Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Глава 1. Условия формирования и состояние населенческого потенциала Хабаровского края в начале XXI века 1.1. Социально-экономическое положение Хабаровского края

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Модернизация здравоохранения Хабаровского края / Глава 1. Условия формирования и состояние населенческого потенциала Хабаровского края в начале XXI века 1.1. Социально-экономическое положение Хабаровского края
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 9242; прочтений - 5531
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Глава 1. Условия формирования и состояние населенческого потенциала Хабаровского края в начале XXI века 1.1. Социально-экономическое положение Хабаровского края

Хабаровский край был образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края» [http://www.khabkrai.ru/].

Хабаровский край – это типичный субъект Российской Федерации, расположен на Дальнем Востоке России, входит в состав Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО). Площадь его территории составляет 787,6 тыс. км2 или 4,6% территории России (4 место в Российской Федерации) и 12,7% территории Дальневосточного федерального округа (2 место в ДФО); (рис. 1).
 

Рис. 1. Административная карта Хабаровского края 

Рис. 1. Административная карта Хабаровского края

В состав Хабаровского края (на 1 января 2013г.) входили 17 муниципальных районов, 7 городов, 20 поселков городского типа, 417 сельских населенных пунктов [http://habstat.gks.ru]; (рис. 2).

Рис. 2. Административное деление Хабаровского края

Рис. 2. Административное деление Хабаровского края

• Городской округ "Город Хабаровск"
• Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре"

Районы края:
1. Амурский муниципальный район
2. Аяно-Майский муниципальный район
3. Бикинский муниципальный район
4. Ванинский муниципальный район
5. Верхнебуреинский муниципальный район
6. Вяземский муниципальный район
7. Комсомольский муниципальный район
8. Нанайский муниципальный район
9. Николаевский муниципальный район
10. Охотский муниципальный район
11. Муниципальный район им.Лазо
12. Муниципальный район им.Полины Осипенко
13. Советско-Гаванский муниципальный район
14. Солнечный муниципальный район
15. Тугуро-Чумиканский муниципальный район
16. Ульчский муниципальный район
17. Хабаровский муниципальный район

Хабаровский край расположен в центральной части российского Дальнего Востока, простираясь с севера на юг на 1800 км, с запада на восток – от 125 до 750 км, граничит с Китаем, соседствует с Приморским краем, Амурской, Магаданской и Еврейской автономной областями, Республикой Саха (Якутия), через Охотское море и Татарский пролив – с Камчатским краем и Сахалинской областью. Помимо основной, континентальной части, в состав края входят несколько островов, среди них самые крупные – Шантарские (рис. 1).

Край с востока омывается Охотским и Японским морями, проливами Татарским и Невельского отделяется от о. Сахалин, его береговая линия протягивается на 2,5 тыс. км.

Северная точка края отстает всего на 430 км от полярного круга, а южная находится на параллели, проходящей севернее острова Хоккайдо, американского города Портленда и немного южнее Ростова-на-Дону.

Климатические условия меняются как с севера на юг, так и в зависимости от близости к морю. На них влияет характер рельефа. Зима – продолжительная, малоснежная, суровая.

Средняя температура января от -22 градусов на юге и до -40 градусов на севере, на побережье от -18 градусов до -24. Абсолютный минимум температуры даже на юге края достигает -50 градусов. Лето жаркое и влажное. Средняя температура июля на юге +20 , на севере +15 градусов.

Годовая сумма осадков 400-600 мм на севере и 600-800 мм на равнинах и восточных склонах хребтов. На юге края до 90% осадков выпадает с апреля по октябрь, особенно много их в июле и августе.

В Хабаровском крае два района: Аяно-Майский и Охотский (а также Шантарские острова) – являются районами Крайнего Севера.

Территории, приравненные к районам Крайнего Севера: Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский и Ульчский районы; города: Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань; посёлок городского типа Эльбан Амурского района; сёла Ачан, Джуен, Вознесенское, Омми, Падали Амурского района.

Административный центр Хабаровского края является г. Хабаровск. С мая 2000 года Хабаровск стал центром Дальневосточного федерального округа. Расстояние от центра до Москвы по железной дороге составляет 8533 км, по воздуху – 6075 км.

Большую часть территории края занимают горы, образующие горные хребты Сихотэ-Алинь, Джугджур, Баджал. Максимальная высота – 2 933 м. В крае насчитывается около 1,5 тыс. больших, средних и малых рек, в том числе одна из крупнейших рек России – Амур, много больших и малых озер.

Фауна Хабаровского края насчитывает 70 видов млекопитающих и более 360 видов птиц. Лесами занято в крае более 51,2 млн. га.

Территория края является уникальной по обилию необычных форм рельефа, рек, озер, сочетанию редких видов растений и животных и их сообществ, а также нетронутым природным ландшафтом. На территории края расположено около 250 памятников природы. Река Амур одна из главных достопримечательностей края, в долине которой сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических туристских объектов.

В крае насчитывается более 360 памятников культурного наследия, представляющих интерес для развития культурно-познавательного, этнографического туризма. Особый этнографический ареал образуют коренные малочисленные народы Севера: нанайцы, удэгейцы, ульчи, орочи, эвенки, нивхи и другие. Среди объектов этнографического туризма наиболее интересен уникальный археологический памятник “Петроглифы Сикачи-Аляна” (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до нашей эры).

