целей (Реан А.А., 2003). Следует отметить, что аналогичная ситуация в профориентации сложилась не только в современной России, но и во многих других странах.
Как показывают исследования, примерно 40 % молодежи из-за незнания технологии выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям (Смирнова Е.Е., 2003). Уже от 30 % до 50 % первокурсников разных вузов хотели бы поменять избранную ими специальность. Лишь немногие студенты, понявшие, что они выбрали не ту профессию, способны оставить учебу в вузе и наметить новую профессиональную перспективу.

Исследования, проведенные в среде студентов-медиков показали, что интерес к медицинской профессии у молодежи основывается на внешней привлекательности и поверхностном знании о ней. Психологические причины этого явления объясняют социальной незрелостью молодежи, несформированностью ее жизненных планов, интересов, отсутствием четких представлений о будущей профессии. По данным автора, в медицинских вузах около 10–15 % первокурсников не представляют себе содержание и условия будущей профессиональной деятельности.

Социально-экономическая значимость профессиональной ориентации. Как известно, работа играет важную роль в жизни каждого человека. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на общее качество жизни (Митина Л.М., 2003), определяют степень его социальной активности в профессиональной среде: повышение квалификации, инновационную деятельность (рационализаторство, изобретательство), высокую трудовую дисциплину, уровень удовлетворенности специальностью.

Американские исследователи установили, что правильно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе (Erickson E.H., 1968; Kalanidi M.S., Deivasenapathy P., 1980; Dore R., Meachum M., 1983), сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем (Portugal A.H., 1976), усиливает удовлетворенность жизнью (Schmitt N., Mellon P.M., 1980).

Многие авторы связывают задачи профориентации с управлением движением трудовых ресурсов. Например, профориентация трактуется как один из путей улучшения использования трудовых ресурсов; один из рычагов планомерного распределения и перераспределения трудовой силы; как инструмент регулирования различных видов и форм трудовой мобильности; одно из звеньев механизма регулирования воспроизводства трудовых ресурсов, особенно на стадиях формирования и распределения, сбалансирования потребностей в кадрах и возможностей их удовлетворения. Следует подчеркнуть, что социальное значение профориентации в том, что от эффективного использования форм и методов профориентации в определенной мере зависит уровень нравственного и духовного потенциала, которым обладает наше общество в настоящее время и будет располагать в ближайшем будущем.

Ошибочный профессиональный выбор становится причиной ухода молодежи из профессии на различных этапах, в том числе в период получения медицинского образования (Сторожаков Г.И. с соавт., 2002; Williams K.N., Lockcett B.A., 1974; Carefoot N., Gibson H., ed., 1984). К примеру, высокий уровень оставляющих учебы (30 %) рассматривают в Дании как одну из основных проблем подготовки медицинских кадров (Вартанян Ф. с соавт., 2000). Отсев студентов на разных стадия обучения, переход молодых врачей в коммерческие структуры, смена профиля деятельности специалистов наносит государству значительный экономический ущерб, связанный с необоснованными и неоправданными затратами на медицинское образование (Новиков Ю.В. с соавт., 2002).

Неправильная ориентация молодежи в выборе профессии не только проблема конкретного человека, но и общества в целом (Смирнова Е.Е., 2003). Это нашло отражение в следующем высказывании: «Для человека, севшего не в тот поезд, цена ошибки пропорциональна расстоянию между остановками. Но в случае неверно выбранного пути образования потери несет также и общество».

Несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами человека создает неудовлетворенность трудом, препятствует развитию личности, вызывает текучесть кадров и другие нежелательные экономические, моральные и психоневрологические последствия. От правильного выбора профессии зависит и производительность труда: у человека, сделавшего неправильный выбор профессии и работающего без желания, производительность труда составляет менее 30 % от уровня производительности специалистов выбравших профессию на основании личных и общественных мотиваций.

Отсев обучающихся с первых курсов медицинских вузов, текучесть медицинских кадров, неудовлетворенность части работников здравоохранения своей работой, как правило, связаны с несовершенством системы профориентации абитуриентов. Многолетний зарубежный опыт применения профессионального отбора молодежи в различных сферах деятельности показал, что его эффективность является чрезвычайно высокой. В частности, отсев «непригодных» в процессе обучения снижается с 30–40 % до 5–8 %, аварийность по вине персонала уменьшается на 40–70 %, затраты на подготовку специалистов снижаются на 30-40 %. По данным американских ученых правильный выбор профессии в 2–2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10–15 % увеличивает производительность труда, в 1,5–2 раза уменьшает стоимость обучения.

Возможность повышения эффективной профессиональной деятельности специалистов за счет целенаправленной их подготовки доказана. Во всех развитых странах функционируют системы профконсультаций, создана и продолжает наращиваться библиотека всевозможных тестов, используемых для самопознания, выбора профессии, образовательного учреждения. Массовый характер профориентации молодежи предполагает создание соответствующей службы и значительные расходы на эти мероприятия11. Затраты, необходимые для профориентационной деятельности, окупаются многократно за счет снижения неоправданных убытков, связанных с уходом от приобретенной специальности значительной части выпускников медицинских вузов.

