Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 4.3. Обоснование перспективной профориентационной модели в медицине

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Врачебные кадры Дальнего Востока. Виток кризиса / 4.3. Обоснование перспективной профориентационной модели в медицине
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 6010; прочтений - 5422
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

4.3. Обоснование перспективной профориентационной модели в медицине

Существующая система управления подготовкой медицинских работников высшего звена характеризуется громоздкостью, многоуровневой бюрократизацией и нарушением принципов управляемости. Несмотря на проводимую реформу отечественного образования в течение многих лет, результаты реформирования плачевны. Сегодня не существует единых подходов в подготовке врачей и провизоров, поскольку ресурсные возможности у «центральных» и провинциальных медицинских вузов отличаются на порядок, а контрольные функции Минобразования РФ за процедурой лицензирования, аттестации и аккредитации носят в большей мере формальный характер. Главной проблемой системы отечественного медицинского образования является недостаточный уровень ресурсного обеспечения образовательного процесса, отсутствие во многих медицинских вузах собственных клиник и низкий уровень профориентационной работы.

В этой связи, стратегия профессиональной ориентации в отечественном здравоохранении, как одной из важных частей реформы, является программа действий, необходимых для достижения поставленных целей управления подготовкой врачей и провизоров на основе выбранных критериев и эффективного распределения ресурсов. Стратегическое управление профессиональной ориентацией предполагает наличие следующих элементов:

I. смоделировать ситуацию (выявить проблемы); выявить необходимые изменения (идеи развития);
II. разработать стратегию изменений (базовые стратегии);
III. использовать различные способы воздействия (методы управления);
IV. воплощать стратегию в жизнь (управление изменениями).

Одним из важнейших звеньев в системе подготовки квалифицированных врачебных кадров считается организация приема в медицинские вузы любого региона юношей и девушек, обладающих определенными качествами. Это в значительной степени зависит от правильной и своевременной профессиональной ориентации. В медицине, как и в других отраслях, такие мероприятия должны представлять собой единый планомерный процесс, ежедневную целенаправленную работу педагогов средних школ, коллективов медицинских университетов и руководителей лечебно-профилактических учреждений.

Принимая решение о выборе профессии врача, далеко не все молодые люди четко представляют себе особенности врачебной профессии, трудности овладения ею и качества, которыми должен обладать человек, избравший себе эту трудную для освоения и сложную специальность. Среди молодежи бытуют неправильные представления о необходимых знаниях для приобретения медицинских профессий. Далеко не все студенты медицинских образовательных учреждений успешно проходят профессиональную адаптацию. Ежегодно наблюдаются досадные случаи, когда поступившие вынуждены покидать стены университета, будучи не в состоянии вынести «испытания» профессией.

В последнее время чрезвычайно возросло взаимовлияние национальных систем высшего образования. Налицо глобализация образования в рамках Болонского соглашения, адаптация учебных планов и программ к мировым стандартам. Конечно, есть и различия, обусловленные политическими, экономическими и культурными особенностями разных стран.

За рубежом очень заинтересованно изучают российскую структуру высшего образования. В свою очередь отечественные вузы стремятся перенять опыт западных стран. Возможен ли взаимовыгодный обмен?

Для иллюстрации мотиваций студентов США и России в выборе вуза приводим опубликованные данные Центра социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова18. Например, в России каждый третий студент при выборе факультета сослался на влияние семейной традиции, совет родителей, друзей, учителей. Американцы оказались более самостоятельны ─ лишь каждый десятый учел в своем выборе совет родителей, а семейная традиция не оказала влияния ни на одного опрошенного американца.

По мнению преподавателей, имеющих опыт работы в США, студенты американских университетов работают не в пример больше наших. Что же конкретно мешает им учиться?

На первое место россияне и американцы поставили личную неорганизованность и лень: наличие этих качеств в себе отметил каждый второй американец и каждый третий россиянин.

На втором месте у американцев стоит чрезмерный объем учебной нагрузки (от этого страдают двое из пяти опрошенных). Россияне страдают от чрезмерного объема учебной нагрузки меньше ─ каждый шестой. Отметим также, что в США и в России учебная нагрузка складывается из разных составляющих. По мнению большинства российских студентов, в учебном плане много лишних обязательных предметов, а среди хороших и полезных спецкурсов приходится выбирать. Американцы же максимально загружены тем, что сами хотят изучать, что им интересно и пригодится в будущей профессиональной деятельности. Естественно, усилия, прилагаемые для изучения обязательного или самостоятельно выбранного предмета, несопоставимы.

Третья по важности причина, мешающая американцам учиться ─ низкий уровень довузовской подготовки. Ее отметил каждый десятый респондент. В России проблемы довузовской подготовки завязаны в основном на финансирование, материальное оснащение школ, содержательное наполнение учебных программ, качество преподавания, а для самих студентов уровень школьных знаний стоит лишь на пятом месте из 7 предложенных.
В заключение авторы исследования отмечают, что в целом, по основным параметрам ориентации российского студенчества приближаются к тем, которые существуют в развитом западном мире, призывая при этом к изучению опыта других стран, а не к слепому подражанию и копированию.

На пути к выбору профессии врача. Профессиональное самоопределение ─ это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. У школьников оно реализуется в несколько этапов, которым соответствуют определенные задачи (табл. 4.7) (Симоненко В.Д. с соавт., 1995).

