Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 3. Модернизация здравоохранения Хабаровского края 3.1. Нормативное правовое и ресурсное обеспечение модернизации здравоохранения Хабаровского края

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Модернизация здравоохранения Хабаровского края / 3. Модернизация здравоохранения Хабаровского края 3.1. Нормативное правовое и ресурсное обеспечение модернизации здравоохранения Хабаровского края
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 5343; прочтений - 2901
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

3. Модернизация здравоохранения Хабаровского края 3.1. Нормативное правовое и ресурсное обеспечение модернизации здравоохранения Хабаровского края

Постановлением Правительства края от 31 марта 2011 года № 84-пр утверждена краевая программы «Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы» (в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 21.07.2011 № 237-пр).

Основание для разработки Программы модернизации здравоохранения края (далее – Программа) стал Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.

Целью Программы явилось обеспечение населения Хабаровского края качественной, доступной и безопасной медицинской помощью.

Исходя из медико-демографической ситуации, были определены приоритеты Программы:

- повышение доступности первичной и специализированной медицинской помощи жителям отдаленных северных районов, малых городов и сельской местности, развитие профилактической направленности медицинской помощи;

- охрана здоровья матери и ребенка;

- совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями;

- совершенствование оказания медицинской помощи больным с социально значимыми заболеваниями, в том числе больным с онкологическими, психическими заболеваниями, больным туберкулезом;

- организация оказания медицинской помощи больным заболеваниями мочеполовой системы.

Основные мероприятия Программы модернизации были направлены на:

- укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;

- внедрение современных информационных систем в здравоохранении;

- внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

При подготовке Программы были проведены инвентаризация основных фондов краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения края, анализ состояния здоровья населения, обеспеченность учреждений медицинскими кадрами.

В реализации программы участвовали 122 медицинских организации, в том числе 89 муниципальных учреждений здравоохранения.

Приведение материально-технической базы учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи осуществлялось за счет завершения строительства, проведения капитального ремонта и приобретения медицинского оборудования.

На начало реализации Программы 292 здания или 40% от общего числа (726 зданий) нуждались в реконструкции и капитальном ремонте. Перечень учреждений здравоохранения, отобранных для укрепления материально-технической базы, сформирован в соответствии с определенными в Программе приоритетными направлениями на основании заявок, представленных муниципальными районами края.

Мероприятие по завершению строительства ранее начатых объектов выполнено в полном объеме в 2011 году. Введена в эксплуатацию пристройка к зданию Детской инфекционной больницы управления здравоохранения администрации г. Хабаровска. Общая стоимость объекта составила 234,5 млн рублей, средства Программы – 45,6 млн рублей.

Завершен ремонт на 135 объектах, в 55 учреждениях здравоохранения края.

На начало реализации Программы в замене нуждалось свыше 13 тыс. единиц медицинского оборудования с износом более 75%. Потребность в оснащении медицинским оборудованием сформирована на основе утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации порядков оказания медицинской помощи и на основании имеющейся потребности в замене морально и физически устаревших аппаратов. Всего поставлено 2396 единица оборудования для 75 учреждений здравоохранения края. Оборудованием ГЛОНАСС оснащены 24 центральных станций скорой медицинской помощи и 213 машин скорой медицинской помощи.

В результате реализации мероприятий Программы “Внедрение современных информационных систем в здравоохранении” было приобретено и введено в эксплуатацию 4650 единиц компьютерного оборудования в 83 учреждениях здравоохранения края. Во всех учреждениях края построены локально-вычислительные сети общим количеством 1693 рабочих места, организованы защищенные каналы связи: 50 медицинских организаций (далее организации) используют АПКШ “Континент”, 74 лечебных учреждений применяют АПК VipNet.

В рамках мероприятия “Обмен телемедицинскими данными” Программы в учреждения здравоохранения края приобретено 46 коллективных видеотерминалов, на базе Детской краевой клинической больницы им. профессора А.К. Пиотровича создан головной центр телемедицинских консультаций, установлен сервер видеоконференцсвязи.

В 61 медицинской организации края, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, внедрен в эксплуатацию сервис “Запись на прием к врачу в электронном виде”, позволяющий через Единый портал государственных и муниципальных услуг осуществлять запись пациентов на прием к врачам.

Медицинский информационно-аналитический центр осуществляет постоянный мониторинг сервиса “Запись на прием к врачу в электронном виде”. Организована горячая линия по вопросам записи на прием к врачу в электронном виде, прорабатывается вопрос о создании единого call-центра на базе многофункционального центра.