Основные проблемы отбора студентов в медицинские вузы. Совершенствование системы подготовки специалистов остается приоритетным направлением Концепции кадровой политики в здравоохранении РФ. Актуальность развития этого направления обусловлена потребностью общества в подготовке высококвалифицированных врачей, которые устойчиво функционировали бы в выбранной профессии.

Одним из вариантов улучшения подготовки, распределения и сохранения кадрового потенциала системы здравоохранения ряд авторов считают организацию системы профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи, поступающей в медицинские вузы (Здоровцов Г.И., 2000; Кузьмина Е., 2002), которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить медицинскую профессию и без ущерба для своего здоровья работать в отрасли на протяжении длительного времени (William G., 1998). Поэтому особую важность в системе здравоохранения приобретают вопросы профессиональной пригодности, профессиональной ответственности, профотбора и подготовки медицинских работников (Каверина Р., 2001).
Профессиональный отбор ─ это, прежде всего, процесс выбора претендентов с такими личностными качествами, которые наилучшим образом отвечали бы требованиям будущей профессии. Поэтому профотбор является средством диагностики профессиональной пригодности будущего специалиста.
Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения трудовой (учебной) деятельности и эффективность ее выполнения (Бодров В.А., 2001). Необходимость ее прогнозирования обусловлена наличием у человека устойчивых и существенных различий физиологических и психологических свойств, сформированных социальной средой на основе природных зачатков.

При анализе профессиональной пригодности оптанта к конкретному виду деятельности и при соответствующем воспитании, самовоспитании профессионально ценные качества в каждом случае образуют систему качеств, которая состоит из пяти слагаемых:

Гражданские качества ─ идейный, моральный облик личности как члена коллектива, общества.
 Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к определенной области деятельности.
 Дееспособность (общая, не только физическая, но и умственная): самодисциплина, инициативность, активность, физическая выносливость и т.д.
 Единичные, частные, специальные способности. Это личные качества, которые важны для конкретного вида деятельности.
 Навыки, привычки, знания, опыт.

Изложенная структура, объединив начальные заглавные буквы (ГОДЕН), образует профессиональную пригодность. Естественно, что к моменту выбора профессии у подростка не может быть готовой профпригодности, однако некоторые слагаемые пригодности к профессии могут быть сформированы заблаговременно (такие как гражданские качества, отношение к труду и общая дееспособность). В комплексе критериев, обеспечивающих профессиональную пригодность к обучению в медицинских ВУЗах, выделяют: общую подготовленность к обучению, особенности характера, уровень интеллектуального развития, эмоциональную устойчивость, адекватный уровень здоровья и развития психических процессов, формирование профессионально важных качеств.

Профессиональная пригодности к профессии, с медицинской точки зрения, рассматривается как наиболее полное соответствие организма требованиям профессии (Ball B., 1984). Она обеспечивает успешное овладение профессией за время обучения, благоприятную адаптацию к условиям труда, хорошее качество труда и профессиональное долголетие.

Составная часть профориентации ─ профессиональный отбор. Профотбор выполняет одну из важнейших задач в системе подготовки кадров ─ это выявление и отбор из исходного контингента претендентов лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить конкретную специальность и без ущерба, для своего здоровья выполнять связанные с ней трудовые обязанности достаточно длительное время.

Отбор лучших из числа профориентированной молодежи позволяет обеспечить наилучшие исходные условия для учебного процесса, однако вопросы информированности и профессиональной ориентации абитуриентов не всегда находятся в центре внимания приемных комиссий (Балабанов С.С. с соавт., 2000). При профориентационной работе основной упор вузами делается на самый «легкий» способ привлечения молодежи ─ профагитацию.
Каков социальный портрет студента медицинского вуза? На этот вопрос вряд ли сегодня ответят члены приемной комиссии, так как основной упор в отборе будущих студентов ложится на уровень теоретической подготовки абитуриентов по нескольким «школьным» дисциплинам (конкурс баллов ЕГЭ), а также наличие направительных документов территориальных органов управления здравоохранения. Кроме этого, в лучшем случае, при подаче документов поступающий пройдет однократное собеседование, что не позволяет реально оценить его представление об обучении в медицинском вузе, всей многогранности и сложности работы врача. Качественные показатели набора абитуриентов обеспечивают высокий уровень успеваемости студентов-медиков, успешную адаптацию к вузовской системе обучения. Однако, среди проблем отбора, в последнее время часто обсуждаемых в литературе, можно выделить проблему низкого интеллектуального, общекультурного, психофизиологического развития абитуриентов, изменения мотивации при выборе профессии и др. (Резер Т., 2001).