Таблица 4.7. Этапы и задачи профессионального самоопределения школьника

Таблица 4.7. Этапы и задачи профессионального самоопределения школьника

Оно включает в себя практическую, психологическую и нравственную подготовку к профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение является лишь начальным этапом профессионального развития личности. Такое развитие, кроме профсамоопределения, включает также профподготовку, профадаптацию, развитие профмастерства.

Существуют три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия:

• желания, интересы и склонности личности, т.е. то, что можно обозначить термином «Хочу»;
• возможности личности ─ знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья ─ «Могу»;
• запросы рынка труда в кадрах ─ «Надо».
Следовательно, для того чтобы правильно выбрать себе профессию, школьнику необходимо сориентироваться в трех вещах:
• во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, т.е. условно это можно назвать «Я хочу»;
• во-вторых, оценить свои профессионально важные качества: здоровье, способности, которые определяют профессиональную пригодность и возможности, то, что условно можно назвать «Я могу»;
• в-третьих, наконец, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям наиболее востребованы специалисты, т.е. что сегодня «Надо» обществу.

Ответственность за правильный выбор профессии лежит на самом человеке. Только в том случае, если человек сумеет совместить свое «хочу», «могу» и «надо», его профессиональный выбор будет удачным, и отдача от такого человека в процессе профессиональной деятельности будет, как показали исследования, все 100 %. Если же нет интереса к профессии, то полезная отдача от такого человека составляет всего 85 %, а если нет интереса и способностей, а только отдельные умения и навыки, то лишь ─ 30 %. Иными словами, задача для молодого человека заключается в том, чтобы найти себе профессию, которая интересна и привлекательна для него, соответствует способностям и пользуется спросом на рынке труда. И тогда его выбор будет удачным.

Последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Смена профессий, неудовлетворенность работой часто оказываются следствием ошибок, совершаемых человеком еще при выборе своего профессионального пути. Отказ от нелюбимой работы ставит человека перед выбором новой профессии. А ошибка, совершенная во второй раз, порождает у человека неверие в свои силы и возможности.
Неправильный выбор профессии, как правило, обусловлен тремя основными группами причин.

Первая группа ─ незнание мира профессий заключается в слабой информированности многих школьников о мире профессий, неверных представлениях о характере и условиях труда в конкретной профессии, предубеждениях в отношении престижности профессии. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными (незнание требований профессии к человеку, превратные представления об условиях работы, оплате труда и т.д.). Каждый должен быть хорошо осведомлен о том, какие профессии существуют в обществе, какие требования они предъявляют к способностям человека.
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что одни виды деятельности воспринимаются как престижные, в то время как некоторые другие воспринимаются как «непрестижные». Список этих профессий может меняться в течение одного или нескольких поколений. Однако, понятие престижа, как и явление моды, приходит и уходит.

Вторая группа ─ искаженное представление человека о своих собственных возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, незнание личностных особенностей). Большая ошибка при выборе профессии ─ не знать хорошо, на что ты способен. Выбирая профессию, надо уметь объективно оценить свои способности (не завышать и не занижать их), свои реальные возможности в отношении здоровья. Часто ошибки допускаются человеком из-за переоценки своего здоровья.

Не каждый человек безразличен равно ко всем профессиям. Чаще всего привлекательны те профессии, которые соответствуют складу характера человека, личностным особенностям. Однако в процессе такого выбора некоторые люди могут допустить ошибку; так в профессию попадают случайные люди, не соответствующие по своему характеру требованиям профессии. И по сравнению с другими психологически пригодными людьми именно в данных профессиях они начинают испытывать трудности уже в ходе обучения, а впоследствии будут достигать и меньших успехов, и получать от профессии гораздо меньшее удовлетворение, так как профессия перестает им нравиться. Поэтому обязательно надо учитывать свои личностные особенности при выборе будущей работы.

Третья группа ─ незнание правил выбора профессии заключается в том, что иногда интерес к учебному предмету автоматически переносится и на профиль выбранной профессии, однако не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбранной профессиональной деятельности.

Бывает, что профессию выбирают «за компанию». Хорошо это или плохо? Если у человека с его друзьями совпадают интересы, склонности и способности, то тогда это хорошо. Но если подросток разбрасывается, впоследствии, скорее всего, его ждет разочарование, и он будет вынужден поменять свою профессию либо будет всю жизнь мучиться и заниматься нелюбимым делом.

Нередко бывает, что интерес к профессии формируется под влиянием телевидения, книг, кинофильмов или знакомства с человеком, которому хочется подражать.

Еще одна ошибка в процессе выбора будущей работы связана с желанием родителей дать своему ребенку профессию, о которой мечтали сами, или продлить династию без учета его способностей и склонностей. Поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих взрослых о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления у молодежи.
Всех этих ошибок можно избежать, если реально представлять свои возможности, знать свои личностные особенности, уровень подготовленности, интересы и склонности. Именно для этого и необходимы знания медицинских и психологических характеристик профессии.

Медицинские характеристики профессии:

- какой уровень здоровья требуется для данной профессии;
- какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии;
- какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии (вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми).

Психологические характеристики профессии:

- какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека; к его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию;
- к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, ловкости; к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;
- к чертам характера: общительности, самостоятельности и т.д.).

Каждая медицинская специальность имеет свою особенность и поэтому среди требований, предъявляемых к личности врача, есть не только общие, но и особые. Изучение этих особенностей и актуализация результатов исследований, выявление степени рассогласования между требованиями прогнозируемой деятельности и содержанием профессиональной подготовки ─ профориентационная задача высших медицинских учебных заведений.
Формы и методы профориентационной работы с молодежью

Методы и средства воздействия на формирование профессиональных интересов, психологической готовности молодежи к медицинскому труду разнообразны и многочисленны. Они имеют определенные особенности в отличие от методик в других областях знаний. Формы и методы профориентационной работы обычно выбираются в соответствии с местными условиями ─ территориальным размещением медицинских учебных заведений, лечебно-профилактических учреждений, общеобразовательных школ и т.д.