В 5 учреждениях здравоохранения края, имеющих диагностические модальности с поддержкой формата цифровых медицинских изображений Dicom, закуплена и внедрена радиологическая информационная система.

Интеграции с Единой государственной информационной системы здравоохранения подлежат следующие информационные системы:

1. Медицинские информационные системы (далее – МИС). В медицинских организациях края внедрены программные продукты:

1.1. МИС “Интрамед” – Территориальный консультативно-диагностический центр, Перинатальный центр, Консультативно-диагностический центр "Вивея", Краевой клинический центр онкологии;

1.2. МИС “Пациент” – Краевая клиническая больница № 2, Онкологический диспансер г. Комсомольск-на-Амуре;

1.3. МИС “Медиалог” – 81 организация, работающая в системе обязательного медицинского страхования, в том числе 66 лицензий приобретено в рамках реализации краевой программы “Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы”.

2. Регистр медицинских и фармацевтических работников. В 83 медицинских организациях установлен программный продукт “Единая информационная система кадрового учета медицинских работников”.

3. Система ведения паспортов медицинских учреждений. В 83 организациях введен в промышленную эксплуатацию программный продукт “Электронный паспорт медицинских учреждений Хабаровского края”.

4. Система управленческого учета административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций.

Основной целью внедрения стандартов медицинской помощи являлось повышение качества медицинской помощи за счет внедрения современных медицинских технологий, расширения возможностей для приобретения дорогостоящих лекарственных средств и расходных материалов в количестве, необходимом для лечения больных. Дополнительные финансовые средства позволяют увеличить заработную плату медицинских работников, тем самым стимулируя более качественный труд. Реализация мероприятий по внедрению стандартов медицинской позволяла планировать и обосновывать объемы медицинской помощи и затраты на нее, защищать права пациентов при разрешении спорных вопросов. Использование стандартов дало возможность осуществлять оценку и  контроль качества медицинской помощи на основе единых подходов.

В мероприятиях по внедрению стандартов принимали участие все организации здравоохранения, реализующие Территориальную программу государственных гарантий вне зависимости от формы собственности. Из 58 учреждений 3 были учреждения частной и негосударственного сектора.

Для внедрения стандартов медицинской помощи были определены наиболее приоритетные классы заболеваний, перечень которых входит в базовую программу ОМС, максимально влияющие на формирование показателя смертности населения и госпитальную летальность. К ним отнесены семь классов заболеваний, которые суммарно дают более 80% всех смертей в Хабаровском крае: болезни системы кровообращения, новообразования, травмы, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, врожденные аномалии и пороки развития системы кровообращения.

По итогам 2011 года было внедрено 49 стандартов в 51 учреждении. Было пролечено 15 тыс. больных, что составило 5% от числа пролеченных в круглосуточном стационаре. В 2012 году внедрено 123 стандарта в 58 учреждениях, пролечено 54 тыс. пациентов.

Дополнительно к средствам Территориальной программы государственных гарантий на финансирование круглосуточной стационарной помощи в медицинские организации было направлено 951,5 млн рублей. Данные средства направлены на повышение заработной платы медицинских работников и закупку медикаментов и расходных материалов.

Количество медицинских работников, получивших дополнительные стимулирующие выплаты, составило 6,8 тыс. человек, из них 1,9 тыс. – врачи и 4,9 тыс. – средний медицинский персонал. Размер заработной платы медицинских работников, участвующих в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, с учетом стимулирующих выплат составил у врачей 37,7 тыс. рублей и у средних медицинских работников – 24,4 тыс. рублей. Прирост заработной платы составил 23% к уровню 2010 года.

Наибольший удельный вес в структуре внедренных стандартов занимают заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания и травмы, их доля в структуре составила 53,7%.

Важное значение в реализации задачи внедрения стандартов имела подготовка коллективов медицинских работников к работе по оценке и оплате выполненной работы по результату, разработка критериев эффективности деятельности, формирование положений о порядке выплат стимулирующего характера и справедливому распределению заработанных финансовых средств. Внедрение стандартов подготовило основу для постепенного перехода к оплате труда медицинских работников по принципу эффективного контракта.

Основными итогами внедрения стандартов медицинской помощи стало:

  • внедрение в 59 учреждениях здравоохранения края стандартов оказания медицинской помощи;
  • повышение заработной платы медицинских работников;
  • внедрение во всех медицинских организациях, работающих в системе ОМС оплаты медицинской помощи, ориентированной на результат.

На реализацию мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в крае было направлено 1242,9 млн руб.

