Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
9.1. Предпосылки формирования рыночных отношений в
здравоохранении
В здравоохранении, как и любой другой области деятельности человека, может
быть выделено две стороны. Одна – профессиональная, которая составляет
социальный аспект медицинской деятельности, другая − экономическая, которая
предполагает определенный круг производственных и хозяйственных отношений между
производителем медицинских услуг (медицинским работником) и их потребителем (пациентом). Сегодня нет такой сферы
применения способностей человека, которая не требовала бы наличия определенных
профессиональных навыков или в которой отсутствовало бы содержание. Именно
медицинской деятельности присущ высокий уровень нравственных аспектов и
обязательств в сочетании с чисто рыночными подходами регулирования. Причем
производители (ЛПУ) представлены теми хозяйственными формами, в ограниченных
объективных рамках которых неизбежно совершается производство и реализация
медицинских услуг.
Сегодня не существует такого вида профессиональной деятельности, которая бы содержательно осуществлялась в отрыве от какой-либо
конкретной экономической формы в условиях рыночных отношений. В действии
рыночных механизмов на формирование современных экономических процессов,
протекающих в здравоохранении в рамках обобщения известных фактов и тенденций,
отражающих существо рассматриваемой проблемы, следует выделить ряд
обстоятельств.
Во-первых, рынок коммерциализирует дело охраны здоровья в
целом, а также отношение каждого человека к своему здоровью. Это приводит к
смене парадигмы здравоохранения, формированию качественно других типов
экономического мышления, стилей практического хозяйственного поведения субъектов
отрасли.
Во-вторых, и это является важнейшим следствием
коммерциализации, происходит быстро возрастающее изменение объема платных и
возмездных услуг здравоохранения, оказываемых населению.
В-третьих, осуществляется фактическое изменение экономического
статуса медицинского учреждения. При этом медицинское лечебнопрофилактическое учреждение все более отчетливо приобретает
экономические черты услуго-производящего предприятия.
В-четвертых, изменения в статусе медицинского
учреждения приводят к изменению характера экономических связей, которые
возникают в их деятельности (экономический агент).
В-пятых, возникает чрезвычайное многообразие форм собственности и
видов хозяйствования в здравоохранении, которое является одновременно и условием, и следствием развития рынка.
В-шестых, как результат осуществления экономической
деятельности в разнообразных хозяйственных формах, под воздействием рынка в
широком диапазоне видоизменяется и экономическое положение самого работника
здравоохранения.
Таковы основные изменения, привносимые в экономическую деятельность в области здравоохранения в современных условиях, что влияет
на определение целей и задач экономики здравоохранения в современных условиях. К
общей цели организации здравоохранения можно отнести регулирование экономических
и организационных отношений, объективно складывающихся между людьми и
возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности. При этом необходимо отметить, что данные
отношения неизбежно формируются в двух плоскостях.
Первая плоскость – это организационно-экономические отношения. Их
характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и
отражает те общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, все поликлиники, все
диагностические центры, и пр.)
Вторая плоскость – это социально-экономические отношения.
Посредством их реализации формируются специфические, своеобразные черты
хозяйственной деятельности медицинских учреждений, функционирующих в
различных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные
и др.).
Обе эти группы тесно взаимосвязаны. Анализ их взаимоотношений позволяет, например, выбрать оптимальную хозяйственно-правовую модель
предпринимательской деятельности в отрасли охраны здоровья населения региона.
Кроме того, следует учесть, что экономические отношения возникают на трех
крупных информационных уровнях.
На микроэкономическом уровне они охватывают деятельность каждого
индивидуума, отдельных участков, звеньев и структур производства медицин-
ских услуг. Главный микроэкономический элемент здравоохранения ДФО
− это лечебно-профилактическое учреждение, по своей сути выступающее как
своеобразное предприятие по производству медицинских услуг. Что же относи-
тельно частнопрактикующего врача, то он, по сути дела, воплощает,
персонифицирует целое медицинское учреждение, выступая попеременно в качестве
основного персонала, менеджера, обслуживающего работника и т. п., если, конечно,
речь не идет об использовании наемной рабочей силы.