Изучение данного вопроса в общеобразовательных средних школах основывается на изучении профильных предметов, таких как анатомия и физиология человека, биология. Преподаватели используют форму беседы, рассказа, демонстрации научно-популярных кинофильмов на медицинские темы. Учащиеся читают дополнительную литературу по предмету (например, о достижениях науки и практики), готовят соответствующие рефераты. Однако эта деятельность часто носит ограниченный характер, осуществляется поверхностно и не систематически. Объясняется такое положение загруженностью учебной программы, недостаточностью специальных знаний, отсутствием необходимых учебных пособий.

Более значительное место занимает внеклассная и внешкольная работа по профориентации, например, изучение вопросов оказания первой медицинской помощи. Многие школы проводят в течение года экскурсии в медицинские вузы, организуют разнообразные встречи старшеклассников с представителями различных медицинских профессий. Такие формы внеклассной работы, безусловно, дают недостаточную информацию о медицинских профессиях и носят в целом агитационный характер.

Во всех медицинских вузах проводится день открытых дверей. Перед собравшимися выступают врачи, организуются экскурсии и др. Такая форма работы носит в основном агитационный характер.

Велика роль средств массовой информации (кино, радио, телевидение, художественная литература) в формировании профессиональных интересов юношей и девушек, в ознакомлении их с содержанием и характером профессий.

Таким образом, форма и методы профессиональной ориентации, используемые в медицине, можно разделить на активные (способы общественного воздействия) и пассивные (влияние родителей, родственников, друзей, случайные факторы).

Основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с выделенными основными целями профориентационной помощи.

I. Информационно-справочные, просветительские методы:

- профессиограммы ─ краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
- справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
- информационно-поисковые системы ─ ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
- профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
- экскурсии школьников в лечебно-профилактические учреждения и учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
- встречи школьников со специалистами по различным медицинским специальностям (при условии специального отбора и подготовки таких специалистов по профессии);
- использование средств массовой информации (СМИ) может быть
достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики;
- различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи выпускникам школ.

II. Методы профессиональной психодиагностики:

- беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопро сам);
- открытые беседы-интервью;
- опросники профессиональной мотивации;
- опросники профессиональных способностей (требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов;
- «личностные» опросники (требуется особая подготовка профконсультанта для их использования);
- проективные личностные тесты (требуется особая подготовка профконсультанта для их использования);
- метод наблюдения (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
- сбор косвенной информации о подростке от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение «стукачей» и доносчиков);
- психофизиологические обследования;
- «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе;
- использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
- исследование и наблюдение за подростками непосредственно в трудовой деятельности;
- использование различных тренажеров, где отрабатываются не только трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

III. Методы морально-эмоциональной поддержки:

- группы общения;
- тренинги общения (для освоения коммуникативных навыков поведения при различных контактах);
- различные положительные (успешные) примеры самоопределения;
- «праздники труда», повышающие пре стиж конкретных профе ссий и др.

Качество подготовки специалистов медицинского профиля. Идеология высшего медицинского образования в России, которая основана на создании единого образовательного пространства, послужила внедрению унифицированных требований к выпускнику медицинского вуза. В итоге, были введены государственные образовательные стандарты, государственная междисциплинарная аттестация, сертификация специалистов. Подготовка специалиста по единым стандартам не предполагает жесткость в выполнении разделов (дисциплин) и часов, она обеспечивает условия для формирования личности с профессионально ориентированным типом мышления за счет введения достаточного количества предметов по интересам и наклонностям (элективы).
При всем многообразии позиций в определении государственного образовательного стандарта, его функций и содержания, в нем можно выделить общую часть. Образовательный стандарт, отражая цели функционирования и развития образовательной системы, представляет собой совокупность государственных норм ─ требований к уровню подготовленности выпускника медицинского вуза, к самой образовательной системе.

Анализируя государственный образовательный стандарт высшего медицинского образования, можно отметить, что максимальные изменения претерпел цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Во многом это связано со сменой культурной парадигмы, с утверждением гуманистических идеалов. Некоторые дисциплины, такие как педагогика и психология, были вообще введены впервые.

В государственном образовательном стандарте высшего медицинского образования указаны профессионально-деятельностные требования к уровню знаний, умениям и навыкам выпускника вуза. Эти требования определяют интегральную модель специалиста медицинского профиля. Однако, врачебная деятельность характеризуется большим разнообразием, и требования к врачам-специалистам разного профиля должны быть разные.

Другим принципиально новым решением в области совершенствования технологий высшего профессионального образования явилось создание междисциплинарной модели специалиста с высшим образованием. Требования к профессиональной пригодности врача до настоящего времени не нашли отражения в государственном образовательном стандарте, так как разработка модели практикующего врача находится в начальной стадии изучения и обоснования.