Обеспечение качества, преемственности и непрерывности профессионального медицинского образования в современных условиях решается путем открытия центров довузовской подготовки, специализированных классов, школ-лицеев, комплексов, функционирующих по принципу: «школа ─ вуз»,
«школа ─ колледж», «колледж ─ вуз», «школа ─ колледж ─ вуз». Расширение практики создания специализированных классов с усиленной подготовкой и профессиональной ориентацией учащихся для последующего поступления в медицинские вузы ранее рассматривалась как мера стабилизации кадрового обеспечения отрасли здравоохранения Дальневосточного федерального округа (Решение координационного совета по здравоохранению в ДФО № 1, 2001). К сожалению, в последующие годы разработанных ранее принципов в ДФО придерживаются только в Республике САХА (Якутия) и в Чукотском автономном округе.

Довузовская подготовка молодежи обеспечивает не только усвоение суммы знаний и предметных умений, но и формирует общеучебные навыки, позволяющие первокурснику успешно адаптироваться к особенностям вузовской школы (Тунгусова Н.Д., 2001). Как показывают исследования последних лет, выпускники специализированных медицинских классов дают высокий процент поступлений в вуз (от 77 до 98 %) и хороший уровень подготовки, устойчивую психофизиологическую адаптацию (80 %), в то время как подготовительные курсы и репетиторство не решают проблему адаптации абитуриентов к вузовской программе, не способствуют выработке стойкой мотивации к медицинской профессии.

О принципах отбора студентов в медицинские вузы споры ведутся практически во всех университетах мира. В современных условиях метод отбора по академическим критериям считается наиболее очевидным, простым и недорогим (Ганглер П. с соавт., 2004). Однако такая система носит формальный, односторонний характер, так как основная деятельность абитуриентов направлена на повышение базового уровня подготовки по профилирующим для медицинского вуза предметам, а не на ознакомление с будущей профессиональной деятельностью, развитие склонностей, овладение трудовыми навыками медицинского персонала. «Натасканный» репетитором абитуриент успешно сдает экзамены, но в процессе обучения выявляется его слабая готовность к самостоятельной работе с учебной литературой, интернетом, а также усвоению специфических практических навыков будущей профессии.
Кроме того, анализ экспериментального материала по изучению связи обучения в школе и в вузе показал отсутствие прямой зависимости хорошей успеваемости студентов от их успеваемости в школе, и особенно, от результатов вступительных экзаменах (ЕГЭ), что не дает достаточных оснований использовать академические показатели для прогнозирования успешности дальнейшего обучения студентов.

Использование другой формы отбора студентов ─ собеседования (в экономически развитых странах ─ «интервью») имеет твердое экономическое обоснование с позиции затрат времени вуза и абитуриентов. Однако этот метод позволяет получить важную для вуза информацию, например: представление об абитуриенте, его склонностях, мотивах поступления в медицинский вуз, обоснованности выбора профессии врача, уверенности в себе, умении строить аргументацию, широту круга интересов, а иногда и характерологические особенности личности (Ганглер П. с соавт., 2004).

Существует и обратное мнение. Ряд исследователей (Kelly E.L., 1957; Miller G.E., 1959; Korman M., Stugglefield R.L., Martin L.W., 1968) считают процедуру собеседования крайне несовершенной, так как мнения об одном и том же поступающем у лиц, проводящих собеседование, бывают диаметрально противоположными. С этой позиции, вопрос профессионального отбора пока еще представляет наиболее несовершенное звено в подготовке будущих врачей. Сегодняшние правила приема в медицинские вузы (через систему ЕГЭ) имеют высокую вероятность попадания в медицину случайных людей, у которых нет профессионально значимых для медицинского работника личностных свойств ─ чувства долга, доброты, сострадания и милосердия к людям. Следовательно, при отборе в учебные заведения необходимо применение специальной системы тестов, которая позволит выявить индивидуальные способности и личностные качества абитуриента и его пригодность к медицинскому труду.

Тестирование способностей является одним из серьезных методов отбора абитуриентов, желающих поступить на медицинские факультеты во многих странах. Постоянно осуществляется поиск новых, более совершенных тестов для определения индивидуальных способностей и психофизиологических качеств людей, сочетающихся с требованиями, предъявляемыми профессией (Duncan D., 1997). Использование психологических тестов для отбора студентов позволяет определить не только мотивацию, интерес к медицине, но и профессионально значимые качества, склонности и способности, т.е. отобрать молодежь, пригодную не только к обучению, но и к предстоящей трудовой деятельности (Каверина Р., 2001; Hogan R, 1991; Barrick M.R. & Mount M.K., 1993; Landy et al., 1994; Hogan R., Hogan J. & Roberts B.W., 1996). Психометрическое тестирование оценивает также логическую аргументацию, аналитические способности, социальную адаптацию и поведение, умение быстро решать проблемы, морально ─ этические принципы абитуриентов.

Специфика медицинского труда, высокая ответственность за качество лечебной работы и необходимость постоянного повышения уровня подготовки ставят на повестку дня необходимость совершенствования системы приема в вузы, разработки новых принципов формирования личности студента-медика, его отношения к предстоящей трудовой деятельности, к самому себе, как представителю конкретной профессии.

Международный опыт отбора студентов в медицинские вузы. Практика отбора студентов в медицинские вузы за рубежом различна. Она адаптирована к локальной и национальной ситуации и напрямую зависит от системы обучения в стране. При отборе используется система Паттернов профессиональной пригодности, разработанная в 70-х гг. и используемая для определения уровней пригодности по соответствующим способностям (U.S. Department of Labor, 1979, 1980).

