Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Глава 8. Управление доступностью, качеством и безопасностью
медицинской помощи населению ДФО
Все достижения отечественной медицины мы видим по
телевизору, а все ее дефекты скрывает «мать сырая земля».
Налогоплательщик
Планируемый переход отечественной экономики от экспортно-сырьевого к
инновационному социально-ориентированному типу 1 предполагает возрастание роли
человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Целевыми
макроэкономическими индикаторами долгосрочного развития России является
увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75-ти лет, возрастание расходов
на здравоохранение до 6-7 % ВВП. Однако государство, привыкшее считать и
использовать жизни своих граждан не единицами, а миллионами, по-прежнему не
выделять достаточно средств на охрану их здоровья. Самих же граждан приучают
везде и за все платить, причем платить и за медицинскую помощь
негарантированного качества.
Важность вопросов обеспечения качества объясняется, прежде всего, ухудшением
в последние годы показателей здоровья россиян. Переход к рыночным отношениям с
присущей переходному периоду экономической нестабильностью и обострившимся
дефицитом финансовых ресурсов тяжелой ношей лег на систему здравоохранения.
Перестали обновляться и поддерживаться основные фонды многих ЛПУ, снизилось
финансирование технологических процессов, стали сворачиваться программы
профилактики, заметно ухудшила свои параметры система подготовки и
переподготовки кадров, были приняты беспрецедентные меры к децентрализации
управления отраслью и др. Отражением этих процессов стали системные провалы в
обеспечении населения доступной, качественной и безопасной медицинской помощью.
Дальний Восток России в течение всей своей истории развития представлял
средоточие проблем как социально-экономического, так и климатогеографического
характера, что обусловливало перекосы развития региона в сторону добывающих
отраслей промышленности, военно-промышленного комплекса в ущерб развития
социальной инфраструктуры, в том числе и здравоохранения. Эти и другие проблемы
не могли не повлиять на уровень качества медицинского обслуживания пациентов.
Население региона, привыкшее за последние годы к снижению качества товаров и
услуг, достаточно болезненно воспринимает недостаточный уровень развития
медицины. Надежды на введение в стране системы медицинского страхования и
последующего повышения качества и доступности медицинской помощи, к сожалению,
до сих пор не оправдались.
Падение с 26 до 131 места в мире по уровню развития отечественного
здравоохранения в результате социально-экономических реформ управляющие
структуры системы здравоохранения пережили достаточно спокойно. Сейчас, когда
экономическая ситуация стала улучшаться, выросла потребность в собственных
трудовых ресурсах. В результате требуются программные управленческие решения с
соответствующим уровнем экономической и политической поддержки, поскольку по
собственной инициативе сделать попытку к обратному движению с 131 места в
рейтинге ВОЗ, хотя бы к месту в третьей десятке, отечественное здравоохранение
пока не торопится.
С другой стороны, было бы неправильным не замечать усилий Правительства
России по реализации национального проекта «Здоровье», Региональных программ
модернизации 2011–2012 гг. с реальным финансированием и реализацией технологии
контроля над расходованием средств. Результаты этих усилий уже с 2009 года
почувствовали жители больших городов − на много лет пустовавших участках
территориальных поликлиник стали появляться постоянные участковые врачи и
патронажные медицинские сестры. Однако, до полной победы было еще очень далеко,
поскольку сохранялась главная проблема отечественной медицины: продолжающееся
снижение доступности, качества и безопасности медицинской помощи для граждан на
фоне высокого уровня неконкурентной, монополистической среды в сфере
производства медицинских услуг.