В конечном итоге основными условиями превращения абитуриента во врача является лишь определенный образовательный уровень и в меньшей степени желание стать специалистом. Однако, от специалиста медицинского профиля требуется четкий самоконтроль, готовность помочь, соблюдение значительного количества правил в любое время суток, в любых социальных условиях и в любом эмоциональном состоянии. В частности, немногие люди способны к постоянному соблюдению норм деонтологии и работе в условиях огромного риска и колоссальной ответственности.
Традиционно принято считать, что вполне реально существует возможность обучения студента всем этим направлениям деятельности. Такая точка зрения в корне неверна, психологическая структура человека к юношескому возрасту уже в основном сформирована и для ее изменения требуется время и значительные воздействия. В итоге многие выпускники вузов оказываются психологически неподготовленными к практической деятельности. Это приводит к тяжелым последствиям как для пациентов (грубые ошибки в диагностике и лечении), так и для врача (лишение квалификации, потеря авторитета, нервные срывы, психосоматические заболевания). Всего этого можно избежать при условии тщательного психологического отбора как при поступлении в медицинский вуз, так и на всех этапах обучения. К сожалению, и в этой сфере не разработано достаточно убедительных методик, позволяющих прогнозировать успешность деятельности практикующего врача.

Решение проблемы повышения качества и эффективности врачебной деятельности в первую очередь требует тщательного анализа и описания конкретного содержания врачебного труда. В настоящее время в литературе существует много подходов к описанию профессии, содержания труда специалиста. Наибольшее распространение получила модель специалиста.

Модель врача остается наименее разработанной по сравнению с таковой других специалистов. Это можно объяснить тем, что слишком многообразны и еще недостаточно определены объекты врачебной деятельности, все еще нет описания рабочих мест по основным медицинским специальностям, не сформулированы проблемные ситуации и задачи для решения специалистами на различных рабочих местах, не сгруппированы основные типы врачебных ошибок и т.д. (Анисимов В.Е. с соавт., 1981).

Существует точка зрения, что в основе модели специалиста должна лежать его деятельность (Смирнова Е.Е., 1977). Поскольку это модель человека, в ней должны быть отражены аспекты личности и условия ее деятельности. Исходя из этого, структура модели специалиста может быть составлена из двух частей: модель личности специалиста и модель его деятельности. Модель личности специалиста ─ это описание его социально-психологических, а также профессиональных свойств (знаний, умений и установок), необходимых для работы. Модель деятельности ─ это описание свойств профессии, то есть профессиональных задач, условий труда и других параметров, которые характеризуют деятельность.

Под моделью врача следует понимать условное представление структуры и содержания профессиональных, психофизических и моральных свойств личности специалиста, отвечающих современным запросам общества, принципам сложившейся структуры отрасли здравоохранения и требованиям передовой медицинской науки (Анисимов В.Е. с соавт., 1981). Безусловно, что медицинские вузы осуществляют подготовку некоего усредненного специалиста, который в большинстве случаев, после получения диплома о высшем медицинском образовании (лечебное дело, педиатрия, стоматология и др.) продолжит свое обучения на постдипломном уровне по избранной специальности и только после сдачи сертификационного экзамена может приступить к работе в ЛПУ. К сожалению, в настоящее время к врачам в России относят и лиц, получивших диплом врача, но занимающих должности в функциональных обязанностях которых даже не упоминаются такие врачебные функции, как диагностика, профилактика, лечение и реабилитация. Это медицинские чиновники различного уровня, преподаватели колледжей и вузов, сотрудники финансово-кредитных учреждений (фонды ОМС), медицинских страховых организаций и пр.

Поэтому для исключения путаницы в этих вопросах, основные подходы и цели создания моделей практикующего врача в области здравоохранения
можно представить в следующем виде (табл. 4.8).

Таблица 4.8. Основные подходы и цели создания моделей врача

Таблица 4.8. Основные подходы и цели создания моделей врача

Если весь процесс подготовки и профессиональной деятельности врача разбить на этапы, то их можно расположить следующим образом: профориентация, профотбор, профобучение, профадаптация, профготовность, профдеятельность и профмобильность. Теоретически их можно в виде функциональной направленности моделей на протяжении всего периода подготовки специалиста (табл. 4.9).

Таблица 4.9. Функциональная направленность моделей на этапы подготовки и профессиональной деятельности специалистов отрасли здравоохранения

Таблица 4.9. Функциональная направленность моделей на этапы подготовки и профессиональной деятельности специалистов отрасли здравоохранения

Модель специалиста должна быть динамичной. Она требует периодического корректирования с учетом развития отдельных и связанных с ними областей знаний, с тем, чтобы более точно отражать требования соответствующих направлений производства медицинских услуг. Модель врача должна позволить ограничить и контролировать характер и уровень требований различных кафедр к работе студентов, выявить дефицит или избыточность учебной информации по различным дисциплинам.

Разработка модели специалиста на основе модели его деятельности позволит шире посмотреть на проблемы подготовки и использования различных специалистов в отрасли здравоохранения.

Организация психологической службы медицинского вуза. В высшей медицинской школе при разработке методических основ психологического сопровождения образовательного процесса необходимо учитывать направленность психологического мониторинга студентов, который должен предусматривать:

- изучение адаптации студентов младших курсов к условиям учебы в вузе;
- контроль динамики развития профессиональных качеств по курсам
(этапам) обучения;
- выявление индивидуально-психологических особенностей слабоуспевающих студентов, лиц с нервно-психической неустойчивостью и склонных к нарушениям дисциплины, аморальным поступкам;
- изучение способностей к усвоению знаний по профилирующим дисциплинам;
- оказание помощи преподавателям при развитии психических познавательных процессов студентов (мышления, памяти, внимания и др.);
- изучение индивидуально-психологических характеристик у студентов, испытывающих затруднения в обучении.