Так, в США существует трехступенчатая система подготовки врачей. Она складывается из следующих уровней: двухгодичная общеобразовательная подготовка и домедицинское образование в медицинских колледжах, затем четырехгодичная подготовка при колледжах, дающая среднее медицинское образование, додипломное медицинское образование в высших учебных заведениях (медицинских школах). По мнению американских специалистов, такая многоступенчатая система позволяет корректировать дальнейшую учебу студентов в направлении решения проблем профессиональной ориентации в зависимости от их интересов и способностей.

Американская система поступления в медицинскую школу сложна, продолжительна и дорогостояща: платный национальный экзамен, организуемый МСАТ (Меdical Соllеdge Аdvission Теst), платная система подачи заявлений через АМСАS (Американская служба по обработке заявлений на поступление в медицинские школы университетов) и платное собеседование в приемной комиссии самого вуза. Тест для поступающих состоит из четырех частей и определяет: способность поступающего пользоваться специальными терминами, определениями и обозначениями, способность манипулировать количественными обозначениями, степень знакомства поступающего с современными научными открытиями и достижениями отдельных дисциплин (Kay R., 1974). Отбор студентов на стоматологические факультеты состоит из сочетания отметок, теста на склонность к одонтологии и мануальных навыков. В тестирование по одонтологии включены фундаментальные науки, биология, общая и неорганическая химия. А, например, в Колумбийском университете пригодность абитуриентов к обучению определяется общей подготовленностью, особенностями характера, состоянием здоровья, умственными способностями, уровнем интеллектуального развития и др.

В большинстве европейских стран подготовка медицинских кадров осуществляется на основе планирования приема абитуриентов на медицинские факультеты с учетом наличия у последних способностей и достижений в некоторых сферах. В систему отбора входят уровень знаний (средние баллы), оценки по профильным предметам, тесты для выявления мануальных способностей, рекомендательные письма и интервью. В то же время в каждой стране Евросоюза имеются свои особенности.

В Великобритании в каждом медицинском университете существуют свои методы отбора, но вместе с тем можно выделить общие черты. Абитуриенты посылают специальную форму, содержащую информацию об их академических и мануальных способностях, мотивации, стремлениях. По этим данным проводят первый тур отбора, на следующем этапе ─ используется интервью.

В Дании в большинстве вузов отбор студентов ведется по академическим показателям. На основании заявления абитуриента специальный комитет по отбору, в состав которого входят практикующие врачи, преподаватели и студенты школ, осуществляет оценку его уровня подготовленности.

Во Франции в университет принимаются все желающие, а непосредственный отбор студентов происходит по истечении одного ─ двух лет обучения после сдачи экзаменов.

В Голландии в прежние годы набор студентов осуществлялся по лотерейной системе. В настоящее время требования изменились. Например, в стоматологические учебные заведения существуют следующие критерии отбора абитуриентов: собеседование, решение компьютерных «сценариев» клинических ситуаций, выполнение манипуляций для оценки способности работать руками в будущей профессии.

В последнее время критерии отбора студентов в Евросоюзе становятся требованием национальной политики государства, обусловленной острой необходимостью разработки единых моделей подготовки специалистов, соответствующих мировым стандартам.

Таким образом, профессиональный отбор молодежи в медицинские вузы в зарубежных странах имеет существенные различия, связанные с традициями конкретных стран, особенностями систем образования13. При отборе претендентов, желающих получить медицинское образование, широко используются различные критерии оценки уровня подготовленности, в том числе, психологическая готовность к медицинской деятельности.

Профессиональная ориентация молодежи на медицинские специальности в ДФО. Медицинскими вузами Дальневосточного федерального округа (Дальневосточный государственный медицинский университет, Владивостокский государственный медицинский университет, Амурская государственная медицинская академия, Медицинский институт Северо-Восточного Федерального университета им. Аммосова) ведется работа по профессиональной ориентации школьников, популяризации профессии медицинского работника.

Практически при всех этих вузах работают центры (факультеты) довузовской подготовки для желающих поступить в медицинский ВУЗ. В Дальневосточном государственном медицинском университете работает факультет довузовской подготовки, во Владивостокском государственном медицинском университете в структуру факультета входит лицей с двухгодичным обучением (10–11 классы). В крупных городах Приморского края, таких как Владивосток, Находка, Арсеньев, Дальнегорск, имеются классы в средних школах, где работают курсы с очно-заочной формой подготовки учащихся к поступлению в университет.

В Амурской государственной медицинской академии обучение школьников на подготовительном отделении проходит по стационарному (для проживающих в г. Благовещенске) и заочному (для жителей районов области) типам. В общеобразовательных школах г. Благовещенска и в районах области функционируют специализированные классы.

При Медицинском институте Северо-Восточного Федерального университета работает малая медицинская академия с 1 и 2-годичными формами обучения. На территории Республики Саха (Якутия) действует 9 медико-биологических классов и 3 колледжа.

