Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 4.2. Здоровье и медико-психологическая адаптация студентов медицинского вуза

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Врачебные кадры Дальнего Востока. Виток кризиса / 4.2. Здоровье и медико-психологическая адаптация студентов медицинского вуза
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 3802; прочтений - 6957
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

4.2. Здоровье и медико-психологическая адаптация студентов медицинского вуза

В начале XXI в. в России начата очередная реформа высшей школы, что ставит перед системой профессиональной ориентации новые, не свойственные дореформенной высшей школе проблемы. На современном этапе ее развития отбор молодежи для получения высшего образования имеет определенные трудности из-за неблагоприятной демографической ситуации и прогрессирующего ухудшения здоровья молодежи России. При оценке людских ресурсов, пригодных для получения высшего образования, одним из ведущих критериев становится состояние здоровья абитуриентов (Пальцев М., 2001).

Состояние здоровья подростков. В условиях политических, социальных и экономических изменений в РФ последних лет подростки стали одной из наиболее социально уязвимых групп населения. Неадекватное реформирование системы образования, увеличение интенсивности воздействия на детей подросткового возраста факторов экологического и медико-социального риска, ухудшение структуры питания и недостаточность проведения профилактических мероприятий привели к негативным последствиям в состоянии здоровья этого контингента (Баранов А.А. с соавт., 2000; Чичерин Л.П. с соавт., 2000).

Современные тенденции в состоянии здоровья подростков в РФ характеризуются снижением показателей физического развития, нарушением репродуктивной сферы у девочек-подростков, увеличением числа хронических заболеваний, отклонениями психического здоровья, увеличением числа лиц с социальной дезадаптацией, нарастанием уровня инвалидности.

Анализируя заболеваемость подростков мы отметили рост хронической бронхолегочной патологии, в структуре которой ведущее место занимает бронхиальная астма. За исследуемый нами период (2001–2010 гг.) число подростков, больных бронхиальной астмой в ДФО, выросло в 3,1 раза. Произошел стремительный рост болезней эндокринной системы. В общей когорте эндокринных заболеваний наиболее значимыми на Дальнем Востоке России являются: сахарный диабет, патология щитовидной железы и ожирение.

Заболеваемость психическими расстройствами среди детей подросткового возраста колеблется от 64,2 % (2003) до 77,4 % (1999). В структуре заболеваний ведущее место принадлежит группе психосоциальных нарушений (реактивные состояния, соматоформные расстройства, аномалии личностного развития, специфические нарушения психического развития) и непсихотических расстройств. Нами выявлен рост среди подростков наркомании и алкоголизма, а также социально ─ обусловленных заболеваний.

Наиболее объективную картину распространенности заболеваний среди подростков нам позволили получить материалы Всероссийской диспансеризации детей ДФО, проведенной в 2002 г. Диспансеризация выявила, что 36,5 % подростков региона здоровы (I группа здоровья), 42,4 % имеют морфологические и функциональные отклонения (II группа здоровья), а у 21,1 % подростков имеются те или иные хронические заболевания (III группа здоровья). Из этого следует, что каждый пятый подросток в ДФО имеет хроническое заболевание. За истекший с 2002 г. промежуток времени ситуация со здоровьем подростков только ухудшилась.

В структуре патологической пораженности детей подросткового возраста первое место занимают болезни органов пищеварения (192,2 ‰), второе ─ болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (160,3 ‰), третье ─ болезни глаза (112,2 ‰).

Среди всех случаев патологии органов пищеварения чаще всего встречаются воспалительные заболевания верхних отделов пищеварительного тракта (гастриты и дуодениты) (35,5 %), болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей (24,2 %).

За последние 10 лет в ДФО нами констатируется высокий темп роста числа заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани (патологию имеет 1/5 часть подростков), наибольший удельный вес в структуре принадлежит нарушениям осанки, сколиотическим изменениям позвоночника.

Наиболее распространенным нарушением здоровья среди учащихся общеобразовательных учреждений является снижение остроты зрения, практически каждый шестой старшеклассник страдает миопией различной степени. В ходе текущей диспансеризации было выявлено в 2,6 раза больше нарушений репродуктивной функции у девочек ─ подростков, чем зафиксировано данными статистических отчетов ЛПУ территорий ДФО. В структуре гинекологической заболеваемости данной возрастной группы значительное место занимают различные виды нарушений менструальной функции.
Учитывая, что к моменту окончания школы 63,5 % подростков ДФО, потенциальных абитуриентов вуза, имеют различные хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья, при сохранении существующих внешний условий, согласно нашему прогнозу, их количество будет только увеличиваться.