В рамках региональной экономики в целом, и прежде всего в
тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением, а таких
отраслей насчитывается несколько десятков (медицинская промышленность, фармацевтическая промышленность, приборостроение и т. п.), складываются
макроэкономические отношения. В современных условиях интегрирования многих видов
лечебно-профилактической деятельности на интернациональном уровне макроэкономические отношения выходят в сферу наднационального
хозяйства, т. е. функционирования рынка здравоохранения в мировом масштабе.
Одним из элементов рынка общественного здоровья является рынок
медицинских услуг. Функционирование системы здравоохранения в
условиях рыночных отношений обусловливается необходимостью применения
экономических законов в деятельности медицинских учреждений. Рынок медицинских
услуг функционирует при взаимодействии трех основных параметров – спроса,
предложения и цены. Главным фактором, определяющим величину спроса и предложения
на платные медицинские услуги, является цена. Определяющий момент в потребностях
медицинских услуг − нужда индивидуума в сохранении и приумножении состояния
своего здоровья. Нужда медицинская − осознанное либо ощутимое чувство «нехватки
здоровья». Другими словами, нужда медицинская − нехватка состояния нормы,
нехватка индивидуального физического и
духовного благополучия, нехватка жизни, нехватка физической и
психической свободы, а медицинский спрос − экономический эквивалент возможности
удовлетворения потребности в медицинской услуге. При этом медицинская
потребность – объективная необходимость пациента в медицинской услуге.
Спрос − количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести
пациенты за некоторый период по определенной цене, т. е. платежеспособная
потребность в медицинских услугах. Спрос на услуги при прочих равных условиях
изменяется в обратной зависимости от цены. Снижение цены на медицинские услуги
побуждает покупателя приобрести в большем количестве подешевевшие услуги (эффект
дохода), особенно, если некоторые из них являются заменителями почти
аналогичных, но более дорогих услуг (эффект замещения).
Спрос на конкретную медицинскую услугу различен и зависит от личности
пациента и его платежеспособности. Объективное расслоение общества по степени
благосостояния породило медицинские учреждения разных форм собственности,
которые оказывают услуги контингентам определенной социальной группы. Процесс
классификации потребителей по группам с различными нуждами и потребностями,
характеристиками или поведением принято называть сегментацией рынка медицинских
услуг.3 Разделение рынка медицинских услуг на сегменты в определенной степени
может характеризовать потребителей медицинских услуг в данном сегменте в соответствии с их
состоянием здоровья.
Сопоставление объема спроса и предложений на рынке медицинских услуг позволяет выделить следующие сегменты.
9 Профилактический сегмент рынка медицинских услуг −
рынок, на котором преобладает спрос и предложение на профилактические
медицинские услуги. Потребителей на этом рынке характеризует высокая
степень качества жизни и желание изменения этой степени в сторону
увеличения.
9 Лечебный сегмент рынка медицинских услуг − рынок,
в котором преобладают потребность, спрос и предложение на
лечебно-диагностические медицинские услуги. Доля потребности и предложений
в медицинской помощи высока. Такой рынок соотнесен с заболеваемостью
населения и подлежит специфической сегментации.
9 Социальный сегмент рынка медицинских услуг −
рынок, где предложение медико-социальных услуг направлено на поддержание
таких состояний потребителей медицинских услуг, при которых объективно не
удается их изменение в сторону повышения качества жизни.
Современный период развития России характеризуется значительным
возрастанием социальной и экономической значимости общественного здоровья, которое во все более возрастающей степени становится
интегрированным показателем эффективности государства и власти. Все более
актуальными становятся вопросы эффективной организации охраны здоровья граждан.
Развитие рынка медицинских услуг позволило активизировать предпринимательскую
деятельность медицинских учреждений, что привело к появлению между ними
конкуренции и увеличению объема платных медицинских услуг.