Периодичность психологической диагностики обучающихся должна определяться требованиями нормативных руководящих документов, указаниями руководителя учебного заведения о необходимости обследовать студентов того или иного курса, планами психологической работы по текущему обследованию. Социальное изучение и психологическое обследование кандидатов на учебу проводятся во время их профессионального отбора и на каждом курсе обучения, а результаты этой работы должны отражаться в Карте психологического изучения студента.

Кроме того, после IV–V курса обучения (предвыпускного курса в зависимости от срока обучения в вузе) и при выпуске должна составляться развернутая характеристика, в которой должны быть отражены личностные, профессиональные и морально-нравственные качества студентов, сделаны выводы и даны рекомендации по совершенствованию его обучения и воспитания и наиболее целесообразное трудоустройство выпускника. Эти данные являются важной точкой для управления формированием профессиональной пригодности будущего врача.

Текущую диагностику индивидуальных психологических качеств у выборочного числа студентов можно совмещать с изучением адаптации студентов первого курса к обучению, их профессиональной направленности и мотивации к обучению предстоящей профессиональной деятельности, социально психологического климата и межличностных отношений в учебных группах, с проведением индивидуальных бесед и психологических консультаций, обучающихся специалистами-психологами.

Для составления индивидуальных психологических характеристик студентов используются результаты наблюдения различных видов их деятельности:

I. в повседневной учебной деятельности;
II. при текущем и итоговом контроле знаний, умений, навыков; III. в процессе занятий на клинических циклах;
IV. при выполнении общественной работы и различных поручений; V. в период учебной практики и стажировки;
VI. в период внедрения и апробации новых педагогических технологий; VII. при общении в учебном студенческом коллективе.
Индивидуальные психологические характеристики корректируются в течение всего периода обучения и психолого-педагогического сопровождения в вузе.

Организационной основой психологического сопровождения и соответствующего психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса может служить «Комплексная целевая программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, охватывающая все этапы: профориентация, профотбор, профобучение, профадаптация.

Такая программа вносит в процесс психологического обеспечения устойчивую организацию, позволяет заранее и комплексно планировать работу психологов, целенаправленно использовать ее результаты для управления образовательным процессом в медицинском вузе.

Кроме того, для решения задач психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса важен подбор методик или методических рекомендаций, которые уже разработаны или подлежат разработке в ходе выполнения научно-исследовательской работы по данной проблеме.
Отдельный аспект методического обеспечения ─ анализ профессиональной деятельности выпускников. Эти данные должны быть использованы как обратная связь в оценке результатов образовательного процесса.

Важнейшим звеном учебно-воспитательного процесса является цикл повышения квалификации преподавателей вуз, поэтому организация его психологического сопровождения требует проработки этого вопроса.

Программа цикла нацелена на решение следующих задач:

- информирование педагогических коллективов и отдельных преподавателей об индивидуально-психологических особенностях студентов;
- помощь в организации и управлении учебным процессам на основе учета познавательных и личностных особенностей, студентов;
- использование знаний о социально-психологических характеристиках учебной группы для оптимального построения занятий;
- изучение особенностей мотивации и поведения студентов в рамках учебных занятий для коррекции используемых преподавателями циклов педагогических приемов;
- выявление затруднений в педагогической деятельности и поиск путей их оптимизации;
- изучение качественного состояния и тенденций развития социальнопсихологических явлений в педагогических коллективах (социальнопсихологический климат и межличностные взаимоотношения) для повышения продуктивности труда педагогов;
- помощь руководителю учебного заведения в управлении педагогическим коллективом;
- поиск и определение объективных психолого-педагогических критериев деятельности преподавателей;
- оценка эффективности структуры педагогической деятельности, особенностей личности преподавателя и педагогического коллектива, звеньев отношений «преподаватель ─ студент» и «студент ─ преподаватель».

Системная модель профориентационной службы ─ как основа решения проблемы кадрового дисбаланса в здравоохранении. Основным стержнем в решении проблемы кадрового обеспечения отрасли здравоохранения является создание целенаправленной системы профессиональной ориентации молодежи на медицинские специальности с учетом социально-экономических особенностей развития региона, потребности ЛПУ в кадрах, рыночных отношений в системе образования, а эффективность ее будет зависеть от того, насколько эта система целостна, устойчива и динамична.
Предлагаемый нами системный профориентационный комплекс, по существу, представляет собой систему поддержки управленческих решений, позволяющих оценить возможные результаты подготовки специалистов, совершенствовать систему подготовки врачебных кадров не только на довузовском, но и на дипломном, а также послевузовском уровнях. Практическая реализация деятельности по основным направлениям технологического процесса и необходимость проведения оперативной работы с большим потоком молодежи предполагает оснащение ее автоматизированной системой учета показателей.

Профессиональная подготовка специалиста ─ это сложная поэтапная система управления профессиональным развитием личности с учетом ее индивидуальных особенностей. На наш взгляд, совершенствование качества подготовки и распределения врачей возможно на основе базисного и непрерывного образования при реализации научно обоснованных рекомендаций по профориентации, профотбору, подготовке и использованию врачебных кадров.

Системная модель профориентационной службы отрасли здравоохранения региона, как одной из составляющей решения проблем кадрового дисбаланса в отрасли, в этом смысле имеет практическую ценность.

