Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
1.5. На пути к будущей модели муниципального
здравоохранения
На основе аналогов и сравнения можно было предвидеть основные
изменения, которые произойдут в численности и структуре населения региона под
влиянием экономических и социальных факторов, но очень трудно было предвидеть
изменения в заболеваемости отдельных групп населения в отдельных муниципальных
образованиях. Все это обуславливает динамический и непрерывный характер
прогнозирования и планирования отрасли здравоохранения, когда на основе новых
данных систематически должны уточняться прогнозы и производиться корректировка
планов.
Органическое включение методологии прогнозирования в методологию
долгосрочного планирования отрасли здравоохранения региона, основанной на
потребности населения в медицинской помощи, должно представлять собой
перспективную задачу муниципального здравоохранения сегодняшнего дня.
По нашему мнению, перспективную модель отрасли следует
рассматривать в виде трех составляющих – структурной, процессуальной,
результирующей, которые находятся в сложной взаимосвязи друг с другом, а так же
с медико-демографическими, социальными, экономическими и другими процессами. Эта
модель несет в себе как количественные характеристики в виде абсолютных и
относительных показателей структуры и результатов деятельности отрасли, так и
описательные характеристики организационных и медицинских технологий, что
позволяет в той или иной мере рассчитать нормативные показатели по многим
параметрам модели. Величина уровня и характера медицинской помощи населению
выраженная в абсолютных и относительных показателях отражает и количественную и
качественную характеристику этих уровней.
Таким образом, формирование будущей модели отрасли здравоохранения
территорий Дальнего Востока должно основываться на семейном подходе,
демографических тенденциях, приоритетах медицинского обслуживания,
географическом и экономическом положении, транспортных связях, перспективе
подготовки медицинских кадров, фактическом положении основных фондов медицинских
учреждений и материально-техническом обеспечении, потребности в медицинской
помощи и перспективах обеспечения финансовыми ресурсами.
Важнейшим компонентом реформы здравоохранения является
преобразование звена первичной медико-санитарной помощи. Оно должно стать ядром
всей системы здравоохранения региона. Существующая организация системы первичной
помощи не предоставляет участковому врачу (равно как и другим специалистам)
экономической мотивации к расширению диапазона своей деятельности, к повышению
профессионального уровня и интенсификации труда, к сохранению здоровья
обслуживаемого им населения и к использованию ресурсосберегающих медицинских
технологий.
Определение приоритетов современного развития системы оказания
медицинской помощи населению
Один из выводов, который можно извлечь из анализа
ситуации в отрасли здравоохранения региона, заключается в том, что каждое
муниципальное образование должно найти свою собственную модель, учитывающую
специфику обстоятельств социально-экономического развития, народонаселения,
транспортных связей и структурных диспропорций в системе здравоохранения. Что
касается отправной точки, то, как можно увидеть из имеющейся статистики здоровья
населения региона, уровень здоровья в абсолютном выражении, а также по сравнению
с другими территориями России не выдерживает критики с точки зрения соотношения
рождаемости и смертности, уровня заболеваемости, смертности от различных причин,
инвалидизации и т.п.
В течение последних лет внедрение новых организационных и
медицинских технологий осуществляется на базе современного
высокотехнологического оборудования, которое приобретается в основном для
стационаров. Врачи и медицинский персонал поликлиник находятся вне поля этих
процессов, роль поликлиники в рамках объединений со стационарами принижается,
что привело к потере интереса к конечному результату, снижению реального уровня
оплаты труда, оттоку кадров учреждений первичной медико-санитарной помощи в
специализированные кабинеты поликлиник, стационары и на скорую медицинскую
помощь.
Мы полагаем, что при выборе в качестве приоритета восстановления
престижа и дальнейшего развития амбулаторно-поликлинической помощи населению
региона, руководителям отрасли необходимо сделать несколько тактических шагов.
Первый шаг в восстановления престижа поликлиник следует
сделать в ближайшее время. Содержание этого шага будет заключаться в том, что
следует отделить стационары от территориальных поликлиник, как в правовом, так и
финансовом плане, поскольку конечные цели работы этих подразделений
муниципальной системы здравоохранения разные. Этим шагом будет создано начало
конкурентной борьбы за больного (застрахованного пациента) между стационарами и
поликлиниками.
Вторым шагом управленческих структур должна стать
подготовка и реализация новой системы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи
населению, основанной на принципах подушевого нормирования финансовых ресурсов
для оплаты работы учреждений ПМСП с частичным фондодержанием и формированием
особых тарифов на стационарозамещающие технологии. Это станет отправной точкой
внедрения в поликлиниках новых для отрасли здравоохранения технологий оказания
медицинской помощи.