Проведенный нами анализ показал, что состояние здоровья подростков, проживающих на территории Дальнего Востока России, ежегодно ухудшается. Выявленные негативные тенденции мы связываем с целым комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм, а именно: неудовлетворительным социально ─ экономическим положением значительной части населения, неблагоприятной санитарно ─ эпидемиологической и экологической обстановкой, ухудшением структуры питания, реформированием школьного образования без учета состояния здоровья подростков.
На этапе выбора профессии оптимальное соответствие индивидуальных особенностей организма подростка конкретному виду деятельности предопределяется также состоянием здоровья и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Однако, по данным официальной статистики за последние 5–7 лет увеличилось количество старшеклассников (с 59 % до 80 %), имеющих медицинские ограничения и противопоказания при выборе профессии или специальности (Рапопорт И.К., 2000; Рзянкина М.Ф., 2007; Баранов А.А. с соавт., 2009).

В литературе ряд авторов акцентируют внимание на том, что выпускники общеобразовательных школ переоценивают свое состояние здоровья (Ямщикова Н.Я., 1999), строят свои жизненные планы без его учета, руководствуясь престижем профессии и своим желанием (Егорова А.И. с соавт., 1979).


Состояние здоровья студентов-медиков как фактор учебной адаптации
Медицинское заключение на предмет пригодности к обучению в вузе и последующей профессиональной деятельности является не менее важным моментом в вопросах прогнозирования учебной и профессиональной адаптации студентов ─ будущих врачей. При консультировании подростков, желающих получить высшее медицинское образование, необходимо учитывать, что учебная нагрузка студентов-медиков в среднем в 2 раза выше, чем студентов технических вузов, следовательно, специфика обучения в медицинском вузе предъявляет высокие требования к состоянию здоровья обучающихся.

В то же время анализ работы приемной комиссии ГОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ) указывает на то, что некоторые абитуриенты не учитывают данной особенности обучения в медицинском вузе и, а наоборот, поступая в него, зачастую скрывают серьезные отклонения в состоянии здоровья. Данные медицинских осмотров первокурсников ГОУ ВПО ДВГМУ зачастую противоречат результатам медицинских заключений о состоянии здоровья, отраженных в справках (форма 086/у.). Причем, эта ситуация усугубилась с 1998 года, когда из перечня обязательных документов, необходимых для поступления в вуз была исключена медицинская справка (приказ Министерства высшего и профессионального образования России от 24.02.1998 г. № 500). Поэтому о наличии тех или иных отклонений в состоянии здоровья, которые препятствуют, или могут препятствовать в будущем обучению, физическому воспитанию, прохождению практики в ЛПУ и дальнейшему трудоустройству по избранной специальности, студенты узнают уже во время прохождения профилактических осмотров в вузе.

Студенты медицинского вуза с первых дней обучения испытывают значительные физические и интеллектуальные нагрузки за счет ухода от привычного образа жизни, обострения межличностных отношений вне семьи, что требует высокого уровня адаптации к новым условиям. Это позволяет отнести студентов медицинского вуза к группе населения с выраженным риском прогрессирования функциональных отклонений и хронических заболеваний.
Анализ данных комплексных медицинских осмотров первокурсников ГОУ ВПО ДВГМУ в 2005–2010 гг. показывает, что к I группе здоровья было отнесено 18,35 ± 1,97 % от общего количества осмотренных, ко II группе ─ 49,16 ± 2,17 %, к III группе ─ 32,49 ± 2,72 % (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Распределение первокурсников ГОУ ВПО ДВГМУ по группам здоровья (%)

Таблица 4.1. Распределение первокурсников ГОУ ВПО ДВГМУ по группам здоровья (%)

Среди этой группы студентов нами был отмечен значительный уровень обучающихся с наличием хронических заболеваний (33,55 ± 3,61 ─ 31,43 ±
2,12 %), причем, удельный вес здоровых юношей (22,17± 1,26 %) был достоверно выше, чем девушек (14,53 ± 2,54 %).

