Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Введение
Изменения в отрасли здравоохранения России, происходящие в течение нескольких
последних лет, производят двойственное впечатление. С одной стороны,
продолжаются реформы в виде реструктуризации коечного фонда медицинских
учреждений, внедрения политики ресурсосбережения, плановой замены устаревшего
медицинского оборудования, модернизации подготовки кадров и т.п. С другой
стороны проводимые реформы пока не носят системного характера, поскольку
многопрофильные федеральные, региональные и ведомственные стационарные ЛПУ
продолжают работать неэффективно, формируя основную часть ресурсопотребления
отрасли.
Следует отметить, что причинами того, что только треть граждан РФ
положительно отзывается об отечественном здравоохранении, являются отсутствие
стимулов к повышению качества услуг и низкий уровень мотиваций для
профессионального роста врачей и медицинских сестер. Дополняется выше сказанное
неповоротливой бюрократической системой управления многих медицинских
учреждений, сочетающегося с казнокрадством должностных лиц, допущенных к дележке
бюджетных средств, почти узаконенной системой поборов со стороны медицинского
персонала при оказании помощи пациентам и оценке результатов деятельности
сотрудников ЛПУ по критериям личной преданности руководству.
Реализация Федерального Закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных) учреждений» позволяет
надеяться на то, что в ближайшие годы отечественной медицине удастся преодолеть
сложившиеся дефектные подходы к управлению отраслью. В то же время жалобы
пациентов на низкое качество медицинской помощи стали обычным явлением и совсем
непохоже, что увеличение заработной платы участковым врачам, патронажным
медсестрам, персоналу станций скорой помощи и многим другим, а также
строительство 16 высокотехнологичных федеральных медицинских центров, само по
себе может изменить ситуацию.
Исходя из перспектив классической экономической теории, структур-ные реформы
отрасли здравоохранения последних десятилетий, основанные на рыночной модели,
должны были бы стать локомотивом достижений высоких результатов по производству
медицинских услуг. Основываясь на главных составляющих - свободной информации
относительно качества предоставляемых медицинских услуг, последовательных и
разумных потребителях (пациентах), компетентных производителях (врачах) - рынок
может подсознательно (путем “невидимой руки”) помочь производителю достичь
уровня эффективности и качества, гораздо более высокого, чем мог предположить
самый смелый прогноз. Теоретически это высказывание выглядит весьма обоснованно,
однако беспокойство в реальной ситуации вызывают не опасения по поводу
компетентности, отдельных врачей, а скорее опасения по поводу качества самой
системы производства медицинских услуг - системы, в которой излишние затраты и
недостатки качества могут свести на нет самые лучшие намерения.
Мы полагаем, что на нынешнем этапе проведения реформ в отече-ственном
здравоохранении имеется очевидная возможность избежать тех стратегических
ошибок, которые в предыдущие годы сформировали дорогостоящий процесс надзора за
деятельностью производителей медицинских услуг в виде тотальной системы проверок
(экспертиз), борьбы между ЛПУ и СМО, вместо их союза на благо пациентов.
Сформировавшиеся акценты на оценку качества производства медицинских услуг в
сочетании с рациональным потреблением ресурсов не дает полного эффекта,
поскольку в дополнение к нему необходима энергичная программа усиления
возможностей ЛПУ с точки зрения модернизации процессами производства.
Вполне естественно, что отрасль здравоохранения в силу своей относительной
консервативности постепенно заимствует опыт системы промышленного производства,
которая столкнулось с необходимостью срочного повышения качества. Например, в
Японии повышение эффективности производства было связано с общей задачей
послевоенной реконструкции и проводилось на основе принципов управления,
получивших с тех пор название «непрерывного улучшения качества» – «Organizationwide
quality improvement» или «всеобъемлющего управления качеством» – «Total quality
management». Подготовленные в значительной степени экспертами США, направленными
на помощь Японии в 50-х годах, японские производители усовершенствовали
технологию производства товаров и оказания услуг для более полного
удовлетворения запросов клиентов. Этот пример вошел в мировую историю экономики.
С начала XXI века в экономически развитых странах мира наблюдается
постепенный переход от менеджмента качества, утвердившегося в предыдущем периоде
развития, к обеспечению качества менеджмента при постоянной и непосредственной
лидирующей роли высшего руководства производственной системой. Такой подход к
качеству существенно отличается от прежнего, когда его обеспечение считалось
сферой деятельности специалистов в области качества, лишь периодически
отчитывавшихся перед руководством предприятия или учреждения.
Растущие потребности современного пациента в качественных меди-цинских
услугах формирует острую необходимость сосредоточения усилий производителей на
совершенствовании процессов управления качеством. В этой связи следует отметить,
что международная организация по стандартизации определяет качество как
совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им
способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности
потребителей. Требования к управлению качеством на международном уровне
определены стандартами серии ИСО 9000. Они положили начало процедурам
разработки, внедрения и сертификации систем качества. В результате этого
возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества.
В предлагаемой вниманию читателей публикации сосредоточены знания и
практический опыт ряда наиболее квалифицированных и опытных специалистов в
области управления качеством, а также личный опыт авторов, который может стать
источником информации для пополнения объема современных знаний специалистами,
которые занимаются управлением и экспертизой качества в системах производства
медицинских услуг и обязательного медицинского страхования. Современный подход к
управлению качеством предполагает объединение различных направлений
организационного совершенствования в единую систему с целью достижения
удовлетворенности всех заинтересованных сторон, который позволяет до¬стигнуть
успеха в сфере производства медицинских услуг с учетом интересов как
потребителей, так и производителей.
Настоящая публикация отнюдь не претендует на исчерпывающее освещение
применения системы Total quality management в медицинских учреждениях. Скорее
всего, он должен рассматриваться в качестве своего рода введения в основные
положения и терминологию для тех, кто лишь недавно заинтересовался вопросами
управления качеством в здравоохранении. Что касается опытных специалистов, то им
настоящая публикация может послужить в качестве полезного настольного
справочника. Кроме того, мы настоятельно рекомендуем читателю не забывать, что
большинство разделов следует рассматривать в богатом историческом контексте
постоянного совершенствования работы по качеству не только в здравоохранении, но
и в других направлений человеческой деятельности.
В учебнике дано систематическое изложение предмета, рассчитан¬ное на
студентов и преподавателей медицинских вузов, руководителей и специалистов по
управлению качеством и медицинских экспертов, которые хотели бы изучить
структуру и функции, основные методы и методики работы служб по управлению
качеством производства медицинских услуг. При подготовке публикации авторами
ста¬вилась задача изложить предмет достаточно глубоко, но в то же время возможно
кратко в доступной для медицинских работников форме.
Авторы выражают глубокую признательность коллегам – руководителям ЛПУ,
территориальных фондов ОМС и СМО, медицинским экспертам, предоставлявших
возможность участия в экспертной деятельности и изучения материалов
ведомственной и вневедомственной экспертизы в течение многих лет.