Третьим шагом должна стать работа по организации и
совершенствованию функционирования дневных стационаров, амбулаторных
хирургических центров (отделений), стационаров на дому в поликлиниках краевого
центра. Необходимо решать вопросы по приближению первичной медико-санитарной
помощи к пациенту, перемещая кабинеты участковых врачей в микрорайоны, где
проживает закрепленные за ними население, начинать организацию офисов врачей
общей (семейной) практики в жилых микрорайонах и т.п.
Работа стационарозамещающего сектора в поликлиниках должна
поддерживаться системой тарифов. Как ни странно, но страховщики в регионе
сегодня охотнее оплачивают лечение заболеваний, чем их профилактику, охотнее
оплачивают медицинскую помощь в стационарах, чем в условиях поликлиник и общих
врачебных практик.
Четвертым шагом должно стать создание общих врачебных практик.
Причем, что касается общих врачебных практик в территориальных поликлиниках, то
их работа полностью зависит от системы оплаты. В конкретных условиях территорий
Дальнего Востока это система оплаты по подушевому принципу с частичным
фондодержанием в сочетании со свободным выбором врача застрахованным и
определенным уровнем финансовой самостоятельности врача общей практики. Опыт
работы ОВП в России показывает, что тип системы компенсации услуг оказывает
неизбежное влияние на доход врачей общей практики, и в результате этого,
оказывает несомненное влияние на их статус и удовлетворение, получаемое от
работы.
Пятым шагом должна явиться организация лекарственного
обеспечения населения региона. Государственная политика обеспечения населения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения направлена на
предоставление их потребителям в достаточном качественном ассортименте и объеме
по доступным ценам. Реализацию этой политики следует осуществлять путем развития
рынка фармацевтических услуг.
В целях обеспечения безопасного применения лекарственных препаратов
и изделий медицинского назначения необходимо усовершенствовать существующую
контрольно-разрешительную систему экспертизы, стандартизации и государственного
контроля, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской
Федерации.
Основным направлением реализации государственной политики в области
лекарственной помощи населению региона должно быть лекарственное, в том числе
льготное, обеспечение населения при оказании медицинской помощи в рамках
программ государственных гарантий.
На этапе амбулаторного лечения:
- упорядочение льгот отдельным категориям граждан и обеспечение адресного
предоставления на льготных условиях лекарственных средств и изделий
медицинского назначения;
- формирование в рамках государственных и муниципальных заказов списков
лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготного
обеспечения граждан;
- формирование в рамках государственных и муниципальных заказов перечней и
объемов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения
социально значимых заболеваний.
На этапе стационарного лечения - бесплатное лекарственное
обеспечение в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи,
предусмотренных в программах государственных гарантий.
В целях эффективного расходования государственных средств,
направляемых на льготное обеспечение граждан лекарственными препаратами и
изделиями медицинского назначения, необходимо предусмотреть разработку и
внедрение системы учета и контроля этих средств, создание условий,
обеспечивающих заинтересованность жителей региона в рациональном использовании
льгот по лекарственному обеспечению.
В целях обеспечения доступности и адекватности лекарственной помощи
населению региона необходимо:
- совершенствовать механизмы государственного регулирования лекарственного
обеспечения;
- обеспечить государственную поддержку отечественных производителей
лекарственных средств;
- совершенствовать организацию обеспечения лекарственными средствами и
управление фармацевтической деятельностью.
Другая сторона вопроса – это статус врача общей практики в регионе.
Мы согласны с мнением идеолога семейной медицины в России, профессором,
академиком РАМН, Игорем Николаевичем Денисовым, что семейный врач должен быть у
каждого человека, независимо от его социального статуса. И престиж первичной
медико-санитарной помощи надо поднимать не только финансовыми вливаниями в
службу, изменениями структуры и т.п., а и признанием того, что не
кардиохирургические, онкологические и прочие центры являются основой
здравоохранения, а ПМСП является основным системообразующим фактором будущего
регионального здравоохранения.
Еще более ненадежным представляется жизнеспособность переноса
«западных» моделей ОВП в территории ДВФО, ввиду целого ряда причин, в первую
очередь разных уровней ресурсного (прежде всего финансового) их обеспечения и
инерционности традиционной модели организации медицинской помощи населению
муниципального образования.
Таким образом, для отрасли здравоохранения региона необходима
разработка оригинальных моделей ПМСП и структурно-организационных стандартов
медицинских учреждений для предоставления медико-социальных услуг жителям в
первую очередь отдаленных северных и сельских муниципальных образований.
Построение этих моделей должно базироваться как на исторически сложившихся
особенностях территорий региона (модели расселения, транспортная инфраструктура,
географическое и социально-экономическое положение и т.д.), так и на
стратегических направлениях реформы отрасли здравоохранения, в том числе и
совершенствовании технологических стандартов диагностики, лечения и реабилитации
распространенных заболеваний.