Уровень заболеваемости первокурсников составил 1473,4 %о, причем этот показатель выше среди девушек (1098,0 ‰), чем среди юношей (375,4 ‰) (табл. 4.2).

В структуре патологии среди студентов I курса наибольшее распространение имеют болезни глаз (363,2 ‰), на втором месте ─ болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (264,7 ‰), на третьем ─ болезни органов пищеварения (218,7 ‰), последующие места занимали болезни нервной системы, гинекологические заболевания, болезни ЛОР органов, эндокринопатии, кардиопатии и др. Принципиальной зависимости структуры распространенности патологии от половой принадлежности не выявлено.

Нами было установлено, что в 2005–2010 гг. в ГОУ ВПО ДВГМУ были зачислены студенты с различной патологией органов и систем, в частности с высокой степенью миопии в сочетании с дегенеративными изменениями на глазном дне, хроническими заболеваниями почек, желчевыводящих путей, бронхиальной астмой и др., при которых обучение в предыдущие годы было бы невозможным исходя из Приказа Минздрава СССР и Минобразования СССР № 542/464 от 26.05.1976 г., в настоящее время не действующего. Ежегодно в течение последних 5 лет на первый курс зачисляется до 10 инвалидов, основными причинами инвалидности у которых являются соматические заболевания.

Дополнительной иллюстрацией уровня здоровья первокурсников является структура их распределение по группам физической подготовки. К основной группе (не имеющей ограничений по физическим нагрузкам) относится всего около половины студентов (от 54,6 % в 2000 г. до 45,7 % в 2009 г.), к подготовительной группе относится около 10 % студентов (от 18,5 % в 2000 г. до 8,3 % в 2009 г.), а к специальной группе ─ более 20 % студентов (от 13,8 % в 2000 г. до 31,1 % в 2009 г.). Имели полное освобождение от занятий физической культурой около 10 % первокурсников (от 5,6 % в 2000 г. до 9,4 % в 2009 г.).

Таблица 4.2. Структура заболеваемости по обращаемости первокурсников ГОУ ВПО ДВГМУ (в ‰)

Таблица 4.2. Структура заболеваемости по обращаемости первокурсников ГОУ ВПО ДВГМУ (в ‰)

Наши исследования состояния здоровья студентов на первых трех курсах показали увеличение удельного веса обучающихся с хроническими заболеваниями (37,7± 1,9 % ─ на I курсе, 46,2± 2,0 % ─ на III курсе), к третьему курсу более трети студентов-медиков имеет одно или несколько хронических заболеваний (табл. 4.3).

Таблица 4.3. Динамика распределения групп здоровья среди студентов I–III курсов ГОУ ВПО ДВГМУ (%)

Таблица 4.3. Динамика распределения групп здоровья среди студентов I–III курсов ГОУ ВПО ДВГМУ (%)

По мере продвижения к окончанию дипломной подготовки структура групп здоровья студентов продолжает сохранять отрицательные тенденции, несмотря на проводимую диспансеризацию, санаторно-курортное лечение и пр., что находит свое отражение в уменьшении в структуре студентов с первой и второй группами здоровья и увеличением третьей (табл. 4.4).

Таблица 4.4. Динамика распределения групп здоровья среди студентов I–VI курсов ГОУ ВПО ДВГМУ (%)

Таблица 4.4. Динамика распределения групп здоровья среди студентов I–VI курсов ГОУ ВПО ДВГМУ (%)

Результаты клинических исследований здоровья студентов получили свое подтверждение и в результатах проведенного нами их социологического опроса. Мы использовали самооценку как структурный компонент отношения к своему здоровью будущих врачей, как осознание ими своих физических и духовных сил непосредственно во взаимосвязи с целостной самооценкой самого себя, своих возможностей и качеств, осознанием жизненной перспективы.

По данным проведенного исследования большинство выпускников ГОУ ВПО ДВГМУ в 2010 г. отметили ухудшение состояния своего здоровья за время обучения в медицинском вузе (75,29±2,68 %), причем это касалось всех факультетов (табл. 4.5). Имелась весьма небольшая группа студентов (1,93±0,85 %), которая указала на улучшение своего здоровья за время получения медицинского образования.