Перечень должностей специалистов и показатели оценки их деятельности были утверждены Правительством Хабаровского края. Отсутствие достаточного числа врачебных кадров в амбулаторном звене здравоохранения определило в рамках модернизации здравоохранения края порядок получения дополнительных выплат врачами-специалистами и средними медицинскими работниками и перечень должностей, имеющих право на выплаты.

Дефицит врачебных кадров в Хабаровском крае имеет место практически по всем специальностям. Получение дополнительных средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования и установленный в крае порядок оплаты амбулаторной медицинской помощи должен был расширить доступность амбулаторной помощи. Поэтому в вышеуказанный перечень были включены практически все должности, предусмотренные приказом Минздрава России № 541н. Исключение составили участковые врачи-терапевты, педиатры, врачи общей практики, фельдшеры, получающие дополнительные выплаты в рамках национального проекта «Здоровье». Как результат принятого решения, в крае был отмечен рост числа посещений в амбулаторно-поликлиническом звене в 2012 году в сравнении с 2010 годом более, чем на 500 тыс. в год.

Дополнительные денежные выплаты стимулирующего характера получили 6,1 тыс. человек. Сумма средств, направленных на эти цели за два года, составила 1014,7 млн руб. За период реализации программы средний размер дополнительных стимулирующих выплат врачам-специалистам составил 10,8 тыс. руб. в месяц и 4,9 тыс. руб. средним медицинским работникам. Размер заработной платы медицинских работников, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической помощи, с учетом стимулирующих выплат составил у врачей 36,5 тыс. рублей, у средних медицинских работников – 22,5 тыс. рублей.

С 2012 года 83 учреждения здравоохранения края реализовали задачу по поэтапному переходу на преимущественно одноканальное финансирование. Для учреждений здравоохранения края, участвующих в реализации данного мероприятия, Решением Тарифного соглашения был установлен дополнительный тариф на иные расходы, включающий расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, программного обеспечения и прочих услуг и осуществлялся в рамках межбюджетного трансферта, предоставляемого из краевого бюджета бюджету ХКФОМС на указанные цели. В 2012 году на эти цели было направлено 435,5 млн рублей из краевого бюджета (на 2011 год данное мероприятие не было предусмотрено). Это позволило наполнить структуру тарифа на оплату медицинской помощи за счет обязательного медицинского страхования вышеназванными статьями расходов.

Министерством здравоохранения края подготовлены и утверждены нормативные правовые акты и другие распорядительные документы, регламентирующие порядок реализации мероприятий Программы, в том числе:

1. Постановление Правительства Хабаровского края от 29 апреля 2011 года №124-пр «О мерах по реализации краевой программы «Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы», которым были утверждены:

- порядок реализации мероприятий краевой программы “Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы” и расходования средств, выделенных на ее реализацию;

- перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий краевой программы “Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы” по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи;

- методика оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий краевой программы “Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы” по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи;

- порядок сбора и обобщения информации, необходимой для формирования отчетности о реализации мероприятий, предусмотренных краевой программой “Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы”.

2. Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 23.06.2011 года № 389 -р “О составе координационного совета по реализации краевой программы “Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы”.

3.Постановление Правительства Хабаровского края от 06.07.2011 года №206-пр “О координационном совете по реализации краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы”.

4. Постановление Правительства Хабаровского края от 06.07.2011 года № 213-пр “Об утверждении Порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и муниципальных районов Хабаровского края на реализацию краевой программы “Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы”.

5. Приказ министерства здравоохранения края от 15.04.2011 года №7 “О мерах по реализации мероприятий краевой программы “Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы” по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения”.

6. Распоряжение министерства здравоохранения края от 01.05.2011 года №455-р “О предоставлении информации для формирования сводной отчетности о реализации мероприятий, предусмотренных краевой программы “Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы”.

7. Распоряжение министерства здравоохранения края от 15.04.2011года № 332-р “О проведении углубленной диспансеризации четырнадцатилетних подростков”.

8. Распоряжение министерства здравоохранения края от 17.05.2011 года № 481-р “Об утверждении порядка проведения углубленной диспансеризации четырнадцатилетних подростков”.

9. Распоряжение министерства здравоохранения края от 01.06.2011года №568-р “О реализации постановления Правительства Хабаровского края от 29.04.2011 года №124-пр”.

10. Распоряжение министерства здравоохранения края от 24.06.2011 года №658-р “О мерах по реализации приказа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 03.06.2011 года №3224- Пр/11 “Об организации и осуществлении мониторинга реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь на территории Российской Федерации” и другие.