Данная модель обеспечивает непрерывный процесс профессионализации врача в течение довузовского, додипломного и последипломного этапов подготовки. Довузовская профориентация рассматривается нами как система управления мотивами выбора профессии, выявления интересов, склонностей, способностей школьников. Ее содержание и организационные формы определяются необходимостью поиска «своего» абитуриента.
Задачей додипломной профориентационной деятельности должна быть профессионализация студента, формирование профессиональной культуры врача, его творческого потенциала, оказание помощи студентам старших курсов в выборе специальности в рамках профессиональной среды (специализация).

В последипломный период профориентация поможет молодому специалисту адаптироваться в условиях избранной профессиональной среды, реализовать навыки самообразования, содействовать квалификационному росту, удовлетворенности трудом.

Основу предлагаемой системной модели профориентационной службы составляют три блока ─ структурный, технологический и результирующий, учитывающие социально-экономические, психолого-педагогические, медикобиологические процессы в регионе, влияющие на профессиональное самоопределение современного школьника: престиж профессии, профессиональные традиции семьи, мотивы выбора профессии и т.д. (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Системная модель профориентационной службы отрасли здравоохранения ДФО

Рис. 4.1. Системная модель профориентационной службы отрасли здравоохранения ДФО

В числе ведущих факторов, влияющих на выбор медицинской профессии, следует особо выделить влияние семьи, особенно имеющей традиционную медицинскую основу. Характер внутрисемейных отношений такой семьи может стать как средством вовлечения подростка в профессиональную среду родителей с формированием семейных династий, так и повлиять на выбор профессии, не совпадающий с реальными интересами и способностями подростка. Следует заметить, что полнота и качество оказания медицинской помощи населению в немалой степени влияет на формирование у них представлений о престиже профессии медицинского работника в обществе, личностного отношения к представителям отрасли здравоохранения, а следовательно, формированию ценностных ориентаций и установок у молодежи к этому виду деятельности (непосредственно в семье).
В организации и проведении мероприятий по профессиональной ориентации и психологической подготовке молодежи к медицинскому труду должны активно участвовать общеобразовательные, высшие и средние медицинские учебные заведения, органы управления здравоохранением, лечебно-профилактические учреждения, центры занятости населения. Тесные контакты между ними позволяют развернуть деятельность в широком масштабе и получать эффективные результаты.

Кабинеты профориентации (I уровень) целесообразно размещать в общеобразовательных учреждениях, на базе которых организованы медико-биологические или медицинские классы. Это позволит не только осуществлять довузовскую подготовку потенциальных абитуриентов, но и сконцентрировать в них специализированную профориентационную деятельность, а также осуществлять эту работу в сельских образованиях с небольшой численностью населения, расположенных на значительном расстоянии от крупных городов и административных центров (территориальный принцип).

Примерный перечень оснащения кабинета профориентации:

1. Нормативная документация подразделения (положение, инструкции).
2. Комплекс диагностических методик (по выявлению интересов учащихся, профессиональной направленности, личностных опросников).
3. Профессиограммы, психограммы специалистов в области здравоохранения.
4. Стенды: «Система профессиональной подготовки специалистов здравоохранения»; «Уголок профориентации», «Здоровье и выбор профессии».
5. Методические материалы по проведению консультаций подростков, родителей.
6. Персональный компьютер для проведения профдиагностических исследований, обработки и хранения полученной информации.

Организация пунктов профориентации (II уровень) в административных центрах субъектов федерации округа на базе средних медицинских образовательных учреждений (колледж) позволит осуществлять более качественный отбор и направление молодежи в медицинские вузы в рамках целевой подготовки специалистов.

Создание отраслевого центра профориентации (III уровень) на базе медицинского вуза позволит обеспечить научную, методическую и практическую основу по изучению проблемы, координации и управления профориентационной деятельностью всех уровней.

Расширение сети специализированных лицеев, медицинских классов в школах региона необходимо сочетать с привлечением преподавателей вуза к преподаванию в последних профилирующих дисциплин и специальных предметов. Учебный процесс в классах целесообразно организовывать с обязательными атрибутами дидактических технологий вузовской системы (лекции, практические занятия, промежуточные и итоговые экзамены). Набор в классы должен осуществляться на конкурсной основе.

Ключевой фигурой штатной структуры каждого уровня является специалист по профориентации, имеющий высшее медицинское образование, практический опыт работы в здравоохранении не менее 5 лет, владеющей технологией ведения профориентационной деятельности, знаниями в области общественного здоровья и здравоохранения (история медицины, современное состояние отрасли, ее структура и проблемы, различные аспектах медицинской деятельности, рынок труда, номенклатура специальностей и т.д.).

Непосредственным помощником в этой работе является психолог ─ профконсультант (школьный психолог), имеющий высшее психологическое образование, стаж работы не менее 2 лет с обязательным прохождением специальных образовательных профконсультационных курсов.
Реализация актуальных задач в области охраны здоровья будущих врачей возможна при участии школьного врача (врачебной бригады), имеющего высшее медицинское образование по специальности педиатрия, сертификат специалиста, стаж практической работы не менее 5 лет, подготовку по медикопрофессиональному консультированию подростков.

Выполнение прикладных исследований, направленных на решение профориентационных задач, должно осуществляться при непосредственном участии медико-психологической службы вуза, профессорско-преподавательского состава заведения и персонала университетской клиники. Финансирование системы профессиональной ориентации должно осуществляться из федерального, регионального и муниципального бюджетов.
Технологический блок модели (рис. 4.3) представляет собой глубоко структурированный и организованный процесс действий, основанных на выполнении стандартов профориентационных технологий с использованием новых инновационных приемов (психологические игры и тренинги, интернетконсультирование, компьютерная психологическая диагностика, телекоммуникационных связи и т.п.).