Минерально-сырьевой потенциал является одним из основных конкурентных преимуществ края.

Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых Хабаровского края в минерально-сырьевом потенциале Дальневосточного федерального округа составляет по платине – 50%, золоту – 8%, олову – 20%, меди – 50%, углю – 7,5%. Имеются значительные запасы цветных, редких металлов, строительных материалов. Выявлены также месторождения агрохимического сырья, цветных камней, минеральных подземных вод, лечебных грязей и минеральных красок.

Хабаровский край богат водными биологическими ресурсами. В реках и озерах водится около 100 видов рыб. Пресноводные ресурсы Хабаровского края главным образом связаны с р. Амуром. Промысловое значение имеют более 30 видов рыб, 20 из которых имеют высокую товарную ценность. Это тихоокеанские проходные лососи (кета, горбуша, голец-мальма, сима), осетровые (калуга и амурский осетр), некоторые виды крупного частика (щука, сазан, верхогляд, сом, толстолоб, таймень, ленок, сиг, желтощек, лещ). Ежегодно во внутренних водоемах края изымается промыслом 5-9 тыс. тонн рыбы.

В прибрежных водах Татарского пролива и Охотского моря добываются лососевые, тихоокеанская сельдь (нерестовая), мойва, камбала, ламинария, крабы. Ежегодный объем вылова водных биоресурсов в прибрежной зоне составляет 34-40 тыс. тонн.

Водообеспеченность населения края одна из самых высоких в России– около 330 тыс. куб. м на человека. В крае насчитывается около 206 тыс. рек, включая мельчайшие и самые малые, общей длиной более 550 тыс. км с общим стоком почти 400 куб. км в год. Главная водная артерия– река Амур – одна из крупнейших рек России, занимающая по водности четвертое место после Енисея, Лены и Оби. Устье реки доступно для морских судов, которые могут подниматься по большой воде до г. Хабаровска.

Гидроэнергетический потенциал рек Хабаровского края составляет 23 млрд. кВт·ч в год. В крае насчитывается более 58 тыс. больших и малых озер с общей площадью водного зеркала около 4 тыс. кв. км. Крупнейшие из них находятся в бассейне реки Амура: Болонь, Орель, Чукчагирское. В крае находится часть Бурейского водохранилища площадью 373 кв. км, имеется 2 водохранилища объемом более 1 млн куб. м каждое.

Прогнозные эксплутационные ресурсы подземных вод на территории Хабаровского края составляют около 48 млн куб. м в сутки. Всего в крае разведано около 40 месторождений. Среди минеральных вод наиболее распространены углекислые и азотные воды. Наиболее известны три месторождения минеральных вод: Анненские термальные источники, Тумнинское и Мухенское.

Хабаровский край выделяется как крупнейший в стране лесосырьевой район. Запас древесины составляет 6,6% запасов древесины Российской Федерации и 25,3% древесных запасов Дальневосточного федерального округа.

В Хабаровском крае создано и функционирует 6 государственных природных заповедников общей площадью 2 107 тыс. га, из нее 1 699,2 тыс. га заповедная зона, национальный парк площадью 429,37 тыс. га, а также 5 государственных природных заказников федерального значения, общая площадь которых составляет 734,2 тыс. га.

В целях обеспечения сохранения пространственно-генетических связей и целостности популяции амурского тигра на Дальнем Востоке в крае образовано 4 экологических коридора общей площадью 156,6 тыс. га.

В Хабаровском крае насчитывается более 60 памятников природы краевого значения. В их числе уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. К числу наиболее известных памятников природы краевого значения относятся оползневое озеро Амут в Солнечном муниципальном районе, дендрарий научно-исследовательского института лесного хозяйства и питомник имени Шуранова в центре г. Хабаровска и др.

В Красную книгу Хабаровского края включено 310 объектов растительного и 159 объектов животного мира.

Хабаровский край является одной из наиболее динамично развивающихся дальневосточных территорий.

Экономика Хабаровского края многопрофильна, базируется на развитом и диверсифицированном промышленном производстве, на транспортном обслуживании магистральных грузопотоков [http://www.khabkrai.ru/]; рис 3.

Из рисунка следует, что ведущими секторами хозяйственного комплекса края являются промышленность (21,4% валового регионального продукта), транспорт и связь (17,4%), торговля (12,6%) и строительство (11,2%). В промышленном производстве доля обрабатывающих секторов составляет около 60%. Основными отраслями специализации промышленности являются топливно-энергетический комплекс (25,4 % выпуска), машиностроительный комплекс (20 %), добыча полезных ископаемых (16,5 %), производство пищевых продуктов (10,1 %), нефтепереработка (10,4 %), металлургическое производство (8,6 %).

Хабаровский край обладает рядом конкурентных преимуществ, которые могут быть использованы в процессе его социального и экономического развития. К ним относятся:

- природно-ресурсный потенциал края;

- транспортно-географическое положение, которое определяет роль региона как транзитного центра на Дальнем Востоке не только для транспортных перевозок, но и для телекоммуникационных связей;

Рис. 3. Структура валового регионального продукта за 2012 год

Рис. 3. Структура валового регионального продукта за 2012 год

- достаточно диверсифицированное промышленное производство и относительно сбалансированная структура экономики:

- достаточно высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень значительной части населения;

- сосредоточение в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре учреждений высшего образования, культуры, науки, что объективно делает Хабаровский край центром притяжения для большой части территорий Дальнего Востока;

- традиционная открытость Хабаровского края, наличие контактов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно со странами Северо-Восточной Азии в области экономики, торговли, культуры, науки, образования, туризма, спорта, общественных и гуманитарных обменов пр.