Решением Хабаровской краевой комиссии по тарификации медицинских услуг утверждена методика и установлены дополнительные тарифы на оплату стационарной медицинской помощи в соответствии со стандартами ее оказания и дополнительные тарифы на оплату амбулаторной помощи, в том числе оказываемой врачами-специалистами на 2011 год в рамках Программы.

Для реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения на территории Хабаровского края министерством здравоохранения Хабаровского края в срок до 1 мая 2011 года заключены соответствующие соглашения с органами местного самоуправления края.

Утвержденная стоимость Программы на 2011-2012 гг. составляла 7880,7 млн. руб., в том числе средства ФФОМС составили 5133,5 млн руб. (65,1%), средства краевого бюджета – 1054,2 млн руб. (13,4%) и средства краевого фонда ОМС – 1693,0 млн руб. (21,5%); табл. 14.

По состоянию на 01 января 2014 года освоено средств всего 7877,2 млн руб. или 99,96 %, в том числе: средства  Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 5129,97 млн руб. (99,93%); средства консолидированного бюджета края – 1054,2 млн руб. (100%); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования – 1693,0  млн руб. (100%).

Использование субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования по направлениям региональной программы модернизации здравоохранения составили: на укрепление материально-технической базы – 2701,5 млн руб. (100%); на внедрение современных информационных технологий – 234,1 млн руб. (100%); на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами–специалистами, – 2194,4 млн руб. (99,8%).

Использование средств бюджета субъекта Российской Федерации по направлениям региональной программы модернизации здравоохранения составили: на укрепление материально–технической базы – 617,1 млн руб. (100%); на внедрение современных информационных технологий – 1680,0 млн руб. (100%); на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами–специалистами – 435,5 млн руб. (100%).

На развитие детской медицины по Программе освоено 1998,2 млн руб. (100%).

Таблица 14. Финансирование Программы модернизации в Хабаровском крае в 2011-2012 гг.

Таблица 14. Финансирование Программы модернизации в Хабаровском крае в 2011-2012 гг. 

В развитие Программы модернизации в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 № 2511-р “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие здравоохранения”, распоряжением Правительства Хабаровского края от 08 февраля 2013 № 52-рп “Об утверждении планов мероприятий (“дорожных карт”) повышения эффективности и качества услуг учреждений социальной сферы Хабаровского края” Правительством края утверждена государственная программ Хабаровского края “Развитие здравоохранения Хабаровского края” (далее – Программа).

Целью Программы явилось повышение доступности и качества медицинской помощи населению Хабаровского края, сохранение и улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни населения.

Для достижения цели были сформулированы следующие цели:

  • обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
  • предупреждение потерь здоровья населения, обусловленных воздействием факторов образа жизни;
  • повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
  • повышение эффективности деятельности службы родовспоможения и детства;
  • развитие медицинской реабилитации населения и обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
  • обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами, повышение престижа медицинских специальностей;
  • предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по льготному лекарственному обеспечению;
  • создание единого информационного пространства в системе здравоохранения;
  • обеспечение государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи;
  • укрепление материально-технической базы медицинских организаций края.

Программа включала следующие подпрограммы:

  • Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи;
  • Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
  • Охрана здоровья матери и ребенка;
  • Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
  • Кадры здравоохранения;
  • Совершенствование системы лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях;
  • Развитие информатизации в здравоохранении.

Приоритетными направлениями Программы явились мероприятиями по оказанию паллиативной помощи, в том числе детям, развитие государственно-частного партнерства и совершенствование системы территориального планирования в сфере здравоохранения.

Планировалась реализация подпрограмм в 2 этапа: I этап: 2013-2015 годы; II этап: 2016-2020 годы.

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы, составил 396,2 млрд. руб., т.ч. средства краевого бюджета – 107,8 млрд. руб., Хабаровского краевого фонда ОМС – 149,4 млрд. руб., федерального бюджета – 6,9 млрд. руб. и пр.

К целевым показателям оценки эффективности Программы отнесены следующие конечные результаты:

  • снижение смертности населения от всех причин до 11,8 случая на 1 тыс. населения;
  • увеличение продолжительности активной жизни населения до 75 лет;
  • снижение материнской смертности до 5,7 случая на 100 тыс. родившихся;
  • снижение младенческой смертности до 7,5 случая на 1000 родившихся живыми;
  • снижение смертности населения от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий до 8,9 случая на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности населения от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности населения от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс. населения;
  • снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 10,0 литров на душу населения;
  • снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 25 процентов;
  • снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков до 15 процентов;
  • снижение заболеваемости туберкулезом до 90,0 случаев на 100 тыс. населения;
  • обеспеченность населения края врачами до 41,0 на 10 тыс. населения;
  • обеспеченность населения края средним медицинским персоналом до 92,54 на 10 тыс. населения;
  • доведение соотношения численности врачей к численности среднего медицинского персонала 1 к 2,6;
  • доведение соотношения средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Хабаровском крае до 200 процентов;
  • доведение соотношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Хабаровском крае до 100 процентов;
  • доведение соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Хабаровском крае до 100 процентов.

