Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Глава 7. Медицинское страхование на Дальнем Востоке России
Страхование жизни позволит Вам жить в бедности и умереть
богатым.
Неизвестный пациент
Несмотря на многообразие конкретных форм охраны здоровья населения, специфику
экономических отношений в этой сфере жизнедеятельности общества, можно все же
выделить ряд параметров, отражающих общность развития, присущую разным странам.
К числу таких параметров, выражающих основные черты системы здравоохранения, ее
главные экономические характеристики, можно отнести:
- отношения собственности;
- способы финансирования (получения ресурсов);
- механизмы стимулирования медицинских работников и населения;
- формы и методы контроля объема и качества медицинской помощи.
В каждой стране исторически складывается и развивается свой способ
привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и
укрепления здоровья населения. Количество и качество выделяемых обществом
ресурсов, эффективность их использования в сфере здравоохранения определяется
сложной системой экономических, политических, нравственно-этических и иных
отношений, исторически сложившихся в стране.
Наличие в той или иной стране соответствующей системы здравоохранения
определяется многими обстоятельствами. Все зависит от того, что лежит в основе
классификации той или иной системы здравоохранения. Так, с точки зрения
социально-политической структуры общества условно выделяют пять типов систем
здравоохранения:
1) классическая (неупорядоченная);
2) плюралистическая;
3) страховая;
4) национальная;
5) социалистическая.
Сфера здравоохранения играет важную роль в большинстве стран мира. В странах
Запада расходы на здравоохранение составляют от 6-ти до 15-ти процентов ВВП, а
занятость в сфере здравоохранения составляет от 5-ти до 10-ти процентов от
общего числа рабочей силы. Эти цифры имеют решающее значение для услуг,
оказываемых здравоохранением, а также для производства, экспорта и импорта
различных товаров медицинского назначения. Они также оказывают важное влияние на
развитие других сфер жизни. Здравоохранение является частью национальной
культуры и, имея отношение ко всему обществу в целом, несет в себе важную
политическую проблему в большинстве стран мира.
К 70-м годам XX века в России была сформирована, в основном, сеть и структура
органов и учреждений здравоохранения и подготовлен кадровый потенциал,
способный, в рамках государственной системы здравоохранения, обеспечить решение
поставленных задач − оказывать населению бесплатную, общедоступную,
квалифицированную медицинскую помощь в полном объеме, с учетом потребности
населения и применяемых в тот период времени медицинских технологий. Была
создана также сеть высших и средних образовательных и научных медицинских
учреждений, медико-технических и фармацевтических организаций, призванных
обеспечить функционирование системы здравоохранения.
Однако этой системе здравоохранения, как и всякой государственной системе,
были свойственны существенные недостатки:
1) экстенсивный характер развития, приводящий зачастую к неадекватному
развитию сети и кадрового потенциала;
2) недостаточное финансирование и связанная с этим слабая лечебнодиагностическая
база медицинских учреждений и чрезвычайно низкий уровень заработной платы
медицинских работников;
3) отсутствие экономических форм управления отраслью, не позволяющие
оптимизировать использование имеющихся ресурсов;
4) чрезмерная централизация управления и ограничение прав руководителей органов
и учреждений здравоохранения;
5) отсутствие действенных механизмов защиты прав пациента.
В связи с этим, к началу 80-х годов XX века сложившаяся в России система
здравоохранения по существу исчерпала свои возможности развития и
совершенствования в рамках существовавших норм и правил. Проводимые в этот
период социологические опросы населения показали, что накапливалось недовольство
качеством, условиями получения и доступности медицинской помощи. Повсеместно
наблюдались очереди на прием к специалистам поликлиник и на госпитализацию в
стационары. Попытки изменить положение дел, оптимизировать использование
имеющихся ресурсов привели в середине 80-х годов XX века к разработке в СССР
острожных попыток к внедрению так называемого «нового хозяйственного механизма»
(НХМ) в здравоохранении.
Однако ликвидация союзного государства и последующий развал страны, расстрел
собственного парламента тогдашним президентом РФ Б.Н. Ельциным, последующая
реализации «либеральных экономических реформ» перечеркнули надежды разработчиков
НХМ на его реализацию. К сожалению, в идеологию либеральных экономистов (Е.Т.
Гайдар и др.) не вписывалась охрана здоровья населения как приоритетная
ответственность государства. Медицинская помощь стала рассматриваться как сфера
производства медицинских услуг. Государственные гарантии охраны здоровья были
заменены на гарантии медицинских услуг в соответствие с Законом РФ от 28 июня
1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Разработчики
закона планировали, что в рамках его реализации, наилучшим способом компенсации
затрат граждан при возможных предстоящих расходах, станет возможность
застраховаться.