В таблице 1 представлен SWOT-анализ факторов социально-экономического развития края, приводятся как сильные, так и слабые стороны, преимущества и угрозы развития региона на долгосрочную перспективу.

Главной целью Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Таблица 1 SWOT-анализ факторов социально-экономического развития Хабаровского края¹

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

1. Экономико-географическое положение:

- близость к рынкам сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и Северо-Восточной Азии (СВА);

- большая транспортно-транзитная емкость, обеспеченная сравнительно развитой магистральной транспортной сетью.

2. Наличие богатого по структуре и масштабам природного потенциала.

3. Высокая обеспеченность территориями для хозяйственного развития.

4. Наличие диверсифицированного экономического комплекса.

5. Приток капитала национальных финансово-промышленных групп и международных корпораций в экономику края.

6. Высокий образовательный ценз населения.

7. Наличие развитой системы профессионального образования.

8. Политическая и социальная стабильность.

1. Чрезмерно большое экономическое расстояние по отношению к наиболее заселенным и экономически развитым регионам европейской части Российской Федерации.

2. Нерациональное использование потенциала природных ресурсов.

3. Недостаток территорий для сплошного хозяйственного освоения, в том числе большая доля северных территорий, нехватка сельскохозяйственных угодий и пашни, экстремальные климатические условия на большей части региона.

4. Сравнительно низкая конкурентоспособность обрабатывающего сектора промышленности и сельского хозяйства, в том числе из-за высоких энергетических тарифов и транспортных издержек.

5. Недостаточный уровень развития производственной, транспортной и социальной инфраструктуры.

6. Сокращение численности населения.

7. Сравнительно низкий уровень жизни.

Возможности

Угрозы

1. Формирование эффективной государственной региональной социально-экономической политики:

- создание специальных экономических, социальных и финансовых стимулов развития экономики и бизнеса в ДФО;

- создание механизма активной инвестиционной политики в отношении ДФО;

- стимулирование привлечения и закрепления экономически активного населения.

2. Формирование территориальных зон транспортно-промышленного развития на Дальнем Востоке, в том числе формирование промышленно-сервисной дуги на юге Дальнего Востока, создание контактной зоны с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии, а также интенсивного развития Северного широтного экономического пояса с созданием интегрированных производственно-транспортных зон.

3. Обслуживание международных транспортно-энергетических коридоров и инфраструктурно-инженерных проектов.

1. Превращение края в сырьевой придаток развивающихся стран Северо-Восточной Азии.

2. Демографическое опустынивание территории в связи с разрушением населенческого потенциала, миграционным оттоком.

3. Потеря трудового потенциала (старение кадров, отток квалифицированных работников из-за увеличивающегося разрыва в уровне и качестве жизни с европейскими регионами Российской Федерации).

4. Резкое увеличение вероятности экологических и природных катастроф, в том числе из-за прогрессирующих трансграничных загрязнений бассейна р. Амура, лесных пожаров и так далее.

5. Высокий уровень криминогенности, в том числе в экономике.

Только в этом случае Хабаровский край может быть привлекательным как для эффективных бизнес-структур, так и для тех групп населения, которые отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки. Естественно, что привлечение новых бизнесов и групп населения невозможно без решения задач последовательного повышения уровня жизни населения при резком сокращении уровня бедности, качественного развития человеческого потенциала за счет роста реальных доходов населения, обеспечения государственных гарантий и повышения качества услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, защиты социально уязвимых слоев населения.

Главная цель Стратегии декомпозируется на следующие подцели¹:

  1. Формирование на территории края комфортной и безопасной среды проживания для населения, в полной мере реализующей естественные преимущества природной среды и географического положения. Это подразумевает снижение уровня бедности, ускоренное формирование среднего класса, переключение акцента в инвестициях в пользу человеческого капитала, рост реальных доходов населения и на этой основе увеличение степеней свободы экономического поведения резидентов края. Результатом явится возможность в максимальной степени нивелировать сложившийся уровень отставания социальных стандартов в регионе от среднего уровня для европейских районов страны, включая такие основополагающие стандарты, как уровень здравоохранения, образования, культурного обслуживания, защиты прав собственности и прочие.
  2. Формирование на территории края конкурентоспособного в контексте инновационной стратегии развития российской экономики хозяйственного комплекса. Конкурентоспособная экономика будет являться фундаментом динамичного и комплексного развития края в предстоящей перспективе.
  3. Достижение стабильной и эффективной с точки зрения прироста совокупного дохода в регионе интеграции в систему мирохозяйственных связей в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. При этом задачей является не просто стабильное участие в мирохозяйственной кооперации, но и поддержание определенного масштаба этих связей соотносительно с общеэкономическим потенциалом хозяйственного комплекса края, установление стабильного сотрудничества края с соседними странами в области гуманитарных, научно-технических, культурных и туристских обменов.
  4. Выращивание и имплантирование в крае современных и адекватных задачам социально-экономического развития экономических и общественных институтов. Это будет способствовать формированию подлинно комфортного предпринимательского климата, в частности, созданию условий для реализации на деле партнерства частного и государственного секторов экономики, общества и государства, общества и бизнеса.