Медицинская помощь жителям края в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи оказывается в 130 медицинских организациях края, в том числе: 83 медицинских организациях I уровня, 35 – II уровня и 12 – III уровня.

В рамках территориальной программы бесплатно предоставляются:

- первичная медико-санитарная помощь;

- скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Территориальная программа содержит перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования государственных, муниципальных медицинских услуг, оказываемых населению края за счет средств краевого бюджета, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений. Территориальная программа содержит территориальные нормативы объемов оказания различных видов медицинской помощи, обеспечивающих реализацию государственных, муниципальных медицинских услуг, и финансовые нормативы затрат на их оказание.

За пять последних лет в рамках поэтапной реструктуризации коечного фонда края количество круглосуточных стационарных коек по учреждениям здравоохранения, участвующим в реализации территориальной программы, было сокращено более чем на 800. Повысилась эффективность использования коечного фонда: среднегодовая занятость койки увеличилась до 325 дней в году, до 12,8 дня уменьшилась средняя длительность пребывания больного на койке.

В 2012 году стационарную медицинскую помощь населению оказывали 89 медицинских организаций. Из них 86,5% – учреждения государственной и муниципальной форм собственности, 10,1% – федеральной, 3,4% – негосударственной.

Общее количество стационарных коек в учреждениях здравоохранения края, участвующих в реализации территориальной программы, в 2012 году составило 11417, обеспеченность койками – 85,0 на 10 тыс. населения.

В течение 2011-2012 гг. в рамках Программы модернизации здравоохранения были продолжены мероприятия по оптимизации коечной сети учреждений, а также по приведению коек по различным профилям в соответствие потребностям края и требованиям, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации. Так, увеличено количество кардиологических коек с 440 до 551, неврологических – с 460 до 651. Плановое количество стационарных коек в учреждениях здравоохранения края, участвующих в реализации территориальной программы, в 2013 году составило 10752, что соответствует потребности края в круглосуточной стационарной медицинской помощи с учетом географических и транспортных особенностей края, уровня заболеваемости населения.

При удовлетворительных показателях обеспеченности населения круглосуточными койками сохранялся дисбаланс между различными профилями коек и отделений. В крае существует избыток коек по ряду профилей (гематология, травматология-ортопедия, нейрохирургия, офтальмология, дерматология, акушерство-гинекология, включая койки для беременных и рожениц).

Вместе с тем до 30% объемов медицинской помощи по профилям нейрохирургия, офтальмология, онкогематология предусмотрено для пациентов, застрахованных других субъектах Российской Федерации: Еврейская автономная область, Магаданская, Сахалинская области и других. Возмещение затрат на их лечение осуществляется в рамках межтерриториальных расчетов.

В крае превышена по сравнению со средними нормативами коечная сеть для беременных и рожениц. Сохраняющийся в Хабаровском крае высокий уровень младенческой смертности определяет необходимость сохранения родовспомогательных коек учреждений здравоохранения края, расположенных в районах с недостаточной транспортной доступностью.

По таким профилям, как психиатрия, психиатрия-наркология, паллиативная медицинская помощь существует дефицит коечного фонда. Существующая сеть учреждений, оказывающих психиатрическую и наркологическую помощь, представлена зданиями постройки 60-х годов и не имеет резерва для расширения числа коек для данной категории больных. Мероприятия настоящей программы включают строительство нового корпуса для психических и наркологических больных.

Дальнейшую оптимизацию коечного фонда в крае планируется провести за счет следующих мероприятий:

- создание межтерриториальных медицинских центров;

- приведение средней длительности пребывания больного на койке рекомендуемым нормативам за счет внедрения инновационных медицинских технологий;

- дальнейшее увеличение объемов стационарозамещающих технологий;

- перепрофилирование избыточных по отдельным профилям коек в койки паллиативной медицинской помощи, включая койки сестринского ухода.

Результативность и эффективность деятельности учреждений здравоохранения края, обеспечение населения качественной и эффективной медицинской помощью и улучшение качественных показателей состояния его здоровья в значительной степени определяется кадровым потенциалом, уровнем профессиональной квалификации медицинских работников.