Анализ состояния и уровня организации профориентационной работы среди учащихся 10-11 классов школ, гимназий, лицеев, учащихся медицинских колледжей и абитуриентов Дальневосточного государственного медицинского университета показал, что в общеобразовательных учреждениях Дальневосточного региона работа по оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии проводится не везде; 51,0 % школьников и 48,7 % абитуриентов она не оказана.

Что же относительно современных факторов, оказывающих влияние на профессиональные предпочтения молодежи, то они носят комплексный характер. Из 14-ти изученных нами факторов, на выбор ВУЗа повлияли: совет (или желание) родителей (33,2 %), чтение специальной литературы (11,9 %), возможность трудоустройства при высокой заработной плате (10,8 %), престижная профессия (9,3 %), доступность оплаты за обучение (8,7 %), обучение на подготовительном отделении при ВУЗе (7,9 %), близость учебного заведения к месту проживания (7,2 %). Свой профессиональный выбор 45,7 % респондентов сделали на основе личных профессиональных стремлений. В меньшей степени, выбор профессии молодежь планирует осуществлять при поддержке «своего человека» в нужном учебном заведении (1,7 %) или выбирать статус студента, не зависимо от профиля обучения (0,5 %).

Несмотря на невысокий социальный статус медицинских работников в обществе, оценка информированности школьников о мире профессий показала, что в ответах респондентов имела место высокая частота встречаемости медицинских специальностей в пятерке престижных. Следует отметить, что значительное количество старшеклассников имеет слабые представления в вопросах терминологического характера, путают понятия профессия, специальность, должность, сфера деятельности. Среди престижных профессий встречались слова «депутат», «президент», «директор», «министр», «коммерция» и т.д.

При анализе отношения молодежи к перспективе получения высшего медицинского образования нами выявлено, что 46,6 % респондентов настроены положительно, 53,4 % ─ отвергли такую возможность профессионального будущего. Среди желающих поступить в медицинский ВУЗ больше девушек (51,1 %), учащихся средних профессиональных учреждений (90,5 %), школьников из медицинских (фармацевтических) семей (61,5 %).

Причины отказа респондентов от поступления в медицинский ВУЗ можно разделить на 3 группы. Первая ─ причины, связанные с процессом поступления и обучения в вузе (трудно (сложно) учиться, высокая стоимость обучения, отсутствие знаний по профилирующим предметам, сложно поступить. Вторая ─ причины, связанные с профессиональной деятельностью (низкооплачиваемая работа, брезгливое отношение к биологическим средам (кровь) и трупному материалу, большая ответственность за жизнь людей, особенности работы (тяжелый труд и большая эмоциональная нагрузка). Третья ─ другие причины (ответы без четкой мотивации «не хочу» и «не нравится», отсутствие склонностей, призвания, социальная незащищенность врачей, особенности личности).

Вклад различных специалистов в профориентационную работу по привлечению молодежи в медицинские вузы выглядел следующим образом: 57,1 % ─ школьные психологи, 37,1 % ─ представители высших и средних учебных заведений, 14,3 % ─ классные руководители, 10,5 % ─ другие категории людей (специалисты службы занятости, врачи, члены родительского комитета и др.).

Среди форм и методов работы с молодежью, используемые в профориентации, респонденты отметили знакомство со справочником абитуриента (43,9 %), встречи с представителями будущей профессии (34,5 %), посещение учебных заведений в «День открытых дверей» (31,8 %), рассказы об особенностях профессиональной деятельности медицинских работников (30,3 %), изучение своих способностей к различных видам деятельности путем психологического тестирования (15,5 %), экскурсии в лечебно-профилактические учреждения (12,9 %), практическую деятельность в качестве младшего медицинского персонала (3,0 %).

Анализ информированности респондентов о предстоящей деятельности после окончания учебного заведения показал следующее. Наиболее привлекательными моментами в профессиональной деятельности врача (провизора) были отмечены разнообразные ее аспекты, от общезначимых (возможность лечить людей, «нужность» профессии для общества, востребованность специалистов), до потребительских. Среди основных трудностей работы медицинского работника, по мнению опрошенных, преобладали факторы, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью врача (53,8 %): взаимоотношениями врач ─ пациент («ненахождение» контакта, слабые нервы пациента, ожесточение людей, неблагодарность и т.д.), огромная психологическая и физическая нагрузка (многочасовые операции, недосыпание, большой объем работы), большая ответственность.

В меньшей степени (18,1 %) респонденты акцентировали внимание на низкой заработной плате медицинских работников, недостаточном количестве в ЛПУ специального оборудования, медикаментов. В то же время, 28,1 % ─ ответили, что «никаких трудностей нет» либо затруднились дать ответ.
В оценке своих шансов на поступление в ВУЗ (допускалось несколько вариантов ответов) абсолютное большинство (92,5 %) рассчитывает на уровень собственных знаний, 24,7 % ─ на удачу, 3,3 % ─ на финансовую помощь родителей, 2,5 % ─ на другие моменты, например, наличие льгот при поступлении, медаль, связи в вузе.