Рис. 4.2. Структурный блок профориентационной службы отрасли здравоохранения региона

Рис. 4.2. Структурный блок профориентационной службы отрасли здравоохранения региона

Рис. 4.3. Технологический блок профориентационной службы отрасли здравоохранения региона

Рис. 4.3. Технологический блок профориентационной службы отрасли здравоохранения региона

Для сравнения, следует отметить, что в настоящее время в США даже для школьников проводится специальный курс «Career Development» ─ развитие карьеры, где используются вполне современные технологии профориентации, причем эти технологии встроены в систему общего образования для детей в возрасте от 5 до 14 лет. Этот курс направлен на самопознание, знакомство с профессиями и планирование карьеры. Его объем составляет 300 часов.
В Японии по методу, разработанному Фукуямой еще в 70-х гг., школьники 7–9 классов пробуют себя в реальной работе в сферах, охватывающих практически все виды деятельности человека. За 3 года они могут пройти до 48 профессиональных проб. Сами дети, а также учителя и специалисты по профориентации оценивают проявленные ребенком качества и умения. Затем, школьники могут сравнить свои результаты с теми требованиями, которые предъявляет профессия. Главное, чему способствует этот метод ─ знакомство ребенка с профессиями и развитие способности к самоанализу и самооценке.

Основные задачи, лежащие в основе каждого профориентационного технологического процесса, можно представить в следующем:

- профессиональное просвещение (расширение информированности о профессиональных возможностях молодежи в медицине);
- профессиональная диагностика (самооценка профессиональных интересов и личностных способностей будущих врачей/провизоров);
- профессиональная консультация (корректировка профессиональных планов среди выбравших профессию врача);
- профессиональный отбор (выбор из группы претендентов наиболее профессионально пригодных к обучению в вузе);
- профессиональная адаптация (формирование профессиональной устойчивости специалиста).

Результирующий компонент системы формируется из трех групп результатов: профориентационных, медико-биологических и социально-экономических (рис. 4.4).

Профессиональные критерии включают виды и объемы деятельности, широту и полноту осведомленности оптанта в области медицинской профессиологии, выраженность и устойчивость профессиональных интересов, медицинскую направленность, сформированность личных профессиональных планов.

Медико-биологические критерии обеспечивают мониторинг физического и психического здоровья студентов, учет показателя миграции обучающихся по состоянию здоровья.

Социально-экономические результаты характеризуются показателями общей миграции студентов в процессе обучения, удовлетворенностью выбором профессии, внутренней (экономической) и внешней эффективностью подготовки специалистов по показателям выпуска, доезда к месту работы, приросту численности и обеспеченности ЛПУ врачебным персоналом, текучести кадров.

Для того чтобы правильно и безошибочно определить тип личности будущего врача, необходима консультация психолога или прохождение специального диагностического тренинга. Тренинговая сессия включает задания, в которых соискатель профессии врача должен проявить логическое мышление, эмоциональность, общительность, деловые качества, лидерские способности, гибкость, эстетическое чутье или фантазию. Кроме того, включены задания на легкость переключения с одного вида деятельности на другой, на умение концентрировать и удерживать внимание на одном процессе, на внимание к другим людям, а также на уровень интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей.
Наряду с игровыми заданиями участникам предлагаются психологические тесты, и с каждым из них проводится небольшое интервью для уточнения типа личности.

Рис. 4.4. Результирующий блок профориентационной службы отрасли здравоохранения региона

По ходу выполнения тренинговых заданий эксперт-психолог наблюдает и определяет отличительные признаки типов личности. После обработки собранной информации формируется психологический портрет личности соискателя, по которому можно сделать заключение о наиболее благоприятных сферах деятельности. В рамках данной модели профориентационной работы в здравоохранении описываемые выше технологии должны осуществляться в трех подразделениях, выполняющих задачи по профориентации молодежи: кабинет, пункт и центр.

Задачи кабинета профессиональной ориентации:

- предоставление полноценной информации о профессиях, относящихся к медицинской и фармацевтической сфере деятельности, о сети медицинских образовательных учреждений, о порядке поступления и условиям обучения в них;
- оказание помощи школьникам в изучении собственных профессиональных интересов, склонностей и способностей и сопоставление их с требованиями профессии;
- отбор наиболее пригодных школьников к медицинской деятельности в специализированные лицеи и медицинские классы;
- проведение справочных, диагностических, медицинских профконсультаций учащимся ООУ по вопросам, связанным с выбором профессии;
- проведение работы с учителями и родителями учащихся (лекции, встречи, индивидуальные консультации);
- введение учащихся в профессию врача посредством теоретических курсов и общения с представителями медицинских специальностей;
- включение школьников в практическую профессиональную деятельность путем организации специальных практик с выполнением функций младшей медицинской сестры, младшего фармацевта, формирование психологической готовности к медицинскому труду;
- проведение профконсультаций учащимся общеобразовательных учреждений и их родителям, проживающим в отдаленных сельских территориях, закрепленных за данным пунктом, по вопросам, связанным с выбором профессии.
Задачи пункта профессиональной ориентации:
- предоставление полноценной информации о профессиях, относящихся к медицинской и фармацевтической сфере деятельности, о сети медицинских образовательных учреждений, о порядке поступления и условиях обучения в них;
- оказание помощи школьникам в изучении собственных профессиональных интересов, склонностей и способностей и сопоставление их с требованиями профессии;
- проведение справочных, диагностических профконсультаций учащимся общеобразовательных учреждений и их родителям по вопросам, связанным с выбором профессии;
- врачебно-профессиональное консультирование школьников;
- организация отбора потенциальных абитуриентов из числа выпускников школ, медицинских колледжей для обучения в медицинском вузе (врач, медицинская сестра с высшим образованием) по программам целевой подготовки специалистов;
- оказание методической помощи кабинетам профориентации в проведении профконсультирования учащихся по вопросам, связанным с выбором профессии.
Задачи центра профессиональной ориентации:
- предоставление полноценной информации о профессиях, относящихся к медицинской и фармацевтической сфере деятельности, о сети медицинских образовательных учреждений, о порядке поступления и условиям обучения в них;
- проведение справочных, диагностических профконсультаций учащимся общеобразовательных учреждений и их родителям по вопросам, связанным с выбором профессии;
- привлечение способных к медицинской деятельности школьников к участию в предметных олимпиадах, исследовательской работе при студенческих научных обществах (СНО), днях открытых дверей,
«ярмарках профессий» и т.д.;
- врачебно-профессиональное консультирование школьников;
- участие в работе приемных комиссий для отбора абитуриентов наиболее подготовленных к медицинской деятельности;
- предоставление учащимся и их родителям сведений о законодательных актах в сфере получения профессионального образования;
- проведение мониторинга качества подготовки абитуриентов путем составления социально-психологических портретов с целью смягчения процесса адаптации студентов к профессиональной среде образовательного учреждения;
- совершенствование учебной деятельности и профессионального воспитания студентов, способствующих становлению нужных качеств для достижения высокого профессионализма в процессе интеграционной деятельности различных специалистов: преподавателей, медицинских работников, психологов, юристов и т.д.;
- активизация самовоспитания, формирование профессиональных интересов, профессиональной этики и развитие профессионально важных качеств;
- реализация системы содействия трудоустройства выпускников в соответствии с потребностями здравоохранения региона, вторичная профессиональная ориентация студентов по вопросам выбора специализации;
- мониторинг основных показателей качества профориентационной деятельности;
- оказание методической помощи кабинетам и пунктам профориентации по осуществлению профориентационной деятельности в регионе;
- оказание учебно-методической помощи специализированным лицеям и классам по повышению качества подготовки школьников, готовящихся к поступлению в медицинский вуз.

Реализация выше указанных задач на региональном уровне, на наш взгляд, позволит успешно решать вопросы качества набора студентов в медицинские вузы и подготовки врачей и провизоров в целом. Нам представляется возможным использование следующих методов управления профессиональной ориентацией молодежи:

1. Программно-целевой метод (определение главной цели профориентации, разработка программы ее достижения, создание механизма управления по реализации программы).
2. Метод прогнозирования (учет современных и перспективных требований к специалистам в области здравоохранения, тенденций научно-технического прогресса, прогноза кадровой политики в отрасли региона).
3. Метод моделирования (построение моделей управления профориентацией на уровне ООУ, ОУЗ, ЛПУ в регионе).
4. Организационно-распорядительный метод (подготовка соответствующих документов ─ приказов, распоряжений, положений, стандартов, регламентирующих порядок функционирования системы профориентации, контроль за их выполнением).
Управление отраслевой системой профессиональной ориентации молодежи мы предлагаем осуществлять в следующих направлениях:
- Психолого-педагогическом ─ выявление и формирование интересов, склонностей, способностей учащихся к медицинской деятельности, оказание им помощи в выборе профессии (специальности), наиболее соответствующей индивидуально-психологическим особенностям личности.
- Медико-биологическом ─ реализация требований к здоровью и физиологическим качествам человека, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.
- Социально-экономическом ─ процесс усвоения системы знаний, норм, навыков и умений, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность, что отражается на качестве оказываемой медицинской помощи населению, удовлетворенности трудом и т.д.
Управление профессиональной ориентацией, рассматриваемой как процесс целенаправленного воздействия на организацию и повышение эффективности мероприятий по формированию профессионального призвания молодежи к медицинской деятельности, мы предлагаем осуществлять по результатам деятельности. Результативный подход основан на измерении количественных показателей и базируется на принципах «всеобщего управления качеством» (Total Quality Managment, TQM) и требований к системным менеджментам качества Международной организации по стандартизации (ИСО серии 9000, 2001 г.) (Похолков Ю. с соавт., 2004; Cbucbalin S. et al., 2001).

В систему стандартов включают арсенал менеджмента ресурсов, процессуального подхода, лидерскую позицию руководителей и активное вовлечение в процесс всех участников образовательной и практической деятельности в области здравоохранения. Разработка стандартов требует определенных параметров к входной и выходной характеристике будущего врача (профессиональный стандарт), качественного анализа всей системы, принятия адекватных решений и действий, направленных на повышение эффективности и результативности системы профессиональной ориентации молодежи, повышения качества подготовки специалистов.

Таким образом, создание целенаправленной комплексной системы профессиональной ориентации молодежи должно стать важнейшим направлением и основным рычагом перестройки высшего медицинского образования на всех этапах подготовки медицинских работников, где глубокая и всесторонняя интеграция деятельности всех социальных институтов позволит усилить взаимную заинтересованность и ответственность за существенное повышение качества обучения и профессиональное воспитание медицинских кадров.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
В каких медицинских учреждениях (поликлиниках, больницах) Вы получали платную медицинскую помощь за последние 12 месяцев?

Государственные, муниципальные
Ведомственные, корпоративные
Частные, негосударственные
Хозрасчетные отделения в государственных медицинских учреждениях
Другие медицинские учреждения



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.