Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
1.4. Проблема дорожно-транспортного травматизма в
Дальневосточном федеральном округе
Дорожно-транспортный травматизм остается актуальной проблемой
российского здравоохранения (табл. 2).
Из табл. 2 следует, что в 2011 году удельный вес ДТП в ДФО составил
5,0% от их количества в Российской Федерации, удельный вес раненых и погибших
составил соответственно 4,8 и 5,0 %.
Таблица 2. Общее количество дорожно-транспортных
происшествий, число погибших и раненых (за январь-декабрь 2011 г.); абс. http://www.gibdd.ru/stat/]
Субъект ДФО |
Общее
количество ДТП |
Погибло |
Ранено |
Тяжесть
последствий ДТП |
РФ |
199868 |
27953 |
251848 |
10,0 |
ДФО |
10049 |
1346 |
12619 |
9,6 |
Республика Саха (Якутия) |
919 |
157 |
1158 |
11,9 |
Приморский край |
3783 |
477 |
48 |
9,0 |
Камчатский край |
629 |
63 |
766 |
7,6 |
Хабаровский край |
1900 |
246 |
2349 |
9,5 |
Амурская область |
1237 |
196 |
1480 |
11,7 |
Магаданская область |
339 |
36 |
440 |
7,6 |
Сахалинская область |
787 |
123 |
1043 |
10,5 |
Еврейская автономная область |
425 |
46 |
504 |
8,4 |
Чукотский автономный округ |
30 |
2 |
38 |
5,0 |
Таблица 3. Относительные показатели аварийности
(за январь-декабрь 2011 г.) [http://www.gibdd.ru/stat/]
Субъект ДФО |
Кол-во ДТП на 10 тыс. ед. ТС |
Число пострадавших на 100 тыс. жителей |
абс. |
% от среднего по России |
абс. |
% от среднего по России |
РФ |
46,1 |
100,0 |
195,8 |
100,0 |
ДФО |
47,7 |
103,5 |
222,2 |
113,5 |
Республика Саха (Якутия) |
41,2 |
89,2 |
137,3 |
70,0 |
Приморский край |
46,4 |
100,6 |
272,2 |
139,0 |
Камчатский край |
37,4 |
81,1 |
258,0 |
131,8 |
Хабаровский край |
57,6 |
124,8 |
193,2 |
98,7 |
Амурская область |
46,9 |
101,6 |
202,5 |
103,4 |
Магаданская область |
53,1 |
115,0 |
305,1 |
155,9 |
Сахалинская область |
41,3 |
89,4 |
234,6 |
119,8 |
Еврейская автономная область |
105,8 |
229,2 |
312,5 |
159,6 |
Чукотский автономный округ |
31,2 |
87,7 |
74,4 |
40,6 |
Из таблицы 3 следует, что в ДФО самое большое количество ДТП на 10
тыс. единиц ТС регистрируется в Хабаровском крае, Еврейской автономной области и
Магаданской области, что, вероятней всего, объясняется тем, что по их территории
проходят федеральные автодороги М-58 «Амур», М-60 «Уссури» и «Колыма». При этом
самое большое число пострадавших в расчете на 100 тыс. населения регистрируется
в Магаданской и Еврейской автономной области, а также в Камчатском крае.
Причинами ДТП в РФ в 85,5% случаев явилось нарушение водителями
правил дорожного движения, что в 83,9% случаев повлекло гибель людей, а в 89,8%
– их ранение. Соответственно в ДФО причинами ДТП в 89,2% случаев явилось
нарушение водителями правил дорожного движения, что в 89,4% случаев повлекло
гибель людей, а в 92,2% – их ранение.
Удельный вес ДТП, совершенных водителями в нетрезвом виде, составил
в РФ 6,1%, в ДФО – 9,3%.
Неудовлетворительное состояние улиц и дорог явились причиной ДТП в
РФ в 21,2% случаев, в ДФО – в 21,7% случаев.
Динамика смертности от ДТП в Российской Федерации представлена на
рисунке 4 (на 100 тыс. населения).

Рис. 4. Динамика смертности населения от ДТП в
Российской Федерации за 2006-2011 годы и прогноз до 2020 года [http://www.rosminzdrav.ru]
Из рисунка 4 следует, что в период с 2006 по 2011 годы произошло
снижение смертности от ДТП на 25,2% – с 17,5 случаев до 13,1 на 100 тыс.
населения. Снижение смертности от ДТП на дорогах России во многом обусловлены
реализацией в здравоохранении Федеральной целевой программы “Повышение
безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах” и приоритетного Национального
проекта “Здоровье”. В указанный период времени в профильные медицинские
организации было дополнительно поставлено 511 единиц машин скорой медицинской
помощи, создано и оснащено 302 травмоцентра, обучено более 4000 специалистов [http://www.rosminzdrav.ru].
Вместе с тем, по данным ГИБДД, с января по ноябрь 2012 года на
территории России число ДТП увеличилось почти на 3%, произошло 187 098 ДТП с
пострадавшими. По сравнению с аналогичным периодом 2011 число аварий выросло на
2,8%. Число погибших в результате автокатастроф увеличилось на 1,2% и составило
25 695 человек. Увечья в авариях получили 237 471 человек. Число раненых за год
увеличилось на 3,5% [http://www.yaplakal.com /print/forum3/topic522840.html].
Игнорирование скоростного режима, проезд на красный сигнал
светофора и выезд на встречную полосу движения спровоцировали 163 391 аварию
(рост на 4,7%), в которых 22 138 человек погибли (рост на 3,4%) и 216 286
получили травмы (рост на 4,8%).
Также возросло и количество ДТП по причине неудовлетворительного
состояния дорог и улиц. Из-за плохого качества дорожного полотна произошло 37
822 аварии. В них погибли 6 235 (рост на 2,8%) и пострадали 48 177 человек (рост
на 2%).
Выросло количество ДТП с участием нетрезвых водителей. Так, за 11
месяцев 2012 года на российских дорогах было зарегистрировано 11 853 «пьяных»
ДТП (рост на 3,2%). В целом на долю пьяных водителей приходится всего 6,8% ДТП,
неудовлетворительного состояния дорожного полотна – 20% ДТП. При этом более 70%
аварий происходит из-за недисциплинированности водителей.
Планируется к 2018 году в соответствии с программой развития
здравоохранения Российской Федерации добиться снижения смертности от ДТП до 10,6
случаев на 100 тыс. населения. Для сравнения в странах ОЭСР в 2010 году
аналогичный показатель составил 8,5 случаев на 100 тыс. населения [http://www.rosminzdrav.ru].
Таким образом, в РФ и ДФО основной причиной дорожно-транспортных
происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения. При этом
часть водителей (до 10%) находилась в состоянии алкогольного опьянения.