Как вид профессиональной ориентации некоторые специалисты рассматривают участие молодежи в получении навыков общего сестринского ухода. Проведенный нами опрос показал, что 81,3 % абитуриентов имеют опыт ухода за больными родственниками, свои чувства по отношению к этому испытанию характеризуют как ответственность (чувство долга) за больного ─ 32,1 %, сострадание ─ 24,3 %, желание чем-то помочь ─ 19,9 %, жалость ─ 16,9 %, сочувствие ─ 11,5 %, страх ─ 3,7 % и т.д. Затруднилась охарактеризовать свои ощущения 20,9 % респондентов.

Таким образом, анализ результатов исследования показал, что в общеобразовательных учреждениях территорий ДФО профориентационная работа по оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии, в том числе направленная на привлечение молодежи к медицинской деятельности, не носит системного характера. С одной стороны эта работа проводится не во всех школах, а выполняются отдельные элементы профмероприятий, с другой стороны объемы и качество их недостаточны. Кроме того отмечается низкая активность участия в этой работе представителей высших и средних медицинских заведений и ЛПУ и, наконец, мероприятия в основном имеют агитационный характер.

Такой формальный подход к организации профориентационной деятельности либо ее полное отсутствие в школе может сформировать у старшеклассников нечеткие представления о современном мире профессий, требованиях, которые предъявляет конкретная профессия к человеку, тем самым создать ложные мотивационные предпосылки выбора профессии.

Отсутствие системных процедур отбора студентов в медицинский ВУЗ отстает от требований сегодняшнего дня, носит односторонний характер, так как они и ориентированы только на теоретический уровень знаний абитуриентов (ЕГЭ) без учета их пригодности к медицинской деятельности.
Мотивационные детерминанты профессиональной деятельности молодежи в сфере здравоохранения. Мотивацию выбора врачебной профессии определить достаточно трудно, в связи с тем, что мотивации весьма разнообразны. Изучать мотивации вообще сложно, в настоящее время чаще всего исследователи в качестве основного инструмента используется метод социального анкетирования. Кроме того, следует говорить о нескольких мотивациях: прихода в медицину, поступления в ВУЗ, продолжения обучения в медицинском ВУЗе, выбора узкой конкретной медицинской специальности и т.д. Мотивации нестабильны и могут существенно различаться. Многие из них носят очень поверхностный характер по принципу «мне скучна и неинтересна математика, работа педагога вызывает у меня ужас, не хочу заниматься филологией, я выбираю медицину», т.е. мотивация по методу исключения.

Мотивацию может определить атмосфера семьи, которая как бы программирует человека на поступление в медицинский ВУЗ, что особенно характерно для семей медицинских работников, где уже с самого рождения ребенка автоматически предполагается, что он станет врачом. Никто этого специально не обсуждает, родители могут даже произносить такие фразы: «Пусть человек выбирает сам свою дорогу, как он хочет!», но при этом увлеченность родителей профессией не оставляет сомнений, что это самое интересное и благородное дело.

Во многих странах мира абитуриентов из врачебных семей при поступлении в медицинский вуз встречают более благожелательно. Предполагается, что по опыту семьи эти люди знают, что такое жизнь врача: когда отца поднимают в три часа ночи по телефонному звонку или ему приходится сутками не выходить из клиники; какой усталой возвращается мать с ночного дежурства. Т.е. подрастающие дети врачей видят не только плюсы врачебной профессии, но и ее минусы. Иногда мотивация стать врачом возникает после длительного лечения, которое было удачным, и выбор профессии врача превращается в своеобразную плату обществу за выздоровление. «Я хочу быть благодарным людям за то, что меня на ноги поставили, я буду врачом, чтобы спасать других». При этом выбирается та медицинская профессия, которой был обязан этот человек своим выздоровлением.

Мотивы выбора профессии в разные периоды жизни отличаются, и среди ученых рассматривается возможность целенаправленного влияния на формирование и развитие мотивации. Для этого необходима всесторонняя информация о мотивах выбора профессии врача. Научные исследования мотивов выбора профессии у абитуриентов медицинских институтов показали, что около трети из них поступают в институт в связи с необходимостью получения специальности, не задумываясь при этом о своих индивидуальных склонностях, особенностях, привычках, темпераменте и т.д. Следовательно, особую важность на данном этапе развития отечественного здравоохранения приобретают проблемы профессиональной ориентации, отбора, общего и профессионального воспитания в процессе подготовки будущих врачей.

Выбор медицинских профессий молодежью происходит под влиянием комплекса факторов. Среди них наиболее часто встречается влияние семьи, чтение специальной литературы, просмотр фильмов (Кузьмина Е., 2002). Имеются работы, где выявлен высокий процент поступающих в медицинский вуз по совету родных, знакомых, друзей-медиков, по призванию и склонности к медицине (Прошляков В.Д. с соавт., 2003), в связи с желанием помогать людям, решением продолжать семейные традиции (Здоровцов Г.И., 2000; Прошляков В.Д. с соавт., 2003).