Подготовка медицинских кадров для здравоохранения Хабаровского края осуществляется в трех образовательных учреждениях высшего и среднего специального образования. К ним относятся государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» министерства здравоохранения Российской Федерации (ректор – В.П. Млочный), краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» министерства здравоохранения Хабаровского края (ректор – Г.В. Чижова) и государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский государственный медицинский колледж» министерства здравоохранения Хабаровского края (директор – В.Н. Ситников); рис. 56.

Дальневосточный государственный медицинский университет является старейшим вузом Дальнего Востока, создан на основании Постановления СНК РСФСР от 24 мая 1929 г. № 65. В соответствии с этим постановлением 7 декабря 1929 года Президиум краевого исполнительного комитета вынес решение о строительстве высших учебных заведений в г. Хабаровске, в том числе об открытии медицинского института. 2 октября 1930 года 106 студентов 1 курса приступили к плановым занятиям в институте. В настоящее время университет ежегодно выпускает более 400 специалистов, в том числе в учреждения здравоохранения края около 200 человек.

Для обеспечения образовательной деятельности в сфере подготовки специалистов высшего и среднего медицинского образования университет имеет 7 факультетов и медико-фармацевтический колледж.

На послевузовском уровне лицензией предусмотрена подготовка: в аспирантуре по 26 специальностям; в ординатуре по 68 специальностям; в интернатуре по 33 специальностям.

По программам дополнительного образования реализуются следующие проекты: преподаватель высшей школы – свыше 1000 часов; подготовка к поступлению в вуз – до 2 лет; профессиональная переподготовка по профилю основных образовательных программа вуза – свыше 500 ч.; повышение квалификации по профилю основных образовательных программам вуза – от 72 до 500 часов.

В вузе работают два член-корреспондента РАМН, семь сотрудников являются академиками и член-корреспондентами РАЕН и других общественных академий. Процент остепененности профессорско-преподавательского состава превышает установленный лицензией норматив (60%).

Рис. 56. Подготовка кадров здравоохранения в Хабаровском крае 

Рис. 56. Подготовка кадров здравоохранения в Хабаровском крае

Для выполнения научно-исследовательских работ в университете имеется центральная научно-исследовательская лаборатория.

В вузе имеется собственная библиотека с читальным залом на 200 посадочных мест. Общий фонд собственной библиотеки составляет – 632115 экз., из них учебной и учебно-методической – 246531; научной – 156860.

Для реализации образовательных программ в университете оборудованы 10 компьютерных классов, около 400 компьютеров используется в учебном процессе, создано 6 локальных сетей с подключением более 150 компьютеров, имеется доступ к сети Internet.

Для ведения образовательной деятельности в оперативном пользовании университета имеется 3 учебных корпуса, стоматологическая поликлиника «Уни-Стом», консультативно-диагностическая поликлиника.

Клиническими базами университета являются 43 лечебно-профилактических учреждения г. Хабаровска и Хабаровского края (из них 15 поликлиник и 28 стационаров) с коечным фондом 6334 койки.

Университет имеет договоры о сотрудничестве с университетами Японии, Германии, США, КНР и проводит с ними совместную деятельность по основным медицинским направлениям.

Все обучающиеся по бюджету иногородние студенты и слушатели обеспечены общежитиями.

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» министерства здравоохранения Хабаровского края. Институт организован в соответствии с Постановлением главы администрации Хабаровского края В.И. Ишаева от 4 июня 2001 года № 219. Институт сегодня – это 2 факультета и 172 образовательные программы. Обучение проводится на 21 кафедре. Институт располагает учебными аудиториями, оснащенными современной аудио-, видеоаппаратурой, лекционными залами с устройства для синхронного перевода, проведения телеконференций, демонстрации операций из оперблока больницы, собственной клинической базой – стоматологическая клиника, научной библиотекой, в которой сосредоточены необходимые для повышения квалификации информационные источники с фондом в 26000 единиц хранения. В технологии обучения используются лекции и мастер-классы ведущих ученых и клиницистов из различных городов России, ближнего и дальнего зарубежья и пр. В стенках института ежегодно проходят обучение более 6000 слушателей.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский государственный медицинский колледж» – одно из старейших учебных заведений Хабаровского края, основано в 1936 году. Учебное заведение прошло путь от фельдшерско-акушерской школы до современного многопрофильного учебного заведения повышенного уровня – колледжа. Подготовка в колледже ведется по специальностям базового и повышенного уровня – «лечебное дело», «сестринское дело», «лабораторная диагностика», «акушерское дело», «фармация», «стоматология ортопедическая», «стоматология профилактическая». В колледже осуществляется повышение квалификации и переподготовка по всем специальностям среднего медицинского образования. Колледж имеет филиалы в гг. Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре. Ежегодный выпуск составляет более 300 специалистов.

