Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
1.5. Проблема дорожно-транспортного травматизма в
Хабаровском крае
Хабаровский край – это типичный субъект Российской Федерации,
расположен на Дальнем Востоке России, входит в состав Дальневосточного
федерального округа. Площадь его территории составляет 787,6 тыс. км2 или 4,6%
территории России (4 место в Российской Федерации) и 12,7% территории
Дальневосточного федерального округа (2 место в ДФО).
Численность постоянного населения на 01.01.2012 года составляла
1 342, 5 тыс. чел. Население размещено по территории края неравномерно, что
обусловлено его значительной протяженностью, отдаленностью населенных пунктов от
краевого и районных центров, их труднодоступностью. Плотность населения в
среднем по краю составляет 1,7 человека на 1 кв. км, что в 1,6 раза выше, чем в
ДФО и в 4,6 раза меньше, чем по России в целом. В состав Хабаровского края (на 1
января 2012г.) входят 17 муниципальных районов, 7 городов, 20 поселков
городского типа, 417 сельских населенных пунктов [http://habstat.gks.ru].
Хабаровский край расположен в центральной части российского
Дальнего Востока, простираясь с севера на юг на 1800 км, с запада на восток – от
125 до 750 км, граничит с Китаем, соседствует с Приморским краем, Амурской,
Магаданской и Еврейской автономной областями, Республикой Саха (Якутия), через
Охотское море и Татарский пролив – с Камчатским краем и Сахалинской областью
(рис. 5).
Край с востока омывается Охотским и Японским морями, проливами
Татарским и Невельского отделяется от о. Сахалин, его береговая линия
протягивается на 2,5 тыс. км.
Ведущими секторами экономики Хабаровского края являются
промышленность (свыше 20%), транспорт и связь (около 20%), торговля и
строительство. Основными отраслями специализации промышленности являются
топливно-энергетический комплекс (25%), машиностроительный комплекс (около 20%),
добыча полезных ископаемых (около 13%), металлургическое производство (около
12%), лесозаготовки и деревообработка (свыше 12%), производство пищевых
продуктов (около 10%) [http://gov.khabkrai.ru/invest2.nsf/General_ru].
Торгово-экономическое сотрудничество ведется с сопредельными
странами Азиатско-Тихоокеанского региона и другими странами мира. В 2011 году
внешнеторговый оборот Хабаровского края составил 3109,6 млн. долларов США, в том
числе экспорт – 1925,5 млн. долларов США, импорт – 1184,1 млн. долларов США.
Основными торговыми странами-партнерами остаются Китай, Япония, Республика Корея
[http://habstat.gks.ru].
Транспортная система края представляет один из ключевых
транспортных узлов Дальневосточного региона. Транзитные функции края,
располагающегося в центре Дальнего Востока, имеют большое значение не только в
региональном, но и общероссийском и международном плане.
Сеть автомобильных дорог сосредоточена в основном на юге
Хабаровского края. Протяженность автомобильных трасс общего пользования
составляет 6,0 тыс. км, из них 98% – дороги с твердым покрытием. По территории
края проходят автомагистрали федерального значения: Хабаровск - Владивосток,
Чита - Хабаровск, Хабаровск - Находка.
Автодороги федерального значения М-60 «Уссури» (Хабаровск -
Уссурийск - Владивосток), Хабаровск - Находка, Хабаровск - Лидога - Ванино с
подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре обеспечивают выход сети российских
автодорог к морским портам Приморского и Хабаровского краев и являются
продолжением федеральной трассы М-58 «Амур» (Чита - Невер - Свободный - Архара -
Биробиджан - Хабаровск) [http://gov.khabkrai.ru/ invest2.nsf/General_ru].
Рис. 5. Административная карта Хабаровского края
Кроме того, имеются важнейшие территориальные дороги: Хабаровск -
Комсомольск-на-Амуре, Лидога - Ванино, Селихино - Николаевск-на-Амуре,
Комсомольск-на-Амуре - Берёзовый и Берёзовый - Амгунь - Герби - Сулук - Солони -
Ургал [ http://habstat.gks.ru].
Строительство второй очереди автодорожной части совмещенного
железнодорожно-автомобильного мостового перехода через р. Амур у г. Хабаровска
укрепит автомобильное сообщение сети автодорог Хабаровского и Приморского краев
с федеральной трассой Чита - Хабаровск [http://gov.khabkrai.ru/ invest2.nsf/General_ru].
Предусматривается создание постоянного грузо-пассажирского пункта
пропуска Хабаровск (о. Большой Уссурийский) - Фуюань на российско-китайской
государственной границе и строительство автодорожного моста через протоку
Амурская, который позволит расширить связи с северными провинциями Китая и
направить грузы в порты Ванино и Советская Гавань, а также в западном
направлении [http://gov.khabkrai.ru invest2.nsf/General_ru].
Дорожно-транспортные происшествия также являются актуальной
проблемой для Хабаровского края (рис. 6).
Рис. 6. Тенденция дорожно-транспортного
травматизма в Хабаровском крае в период с 2006 по 2012 гг. [http://gibdd.khv.ru]
Из рисунка 6 следует, что в период с 2006 по 2012 гг. в Хабаровском
крае отмечается неустойчивая тенденция снижения дорожно-транспортного
травматизма. Количество ДТП уменьшилось на 16,3%, число погибших – на 28%,
раненых – на 17,6%. Вместе с тем, в период с 2011 по 2012 гг. отмечается
увеличение количества ДТП на 15,9% при сохранении числа погибших и увеличении
численности раненых на 17,8%.
В структуре причин ДТП в крае в 2011 году преобладали превышение
скорости – 26,1%, в 2012 году – 23,3%, несоблюдение очередности проезда –
соответственно 9,6 и 15,7%, управление транспортным средством в состоянии
алкогольного опьянения – 8,9 и 10,3%, выезд на встречную полосу – 7,3 и 7,9% [http://gibdd.khv.ru/].
Распределение отдельных видов происшествий об общего числа ДТП (в
%) за 2011-2012 гг. представлено на рис. 7.
Из рисунка 7 следует, что в структуре отдельных видов ДТП в
Хабаровском крае в 2011-2012 гг. преобладали наезды на пешеходов – 37,07 и 35% и
столкновение ТС – 36,18 и 38,4%.
Рис. 7. Структура отдельных видов происшествий от
общего числа ДТП за 2011-2012 гг.
По дням недели ДТП чаще регистрировались в воскресные дни (рис. 8).
Рис. 8. Распределение ДТП по дням недели (в %) за
2011-2012 гг.
По времени суток ДТП в 53% случаев регистрируются в интервале с 0
до 5 часов и с 17 до 24 часов. В 60% случаев ДТП совершаются на легковом
транспорте преимущественно в населенных пунктах – в 78% случаев.
Аналогично в географическом и экономическом плане в процессе
освоения и развития сформировались другие края и области Дальневосточного
экономического района, что позволяет рассматривать Хабаровский край как типичную
для этого региона территорию со сложными природными, климатогеографическими и
социально-экономическими условиями.