В конце ХХ века реформирование национальных систем здравоохранения
явилось характерной чертой их развития в подавляющем большинстве стран. То, что
подобное реформирование начиналось с разных стартовых позиций, определило
принципиальное различие проводимых реформ. В развитых странах их основным
ориентиром стало сокращение расходов на медицинское обслуживание населения на
фоне отсутствия значительных институциональных трансформаций. В
постсоциалистических странах процессы реформирования ориентировались на
увеличение объемов финансирования национального здравоохранения, привлечение к
финансированию негосударственных источников, разделение функций, связанных с
производством, распределением и потреблением медицинской помощи, структурные
преобразования, ликвидацию монополии государственной собственности, увеличение
управляемости системы. Как показывают результаты реформ, в большинстве стран на
фоне некоторых улучшений, происходящих в системе, декларируемые изначально цели
в полной мере достигнуты не были. В подобном отношении исключением не явилась и
Россия.
На этапе начала реформ отечественного здравоохранения
финансирование системы было практически в 2 раза ниже уровня, необходимого для
ее простого воспроизводства. Государство единолично выступало в роли
производителя и покупателя медицинской помощи, оно же осуществляло контроль над
конечными результатами деятельности системы охраны здоровья и управляло ее
развитием. При этом не были разделены функции финансирования, производства,
распределения медицинских услуг, контроля их качества. Отсутствовало само
понятие конкуренции производителей и покупателей медицинской помощи. Как
следствие, поступавшие в систему ресурсы использовались и продолжают
использоваться неэффективно.
Более 20-ти лет назад была принята стратегия отхода от монополии
государственной собственности, введения элементов рыночной организации, практики
многоканального финансирования ЛПУ, разделения функций производителя и
покупателя медицинской помощи. Кроме того, был продекларирован курс на повышение
управляемости системы здравоохранения. Последовавший ход реформ показал, что
далеко не все из провозглашенных целей были реализованы. До последнего времени
финансирование системы со стороны государства в сопоставимых цифрах не намного
превышало уровень, с которого начинались реформы. Переход к системе ОМС оказался
не столь результативным, как это предполагалось. В результате, перевод части
финансовых средств в систему ОМС произошел на фоне сокращения бюджетного
финансирования отрасли. В результате этого по-прежнему существует серьезный
разрыв между объемом декларируемых социальных гарантий государства в области
медицинского обслуживания населения по программе государственных гарантий
и финансовым обеспечением этих гарантий. Финансовые ресурсы здравоохранения
всегда ограничены, как и все ресурсы вообще. Таким образом, возникает проблема
ресурсной обеспеченности имеющегося потенциала и его эффективного использования.
По доле общественных расходов на здравоохранение в ВВП Россия
уступает странам как с более высоким уровнем ВВП на душу населения, так и с
близким к российскому и даже более низким его уровнем. Доля расходов в ВВП 1998
г. − 3,4 %; 1999 г. − 2,9 %; 2000 г. − 2,8 %; 2001 г. − 2,6 %.4 В последующие
годы уровень финансирования отрасли увеличился, но и в 2012 году он оставался
много ниже, чем в экономически развитых странах Европейского сообщества.
Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере перенесено на
самих граждан и работодателей. Увеличивается коммерциализация здравоохранения.
Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, снижение
качества бесплатной медицинской помощи.
Низкий уровень ресурсного обеспечения отрасли здравоохранения
дополняется незавершенностью введения системы обязательного медицинского
страхования. Существующая система обязательного медицинского страхования имеет
целый ряд серьезных изъянов, преодоление которых требует изменения самой модели
ее существования. Сложившаяся модель ОМС не оказала существенного влияния на
эффективность использования ресурсов здравоохранения. Не оправдались
первоначальные ожидания появления конкуренции между страховщиками, стимулирующей
их активность в защите прав застрахованных и оптимизации размещения заказов
среди ЛПУ. Даже после принятия Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в РФ» население ДФО пока реально не
может выбрать страховщика. Что же относительно последних, то сами страховщики
практически не анализируют финансовых рисков в отношении оплаты медицинской
помощи, а, следовательно, не заинтересованы в выборе более эффективных вариантов
организации предоставления медицинской помощи застрахованным. По существу
система ОМС представлена множеством фрагментов с построением каждым субъектом
Российской Федерации собственной модели ОМС.
Сохраняется выраженное территориальное неравенство в финансовом
обеспечении прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи. Разница между регионами с наибольшими расходами на душу
населения и наименьшими в отдельные годы достигала 15 кратного размера.
