Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Заключение
Идеальной модели регионального здравоохранения не существует, да и
существовать в действительности не может. Любую систему здравоохранения
необходимо рассматривать в непосредственной связи с особенностями
социально-экономического развития территории. Достоинства и недостатки каждой
конкретной модели определяются комбинацией различных факторов и
причнно-следственных связей. Выбор стратегии реформ здравоохранения субъектов РФ
ДФО не является застывшим процессом, поскольку как в России, так и в глобальном
мире идут постоянные изменения экономики и общественного развития.
Характерной чертой экономической политики в странах с рыночной экономикой
была минимизация роли государства, в том числе и в формировании системы охраны
здоровья населения. Однако сегодня становится ясным то, что
реформирование здравоохранения России в условиях переходного периода,
который обладает затяжным характером и сложной природой, требует повышения
ответственности государства. Причем повышение его ответственности должно
касаться в первую очередь тех областей, где рыночные механизмы не могут
обеспечить эффективного размещения ресурсов, и где доступ к основным, наиболее
важным благам и условиям жизни граждан становится несправедливым.
В этой связи, использование рыночных механизмов в здравоохранении связано с
определенными противоречиями. С одной стороны, здравоохранение
рассматривается в качестве общественного блага, когда предоставление медицинских
услуг каждому человеку имеет большое значение и для общества в целом. С другой
стороны, рыночные стимулы основаны на допущении, что каждая услуга является
товаром, который продается на открытом рынке. Представление о том, что рыночные
механизмы всегда обеспечивают лучшие результаты, чем государственное
планирование, также может оказаться привлекательным только для тех, кто не
учитывает социальные последствия рыночных реформ.
Сегодня медицинское сообщество Дальнего Востока России с определенной долей
осторожности глядит в будущее, его смущает позиция разработчиков стратегии
реформирования отрасли здравоохранения до 2020-го года, их непоколебимая
уверенность в достижении конечного результата реформ. По нашему мнению основные
положения «Стратегии развития здравоохранения РФ до
2020 г.» не учитывают реального состояния экономики и систем охраны здоровья
населения Российских провинций, особенно таких, как Сибирь и Дальний Восток. Мы
понимаем, что региональные модели здравоохранения должны соответствовать вызовам
рынка, но смущает стремление разработчиков стратегии к упрощению (примитивизму)
системы охраны здоровья населения России. Остается только сожалеть о том, что
авторы стратегии не приняли во внимание неоднородность субъектов РФ и не
предложили моделей вариативности реформ для различных регионов государства.
Но ведь именно сегодня, на этой стадии развития необходим честный взгляд на все
процессы, происходящие, как внутри, так и за пределами России. Нельзя не
замечать того, что за последние десятилетия технологическая отсталость
отечественного производства товаров и услуг в целом, а уж тем более в
здравоохранении, от стран АТР увеличивается опережающими темпами. Но, если
системам здравоохранения центральных регионов РФ еще как-то удается держаться в
кильватере процессов мирового развития, то системе здравоохранения ДФО, даже при
значительной государственной поддержке в рамках реализации программ модернизации
2011–2012 гг., замедлить темпов деградации не удается.
Негативный опыт, полученный дальневосточниками в течение последних двух
десятилетий показывает, что рыночные механизмы привели и неизбежно
приведут в будущем к сохранению условий, при которых уязвимые группы населения,
особенно наименее обеспеченные, не будут иметь равного доступа к качественному
медицинскому обслуживанию. Кроме того, порождаемый рынком индивидуализм уже
привел к разрушению коллективной ответственности за здоровье, на которой
основана легитимность социального государства. Региональные элиты все больше и
больше ориентированы на получение медицинской помощи в зарубежных клиниках, а
основная часть жителей региона продолжает получать медицинские услуги
сомнительного уровня доступности, качества и безопасности.
В этой ситуации дальневосточники являются естественной и главной силой,
которая может подвигнуть региональное здравоохранение к реформам, а общественные
институты — к установлению публичного контроля над расходованием средств и
доступностью медицинской помощи в рамках программы
государственных гарантий. Однако, вследствие особенностей «социального опыта»
дальневосточников сегодня нельзя ожидать быстрой спонтанной самоорганизации
населения региона. В реальных условиях необходимы систематические усилия
правозащитных организаций и иных активных групп населения субъектов РФ ДФО по
поддержке объединений пациентов и потребителей медицинской помощи в целом. В
основе этой кропотливой работы должны лежать принципы
взаимоотношений пациента и врача, построенные на гармоничном сочетании
регулируемого рынка медицинских услуг и качеств, которые должны быть присущи
каждому, кто намерен посвятить свою жизнь медицине: гуманность, чуткость,
сострадание, самопожертвование и доброта.