Вместе с тем, в отрасли сохраняется неблагоприятная динамика возрастного состава врачей. Имеющееся увеличение процента молодых специалистов в учреждениях здравоохранения края, особенно в сельской местности, за последние годы происходит на фоне опережающего роста числа врачей пенсионного возраста.

Штатная численность персонала учреждений здравоохранения края на 01 января 2013 года составляла 51133 штатных единицы. В учреждениях здравоохранения края работало 31282 человека.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом численность медицинских работников снизилась на 3%. Соотношение численности врачей к численности среднего медицинского персонала остается стабильное – 1:1,9. Показатель обеспеченности населения врачами составил 41,7 и средним медицинским персоналом – 79,4 на 10 тыс. населения. Показатель укомплектованности учреждений здравоохранения врачами, средним и младшим медицинским персоналом (без учета совместительства) в целом по краю составляет 56,8%, средним медицинским персоналом – 61,3%. Коэффициент совместительства медицинских работников сохранился на уровне 2011 года и составил среди врачей – 1,6, среди средних медицинских работников – 1,5.

В 2012 году дефицит врачей составил 2807 человек, или 35,3% от потребности (7961человек), в том числе в амбулаторно-поликлинических учреждениях – 1728 человек (35,6%), в стационарных учреждениях – 1079 человек (34,7%). Дефицит средних медицинских работников составил 7677 человек или 43,1% от потребности.

При этом по муниципальным районам отклонение фактической численности средних медицинских работников от потребности составляет 733 человека, или 18,9%, из них 37,6% приходится на фельдшеров.

В первую очередь это обусловлено отдаленностью основной части населенных пунктов края, неразвитой транспортной инфраструктурой, социально-бытовыми условиями проживания медицинских работников в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.

В структуре медицинского персонала учреждений удельный вес специалистов до 36 лет с высшим медицинским образованием составляет 20,9%, со средним медицинским образованием – 24,9%. На возрастную группу пенсионного возраста приходится 27,3 и 21,7% соответственно. Среди врачебного персонала численность лиц пенсионного и предпенсионного возраста достигала 43%. Ежегодно отрасль здравоохранения края покидают в связи с выходом на пенсию в среднем более 100 медицинских работников.

По состоянию на 01 января 2013 года имели сертификаты 96,5% врачей и 94,9% средних медицинских работников. Удельный вес врачей, имеющих квалификационную категорию, составил 59,1%, средних медицинских работников – 47%. В крае 170 работников учреждений здравоохранения края имеют ученые степени кандидата и доктора медицинских наук.

Размер среднемесячной начисленной заработной платы работников краевых государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения за 2012 год составил 24,2 тыс. рублей, или 81,2% по отношению к средней заработной плате по региону, в том числе по категориям персонала:

- врачи – 43,3 тыс. рублей или 145,3% по отношению к средней заработной плате по региону;

- средний медицинский персонал – 24,4 тыс. рублей или 81,8% к средней заработной плате по региону;

- младший медицинский персонал – 12,8 тыс. рублей или 42,9% к средней заработной плате по региону.

Достичь данных показателей позволила краевая программа “Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы”, в рамках которой за два года на выплаты стимулирующего характера медицинским работникам было направлено 2,8 млрд. рублей.

Меры материальной поддержки медицинских работников реализуются в рамках Федерального закона от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, в части, касающейся предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт.

Основные направления кадровой политики по отрасли “Здравоохранение” определены постановлением Губернатора Хабаровского края от 22 сентября 2008 № 131 “О мерах по реализации кадровой политики в сфере здравоохранения на территории Хабаровского края на 2009-2013 годы”.

В качестве первостепенных и значимых мер в постановлении были предусмотрены мероприятия по:

- планированию, прогнозированию и мониторингу текущих потребностей в кадровых ресурсах отрасли здравоохранения края;

- привлечению в отрасль здравоохранения края молодых специалистов;

- повышению профессионального уровня работников здравоохранения;

- повышению уровня жизни и социальной защищенности работников отрасли здравоохранения края.

В соответствии с Законом Хабаровского края от 26 ноября 2008 № 222 “Об основах новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края” с 01 апреля 2009 года в отрасли введена новая система оплаты труда.