Перечисленные выше стратегические цели, в свою очередь, выступают в качестве отправных точек формирования частных стратегий (политик): экономической, социальной, внешнеэкономической, экологической и пространственной и так далее.

Основным инструментом реализации стратегических целей в области экономического развития является региональная социально-экономическая политика¹. Ключевыми принципами и направлениями социально-экономической политики края являются¹:

- формирование среднего класса с уровнем доходов не менее шести прожиточных минимумов, снижение уровня бедности населения;

- формирование условий по развитию образования, медицинского обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства; улучшению экологической обстановки;

- развитие кадрового потенциала, сокращение дефицита квалифицированных кадров;

- создание благоприятного инвестиционного климата в крае, принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности отраслей экономики;

- устранение инфраструктурных ограничений: повышение эффективности и надежности энергетической системы, совершенствование структуры топливного баланса, развитие транспортной системы, современных видов связи;

- развитие малого и среднего предпринимательства, снижение уровня административных барьеров, препятствующих вхождению на рынок, содействие развитию предпринимательских структур;

- содействие развитию рыночных и финансовых институтов, финансовой инфраструктуры;

- проведение инвестиционной политики на основе последовательной реализации интересов и приоритетов Хабаровского края на принципах федерализма, разделения властей и собственности, самостоятельности хозяйствующих субъектов, их самофинансирования, равноправной конкуренции, а также целесообразного субсидирования и господдержки социально важных проектов;

- формирование региональной инновационной системы, включающей необходимую инфраструктуру, венчурный фонд, кадровое и нормативно-правовое обеспечение;

- опора на частные (негосударственные) источники капитальных вложений в развитие базовых предприятий промышленности, транспорта, связи, торговли;

- эффективное взаимодействие с федеральными органами власти, крупными финансово-промышленными группами по привлечению инвестиций из федерального бюджета и внебюджетных источников на развитие производственных объектов и проектов опорной инфраструктуры транспорта и энергообеспечения;

- кооперация в рамках реализации межрегиональных проектов для достижения положительного эффекта в нескольких субъектах Российской Федерации;

- кооперация с заинтересованными субъектами Российской Федерации ДФО в части лоббирования в федеральных исполнительных и законодательных органах власти решения общих для Дальнего Востока экономических и социальных вопросов.

Основным приоритетом в социальной сфере является формирование условий, обеспечивающих привлекательность территории края для проживания населения, привлечения новых жителей и закрепления проживающего и прибывающего населения, что является, как отмечалось выше, одной из наиболее приоритетных целей стратегического развития вообще.

Для укрепления населенческого потенциала необходимо¹:

- обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности за счет поддержки молодых семей и молодежи, подъема рождаемости, снижения смертности, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста;

- развитие системы здравоохранения, включая решение вопросов модернизации системы обязательного медицинского страхования и развития системы добровольного медицинского страхования;

- повышение эффективности мер социальной поддержки отдельно взятой категории граждан и развитие социального обслуживания семей с детьми, пожилых граждан и инвалидов;

- создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала;

- содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов;

- реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов (содействие переселению соотечественников, проживающих за рубежом, переселение населения из других регионов страны).

Россия отличается высокой неравномерностью экономического развития в территориальном разрезе. Это неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера.

В то же время о степени развития региона нельзя судить только по его географическому положению, наличию и величине запасов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с объективными факторами, существенное влияние на развитие субъектов РФ оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. Важно, насколько эффективно в регионе используются природные или исторические преимущества, или, напротив, насколько восполняется недостаток этих преимуществ за счет каких-то собственных уникальных инициатив. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов.

Современное экономическое положение Хабаровского края характеризуется тем, что он восстанавливается после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Динамика основных макроэкономических показателей (в % к предыдущему году) отражена в таблице 2. [http://gov.khabkrai.ru/].

Таблица 2. Динамика основных макроэкономических показателей (в % к предыдущему году)

Основные показатели

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2012 г. в % к 2008 г.

Справочно РФ 2012 г. к 2008 г.

ВРП

93,0

111,0

102,5

104,3

110,4

103,9

Индекс промышленного производства из него:

93,2

121,3

115,8

110,6

144,8

105,4

- обрабатывающие производства

91,3

137,6

121,8

108,6

166,2

105,1

Инвестиции в основной капитал

108,1

152,2

106,2

88,7

155,0

103,2

Грузооборот транспорта

103,7

121,7

107,2

108,5

146,8

101,1

Оборот розничной торговли

103,6

106,2

106,4

104,9

122,8

114,8

Реальная заработная плата

95,6

103,1

106,4

110,1

115,5

112,5

Из таблицы следует, что в 2009 году в разгар финансово-экономического кризиса в крае произошло резкое снижение производства валового регионального продукта (ВРП), индекса промышленного производства, как следствие, произошло и снижение реальной заработной платы. Вместе с тем, уже в 2010 году основные макроэкономические показатели восстановились или произошел их дальнейший рост. В итоге в крае темпы роста показателей в период с 2008 по 2012 гг. значительно превысили таковые по Российской Федерации и превысили докризисный период.