Таблица 4.5. Оценка состояния своего здоровья выпускниками различных факультетов ГОУ ВПО ДВГМУ в процессе обучения (2010 г. %)

Таблица 4.5. Оценка состояния своего здоровья выпускниками различных факультетов ГОУ ВПО ДВГМУ в процессе обучения (2010 г. %)

В качестве причин, которые, по мнению студентов-выпускников, отрицательно сказались на их здоровье первое место занимали психоэмоциональные перегрузки, связанные с учебой ─ 68,34±2,89 %, второе место ─ несистематическое и нерациональное питание ─ 65,79±5,44 %, третье место ─ сочетание физических и психоэмоциональных нагрузок ─ 23,17±2,62 % (табл. 4.6).

Таблица 4.6. Оценка причин ухудшения здоровья выпускниками различных факультетов ГОУ ВПО ДВГМУ в процессе обучения (2010 г. %)

Таблица 4.6. Оценка причин ухудшения здоровья выпускниками различных факультетов ГОУ ВПО ДВГМУ в процессе обучения (2010 г. %)

Таким образом, сам по себе образовательный процесс в медицинском вузе содержит комплекс причин, которые зачастую отрицательно сказываются на здоровье студентов. В этой связи весьма важным являются мотивации поведения будущих врачей по отношению к своему здоровью, поскольку доминирующая роль образа жизни в обеспечении здоровья любого молодого человека более чем очевидна. В современной психологии здоровья образ жизни рассматривается как диалектическое равновесие «возможностей ─ выбора». Образ жизни индивида, с одной стороны, зависит от предоставляемых его жизненной ситуацией возможностей: социоэкономического статуса, возраста, пола, расы/этничности, которые формируют социокультурные факторы отношения к своему здоровью. Другая сторона ─ это автономный выбор индивида из этих возможностей [14]14.

Проведенный нами анализ уровня здоровья студентов-медиков аналогичен данным приводимых в работах других специалистов. У студентов имеется высокая предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, пограничным и социально-стрессовым психическим расстройствам (Сидоров П.И.,
2000; Onady A., Rodenhauser P., Markert R., 1988; Hannah T., 1988). Частота психических расстройств среди студентов в различных вузах и регионах колеблется от 7 % до 40 % (Петраков Б.Д., 1972; Ушаков Г.К., 1987). Этот пограничный уровень психических нарушений трудно выявляем, однако он влечет за собой снижение успеваемости и ухудшение их социальной адаптации (Буйлов В. с соавт., 1996).

Среди студентов с хронической соматической патологией, выраженные признаки психосоциальной дезадаптации имеют 77 % (Сидоров П.И. с соавт.,
2001), в том числе отмечаются депрессивные тенденции, признаки невротизации (Щукина Е.Г., 1998). По другим данным, заболеваемость нервно-психического профиля обуславливает от 40 % до 74 % академических отпусков среди всех видов студенческих заболеваний (Буйлов В. с соавт., 1996). Среди причин отсева обучающихся по состоянию здоровья 2,5 % составляют болезни желудочно-кишечного тракта, неврозы, частые простудные заболевания (Засеева С.П., 1978).

Вообще, экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов. Во время экзаменов под влиянием психоэмоциональной нагрузки у студентов активизируются все адаптивные сила организма (Меерсон Ф.З. с соавт., 1988), увеличивается частота пульса и дыхания, повышается артериальное давление, изменяется вегетативный индекс (Волкинд Н.Я., 1981; Щербатых Ю.В., 2000; Геворкян Э.С. с соавт., 2002). Перегрузка вегетативной и эндокринной систем, высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы может стать звеном в возникновении психосоматических заболеваний (Плотников В.В., 1983; Судаков К.В. с соавт., 1991). По данным А.С. Фаустова и Ю.В. Щербатых (2001), число студентов со значительными отклонениями в состоянии здоровья в период экзаменационной сессии составляет от 5 % до 10 %.

Выявление групп риска по развитию стрессовых ситуаций и своевременное проведение профилактических мероприятий психологической службой вуза (Плотников В.В., 1983; Sieminska M., Grazyna D., 1997), например, методом условно-рефлекторной регуляции (Sherbatych Yu.V., Ivleva E.I., 1999), позволяет улучшить функциональное состояния студентов, что в конечном итоге увеличивает мотивацию к дальнейшему обучению (Плотников В.В., 1983), повышает качество подготовки будущих медицинских работников (Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2001).