Структура заработной платы работников включает в себя базовый должностной оклад по профессиональным квалификационным группам, гарантированные трудовым законодательством компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Минимальный базовый должностной оклад для работников краевых государственных учреждений здравоохранения установлен в размере 3400 рублей, максимальный оклад – 5775 рублей (должности руководителей структурных подразделений.

При введении новой системы оплаты труда расходы учреждений на оплату труда были увеличены с 01 апреля 2009 года на 10%.

В связи с разграничением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления новая система оплаты труда в городских округах и муниципальных районах края вводилась в разные сроки в зависимости от финансовых возможностей муниципальных бюджетов, что привело к значительной территориальной дифференциации заработной платы. Должностные оклады при выполнении работы одной квалификации значительно отличались по районам края. Оклады медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска были на 30% ниже, чем в краевых, а по общеотраслевым должностям и профессиям рабочих наоборот – оклады в краевых учреждениях ниже, чем в муниципальных учреждениях.

Также существенно изменилась дифференциация базовых должностных окладов по сравнению с ранее действовавшей системой оплаты труда. Если в прежних условиях коэффициент тарифной ставки врача к тарифной ставке медицинской сестры составлял 1,8, то в новых условиях в среднем по краю он составил 1,2. Дифференциация окладов врача и санитарки в прежних условиях составлял 2,9, в новых условиях – 2,0.

С 01 октября 2010 года в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 24 сентября 2010 № 266-пр “Об увеличении фонда оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края” расходы на оплату труда работников бюджетной сферы были увеличены на 10%.

В рамках реализации Программы модернизации увеличение уровня заработной платы медицинских работников планировалось обеспечить не только за счет увеличения бюджетных ассигнований, но также за счет оптимизации сети и структуры учреждений, штатной численности, внедрения стандартов медицинской помощи и создания системы управления качеством.

Таким образом, анализ деятельности системы здравоохранения края позволил определить ключевые проблемы региона, влияющие на эффективное развитие отрасли: недостаточный уровень качества предоставляемых услуг в сфере здравоохранения; низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения; несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование; низкая обеспеченность врачебными кадрами; недостаточный уровень внедрения информационных систем в деятельность отрасли из-за отсутствия высокоскоростных каналов связи в отдаленных муниципальных районах края и отсутствие интеграции отдельных информационных систем.

Распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 23 августа 2012 № 883-р утверждено Положение о трехуровневой системе оказания медицинской помощи населению Хабаровского края (рис. 57).

Трехуровневая система обеспечивает этапность оказания медицинской помощи населению Хабаровского края с соблюдением принципов территориальности и профилактической направленности:

- I уровень: медицинская помощь первого уровня предоставляется населению края в медицинских учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: в фельдшерско-акушерских пунктах, здравпунктах предприятий, образовательных учреждений, во врачебных амбулаториях, офисах врачей общей практики (семейных врачей), территориальных поликлиниках.

Направление пациентов для получения консультативной либо стационарной медицинской помощи осуществляется по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.

- II уровень: медицинская помощь представляется населению края в медицинских учреждениях, оказывающих первичную специализированную, специализированную медицинскую помощь, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи: в консультативно-диагностических отделениях поликлиник, центрах, в том числе с использованием стационарозамещающих форм по специализированным профилям.

Рис. 57. Маршрутизация пациентов Хабаровского края при оказании медицинской помощи

Рис. 57. Маршрутизация пациентов Хабаровского края при оказании медицинской помощи

Медицинские учреждения второго уровня осуществляют консультативно-диагностическую и лечебную помощь населению края по направлению специалистов медицинских учреждений первого уровня, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.

- III уровень: медицинская помощь предоставляется населению края в медицинских учреждениях, осуществляющих стационарную медицинскую помощь, в том числе специализированную, высокотехнологичную медицинскую помощь. Медицинская помощь оказывается в городских, центральных районных, районных и участковых больницах, в том числе с использованием стационарозамещающих форм по специализированным профилям.

Медицинские учреждения третьего уровня осуществляют консультативно-диагностическую и лечебную помощь населению края по направлению специалистов медицинских учреждений первого и второго уровня, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.

Медицинские учреждения третьего уровня осуществляют организационно-методическую функцию по организации специализированной медицинской помощи соответствующего профиля.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Доверяете ли вы вакцинам от COVID-19?

Да, доверяю всем вакцинам
Да, доверяю, но только отечественным вакцинам
Да, доверяю, но только зарубежным вакцинам
Не доверяю всем вакцинам
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.