Основными источниками прироста ВРП в крае в период 2009-2012 гг. явились транспорт и связь – 26,9%, строительство – 15,4% и промышленное производство – 14,0%. Это позволяет поддерживать в крае высокий инвестиционный потенциал (табл. 3).

Таблица 3. Инвестиционный потенциал по субъектам ДФО в 2012 году (Эксперт-РА*)

Субъект ДФО

Ранг потенциала

Место

в ДФО

Республика Саха (Якутия)

19

1

Приморский край

20

2

Хабаровский край

34

3

Сахалинская область

51

4

Амурская область

65

5

Камчатский край

70

6

Магаданская область

73

7

Чукотский автономный округ

78

8

Еврейская автономная область

79

9

Примечание:* Рейтинговое агентство.

Из таблицы следует, что по инвестиционной привлекательности среди субъектов ДФО Хабаровский край занимает третье место после Республики Саха (Якутия) и Приморского края.

Это подтверждается динамикой инвестиций в основной капитал в крае за 2008-2012 гг. (рис. 4).

Рис. 4. Динамика инвестиций в основной капитал в Хабаровском крае за 2008-2012 гг. (млрд. руб.)

Рис. 4. Динамика инвестиций в основной капитал в Хабаровском крае за 2008-2012 гг. (млрд. руб.)

Из рисунка следует, что в период с 2008 по 2012 гг. в крае объем инвестиций увеличился с 83,7 до 168,3 млрд. руб. или на 155%. Финансирование объектов края в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы увеличилось в период с 2008 по 2012 годы с 5496,2 до 8150,4 млн руб. или на 148%, в т.ч. Федеральной целевой программы «Дальний Восток и Забайкалье» – с 3464,5 до 7120,0 млн руб. или на 206%.

В крае существенно изменилась структура инвестиций в развитие деревопереработки (рис. 5).

Рис. 5. Структура инвестиций в деревообработку в Хабаровском крае 2009-2012 гг.

Рис. 5. Структура инвестиций в деревообработку в Хабаровском крае 2009-2012 гг.

Так, если в 2009 году в структуре инвестиций лесозаготовка составляла 66,7%, а лесопереработка – 33,3%, то уже в 2012 году лесозаготовка составила 14,8%, а лесопереработка – 85,2% с общим объемом инвестиций 6,6 млрд. руб. При этом объем производства пиломатериалов увеличился в 2 раза, а дерево стружечных плит – в 2,4 раза.

В крае в период с 2009 по 2012 гг. практически в 2 раза увеличился объем авиастроения. Производство самолётов SSJ-100 в 2011 году составило 4 единицы, в 2012 – 11, в 2013 – 23 единицы.

Пассажирский самолет Сухой Суперджет-100 (Sukhoi Superjet-100) примечателен тем, что является первый самолетом, разработанным в России после распада СССР. Самолет предназначен для эксплуатации на авиалиниях протяженностью до 3000 км (базовая комплектация) и до 4500 км (LR – комплектация с увеличенной дальностью полета).

 

Рост инвестиционной активности в крае сопровождался и увеличением добычи золота и серебра (рис. 6).

Рис. 6. Динамика добычи золота и серебра в Хабаровском крае за 2008-2012 гг.

Рис. 6. Динамика добычи золота и серебра в Хабаровском крае за 2008-2012 гг.

Так, в период с 2008 по 2012 гг. в крае добыча золота увеличилась на 114,4% – с 15,8 до 18,1 тонн, а объемы добычи серебра увеличились в 2,9 раза – с 48,9 до 142,2 тонн.

Развитие производственной сферы в Хабаровском крае способствовало ежегодному принятию социально ориентированного бюджета края (табл. 4).

Таблица 4. Отдельные показатели консолидированного бюджета Хабаровского края по расходам за 2009-2012 гг.

Показатели

2009

2010

2011

2012

2012г. к 2009г. (в %)

Расходы из них:

65 600

71 495

80 113

97 099

148,0

Расходы на социально-культурную сферу

40 688

45 712

53 175

63 031

154,9

% от расходов

62

64

66

65

104,8

Образование

15 840

17 899

21 394

26 756

168,9

Здравоохранение, физическая культура и спорт

12 250

11 893

14 520

17 972

146,7

Социальная политика

10 181

13 141

14 215

14 689

144,3

Культура, кинематография и средства массовой информации

2 417

2 779

3 045

3 614

149,5

Из таблицы следует, что основным показателям консолидированного бюджета Хабаровского края по расходам за 2009-2012 гг., характеризующим его социальную направленность, произошел существенный рост. Так, расходы на социально-культурную сферу в крае увеличились на 55%, здравоохранение, физическую культуру и спорт – на 47%.

Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, построенный экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития, позволяет определить позицию Хабаровского края на экономической карте России [28] (рис. 7).

Из рисунка следует, что в рейтинге социально-экономического положения субъектов федерации (83 субъекта) Хабаровский край по итогам 2012 года занимает 34 место, а среди субъектов ДФО – 4 место после Сахалинской области, Республики Саха (Якутия) и Приморского края.