На выбор учащимися профессии значительное влияние оказывают семья, пример родителей, друзей, знакомых, их советы и наставления. Действительно, продолжение семейной профессиональной традиции ─ явление не редкое. Если эта традиция связана с настоящей увлеченностью делом, а не с более облегченным путем трудоустройства или поступления в учебное заведение, то может оцениваться положительно. Однако далеко не во всех семьях характервоздействия на детей идет в направлении, отвечающем интересам и требованиям общества.

Специфическими для медицинских вузов факторами, влияющими на выбор профессии врача, являются болезнь близких или собственная, стремление получить образование, чтобы помочь себе и близким.

Еще одной мотивацией является повышение самоуважения: «спасать жизни других людей ─ благороднейшая профессия». Это тезис, который не оспаривается ни одним обществом мира. Врач ─ человек, достойный уважения и прежде всего самоуважения. Поэтому выражение «хороший врач подобен Богу» можно считать почти буквальным отражением этой мотивации: человек хочет быть подобен Богу не для того, чтобы властвовать, чтобы ощущать себя всесильным и могучим, а для того, чтобы быть милосердным как Бог.

Хотя бывают совершенно аморальные мотивации выбора этой профессии: получение власти. Больной, лежащий на операционном столе, ─ прекрасный объект для манипуляции. Его жизнь находится на кончиках пальцев хирурга или реаниматолога. Судьба многих больных в психиатрической больнице тоже находится в руках врача-психиатра, уже не говоря о больных, которые находятся в отделении экстренной медицинской помощи. Чувство власти над чужой жизнью, над чужой судьбой ─ одна из мотиваций прихода во врачебную профессию.

Нельзя исключать и познавательную мотивацию. Последняя, одних людей приводит к занятиями техникой ─ сложными машинами и аппаратами, а других ─ в медицину, потому что им хочется заниматься самыми сложными биологическими системами ─ организмом человека, каково строение биологической системы?, каковы причинно-следственные связи нарушений ее функционирования, как избежать «сбоев» в ее работе и т.д.
Большинство специалистов, которые занимаются профориентационной работой и исследованием мотиваций при выборе профессии считают, что мотивы молодых людей выбирающих профессию врача, как правило, мало обоснованны и, зачастую, спонтанны. Например, призвание предполагает реализацию сложившегося интереса к профессии в процессе познавательной и практической деятельности, чего нет у большинства абитуриентов медицинских ВУЗов. А такие мотивы, как семейная традиция, совет родственников, знакомых, авторитетных лиц, хорошее знание профилирующих предметов не могут гарантировать студентам-медикам успешное усвоение учебной программы, качественную работу их по специальности в будущем (Прошляков В.Д. с соавт., 2003).

Начальная мотивация оказывает сильнейшее влияние на многие стороны поведения будущего врача и на формирование его профессиональных ожиданий. От мотива выбора факультета установлена зависимость степени интереса к учебе: интереснее учиться тем, кого влечет профессия, кто испытывает влияние семейных традиций. Аутсайдерами при освоении профессиональных навыков и знаний, как правило, становятся студенты, которые пришли на тот или иной факультет медицинского ВУЗа по совету родителей, друзей, или побуждаемым мотивом являлся престиж профессии, или выбору факультета предшествовал случай.

По нашему мнению, следует выделить несколько основных мотивов выбора профессии врача:

 рыночные мотивы (стремление иметь престижную и высокооплачиваемую работу, которая даже в условиях социально-экономических катаклизмов останется востребованной);
 престижные мотивы (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая «ценится среди друзей и знакомых»);
 утилитарные мотивы (возможность работать в городских ЛПУ, иметь «чистую работу», близко к дому, относительная «легкость» поступления в ВУЗ, наличие незанятых рабочих мест);
 социальные мотивы (желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять достойное место в обществе в соответствии с профессиональными интересами и уровнем профессиональной подготовки);
 познавательные мотивы (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями о функционировании и управлении сложными биологическими системами);
 творческие мотивы (возможность проявлять оригинальность мышления, формирование инноваций);
 моральные мотивы (приносить пользу людям, оказывать им помощь в любых социально-экономических обстоятельствах, проявлять гуманизм);
 этические мотивы (стремление к красоте, гармонии, желание работать по избранной специальности, связанной с достижением гармонии человека и природы).
В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:
 настоящее ─ объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;
 прошлое ─ история индивида, его собственный опыт;
 будущее ─ тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.

Среди факторов, которые действительно определяют выбор той или иной профессии (сферы труда), важнейшее место отводят выраженности интересов к конкретному виду труда. В развитии этих интересов и склонностей, самостоятельную работу по углубленному ознакомлению с сущностью труда врача считают наиболее значимой. Она выражается в знакомстве с научной и научно-популярной литературой, посещении медицинских лекториев, занятии в кружках «Юный медик», непосредственном общении с больными. Практическое ознакомление с трудом медицинских работников является действенным фактором профессионального отбора абитуриентов при поступлении в медицинские учебные заведения и способствует устойчивости у них профессиональных интересов.