Кроме того, сохраняется дефицит экономических механизмов, побуждающих руководителей ЛПУ к росту эффективности использования общественных
ресурсов.
В сложившихся условиях необходима государственная стратегия
реформирования и дальнейшего совершенствования рынка медицинских услуг.
Под стратегией совершенствования рынка следует понимать сложную систему
воздействий, осуществляемых на государственном уровне, на конкретные медико-социальные ситуации с целью более эффективного функционирования
всех структур системы. Для повышения социально-экономической эффективности рынка
медицинских услуг необходимо обеспечить не только общедоступность услуг системы
здравоохранения, но также развитие и совершенствование отрасли производства
медицинских услуг на уровне мировых стандартов.
Выполнение такой сложнейшей задачи посильно не отдельным рыночным
субъектам, а лишь государству в целом. Однако это не должно сводиться к полной
государственной монополизации данной системы, хотя государство прилагает немалые
усилия к регулированию производства платных медицинских услуг.5 Речь идет об
обосновании оптимального соотношения рыночных и нерыночных начал в деятельности
отечественной системы здравоохранения. По нашему мнению, несмотря на то, что ЛПУ
производят медицинские услуги, а затем их реализуют или через страховые
медицинские организации, или непосредственно потребителям, необходимо сохранять
приоритет некоммерческой природы учреждений здравоохранения при сохранении
системы государственного регулирования.
Итак, медицинские услуги − это вид полезной деятельности, не
создающей материальных ценностей, они, как правило, не приводят к владению
чемлибо. Хотя бывает, что человек, получая медицинскую услугу, например, в виде
зубопротезирования, приобретает и сам протез (элемент товара в услуге).
Элементом товара в медицинской услуге может быть выписка из истории болезни,
данные медицинского обследования, рецепт врача и т. д. Но элемент товара в
услуге все-таки нельзя рассматривать как товар, в полном смысле этого слова,
потому что элемент товара в услуге неотделим от нее и самостоятельной ценности,
как правило, не имеет.
В последние годы, в связи с повышением благосостояния определенной
части населения и развитием инновационных технологий, наблюдается рост видов и объемов оказываемых медицинских услуг. Инвестиции,
связанные с оказанием медицинских услуг считаются выгодными в развитых странах с
рыночной экономикой. Причем выгоду имеют не только частные инвесторы,
вкладывающие свои деньги в создание медицинских организаций и получающие от
этого прибыль, но и государство, т. к. здоровый человек, участвуя в создании
внутреннего валового продукта, приносит доход, а государство снижает свои расходы на лечение заболеваний и оплату пособий по утрате
трудоспособности.
При этом одни виды медицинских услуг требуют больших
капиталовложений, как, например, услуги больниц, санаториев, диагностических
центров, а другие, например, услуги массажиста, стоматолога, рефлексотерапевта
могут обойтись относительно небольшим первоначальным вложением капитала. Но все
они отличаются высоким уровнем профессионализма работников.
Открытие компании, специализирующейся на предоставлении медицинских
услуг, связано с необходимостью получения большого количества разрешений и
лицензий. Однако такая политика государства по отношению к предпринимателю
вполне оправданна, поскольку речь идет о здоровье людей и цена недобросовестной
работы или ошибки слишком высока: они могут повлечь за собой серьезные
последствия как для потребителя, так и для организации, работающей в сфере
производства медицинских услуг.
Проблема организационных и рыночных аспектов производства медицинских
услуг занимает одно из приоритетных мест среди актуальных и трудно решаемых
проблем российского здравоохранения. Реформа системы здравоохранения и, в первую очередь, преодоление острых структурных
диспропорций в сочетании с поиском внутрисистемных источников экономии средств и
ресурсов ни в коем случае не должна затронуть качество и доступность медицинской
помощи для широких слоев населения. Анализ взаимоотношений производителей и потребителей медицинских и фармацевтических услуг
позволят вплотную приблизиться к принятию управленческих решений по противодействию формирующихся тенденций снижения доступности, качества и
безопасности медицинской помощи широким слоям населения.