В 2012 году доходы региональных бюджетов в целом увеличились, однако темпы роста по сравнению с предыдущим годом снизились. Суммарный объем доходов консолидированных бюджетов всех субъектов РФ в 2012 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 5,5%, в то время как в 2011 году темпы роста были почти в три раза выше (+16,9%). К негативным тенденциям 2012 года также относится увеличение числа регионов, где доходы консолидированных бюджетов сократились – в 2011 году был только один такой регион, а в 2012 году – уже 15 [28] (рис. 8).

Из рисунка следует, что в 2012 году Хабаровский край в рейтинге субъектов федерации по объему доходов консолидированного бюджета занял 22 место с объемом доходов в 91,3 млрд. руб., а среди субъектов ДФО – 3 место после Республики Саха (Якутия) и Приморского края. Средний размер доходов консолидированного бюджета по субъектам РФ составил 97,12 млрд. руб.

Рис. 7. Рейтинг социально-экономического положения Хабаровского края среди субъектов ДФО

Рис. 7. Рейтинг социально-экономического положения Хабаровского края среди субъектов ДФО

Рис. 8. Рейтинг субъектов ДФО по объему доходов консолидированного бюджета по итогам 2012 года (млрд. руб.)

В 2012 году среднее по всем регионам РФ значение доходов консолидированных бюджетов на одного жителя выросло с 59 тыс. руб. на человека в 2011 году до 62,5 тыс. руб. на человека в 2012 году [28] (рис. 9).

Рис. 9. Рейтинг субъектов ДФО по объему доходов консолидированного бюджета на душу населения по итогам 2012 года (тыс. руб.)

Рис. 9. Рейтинг субъектов ДФО по объему доходов консолидированного бюджета на душу населения по итогам 2012 года (тыс. руб.)

Из рисунка следует, что в 2012 году Хабаровский край в рейтинге субъектов федерации по объему доходов консолидированного бюджета на душу населения занял 13 место с объемом доходов в 67,9 тыс. руб., а среди субъектов ДФО – 6 место. Обращает на себя внимание, что 7 из 9 субъектов ДФО имели доходы выше среднероссийского показателя, а 8 из 9 субъектов ДФО вошли в первую двадцатку регионов.

Анализ рейтингов регионов по объему доходов консолидированного бюджета и по объему доходов консолидированного бюджета на душу населения свидетельствует, скорее всего, во-первых, о малочисленности субъектов федерации ДФО, а во-вторых, о высоких издержках в структуре консолидированных бюджетов, обусловленных высокими транспортными и энерготарифами и пр.

В 2012 году инвестиции в основной капитал в Российской Федерации выросли, однако темпы роста замедлились. Объем инвестиций в основной капитал по стране в целом увеличился на 6,7%, что ниже, чем в предыдущем году (+8,3%). Инвестиции в основной капитал выросли в 60-ти субъектах РФ, в то время как в 2011 году позитивная динамика была зафиксирована в 66-ти регионах. Суммарный объем иностранных инвестиций в Российскую Федерацию составил $154,57 млрд., что на 18,9% меньше, чем предыдущем году. Более 50% суммарного объема поступивших иностранных инвестиций приходится на Москву. Средний объем инвестиций в основной капитал на душу населения в РФ составил 108,6 тыс. руб. (рис. 10).

Рис. 10. Рейтинг субъектов ДФО по объему инвестиций в основной капитал на душу населения по итогам 2012 года (тыс. руб.)

Рис. 10. Рейтинг субъектов ДФО по объему инвестиций в основной капитал на душу населения по итогам 2012 года (тыс. руб.)

Из рисунка следует, что в 2012 году Хабаровский край в рейтинге субъектов федерации по объему инвестиций в основной капитал на душу населения занял 15 место с объемом инвестиций на душу в размере 125,4 тыс. руб., а среди субъектов ДФО – 6 место.

Лидерство по объему поступивших иностранных инвестиций на одного жителя в ДФО сохранила Сахалинская область (326,04 тыс. руб.), причем ее отрыв от других регионов даже увеличился. По итогам 2012 года объем иностранных инвестиций в Сахалинской области составил $21,5 тыс. на человека, что существенно превышает показатель 2011 года – $14,3 тыс. на человека.

При анализе социально-экономического положения субъектов федерации важное значение имеет оценка доли собственных доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета, свидетельствующей о возможностях самостоятельного (автономного) развития субъекта [28] (рис. 11).

Из рисунка следует, что в 2012 году в рейтинге субъектов федерации по доле собственных доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета занял 35 место, а среди субъектов ДФО – 2 место после Сахалинской области. Доля собственных доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета составила 76,7% при среднем показателе по РФ в 68,4%. По данному показателю 6 из 9 субъектов ДФО имеют показатель ниже среднего, что свидетельствует о высокой зависимости региональных бюджетов от федерального бюджета.

Рис. 11. Рейтинг субъектов ДФО по доле собственных доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета по итогам 2012 года (в %)

Рис. 11. Рейтинг субъектов ДФО по доле собственных доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета по итогам 2012 года (в %)

В 2012 году наблюдался рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, что в том числе обусловлено увеличением социальных расходов регионов, определенных необходимостью выполнения майских указов Президента. Темпы роста расходов превысили темпы роста доходов, в результате чего увеличилось число регионов, бюджеты которых исполнены с дефицитом [28].