По данным медицинской статистики, показатели физического и психического здоровья молодежи в России ─ одни из самых низких в мире, а уровень алкоголизации и число преждевременных смертей ─ в ряду самых высоких. Россия занимает 4 место в мире по количеству юных курильщиков (13–15 лет).

При этом курящие женщины в России составляет 11,4 %, в то же время, как в соседнем Китае ─ всего 3,5 %.

Если рассматривать проблемы здоровья студентов-медиков с позиции социальной психологии, то именно в этом контексте термин «здоровье» определяется в первую очередь как отсутствие стресса и поведение, способствующее здоровью (health behavior)15. Различные исследователи приводят факты влияния социально-психологических и индивидуально-личностных установок по отношению к здоровью у студентов различных государств. В частности, у студентов России и Китая, несмотря на сходные культурные характеристики установки по отношению к своему здоровью ─ разные16. Например, такие показатели социального капитала, как радиус доверия и значимость гражданской идентичности, отражающие широту и интенсивность социальных связей в обществе, значимо выше у китайских студентов. В Китае более типичными и распространенными являются коллективные модели здоровьесберегающего поведения, которые усваиваются молодежью в процессе воспитания в семье и обществе.

Высокий уровень различий в длительности планирования своей жизни у китайских и русских студентов может объясняться как традиционностью долговременной ориентации свойственной конфуцианским культурам, так и влиянием социально-экономического кризиса в России. Так в исследовании К. Муздыбаева было показано, что затяжной кризис последнего десятилетия сильно повлиял на временную перспективу россиян: она либо сильно сократилась, либо стала полностью неопределенной17. Культура и социум предоставляют возможности для поддержания здоровья или пренебрежения им, формируя установки и предлагая коллективные модели поведения по отношению к своему здоровью.

Шансы сохранить здоровье, предлагаемые китайской культурой, значительно выше, чем русской. Поэтому даже в среде будущих врачей в россиских вузах мы сталкиваемся с нигилистскими взглядами на собственное здоровье и социальное поведение. Это должно стимулировать продолжение профориентационной работы не только на довузовском уровне, но и во время обучения на дипломном и постдипломном уровне, поскольку «отсев» довольно часто связаны со снижением уровня здоровья будущих врачей.

Нами выявлено, что среди всех причин отсева студентов с курсов за период с 1994/1995 по 2008/2009 гг. академические отпуска составили в среднем
25,5 % (от 19,2 % ─ в 1999/2000 гг.; до 31,0 % ─ в 2008/2009 гг.). Частота отсева колебалась от 2,2 (на 100 обучающихся, 2003/2004 гг.) до 3,4 (на 100 обучающихся в 2008/2009 гг.) и в среднем составила 2,9 ± 0,13 (на 100 студентов).

Анализ предоставления студентам ГОУ ВПО ДВГМУ академических отпусков по медицинским показаниям за период обучения с 1994/1995 по
2008/2009 гг. показал, что в структуре выбывших, независимо от половой принадлежности, превалируют (76,8 ± 3,4 %) студенты, обучающиеся на бюджетной основе. Это вполне естественно, поскольку перед ними не стоит, в первую очередь, экономическая проблема оплаты повторного обучения на курсе, с которого они уходят в академический отпуск.

Доля академических отпусков среди студентов 4–6-х курсов менее представительна, чем среди 1–3-х, и в большей мере, обусловлена физиологическими состояниями девушек (каждая пятая студентка прерывает обучение по беременности и родам). Учитывая этот факт, нами проведен анализ причин, приводящих к академическому отпуску среди студентов I–III курсов.

Большую часть случаев академических отпусков, предоставленных студентам младших курсов, составляют заболевания (86,0 %), беременность и роды ─ 14,0 %. Среди причин ухода в академический отпуск преобладают психические расстройства (28,0 %), на втором месте ─ болезни нервной системы (16,0 %), на третьем ─ беременность (14,0 %).

Среди нервно-психических расстройств у студентов чаще встречаются состояния и реакции тревожно-депрессивного характера, соматоформные нарушения вегетативной нервной системы, воспалительные заболевания оболочек головного мозга, возникшие вследствие перенесенных черепно-мозговых травм, последствия перинатальной энцефалопатии в виде вторичной вегетативной дисфункции нервной системы.
Структура ведущей патологии среди юношей и девушек имеет различия. Каждый третий юноша прекращает обучение вследствие психического расстройства (32,4 %), на втором месте ─ болезни нервной системы (16,2 %), на третьем ─ травмы (13,5 %). У девушек патология психической сферы также преобладает, но менее выражена 25,4 % (1/4 всех случаев), на втором месте ─ беременность (22,2 %), на третьем ─ болезни нервной системы (15,9 %).