Узнать требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психологическим способностям и возможностям человека позволяют профессиограммы специалистов в сфере здравоохранения (Романова Е.С., 2003), а непосредственное общение с больными, врачами позволяет лучше понять специфику медицинского труда, оценить свои возможности, профессионально определиться.

Многие подростки склонны преувеличивать свои способности, знания, умственные возможности. В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов. Развиваются творческие способности. Умственное развитие старшеклассника заключается как в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, так и в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Возможность интеллектуального продвижения в этом возрасте идет через развитие учебных умений при работе с текстами, литературой, отработкой формально-логических операций и т.д. В юношеском возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение, по И.С. Кону, подразделяется на несколько этапов.

I. Детская игра. Выступая в игре представителем различных профессий, ребенок «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.
II. Подростковая фантазия. Подросток воображает себя в роли представителя той или иной привлекательной для себя профессии.

III. Предварительный выбор профессии. Многие специальности рассматриваются молодым человеком сначала с точки зрения интересов («Я люблю математику. Стану учителем математики»), затем с точки зрения способностей («У меня хорошо идет иностранный язык. Буду переводчиком»), а потом с точки зрения его системы ценностей («Я хочу работать творчески», «Хочу много зарабатывать» и т.д.).

IV. Практическое принятие решения. Это уже непосредственно выбор специальности, который включает в себя два компонента: выбор конкретной профессии и определение уровня квалификации труда, объема и длительности подготовки к нему.

Выбор профессии зависит от социальных и психологических условий. К социальным условиям относится общеобразовательный уровень родителей. Если у родителей есть высшее образование, то вероятность того, что их дети захотят учиться в высшем учебном заведении, возрастает. В то же время, процесс профессионального самоопределения очень сложен и зависит от возраста, в котором осуществляется выбор профессии, уровня информированности и уровня притязаний. Для дальнейшей жизни большое значение имеет то, в каком возрасте был осуществлен выбор профессии. Считается, что чем раньше происходит самоопределение, тем лучше. Но это не всегда так, потому что, с одной стороны, в подростковом возрасте увлечения иногда бывают случайными, ситуативными. С другой стороны, подросток еще не очень хорошо знаком с миром профессий, их особенностями и, делая выбор, видит только положительные стороны профессии, а отрицательные остаются «в тени».

Важную роль в выборе специальности играет уровень информированности юношей и девушек о будущей профессии и о себе. При выборе профессии большое значение имеет уровень личностных притязаний. Он включает в себя оценку объективных возможностей, т.е. что человек действительно может делать (тому, кто не умеет рисовать, трудно стать художником) и способностей.

Так как профессиональная ориентация является частью социального самоопределения, то выбор профессии будет удачен только тогда, когда молодой человек сочетает социально-нравственный выбор с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».

Как для юношей, так и для девушек большое значение имеет внешность: рост, вес, состояние кожи и пр. Иногда молодые люди, особенно девушки, начинают прибегать к различным диетам, которые в данном возрасте категорически противопоказаны, так как могут нанести большой вред формирующемуся организму. Юноши стремятся наращивать мускулы (усиленно занимаются спортом), а девушки, желая иметь изящную фигуру, стараются «подогнать» ее под навязываемый рекламой и СМИ эталон красоты (необходимый размер груди, талии, бедер и др.).

Претерпевают изменения отношения со взрослыми. Они становятся более ровными, менее конфликтными, молодые люди начинают больше прислушиваться к мнению старших, понимая, что те желают им добра. Влюбленные юноши и девушки не так эмоционально, как в подростковом возрасте, реагируют на замечания родителей, касающиеся их внешнего вида, работы по дому, учения. Отношения переходят в новую стадию: они строятся так же, как между взрослыми людьми.

Выбор профессии врача для подростка не заканчивается моментом поступления в ВУЗ. Вузовский период профессиональной ориентации связан с деятельностью кафедральных коллективов и включает в себя воспитание у студентов любви к своей профессии, овладение профессиональными знаниями, умениями и практическими навыками. Выбор конкретной врачебной специальности осуществляется студентами на старших курсах по мере прохождения различных клинических дисциплин.

Качество профессиональной подготовки специалиста определяется уровнем активности самого студента, его интеллектом, компетенцией, профессиональной ориентацией, мотивацией будущей профессиональной деятельности. Мотивация выбора профессии, ее динамика и устойчивость направляет и регулирует различные стратегии поведения, определяет степень его активности или пассивности, а также уровень субъективно ─ личностной заинтересованности в обучении, т.е. является первым уровнем мотивационно ─ целевой основы профессионального обучения.
Выяснение мотивов выбора профессии врача, знания объективных и субъективных факторов, формирующих эти мотивы, дает возможность получения целевой информации для успешного решения проблемы профессиональной ориентации, выявления оптимальных возможностей оказания учащимся помощи в правильном выборе профессии, управлении этим выбором.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
В каких медицинских учреждениях (поликлиниках, больницах) Вы получали платную медицинскую помощь за последние 12 месяцев?

Государственные, муниципальные
Ведомственные, корпоративные
Частные, негосударственные
Хозрасчетные отделения в государственных медицинских учреждениях
Другие медицинские учреждения



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.