В 2012 году с профицитом бюджет исполнен в 16-ти субъектах РФ, в то время как в 2011 году таких регионов было 26. Кроме того, выросло число регионов с высоким бюджетным дефицитом. В 2012 году дефицит консолидированного бюджета, превышающий 10% собственных доходов, был у 21-го региона, а по итогам 2011 года – у 18-ти.

Самое высокое отношение дефицита бюджета к собственным доходам по итогам 2012 года отмечено в Чукотском автономном округе, где дефицит составил 46,8% доходов консолидированного бюджета без учета безвозмездных поступлений (рис. 12).

Из рисунка следует, что в 2012 году Хабаровский край среди субъектов федерации в рейтинге отношения дефицита/профицита консолидированного бюджета к объему собственных доходов занял 54 место, а среди субъектов ДФО – 7 место с величиной дефицита в 8,4%. Обращает на себя внимание, что только 2 из 9 субъектов ДФО в 2012 году сформировали бездефицитные бюджеты (Сахалинская область и Еврейская автономная область), что также подтверждает высокую зависимость региональных бюджетов от федеральных инвестиций.

Рис. 12. Рейтинг субъектов ДФО по отношению дефицита/профицита консолидированного бюджета к объему собственных доходов по итогам 2012 года (в %)

Рис. 12. Рейтинг субъектов ДФО по отношению дефицита/профицита консолидированного бюджета к объему собственных доходов по итогам 2012 года (в %)

В 2012 году ухудшилась ситуация с долговой нагрузкой регионов, что было обусловлено использованием заемных средств для финансирования увеличившихся социальных расходов и дефицитов бюджетов. По данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ в 2012 году увеличился на 15,6% и на 1 января 2013 года составил 1,335 трлн руб., что составило 26,1% от доходов региональных бюджетов без учета безвозмездных поступлений. Для сравнения, в 2011 году объем госдолга вырос на 7%. Как показал анализ, 63 субъекта РФ в 2012 году нарастили объем государственного долга, а 19 – снизили [28] (рис. 13).

Из рисунка следует, что в 2012 году Хабаровский край среди субъектов федерации в рейтинге отношения суммы долга к собственным доходам консолидированного бюджета занял 13 место, а среди субъектов ДФО – 2 место с величиной показателя в 9,5%. Обращает на себя внимание, что у 7 из 9 субъектов ДФО в 2012 году показатель превысил 10%, что также подтверждает высокую зависимость региональных бюджетов от федеральных инвестиций. В 2 субъектах ДФО (Амурская область и Чукотский автономный округ) показатель превысил среднероссийский – 36,7%. 

Рис. 13. Рейтинг субъектов ДФО по отношению суммы долга к собственным доходам консолидированного бюджета по итогам 2012 года (в %)

Рис. 13. Рейтинг субъектов ДФО по отношению суммы долга к собственным доходам консолидированного бюджета по итогам 2012 года (в %)

В 2012 году продолжилась тенденция к росту доходов населения России. Согласно данным Росстата, номинальные денежные доходы населения Российской Федерации увеличились по сравнению с 2011 годом на 10% и составили 22 821 руб. в месяц на человека. Темпы роста доходов опережали темпы роста цен. Инфляция составила 6,6%, а стоимость фиксированного набора товаров и услуг по стране в целом за год увеличилась на 7,6% и на конец декабря 2012 года составила 9 868 руб. в месяц. Сбережения населения в 2012 году выросли на 12,9%. Реальные доходы населения в 2012 году составили 104,2% к уровню 2011 года [28] (рис. 14).

Из рисунка следует, что в 2012 году Хабаровский край среди субъектов федерации в рейтинге отношения денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг занял 49 место, а среди субъектов ДФО – 6 место с показателем 1,95, что ниже среднероссийского показателя – 2,10. Обращает на себя внимание, что у 5 из 9 субъектов ДФО показатели отношения денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг были ниже среднероссийского, а у остальных превышали его от 2,24 в Республике Саха (Якутия) до 2,52 – в Магаданской области.

Эти данные соответствуют среднедушевым доходам жителям ДФО (табл. 5). Из таблицы следует, что в 2012 году среднедушевые денежные доходы жителей ДФО составили 25098 руб., что на 10% превысило доходы в Российской Федерации и доходы жителей округа за 2011 год. Это лишь несколько превысило официальный уровень инфляции за 2012 год (6,6%) [http://gks.ru/].

Рис. 14. Рейтинг субъектов ДФО по отношению денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг по итогам 2012 года

Рис. 14. Рейтинг субъектов ДФО по отношению денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг по итогам 2012 года

Таблица 5. Среднедушевые денежные доходы населения субъектов ДФО за 2011-2012 гг.

Субъект Федерации

Среднедушевые доходы (руб.)

2012 г. к 2011 г.

(в %)

2011

2012

1

Российская Федерация*

20780,0

22 880,4

110

2

Дальневосточный федеральный округ

22886,7

25098,8

110

3

Чукотский автономный округ

43049,4

43161,7

100

4

Магаданская область

30452,1

35995,9

118

5

Сахалинская область

32268,2

33355,1

103

6

Камчатский край

28964,9

30485,1

105

7

Республика Саха (Якутия)

25616,9

27966,0

109

8

Хабаровский край

23766,2

25853,5

109

9

Амурская область

17789,7

21575,4

121

10

Приморский край

19159,7

20962,9

109

11

Еврейская автономная область

16525,3

18158,1

110

Примечание:* Россия 2013: Стат. Справочник / Росстат. – М., 2013. – 62 с.