Анализ состояния здоровья данного контингента с момента зачисления в вуз до момента ухода в академический отпуск (кроме случаев беременности) показал, что 23,3 % были здоровы, 31,4 % ─ имели морфофункциональные отклонения, 45,3 % ─ хронические заболевания. На первом и втором году обучения чаще причиной академического отпуска были заболевания, которые были диагностированы до поступления в вуз.
Таким образом, академические отпуска студентов-медиков по состоянию здоровья чаще встречаются среди обучающихся на младших (1–3) курсах. В структуре патологии, приводящей к временному прекращению обучения, ведущее место занимают нервно-психические болезни и прогрессирующее течение заболеваний, возникших в довузовский период жизни студента (группа риска), что дает нам возможность говорить о недостаточной профориентационной работе на этапе профессиональной оптации молодежи.

Отсутствие преемственности и взаимодействия между ЛПУ и вузами по вопросам профессионального ориентирования абитуриентов, поступающих в медицинский вуз, может приводить к увеличению числа студентов, непригодных к будущей профессиональной деятельности уже на стадии получения медицинского или фармацевтического образования.

Следует сказать, что отсутствие медицинского аспекта в профориентации на этапе выбора профессии у молодежи, медико-профилактических мероприятий по охране здоровья студентов в процессе обучения приводят не только к снижению качества профессионального образования и утрате темпов обучения, но и повышают себестоимость подготовки специалиста за счет увеличения затрат, связанных с его отчислением и (или) повторным обучением как для государства, так и для самого обучающегося.

При оптимальном функциональном состоянии организма обучающихся эффективность подготовки медицинских кадров обеспечивается оптимальной организацией учебного процесса и соблюдением норм учебной деятельности (Миннибаев Т.Ш., 1989). В этом случае достижение максимального уровня знаний происходит при минимальных потерях психического и физического здоровья студентов (Фаустов А.С. с соавт., 2001).

Внедрение медико-профилактических программ и ранняя диагностика пограничных нервно-психических нарушений позволит снизить показатель миграционных процессов студентов, обусловленных состоянием здоровья обучающихся. В реализации этих задач, на наш взгляд, важную роль должна играть медико-психологическая служба вуза.

Учитывая современные требования к качеству подготовки специалиста медицинского профиля и интенсификацию профессионального обучения в вузе, на этапе профессионального самоопределения подростков врачам необходимо уделять внимание вопросам профессиональной пригодности к избираемой профессии по состоянию здоровья. Студенты-медики должны обладать высоким уровнем здоровья, обеспечивающим адекватные психофизиологические механизмы адаптации, позволяющие не только сохранить и улучшить здоровье учащегося в процессе обучения, но и обеспечить профессиональную деятельность специалиста в будущем.

Переход государства к рыночной экономике с неизбежным возрастанием требований к интенсивности и качеству медицинского труда, реформа общего и профессионального образования, рост требований к уровню профессиональной подготовки, неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья современной молодежи подчеркивают актуальность изучения медицинского аспекта профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов медицинского вуза.

В условиях социально-экономических реформ в России проблемы рационального выбора профессии и оптимального трудоустройства молодежи рассматривают как одно из важнейших социально значимых направлений профилактики общей и профессиональной заболеваемости населения (Егорова А.И. с соавт., 1979; Сухарева Л.М. с соавт., 1998). Выбор профессии без учета индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей приводит не только к потере интереса к учебе, будущей специальности, формированию «хронической» неудовлетворенности студентов (Ямщикова Н.Я., 1999), но и к комплексу неблагоприятных социально-биологических последствий медицинского работника: ухудшению состояния здоровья, неудовлетворенностью профессией, низкой производительностью труда, большой текучестью кадров (Борисов В., 1972; Сухарева Л.М. с соавт., 1998).

Разные медицинские специальности предъявляют определенные требования к организму врача. Например, деятельность специалистов хирургического профиля (хирургов, акушеров-гинекологов, анестезиологов и др.) сопряжена с высокой степенью ответственности, необходимостью рисковать здоровьем и жизнью других людей, самостоятельным приемом срочных решений, обусловленных дефицитом времени. Одновременно с этим специфика работы врача требует от него физической силы, выносливости, высокого индивидуального мастерства и связана со значительной нагрузкой на зрительный и другие анализаторы, кардиореспираторную систему, опорно-двигательный аппарат и др.