В период с 2011 по 2012 год самый большой рост доходов населения отмечался в Амурской (21%) и Магаданской (18%) областях. В Республике Саха (Якутия), Хабаровском и Приморском краях рост доходов составил в пределах 9%. Наиболее низкий рост доходов отмечался у жителей Сахалинской области (3%) и в Камчатском крае (5%). В этих регионах рост доходов населения не превысил уровень инфляции. Рост доходов отсутствовал у жителей Чукотского автономного округа.

По данным института экономических исследований ДВО РАН, в 1995-2010 гг. номинальная заработная плата в экономике дальневосточного региона в среднем увеличилась в 32,3 раза, а в среднем по России – в 44,9 раза. Если в 1995 году среднедушевые номинальные денежные доходы населения на Дальнем Востоке превышали среднероссийский уровень на 24,1%, то после кризиса 1998 года это превышение сократилось до восьми процентов. В настоящее время номинальные денежные доходы населения дальневосточного региона составляют чуть выше 80%, а реальные доходы – 40% от среднероссийского уровня [26].

Таким образом, анализ социально-экономического положения Хабаровского края за период с 2008 по 2012 гг. свидетельствует о том, что в указанный период времени регион динамично развивался. Объем производства валового регионального продукта превысил докризисный период более, чем на 10%. В 1,5 раза увеличились индекс промышленного производства, инвестиции в основной капитал и грузооборот транспорта, что значительно превысило таковые показатели по РФ. Основными источниками прироста ВРП в крае явились транспорт и связь, строительство и промышленное производство. Объем инвестиций в крае также увеличился в 1,5 раза. По инвестиционной привлекательности среди субъектов ДФО Хабаровский край занимает третье место. В крае существенно возросли объемы деревообработки, добычи золота и серебра, быстрыми темпами растет авиастроение. Все это позволяет ежегодно в крае принимать социально ориентированный бюджет, в котором удельный вес расходов на социально-культурную сферу составляет более 60%.

Об этом же свидетельствуют и результаты исследования группы ученых Тихоокеанского государственного университета [2]. Проводился анализ и оценка реального сектора экономики Хабаровского края на основе мониторинга производственных показателей развития края за 2009-2012 годы. Авторы отметили, что в 2012 году показатели имели положительную динамику и оказались выше общероссийских, в частности:

а) валовой региональный продукт в сопоставимой оценке вырос на 4,3 %;

б) промышленность – на 10,6 %;

в) грузооборот транспорта – на 8,5 %;

г) объем розничной торговли – на 4,9 %.

Авторы также отметили, что за первое полугодие 2013 года имела место тенденция роста экономики по сравнению с соответствующим периодом 2012 года. За первое полугодие отмечается увеличение грузооборота на 35,9%, рост промышленного производства – на 2,7%, в обрабатывающем секторе производство увеличилось на 3%.

Подводя итоги 2013 года, Губернатор Хабаровского края В.И. Шпорт отметил, что Хабаровский край – один из самых экономически перспективных регионов не только в масштабах страны, но и по самым высоким общемировым критериям. 2013 год завершился уверенным ростом региональной экономики. Во многом это стало возможным за счет увеличения объемов выпуска продукции машиностроения и перерабатывающих производств. На предприятиях Хабаровского края создаются океанские и речные суда, самолеты, подъемно-транспортное оборудование, кабельные изделия, производится ремонт судов, строительной и автомобильной техники. Край занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. Индекс промышленного производства в регионе составил 104,9%. Для сравнения, в ДФО этот показатель составил 103,3%, по России – 100%.

Наибольший вклад в экономику края вносят авиа- и судостроители. Возросла добыча золота и платины. Введен в эксплуатацию гидрометаллургический комбинат в Амурске мощностью 5,5 тонны золота. В Николаевском районе начал работу обогатительный комбинат на месторождении Белая гора. В угольной отрасли завершается строительство обогатительной фабрики, что позволит уже в 2014 году значительно повысить качество ургальского угля, его конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках. Грузооборот транспортного комплекса на треть превысил соответствующий уровень прошлого года.

Устойчиво развивается предпринимательский сектор. В этой сфере в крае занято почти 30% населения. В регионе принята новая долгосрочная программа поддержки малого и среднего бизнеса.

Реальные денежные доходы населения Хабаровского края выросли к соответствующему периоду прошлого года на 7,5%, в то время как в среднем по России – на 5%. Поэтапно растут зарплаты работников здравоохранения, культуры, социального обслуживания.

Таким образом, Хабаровский край, наряду с другими субъектами ДФО, относится к территориям со значительным образовательным, научно-техническим и промышленным потенциалом, которые в ближайшее время станет основой для модернизации экономики региона, его опережающего развития на основе кооперации со странами Азиатско-Тихоокеанского бассейна.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Как вы думаете: какова опасность распространения вируса оспы обезьян?

Высокая, это может привести к новой пандемии
Низкая, единичные случаи заболевания не несут глобальной угрозы
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.