При сравнительном анализе трудовой деятельности различных категорий медицинского персонала E.M. Bates и В.М. Мооге (1975) показали наибольшую вероятность развития стрессов у врачей. Причина их ─ конфликты, большая ответственность и личный риск, функциональные перегрузки. Авторы подчеркивают недостаточную подготовленность врачей к нагрузкам, присущим их работе, к возможным внутренним конфликтам из-за столкновения служебных, профессиональных и семейных интересов, а также необходимость эмоциональной разрядки после общения со старшими, более опытными коллегами, с ближайшими родственниками больных.

Анализ существующего материала, касающегося особенностей труда отдельных категорий и профессиональных групп медицинских работников, проведенный С.А. Варламовым с соавт. (2000), подтверждает необходимость продуманного подхода в подготовке врачей разных специальностей и дифференцирования профессиональной ориентации с учетом соответствия их личностных и функциональных характеристик, состояния здоровья тем требованиям, которые предъявляет конкретная врачебная практика.

Между тем выбор узкой врачебной специальности выпускником вуза часто зависит от случайных факторов, тогда как успешность обучения и эффективность труда во многом определяется такими характеристиками, как мотивация, наличие устойчивого интереса, целеустремленность, состояние здоровья, семейные традиции, способность работать в коллективе и др.

Ориентация на профотбор и подготовку в медицинском вузе имеет важное значение для правильного выбора дальнейшей специальности выпускниками. Профессиональный отбор и подготовку студентов к предстоящей профессиональной деятельности необходимо начинать с первого курса, хотя в перспективе такую деятельность желательно проводить еще среди абитуриентов: в медицинских классах, на подготовительном отделении.
Так, специальность врача-хирурга требует не только глубоких профессиональных знаний, но и высокого уровня здоровья, значительной физической работоспособности. Систематическое повышенное нервно-эмоциональное напряжение в ходе операции, большое физическое перенапряжение, регулярная умственная перегрузка при отсутствии необходимых физических динамических нагрузок обуславливают развитие различного рода заболеваний, более тяжелое их протекание. Следует отметить, что нервно-эмоциональное напряжение возрастает, когда при выполнении своих непосредственных обязанностей хирург поставлен в условия дефицита времени, высокой личной ответственности, а также если он имеет недостаточный профессиональный опыт или неблагоприятно складывается ход операции.

Общеизвестно, что помимо квалификации, личного опыта и стажа работы, результаты профессиональной деятельности врача-хирурга во многом зависят от психических особенностей его высшей нервной деятельности, физиологической устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов, от степени развития его физических качеств, а также общей выносливости и работоспособности всего организма.

Так, при профессиональном отборе студентов для работы врачом хирургического профиля значимыми критериями являются: физическая подготовленность, нейропсихические, функциональные и интеллектуальные характеристики обучающегося. Научной базой системы профотбора студентов лечебного факультета для последующей работы по хирургической специализации послужили результаты исследований практикующих врачей-хирургов, достигших высокого профессионального статуса, что позволило С.А. Варламову (2000) выявить те качества, которые обеспечивают возможность длительно и продуктивно работать по данной специальности.

Однако, в настоящее время в современной литературе практически не установлено, какие качества личности врача являются более значимыми, предпочтительными, существенно влияющими на профессионализм, мастерство: те, которые являются врожденными и почти неизменными, или те, которые он приобретает, развивает и тренирует, либо определенное их сочетание.

В свете этой проблемы особую актуальность представляют исследования, позволяющие выявить у студентов наличие определенного уровня развития физических и психологических качеств, особенностей поведения в различных ситуациях. Своевременное определение необходимого уровня требуемых качеств, дальнейшее их развитие, а при необходимости и коррекция в ходе обучения, позволит выпускнику вуза впоследствии с большим успехом для собственного здоровья справляться со своими должностными обязанностями.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Как вы относитесь к обязательной вакцинации населения от коронавируса?

Поддерживаю для всех групп граждан
Поддерживаю, но только граждан из групп риска
Не поддерживаю, вакцинация должна быть добровольной
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.